РАЗВИТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПЕДАГОГОВ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
|
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ИЗУЧЕНИЯ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ 8
1.1 Понятие и структура стрессоустойчивости личности 8
1.2 Стрессогенные факторы деятельности педагогов 18
1.3 Арт-терапия как метод гармонизации эмоционального состояния личности. . 26
1.4 Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПЕДАГОГОВ МЕТОДОМ АРТ-ТЕРАПИИ 37
2.1 Организация этапов исследования 37
2.2 Методы исследования 38
2.3 Анализ входящей диагностики 40
2.4 Содержание тренинга стрессоустойчивости педагогов с использованием
метода арт-терапии 45
2.5 Анализ результатов итоговой диагностики 63
2.6 Выводы по второй главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
Приложение А Диагностический инструментарий 87
Приложение Б Табличное представление эмпирических данных 94
Приложение В Результаты исследования нормального закона распределения выборок. W-тест Шапиро-Уилка 98
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ИЗУЧЕНИЯ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ 8
1.1 Понятие и структура стрессоустойчивости личности 8
1.2 Стрессогенные факторы деятельности педагогов 18
1.3 Арт-терапия как метод гармонизации эмоционального состояния личности. . 26
1.4 Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПЕДАГОГОВ МЕТОДОМ АРТ-ТЕРАПИИ 37
2.1 Организация этапов исследования 37
2.2 Методы исследования 38
2.3 Анализ входящей диагностики 40
2.4 Содержание тренинга стрессоустойчивости педагогов с использованием
метода арт-терапии 45
2.5 Анализ результатов итоговой диагностики 63
2.6 Выводы по второй главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
Приложение А Диагностический инструментарий 87
Приложение Б Табличное представление эмпирических данных 94
Приложение В Результаты исследования нормального закона распределения выборок. W-тест Шапиро-Уилка 98
В современном мире неуклонно возрастает число психотравмирующих, фрустрирующих и стрессогенных факторов, негативно влияющих на человека, его профессиональное благополучие и здоровье. Одним из таких факторов можно считать большой набор требований, который на современном этапе развития общество предъявляет к профессионалу. Другим фактором выступают резко возросшие процессы интенсификации труда, предполагающие высокий уровень соответствия требований и стабильности при осуществлении профессиональной деятельности.
Педагогическая профессия относится к категории профессий, особо уязвимых перед стрессом, так как педагогу приходится решать разнообразные профессиональные задачи в условиях недостатка времени и информации, постоянного открытого контакта с людьми, предполагающего значительные эмоциональные и энергетические затраты. Профессиональная деятельность современного педагога требует постоянной и максимальной мобилизации его собственных ресурсов.
В условиях интенсивных социальных трансформаций, в поиске путей выхода из конфликтных ситуаций педагогам нужны креативность и опыт внутренней гармонизации. Способность искусства к эффективному воздействию на личностный рост индивида с целью коррекции определённых аспектов его самосознания лежит в основе такого направления коррекционной педагогики, как арт-терапия. Эффективность этого метода основывается на понимании человека как личности, которая по определённым причинам ограничена в возможности решения своих проблем. Творчество является стимулом для расширения межличностных отношений, приобщения к жизни социума.
Понятие стрессоустойчивости изучается многими учёными, среди которых А. А. Андреева, А. А. Баранов, Б. Б. Величковский, О. В. Лозгачева, Г. В. Мигаль, Д. Ю. Морозов, С. В. Субботин, Т. С. Тихомирова и др. В своих исследованиях А. К. Маркова, Л. М. Митина, A. И. Щербаков и др. утверждают, что стрессоустойчивость является одним из наиболее значимых профессиональных образований педагога.
А. Бандура, Ф. Е. Василюк, Р. Лазарус, и др. считают, что повысить уровень стрессоустойчивости можно с помощью адекватного использования внешних и внутренних ресурсов. Также Р. Лазурс и С. Фолкман изучают копинг- стратегии как способы преодоления стрессовых обстоятельств.
