ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГИПЕРДИНАМИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ
|
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом 7
1.1. Понятие феномена гипердинамический синдром в зарубежной и
отечественной литературе 7
1.2 Особенности проявления гипердинамического синдрома в дошкольном
возрасте 24
1.3 Психолого-педагогическое сопровождение детей с гипердинамическим
синдромом 31
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом 42
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 47
2.3. Программа психолого - педагогической коррекции синдрома дефицита
внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста 51
Заключение 60
Список литературы 63
Приложения 69
1.1. Понятие феномена гипердинамический синдром в зарубежной и
отечественной литературе 7
1.2 Особенности проявления гипердинамического синдрома в дошкольном
возрасте 24
1.3 Психолого-педагогическое сопровождение детей с гипердинамическим
синдромом 31
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом 42
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 47
2.3. Программа психолого - педагогической коррекции синдрома дефицита
внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста 51
Заключение 60
Список литературы 63
Приложения 69
Аннотация
К выпускной квалификационной работе: «Психолого - педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом».
Выпускная квалификационная работа выполнена на 68 листах машинописного текста (без учета приложений).
Количество диаграмм - 6
Количество таблиц -1 (без учета приложений).
Ключевые термины: синдром дефицита внимания и гиперактивности, особенности проявления гипердинамического синдрома у детей дошкольного возраста, психолого - педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом в условиях учреждения дополнительного образования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
В теоретической части рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к определению гипердинамического синдрома как психологического феномена, описаны особенности его проявления у детей дошкольного возраста, определены основные направления работы по психолого - педагогическому сопровождению детей с гипердинамическим синдромом.
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления гипердинамического синдрома у детей дошкольного возраста и разработанная автором Программа психолого - педагогической коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.
В заключении подведены итоги работы в соответствии с поставленными задачами.
В последнее время всё больше начинают уделять внимание проблеме детей с гипердинамическим синдромом. Об это свидетельствуют постоянно растущее количество публикаций на эту тему. Причиной этому явлению является катастрофический рост числа детей активных и гиперактивных детей. В области медицины, психологии и педагогики гипердинамический синдром является объектом исследований.
Необходимость разработки, усовершенствования диагностических методов выявления таких детей - основные задачи для учёных и практиков. Появилась важность в изучении основных сведений о проявлении, причине, признаках данного расстройства; в практике и внедрении психокоррекционной работы в образовательные и воспитательные процессы; в просвещении родителей и педагогов в вопросах оказания помощи и поддержки ребёнку, у которого существуют проблемы в поведении.
В современное время существует противоречие между значимостью психокоррекционной работы и психодиагностической работы с детьми, которые страдают гипердинамическим синдромом, и недостаточной разработанностью теории и практики данной проблемы в практической деятельности педагога-психолога.
Однако, как бы ни была названа проблема, она существует и её нужно решать. Число детей с гипердинамическим синдромом растет, родители всё чаще не осознают своей роли помощи ребёнку, педагоги не знают методов и приёмов работы с такой категорией детей.
За рубежом, а теперь и в России, педагоги и психологи всё часто обращаются именно к этой проблеме. Это связано с тем, что данное расстройство диагностируется у 5-10% детей, и число это постоянно увеличивается. Этим объясняется актуальность исследования.
Цель: на основе научно-теоретического и эмпирического изучения особенностей гипердинамического синдрома у детей дошкольного возраста разработать программу психолого - педагогического сопровождения и определить условия её реализации.
Объект исследования: гипердинамический синдром у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого - педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной литературы в отечественной и зарубежной психологии по проблеме гипердинамического синдрома.
2. Спланировать, организовать и провести исследование изучения гипердинамического синдрома у детей дошкольного возраста.
3. Обработать результаты исследования и на основании этих результатов сделать выводы.
4. Разработать и апробировать программу психолого - педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическая программа
сопровождения детей дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом позволит снизить проявления гипердинамического синдрома (уровень гиперактивности, импульсивности и невнимательности).
