ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ
ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СРЕДСТВАМИ ХАТХА-ЙОГИ 8
1.1. Феномен личностной тревожности 8
1.2. Хатха-йога как психологический ресурс 19
1.3. Использование средств хатха-йоги в коррекции личностной
тревожности 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 41
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СРЕДСТВАМИ ХАТХА-ЙОГИ 43
2.1. Описание организации этапов исследования 43
2.2 Описание результатов констатирующего эксперимента 44
2.3. Программа формирующего эксперимента 48
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного эксперимента 52
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
В настоящее время объектом пристального внимания различных отраслей научного знания становится проблема профилактики и коррекции тревожности на основании резких изменений, происходящими в стране и в жизни современного общества, порождающими неопределенность, непредсказуемость будущей жизни и, как следствие, повышенный уровень тревожности. Одновременно с этим, тревожность и стресс, являются следствием различных заболеваний сердечно-сосудистой, пищеварительной, нервно-психической и других систем организма. Нестабильность жизненных условий, влекут за собой повышение уровня тревожности, который становится фактором риска среди нервно-психических заболеваний человека. Все это распространяет тревожность среди взрослых и детей, влияя на сохранность психического здоровья. За последнее время, многие жалуются на синдромы беспокойства, неуверенности, эмоциональные перепады, общую тревожность.
Проводя анализ аспектов проблемы личностной тревожности, в современных исследованиях Астапова В.М. (2008), Канжиной Н.Н. (2009), Нехорошковой А.Н. (2018) мы пришли к выводу о том, что тревожность - это психическое явление, затрагивающее психологический уровень жизнедеятельности человека и отражающееся на его соматическом здоровье. Таким образом, для коррекционной работы с личностной тревожностью, необходимы комплексные средства, имеющие воздействие как на психические, так и на соматические последствия переживания тревожности.
Анализ аспектов проблемы поиска средств коррекции личностной тревожности, привел нас к предположению об эффективности средств спортивной психологии применимо к проблеме личностной тревожности, так как спортивная деятельность имеет общую цель с психологией - сохранение и укрепление здоровья личности. Спортивная психология находится на стыке двух дисциплин, и предлагает методы для коррекции проблем, связанных с аспектами психологического и физиологического здоровья. Одним из средств коррекции личностной тревожности, психофизиологического характера, является хатха-йога.
Методика хатха-йоги - это обоснование оптимального алгоритма достижения гармоничного психофизиологического состояния тела и сознания. Также это набор приемов, методов, средств, способов и принципов решения задач, помогающих в совершенстве настроить комплекс инструментов, используя которые человек может максимально реализовать весь свой потенциал.
Анализ аспектов проблем использования средств хатха-йоги при коррекции тревожности, в исследованиях Ярошенко Д.В., Галимова Г.Я., Кузьмина В.А., Кудрявцева М.Д., Чайковского А.Б., Фрейджера Р. и др., мы обнаружили эффективность данного средства, так как хатха-йога направлена на регуляцию психоэмоциональных состояний и развитие жизнестойкости жизненной энергии личности, посредством физического развития тела.
При анализе современных исследований в психологии, мы обнаружили отсутствие исследований, направленных на изучение коррекции «личностных качеств» обуславливающих синдром тревожности, и выступающих в качестве психологических ресурсов личности. Наша работа направлена на изучении коррекции тревожности средствами хатха-йоги, с наблюдением экспериментальных данных в изменении психологических ресурсов личности, в частности ее личностных качеств.
Актуальность изучения средств хатха-йоги в коррекции личностной тревожности обусловлена потребностью в совершенствовании физического воспитания, научного обоснования новых средств и форм физической культуры, при работе с психологической проблемой тревожности.
Анализ изучения средств хатха-йоги в работе с тревожностью, позволит рассмотреть эффективность данного средства, для дальнейшего его использования в мероприятиях, направленных на нормализацию психического состояния. В современных исследованиях прослеживается взаимосвязь уровня тревожности и физического состояния, однако, исследований влияния физических упражнений различной направленности на тревожность практически нет, наша исследовательская работа направлена на решение данных вопросов.
Основная цель эмпирического исследования состоит в изучении эффективности средств хатха-йоги в коррекции личностной тревожности.
Задачи исследования:
1. На теоретическом уровне рассмотреть понятие личностной тревожности;
2. Провести теоретический анализ особенностей средств хатха-йоги;
3. Теоретически изучить средства хатха-йоги как средство коррекции личностной тревожности;
4. Реализовать эмпирическое исследование, направленное на коррекцию личностной тревожности средствами хатха-йоги;
5. Проанализировать эффективность средств хатха-йоги в коррекции личностной тревожности. Сформулировать полученные выводы.
Объект исследования: уровень личностной тревожности.
