Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ИЗУЧЕНИЯ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ 8
1.1 Понятие и структура стрессоустойчивости личности 8
1.2 Стрессогенные факторы деятельности педагогов 18
1.3 Арт-терапия как метод гармонизации эмоционального состояния личности. . 26
1.4 Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПЕДАГОГОВ МЕТОДОМ АРТ-ТЕРАПИИ 37
2.1 Организация этапов исследования 37
2.2 Методы исследования 38
2.3 Анализ входящей диагностики 40
2.4 Содержание тренинга стрессоустойчивости педагогов с использованием
метода арт-терапии 45
2.5 Анализ результатов итоговой диагностики 63
2.6 Выводы по второй главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
Приложение А Диагностический инструментарий 87
Приложение Б Табличное представление эмпирических данных 94
Приложение В Результаты исследования нормального закона распределения выборок. W-тест Шапиро-Уилка 98
В современном мире неуклонно возрастает число психотравмирующих, фрустрирующих и стрессогенных факторов, негативно влияющих на человека, его профессиональное благополучие и здоровье. Одним из таких факторов можно считать большой набор требований, который на современном этапе развития общество предъявляет к профессионалу. Другим фактором выступают резко возросшие процессы интенсификации труда, предполагающие высокий уровень соответствия требований и стабильности при осуществлении профессиональной деятельности.
Педагогическая профессия относится к категории профессий, особо уязвимых перед стрессом, так как педагогу приходится решать разнообразные профессиональные задачи в условиях недостатка времени и информации, постоянного открытого контакта с людьми, предполагающего значительные эмоциональные и энергетические затраты. Профессиональная деятельность современного педагога требует постоянной и максимальной мобилизации его собственных ресурсов.
В условиях интенсивных социальных трансформаций, в поиске путей выхода из конфликтных ситуаций педагогам нужны креативность и опыт внутренней гармонизации. Способность искусства к эффективному воздействию на личностный рост индивида с целью коррекции определённых аспектов его самосознания лежит в основе такого направления коррекционной педагогики, как арт-терапия. Эффективность этого метода основывается на понимании человека как личности, которая по определённым причинам ограничена в возможности решения своих проблем. Творчество является стимулом для расширения межличностных отношений, приобщения к жизни социума.
Понятие стрессоустойчивости изучается многими учёными, среди которых А. А. Андреева, А. А. Баранов, Б. Б. Величковский, О. В. Лозгачева, Г. В. Мигаль, Д. Ю. Морозов, С. В. Субботин, Т. С. Тихомирова и др. В своих исследованиях А. К. Маркова, Л. М. Митина, A. И. Щербаков и др. утверждают, что стрессоустойчивость является одним из наиболее значимых профессиональных образований педагога.
А. Бандура, Ф. Е. Василюк, Р. Лазарус, и др. считают, что повысить уровень стрессоустойчивости можно с помощью адекватного использования внешних и внутренних ресурсов. Также Р. Лазурс и С. Фолкман изучают копинг- стратегии как способы преодоления стрессовых обстоятельств.
А. И. Аржанова, И. П. Воропаева, В. Г. Нечаева, Р. В. Овчарова, Н. Э. Фаас исследуют вопросы психотерапевтического воздействия творчества на нравственное и эмоциональное развитие личности. Дж. Аллан, М. Бурно, А. И. Копытин, Л. Д. Лебедева, Л. Ловенфельд, Е. Г. Макарова доказали, что арт- терапия является гуманным способом поддержки личности, развивает способности и самопознание. Использование методов арт-терапии в последипломном образовании педагогов музыкантов изучала Г. П. Сергеева, преодолении эмоционального стресса педагогов рассматривает М. С. Вальдес, А. Г. Московкина.
Вопросы повышения стрессоустойчивости методами тренинга изучают Д. Е. Есипова, Л. А. Русских, Т. В. Зарипова, И. М. Макина, В. Д. Паначев и др.
Таким образом, противоречие между постоянным действием стрессогенных факторов на личность педагога, соответственно, социальной необходимостью развития стрессоустойчивости педагогов как одной из основных профессиональных характеристик, и при этом научно доказанной эффективностью и положительным влиянием методов арт-терапии на личность педагога, обусловили выбор темы научного исследования - «Развитие стрессоустойчивости у педагогов методами арт-терапии».