А. И. Аржанова, И. П. Воропаева, В. Г. Нечаева, Р. В. Овчарова, Н. Э. Фаас исследуют вопросы психотерапевтического воздействия творчества на нравственное и эмоциональное развитие личности. Дж. Аллан, М. Бурно, А. И. Копытин, Л. Д. Лебедева, Л. Ловенфельд, Е. Г. Макарова доказали, что арт- терапия является гуманным способом поддержки личности, развивает способности и самопознание. Использование методов арт-терапии в последипломном образовании педагогов музыкантов изучала Г. П. Сергеева, преодолении эмоционального стресса педагогов рассматривает М. С. Вальдес, А. Г. Московкина.
Вопросы повышения стрессоустойчивости методами тренинга изучают Д. Е. Есипова, Л. А. Русских, Т. В. Зарипова, И. М. Макина, В. Д. Паначев и др.
Таким образом, противоречие между постоянным действием стрессогенных факторов на личность педагога, соответственно, социальной необходимостью развития стрессоустойчивости педагогов как одной из основных профессиональных характеристик, и при этом научно доказанной эффективностью и положительным влиянием методов арт-терапии на личность педагога, обусловили выбор темы научного исследования - «Развитие стрессоустойчивости у педагогов методами арт-терапии».
Цель исследования -выявить эффективность влияния методов арт-терапии на развитие стрессоустойчивости педагогов.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие и структуру стрессоустойчивости личности в психолого-педагогической литературе;
2) выявить стрессогенные факторы деятельности педагогов;
3) проанализировать эффективность арт-терапии как метода гармонизации эмоционального состояния личности;
4) обосновать особенности организации и методов исследования;
5) разработать и реализовать тренинг повышения стрессоустойчивости педагогов методами арт-терапии;
6) проанализировать результаты эмпирического исследования.
Объект исследования - стрессоустойчивость личности.
Предмет исследования - развитие стрессоустойчивости у педагогов.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что стрессоустойчивость педагогов можно повысить с помощью применения методов арт-терапии во время проведения тренингов развития стрессоустойчивости.
Теоретико-методологической основой исследования стали научные исследования:
-А. А. Андреева, А. А. Баранова, Б. Б. Величковского, О. В. Лозгачева, Г. В. Мигаля, Д. Ю. Морозова, С. В. Субботина, Т. С. Тихомирова о понимание стрессоустойчивости;
- А. К. Маркова, Л. М. Митина, A. И. Щербакова о стрессоустойчивости как профессионально важном качестве педагогической деятельности;
- Дж. Аллана, М. Бурно, А. И. Копытина, Л. Д. Лебедева, Л. Ловенфельда, Е. Г. Макарова направленные на изучение влияния метода арт-терапии на личность;
- Д. Е. Есипова, Л. А. Русских, Т. В. Зарипова, И. М. Макина, В. Д. Паначева о тренинге как методе развития стрессоустойчивости личности.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы:
- теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования);
- эмпирические методы: опросник для выявления основных видов стресса «Стресс-ФИЭ», разработанный Е. С. Ивановой, авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» И. А. Усатова, тест «Методика диагностики нервно-психического напряжения» Т. А. Немчин;
- методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, W-тест Шапиро-Уилка, Т-критерий Вилкоксона).
Эмпирической базой исследования выступили Муниципальные автономные общеобразовательные учреждения гимназии № 49 и 83 города Тюмени.
Научная новизна исследования заключается в том, что установлена эффективность методов арт-терапии для развития стрессоустойчивости педагогов. Разработан тренинг развития стрессоустойчивости педагогов методами арт-терапии.
Положения, выносимые на защиту:
1) применение методов арт-терапии в тренинговых технологиях положительно влияет на развитие уровня стрессоустойчивости педагогов;
2) метод арт-терапии позволяет развивать целеустремлённость личности, её самосознание, направленность на саморазвитие.
