ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ У ЮНЫХ СИНХРОНИСТОК 8
1.1. Понятие координационных способностей на занятиях по
хореографии 8
1.2.Особенности физического развития юных синхронисток на занятиях по хореографии 12
1.3. Значение хореографической подготовки в синхронном плавании.18 1.4.Этапы хореографической подготовки 20
1.5. Критерии оценки развития координационных способностей 22
1.6. Методика развития координационных способностей на занятиях по
хореографии 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1. Организация исследования 32
2.2. Методы исследования 32
2.3. Комплекс упражнений для развития координационных
способностей на занятиях спортивными танцами 39
ГЛАВА3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Характерной особенностью современного спорта является его значительное омоложение и неуклонный рост спортивных результатов. Поэтому проблема развития физических (двигательных) способностей является одной из наиболее значимых в педагогике спорта.
Среди двигательных способностей одно из центральных мест занимают координационные способности, развитию которых уделено большое внимание в современных программах физического воспитания, в том числе в синхронном плавании.
Синхронное плавание - водный вид спорта, который связан с исполнением различных фигур в воде под музыкальное сопровождение. Среди всех видов спорта, синхронное плавание считается одним из самых утончённых и элегантных, хоть и выглядит очень изящным и легким, но на самом деле является требовательным. Спортсменкам, которые испытывают весьма значительные физические нагрузки, им необходимо обладать выносливостью, гибкостью, быть ориентированным в пространстве под водой и контролировать дыхание.
Но, несмотря на то что, это водный вид спорта, девочки занимающиеся синхронным плаванием должны иметь физическую подготовку и на суше. Она представляет собой занятия по хореографии, растяжка, общая физическая подготовка, акробатические элементы, танцы.
Критерием мастерства синхронисток является владение сложной техникой координации, умением передавать не только общий характер движения, но и его детали. Всё это требует высокого уровня согласованности деятельности всех систем организма человека. Сложная структура двигательных действий в синхронном плавании находится в прямой зависимости от часто изменяющихся упражнений, характера двигательных действий, музыкального ритма, что комплексно влияет на организм спортсменки.
Современное синхронное плавание характеризуется высокой точностью выполнения двигательных действий, для этого требуется четкость воспроизведения движений по силовым, временным и пространственным параметрам [3].
У занимающихся синхронным плаванием значительно выше воспитываются навыки управления и контроля за движениями, развитие и совершенствование основных для данного вида спорта, физических качеств(гибкость, быстрота, выносливость и ловкость).
В тоже время необходимо помнить, что умение управлять своими движениями и выполнять их в соответствии с заданной программой формируется специализированной методикой обучения.
В синхронном плавании хореографическая подготовка базируется в большинстве на классической основе. Однако она имеет ряд характерных особенностей, которые, прежде всего, определяются разными целями и задачами, стоящих перед спортсменками и балеринами.
Элементы классического танца используют, в основном, как средство развития координационных способностей спортсменок.
В подготовке юных синхронисток хореографическая подготовка должна быть взаимосвязана с другими видами подготовки, так как она является лишь частью учебно-тренировочного процесса.
Актуальность темы для синхронного плавания обуславливается тем, что это сложно-координационный вид спорта, связанный с регулярным усложнением техники исполнения движения. Результаты опроса и педагогического тестирования, говорят о том, что в настоящее время не существует единого методического подхода к обучению упражнениям, которые требуют высокого уровня развития специальных координационных способностей. Большое количество тренеров обучают детей отдельным упражнениям, не всегда учитывая возможность использования специальных хореографических навыков, что удлиняет процесс освоения двигательных действий и делает его менее эффективным. Тренеры недостаточно используют преимущества средств хореографии (спортивных бальных танцев), в своей практике.
В вопросе успешного развития координационных способностей в синхронном плавание, в практике занятий хореографией имеют место следующие противоречия на занятиях по хореографии:
- между постоянно повышающейся координационной сложностью программ для соревнований по синхронному плаванию и низким уровнем координационной подготовки спортсменок на занятиях по хореографии;
- между физиологическим развитием младшего школьника и уровнем развития координационных способностей необходимым для успешной соревновательной деятельности в синхронном плавании;
- между необходимостью целенаправленного развития
координационных способностей и в тоже время в недостаточной готовности тренеров-хореографов к оптимальному выбору и использованию в этом процессе различных методик, приемов и специальных упражнений.
Наличие этих и других противоречий позволило определить проблему исследования и сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Развитие координационных способностей юных синхронисток на занятиях по хореографии на этапе начальной подготовки».
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс развития координационных способностей юных синхронисток на занятиях по хореографии на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования: методика развития координационных
способностей юных синхронисток на занятиях по хореографии на этапе начальной подготовки.
Целью данной работы является повышение уровня координационных способностей юных синхронисток на занятиях по хореографии на этапе начальной подготовки.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Обосновать эффективность использования методики развития координационных способностей юных синхронисток на занятиях по хореографии на этапе начальной подготовки.
