Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №96689

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы162
Год сдачи2018
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности развития детской одаренности 12
1.1. Детская одаренность как педагогическая проблема 12
1.2. Типология видов детской одаренности 21
1.3. Художественная одаренность детей дошкольного возраста 26
1.4. Художественная-культурная среда как условие формирования одаренности у
дошкольников 32
Глава 2. Опытно-поисковая работа по внедрению и реализации художественно-культурной среды в пространство дошкольного учреждения 39
2.1. Диагностика развития художественных способностей у детей старшего
дошкольного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы 39
2.2. Содержание работы по развитию художественной одаренности у детей дошкольного возраста 54
2.3 Диагностика развития художественной одаренности у детей старшего дошкольного возраста на итоговом этапе опытно-поисковой работы 65
Заключение 70
Список литературы 74
Приложение 1 81
Приложение 2 93
Приложение 3 127

Актуальность исследования. Общеизвестно, что прогресс цивилизации напрямую зависит от исключительно одаренных людей. Несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение качества жизни и будущее нашей страны связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве им, как правило, не дают «раскрыться» и проявить свою уникальную индивидуальность.
Черты характера, способствующие творческой одаренности, можно обнаружить достаточно рано. Далеко не однозначное отношение к раннему выявлению способностей, разногласия по этому поводу отмечались между исследователями одаренности с самого начала ее научного изучения. Однако, большинство современных исследователей считают важным раннее выявление одаренности - не только для последующей жизни и достижений, но для полноценного проживания ребенком этого прекрасного и чрезвычайно важного периода - дошкольного детства.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. [60; с.5]
Развитию детской одаренности, способствуют различные факторы, однако, именно создание окружающей среды, ее проектирование содействует проявлению и формированию детской одаренности. То есть посредством художественно-культурной среды, мы воспитываем и развиваем детей. И это среда дает более полное представление, обогащает художественные образы и эстетический опыт ребенка, вследствие чего искусство и творческая деятельность становятся более доступными для понимания и реализации, а главное, интересными ребенку, а его восприятие становится более открытым.
В трудах А.А. Мелик-Пашаева, А.И. Савенкова, З.Н. Новлянской подробно отражены вопросы художественной одаренности детей. Проблемой развития детской одаренности занимались такие авторы, как А.А. Люблинская, Л. А. Венгер, Н. С. Лейтес, Дж. Торренс, А. М. Матюшкин, также разработана рабочая концепция одаренности под руководством Д. Б. Богоявленской и В. Д. Шадрикова.
Какие же оптимальные условия необходимо создать для выявления и поддержки талантливых детей? Эта проблема сейчас актуальна и является одной из приоритетных в стратегии образования.
Талант, одаренность - это во многом тайна, загадка, раскрытие которой требует не только специальной образовательной программы или уникальной технологии (пусть даже индивидуализированной, инновационной), а особенного бережного, тонкого отношения и осознанного подхода со стороны родителей и педагогов.
Рассматривая вопрос о выявлении талантов и становлении уникальной личности ребенка, важно отметить особую роль художественного воспитания, Его цель - не подготовка художников, дизайнеров или профессиональных музыкантов, а раскрытие творческого потенциала маленького человека, воспитание чувств и развитие эмоциональной сферы, что является основой любого вида одаренности. Ведь, что отличает незаурядного творческого малыша? Безусловно, способность видеть необычное, доброе, смешное в обычном мире, по-особому ярко, трепетно воспринимать мир, находить нестандартные решения и уметь делать свой неповторимый выбор.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) имеет огромный потенциал в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста, так как в данном возрасте дети получили определенный художественно-эстетический опыт, их стремление к познанию окружающего мира отражается в желании отразить свои полученные впечатления, эмоциональные, фантазийные переживания в доступных видах художественно-прикладного искусства: лепка, рисунок, аппликация. Изобразительная деятельность способствует формированию представлений о цвете и форме, и обогащению словесного запаса ребенка, развитию его речи и воображения, расширяется кругозор, ребенок получает 4
представления о новых свойствах предметов и явлений, что естественно ведет к развитию фантазии и творческого потенциала. Кроме того, занятия художественным творчеством воспитывает такие необходимые качества для успешного слышать, видеть, действовать руками, думать).