Цель исследования -выявить эффективность влияния методов арт-терапии на развитие стрессоустойчивости педагогов.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие и структуру стрессоустойчивости личности в психолого-педагогической литературе;
2) выявить стрессогенные факторы деятельности педагогов;
3) проанализировать эффективность арт-терапии как метода гармонизации эмоционального состояния личности;
4) обосновать особенности организации и методов исследования;
5) разработать и реализовать тренинг повышения стрессоустойчивости педагогов методами арт-терапии;
6) проанализировать результаты эмпирического исследования.
Объект исследования - стрессоустойчивость личности.
Предмет исследования - развитие стрессоустойчивости у педагогов.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что стрессоустойчивость педагогов можно повысить с помощью применения методов арт-терапии во время проведения тренингов развития стрессоустойчивости.
Теоретико-методологической основой исследования стали научные исследования:
-А. А. Андреева, А. А. Баранова, Б. Б. Величковского, О. В. Лозгачева, Г. В. Мигаля, Д. Ю. Морозова, С. В. Субботина, Т. С. Тихомирова о понимание стрессоустойчивости;
- А. К. Маркова, Л. М. Митина, A. И. Щербакова о стрессоустойчивости как профессионально важном качестве педагогической деятельности;
- Дж. Аллана, М. Бурно, А. И. Копытина, Л. Д. Лебедева, Л. Ловенфельда, Е. Г. Макарова направленные на изучение влияния метода арт-терапии на личность;
- Д. Е. Есипова, Л. А. Русских, Т. В. Зарипова, И. М. Макина, В. Д. Паначева о тренинге как методе развития стрессоустойчивости личности.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы:
- теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования);
- эмпирические методы: опросник для выявления основных видов стресса «Стресс-ФИЭ», разработанный Е. С. Ивановой, авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» И. А. Усатова, тест «Методика диагностики нервно-психического напряжения» Т. А. Немчин;
- методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, W-тест Шапиро-Уилка, Т-критерий Вилкоксона).
Эмпирической базой исследования выступили Муниципальные автономные общеобразовательные учреждения гимназии № 49 и 83 города Тюмени.
Научная новизна исследования заключается в том, что установлена эффективность методов арт-терапии для развития стрессоустойчивости педагогов. Разработан тренинг развития стрессоустойчивости педагогов методами арт-терапии.
Положения, выносимые на защиту:
1) применение методов арт-терапии в тренинговых технологиях положительно влияет на развитие уровня стрессоустойчивости педагогов;
2) метод арт-терапии позволяет развивать целеустремлённость личности, её самосознание, направленность на саморазвитие.
Практическая значимость исследования. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме стрессоустойчивости личности, с учётом принципов проведения психологических тренингов нами был разработан тренинг развития стрессоустойчивости у педагогов методами арт-терапии. Участие в тренинге по развитию стрессоустойчивости позволило педагогам освоить навыки осознания своих личностных особенностей; стабилизации и рационального развития эмоционального состояния; целеустремлённости, стремления к самосовершенствованию.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения. В введении обозначены актуальность, цель и задачи темы, объект, предмет исследования, гипотеза. В первой главе рассматривается понятие и структура стрессоустойчивости личности, стрессогенные факторы деятельности педагогов и арт-терапия как метод гармонизации эмоционального состояния. Во второй главе нашло отражение эмпирическое исследование повешения стрессоустойчивости у педагогов методом арт-терапии. В заключении сделаны основные выводы по результатам исследования.
Развитие стрессоустойчивости у педагогов методами арт-терапии предполагало теоретический анализ проблемы и проведение эмпирического исследования
В современном научном мире нет единого толкования понятия «стрессоустойчивости». Опираясь на различные научные утверждения относительного данного феномена, в своём исследовании под стрессоустойчивостью будем понимать: индивидуально-психологическую
особенность личности, которая заключается в специфической взаимосвязи разноуровневых качеств интегральной индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз всей системы и приводит к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности.
Структура стрессоустойчивости также является спорным вопросом в научных исследованиях. Так, Н. И. Бережная рассматривая структуру стрессоустойчивости выделяет такие компоненты, как психофизиологический, мотивационный, волевой, интеллектуальный, а также компоненты эмоционального опыта личности и профессиональной подготовленности. В понимании международных исследователей структура стрессоустойчивости состоит из социального, поведенческого и личностного компонентов.