Практическая значимость исследования. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме стрессоустойчивости личности, с учётом принципов проведения психологических тренингов нами был разработан тренинг развития стрессоустойчивости у педагогов методами арт-терапии. Участие в тренинге по развитию стрессоустойчивости позволило педагогам освоить навыки осознания своих личностных особенностей; стабилизации и рационального развития эмоционального состояния; целеустремлённости, стремления к самосовершенствованию.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения. В введении обозначены актуальность, цель и задачи темы, объект, предмет исследования, гипотеза. В первой главе рассматривается понятие и структура стрессоустойчивости личности, стрессогенные факторы деятельности педагогов и арт-терапия как метод гармонизации эмоционального состояния. Во второй главе нашло отражение эмпирическое исследование повешения стрессоустойчивости у педагогов методом арт-терапии. В заключении сделаны основные выводы по результатам исследования.
Педагогическая профессия относится к категории профессий, особо уязвимых перед стрессом, так как педагогу приходится решать разнообразные профессиональные задачи в условиях недостатка времени и информации, постоянного открытого контакта с людьми, предполагающего значительные эмоциональные и энергетические затраты. Профессиональная деятельность современного педагога требует постоянной и максимальной мобилизации его собственных ресурсов.
В условиях интенсивных социальных трансформаций, в поиске путей выхода из конфликтных ситуаций педагогам нужны креативность и опыт внутренней гармонизации. Способность искусства к эффективному воздействию на личностный рост индивида с целью коррекции определённых аспектов его самосознания лежит в основе такого направления коррекционной педагогики, как арт-терапия. Эффективность этого метода основывается на понимании человека как личности, которая по определённым причинам ограничена в возможности решения своих проблем. Творчество является стимулом для расширения межличностных отношений, приобщения к жизни социума.
Понятие стрессоустойчивости изучается многими учёными, среди которых А. А. Андреева, А. А. Баранов, Б. Б. Величковский, О. В. Лозгачева, Г. В. Мигаль, Д. Ю. Морозов, С. В. Субботин, Т. С. Тихомирова и др. В своих исследованиях А. К. Маркова, Л. М. Митина, A. И. Щербаков и др. утверждают, что стрессоустойчивость является одним из наиболее значимых профессиональных образований педагога.
А. Бандура, Ф. Е. Василюк, Р. Лазарус, и др. считают, что повысить уровень стрессоустойчивости можно с помощью адекватного использования внешних и внутренних ресурсов. Также Р. Лазурс и С. Фолкман изучают копинг- стратегии как способы преодоления стрессовых обстоятельств.
А. И. Аржанова, И. П. Воропаева, В. Г. Нечаева, Р. В. Овчарова, Н. Э. Фаас исследуют вопросы психотерапевтического воздействия творчества на нравственное и эмоциональное развитие личности. Дж. Аллан, М. Бурно, А. И. Копытин, Л. Д. Лебедева, Л. Ловенфельд, Е. Г. Макарова доказали, что арт- терапия является гуманным способом поддержки личности, развивает способности и самопознание. Использование методов арт-терапии в последипломном образовании педагогов музыкантов изучала Г. П. Сергеева, преодолении эмоционального стресса педагогов рассматривает М. С. Вальдес, А. Г. Московкина.
Вопросы повышения стрессоустойчивости методами тренинга изучают Д. Е. Есипова, Л. А. Русских, Т. В. Зарипова, И. М. Макина, В. Д. Паначев и др.
Таким образом, противоречие между постоянным действием стрессогенных факторов на личность педагога, соответственно, социальной необходимостью развития стрессоустойчивости педагогов как одной из основных профессиональных характеристик, и при этом научно доказанной эффективностью и положительным влиянием методов арт-терапии на личность педагога, обусловили выбор темы научного исследования - «Развитие стрессоустойчивости у педагогов методами арт-терапии».
Цель исследования -выявить эффективность влияния методов арт-терапии на развитие стрессоустойчивости педагогов.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие и структуру стрессоустойчивости личности в психолого-педагогической литературе;
2) выявить стрессогенные факторы деятельности педагогов;
3) проанализировать эффективность арт-терапии как метода гармонизации эмоционального состояния личности;
4) обосновать особенности организации и методов исследования;
5) разработать и реализовать тренинг повышения стрессоустойчивости педагогов методами арт-терапии;
6) проанализировать результаты эмпирического исследования.