Теоретико - методологическая основа
Основным принципом данной работы явился комплексный подход к развитию личности, основоположником которого считается Б.Г. Ананьев. В рамках данного подхода личность рассматривается как сочетание характеристик человека как индивида, как субъекта деятельности и как личности. [2]
Методологической основой исследования так же являются основополагающие принципы психологии: детерминизма - психические явления, вызванные воздействием внешних факторов, обуславливают некоторые поведенческие реакции человека (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс, И.М. Сеченов и др), взаимодействия и развития - взаимоопределяющие, неотделимые друг от друга принципы, объясняющиеся тем фактом, что структура мира немыслима без их влияния друг на друга, как развивающий результат процесса взаимодействия. [41]
Методологию исследования составили труды следующих учёных, обращавшихся к феномену гипердинамического синдрома у детей: М.И. Буянов, В.И. Гарбузов, В.П. Кащенко, Н.И. Озерецкий, В.М. Трошин, О.В. Халецкая. [52]
Методы и методики, применяемые в исследовании. В соответствии с целью, задачами, предметом, объектом и гипотезой исследования применялись следующие методы:
1. Теоретические: теоретический анализ научной литературы.
2. Эмпирические: анализ документов, тестирование.
3. Математико-статистические и интерпретационные методы обработки данных.
В ходе исследования для реализации поставленных задач нами использованы следующие методики:
1. Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин). [11]
2. Методика «Проставь значки» (Р.С. Немов);
3. Методика «Запомни и расставь точки» (Р.С. Немов).
4. Методика «Что здесь лишнее?» (Р.С. Немов);
5. Методика «Выучи слова» (Р.С. Немов);
6. Методика «Чем залатать коврик?» (Р.С. Немов).
7. Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» (Р.С. Немов);
8. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Р.С. Немов). [43]
При обработке результатов исследования применялись статистические методы:
1. Сравнительный анализ (непараметрический критерий Т - Уилкоксона).
3. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программного пакета SPSS 20.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечивается теоретико-методологической базой проведённого исследования; использованием методов и методик, адекватных поставленным задачам и выдвинутой гипотезе; комплексным характером применённых методических средств; корректным применением статистических методов.
Исследование проводилось в МОУ ДО «Дом детского творчества», г. Бронницы, Московская область. В исследовании принимали участие дети в возрасте 5 - 7 лет, 6 детей с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и 2 ребенка с Минимальной мозговой дисфункцией (ММД).
К выпускной квалификационной работе: «Психолого - педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом».
Выпускная квалификационная работа выполнена на 68 листах машинописного текста (без учета приложений).
Количество диаграмм - 6
Количество таблиц -1 (без учета приложений).
Ключевые термины: синдром дефицита внимания и гиперактивности, особенности проявления гипердинамического синдрома у детей дошкольного возраста, психолого - педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом в условиях учреждения дополнительного образования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
В теоретической части рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к определению гипердинамического синдрома как психологического феномена, описаны особенности его проявления у детей дошкольного возраста, определены основные направления работы по психолого - педагогическому сопровождению детей с гипердинамическим синдромом.
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления гипердинамического синдрома у детей дошкольного возраста и разработанная автором Программа психолого - педагогической коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.
В заключении подведены итоги работы в соответствии с поставленными задачами.
В последнее время всё больше начинают уделять внимание проблеме детей с гипердинамическим синдромом. Об это свидетельствуют постоянно растущее количество публикаций на эту тему. Причиной этому явлению является катастрофический рост числа детей активных и гиперактивных детей. В области медицины, психологии и педагогики гипердинамический синдром является объектом исследований.
Необходимость разработки, усовершенствования диагностических методов выявления таких детей - основные задачи для учёных и практиков. Появилась важность в изучении основных сведений о проявлении, причине, признаках данного расстройства; в практике и внедрении психокоррекционной работы в образовательные и воспитательные процессы; в просвещении родителей и педагогов в вопросах оказания помощи и поддержки ребёнку, у которого существуют проблемы в поведении.
В современное время существует противоречие между значимостью психокоррекционной работы и психодиагностической работы с детьми, которые страдают гипердинамическим синдромом, и недостаточной разработанностью теории и практики данной проблемы в практической деятельности педагога-психолога.
Однако, как бы ни была названа проблема, она существует и её нужно решать. Число детей с гипердинамическим синдромом растет, родители всё чаще не осознают своей роли помощи ребёнку, педагоги не знают методов и приёмов работы с такой категорией детей.
За рубежом, а теперь и в России, педагоги и психологи всё часто обращаются именно к этой проблеме. Это связано с тем, что данное расстройство диагностируется у 5-10% детей, и число это постоянно увеличивается. Этим объясняется актуальность исследования.