Существует ли возможность обучить всему этому ребенка в детском саду где все стандартизировано? Возможно, если педагоги видят перед собой эту цель и стремятся создать условия для раскрытия талантов детей. Немаловажным моментом является и отношение педагога к детям, это одно из главных условий для раскрытия детского потенциала. Педагог, который стремится создавать творческую среду (обогащенную, культурную, красивую, вызывающую желание делать новые открытия) и организовывает творческое взаимодействие.
Обращение к художественной деятельности на основе влияния художественно-культурной среды открывает широкие возможности в формировании одаренности детей.
Однако, не смотря на актуальность проблемы и интерес авторов к вопросу проектирования среды для формирования одаренности детей дошкольного возраста, практическое использование данного подхода в дошкольных учреждениях затруднено по многим причинам. Можно сформулировать следующие противоречия:
• между необходимостью развития одаренности детей в процессе обучения и воспитания в дошкольном учреждении и недостаточной разработанностью условий детских садов для ее формирования;
• между разработанностью теоретических основ художественной одаренности детей и недостаточностью разработанности этой проблемы в вопросах проектирования творческой среды;
• между востребованностью проектирования художественно-культурной среды в формировании одаренности дошкольников и недостаточностью методических разработок по организации проектирования и внедрения художественно-культурной среды в практике дошкольного образования;
Вышеперечисленные противоречия привели к формулировке проблемы исследования, которая заключается в поиске и определении условий и методов развития детской одаренности в дошкольном учреждении.
Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогике обусловили выбор темы исследования: Проектирование художественно-культурной среды как условие формирования одаренности у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать на практике методику развития одаренности детей старшего дошкольного возраста путем проектирования и внедрения художественно-культурной среды.
Объект исследования - процесс образования и воспитания в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - проектирование и внедрение художественно- культурной среды, в целях развития детской одаренности.
Гипотеза: процесс формирования одаренности детей дошкольного возраста будет эффективным, если:
- педагогические условия работы ДОУ: методические, организационные, воспитательные и кадровые - будут базироваться на принципе индивидуального подхода и составлять единый комплекс;
- будет спроектирована и реализована модель художественно-культурной среды, предполагающий развитие одаренности у детей, активизации их творческой деятельности, формирование художественно-эстетического отношения к действительности, развитие эмоциональной отзывчивости и умений выражать свои чувства через различные формы художественно-творческой деятельности;
- будет разработана модель художественно-культурной среды реализуемая поэтапно и включающая методы и формы, соответствующие усложняющимся этапам: метод внедрения в различные виды художественной деятельности общих тем, организация совместной художественной деятельности ребенка и родителей, иллюстрирование сюжетов с различной чувственной окрашенностью (в рисунках, театрализованных играх), методы самовыражения ребенка в двигательной, изобразительной, театрализованной деятельности; создание групповых творческих проектов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать характеристику понятию «детская одаренность».
2. Раскрыть возможности художественно-культурной среды к
формированию одаренности детей дошкольного возраста
3. Теоретически обосновать художественную одаренность детей на основе влияния художественно-культурной среды.
4. Провести опытно-поисковую работу по определению результативности разработанной методики художественной одаренности на основе влияния художественно-культурной среды.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: психолого-педагогические концепции развития одаренности (JI.C. Выготский, Д.Б. Богоявленская, З.Н. Новлянская, Э. Ландау, А.И. Савенков, А.А. Матюшкин, В.С. Юркевич);концептуальные решения проблемы одаренности (А.Г. Асмолов, Ю.Д. Бабаева, Ж. Брюно, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, И.И. Ильясов, Ф. Монкс, Р. Пажес, В.И. Панов, Л.В. Попова, Дж. Рензулли, А. Танненбаум, В.Д. Шадриков, Н.Б. Шумакова, Дж. Фельдхусен, К. Хеллер, М.А. Холодная, Е.Л. Яковлева и др.); - теории взаимосвязи одаренности и способности (Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, А.В. Хуторской, В.С. Юркевич и др.) База развитие художественной одаренности (А.А. Мелик-Пашаев, Н.А. Ветлугина, А.А. Адаскина, И.А. Ильин, А.А. Никитин, А. В. Бакушинский) психология творчества, креативности, одаренности (Е.П. Ильин), психология искусства (Л.С. Выготский, М.М. Бахтин).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
• теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, художественной, культурологической литературы;
• экспериментальные - опытно-поисковая работа;
• эмпирические - включенное наблюдение, беседа, анализ художественно-практической и игровой деятельности, обобщение, систематизация и описание полученных данных, графическая обработка результатов исследования.
