Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ДЕВИАНТНОГО ПОДРОСТКА

Работа №96723

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы психолого-педагогическое сопровождение семьи воспитывающей девиантного подростка
1.1. Семья, воспитывающая девиантного подростка как объект
психологических исследований. 8
1.2. Теоретические модели психолого-педагогического сопровождения семьи,
воспитывающей девиантного подростка. 14
1.3. Из опыта сопровождения семьи воспитывающей девиантного подростка.
33
Выводы по 1 главе. 35
Глава 2. Эмпирическое исследование семьи, воспитывающей
девиантного подростка
2.1. Организация и методы эмпирического исследованияи описание
диагностического инструментария. 38
2.2. Анализ полученных результатов. 42
2.3. Описание программы психолого-педагогическое сопровождение семьи,
воспитывающей девиантного подростка. 54
2.4. Проверка эффективности разработанной программы коррекции детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих девиантного
подростка. 61
Выводы по 2 главе. 64
Заключение 65
Список литературы 69
Приложения 74


Актуальность исследования. Психолого-педагогическое сопровождение семьи подростков на сегодняшний день является актуальным, особенно в условиях глобализации, поскольку она ведет к размыванию границ, которыми наделялась семья, «расшатывает» устои семьи, а именно безопасность личности, эмоциональную близость, ответственное отношение к воспитанию детей. Современная семейная проблематика имеет множество нюансов. В настоящее время возникла необходимость системной организации целенаправленного поиска по ряду новых направлений психолого-педагогического сопровождения семьи.
Семья - это уникальный институт социализации ребенка. Если семья функционирует нормально, то она удовлетворяет важнейшие потребности в безопасности и защищенности, принятии и одобрении, росте и изменениях, что способствует развитию всех членов семьи и семьи в целом.
Но, количество семей, воспитывающих подростков с девиантным проблемным поведением в современном обществе увеличивается. Это объясняется целым рядом причин, среди которых необходимо выделить такие как: внутрисемейные проблемные отношения, отклонения в личности родителей и наличие у них множества психологических проблем, которые они пытаются решить за счет подростка, низкое материальное положение, алкоголизм родителей, неполные семьи, неблагоприятные условия проживания и т.д. У таких семей возникает целый ряд психологических проблем, которые часто не представляется возможным решить без помощи специалиста. В связи с вышесказанным, проблема психолого¬педагогического сопровождения семей девиантных подростков представляется весьма актуальной.
Работа с семьями девиантных подростков является одной из сложных проблем в современной психологии.
В современных исследованиях прослеживается прямая зависимость влияния семейного фактора на ребенка: чем в семье благополучнее климат, тем более вероятность воспитания в ней ребенка не склонного к девиантному поведению. Взаимодействие с семьёй девиантного подростка требует детального анализа ситуации, сложившейся в семье, установления контакта и определённого уровня взаимопонимания с ее членами, терпеливой оценки и апробации всех возможностей улучшения воспитательного потенциала.
Поэтому крайне важно определить методические подходы к психологическому сопровождению таких семей. Представляется
чрезвычайно актуальным охарактеризовать проблемы и достижения в области психологического сопровождения семей девиантных подростков и создать программу такого сопровождения, которая предоставила бы возможность целенаправленно и своевременно оказывать необходимую психологическую поддержку семьям.
Существуют следующее противоречие: между остротой психологических проблем семей девиантных подростков, ее психотравмирующей значимостью и нехваткой разработанных моделей психологического сопровождения семей девиантных подростков.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в научном обосновании и разработке эффективной программы психологического сопровождения семей девиантных подростков.
Объектом исследования выступают семьи, воспитывающие девиантных подростков.
Предмет исследования - динамика родительских установок и детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих девиантных подростков в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Цель работы - на основании теоретического анализа источников и данных эмпирического исследования разработать и апробировать эффективную программу психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей девиантного подростка.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к определению психологических проблем семей, воспитывающих девиантных подростков.
2. Проанализировать возможности существующих моделей психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих девиантных подростков.
3. Провести исследование психологических проблем семей, воспитывающих девиантных подростков.
4. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих девиантных подростков.
Гипотеза исследования - оптимизация родительских установок и детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих девиантных подростков будет более эффективной, при условии применения психолого¬педагогической программы.
В последнее время в отечественной и зарубежной психологии все чаще встречаются исследования семейной системы. Повышенный интерес к семье со стороны педагогической и психологической науки связан с ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей.