Цель: на основе научно-теоретического и эмпирического изучения особенностей гипердинамического синдрома у детей дошкольного возраста разработать программу психолого - педагогического сопровождения и определить условия её реализации.
Объект исследования: гипердинамический синдром у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого - педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной литературы в отечественной и зарубежной психологии по проблеме гипердинамического синдрома.
2. Спланировать, организовать и провести исследование изучения гипердинамического синдрома у детей дошкольного возраста.
3. Обработать результаты исследования и на основании этих результатов сделать выводы.
4. Разработать и апробировать программу психолого - педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическая программа
сопровождения детей дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом позволит снизить проявления гипердинамического синдрома (уровень гиперактивности, импульсивности и невнимательности).
Теоретико - методологическая основа
Основным принципом данной работы явился комплексный подход к развитию личности, основоположником которого считается Б.Г. Ананьев. В рамках данного подхода личность рассматривается как сочетание характеристик человека как индивида, как субъекта деятельности и как личности. [2]
Методологической основой исследования так же являются основополагающие принципы психологии: детерминизма - психические явления, вызванные воздействием внешних факторов, обуславливают некоторые поведенческие реакции человека (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс, И.М. Сеченов и др), взаимодействия и развития - взаимоопределяющие, неотделимые друг от друга принципы, объясняющиеся тем фактом, что структура мира немыслима без их влияния друг на друга, как развивающий результат процесса взаимодействия. [41]
Методологию исследования составили труды следующих учёных, обращавшихся к феномену гипердинамического синдрома у детей: М.И. Буянов, В.И. Гарбузов, В.П. Кащенко, Н.И. Озерецкий, В.М. Трошин, О.В. Халецкая. [52]
Методы и методики, применяемые в исследовании. В соответствии с целью, задачами, предметом, объектом и гипотезой исследования применялись следующие методы:
1. Теоретические: теоретический анализ научной литературы.
2. Эмпирические: анализ документов, тестирование.
3. Математико-статистические и интерпретационные методы обработки данных.
В ходе исследования для реализации поставленных задач нами использованы следующие методики:
1. Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин). [11]
2. Методика «Проставь значки» (Р.С. Немов);
3. Методика «Запомни и расставь точки» (Р.С. Немов).
4. Методика «Что здесь лишнее?» (Р.С. Немов);
5. Методика «Выучи слова» (Р.С. Немов);
6. Методика «Чем залатать коврик?» (Р.С. Немов).
7. Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» (Р.С. Немов);
8. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Р.С. Немов). [43]
При обработке результатов исследования применялись статистические методы:
1. Сравнительный анализ (непараметрический критерий Т - Уилкоксона).
3. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программного пакета SPSS 20.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечивается теоретико-методологической базой проведённого исследования; использованием методов и методик, адекватных поставленным задачам и выдвинутой гипотезе; комплексным характером применённых методических средств; корректным применением статистических методов.
Исследование проводилось в МОУ ДО «Дом детского творчества», г. Бронницы, Московская область. В исследовании принимали участие дети в возрасте 5 - 7 лет, 6 детей с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и 2 ребенка с Минимальной мозговой дисфункцией (ММД).
Гипердинамический синдром как научный феномен, его проявления а также специфика проведения и организации коррекционно - развивающей работы с детьми с гипердинамическим синдромом на сегодняшний день является одним из наиболее изученных и в то же время перспективных направлений в современной психологии и педагогике, о чём свидетельствует большое количество различных научных публикаций по данной проблеме исследования.
Сегодня наблюдается ситуация, при которой наблюдается рост числа случаев постановки детям диагноза СДВГ, что позволяет нам говорить о том, что проблема носит междисциплинарный характер и нуждается в систематическом и комплексном её изучении на стыке медицины, психологии, педагогики и других наук.
Важной задачей для учёных и практиков становится необходимость разработки и усовершенствования диагностических методов, позволяющих своевременно диагностировать изменения в психологическом состоянии детей с гипердинамическим синдромом и проводить эффективную коррекционно - развивающую работу. Однако, на сегодняшний день существует противоречие между значимостью психокоррекционной работы и психодиагностической работы с детьми, которые страдают гипердинамическим синдромом, и недостаточной разработанностью теории и практики данной проблемы в практической деятельности педагога-психолога.
На основании вышесказанного, поиск и разработка эффективных методов коррекционно - развивающей работы с детьми с гипердинамическим синдромом является актуальным.
