Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы психолого-педагогическое сопровождение семьи воспитывающей девиантного подростка
1.1. Семья, воспитывающая девиантного подростка как объект
психологических исследований. 8
1.2. Теоретические модели психолого-педагогического сопровождения семьи,
воспитывающей девиантного подростка. 14
1.3. Из опыта сопровождения семьи воспитывающей девиантного подростка.
33
Выводы по 1 главе. 35
Глава 2. Эмпирическое исследование семьи, воспитывающей
девиантного подростка
2.1. Организация и методы эмпирического исследованияи описание
диагностического инструментария. 38
2.2. Анализ полученных результатов. 42
2.3. Описание программы психолого-педагогическое сопровождение семьи,
воспитывающей девиантного подростка. 54
2.4. Проверка эффективности разработанной программы коррекции детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих девиантного
подростка. 61
Выводы по 2 главе. 64
Заключение 65
Список литературы 69
Приложения 74
Актуальность исследования. Психолого-педагогическое сопровождение семьи подростков на сегодняшний день является актуальным, особенно в условиях глобализации, поскольку она ведет к размыванию границ, которыми наделялась семья, «расшатывает» устои семьи, а именно безопасность личности, эмоциональную близость, ответственное отношение к воспитанию детей. Современная семейная проблематика имеет множество нюансов. В настоящее время возникла необходимость системной организации целенаправленного поиска по ряду новых направлений психолого-педагогического сопровождения семьи.
Семья - это уникальный институт социализации ребенка. Если семья функционирует нормально, то она удовлетворяет важнейшие потребности в безопасности и защищенности, принятии и одобрении, росте и изменениях, что способствует развитию всех членов семьи и семьи в целом.
Но, количество семей, воспитывающих подростков с девиантным проблемным поведением в современном обществе увеличивается. Это объясняется целым рядом причин, среди которых необходимо выделить такие как: внутрисемейные проблемные отношения, отклонения в личности родителей и наличие у них множества психологических проблем, которые они пытаются решить за счет подростка, низкое материальное положение, алкоголизм родителей, неполные семьи, неблагоприятные условия проживания и т.д. У таких семей возникает целый ряд психологических проблем, которые часто не представляется возможным решить без помощи специалиста. В связи с вышесказанным, проблема психолого¬педагогического сопровождения семей девиантных подростков представляется весьма актуальной.
Работа с семьями девиантных подростков является одной из сложных проблем в современной психологии.
В современных исследованиях прослеживается прямая зависимость влияния семейного фактора на ребенка: чем в семье благополучнее климат, тем более вероятность воспитания в ней ребенка не склонного к девиантному поведению. Взаимодействие с семьёй девиантного подростка требует детального анализа ситуации, сложившейся в семье, установления контакта и определённого уровня взаимопонимания с ее членами, терпеливой оценки и апробации всех возможностей улучшения воспитательного потенциала.
Поэтому крайне важно определить методические подходы к психологическому сопровождению таких семей. Представляется
чрезвычайно актуальным охарактеризовать проблемы и достижения в области психологического сопровождения семей девиантных подростков и создать программу такого сопровождения, которая предоставила бы возможность целенаправленно и своевременно оказывать необходимую психологическую поддержку семьям.
Существуют следующее противоречие: между остротой психологических проблем семей девиантных подростков, ее психотравмирующей значимостью и нехваткой разработанных моделей психологического сопровождения семей девиантных подростков.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в научном обосновании и разработке эффективной программы психологического сопровождения семей девиантных подростков.
Объектом исследования выступают семьи, воспитывающие девиантных подростков.
Предмет исследования - динамика родительских установок и детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих девиантных подростков в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Цель работы - на основании теоретического анализа источников и данных эмпирического исследования разработать и апробировать эффективную программу психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей девиантного подростка.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к определению психологических проблем семей, воспитывающих девиантных подростков.
2. Проанализировать возможности существующих моделей психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих девиантных подростков.
3. Провести исследование психологических проблем семей, воспитывающих девиантных подростков.
4. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих девиантных подростков.
Гипотеза исследования - оптимизация родительских установок и детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих девиантных подростков будет более эффективной, при условии применения психолого¬педагогической программы.
В последнее время в отечественной и зарубежной психологии все чаще встречаются исследования семейной системы. Повышенный интерес к семье со стороны педагогической и психологической науки связан с ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей.