Методологическую основу исследования составляют подходы к пониманию девиантности в отечественной и зарубежной психологии Я.И. Гилинский. Ю.В. Слюсарев, Е.В. Змановской, Я.А. Васильевой, Е.А. Личко; теории о ведущей роли семьи, различных внутрисемейные социально-психологических факторах (А.С. Макаренко, Э.Г. Эйдемилер, А.В. Махнач, Ю.В. Постылякова, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, А.И. Захаров); определение семейных психологических ресурсов К. Тривет; программные разработки по развитию психологических ресурсов семьи Р. В. Овчаровой, О. А. Карабановой, Т. И. Хазиевой, Е. Ю. Шансковой.
База и методы исследования: исследование проводилось в 2017-2018 году на базе МБОУ СОШ № 57 города Екатеринбурга.
В исследовании приняли участие 15 семей (15 женщин, 8 мужчин), которые воспитывают девиантных подростков.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов:
обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы и моделирование),
психологические (психодиагностические и психолого-педагогические) и математико-статистические (проверка достоверности сдвига показателей с использованием пакета прикладных программ по t-критерию Стьюдента, так как после проверки полученных результатов по критерию Колмогорова- Смирнова была выявлена нормальность распределения выборки. графические методы представления полученных данных).
Методики исследования:
1. Авторская анкета, предназначенная для выявления психологических проблем семей, воспитывающих девиантных подростков. Анкета была апробирована в ходе исследования.
2. Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
3. Методика PARI (Е.С. Шефер и Р.К. Белл).
Практическая значимость исследования: разработанная программа психолого-педагогического сопровождения семьи девиантных подростков будет полезна родителям, педагогам, педагогам-психологам, администрации образовательных организаций. Может быть использована в целях психолого-педагогического просвещения, профилактики, консультирования.
Структура магистерской диссертации
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, обозначены объект, предмет, выдвинута гипотеза, цель и задачи исследования. В первой главе раскрыты особенности семьи девиантного подростка, теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения родителей, особенности и проблемы современной семьи и основные проблемы. В третьей главе представлены материалы о проведенном эмпирическом исследовании в виде таблиц с полученными результатами. Работа иллюстрирована графическими диаграммами и таблицами. В библиографическом списке представлено 55 источник по теме исследования. Общий объем магистерской диссертационной работы с приложением составил 102 страницы. Объем приложений 28 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день имеют место разнообразные типологии подростков с девиантным поведением. Мы опираемся на типологию, разработанную психологом Н.Ю. Максимовой, которая основана на причинах возникновения девиантного поведения:
1. Подростки с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, чрезмерно выраженными индивидуально-типологическими особенностями вплоть до акцентуаций характера и психопатий. Таким подросткам характерна психическая неуравновешенность, немотивированная агрессивность, вспышки аффективных состояний.
2. Подростки, у которых сопротивляемость педагогическому воздействию определена изменениями личности, связанными с искажениями представлений о своих взаимоотношениях с окружающими, собственно «трудновоспитуемые». Самооценка таких подростков может быть, как неадекватно завышенной, так и неадекватно заниженной.
3. Педагогически запущенные подростки, которые в силу бесконтрольности и попустительства со стороны взрослых не привыкли считаться с желаниями окружающих, сдерживать свои импульсивные порывы. Отклоняющееся поведение определено значительными дефектами в овладении моральными и этическими знаниями, несформированностью нравственных представлений и особенно навыков нравственного поведения.
4. Сопротивляемость подростков вызвана педагогически неверными формами воздействия, когда педагог проявляет бестактность и невнимательность к эмоциональному состоянию, не учитывает возрастные особенности. В этом случае педагог нуждается в пересмотре профессиональной позиции.
Итак, девиантное поведение - это отклоняющееся поведение человека от общепринятых социальных норм в конкретном обществе, в основе которого лежат причины социального и психологического характера, приводящее к социально-психологической дезадаптации личности девианта.
Девиантное поведение детей и подростков - это комплексное и сложное явление. Оно может иметь и внутренние, и внешние причины.
Семья является одним из наиболее важных факторов формирования девиаций в подростковом возрасте. К основным нарушениям в структуре семьи и в ее функционировании можно отнести: использование
нежелательных стилей воспитания, несогласованность требований родителей, нарушение ролевой структуры семьи; асоциальное поведение родителей, эмоциональная дистанция между родителем и подростком.
