Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития навыков саморегуляции детей с гипердинамическим синдромом 7
1.1. Понятие саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития ребенка с гипердинамическим синдромом 13
1.3. Психолого - педагогическое сопровождение детей с гипердинамическим
синдромом 31
Глава 2. Теоретические аспекты проблемы развития навыков саморегуляции
детей с гипердинамическим синдромом 41
2.1. Методы и организация исследования 41
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 46
2.3. Составление программы развитие навыков саморегуляции у детей с
гипердинамическим синдромом 53
2.4. Оценка эффективности корррекционо - развивающей программы
(контрольный эксперимент) 82
Заключение 91
Список литературы 94
Приложения
Актуальность изучения проблемы заключается в том, что выбранный вид отклоняющегося поведения является частым видом, встречающийся на практике, и который вызывает большие трудности при усвоении учебного материала в обучении. С одной стороны, школа предъявляет высокие требования к дисциплине учащихся, к умению слушать учителя, сосредоточиться на уроке, с другой стороны, увеличивается количество детей, которые по разным причинам не могут усваивать программу из-за неусидчивости, расторможенности, несобранности, рассеянности. В связи с данными проблемами так необходимы эффективные методы и приемы для проведения профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одним из основных клинических вариантов минимальной мозговой дисфункции.
Термин «минимальная мозговая дисфункция» официально введен в 1962 году на специальной международной конференции в Оксфорде и с тех пор принял статус в медицинской литературе. С этого времени термин «минимальная мозговая дисфункция» использовался для определения таких состояний, как расстройства поведения и трудности обучения, не связанные с выраженными нарушениями интеллектуального развития [24]
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью наблюдается у детей с трех до пятнадцати лет, но часто начинает проявлять себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пик проявления синдрома гиперактивности приходится на возраст 6-7 лет, а к 14-15 годам гиперактивность постепенно уменьшается, однако не «исчезает» окончательно: если проявления гиперактивности и импульсивности снижаются с возрастом, то нарушения внимания только нарастают [7].
В развитии синдрома дефицита внимания и гиперактивности наблюдаются половозрастные различия, например, среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома встречаются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Высокая частота симптомов заболевания у мальчиков может быть обусловлена более высокой уязвимостью плода мужского пола по отношению к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированы, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций при поражении центральной нервной системы по сравнению с мальчиками [2].
Имеются данные (взяты российские данные) [63], что из детей, обращавшихся за неврологической помощью, 67% составляют мальчики (примерно такие же данные получены и в нейропсихологических консультативных центрах). Синдром дефицита внимания встречается у 22% от общего числа обратившихся детей, что, в сравнении с наиболее распространенными расстройствами, - «школьным неврозом» (нарушение адаптации в детском саду и школе) - 5% выборки, эпилепсией - 3%, и детским церебральным параличом -2% - выводит синдром дефицита внимания с гиперактивностью в «лидеры» неврологической заболеваемости детей. Стоит отметить, что авторы цитируемого исследования работают в комплексном (медико-психолого-педагогическом) центре, где диагноз проверяется «со всех сторон»
Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью могут быть распределены по трем основным группам симптомов: нарушения внимания, импульсивности и гиперактивности. Также значимой (хотя и не входящей в «клинические признаки») является социальная дезадаптация.
Цель: теоретически обосновать, разработать, и апробировать программу развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом.
Объектом гипердинамический синдром у детей дошкольного возраста.
Предметом программа развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом
Гипотеза у детей старшего дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом страдают навыки саморегуляции, которые можно развивать средствами специально разработанной психологопедагогической программы.
Задачи исследования:
^Проанализировать проблемы саморегуляции в литературных
источниках у детей старшего дошкольного возраста;
2) Проанализировать особенности развития ребёнка с
гипердинамическим синдромом;
3) Подобрать методики и провести диагностическое исследование у детей старшего дошкольного возраста с гипердинамичским синдромом
4) Разработать и апробировать программу развития навыков саморегуляции детей старшего дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом
5) Провести анализ результатов проведённой работы.
Практическая значимость работы состоит в том, программа по развитию саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом будет полезна специалистам образовательных организаций и родителям.
Методы исследования:
1) Методика «Проставь значки» (Р.С. Немов)
2) Методика «Запомни и расставь точки» (Р.С. Немов)
3) Методика "Изучение саморегуляции" (У. В. Ульенкова, 1994)
4) Методика «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич)
5) Тест - опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В.Столин)
При обработке результатов исследования применялись статистические методы:
1. Математическая статистика по методике U- критерию Манна- Уитни и по Т- критерию Вилкоксона
2. Статистическая обработка данных проводилась с помощью
программного пакета XL 0,6
База исследования: ГБУ СО Центр психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо»
Всего в исследовании приняли участие: 8 детей в возрасте от 5 до 7 лет с диагнозом СДВГ (родители мама /отец 8 человек) и 8 детей в возрасте от 5 до 7 лет без установленного диагноза (родители мама/отец 8 человек) Испытуемые являлись воспитанниками дошкольных учреждений поделенные на 2 группы. В экспериментальную группу входили дети с установленным диагнозом СДВГ, а в контрольной группе у детей данного диагноза не было установлено.