Предмет исследования: эффективность средств хатха-йоги в коррекции личностной тревожности
Гипотеза исследования состоит в предположениях о том, что:
• Средства хатха-йоги, являются эффективным средством в коррекции личностной тревожности.
• При снижении уровня личностной тревожности, формируются такие особенности личности как открытость и уравновешенность.
Теоретико-методологическая основа исследования: теории тревожности Ч. Спилбергера, Р. Кэттелла, К.Е. Изарда, И.Б. Бойко, Р. Мэя и др. Анализ хатха-йоги как средства коррекции личностной тревожности был произведен в работах Пранай Кумар Гумпта, Манор Кумай, Фроловой А.В., Ярошенко Д.В., Галимова Г.Я., Кузьмина В.А., Кудрявцева М.Д. и др.
Методическая база исследования: шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина, опросник FPI-B (Фрайбургский многофакторный личностный опросник), «Индивидуально-типологический опросник» Л.Н. Собчик.
Сравнительный критерий Т-Стьюдента для зависимых выборок, сравнительный критерий Т-Стьюдента для независимых выборок. Для оценки выборки на нормальность распределения был использован критерий Коглмогорова-Смирнова.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в качестве коррекционных мероприятий, при учреждениях здравоохранения, и психологических центрах.
Научная значимость исследования заключается в расширении представлений об эффективности средств хатха-йоги в применении коррекции тревожности, что позволит в совокупности рассматривать вопросы психического и соматического здоровья.
В структуре нашего исследования мы выделяем несколько этапов по его осуществлению:
Этап 1. Постановка цели и задач исследования;
Этап 2. Теоретическая проработка материалов среди отечественной и зарубежной литературы по проблеме коррекции личностной тревожности средствами хатха-йоги;
Этап 3. Подбор диагностического инструментария;
Этап 4. Практическое исследование коррекции личностной тревожности средствами хатха-йоги;
Этап 5. Математический анализ данных. Оформление выводов по теме исследования;
База исследования: Общее количество испытуемых: 78 человек. Исследования проходили при фитнес-студии «Совершенство», г. Каменск- Уральский.
40 мужчин и женщин - не принимающие участия в спортивных мероприятиях и программах хатха-йоги (экспериментальная группа)
38 мужчин и женщин - посетители фитнес-центра, принимающие участие в спортивных мероприятиях и программах центра с использованием средств хатха-йоги (контрольная группа).
Целью данной работы было изучение особенностей коррекции личностной тревожности средствами хатха-йоги. В ходе достижения цели исследования, нами был решен ряд теоретических и экспериментальных задач:
Мы рассмотрели понятие личностной тревожности и выявили, что тревожность - это психическое явление, затрагивающее психологический уровень жизнедеятельности человека и отражающееся на его соматическом здоровье (Р. Кэттел, Ч. Спилбергер, С. Сэразон, Р. Мэй, Ф.В. Березин, Л.С. Выготский, А.В. Петровский и др.).
В ходе теоретического анализа средств хатха-йоги, нами было определено, что средства хатха-йоги - это комплекс «сознательных установок» о самоощущении, мировоззрении, самоконтроле, отношении к эмоциям (яма, нияма), комплекс «физических практик» подкрепляющих волю личности и воздействующих на физическое самоощущение (асаны), комплекс «дыхательных практик» (пранаяма) и медитативных практик (дхьяна, дхарана) гармонизирующих психоэмоциональное состояние личности, обучающих ее сосредоточению на себе и ясности мысли.
Рассматривая хатха-йогу как средство коррекции личностной тревожности, мы выявили что коррекция тревожности при использовании средств хатха-йоги, происходит в результате воздействия на психологические ресурсы личности: оптимизации функций всего организма, достижения эмоционального равновесия, духовной устойчивости, оптимизма, повышения функционального состояния дыхательной системы, мышечного аппарата, управления психической сферой.
Нами было реализовано эмпирическое исследование, направленное на коррекцию личностной тревожности средствами хатха-йоги. В ходе данного исследования, была продиагностирована группа из 40 человек, с целью выявления тревожности, и характерных для тревожности личностных черт. Обнаружив высокий уровень тревожности, мы разработала коррекционную программу с использованием объединяющего комплекса средств хатха-йоги (асаны, пранаямы, медитации) и апробировали данную программу. Второй частью экспериментального исследования стал анализ динамики уровня тревожности, и личностных черт, сопровождающих тревожность. Для дополнительной оценки эффективности программы, мы провели анализ показателей в контрольной группе, для которой нами были продиагностированы 38 сотрудников фитнес-центра, принимающих участие в программах хатха-йоги, в качестве физических нагрузок (асаны).