3. Сравнить уровень развития координационных способностей у юных синхронисток в процессе педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования:
предполагается, что эффективное развитие координационных способностей у юных синхронисток на занятиях по хореографии на этапе начальной подготовки может обеспечиваться посредством использования физических упражнений повышенной координационной сложности с элементами новизны.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
выявлена совокупность факторов, которые в вопросе повышения координационных способностей определяются как доминирующие, носящие системообразующий характер; к ним относятся: психологические факторы, скоростная выносливость, гибкость, факторы интенсивности
восстановительных процессов, протекающих у спортсменки непосредственно во время тренировочной деятельности.
Так же выявлены показатели эффективности используемой методики, которые показывают прирост уровня координационных способностей юных синхронисток в процессе тренировочной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• определена связь между психологическим состоянием спортсменки и уровнем ее технической устойчивости в процессе тренировочной деятельности.
Практическая значимость исследования:
• разработан комплекс упражнений для увеличения координационных способностей юных синхронисток в тренировочной деятельности.
• а так же метод контрольных испытаний в виде тестирования.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР изложена на 61 странице, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 56 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами, иллюстрирован рисунками.
В результате исследования, которое мы провели, можно сделать вывод, что хореография играет большую роль в системе подготовки спортсменок по синхронному плаванию.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
В результате проведенного исследования, можно сделать вывод, что хореография имеет большую роль в системе подготовки спортсменок по синхронному плаванию.
1. На сегодняшний день хореография в данном виде спорта, это современный, новый метод подготовки спортсменок различного уровня мастерства. Задачей хореографии в синхронном плавании является развитие не только танцевального навыка, но и развитие музыкального слуха, темпа, чувства ритма, координации, характера исполнения. Целью являются упражнения с помощью которых можно развить такой навык как позиции ног, выворотность, устойчивость, выразительность, артистичность, равновесие.
2. Эффективность разработанной методики, направленной на развитие координационных способностей юных синхронисток на занятиях по хореографии, заключается в специально подобранных движениях и элементах, которые создают правильно построенный экзерсис.
3. Доказана эффективность предложеннойметодики, направленной на развитие координационных способностей юных синхронисток на занятиях по хореографии, которая наблюдалась в достоверном увеличении уровня развития координационных способностейу девочек 8-1 экспериментальной группы по показателям. Выявлено достоверное (р<0,05) различие показателей между группами в конце эксперимента, с преобладанием в экспериментальной группе.
Разработанный комплекс физических упражнений направленный на развитие координационных способностей на занятиях по хореографии, может быть использован тренерами на учебно-тренировочных занятиях по синхронному плаванию.
Предположение гипотезы экспериментально подтвердило факт положительного влияния применяемого нами комплекса упражнений, направленного на развитие координационных способностей юных синхронисток на занятиях по хореографии на этапе начальной подготовки.
1. Аверина, И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие [Текст] / И.Е. Аверина. - М.:3-е изд.Айрис-пресс, 2007. - 144 с.
2. Аверкович, Э.П. Анализ произвольный упражнений в
художественной гимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнастов [Текст]: Автореферат / Э. П. Аверкович. - М., 1980. - 78 с.
3. Боброва, Г.А. Искусство границ [Текст] / Г. А. Боброва. - М., Ленинград: Детская литература, 1986. - 89 с.
4. Боброва, Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах [Текст] / Г. А. Боброва. - М.: Физкультура и спорт, 1974.
5. Боброва, Г.А. Художественная гимнастика в школе [Текст] / Г. А. Боброва. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 276 с.
6. Боген, Н.Н. Обучения двигательным действиям [Текст] / Н. Н. Боген. - М.: Физкультура и спорт, 1985,67 с.
7. Ваганова, А.Я. Основы классического танца, Учебное пособие [Текст] / А. Я. Ваганова. - М.:Издательство "Искусство". Ленинград - Москва, 1963. - 298 с.
8. Варанина, Т.Т. Художественная гимнастика: учебное пособие для институтов физической культуры/Под ред. Орлова Л.П [Текст] /. Т.Т. Варанина, Р.А.Варшавская. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 93 с.
9. Васильева-Рождественская, М. Историко-бытовой танец и его теория, искусство [Текст] / М. Васильева-Рождественская. - М., 1987,118 с.
10. Вербова, З. Искусство произвольных упражнений [Текст] / З. Вербова. - М.: Физкультура и спорт, 1967.
11. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю. В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
12. Винер, И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике : автореф. дис. канд. пед. наук И. А. Винер;СПб. гос. акад. физ.культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб [Текст] / И. А. Винер. - М., 2003.
13. Волконский, С. Искусство и жест: Спб [Текст] / С. Волконский. - М.:, 1912.
14. Голейзовский, К.Я., Спорт как искусство [Текст] / К.Я. Голейзовский. - М.: Театр, №4, 1966.
15. Горбачева,Ж.С. Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике: Автореф.дис. канд.пед.наук [Текст] / Ж. С. Горбачева. - М.: СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта. - СПб, 2000.
16. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца [Текст] / Г. П. Гусев. - М., 2004.
...