Объект исследования - стрессоустойчивость личности.
Предмет исследования - развитие стрессоустойчивости у педагогов.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что стрессоустойчивость педагогов можно повысить с помощью применения методов арт-терапии во время проведения тренингов развития стрессоустойчивости.
Теоретико-методологической основой исследования стали научные исследования:
-А. А. Андреева, А. А. Баранова, Б. Б. Величковского, О. В. Лозгачева, Г. В. Мигаля, Д. Ю. Морозова, С. В. Субботина, Т. С. Тихомирова о понимание стрессоустойчивости;
- А. К. Маркова, Л. М. Митина, A. И. Щербакова о стрессоустойчивости как профессионально важном качестве педагогической деятельности;
- Дж. Аллана, М. Бурно, А. И. Копытина, Л. Д. Лебедева, Л. Ловенфельда, Е. Г. Макарова направленные на изучение влияния метода арт-терапии на личность;
- Д. Е. Есипова, Л. А. Русских, Т. В. Зарипова, И. М. Макина, В. Д. Паначева о тренинге как методе развития стрессоустойчивости личности.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы:
- теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования);
- эмпирические методы: опросник для выявления основных видов стресса «Стресс-ФИЭ», разработанный Е. С. Ивановой, авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» И. А. Усатова, тест «Методика диагностики нервно-психического напряжения» Т. А. Немчин;
- методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, W-тест Шапиро-Уилка, Т-критерий Вилкоксона).
Эмпирической базой исследования выступили Муниципальные автономные общеобразовательные учреждения гимназии № 49 и 83 города Тюмени.
Научная новизна исследования заключается в том, что установлена эффективность методов арт-терапии для развития стрессоустойчивости педагогов. Разработан тренинг развития стрессоустойчивости педагогов методами арт-терапии.
Положения, выносимые на защиту:
1) применение методов арт-терапии в тренинговых технологиях положительно влияет на развитие уровня стрессоустойчивости педагогов;
2) метод арт-терапии позволяет развивать целеустремлённость личности, её самосознание, направленность на саморазвитие.
Практическая значимость исследования. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме стрессоустойчивости личности, с учётом принципов проведения психологических тренингов нами был разработан тренинг развития стрессоустойчивости у педагогов методами арт-терапии. Участие в тренинге по развитию стрессоустойчивости позволило педагогам освоить навыки осознания своих личностных особенностей; стабилизации и рационального развития эмоционального состояния; целеустремлённости, стремления к самосовершенствованию.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения. В введении обозначены актуальность, цель и задачи темы, объект, предмет исследования, гипотеза. В первой главе рассматривается понятие и структура стрессоустойчивости личности, стрессогенные факторы деятельности педагогов и арт-терапия как метод гармонизации эмоционального состояния. Во второй главе нашло отражение эмпирическое исследование повешения стрессоустойчивости у педагогов методом арт-терапии. В заключении сделаны основные выводы по результатам исследования.
Развитие стрессоустойчивости у педагогов методами арт-терапии предполагало теоретический анализ проблемы и проведение эмпирического исследования
В современном научном мире нет единого толкования понятия «стрессоустойчивости». Опираясь на различные научные утверждения относительного данного феномена, в своём исследовании под стрессоустойчивостью будем понимать: индивидуально-психологическую
особенность личности, которая заключается в специфической взаимосвязи разноуровневых качеств интегральной индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз всей системы и приводит к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности.
Структура стрессоустойчивости также является спорным вопросом в научных исследованиях. Так, Н. И. Бережная рассматривая структуру стрессоустойчивости выделяет такие компоненты, как психофизиологический, мотивационный, волевой, интеллектуальный, а также компоненты эмоционального опыта личности и профессиональной подготовленности. В понимании международных исследователей структура стрессоустойчивости состоит из социального, поведенческого и личностного компонентов.