Опытно-поисковое исследование проводилось в старшей и подготовительной группах в МАДОУ - детский сад № 195 г. Екатеринбурга. В работе приняли участие 20 детей в возрасте 5-7 лет.
Первый этап исследования (2016—2017гг.) было выявлено современное состояние проблемы, изучалась педагогическая, психологическая, искусствоведческая литература по теме диссертации, анализировались различные варианты решения проблемы индивидуального подхода в формировании одаренности у дошкольников, определялись методологические и теоретические основы диссертации.
На втором этапе (2017-2О18гг.) осуществлялась разработка сущности и содержания художественно-культурной среды, ее возможности в развитии детской одаренности, выявлялся и обосновывался комплекс педагогических условий, разрабатывалась и внедрялась художественно-культурная среда дошкольной организации.
На третьем этапе (2018г.) была завершена исследовательская работа в виде анализа и обобщения результатов опытно-поисковой работы, сформулированы выводы исследования, сделаны научно-методические рекомендации, подведены итоги.
Апробация и внедрение результатов исследования: теоретические и практические результаты работы были применены при внедрении художественно-культурной среды как условие формирования одаренности дошкольников и ее реализации на базе МАДОУ - детский сад № 195 г. Екатеринбурга. Представлялись доклады на научно-практических конференциях кафедры педагогики и психологии детства, что отражено в публикациях.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- обоснована эффективность влияния художественно-культурной среды в формировании одаренности детей, позволяющего проявить свойственную, детской природе предрасположенность к художественной деятельности и реализовать стремление ребенка к самовыражению и постижению, творческому преображению окружающей действительности с помощью различных средств художественного выражения.
- разработана и реализована на практике художественно-культурная среда, которая реализуется поэтапно и выстраивается в логике: систематизация художественного опыта и знаний ребенка о выразительных средствах различных видов искусства - освоение ребенком умений художественной деятельности в ее разных видах - развитие способности у детей к творческому самовыражению в художественной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- обоснована эффективность влияния художественно-культурной среды на формирование одаренности дошкольников, обеспечивающего развитие у детей эмоциональную отзывчивость и выразительность в различных видах деятельности, потребность в творческом самовыражении в разных видах художественной деятельности, развитие самостоятельности и оригинальности в свободном выборе средств художественной выразительности.
- теоретически обоснована методика развития одаренности детей на основе внедрения художественно-культурной среды, реализуемая поэтапно и включающая методы и формы, соответствующие усложняющимся этапам;
- выявлено, что основными критериями развития одаренности детей дошкольного возраста на основе, внедрения художественно-культурной среды являются: эмоциональная отзывчивость и выразительность к художественным образам различных видов искусства, потребность в творчестве в разных видах художественной деятельности, самостоятельность, оригинальность, эстетическая завершенность творческого продукта, объединяющего различные виды художественной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что одаренность дошкольников развивается на основе внедрения модели художественно-культурной среды и применима в дошкольных образовательных организациях любого типа, а также в учреждениях дополнительного образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Содержание процесса формирования художественной одаренности детей
подразумевает: развитие эмоциональной отзывчивости к художественным
образам, потребности в творческом самовыражении в разных видах художественной деятельности, способности к созданию самостоятельного, оригинального творческого продукта на основе самостоятельного и свободного выбора средств художественной выразительности.
2. Методика процесса формирования предпосылок одаренности детей
основывается на внедрения модели художественно-культурной среды и
реализуется поэтапно.
На первом этапе решается задача систематизации художественного опыта и знаний ребенка о выразительных средствах различных видов искусства. Методы обучения, применяемые на данном этапе: наглядные методы; словесные методы; практические; информационно-рецептивный метод; метод совместных действий или сотворчества; метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности. Применяется тематический принцип построения занятий, объединяющих различные виды искусства.
