ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ 7
1.1. Плавание как средство оздоровления и физического развития детей 7
1.2. Особенности физического развития детей 6-7 лет 9
1.3. Формирование двигательных действий у детей 6-7 лет 13
1.4. Особенности методики обучения плаванию детей 6-7 лет 1718
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 2929
2.1. Организация исследования 31
2.2. Методы исследования 29
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
В настоящее время стало модным ходить в бассейн. Плавание хоть и не является самым популярным видом спорта, однако в последнее время становится все более актуальным. Занятия плаванием укрепляют все мышцы, заставляют внутренние органы работать нормально. Преимущество этого вида спорта еще и в том, что им можно заниматься в любое время года.
Умение плавать (не купаться!) подчас позволяет взрослому или ребенку сохранить не только свое здоровье, но и жизнь. Это своеобразная страховка от несчастных случаев на воде. К сожалению, нередко родители, сводив ребенка на несколько занятий в бассейн и увидев, что он уже может держаться на воде, ошибочно полагают, что можно прекратить занятия. А ведь еще не овладев правильной техникой плавания, ребенок пытается создать себе опору на воде и удержаться на ее поверхности. Попытки ребенка плыть быстрее вызывают усталость, он начинает задыхаться, захлебываться водой, а это вызывает страх и остановку движений. Только умение плавать спортивными стилями, а не купание и барахтанье может уберечь детей от несчастных случаев на воде.
Поэтому начинать занятия плаванием лучше всего в самом юном возрасте, так как детям легче преодолевать сопротивление воды, а их суставы очень подвижны. Природа дала детям все данные, чтобы научится прекрасно держаться на воде, но для того, чтобы быть настоящим спортсменом и профессионалом, потребуется немалый труд и упорные тренировки.
По данным Российской ассоциации плавательных бассейнов в нашей стране 90% учеников начальной школы и 40% старшеклассников плавать не умеют. Это во многом обуславливает рост показателей несчастных случаев на водоемах. Так, например, в Российской Федерации по данным Росстата [16] за 2017 год на воде погибло 5080 человек (прил. 3).
В настоящее время, как в теории, так и практике преобладают установки на обучение детей плаванию в условиях мелкого (неглубокого) крытого плавательного бассейна. Работы большинства авторов посвящены именно этому [3,4,40,6]. Между тем, в нашей стране существует большое количество глубоких, изначально не приспособленных для начального обучения плаванию, бассейнов. В них ведется достаточно активная работа по обучению детей плаванию, накоплен определенный опыт. Однако сдерживающей причиной расширения этой практики является отсутствие экспериментально проверенных методик начального обучения плаванию в условиях глубокого (открытого или закрытого) бассейна. Анализ научно - методической литературы выявил лишь несколько работ, посвященных данной проблеме [10,33,22,34,15]. Несмотря на данные публикации, остается недостаточно раскрытым вопрос о последовательности изучения спортивных способов плавания, а так же о конструкции и способе применения вспомогательных (поддерживающих) средств на воде.
Это особенно актуально для детей младшего школьного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков.
Анализ научно-методической литературы показал, что вопрос об использовании поддерживающих средств при обучении плаванию является малоизученным, отсутствуют научно-обоснованные рекомендации об их использовании в занятиях с детьми дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс начального обучения плаванию детей 6-7 лет.
Предмет исследования: методика обучения плаванию детей 6-7 лет с применением поддерживающих средств.
Цель работы: разработать методику начального обучения плаванию детей 6-7 лет с целенаправленным использованием поддерживающих средств.
Задачи исследования:
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ существующих методик обучения плаванию детей 6-7 лет.
2. Разработать методику обучения плаванию детей 6-7 лет с использованием поддерживающих средств.
3. Выявить эффективность разработанной методики.
Гипотеза исследования: предполагается, что применение
поддерживающих средств на этапе начального обучения у детей 6-7 лет позволит ускорить процесс освоения основных элементов техники плавания.
Научная новизна исследования заключается в следующем: обоснована целесообразность применения поддерживающих средств на начальном этапе обучения плаванию. Так же выявлены показатели эффективности используемой методики, которые показывают, что поддерживающие средства, а именно специальные плавательные пояса и резиновые ласты в совокупности с нудлом позволяют ребенку преодолеть страх перед глубокой частью бассейна, превышающей его рост, и что применение данных поддерживающих средств у детей 6-7 лет позволяет ускорить процесс освоения основных элементов и упражнений.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: определена связь между психологическим состоянием ребенка-пловца и уровнем его технической устойчивости в процессе обучения плаванию.
Практическая значимость исследования: выявлены методы, которые наиболее эффективны при обучении детей плаванию, разработана последовательность упражнений для обучения с постепенным увеличением сложности и количеством повторений и даты практические рекомендации применения данного метода.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР изложена на 67 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 50 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами, иллюстрирован рисунками.