Профессиональный стресс представителей педагогической деятельности вызывается взаимодействием стрессогенных факторов, связанных и не связанных с работой, с личностными характеристиками учителя. Взаимодействие этих факторов приводит к образованию симптомов нарушения здоровья и к заболеваниям. Г. С. Никифоров выделяет следующие стресогенные факторы педагогической деятельности: стрессоры организации и содержания деятельности; стрессоры, связанные с профессиональной карьерой; стрессоры, связанные с оплатой труда; стрессоры, связанные со взаимоотношениями на работе; неорганизационные источники стресса (проблемы в семье, жизненные кризисы, финансовые проблемы, конфликты личностных ценностей с ценностями, которые декларируются организацией).
Методика арт-терапии основывается на убеждении в том, что внутреннее «Я» человека трансформируется в визуальные материализованные символические образы или специфические конструкты художественного творчества каждый раз, когда он спонтанно, особенно не задумываясь над тем, что должно получиться в конечном итоге, - пишет картины, рисует, лепит, создаёт скульптуру и тому подобное. Существует мнение, что образы художественного творчества отражают содержание подсознательных процессов, включая внутренние конфликты, страхи, навязчивые мысли, воспоминания детства, сновидения и тому подобное. Арт-терапия как метод гармонизации эмоционального состояния личности позволяет решать такие задачи, как диагностика психолого-эмоционального состояния личности, проводить коррекционно-развивающую работу, а также решать психотерапевтические проблемы.
Эмпирическое исследование стрессоустойчивости педагогов методами арт-терапии было разделено на три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный, в рамках которых: было определено уровень стрессоустойчивости педагогов с помощью диагностических методик; разработана и внедрена тренинговая программа с использованием методов арт-терапии; произведён анализ эффективности предложенной технологии решения проблемы исследования.
Исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ. В нём приняли участие учителя данных школ в количестве 60 человек, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы. Диагностический инструментарий составили опросник для выявления основных видов стресса «Стресс-ФИЭ», разработанный Е. С. Ивановой, авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» И. А. Усатова, тест «Методика диагностики нервно-психического напряжения» Т. А. Немчин, а также методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, W-тест Шапиро-Уилка, Т-критерий Вилкоксона).
Формирующий этап исследования реализовывался с помощью разработки и внедрения тренинга по развитию стрессоустойчивости педагогов методами арт-терапии. Тренинг был направлен на развитие навыков релаксации, навыков преодоления негативных эмоциональных состояний и коммуникативных навыков, обучение приёмам преодоления состояния тревоги и стресса, формирование позитивной «Я-концепции». В рамках тренинга использовались такие методы арт-терапии, как изотерапия, пластилинотерапия, музыкотерапия, мандалотерапия, маскотерапия и сказкотерапия.
Проанализировав результаты диагностического исследования на контрольном этапе работы, были выяснены существенные различия между результатами контрольной и экспериментальной групп. В экспериментальной группе наблюдалось повышение уровня стрессоустойчивости, снижение нервно - психического напряжения. В контрольной группе исследуемые критерии не изменялись. Для подтверждения влияния фактора использования тренинга по развитию стрессоустойчивости педагогов методами арт-терапии был проведён математико-статистический анализ. Результаты анализа показали значимость фактора использования предложенной технологии.
Таким образом, поставленная гипотеза исследования подтвердилась: использование методов арт-терапии в развитии стрессоустойчивости педагогов является эффективным. Дальнейшие научные поиски видим в разработке дополнительных методов, направленных на развитие стрессоустойчивости, профилактику стрессового состояния.
В современном научном мире нет единого толкования понятия «стрессоустойчивости». Опираясь на различные научные утверждения относительного данного феномена, в своём исследовании под стрессоустойчивостью будем понимать: индивидуально-психологическую
особенность личности, которая заключается в специфической взаимосвязи разноуровневых качеств интегральной индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз всей системы и приводит к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности.
Структура стрессоустойчивости также является спорным вопросом в научных исследованиях. Так, Н. И. Бережная рассматривая структуру стрессоустойчивости выделяет такие компоненты, как психофизиологический, мотивационный, волевой, интеллектуальный, а также компоненты эмоционального опыта личности и профессиональной подготовленности. В понимании международных исследователей структура стрессоустойчивости состоит из социального, поведенческого и личностного компонентов.