Профессиональный стресс представителей педагогической деятельности вызывается взаимодействием стрессогенных факторов, связанных и не связанных с работой, с личностными характеристиками учителя. Взаимодействие этих факторов приводит к образованию симптомов нарушения здоровья и к заболеваниям. Г. С. Никифоров выделяет следующие стресогенные факторы педагогической деятельности: стрессоры организации и содержания деятельности; стрессоры, связанные с профессиональной карьерой; стрессоры, связанные с оплатой труда; стрессоры, связанные со взаимоотношениями на работе; неорганизационные источники стресса (проблемы в семье, жизненные кризисы, финансовые проблемы, конфликты личностных ценностей с ценностями, которые декларируются организацией).
Методика арт-терапии основывается на убеждении в том, что внутреннее «Я» человека трансформируется в визуальные материализованные символические образы или специфические конструкты художественного творчества каждый раз, когда он спонтанно, особенно не задумываясь над тем, что должно получиться в конечном итоге, - пишет картины, рисует, лепит, создаёт скульптуру и тому подобное. Существует мнение, что образы художественного творчества отражают содержание подсознательных процессов, включая внутренние конфликты, страхи, навязчивые мысли, воспоминания детства, сновидения и тому подобное. Арт-терапия как метод гармонизации эмоционального состояния личности позволяет решать такие задачи, как диагностика психолого-эмоционального состояния личности, проводить коррекционно-развивающую работу, а также решать психотерапевтические проблемы.
Эмпирическое исследование стрессоустойчивости педагогов методами арт-терапии было разделено на три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный, в рамках которых: было определено уровень стрессоустойчивости педагогов с помощью диагностических методик; разработана и внедрена тренинговая программа с использованием методов арт-терапии; произведён анализ эффективности предложенной технологии решения проблемы исследования.
Исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ. В нём приняли участие учителя данных школ в количестве 60 человек, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы. Диагностический инструментарий составили опросник для выявления основных видов стресса «Стресс-ФИЭ», разработанный Е. С. Ивановой, авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» И. А. Усатова, тест «Методика диагностики нервно-психического напряжения» Т. А. Немчин, а также методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, W-тест Шапиро-Уилка, Т-критерий Вилкоксона).
Формирующий этап исследования реализовывался с помощью разработки и внедрения тренинга по развитию стрессоустойчивости педагогов методами арт-терапии. Тренинг был направлен на развитие навыков релаксации, навыков преодоления негативных эмоциональных состояний и коммуникативных навыков, обучение приёмам преодоления состояния тревоги и стресса, формирование позитивной «Я-концепции». В рамках тренинга использовались такие методы арт-терапии, как изотерапия, пластилинотерапия, музыкотерапия, мандалотерапия, маскотерапия и сказкотерапия.
Проанализировав результаты диагностического исследования на контрольном этапе работы, были выяснены существенные различия между результатами контрольной и экспериментальной групп. В экспериментальной группе наблюдалось повышение уровня стрессоустойчивости, снижение нервно - психического напряжения. В контрольной группе исследуемые критерии не изменялись. Для подтверждения влияния фактора использования тренинга по развитию стрессоустойчивости педагогов методами арт-терапии был проведён математико-статистический анализ. Результаты анализа показали значимость фактора использования предложенной технологии.
Таким образом, поставленная гипотеза исследования подтвердилась: использование методов арт-терапии в развитии стрессоустойчивости педагогов является эффективным. Дальнейшие научные поиски видим в разработке дополнительных методов, направленных на развитие стрессоустойчивости, профилактику стрессового состояния.
1. Абрамовских Т. А. Опыт внутриорганизационного повышения квалификации по применению активных методов обучения взрослых / Т. А. Абрамовских // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - Вып. 1 (26). - С. 83-87.
2. Агарков Н. М. Арт-терапия как компонент здоровьесберегающих
технологий в учебном процессе ВУЗа / Н. М. Агарков, Н. В. Акинина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и
педагогика. - 2012. - № 2. - С. 269-272.
3. Агбаева У. Б. Стрессоустойчивость как профессионально значимое качество личности педагога / У. Б. Агбаева, А. К. Куандык // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры материалы Всероссийской научно-методической конференции. Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет». - 2018. - С. 3380-3382.
4. Акулинина И. А. Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов / И. А. Акулина // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2013. - № 1. - С. 97-100.
5. Андреева А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: дисс. ... кандидата психол. наук: 19.0.07 / А. Андреева. - Тамбов, 2009. - 155 с.
