ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВТЕЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. История формирования компетентностного подхода в образовании 7
1.2. Компетенция и компетентность 14
1.3. Виды и классификации компетенций 18
1.4. Структура познавательной компетентности 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ .... 31
2.1. Познавательная компетентность и особенности её формирования у
школьников 31
2.2. Условия и средства формирования познавательной компетентности 38
2.3. Технологии и методы организации полевой практики по биологии в
школе 43
2.3.1. Учебно-методические рекомендации в организации полевой практики 43
2.3.2. Организация полевой практики по биологии в школе 45
2.3.3. Содержание программы по полевой практике 49
2.3.4. Требования к ведению дневника практики 51
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ 53
3.1 . Апробирование условий организации полевого практикума по биологии как средство развития познавательной компетентности школьников 53
3.2. Анализ результатов по применению полевого практикума по биологии как средство развития познавательной компетентности школьников 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
В связи с переходом школ на федеральный государственный образовательный стандарт важным направлением в современном российском образовании, является создание условий для получения обучающимися качественного образования на основе формирования ключевых компетенций и умений как целостной системы универсальных учебных действий.
Развитие способности человека действовать в конкретной жизненной и профессиональной ситуации, в которой необходимо проявить самостоятельность и мобильность, является одним из важнейших результатов деятельности образовательного учреждения.
Биология в школьном образовании формирует у обучающихся естественно-научную картину мира. Новые условия в образование требуют иного подхода в обучение, где на первое место выходит развитие у обучающихся практических умений и навыков, способностей находить и анализировать информацию самостоятельно, так биология становиться одним из средств подготовки будущих выпускников к жизни.
Если у школьника отсутствует стремление к получению новых знаний, то у него соответственно не будет успеха в обществе. В связи с этим, основной задачей образования становится развитие у обучающихся способности учиться. Заучивание учебного материала необходимо заменить познавательной компетентностью. Поэтому познавательная компетентность является качеством личности, которая способна находить и применять новые знания в различных сферах жизнедеятельности.
Внеурочная деятельность, как и полевая практика, которая является её составляющей, является важной ролью в развитии познавательной компетентности. В процессе полевого практикума обучающиеся осваивают навыки исследовательской деятельности.
В связи с этим, полевая практика по биологии является важным инструментом в руках педагога. Во время практики, обучающиеся способны
актуализировать полученные знания, научится добывать новую информацию, проводить наблюдения, анализ и систематизацию полученных данных, измерять различные объекты природы. Во время уроков не всегда есть часы для такой работы.
Поэтому актуальность данного исследования определяется:
• на общественно-государственном уровне, где необходимо формирование готовности обучающихся к непрерывному образованию на основе познавательной компетенции;
• на социально-педагогическом уровне, где познавательная компетенция является значимой для становления личности обучающегося;
• на методико-технологическом уровне, где существует необходимость в разработке методического и технологического аппарата для осуществления эффективного формирования познавательной компетенции обучающихся.
Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: полевой практикум по биологии как средство развития познавательной компетентности школьников. Познавательная
компетентность - это важная составная часть новых обязательных результатов, определяющих учебную компетентность школьника, его готовность и способность учиться самостоятельно, должна быть достигнута каждым школьником и в процессе обучения каждому учебному предмету, входящему в состав базового учебного плана.
Объект исследования: познавательная компетентность школьников.
Предмет исследования: организация полевого практикума по биологии как средства развития познавательной компетентности школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методические условия реализации школьного полевого практикума по биологии как средства развития познавательной компетентности школьников.
Задачи исследования:
• анализ педагогической литературы, нормативных документов, диссертационных исследований в области предмета исследования;
• разработать и реализовать содержание полевого практикума по биологии;
• оценить результативность полевого практикума как средство формирования познавательной компетентности школьников.
Для реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ проблемы на основе изучения
психологической, педагогической, методической, учебной литературы); эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование); статистические (обработка результатов исследования).
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что полевой практикум результативен в развитии познавательной компетентности школьников.
Научная новизна: предложено содержание полевого практикума по биологии как средство формирования познавательной компетентности школьников.
Практическая значимость: выявлены и экспериментально обоснованы условия и приемы формирования познавательной компетентности обучающихся с помощью полевого практикума. Разработано содержание практики, дневник и задания. Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности учителей биологии и педагогов дополнительного образования.