Анализируя эффективность программы, мы определили следующее: в действительности хатха-йога является эффективным средством в коррекции тревожности. Наиболее эффективного результата снижения тревожности достигают программы с объединяющим комплексом средств хатха-йоги (асан, медитаций, пранаям) в отличие от программ с уклоном в физическую нагрузку (асаны).
1. Айенгар Б. К. С. Йога-Сутры Патанджали. Прояснение [Электронный ресурс] www.universalinternetlibrary.ru/ book/yoga-sytra/1.shtml.
2. Айенгар, Г. Йога для женщин /Гита Айенгар. - М.: Наука, 1992. - 272 с.
3. Айзенк Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г. Вильсон; Пер. с англ. А. Белопольского. - М.: Когито-Центр, 2000. - 283 с.
4. Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире// Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. - 2005. - Т. 51. - №7. - С. 83 - 84
5. Астапов В. М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2008. 160 с.
6. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. Основы психотерапии. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 224 с.
7. Афанасьева И.В., Виноградов И.Г., Токарева А.В., Дальский Д.Д. "Коррекция уровня тревожности у первокурсников средствами физической культуры" Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, no. 6 (148), 2017, С. 20-23
8. Беджанян С. Влияние техник йоги, связанных с наклоном вперед, на ситуативную и личностную тревожность [Электронный ресурс] http: //www.niketan 108.com/do cument/stella.PDF
9. Березин Ф.Б. Тревога и адаптационные механизмы / Ф.Б. Березин. - Москва // Тревога и тревожность: хрестоматия: [учебное пособие] / сост. В.М. Астапов. - Санкт-Петербург: Пер Сэ, 2008. - С. 129-137
10. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса. // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 2. - С. 113 - 122
11. Васнева Т.М., Тетерников Л.И. Йога, как система и практика: (Филос.- крит. анализ). / Т.М. Васнева. - Душанбе: Ирфон, 2008. - 155с.
12. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; Под ред. В. В. Давыдова. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 671 с.
14. Галимов, Г. Я., Кузьмин, В. А., Кудрявцев, М. Д., Копылов, Ю. А., Гаськов, А. В. Эффективность использования в системе физического воспитания студентов нетрадиционных средств на примере хатха-йоги. Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия, №13-1, 2014 г., С. 41-44
15. Дубровина И.В. Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. - М.: Издательство, 2012. - 170 с.
16. Иваницкий А.В. Научная статья: психологический ресурс как интегральная характеристика личности// Современные проблемы науки и образования - 2015. - № 2-3, [Электронный ресурс] URL:http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=23894
17. Изард К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард; Пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаева. - СПб.: Питер, 2011. - 460 с.
18. Канжина Н. Н., Грибанов А. В. Аудиомоторные реакции у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности // Экология человека. 2009. № 10. С. 19-22
19. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2005, 198 с.
20. Криволапчук И. А. Психофизиологические показатели у детей 6¬8 лет при информационной нагрузке в зависимости от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики // Физиология человека. 2006. Т. 32, № 6. С. 13-21.
21. Куликов Л.В. Психогигиена личности. - СПб., 2004. - 464 с.
22. Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений. // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - №6. - С.87- 101
23. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. // Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - №1. - С. 16-24.
24. Мудриевская Е.В. Гимнастика с элементами хатха-йоги в физическом воспитании студенток с низким уровнем физической подготовленности: Дис. канд. пед. наук / Е.В. Мудриевская; Сургут, 2009. - 159 с.
25. Минникаева Н.В., Сапего А.В., Игишева Л.Н. Хатха-йога как
средство пренатальной физической культуры в условиях здоровьесбережения // МиД. 2016. №1 [Электронный ресурс] URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/hatha-yoga-kak-sredstvo-prenatalnoy-fizicheskoy-kultury-v-usloviyah-zdoroviesberezheniya
26. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ// Журнал социологии и социальной антропологии. - Том 1. - 1998. - №2. - С. 100 - 109.
27. Мэй Р. Проблема тревоги / Р. Мэй; Пер. с англ. А. Г. Гладкова; Под ред. С. Пьянковой, Т. Багдаевой. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 431 с.
28. Мэй Р. Смысл тревоги / Р. Мэй; Пер. с англ. М. И. Завалова, А. Ю. Сибуриной. - М.: Класс, 2001. - 379 с.
29. Мягкоступова Т.В. Йога: учебное пособие / Т. В. Мягкоступова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. 106 с.
30. Назаренко, Ю.Г. Медикосоциальные аспекты невынашивания беременности и пути профилактики: автореф. дис... канд. мед. наук /Ю.Г. Назаренко. - М., 2006. - 25 с.
31. Некрасова С. Мудры. Йогические практики / С. Некрасова. М.: Профит Стайл, 2014 -160 с.