Профессиональный стресс представителей педагогической деятельности вызывается взаимодействием стрессогенных факторов, связанных и не связанных с работой, с личностными характеристиками учителя. Взаимодействие этих факторов приводит к образованию симптомов нарушения здоровья и к заболеваниям. Г. С. Никифоров выделяет следующие стресогенные факторы педагогической деятельности: стрессоры организации и содержания деятельности; стрессоры, связанные с профессиональной карьерой; стрессоры, связанные с оплатой труда; стрессоры, связанные со взаимоотношениями на работе; неорганизационные источники стресса (проблемы в семье, жизненные кризисы, финансовые проблемы, конфликты личностных ценностей с ценностями, которые декларируются организацией).
Методика арт-терапии основывается на убеждении в том, что внутреннее «Я» человека трансформируется в визуальные материализованные символические образы или специфические конструкты художественного творчества каждый раз, когда он спонтанно, особенно не задумываясь над тем, что должно получиться в конечном итоге, - пишет картины, рисует, лепит, создаёт скульптуру и тому подобное. Существует мнение, что образы художественного творчества отражают содержание подсознательных процессов, включая внутренние конфликты, страхи, навязчивые мысли, воспоминания детства, сновидения и тому подобное. Арт-терапия как метод гармонизации эмоционального состояния личности позволяет решать такие задачи, как диагностика психолого-эмоционального состояния личности, проводить коррекционно-развивающую работу, а также решать психотерапевтические проблемы.
Эмпирическое исследование стрессоустойчивости педагогов методами арт-терапии было разделено на три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный, в рамках которых: было определено уровень стрессоустойчивости педагогов с помощью диагностических методик; разработана и внедрена тренинговая программа с использованием методов арт-терапии; произведён анализ эффективности предложенной технологии решения проблемы исследования.
Исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ. В нём приняли участие учителя данных школ в количестве 60 человек, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы. Диагностический инструментарий составили опросник для выявления основных видов стресса «Стресс-ФИЭ», разработанный Е. С. Ивановой, авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» И. А. Усатова, тест «Методика диагностики нервно-психического напряжения» Т. А. Немчин, а также методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, W-тест Шапиро-Уилка, Т-критерий Вилкоксона).
Формирующий этап исследования реализовывался с помощью разработки и внедрения тренинга по развитию стрессоустойчивости педагогов методами арт-терапии. Тренинг был направлен на развитие навыков релаксации, навыков преодоления негативных эмоциональных состояний и коммуникативных навыков, обучение приёмам преодоления состояния тревоги и стресса, формирование позитивной «Я-концепции». В рамках тренинга использовались такие методы арт-терапии, как изотерапия, пластилинотерапия, музыкотерапия, мандалотерапия, маскотерапия и сказкотерапия.
Проанализировав результаты диагностического исследования на контрольном этапе работы, были выяснены существенные различия между результатами контрольной и экспериментальной групп. В экспериментальной группе наблюдалось повышение уровня стрессоустойчивости, снижение нервно - психического напряжения. В контрольной группе исследуемые критерии не изменялись. Для подтверждения влияния фактора использования тренинга по развитию стрессоустойчивости педагогов методами арт-терапии был проведён математико-статистический анализ. Результаты анализа показали значимость фактора использования предложенной технологии.
Таким образом, поставленная гипотеза исследования подтвердилась: использование методов арт-терапии в развитии стрессоустойчивости педагогов является эффективным. Дальнейшие научные поиски видим в разработке дополнительных методов, направленных на развитие стрессоустойчивости, профилактику стрессового состояния.
Подобные работы
- ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА, МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - АРТ-ТЕРАПИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ СОСТОЯНИЯ ФРУСТРАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - ВОЗМОЖНОСТИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ МВД
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - ИЗОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Арт-техники в практике индивидуальной работы с подростками (Национальный Исследовательский Мордовский Государственный Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИЯ СОСТОЯНИЯ ФРУСТРАЦИИ ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