6. Анохина С. А. Стрессоустойчивость как компонент адаптации в ценностной системе личности / С. А. Анохина, А. М. Анохин // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 1. - С. 35-43.
7. Арт-терапия - новые горизонты / под ред. А. И. Копытиной. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336с.
8. Багадаева О. Ю. Критерии стрессоустойчивости педагога с позиций деятельностного подхода / О. Ю. Багадаева, М. Г. Голубчикова // Педагогический ИМИДЖ. - 2017. - С. 129-238.
9. Баранов А. Психология стрессоустойчивости педагога (Теоретические и прикладные аспекты): дисс. ... доктора психол. наук: 19.00.07 / А. Баранов. - Санкт-Петербург, 2002 - 405 с.
10. Биктина Н. Н. Стрессоустойчивость как фактор психологического благополучия личности / Н. Н. Биткина // Сборник материалов всероссийской конференции. Ставропольский государственный педагогический институт. - 2016. - С. 417-418.
11. Бережная Н. И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов / Н. И. Бережная // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы III Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 г.: в 8 Т. - СПб., 2003. - Т. 1. - С. 453.
12. Бодров В. А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов / В. А. Бодров. - М.: ПЕРСЭ, 2000. - 352 с.
13. Вальдес М. С. Арт-терапия как метод преодоления эмоционального стресса / М. С. Вальдес, А. Г. Московкина // Наука и школа. - 2016. - №2. - С. 133-137.
14. Васечко Е. П. Стрессоустойчивость личности: теоретический аспект / Е. П. Васечко, Т. А. Кононова // Сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции. Горно-Алтайский государственный университет, Редакция научного Международного журнала РМНКО. - 2017. - С. 27-32.
15. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособ. / И. В. Вачков. - М., 1999. - 237 с.
16. Вдовина Н. А. Тренинг как технология развития креативности подростков / Н. А. Вдовина, Т. В. Игнатова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-6. - С. 358-364.
17. Веблер В.-Д. Мотивирующее преподавание и обучение в вузе: материалы к семинару / В.-Д. Веблер; под ред. И. А. Иродовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. - 74 с.
18. Величковский Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Б. Величковский - Москва, 2007. - 195 с.
19. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
20. Волочков А. А. Активность субъекта жизни как ресурс безопасности в стрессогенной деятельности / А. В. Волочков // Отечественный журнал социальной работы. - 2018. - № 1. - С. 146-153.
21. Воронова А. А. Арт-терапия для детей и их родителей / А. А. Воронова. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 253 с.
22. Газиева М. З. Стрессоустойчивость личности как предмет психолого-педагогического изучения / М. З. Газиева // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. -2008. - № 4. - С. 317-322.
23. Ганчукова Д. Р. К вопросу о методах педагогической арт-терапии в инклюзивном образовании // Д. Р. Ганчукова // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. - 2012. - №12. - С. 1919.
24. Глотова Г. А. Стрессоустойчивость педагога /Г. А. Глотова,
Л. В. Карапетян // Психологический вестник Уральского государственного университета; под ред. Г. А. Глотова. - Вып. 1. - Изд-во «Банк культурной информации» Екатеринбург, 2000. - С. 102-115.
25. Гулиева Х. Б. Стрессоустойчивость личности: к вопросу о
диагностической информативности методики Т. Холмса и Р. Раге / Х. Б. Гулиева, О. А. Белобрыкина // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - №3-4. - С. 149-165.
26. Гунзунова Б. А. Детерминанты профессионального стресса у педагогов-руководителей / Б. А. Гунзунова // European Social Science Journal. -
2015. - № 7. - С. 302-307.
27. Гунзунова Б. А. Личностные факторы саморегуляции эмоциональных состояний педагогов / Б. А. Гунзунова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 3-1 (63). - С. 93-96.
28. Дзейтова М. Х. Мировотворческое образование в условиях современного образовательного учреждения: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук.: спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / М. Х. Дзейтова. - Майкоп, 2007. - 23 с.
29. Джоуэл Л. Индустриально-организационная психология / Л. Джоуэл. - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.
30. Есипова Д. Е. Тренинговые технологии как средство профилактики стрессовых состояний / Д. Е. Есипова // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2012. - №10/4. - С. 17-24.
31. Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие / Т. В. Зайцева. -М.: Смысл, 2002. - 80 c.