Второй этап связан с задачей освоения ребенком умений художественной деятельности. Помимо стандартных методов обучения (наглядных, словесных, мультимедийных) используются методы: репродуктивный, эвристический, метод творческих заданий, игровой метод, метод проблемного обучения. На данном этапе применяется принцип интеграции художественной деятельности на занятии.
Третий этап решает задачу развития способности у детей к творческому самовыражению в коллективных видах. Основными методами обучения выступают: исследовательский метод, проектная деятельность. Применяется принцип обращения к синтетическим видам искусства.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование детской одаренности через проектирование художественно-культурной среды становится одной из приоритетных задач дошкольного образования.
Проведенные теоретическое и опытно-поисковое исследования подтвердили значимость темы исследования, ее актуальность и позволили сделать следующие выводы:
Анализ научных материалов по теме исследования показал, что одаренность детей дошкольного возраста является одной из главных проблем в педагогике и психологии. Формирование детской одаренности предполагает не только развитие специальных художественных навыков и умений, творческое развитие детей старшего дошкольного возраста представляет собой процесс воспитания и развития личности, способной к открытому творческому мышлению, испытывающую потребность в искусстве и творчестве, стремящуюся к самосовершенствованию, к созиданию, к эстетическо-художественному познанию окружающего мира. Проектирование художественно-культурной среды влияет на формирование художественно-творческого развития детей становится необходимым условием для успешного становления разносторонне развитой, креативной, открытой искусству и творчеству личности. Художественное творчество - необходимая составляющая процесса воспитания, образования и развития.
Содержание процесса творческого развития детей в художественной деятельности подразумевает: развитие эмоциональной отзывчивости к художественным образам, потребности в творческом самовыражении, способности к созданию самостоятельного, оригинального творческого продукта на основе самостоятельного и свободного выбора средств художественной выразительности;
Соотношение искусства и культуры, их синтез, создают наиболее благоприятные условия для развития детской одаренности, эмоциональной отзывчивости, развития чувственной сферы, воображения, творческих способностей и креативности. Ребенок обогащает внутренний мир художественными образами, эстетическим опытом, эмоциональными впечатлениями, становится отзывчивым к «прекрасному», искусству, открытым к художественно-творческой деятельности, он испытывает потребность в эстетической среде, продуктивной деятельности.
Старший дошкольный возраст максимально сенситивен к творчеству, мышление на данном этапе отличает синкретизм, ребенок испытывает потребность в творческой самореализации, в раскрытии своего потенциала. Именно на данном этапе необходимо активное включение ребенка в различные виды художественно - творческой деятельности. Интеграция искусства и культуры позволяет наиболее гармонично развивать ребенка, способствовать формированию разносторонних качеств личности, становлению способностей и их дальнейшее планомерное развитие.
Проектирование художественно-культурной среды в решении проблемы развития детской одаренности эффективно и результативно. Художественно-культурная среда обеспечивает развитие у детей творческих способностей, эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления и воображения, формирует эстетическую картину мира, воспитывает потребность в художественно-творческой деятельности, формирует эстетическую культуру ребенка, его морально-нравственные ценности, самостоятельность в творческой деятельности.
Экспериментальная деятельность проводилась на базе МАДОУ № 195 города Екатеринбург, в старшей и подготовительной группах, в исследовании участвовало 20 детей (10 детей -экспериментальная группа, и 10 детей - контрольная группа). На констатирующем этапе исследования было проведено наблюдение за предпосылками одаренности детей. Были подобраны три вида диагностики для выявления общей одаренности детей дошкольного возраста. Это диагностика по выявлению детской одаренности по А.А. Лосевой, диагностика по выявлению общей одаренности у детей А. И Савенкова и также использовали карту Одаренности Савенкова.
Положительная динамика формирования детской одаренности детей, их творческих способностей, отражена в сравнительном качественно-количественном анализе результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы.
Анализ полученных данных в экспериментальной группе показал, что средний уровень показателя одаренности детей представляет большинство детей из группы - это 80,5%. Некоторые дети проявляют большой потенциал творческих возможностей, однако в силу некоторой закрытости, стеснительности или эмоциональной холодности, не раскрываются полноценно. 7,5% детей показали более низкий результат, и высокий результат показали также 12,5 % детей. В контрольной группе - данные соответственно высокий- 5%, средний -70% и низкий - 25%.