В результате исследования, которое мы провели, можно сделать вывод, что использование вспомогательного оборудования играет большую роль в обучении детей 6-7 лет плаванию.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. При анализе научно-методической литературы выявлено, что до настоящего времени имеется недостаточно научно-обоснованных сведений об использовании поддерживающих средств на этапе начального обучения плаванию детей 6-7 лет. Отмечены противоречивые мнения специалистов относительно эффективности процесса обучения детей с применением поддерживающих средств.
2. Разработана методика начального обучения дошкольников плаванию, регламентирующая использование поддерживающих средств в условиях глубокого бассейна.
3. В ходе педагогического эксперимента установлено, что применение поддерживающих средств у детей 6-7 лет, по сравнению с контрольной группой, позволяет ускорить процесс освоения таких упражнений как:
• «Звезда на груди», «Стрела» без доски, «Торпеда» на спине с доской (в поясах на 3 занятия, в ластами и нудлом - на 2);
• «Звезда на спине» (в поясах на 6 занятий, с нудлом и ластами - на 2);
• «Стрела» с доской, «Торпеда» на груди без доски (в поясах на 2 занятия, в ластах - на 3);
• «Торпеда» на спине без доски на 5 занятий, в ластах - на 3);
• «Поплавок» (и в поясах, и с нудлами на 3 занятия);
• Плавание кролем на груди с дыханием с доской (в поясах на 6 занятий, с ластами - на 4).
4. Применение поддерживающих средств на освоение таких упражнений как «погружение с головой», «выдох в воду», «торпеда на груди с доской», «доставание до дна» не повлияло.
Доказана эффективность предложенной методики, направленной на процесс начального обучения плаванию детей 6-7 лет. Было выявлено достоверное увеличение показателей всех упражнений между группами в конце эксперимента, с преобладанием в экспериментальной группе.
Предположение гипотезы экспериментально подтвердило факт положительного влияния применяемого нами оборудования, которое позволило ускорить процесс начального обучения плаванию детей 6-7 лет.
1. Баранова, В. Плавание, как важнейшее средство оздоровления [Текст] / В. Баранова, Л. Медведева // Дошкольное воспитание.- 2008. № 6. С. 44-50.
2. Безруких, Н.М. Возрастная физиология. Физиология развития ребёнка [Текст]/ Н.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер -М.: Издательский центр «Академия», 2002. -С. 258-273.
3. Большакова, И. А. Маленький дельфин: нетрадиционная методика обучения плаванию детей школьного возраста: пособие для инстр-в по плаванию, пед-в дошкольных учр-ний [Текст]/ И.А. Большакова.- М.:АРКТИ, 2005.-24с.
4. Булгакова, Н. Ж. Методика обучения технике плавания: метод. разработ. для слушателей фак. Усоверш [Текст]./Н.Ж. Булгакова.-М.:Б.и.- 1980.-40с
5. Булгакова, Н.Ж. Плавание [Текст] / Н.Ж. Булгакова. -М.: АСТ: Астрель, 2005.-160С.
6. Васильев, B.C. Обучение детей плаванию [Текст] /B.C. Васильев. -М.: Физкультура и спорт, 1989. -96 с.
7. Викулов А.Д., Плавание:учеб.пособие для студ.высш.учебных заведений [Текст]/А.Д Викулов.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-367с.
8. Волков И. П., Методика обучения плаванию в условиях
глубоководного бассейна [Текст]/ И.П. Волков//Актуальные проблемы физкультурно-спортивного движения: Материалы науч.конференции,
посвященной 50-летию БГОИФК (Минск 1-2 декабря 1987).-Минск, 1988.- с166-168.
9. Ганчар, И. Методика преподавания плавания: технология обучения и совершенствования [Текст]/ И. Ганчар .-Одесса, 2006.-ч.2-696с.
10. Геркан, Л.В. Начальное обучение плаванию на глубокой воде (по опыту ГДР) [Текст]/ Л.В. Геркан // Плавание. Вып. 2, 1971, с. 34-36.
11. Горбунов, В.В. Вода дарит здоровье[Текст]/. М.: Сов. спорт,
1990. -32с.
12. Гордеев, Ю.А. Обучение плаванию младших школьников с учётом функциональной ассиметрии: автореф.дис..д-ра пед наук [Текст]/ Ю.А. Гордеев-СПб.,1994.-22с.
13. Гриненко, М.Ф. Целебная сила движений [Текст]/М.Ф. Гриненко. Плавание для начинающих/К. Вильке: Пер. с нем.-М.:Знание,
1991. -190с.
14. Грызлова, Л.В. Физическое развитие детей младшего школьного возраста и профилактика нарушения осанки [Текст]/ Л.В. Грызлова, А.М. Адушкин, Ж.Ю., Ломайкина // В мире научных открытий. 2010. № 4. С. 86¬87.
15. Давыдов, В. Ю. Особенности методики начального обучения детей 7-9 лет плаванию в условиях глубокого бассейна [Текст]/ В. Ю. Давыдов, А.В. Манкевич //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1996.-№3.-с.40-42
...