Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

Работа №96714

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы105
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
211
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Теоретические основы исследования психологического сопровождения
беременных женщин 7
1.1 Беременность, как этап становления личности женщины 7
1.2 Психологические особенности беременной женщины 21
1.3 Психологическое сопровождение беременных женщин 28
1.4 Возможности аксиологического подхода к сопровождению беременных .... 39
2. Эмпирическое исследование возможности применения аксиологического
подхода при психологическом сопровождении беременных женщин 48
2.1 Описание эмпирической выборки и методик исследования 48
2.2. Психологический портрет беременных женщин 56
2.3. Программа психологического сопровождения беременных женщин 76
2.4. Эффективность программы формирующего эксперимента 87
Заключение 98
Список литературы 101
Приложения 105


Роль женщины и ее социальное положение во все исторические периоды связываются с материнством и, несмотря на то, что онтогенез материнства берет своё начало ещё в младенчестве, на этапе взаимодействия с собственной материю, период беременности всё же считается одним из важнейших, т.к. это момент первого реального взаимодействия с собственным ребенком.
Множество исследований на сегодняшний день обращено к изучению беременности с позиции условий для развития ребенка (О.В. Баженова, Г.И. Брехман, Ж.В. Колесова, Т.В. Сколбо, Л.В. Наумова, И.В. Добряков, Л.Л. Баз и др.). Однако, не менее важно рассматривать беременность не только в аспекте способности обеспечения условий для благоприятного развития ребенка, но и как важный компонент развития личности самой беременной женщины, этап ее личностного развития и становления, т.к. во время беременности происходит изменение множества сторон жизни женщины, происходят серьёзные изменения самосознания, трансформация ценностно-смысловых составляющих и пр. Таким образом, период беременности является острым этапом внутриличностных противоречий, что позволяет сделать вывод о важности и необходимости психологического сопровождения беременных женщин.
К сожалению, на сегодняшний день психологическая поддержка беременных практически не регулируется российским законодательством, некоторые нормативные акты предполагают лишь оказание медико-психо-социальной помощи беременным, находящимся в кризисной ситуации. В связи с этим, программы подготовки к родам, основанные на базе женских консультаций, имеют перевес в сторону медицинских аспектов подготовки, исключая психологический компонент. А коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуально практикующие специалисты, как правило, не учитывают ценностно-смысловые изменения в сознании беременной женщины.
Учитывая, кризисное состояние общества, трансформацию и даже падение традиционных ценностей, мы предположили необходимость развития и устойчивого формирования у женщин внутренней системы ценностей для возможности осознанно принимать нравственно ориентированные решения; принятия нового образа Я-беременной и Я-матери; обладать духовным потенциалом, что бы принимать общечеловеческие ценности за ориентиры воспитания ребенка.
Предложенная в данной работе программа психологического сопровождения предполагает проработку основных проблем, возникающих в период беременности женщины, а именно психологическое принятие физиологических изменений, происходящих у беременной женщины; осуществление психолого-педагогическое информирования об особенностях беременности, родов, послеродовом периоде и материнстве; оказание психологической помощи женщине в принятии новой социальной роли; содействие в стабилизации эмоционального состояния беременной женщины; а также проработку системы ценностно-смысловых ориентаций беременных женщин для содействия в повышении ценности ребенка и материнства в целом.
Цель исследования: исследование эффективности аксиологического подхода при психологическом сопровождении беременных женщин.
Задачи исследования:
1. Изучить феномен беременности как этапа становления личности женщины;
2. Провести теоретический анализ проблемы психологического сопровождения беременных женщин; 
3. Разработать и апробировать программу психологического сопровождения беременных женщин, нацеленную на формирование ценностного отношения к беременности и материнству.
Объект исследования: психологическое сопровождение беременных женщин.
Предмет исследования: аксиологический подход к психологическому сопровождению беременных женщин.
Гипотеза исследования;
Психологическое сопровождение беременных женщин в аксиологическом подходе, способствует оптимизации отношений женщины к беременности и собственному материнству.
Теоретико-методологическую основу исследования проблемы психологического сопровождения беременных женщин составили отечественные и зарубежные подходы к изучению психологии беременности, родов, послеродового периода (В.В. Абрамченко, Н.Н. Авдеева, А.С. Батуев, О.В. Баженова, А. Бертин, И.В. Добряков, Н.П. Коваленко), концепция психологии материнства Г.Г. Филипповой.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
1. Теоретический подход: теоретико-методологический анализ
литературных источников по проблеме исследования.
2. Методы психодиагностики: цветовой тест отношений (А.М. Эткинд), проективная методика «Я и мой будущий ребенок» (Г.Г. Филиппова), опросник «Сознательное родительство» (М.О. Ермихина), опросник терминальных ценностей (И. Г. Сенин), шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI), также нами была разработана и применялась авторская анкета для оценки когнитивного уровня беременных женщин.
3. математико-статистические методы: непараметрический
статистический U-критерий Манна-Уитни, непараметрический статистический Т-критерий Вилкоксона, Критерий корреляции Пирсона
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении различных подходов к феномену беременности; изучении современного содержания сопровождения беременных; описании возможности применения аксиологического подхода к психологическому сопровождению
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для групповой работы, направленной на оптимизации отношения женщины к беременности и собственному материнству, профилактику девиантного материнства.
Структура и объем работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Содержит библиографию из 40 наименований, 6 приложений. Объем работы составляет 104 страницы. В работе результаты исследования отражены в 8 диаграммах, 16 таблицах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Представленная работа посвящена возможности применения аксиологического подхода при психологическом сопровождении беременных женщин.
Для достижения поставленной цели был проведен теоретический анализ исследований подходов к изучению беременности, влияние динамики ее проживания на развитие личности ребенка, а также на изменение собственной личности. Проведен анализ современных проблем при оказании психологической помощи беременным женщинам в России. Также, было исследовано феноменологическое понятие «аксиология» и возможность его применения в контексте психологического сопровождения беременных женщин.
Программа исследования и подобранный комплекс методик (цветовой тест отношений (А.М. Эткинд), проективная методика «Я и мой будущий ребенок» (Г.Г. Филиппова), опросник «Сознательное родительство» (М.О. Ермихина), опросник терминальных ценностей (И. Г. Сенин), шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI)) позволили выявить характерные особенности беременных женщин на каждом из уровней психологических проблем: физиологический, когнитивный, социальный, экзистенциальный, эмоциональный уровни.
В ходе эмпирического исследования, на основании выделенных уровней, были сформулированы основные мишени, нуждающиеся в психологическом сопровождении: идеализация образа беременности, будущего ребенка и материнства; недостаточно сформированная родительская позиция, которая выражается в стремлении к опоре на внешние (навязанные обществом) убеждения, нежели на собственные убеждения и ценности; повышенная тревожность, проявленная страхом социального неодобрения.
На основании выявленных проблем была разработана и апробирована программа психологического сопровождения беременных женщин, позволяющая оптимизировать отношение женщины к беременности и собственному материнству и сформировать более ценностного отношения к беременности и материнству.
Важно отметить тот факт, что эффективность психологического сопровождения напрямую зависит от сроков его реализации. представленная программа психологического сопровождения не претендует на абсолютное разрешение всех проблем, которые встают перед беременной женщиной и полное переосмысление жизненных принципов, системы ценностей и моделей поведения. Программа ставит перед собой более узкую задачу: создать необходимые благоприятные условия для осмысления и переоценки ценностных отношений к будущему ребёнку и собственному материнству.
Тем не менее, небольшую динамику изменений можно проследить на каждом уровне личностных изменений.
Так, на уровне принятия физиологических изменений удалось стабилизировать образ беременности с происходящими в реальности физиологическими изменениями. У женщин гармонизировался образ своего тела, укрепился контакт с телом, а происходящие в нем изменения стали вызывать у женщин скорее положительное отношение.
На социальном уровне возможно отметить укрепление родительской позиции. Представление женщин о материнской роли, родительских установках и ожиданиях приняло более гармоничный характер, также усилилось осознание личной ответственности за судьбу ребенка. Помимо этого, немного снизить внимание женщин к оценке окружающих и повысить опору на собственные знания и ощущения.
На уровне экзистенциональных изменений, стоит отметить, что претерпел изменения образ будущего ребенка и материнства. Достичь динамики изменений на этом уровне было очень важной и сложной задачей, т.к. трансформация экзистенциональных установок оказывает мощное влияние на качество проживания материнства женщиной. Тем не менее, удалось расширить принятие женщинами спектра чувств, испытываемых к своему ребенку, а также, несколько повысить ценность семьи в жизни женщин.
На эмоциональном уровне удалось значительно снизить уровень ситуационной тревоги. При этом, личностная тревожность не подверглась изменениям, оставшись практически на том же уровне. Однако, нашей целью и не служила полная трансформация личности, а только гармонизация в сфере материнства.
На уровне когнетивного восприятия также прослеживается положительная динамика. Женщины стали лучше понимать процессы, связанные с родовой деятельностью и предстоящим материнством, а также, вынесли на осознанный уровень внутренние трансформации, связанные с тем, что материнство - это важная составляющая в жизни женщины, которая имеет различные грани: положительные и отрицательные, но, тем не менее, не исчерпывает своей значимости. Материнство - это ценность.



1. Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовнонравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы: автореф. дис. д-ра пед. наук / Нижегор. гос. пед. ун-т - Нижний Новгород, 2010
2. Анисимов С .Ф . Духовные ценности : производство и потребление / С . Ф . Анисимов . М. : Мысль, 1988. - 253, /2/ с.
3. Батуев А.С., Безрукова О.Н., Кощавцев А.Г. и др. / Под ред. А.С. Батуева. // Биосоциальная природа материнства и раннего детства СПб.: Изд- во С.-Петерб. Ун-та, 2007.
4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова - М.: Совершенство, 1998- 284 с
5. Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян / С.Н. Варламова [и др.] // Социс. - 2006. - № 11.
6. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект // Психол. журнал, 2001. № 1. с. 83 - 84.
7. Васина А.Н. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода [Текст] / А.Н. Васина — М.: УРАО, 2005. - 160 с.
8. Васягина Н.Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России [Текст]: монография / Н.Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б.и.] , 2013.
9. Гармашева Н.Л. и Константинова Н.Н., Введение в перинатальную медицину, М., 1978.
10. Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию [Текст] / Ж. Годэн. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 298 с.
11. Добряков И.В. Перинатальная психология [Текст] / И.В. Добряков // Мир медицины. - 2000. - № 5 - 6. - С. 45 - 46.
12. Елагина В.С., Меттини Э.М. Аксиологический подход к развитию индивидуальности личности студента // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1.;
13. Захарова Г.А. Психологическая готовность женщин к материнству // Перинатальная психология и психология родительства. - 2007. - № 3. - С. 29-33
14. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов Вузов [Текст] / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.- 336 с.
15. Зинченко В.П. Возможна ли поэтическая антропология. - М.: Российский открытый университет, 1994
16. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике [Текст] / Е.И. Коваленко. СПб.: Речь, 1998. - 466 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