Изменения среды и создания ее новой, а именно, художественно-культурной происходило при помощи реализации целого цикла проектов: первый проект «Народная кукла», второй проект «Узоры Урала». И при реализации этих проектов поэтапно шло изменение среды, были добавлены такие зоны: мини-музей «Чудо росписи», мини-музей «Русская изба», успешно реализовались, организованные выставки творческих работ, было организовано развлечение «Уральские посиделки». В процессе реализации творческих проектов была выстроена и работа с родителями (консультации, мастер-классы, рекомендации, анкетирование родителей, проведено родительское собрание).
По итогам проведенной работы было проведено повторное исследование по выявлению одаренности детей старшего дошкольного возраста. Результаты контрольного эксперимента выявили, что показатели предпосылок детской одаренности в экспериментальной группе изменились, теперь они составляли: высокий уровень - 20% детей, средний уровень -75 % и низкий уровень - 5% детей, в контрольной же группе показатели фактически не изменились, высокий уровень остался на том же показателе в 5%, единственное уменьшился процент низкого уровня и с показателя 25% перешел в показатель 20%, ну и соответственно средний уровень - стал составлять 75%.
Материалы контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности проделанной работы и о том, что гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
Самым доступным средством для творческого самовыражения ребенка является художественно-творческая продуктивная деятельность, отвечающая естественной потребности выразить свои внутренние впечатления в продукте творческой деятельности - рисунке, поделке. Проектирование художественно-культурной среды в формировании одаренности детей имеет более эффективное воздействие, так как не ограничивает стремление ребенка реализовывать и выражать себя в творчестве. В интеграции среды искусства и среды культуры обогащают друг друга и плодотворно влияют на формирование одаренности детей дошкольного возраста, представляя мир ребенку более доступным для понимания и интересным для изучения.
Художественно-культурная среда позволяет выстроить занятия таким образом, чтобы каждое занятие представлялось ребенку как погружение в какую - то сказку, в старинную сказку, ведь недаром все дети верят в волшебство. Цикл проектов, основанный на интеграции искусства и культуры, представляют собой целенаправленный процесс формирования детской одаренности.
Весь материал опытно-поисковой работы и разработанная методика выявления предпосылок детской одаренности на основе проектирования художественно - культурной среды применима в дошкольных образовательных организациях любого типа, а также в учреждениях дополнительного образования.



1. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание [Текст] / А. В. Бакушинский - М. : Карапуз, 2009. - 304 с.
2. Барандес, Н. А. Развитие творческих способностей дошкольников: сценарий занятий для работы с детьми 4-7 лет [Текст] / Под ред. И. В. Красильниковой. Пермь : 1998. - 88 с.
3. Басин, Е. Я. Психология художественного творчества. [Текст] / Е. Я. Басин - М. : Знание, 1985. - 64 с.
4. Басин, Е. Я. Философская эстетика и психология искусства: учеб. Пособие [Текст] / Е. Я Басин, В. П. Крутоус. - М. : Гардарики, 2007. - 287 с.
5. Бердяев, В. А. Философия творчества, культуры и искусства [Текст] / В. А. Бердяев - М. : Искусство, 1994 - 436с.
6. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
7. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству [Текст] / Д. Б. Богоявленская - М. : Знание, 1981. - 96 с.
8. Большой психологический словарь Большой психологический словарь. Издание 4-е, расширенное [Текст] / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М. : Прайм - Еврознак, 2008. - 868 с.
9. Ветлугина, Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей [Текст] / Художественное творчество и ребенок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной - М. : Просвещение, 1972. - 167 с.
10. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина - М. : Просвещение, 1974 - 17с.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] : психол. очерк: кн. для учителя. - М. : Просвещение, 1991. - 93с.
12. Гарифуллин, Р. Р. Психология искусства и творчества [Текст] : учебное пособие для студентов творческих специальностей / Р. Р. Гарифуллин - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2004 - 58с.
13. Гуревич, П. С. Эстетика [Текст] / П. С. Гуревич - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с.
14. Давыдова, С. Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: Вопросы теории и практики [Текст] : учеб. пособие / С. Д. Давыдова. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2003. - 305 с.