32. Иванова Е. С. «Стресс-ФИЭ»: методика измерения основных видов стресса / Е. С. Иванова // Психологическая диагностика. - 2008. - № 5. - С. 82-101.
33. Кара Ж. Ю. Особенности арт-терапии /Ж. Ю. Кара // Северо¬Кавказский психологический вестник. - 2010. - Т. 8. - № 3. - С. 48-51.
34. Киселева М. В. Арт-терапия в психологическом консультировании / М. В. Киселева, В. А. Кулганов 2014. - 64с.
35. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова,
А. Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 659 с
36. Копытина А. И. Арт-терапия - новые горизонты /А. И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 7-14 с.
37. Копытин А. И. Руководство по детско-подростковой и семейной арт- терапии / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. - Санкт-Петербург, 2010. - 231 с.
38. Крамер Э. Арт-терапия с детьми / Э. Крамер. - М.: Генезис, 2018. - 328 с.
39. Круглова М. А. Работа с песком (Sandwork) как техника выявления психологических ресурсов руководителей / М. А. Круглова, С. В. Мясникова, О. В. Воронина, В. Г. Круглов, О. В. Александрова // Петербургский психологический журнал. - 2016. - №14. - С. 35-63.
40. Куликов В. Л. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие / В. Л. Куликов. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
41. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий /Л. Д. Лебедева. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 256 с.
42. Лебедева Л. Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л. Д. Лебедева, Ю. В. Никонорова, Н. А. Тараканова. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.
43. Леонова А. Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции / А. Б. Леонова // Психологический журнал. - 2004. - Том 25. - № 2. - С. 75-85.
44. Ли Канг Хи. Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человек: дисс. канд. психол. наук: 19.00.05 / Ли Канг Хи. - М., 2005. - 201 с.
45. Лозгачева О. В. Особенности формирования устойчивости к стрессу в процессе профессионального развития личности / О. В. Лозгачева // Научные журналы УГПУ. Педагогическое образование в России. - 2012. - с. 1-3.
46. Лысых Н. В. Арт-терапия в работе социального педагога / Н. В. Лысых, Е. А. Баркова // Успехи современного естествознания. - 2013. - №10. - С. 176¬177.
47. Маркова А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. - М.:
Просвещение, 2013. - 300 с.
48. Марковец Е. Л. Исследование стрессовых состояний у педагогов / Е. Л. Марковец // Наука и образование. Научно-практический журнал Южного научного Центра АПН Украины. - Одеса. - 2000. - № 4. - С. 61-65.
49. Марценюк М. А. Профилактика педагогического стресса посредством релаксационного консультирования / М. А. Марценюк // Актуальные проблемы среднего и высшего профессионального образования Сборник научных трудов. -
2016. - С. 292-295.
50. Минин М. Г. Реализация блока «Арт-терапия в работе педагога» в программе «Здоровье учителя Красноярского края» / М. Г. Минин, Т. В. Свиридова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 4 (132). - С. 132-135.
51. Мирясова Н. А. Анализ интегративных аспектов арт-терапии / Н. А. Мирясова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2013. - №1 (27). - С. 14-17.
52. Михайлова С. С. Причины возникновения стресса в образовательной организации / С. С. Михайлова // Экономика, бизнес, инновации: в 2 частях. - 2018. - С. 51-53.
53. Назаров Р. И. Стрессоустойчивость и структура личности / Р. И. Назаров, И. И. Тагиров // Социально-экономические и гуманитарные аспекты развития современного общества. Материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции. - 2016. - С. 346-348.
54. Никитин В. Арт-терапия. Учебное пособие / В. Никитин- М.: Когито- Центр, 20114. - 336 с.
55. Никитин В. Н. Пластикодрама. Новые направления в арт-терапии [Электронный ресурс] / В. Н. Никитин. - М.: Когито-Центр, 2003. - 183 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15569.html.-ЭБС «IPRbooks».
56. Николаева Л. В. Арт-педагогика как современные направления
психокоррекционной работы с детьми / Л. В. Николаева // Педагогическая психология: теория и практика Сборник материалов международного научного симпозиума. Россия, Москва, 27-31 августа 2013 г.. под редакцией
Т. Т. Щелиной. - 2013. - С. 35-38.
57. Петрова О. Н. Психологический аспект стрессоустойчивости в контексте сформированности культуры здоровья подростков / О. Н. Петрова // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. - 2016. - №10 (25). - С. 23¬30.
