ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 13
1.1. Сущность, структура творческих способностей и показатели
их развития 13
1.2. Инновационные технологии творческого развития детей 28
1.3. Модель развития творческих способностей детей
дошкольного возраста средствами инновационных технологий в процессе ознакомления с природой 37
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 48
2.1. Диагностика развития творческих способностей детей
дошкольного возраста 48
2.2. Реализация модели развития творческих способностей детей в
условиях применения инновационных технологий в процессе ознакомления с природой 56
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
Выводы по второй главе 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 148
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 13
1.1. Сущность, структура творческих способностей и показатели
их развития 13
1.2. Инновационные технологии творческого развития детей 28
1.3. Модель развития творческих способностей детей
дошкольного возраста средствами инновационных технологий в процессе ознакомления с природой 37
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 48
2.1. Диагностика развития творческих способностей детей
дошкольного возраста 48
2.2. Реализация модели развития творческих способностей детей в
условиях применения инновационных технологий в процессе ознакомления с природой 56
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
Выводы по второй главе 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 148
В последние годы проблемам теории и практики творческого развития дошкольников уделяется все больше внимания. Становится необходимым формирования творческой, развитой по всем направлениям личности. Необходимость развивать творческие способности дошкольников приобретает все большее значение. Ознакомление с окружающим играет огромную роль в творческом развитии детей. С раннего детства ребенок знакомится с постоянно изменяющимися явлениями природы, привлекающими своим разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок насыщает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающей его природы, тем больше у него возникает вопросов. Основной задачей взрослого является помощь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на творческое развитие ребёнка. Он считал, что основой детского творчества, мышления и чувств является именно природа. По его мнению, сама природа не воспитывает, а только активно подталкивает на взаимодействие с ней. И для того, чтобы ребёнок научился понимать и чувствовать красоту природы, ее мир, это качество нужно развивать уже с ранних лет.
С введением ФГОС ДО и с изменениями, происходящими в дошкольном образовании мы можем свободно выбирать приоритетные направления в своей работе. Одним из таких направлений для дошкольников можно назвать развитие творческих способностей детей через ознакомление их с природой. В настоящее время глубокая социальная значимость темы творческих способностей заставляет по-другому рассматривать вопросы обучения в детском саду, а также определить актуальность и необходимость проведения занятий по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Применение в данном направлении новых инновационных технологий, а также использование современных, уже отработанных является наиболее эффективным и действующим методом для становления творческой личности ребенка.
Актуальность исследования состоит в том, что становится необходимым изучить и проанализировать современную педагогическую, психологическую и методическую литературу, и определив тем самым важное направление в практической образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста для успешного развития их творческих способностей при ознакомлении с природой. Но должны быть созданы такие педагогические условия и применены такие современные методы и технологии, приемы и формы организации, при которых будет наблюдаться положительная динамика развития творческих способностей у дошкольников в процессе ознакомления с природой.
В настоящее время становится все больше инновационных программ для развития дошкольников. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития творческих способностей детей остается актуальным и концептуальным. Перечислим ряд проблем, из-за которых эффективность решения вопросов творческого развития личности затрудняется. Во-первых, переход к личностно-ориентированной модели воспитания еще полностью не завершен, и педагоги ориентируются на «среднего» ребенка, не рассматривая личность каждого. Во-вторых, в обучении используется множество приоритетных направлений, по которым развитие творческих способностей просто не предусмотрено. В-третьих, владение современными образовательными технологиями не всегда приводит к положительной динамике творческого развития дошкольников, так как у педагогов важной целью в данной ситуации является создание творческого продукта.
Концепция развития творческого процесса строится на основе теоретических положений, рассматриваемых А.В. Запорожцем и Л.А. Венгером. Они считают, что жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если дети открывают что-то новое в мире природы. Процесс познания предполагает усвоение универсальных действий ориентировки в окружающем, т.е. развитие и совершенствование целого комплекса способностей, включая и творческие. Это позволяет ребенку самостоятельно анализировать то, что происходит вокруг него, находить решения в новых и неожиданных ситуациях произвольно, а к концу дошкольного детства осознавать творческий продукт своей деятельности.
Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др., посвященные проблемам развития детского творчества, выделяют ряд признаков, характеризующих ребенка как творца. Это проявление инициативы и активности в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому, нахождение наиболее оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.