15. Дали, С. Тайная жизнь Сальвадора Дали. [Текст] / С. Дали - М. : Сварог и К, 1998.- 73с.
16. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника [Текст] : Методическое пособие для воспитателей и родителей / О. М. Дъяченко - М. : Мозаика-Синтез,
2008. - 128с.
17. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества [Текст] : Учебное пособие для вузов. - 2-е изд / Л. Б. Ермолаева - Томилина - М. : Академический Проект: Культура, 2005. - 304 с.
18. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е. П. Ильин - СПб. : Питер, 2009. - 434 с.
19. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца [Текст] / Д. Б. Кабалевский. - М.
: Просвещение, 1981. - 192 с.
20. Картушина, М. Ю. Мы играем, рисуем и поем [Текст] / М. Ю. Картушина - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2009. - 112 с.
21. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп / С. А. Козлова, Т. А. Куликова - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
22. Козыренко, Т. А. Игры-драматизации на основе сказок в содержании занятий по синтезу искусств. [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. / под общ. Ред. Г.Д. Ахметовой. - Пермь : 2011 - 88с.
23. Кондрашев, В. А. Этика: История и теория. Эстетика: особенности художественных эпох и направлений [Текст] / В. А. Кондрашев - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 544 с.
24. Котова, Е. В. Развитие творческих способностей дошкольников / Е. В. Котова - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
25. Кураев Г. А. Возрастная психология [Текст] : Курс лекций / Г. А. Кураев - Ростов - н/Д. : 2002. - 146 с.
26. Куревина, О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста [Текст] / О. А. Куревина. - М. : Линка - Пресс, 2003. - 176 с.
27. Куцакова, Л. В. Энциклопедия творческого развития : рисуем, лепим, мастерим [Текст] / Л. В. Куцакова. - М. : Эксмо, 2012. - 224 с.
28. Ландау, Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка [Текст] / Э. Ландау - М. : Академия, 2002 - 144с.
29. Лук, А. Н. Мышление и творчество [Текст] / А. Н. Лук - М. : Политиздат, 1976. - 144 с.
30. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет [Текст] / И. А. Лыкова - М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с.
31. Лыкова, И. А. Проектирование образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» [Текст] / И. А. Лыкова - М. : «Цветной мир», 2015. - 135с.
32. Лыкова, И. А. Талантливые дети, индивидуальный подход в художественном развитии [Текст] / И. А. Лыкова , Т. В. Буренина - М. : ИД «Цветной мир», 2012. -142с.
33. Малышева, А. Н. Занятия по аппликации в детском саду [Текст] / А. Н. Малышева, З. М. Поварченкова - Ярославль : Академия развития, 2010. - 160с.
34. Матюшкин, А. М. Одаренность и возраст [Текст] / А. М. Матюшкин, И. С. Аверина - М. : Педагогика, 1991. - 170 с.
35. Мелик - Пашаев, А. А. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие [Текст] / А. А. Мелик - Пашаев, А. А. Новлянская, З. И. Адаскина - Дубна : «Феникс», 2006 - 112с.
36. Мелик-Пашаев, А. А. Мир художника[Текст] / А. А. Мелик - Пашаев - М. : Прогресс - Традиция, 2000.-271 с.
37. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческих способностей [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев. - М. : Педагогика, 1981. —183с.
38. Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев,
З. Н. Новлянская. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 186с.
39. Груздова, И. В. Настольная книга воспитателя и методиста детского сада: развитие творческих способностей дошкольника [Текст] / И. В Груздова - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 376с.
40. Николаева, Е.И. Психология детского творчества [Текст] / Е. И. Николаева - Спб. : Питер, 2010. - 240 с.
41. Бурменская, Г. В. Одаренные дети[Текст] / Г. В. Бурменская, В. М. Слуцкого
- М. : Прогресс, 1991 - 176с.
42. Богоявленская, Д. Б. Основы современных концепций одаренности и творчества [Текст] / Д. Б. Богоявленской. - М. : Академия, 1997. - 320 с.
43. Загвязинский, В. И Педагогический словарь [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Ф. Закирова, Т. А. Строкова. В. И Загвязинский . - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
44. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад.