Гипердинамический синдром как научный феномен, его проявления, а также специфика проведения и организации коррекционно - развивающей работы с детьми гипердинамического синдрома имеющие трудности в саморегуляции на сегодняшний день является одним из наиболее изученных и в то же время перспективных направлений в современной психологии и педагогике, о чём свидетельствует большое количество различных научных публикаций по данной проблеме исследования.
Сегодня наблюдается ситуация, при которой наблюдается рост числа случаев постановки детям диагноза СДВГ, что позволяет нам говорить о том, что проблема носит междисциплинарный характер и нуждается в систематическом и комплексном её изучении на стыке медицины, психологии, педагогики и других наук.
Важной задачей для учёных и практиков становится необходимость разработки и усовершенствования диагностических методов, позволяющих своевременно диагностировать изменения в психологическом состоянии детей с гипердинамическим синдромом и проводить эффективную коррекционно - развивающую работу. Однако, на сегодняшний день существует противоречие между значимостью психокоррекционной работы и психодиагностической работы с детьми, которые страдают гипердинамическим синдромом, и недостаточной разработанностью теории и практики данной проблемы в практической деятельности педагога-психолога.
На основании вышесказанного, поиск и разработка эффективных методов коррекционно - развивающей работы с детьми с гипердинамическим синдромом является актуальным.
В ходе реализации диссертационного исследования по теме «Развитие навыков саморегуляции у старших дошкольников с гипердинамическим синдромом», нам удалось решить ряд важных задач, таких, как:
1. проведение анализа научной литературы по проблеме навыков саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом;
2. планирование, организация и проведение исследования, позволяющего изучить проявления навыков саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом.
На основе результатов проведенного эмпирического исследования, нами была разработана программа психолого - педагогического развития навыков саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом и определены условия её эффективности на основе научнотеоретического и эмпирического изучения особенностей гипердинамического синдрома у детей дошкольного возраста.
Программа включает в себя комплекс занятий, направленных на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения; развитие произвольности и самоконтроля, развитие внимания, наблюдательности, воображения и стабилизации эмоционального состояния.
По итогам реализации Программы были выявлены значительные изменения (подтвержденные результатами) в состоянии детей с гипердинамическим синдромом. Это позволяет нам говорить о снижении проявления гипердинамического синдрома (по итогам диагностик видно, что объём внимания увеличился у 37,5 % детей - стал высоким), и повышению уровня саморегуляции (у 87, 5 % детей), в целом стабилизация
эмоционального состояния улучшилось у всех детей (снижение тревожности, напряжение, повысилась самооценка и т.п.) что, в свою очередь подтверждает эффективность разработанной нами Программы сопровождения детей старшего дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом.
Программа была успешно апробирована на базе ГБУ СО ЦППМСП «Ладо». Эффективность программы подтверждена результатами исследования, в котором принимали участие дети в возрасте 5 - 7 лет, 8 детей с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
И в заключении мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза о том, что психолого-педагогическая программа развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с гипердинамическим синдромом, является эффективной.
Таким образом, определенные нами цель и задачи достигнуты.
1. Альтхерр, П. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития / П. Альтхер, Л. Берг, А. Вельфль. - М.: Издательский центр «Академия» ,2004
2. Бадалян, Л.О. Невропатология. - М.: Просвещение, - 2008. - 378 с.
3. Бардиер Г., Ромозан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб.: Выготский, Л. С. Мышление и речь/ Собр. соч. в 6 т. - М.: Педагогика, 1982. Т.3. с. 6-362.
4. Баркли Р., Бентон К. Ваш непослушный ребенок. - СПб.: Питер, 2009
5. Богуславская, Н.Е., Кунина Е.А. Веселый этикет. Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002.
6. Божович, Л.И., Славина, Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального исследования произвольного поведения // Вопросы психологии. 1976. №4.
7. Брязгунов, И.П., Касатикова, Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, - 2010.
8. Брязгунов, И.П., Кучма, В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). - М. - 1994.
9. Брязгунов, И.П., Знаменская, Е.И. Современные представления о легкой дисфункции мозга у детей (вопросы клиники, этиологии, патогенеза и лечения) // Медицинский реферативный журнал. - №4. - 1980.
10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Издательство «Питер», - 2009.
11. Бурунова, Е.В. Пути совершенствования коррекционной работы с детьми различной двигательной активности // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика. Челябинск, 2001
12. Быков, А. В., Шульга Т. И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 1999.
13. Владимирова И.М. Методические рекомендации педагогам и родителям / И.М. Владимирова; под ред. И.А. Кутузовой - М.: Мозаика- Синтез, 2015
14. Врязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. — М.,2007.
15. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 2016. Т.3...