58. Питкевич М. Ю. Стрессоустойчивость как основа психического здоровья личности / М. Ю. Питкевич, Г. Г. Аракелов, В. В. Глебов // Экология, здоровье и образование в XXI веке. Глобальная интеграция современных исследований и технологий Материалы III Кавказского экологического форума. - 2017. - С. 196-199.
59. Попов Т. Применение арт-терапии в социальной сфере / Т. Попов // Вестник ВосточноСибирской Открытой Академии. - 2013. - № 7 (7). - С. 11-19.
60. Психодиагностика стресса: практикум/ сост. Р. В. Куприянов,
Ю. М. Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. - 212 с.
61. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2006. - 609 с.
62. Розов В. И. Психология экстремальных ситуаций: адаптивность к стрессу и психологическое обеспечение: научно-практическое пособие /
В. И. Розов. - Киев: КНТ: Саммит-Книга, 2012. - 478 с.
63. Русских Л. А Организация психологического тренинга
стрессоустойчивости / Л. А. Русских // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2014. - С. 274-279.
64. Савлучинская Н.В. Теория и методика применения арт-педагогических технологий в работе с детьми / Н. В. Савлучинская, М. С. Павлова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - С. 45-53.
65. Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. - М.: «Тандем», 1999. - 352 с.
66. Семиздралова О. А. Предупреждение стресса в профессиональной деятельности педагога / О. А. Семиздралова // Народное образование. - 2010. - № 6. - С. 130-139.
67. Серебрякова Е. А. Влияние музыки на психофизическое состояние человека / Е. А. Серебрякова // Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - С. 34-41.
68. Словарь терминов чрезвычайных ситуаций [Електронный ресурс]. - Режим доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/
69. Смирнов Б. А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях /
Б. А. Смирнов, Е. В. Довгополова; 2-е изд., испр., доп. - Х.: Изд-во
Гуманитарный центр, 2007. - 292 с.
70. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии / Дженнингс Сью; Минде Асе. - М.: Изд-во: Эксмо, 2003. - 201 с.
71. Солдатов С. В. Особенности устойчивости к профессиональному стрессу / С. В. Солдатов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №2. - С. 23-31.
72. Стрессоустойчивость и конфликт: личность в условиях социума,
рисков и угроз: Материалы I Международной научно-практической
конференции (3-7 февраля 2014) / под ред. Н. Ю. Демченко, И. П. Макаренко. - Невинномысск: НГГТИ, 2014. - 247 с.
73. Сулкарнаева Г. А. Реализация интегративного и компетентностного подходов в подготовке к здоровьесберегающей деятельности / Г. А. Сулкарнаева, Т. А. Глухих // Вестник ТОГИРРО. - 2009. - № 1. - С. 5-168.
74. Сусанина И. В. Введение в арт-терапию учебное пособие/ И. В. Сусанина - М.: Когито-Центр, 2007.- 95 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15518.html.-ЭБС «IPRbooks»
75. Татаринцева А. Ю. Арт-терапия, как метод психологической реабилитации / А. Ю. Татаринцева, А. А. Носова // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2014. - Т. 2. - №1 (6). - С. 80-84.
76. Тихомирова Т. Формирование стрессоустойчивости школьников подросткового возраста в учебной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Тихомирова Татьяна Семеновна - Москва, 2004. - 183 с.
77. Усатов И. А. Авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» / И. А. Усатов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 681-685.
78. Усатов И. А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса / И. А. Усатов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 2. - С. 21-25.
79. Федоренко М. В. Стрессоустойчивость как показатель социальной адаптации/ М. В. Федоренко // Филология и культура. - 2009. - №2-3 (17-18). -
С. 15-21.
80. Ховякова Д. И. Арт-терапия - яркие краски жизни / Д. И. Ховякова // Современные тенденции развития фундаментальной и прикладной психологии сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 36-52.
81. Хуторная М. Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / М. Хуторная. - М. - Тамбов, 2007. - 182 с.
82. Черепанов А. Особенности и проблемы применения тренинг-
технологии в развитии профессиональных компетенций управленческих работников / А. Черепанов // Риск: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - № 2. - С. 623-627.
83. Шумлин Д. А. Музыкальные символы Скрябина / Д. А. Шумлин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2008. - С. 136-141.
84. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции: учебное пособие / Ю. В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с.