- М. : Большая Российская Энциклопедия, 2003. - 528 с.
45. Петухова, П. А. Тематические дни в детском саду: комплексно¬
интегрированные занятия в старшей группе [Текст] / А. А. Петузова. - Волгоград : Учитель, 2010. - 159 с.
46. Подласый, И. П. Педагогика : Теория и технологии воспитания [Текст] : учеб. для студентов вузов / И. П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 463 с.
47. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс [Текст] : учебник для студ. пед. вузов. - М. : изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 576с.
48. Попова, Т. А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре [Текст] / Т.А. Попова. - М. : Педагогика, 2010. - 120 с.
49. Потапова, И. А. Креативные технологии в социальной работе (изобразительная деятельность) [Текст] : учебное пособие / И.А. Потапова ; отв. ред. Г.В. Палаткина. -Астрахань : изд. дом «Астраханский университет»,2009. - 79 с.
50. Психологический словарь [Текст] / Под общей науч. ред. П.С. Гуревича. - М. : ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. - 800 с.
51. Психология и педагогика [Текст] : Учеб. пособие / Волкова М.Н., Истомина О.А., Павловский В.В., Федотова Ю.Ю., Чернобай А.Д., Шатовский А.Г., Шилова Е.В.; Под общей ред. Истоминой О.А., Павловского В.В. - Владивосток : Морск. гос. ун-т, 2007. - 347 с.
52. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н. С. Лейтеса. - М. : Издательский центр «Академия», 1996. - 416с.
53. Психология процессов художественного творчества [Текст] / Отв. редакторы: Б. С. Мейлах, Н. А. Хренов, - М. : Наука, 1980 г. - 285 с.
54. Психология художественного творчества [Текст] : хрестоматия составитель К. В. Сельченок - Минск : Харвест, 1999.- 201с.
55. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Б. Д. Богоявленская - М. : 2003. - 90с.
56. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. Модель инновационной деятельности [Текст] / авт.-сост. Ю. А. Афонькина, З. Ф. Себрукович. - Волгоград : Учитель, 2014. - 92 с.
57. Разумный, В. А. Игра - искусство или искусство - игра? [Текст] / В. А. Разумный - М. : Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма, 2000.- 105 с.
58. Рындак, В. Г. Творчество. Краткий педагогический словарь [Текст] : Учебно-методическое пособиет / В. Г. Рындак - М. : «Педагогический вестник», 2001.
- 84 с.
59. Савенков, А. И. Одаренный ребенок дома и в школе [Текст] / И. А. Савенков - Екатеринбург : У- Фактория, 2004 - 272с.
60. Савенков, А. И. У колыбели гения [Текст] / А. И. Савенков - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 224с.
61. Савенков, А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства [Текст] / А. И. Савенков - М. : Педагогическое общество России, 1999. - 220с.
62. Савенкова, Л. Г. Интеграция искусств как научная проблема [Текст] / Савенкова Л. Г. // Цветные звуки. Интеграция искусств. 2008. -№5. - с.12-14.
63. Савенкова, Л. Г. Человек в пространстве мира и культуры [Текст] / Л. Г. Савенкова. - М. : ООО Издательский Дом Магистр-пресс, 2000. - 288 с.
64. Свирская, Л. В. Где растут таланты? [Текст] /Л. В. Свирская - М. : Обруч, 2014
- 208с.
65. Соломенникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным искусством [Текст] / Соломенникова О. А. - М. : - Мозаика-Синтез, 2006. - 175 с.
66. Теплов, Б. М. Способности и одаренность. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б. Д. Теплов - М. : Изд. Академии наук РСФСР, 1961. - 210с.
67. Фадина, Г. В. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях [Текст] : учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина, И. Г. Андреева, Е. А. Лобанова — Балашов: Николаев, 2004. — 64 с.
68. Художественное творчество и ребенок [Текст] : Монография под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Педагогика, 1972. - 268 с.
69. Подьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Подьяков - Волгоград : Перемена, 1995 - 156с.
70. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника [Текст] / Е. Е. Кравцова - М. : Просвещение, 1996- 154с.
71. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность [Текст] / В. С. Юркевич - М. : Просвещение, 2000-136с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