Положения, выносимые на защиту:
• Достижение новых образовательных результатов у учебном
процессе по биологии, определяемых ФГОС ООО, предполагает формирование у школьников познавательной компетентности для
понимания целостной картины мира.
• Методически обоснованные условия для формирования
познавательной компетентности в условиях практики.
• Содержание, полевого практикума как средство развития познавательной компетентности школьников.
Структура работы. Общий объём выпускной квалификационной работы 80 страниц, состоит из трёх глав, заключения и приложения, содержит 4 рисунка, 10 таблиц. Библиографический список содержит 73 источника.
В данной работе была изучена и описана тема «Полевой практикум по биологии как средство развития познавательной компетентности школьников». Были рассмотрены теоретические основы организации полевой практики в школе и как полевая практика влияет на познавательную компетентность обучающихся.
Полевая практика является результативным средством, которое комплексно оказывает воздействие на обучение и воспитание школьников. Проходя полевую практику, обучающие имеют возможности для самореализации; творчество, наука. Полевая практика имеет практико-ориентированный характер, где формируется универсальные учебные действия. Во время занятий на природе происходит познание окружающего мира, применяя при этом научные методы. В связи с этим формирование познавательной компетентности во время практики будет результативным и действенным. Полевая практика - это специально организованные задания для школьников в окружающей среде. На практике могут проводиться следующие исследования:
• наблюдение за погодой:
• наблюдение за растительным сообществом родного края;
• выполняться практические задания.
Взаимодействие полевой практики и познавательной компетентности в развитии учащихся, способствует ориентированию обучения на современные образовательные результаты, которые предполагают усвоения не только предметного материала, но и на метапредметные умения.
Цель и задачи дипломной работы были достигнуты. В результате изучения психолого-педагогической, методической, учебной литературы, наблюдения и анализа за ходом познавательной активности на полевой практике сделано следующее:
1. разработано содержание полевого практикума;
2. выделены условия, при которых формирование познавательной
компетентности дает оптимальный результат:
• обучающимся даны знания алгоритма для выполнения работы;
• проведены методические указания, инструктаж, консультации;
• создано соответствующая техническая оснащённость.
Педагогический эксперимент подтвердил результативность разработанной модели для формирования познавательной компетентности обучающихся. В ходе работы было разработано содержание полевого практикума опубликованы 2 статьи и проведена полевая практика со школьниками.
Разработаны и апробированы методические условия для формирования у школьников познавательной компетентности, данные выпускной квалификационной работы могут быть использованы в общеобразовательной школе и в учреждениях дополнительного образования.
1. Адольф В., Степанова И. Проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода [Текст] / Высшее образование в России. // 2008. - № 3. - С. 158 -161.
2. Антоненко, Е.Р. Формирование интеллектуально-познавательной компетентности как фактора развития культуры самостоятельной учебной деятельности обучающихся [Текст] / :дис. канд. пед. наук // Е.Р. Антоненко
3. Плешаков А.А. Атлас-определитель для учащихся начальных классов. От земли до неба. // М.; Просвещение. 2002. - 109с.
4. Бабанский Ю.К. Научная организация педагогического процесса на основе его интенсификации и оптимизации [Текст] / Бабанский Ю.К// М., 2000
5. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Текст] /Бабанский Ю.К. // М., 1992
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] / Божович Л.И // М., 2000
7. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. [Текст] / Богданова О.Ю.// - М., 1995
8. Боголюбов Л.Ф.Общая методика преподавания обществознания в школе [Текст]/ Л.Н. Боголюбов, Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. //М.: Дрофа, 2008. - С. 86-117.
9. Борисова Г.В. Современные технологии обучения. [Текст] / Борисова Г.В. // Санкт-Петербург 2002г.
10. Брунер Дж. Психология познания. [Текст] / Брунер Дж. // М.,
1999
11. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: логико¬
психологический анализ. [ Текст] / Брушлинский А.В. // М., 1999
12. Брушлинский А.В, Продуктивное мышление и проблемное обучение. [Текст] / Брушлинский А.В,. // М., 1996
13. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / Болотов В.А., Сериков В.В. //Педагогика. - № 10. - 2003.
14. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория
контекстного обучения. Материалы к четвертому заседанию методологического семинара. [Текст] / Вербицкий А.А. // М., 2004. - 83 с.
15. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. [Текст] / Вертгеймер М.
// М., 1999
16. Воровщиков, С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников: дис. д-ра пед. наук [Текст] / С.Г. Воровщиков. // М., 2007. - 416 с.
...