Методологическую основу исследования составляют подходы к пониманию девиантности в отечественной и зарубежной психологии Я.И. Гилинский. Ю.В. Слюсарев, Е.В. Змановской, Я.А. Васильевой, Е.А. Личко; теории о ведущей роли семьи, различных внутрисемейные социально-психологических факторах (А.С. Макаренко, Э.Г. Эйдемилер, А.В. Махнач, Ю.В. Постылякова, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, А.И. Захаров); определение семейных психологических ресурсов К. Тривет; программные разработки по развитию психологических ресурсов семьи Р. В. Овчаровой, О. А. Карабановой, Т. И. Хазиевой, Е. Ю. Шансковой.
База и методы исследования: исследование проводилось в 2017-2018 году на базе МБОУ СОШ № 57 города Екатеринбурга.
В исследовании приняли участие 15 семей (15 женщин, 8 мужчин), которые воспитывают девиантных подростков.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов:
обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы и моделирование),
психологические (психодиагностические и психолого-педагогические) и математико-статистические (проверка достоверности сдвига показателей с использованием пакета прикладных программ по t-критерию Стьюдента, так как после проверки полученных результатов по критерию Колмогорова- Смирнова была выявлена нормальность распределения выборки. графические методы представления полученных данных).
Методики исследования:
1. Авторская анкета, предназначенная для выявления психологических проблем семей, воспитывающих девиантных подростков. Анкета была апробирована в ходе исследования.
2. Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
3. Методика PARI (Е.С. Шефер и Р.К. Белл).
Практическая значимость исследования: разработанная программа психолого-педагогического сопровождения семьи девиантных подростков будет полезна родителям, педагогам, педагогам-психологам, администрации образовательных организаций. Может быть использована в целях психолого-педагогического просвещения, профилактики, консультирования.
Структура магистерской диссертации
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, обозначены объект, предмет, выдвинута гипотеза, цель и задачи исследования. В первой главе раскрыты особенности семьи девиантного подростка, теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения родителей, особенности и проблемы современной семьи и основные проблемы. В третьей главе представлены материалы о проведенном эмпирическом исследовании в виде таблиц с полученными результатами. Работа иллюстрирована графическими диаграммами и таблицами. В библиографическом списке представлено 55 источник по теме исследования. Общий объем магистерской диссертационной работы с приложением составил 102 страницы. Объем приложений 28 страниц.
На сегодняшний день имеют место разнообразные типологии подростков с девиантным поведением. Мы опираемся на типологию, разработанную психологом Н.Ю. Максимовой, которая основана на причинах возникновения девиантного поведения:
1. Подростки с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, чрезмерно выраженными индивидуально-типологическими особенностями вплоть до акцентуаций характера и психопатий. Таким подросткам характерна психическая неуравновешенность, немотивированная агрессивность, вспышки аффективных состояний.
2. Подростки, у которых сопротивляемость педагогическому воздействию определена изменениями личности, связанными с искажениями представлений о своих взаимоотношениях с окружающими, собственно «трудновоспитуемые». Самооценка таких подростков может быть, как неадекватно завышенной, так и неадекватно заниженной.
3. Педагогически запущенные подростки, которые в силу бесконтрольности и попустительства со стороны взрослых не привыкли считаться с желаниями окружающих, сдерживать свои импульсивные порывы. Отклоняющееся поведение определено значительными дефектами в овладении моральными и этическими знаниями, несформированностью нравственных представлений и особенно навыков нравственного поведения.
4. Сопротивляемость подростков вызвана педагогически неверными формами воздействия, когда педагог проявляет бестактность и невнимательность к эмоциональному состоянию, не учитывает возрастные особенности. В этом случае педагог нуждается в пересмотре профессиональной позиции.
Итак, девиантное поведение - это отклоняющееся поведение человека от общепринятых социальных норм в конкретном обществе, в основе которого лежат причины социального и психологического характера, приводящее к социально-психологической дезадаптации личности девианта.
Девиантное поведение детей и подростков - это комплексное и сложное явление. Оно может иметь и внутренние, и внешние причины.
Семья является одним из наиболее важных факторов формирования девиаций в подростковом возрасте. К основным нарушениям в структуре семьи и в ее функционировании можно отнести: использование
нежелательных стилей воспитания, несогласованность требований родителей, нарушение ролевой структуры семьи; асоциальное поведение родителей, эмоциональная дистанция между родителем и подростком.