Анализ исследований и педагогической практики позволили нам выявить противоречия между:
- требованиями общества к раскрытию творческого потенциала личности и недостаточным творческим развитием выпускников детского сада;
- разработанностью теории творчества в целом и недостаточной разработкой методических основ в развитии творчества дошкольников при ознакомлении с природой;
- потребностью педагогов дошкольной образовательной организации (далее ДОО) в инновационных методических разработках и недостаточной разработкой новых технологий творческого развития детей при ознакомлении с природой.
Исходя из выявленных противоречий, сформулирована проблема научного исследования: каковы условия творческого развития дошкольников при применении инновационных технологий в процессе ознакомления с природой.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе применения инновационных технологий в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования - процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой, ориентированный на развитие у них творческих способностей.
Предмет исследования - педагогические условия развития творческих способностей детей при использовании инновационных в процессе ознакомления с природой.
В основу диссертационного исследования положена гипотеза, согласно которой развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой будет осуществляться более успешно при использовании инновационных образовательных технологий, если:
- использовать комплекс инновационных технологий, направленных на развитие креативности и интереса к творческой деятельности;
- педагогический процесс будет строиться в соответствии с моделью, разработанной с учетом индикаторов творчества и интеграции познавательного и художественно-эстетического развития детей;
- разработать программу творческого развития детей средствами природы.
Задачи исследования:
- выявить психологическую сущность, структуру творческих способностей и установить показатели их развития;
- выявить направления в использовании инновационных технологий в контексте творческого развития дошкольников;
- разработать и теоретически обосновать созданную модель развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях применения современных инновационных технологий;
- исследовать уровни развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в ходе опытно-экспериментальной работы;
- разработать развивающую образовательную программу для развития творческих способностей старших дошкольников.
Большинство используемых методов и приемов при внедрении инновационных технологий не раскрывают новизну в теоретическом плане и представляют собой совокупность теоретических и методических идеологий, представленных в исследованиях как российской так и зарубежной практики по развитию творческого мышления и креативности.
Исследованиями проблем развития креативности и творческого мышления личности занимался Е.П. Торренс [38]. По его мнению, на развития творческого потенциала и творческих способностей ребенка влияют многочисленные факторы и условия. Проанализировав теоретические обоснования Е.П. Торренса, следует отметить, в каких условиях развивается ребенок.
Следует выделить педагогические условия, необходимые при организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста:
— иметь представления об оптимальной организации совместной творческой деятельности;
— выполнение творческих заданий должно оцениваться индивидуально для каждого дошкольника;
— Рациональная организация коллективной творческой деятельности дошкольников;
— создание эмоционального комфорта для ребенка;
— наличие разнообразных видов совместной детской творческой деятельности;
— применение методов и приемов, развивающих творческие способности детей.
По мнению А.В. Запорожца для формирования творческих способностей детей необходима реализация основополагающих принципов: свободы выбора, открытости, деятельностный подход, принцип обратной связи, амплификации развития. В комплексе данные умения формируются в такие личностные качества дошкольника, как критичность, любознательность и сообразительность, логика последовательности в действиях, высказываниях и поступках.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составляет объединенная специфика психолого-педагогических и философских положений, в которых раскрываются концептуальные подходы предопределяющие развитие творческих способностей у дошкольников. Рассмотрены основные положения педагогики и психологии о развитии творческой личности ребенка в период детства: основополагающие концепции творчества в философском аспекте (B.C. Библер, JI.H. Гумилев, М.М. Бахтин, П.А. Флоренский, H.A. Бердяев, Р. Штейнер и т.д); в психологическом аспекте (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, К.А.
Абдульханова-Славская, В.Т. Кудрявцев, A.M. Лобок, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, H.H. Поддьяков, H.H. Нечаев, К.Д. Роджерс, С.Л. Рубинштейн A.B. Петровский, Я.А. Пономарев и другие); в педагогическом аспекте (В.В. Давыдов, Т.А. Абрамова, и др.). Концепции развивающего обучения дошкольников рассматривались такими учеными как Л.В. Занков, Л.В. Тарасов, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Д.Б. Эльконин и др. Теории деятельностного подхода поддерживали А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, и другие деятели педагогики и психологии. Исследование творческой деятельности дошкольников раскрыты в трудах Л.А. Венгер, H.A. Ветлугиной, Л.С. Выготским, О.М. Дьяченко, А.В Запорожцем, Т.С. Комаровой, В.Т. Кудрявцевым и Д.Б. Элькониным. Современные исследования мотивационно-личностного подхода принадлежат Р. Райан, Э. Деси, Д.А. Леонтьеву. В трудах таких выдающихся педагогов как Я.А Коменский, Ж.Ж.Руссо, М.Монтессори, Ф. Фребель и т.д. раскрывается история приобщения ребёнка к природе. В статьях и методических исследованиях А.А. Быстрова, О. Иогансон, Р.М. Басс, А.М. Степановой, Е.И. Волковой, Е. Геннингс и др. дальнейшее развитие в теории и практике получили идеи ознакомления детей дошкольного возраста с миром природы.