Эффективной формой оказания помощи семьям, воспитывающим девиантног подростка, является психолого-педагогическое сопровождение. Под психолого-педагогическим сопровождением понимается комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер (методы и приемы), осуществляющийся в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности. Целью работы с семьями, воспитывающими девиантного подростка, является повышение уровня их
психолого- педагогической компетентности в вопросах воспитания подростка, создания оптимальных условий в семье.
Нами было проведено исследование по выявлению особенностей семейного воспитания в семьях, воспитывающих девиантного подростка. На констатирующем этапе диагностического исследования использовались такие методики, как:
- Анкетирование;
- Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин
- Методика PARI (Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптация Т.В. Нещерет).
В результате проведенного исследования было выявлено:
- у большинства родителей выявлены нарушения в налаживании оптимального эмоционального контакте с подростком, к которым относятся неумение выстаивать партнерские отношения (46%), несформиованность потребности в вербализации (словесном контакте) у 57% родителей; наблюдается эмоциональная дистанция в детско-родительских отношениях; родители склонны проявлять чрезмерную заботу (37%) и вмешательство в дела ребенка (46%), что может негативно сказываться на взаимоотношениях.
- определение распределения ролей в семье показало, что супруга выполняет такие роли, как: воспитание детей, поддержание эмоционального климата в семье, организация досуга и развлечений членов семьи. Роль же супруга в семье заключается в ее материальном обеспечении и выполнении роли «хозяина».
- 34% родителей продемонстрировали преобладание симбиотического типа детско-родительских отношений; у 30% родителей наблюдается склонность к авторитарному воспитанию. 35% испытуемых склонны к принятию ребенка таким какой он есть, со всеми положительными и отрицательными чертами характера.
Исходя из полученных данных, нами была разработана модель психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей девиантного подростка и программа коррекции детско-родительских отношения в данных семьях, как одной из составляющих модели. Программа направлена на оптимизацию детско-родительских отношений; повышение психолого-педагогической компетентности родителей; приобретение навыков конструктивного взаимодействия с подростком. Используемыми формами работы являются: индивидуальное консультирование по запросу, беседы, групповые дискуссии, тренинги, круглые столы.
Контрольный этап диагностического исследования позволил сделать вывод о динамике особенностей семейного воспитания родителей, воспитывающих девиантного подростка:
- снизилась эмоциональная дистанция между родителями и
подростками; улучшились эмоциональные отношения;
- снижение уровня влияния неэффективных стилей воспитания (гиперпротекция, гипопротекция); повышение уровня устойчивости стиля воспитания;
- произошло снижение склонности родителей к симбиотическим отношениям с подростком, а также склонности к авторитарному стилю воспитания.
Эффективность применения данной программы была подтверждена методами обработки данных.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась - разработанная модель психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей девиантного подростка позволяет снизить уровень девиации среди подростков, повысить эффективность взаимодействия в системе «психолог - родители - подростки», и уровень психологической компетентности родителей.



1. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации : учеб. пособие / под ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 2015.
2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - Москва: Аспект Пресс, 2012, 384 с.
3. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. - М.,
2011. 4. Басалаева Н.В., Казакова Т.В., Захарова Т.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Коршунова В.В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в социально-опасном положении // Современные проблемы науки и образования, 2015, № 2-1.
5. Беличева С.А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 2013. 181 с. 6. Беличева С.А. Социально-психологическая адаптация подростков. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2010.
7. Беляева С.И. Психологическая поддержка матери подростка с делинквентным поведением - М., 2013.
8. Божович Л.И. Психологические особенности развития подростка. - М.: Просвещение, 1979. -39 с.
9. Васягина Н.Н. Предикторы делинквентности подростков// Проблемы девиантного поведения подростков в современном обществе : сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф., 29-30 окт. 2015 г. Южно-Сахалинск : ИРОСО, 2015. С. 25-29.
10. Васягина Н.Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей // Педагогическое образование в России. 2013. №2.
11. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие для вузов/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов - 4 - е изд. , испр. и доп. - М. : Академ. проект ; Фонд "Мир", 2015.
12. Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков / Психологическая наука и образование №1, 2012. - с. 51-56.
13. Газман О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании/ О.С. Газман // Директор школы. - 2014. - № 3. - с. 51-58.
14. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-
метод, пособие курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое
общество России, 2014. - 276 с.
15. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория//Соц. Исследования, 2013. 16. Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С. Моделирование как метод научного исследования. - М., 2012.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