Эффективной формой оказания помощи семьям, воспитывающим девиантног подростка, является психолого-педагогическое сопровождение. Под психолого-педагогическим сопровождением понимается комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер (методы и приемы), осуществляющийся в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности. Целью работы с семьями, воспитывающими девиантного подростка, является повышение уровня их
психолого- педагогической компетентности в вопросах воспитания подростка, создания оптимальных условий в семье.
Нами было проведено исследование по выявлению особенностей семейного воспитания в семьях, воспитывающих девиантного подростка. На констатирующем этапе диагностического исследования использовались такие методики, как:
- Анкетирование;
- Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин
- Методика PARI (Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптация Т.В. Нещерет).
В результате проведенного исследования было выявлено:
- у большинства родителей выявлены нарушения в налаживании оптимального эмоционального контакте с подростком, к которым относятся неумение выстаивать партнерские отношения (46%), несформиованность потребности в вербализации (словесном контакте) у 57% родителей; наблюдается эмоциональная дистанция в детско-родительских отношениях; родители склонны проявлять чрезмерную заботу (37%) и вмешательство в дела ребенка (46%), что может негативно сказываться на взаимоотношениях.
- определение распределения ролей в семье показало, что супруга выполняет такие роли, как: воспитание детей, поддержание эмоционального климата в семье, организация досуга и развлечений членов семьи. Роль же супруга в семье заключается в ее материальном обеспечении и выполнении роли «хозяина».
- 34% родителей продемонстрировали преобладание симбиотического типа детско-родительских отношений; у 30% родителей наблюдается склонность к авторитарному воспитанию. 35% испытуемых склонны к принятию ребенка таким какой он есть, со всеми положительными и отрицательными чертами характера.
Исходя из полученных данных, нами была разработана модель психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей девиантного подростка и программа коррекции детско-родительских отношения в данных семьях, как одной из составляющих модели. Программа направлена на оптимизацию детско-родительских отношений; повышение психолого-педагогической компетентности родителей; приобретение навыков конструктивного взаимодействия с подростком. Используемыми формами работы являются: индивидуальное консультирование по запросу, беседы, групповые дискуссии, тренинги, круглые столы.
Контрольный этап диагностического исследования позволил сделать вывод о динамике особенностей семейного воспитания родителей, воспитывающих девиантного подростка:
- снизилась эмоциональная дистанция между родителями и
подростками; улучшились эмоциональные отношения;
- снижение уровня влияния неэффективных стилей воспитания (гиперпротекция, гипопротекция); повышение уровня устойчивости стиля воспитания;
- произошло снижение склонности родителей к симбиотическим отношениям с подростком, а также склонности к авторитарному стилю воспитания.
Эффективность применения данной программы была подтверждена методами обработки данных.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась - разработанная модель психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей девиантного подростка позволяет снизить уровень девиации среди подростков, повысить эффективность взаимодействия в системе «психолог - родители - подростки», и уровень психологической компетентности родителей.
1. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации : учеб. пособие / под ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 2015.
2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - Москва: Аспект Пресс, 2012, 384 с.
3. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. - М.,
2011. 4. Басалаева Н.В., Казакова Т.В., Захарова Т.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Коршунова В.В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в социально-опасном положении // Современные проблемы науки и образования, 2015, № 2-1.
5. Беличева С.А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 2013. 181 с. 6. Беличева С.А. Социально-психологическая адаптация подростков. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2010.
7. Беляева С.И. Психологическая поддержка матери подростка с делинквентным поведением - М., 2013.
8. Божович Л.И. Психологические особенности развития подростка. - М.: Просвещение, 1979. -39 с.
9. Васягина Н.Н. Предикторы делинквентности подростков// Проблемы девиантного поведения подростков в современном обществе : сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф., 29-30 окт. 2015 г. Южно-Сахалинск : ИРОСО, 2015. С. 25-29.
10. Васягина Н.Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей // Педагогическое образование в России. 2013. №2.
11. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие для вузов/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов - 4 - е изд. , испр. и доп. - М. : Академ. проект ; Фонд "Мир", 2015.
12. Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков / Психологическая наука и образование №1, 2012. - с. 51-56.
13. Газман О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании/ О.С. Газман // Директор школы. - 2014. - № 3. - с. 51-58.
14. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-
метод, пособие курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое
общество России, 2014. - 276 с.
15. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория//Соц. Исследования, 2013. 16. Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С. Моделирование как метод научного исследования. - М., 2012.
...