Были использованы методы для реализации цели исследования и решения поставленных задач:
- теоретические (анализ педагогической, психологической,
философской и методологической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (наблюдение за природой и анализ творческой деятельности детей дошкольного возраста, анализ учебных планов, образовательных программ и пособий для воспитателей детского сада, анкетирование и беседы с родителями, создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе исследования, тестирование дошкольников с целью выявления у них творческих способностей сначала в экспериментальной группе и дальнейшее сравнение полученных результатов с контрольной группой);
- статистические (статистическая обработка полученных результатов).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- на основе анализа теоретико-методологической, психолого-педагогической и философской литературы выделены сущность, содержание и структура творческих способностей детей дошкольного возраста;
- разработана модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях применения инновационных технологий;
- расширены представления об особенностях творческого развития детей дошкольного возраста. К ним относятся: проявление любопытства к явлениям природы, свободное высказывание своего мнения и способность его отстаивать, развитое чувство юмора, богатая фантазия;
- охарактеризована сущность творческих способностей детей дошкольного возраста;
- обоснованы психолого-педагогические условия, способствующие формированию творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях применения инновационных образовательных технологий в процессе ознакомления с природой. К ним можно отнести: создание творческой предметно-пространственной среды, применение методов и приемов активизации творческой деятельности дошкольников, организация разнообразной творческой деятельности.
Практическая значимость результатов исследования:
- доказана перспективность использования инновационных технологий с учетом индивидуальных возможностей и потребностей воспитанника;
- доказано, что модель, условия и технологии развития творческих способностей в процессе ознакомления с природой могут широко применяться для дальнейшего развития творческих способностей детей ;
- разработана развивающая образовательная программа с целью развития творческих способностей старших дошкольников в условиях применения инновационных технологий в процессе ознакомления с природой.
На защиту выносятся следующие положения:
- инновационные образовательные технологии являются эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
- модель развития творческих способностей дошкольников в условиях применения инновационных технологий при ознакомлении дошкольников с природой, разработанная в целях развития творческих способностей с учетом интеграции познавательного и художественно -эстетического развития детей включает совокупность компонентов: целевой, содержательный, организационно-практический и критериально-оценочный.
Апробация и внедрение результатов исследования были отражены в следующих публикациях автора:
1. Кудякова М.В. Взаимодействие с родителями как одно из направлений модернизации образования // Традиции и инновации в педагогическом образовании [Текст]: сборник научных трудов III Международного круглого стола / науч.ред. Ю.Н. Галагузова ; Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург: [б.м.], 2017. - с.47-50.
2. Кудякова М.В. Художественно-эстетическое развитие как одно из актуальных направлений модернизации системы образования // Традиции и инновации в педагогическом образовании [Текст] : сборник научных трудов IV Международной конференции / науч.ред. Ю.Н. Галагузова; Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург: [б.м.], 2018. - с.95-100.
Базой исследования является Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №30 «Елочка» г. Реж, Свердловской области (далее МАДОУ №30, г. Реж).
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
С введением ФГОС ДО и с изменениями, происходящими в дошкольном образовании мы можем свободно выбирать приоритетные направления в своей работе. Одним из таких направлений для дошкольников можно назвать развитие творческих способностей детей через ознакомление их с природой. В настоящее время глубокая социальная значимость темы творческих способностей заставляет по-другому рассматривать вопросы обучения в детском саду, а также определить актуальность и необходимость проведения занятий по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Применение в данном направлении новых инновационных технологий, а также использование современных, уже отработанных является наиболее эффективным и действующим методом для становления творческой личности ребенка.
Актуальность исследования состоит в том, что становится необходимым изучить и проанализировать современную педагогическую, психологическую и методическую литературу, и определив тем самым важное направление в практической образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста для успешного развития их творческих способностей при ознакомлении с природой. Но должны быть созданы такие педагогические условия и применены такие современные методы и технологии, приемы и формы организации, при которых будет наблюдаться положительная динамика развития творческих способностей у дошкольников в процессе ознакомления с природой.
