Глава 1. Научно-методические основы развития скоростных
способностей в беге на короткие дистанции у юношей 16-17 лет 6
1.1. Характеристика понятий: «физические качества»,
«двигательные способности», «физическое развитие», «быстрота» и «скоростные способности» 6
1.2. Особенности развития юношей 16-17 лет 16
1.3. Особенности развития скоростных способностей 18
1.4. Средства и методы развития скоростных способностей в
беге на короткие дистанции у юношей 16-17 лет 20
Глава 2. Организация и методы исследования 25
2.1. Организация исследования 25
2.2. Методы исследования 26
Глава 3. Результаты исследования и их
обсуждение 29
3.1. Динамика развития скоростных способностей юношей
16-17 лет за период эксперимента 29
3.2. Методика использования комплекса упражнений в
развитии скоростных способностей в беге на короткие дистанции у юношей 16-17 лет 38
3.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 40
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение 54
Актуальность исследования. Достижение «высоких» результатов в спорте во многом зависит от соответствия индивидуальных возможностей человека специфическим требованиям конкретного вида спорта, а также от способности спортсмена стабильно прогрессировать в направлении воспитания физических качеств и двигательных способностей [1].
В соответствии с современными представлениями скоростные способности понимаются как специфические двигательные способности человека к высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц и не требующих больших энергозатрат. Физиологический механизм проявления скоростных способностей, связанный, прежде всего, со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы [26].
Проведенный анализ научно-педагогической литературы позволил сформулировать противоречие между требованиями к уровню развития скоростных способностей и недостаточной разработанностью ее теоретического и содержательного аспектов. Обозначенное противоречие позволило актуализировать проблему исследования. Таким образом, актуальным становится поиск путей развития скоростных способностей спринтеров. Поэтому тема исследования: «Методика развития скоростных способностей в беге на короткие дистанции у юношей 16-17».
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юношей 16-17 лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции.
Предмет исследования: методика развития скоростных способностей в беге на короткие дистанции у юношей 16-17 лет.
Цель исследования: определить и обосновать целесообразность используемых средств и методов развития скоростных способностей в беге на короткие дистанции у юношей 16-17 лет.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить динамику развития скоростных способностей в беге на короткие дистанции у юношей 16-17 лет за период эксперимента.
3. Обосновать эффективность экспериментальных средств и методов развития скоростных способностей юношей 16-17 лет.
Гипотеза исследования.
Предполагалось, что включение в тренировочный процесс экспериментальных средств и методов, направленных на развитие скоростных способностей у юношей 16-17 лет в беге на короткие дистанции, позволит повысить уровень технической и специальной физической подготовки.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлено значение применения средств и методов для повышения уровня скоростных способностей бегунов 16-17 лет на короткие дистанции;
- экспериментально обоснована эффективность применения разработанной методики, направленной на повышение уровня развития скоростных способностей юношей 16-17 лет;
- выявлена динамика темпов прироста скоростных способностей у юношей 16-17 лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в дополнении раздела теории и методики юношеского спорта;
- в совершенствовании методики подготовки бегунов на короткие дистанции 16-17 лет.
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования могут быть применены: при планировании и организации учебного процесса в детских юношеских спортивных школах и образовательных школах, для направленной коррекции физической подготовленности учащихся, для повышения уровня развития скоростных способностей, при разработке методических рекомендаций по применению средств и методов спортивной тренировки в процессе физического воспитания юных спортсменов.
Повышение уровня развития скоростных способностей является актуальной задачей для представителей многих видов спорта. Ее успешное решение позволяет, например представителям игровых видов спорта - решать тактические задачи на новом качественном уровне, опережать противника и иметь большую свободу действий на игровых площадках. Представителям лёгкой атлетики (спринтерам и прыгунам) добиться максимальной скорости бега и значительно улучшать свои результаты. Не менее эффективным периодом развития скоростных способностей в беге на короткие дистанции является юношеский возраст 16-17 лет.
Анализ научно - методической литературы и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы.
1. Проблема развития скоростных способностей является одной из важных в системе подготовки в беге на короткие дистанции в возрасте 16-17 лет и, она активно обсуждается в научной литературе
2. За период эксперимента в обеих группах произошли положительные изменения результатов, однако неоднозначно.
Прирост результатов в тесте «бег на 30 м» в контрольной группе составил 1,1 % ,а в экспериментальной группе - 1,4 %;
- в тесте «бег с высоким подниманием бедра на месте за 5 секунд» в контрольной группе результат улучшился на 5,3 %, в экспериментальной группе на 13,6 %;
- в тесте «бег на 100м» в контрольной группе прирост составил 0,3 %, в экспериментальной группе 0,8%;
- в тесте «челночный бег 3х10 метров» в контрольной группе результат повысился на 0,6 %, в экспериментальной группе на 1,2 %.
3. В процессе применения экспериментальных средств и методов зафиксирована эффективность их воздействия на уровень развития скоростных способностей, что подтверждается результатами педагогического эксперимента.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.: 1990. - 287 с.
2. Волков, Л. В. Теория методика детского и юношеского спорта. М.: Олимпийская литература, 2002. - 295 с.
3. Гагуа, Е. Д. Тренировка спринтера. М.: Олимпия Пресс, Терра- Спорт, 2001. - 72 с.
4. Гендзеголъскис, Л.И. Физиологические основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1990.
5. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М.: Академия, 2001. - 234 с.
6. Жилкин, А. И. Лёгкая атлетика: учебник для студентов высш. пед. учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
7. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена. М.:
Физкультура и спорт, 1994.
8. Зданевич, А. А. Бег на уроках легкой атлетики X-XI классы. Физическая культура в школе, 1999. №3 - с. 8-10.
9. Зданевич, А. А. Бег на уроках легкой атлетики в VIII-IX классах. Физическая культура в школе, 1999. №2 - с. 17-20.
10. Кислицын, Ю.Л. Физическая культура: учеб. пособие. М.: изд. центр «Академия», «Мастерство», «Высшая школа», 2001. - 152 с.
11. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-X1 классов общеобразовательной школы. В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. Б. Мейксон. М.: Просвещение, 2004.
12. Кузнецов, В. Бег, прыжки, метания. М.: ФиС, 1984.
13. Кузнецова, З.И. Развитие двигательных качеств школьника. М.: Просвещение, 1987.
14. Кукушкин, Г.И. Принципы подхода к изучению личности
школьника. М.: Физическая культура в школе, 1998, № 4.
15. Лебедев, И. А. Уроки бега в старших классах. Физическая культура в школе 1996. № 3 - с. 28-31.
...