В ходе реализации диссертационного исследования по теме «Психолого - педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом», нам удалось решить ряд важных задач, таких, как: проведение анализа научной литературы по проблеме гипердинамического синдрома; планирование, организация и проведение исследования, позволяющего изучить проявления гипердинамического синдрома у детей дошкольного возраста.
На основе результатов проведенного эмпирического исследования, нами была разработана программа психолого - педагогического сопровождения детей с гипердинамическим синдромом и определены условия её эффективности на основе научно-теоретического и эмпирического изучения особенностей гипердинамического синдрома у детей дошкольного возраста. Программа включает в себя комплекс занятий, направленных на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения; развитие произвольности и самоконтроля, развитие внимания и памяти, наблюдательности и воображения.
По итогам реализации Программы были выявлены значительные изменения (подтвержденные результатами сравнительного анализа) в состоянии детей с гипердинамическим синдромом. Это позволяет нам говорить о снижении проявления гипердинамического синдрома, что, в свою очередь подтверждает эффективность разработанной нами Программы сопровождения детей старшего дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом.
Программа была успешно апробирована на базе МОУ ДО «Дом детского творчества», г. Бронницы, Московская область. Эффективность программы подтверждена результатами исследования, в котором принимали участие дети в возрасте 5-7 лет, 6 детей с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и 2 ребенка с Минимальной мозговой дисфункцией (ММД).
И в заключении мы можем сделать, что выдвинутая нами гипотеза о том, что психолого-педагогическая программа сопровождения детей дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом позволит снизить проявления гипердинамического синдрома (уровень гиперактивности, импульсивности и невнимательности) подтверждена. Таким образом, определенные нами цель и задачи достигнуты.
Сегодня наблюдается ситуация, при которой наблюдается рост числа случаев постановки детям диагноза СДВГ, что позволяет нам говорить о том, что проблема носит междисциплинарный характер и нуждается в систематическом и комплексном её изучении на стыке медицины, психологии, педагогики и других наук.
Важной задачей для учёных и практиков становится необходимость разработки и усовершенствования диагностических методов, позволяющих своевременно диагностировать изменения в психологическом состоянии детей с гипердинамическим синдромом и проводить эффективную коррекционно - развивающую работу. Однако, на сегодняшний день существует противоречие между значимостью психокоррекционной работы и психодиагностической работы с детьми, которые страдают гипердинамическим синдромом, и недостаточной разработанностью теории и практики данной проблемы в практической деятельности педагога-психолога.
На основании вышесказанного, поиск и разработка эффективных методов коррекционно - развивающей работы с детьми с гипердинамическим синдромом является актуальным.
В ходе реализации диссертационного исследования по теме «Психолого - педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом», нам удалось решить ряд важных задач, таких, как: проведение анализа научной литературы по проблеме гипердинамического синдрома; планирование, организация и проведение исследования, позволяющего изучить проявления гипердинамического синдрома у детей дошкольного возраста.
На основе результатов проведенного эмпирического исследования, нами была разработана программа психолого - педагогического сопровождения детей с гипердинамическим синдромом и определены условия её эффективности на основе научно-теоретического и эмпирического изучения особенностей гипердинамического синдрома у детей дошкольного возраста. Программа включает в себя комплекс занятий, направленных на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения; развитие произвольности и самоконтроля, развитие внимания и памяти, наблюдательности и воображения.
По итогам реализации Программы были выявлены значительные изменения (подтвержденные результатами сравнительного анализа) в состоянии детей с гипердинамическим синдромом. Это позволяет нам говорить о снижении проявления гипердинамического синдрома, что, в свою очередь подтверждает эффективность разработанной нами Программы сопровождения детей старшего дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом.
Программа была успешно апробирована на базе МОУ ДО «Дом детского творчества», г. Бронницы, Московская область. Эффективность программы подтверждена результатами исследования, в котором принимали участие дети в возрасте 5-7 лет, 6 детей с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и 2 ребенка с Минимальной мозговой дисфункцией (ММД).
И в заключении мы можем сделать, что выдвинутая нами гипотеза о том, что психолого-педагогическая программа сопровождения детей дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом позволит снизить проявления гипердинамического синдрома (уровень гиперактивности, импульсивности и невнимательности) подтверждена. Таким образом, определенные нами цель и задачи достигнуты.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ГИПЕРДИНАМИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019