В настоящее время становится все больше инновационных программ для развития дошкольников. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития творческих способностей детей остается актуальным и концептуальным. Перечислим ряд проблем, из-за которых эффективность решения вопросов творческого развития личности затрудняется. Во-первых, переход к личностно-ориентированной модели воспитания еще полностью не завершен, и педагоги ориентируются на «среднего» ребенка, не рассматривая личность каждого. Во-вторых, в обучении используется множество приоритетных направлений, по которым развитие творческих способностей просто не предусмотрено. В-третьих, владение современными образовательными технологиями не всегда приводит к положительной динамике творческого развития дошкольников, так как у педагогов важной целью в данной ситуации является создание творческого продукта.
Концепция развития творческого процесса строится на основе теоретических положений, рассматриваемых А.В. Запорожцем и Л.А. Венгером. Они считают, что жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если дети открывают что-то новое в мире природы. Процесс познания предполагает усвоение универсальных действий ориентировки в окружающем, т.е. развитие и совершенствование целого комплекса способностей, включая и творческие. Это позволяет ребенку самостоятельно анализировать то, что происходит вокруг него, находить решения в новых и неожиданных ситуациях произвольно, а к концу дошкольного детства осознавать творческий продукт своей деятельности.
Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др., посвященные проблемам развития детского творчества, выделяют ряд признаков, характеризующих ребенка как творца. Это проявление инициативы и активности в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому, нахождение наиболее оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.
Анализ исследований и педагогической практики позволили нам выявить противоречия между:
- требованиями общества к раскрытию творческого потенциала личности и недостаточным творческим развитием выпускников детского сада;
- разработанностью теории творчества в целом и недостаточной разработкой методических основ в развитии творчества дошкольников при ознакомлении с природой;
- потребностью педагогов дошкольной образовательной организации (далее ДОО) в инновационных методических разработках и недостаточной разработкой новых технологий творческого развития детей при ознакомлении с природой.
Исходя из выявленных противоречий, сформулирована проблема научного исследования: каковы условия творческого развития дошкольников при применении инновационных технологий в процессе ознакомления с природой.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе применения инновационных технологий в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования - процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой, ориентированный на развитие у них творческих способностей.
Предмет исследования - педагогические условия развития творческих способностей детей при использовании инновационных в процессе ознакомления с природой.
В основу диссертационного исследования положена гипотеза, согласно которой развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой будет осуществляться более успешно при использовании инновационных образовательных технологий, если:
- использовать комплекс инновационных технологий, направленных на развитие креативности и интереса к творческой деятельности;
- педагогический процесс будет строиться в соответствии с моделью, разработанной с учетом индикаторов творчества и интеграции познавательного и художественно-эстетического развития детей;
- разработать программу творческого развития детей средствами природы.
Задачи исследования:
- выявить психологическую сущность, структуру творческих способностей и установить показатели их развития;
- выявить направления в использовании инновационных технологий в контексте творческого развития дошкольников;
- разработать и теоретически обосновать созданную модель развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях применения современных инновационных технологий;
- исследовать уровни развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в ходе опытно-экспериментальной работы;
- разработать развивающую образовательную программу для развития творческих способностей старших дошкольников.
Большинство используемых методов и приемов при внедрении инновационных технологий не раскрывают новизну в теоретическом плане и представляют собой совокупность теоретических и методических идеологий, представленных в исследованиях как российской так и зарубежной практики по развитию творческого мышления и креативности.
Исследованиями проблем развития креативности и творческого мышления личности занимался Е.П. Торренс [38]. По его мнению, на развития творческого потенциала и творческих способностей ребенка влияют многочисленные факторы и условия. Проанализировав теоретические обоснования Е.П. Торренса, следует отметить, в каких условиях развивается ребенок.
Следует выделить педагогические условия, необходимые при организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста:
— иметь представления об оптимальной организации совместной творческой деятельности;
— выполнение творческих заданий должно оцениваться индивидуально для каждого дошкольника;
— Рациональная организация коллективной творческой деятельности дошкольников;
— создание эмоционального комфорта для ребенка;
— наличие разнообразных видов совместной детской творческой деятельности;
— применение методов и приемов, развивающих творческие способности детей.
По мнению А.В. Запорожца для формирования творческих способностей детей необходима реализация основополагающих принципов: свободы выбора, открытости, деятельностный подход, принцип обратной связи, амплификации развития. В комплексе данные умения формируются в такие личностные качества дошкольника, как критичность, любознательность и сообразительность, логика последовательности в действиях, высказываниях и поступках.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составляет объединенная специфика психолого-педагогических и философских положений, в которых раскрываются концептуальные подходы предопределяющие развитие творческих способностей у дошкольников. Рассмотрены основные положения педагогики и психологии о развитии творческой личности ребенка в период детства: основополагающие концепции творчества в философском аспекте (B.C. Библер, JI.H. Гумилев, М.М. Бахтин, П.А. Флоренский, H.A. Бердяев, Р. Штейнер и т.д); в психологическом аспекте (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, К.А.