32. Немов Р. С. Общая психология / Р. С. Немов. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.
33. Нехорошкова А. Н., Грибанов А. В., Депутат И. C. Очерки психофизиологии деятельности тревожных детей. Архангельск: ИД САФУ, 2014. 142 с.
34. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В. Научная статья: Тревожность у детей: причины и особенности ее проявления. Журнал: Современные проблемы науки и образования - 2014 , №5 [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14720
35. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Джос Ю.С. Научная статья: Проблема тревожности как сложного психофизиологического явления. Сборник: Экология человека - 2014, Архангельск, С. 47-54
36. Петров В.И., Скугаревская Е.И., Вальчук Э.А., Когутенко Н.Н. Базисные копинг-стратегии и уровень тревожности при расстройствах адаптации у женщин, привлеченных к уголовной ответственности // Медицинский журнал. - 2006. - № 2. - С. 75-79
37. Петровский, В. А. "Я" в персонологической перспективе / В. А. Петровский. - М.: НИУ ВШЭ, 2013. - 502 с.
38. Практическая психология образования: учеб. пособие. /Под ред. И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
39. Прибылов, К.Н. Физкультура в период беременности и после родов /К.Н. Прибылов, Л.П. Федяева - М.: Гос. издво мед. литерату ры, 1962. - 50 с
40. Райли Д. Хатха- йога и лечение болезней /Д.Райли //Altern Термо Здоровья Мед. Мар 2004 - 10(2) - 201 с.
41. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско- родительских отношений. - М., 2001 - 267 с.
42. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические исследования тревоги. // Стресс и тревога в спорте. - М.: Спорт, 1983. - С. 55-70
43. Тетерников Л.И. Хатха-йога для начинающих / Л.И. Тетерников.М: Амрита. 2012.132 с.
44. Тревога и тревожность: хрестоматия / под ред. В. М. Астапова. М.: ПЕР СЭ, 2008 - 240 с.
45. Украинцева Ю. В., Берлов Д. Н., Русалова М. Н. Индивидуальные поведенческие и вегетативные проявления эмоционального стресса у человека // Журнал высшей нервной деятельности. 2006. Т. 56, № 2. С. 183— 192.
46. Уолтер Эванс - Вентц. Тибетская йога и тайные учения, или Семь книг о мудрости Великого Пути / Э. Уолтер. М.: ФАИР-Пресс, 2015 - 475с.
47. Фрейджер Р. Теории личности и личностный рост [Электронный
ресурс] http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A4/frejdzher-robert/teorii-lichnosti-i-
lichnostnij -rost/19
48. Фролов А.В. Йоготерапия. Хатха-йога как метод реабилитации. Практическое руководство. Изд-во: Ориенталия, 2016г. - 180 с.
49. Хабирова Е. Р. Тревожность и ее последствия // Ананьевские чтения-2003. СПб., 2003. С. 301-302
50. Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте. // Вопросы психологии. 1978.-№6. - С. 94- 106
51. Чайковский А.Б. Развитие личностных ресурсов
квалифицированных культуристов средствами хатха-йоги, 2018г - 78 с.
52. Шафаренко С. Ашрам - сердце йоги / С. Шаваренко. Минск: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 2010 -192 с.
53. Шивананда С. Йога и здоровье / С. Шивананда. Изд-во: София, 2011 - 256 с.
54. Шишкин П.А. Проектирование методики физического воспитания студентов средствами ОФП и хатха-йоги. Автореф. Канд. Диссерт., Тула, 2011 - 199 с.
55. Ягунов, С.А. Физкультура во время беременности и послеродовом периоде /С.А. Ягунов. - Л.: Медгиз, 1959 - 46 с.
56. Ярошенко Д.В. "Развитие личных ресурсов, квалифицированных каратэков средствами хатха-йоги" Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, no. 3 (220), 2011 - С. 139-141
57. Effectiveness of Yoga Therapy as a Complementary Treatment for
Major Psychiatric Disorders: A MetaAnalysis /Patricia Cabral, BA, Hi lary B. Meyer, BA, and Donna Ames, MD //Prim Care Companion CNS Disord. 2011; 13(4) [Электронный ресурс]
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3219516/
58. Hobfoll S. Адаптация Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой. Психология общения. Энциклопедический словарь. - М.: «Когито-Центр»; 2011 - 580с.
59. Pranay Kumar Gupta, Manoj Kumar, Riti Kumar, J.M. Deo. Anuloma-Viloma Pranayama, Anxiety, and Depression among the Aged. Journal of the Indian Academy of Applied Psychology January 2010,No.1, С. 159-164
60. Smoller J., Block S., Young M. Genetics of anxiety disorders: the complex road from DSM to DNA // Depress Anxiety. 2009. Vol. 26(11). P. 965-975.