Абдульханова-Славская, В.Т. Кудрявцев, A.M. Лобок, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, H.H. Поддьяков, H.H. Нечаев, К.Д. Роджерс, С.Л. Рубинштейн A.B. Петровский, Я.А. Пономарев и другие); в педагогическом аспекте (В.В. Давыдов, Т.А. Абрамова, и др.). Концепции развивающего обучения дошкольников рассматривались такими учеными как Л.В. Занков, Л.В. Тарасов, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Д.Б. Эльконин и др. Теории деятельностного подхода поддерживали А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, и другие деятели педагогики и психологии. Исследование творческой деятельности дошкольников раскрыты в трудах Л.А. Венгер, H.A. Ветлугиной, Л.С. Выготским, О.М. Дьяченко, А.В Запорожцем, Т.С. Комаровой, В.Т. Кудрявцевым и Д.Б. Элькониным. Современные исследования мотивационно-личностного подхода принадлежат Р. Райан, Э. Деси, Д.А. Леонтьеву. В трудах таких выдающихся педагогов как Я.А Коменский, Ж.Ж.Руссо, М.Монтессори, Ф. Фребель и т.д. раскрывается история приобщения ребёнка к природе. В статьях и методических исследованиях А.А. Быстрова, О. Иогансон, Р.М. Басс, А.М. Степановой, Е.И. Волковой, Е. Геннингс и др. дальнейшее развитие в теории и практике получили идеи ознакомления детей дошкольного возраста с миром природы.
Были использованы методы для реализации цели исследования и решения поставленных задач:
- теоретические (анализ педагогической, психологической,
философской и методологической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (наблюдение за природой и анализ творческой деятельности детей дошкольного возраста, анализ учебных планов, образовательных программ и пособий для воспитателей детского сада, анкетирование и беседы с родителями, создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе исследования, тестирование дошкольников с целью выявления у них творческих способностей сначала в экспериментальной группе и дальнейшее сравнение полученных результатов с контрольной группой);
- статистические (статистическая обработка полученных результатов).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- на основе анализа теоретико-методологической, психолого-педагогической и философской литературы выделены сущность, содержание и структура творческих способностей детей дошкольного возраста;
- разработана модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях применения инновационных технологий;
- расширены представления об особенностях творческого развития детей дошкольного возраста. К ним относятся: проявление любопытства к явлениям природы, свободное высказывание своего мнения и способность его отстаивать, развитое чувство юмора, богатая фантазия;
- охарактеризована сущность творческих способностей детей дошкольного возраста;
- обоснованы психолого-педагогические условия, способствующие формированию творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях применения инновационных образовательных технологий в процессе ознакомления с природой. К ним можно отнести: создание творческой предметно-пространственной среды, применение методов и приемов активизации творческой деятельности дошкольников, организация разнообразной творческой деятельности.
Практическая значимость результатов исследования:
- доказана перспективность использования инновационных технологий с учетом индивидуальных возможностей и потребностей воспитанника;
- доказано, что модель, условия и технологии развития творческих способностей в процессе ознакомления с природой могут широко применяться для дальнейшего развития творческих способностей детей ;
- разработана развивающая образовательная программа с целью развития творческих способностей старших дошкольников в условиях применения инновационных технологий в процессе ознакомления с природой.
На защиту выносятся следующие положения:
- инновационные образовательные технологии являются эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
- модель развития творческих способностей дошкольников в условиях применения инновационных технологий при ознакомлении дошкольников с природой, разработанная в целях развития творческих способностей с учетом интеграции познавательного и художественно -эстетического развития детей включает совокупность компонентов: целевой, содержательный, организационно-практический и критериально-оценочный.
Апробация и внедрение результатов исследования были отражены в следующих публикациях автора:
1. Кудякова М.В. Взаимодействие с родителями как одно из направлений модернизации образования // Традиции и инновации в педагогическом образовании [Текст]: сборник научных трудов III Международного круглого стола / науч.ред. Ю.Н. Галагузова ; Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург: [б.м.], 2017. - с.47-50.
2. Кудякова М.В. Художественно-эстетическое развитие как одно из актуальных направлений модернизации системы образования // Традиции и инновации в педагогическом образовании [Текст] : сборник научных трудов IV Международной конференции / науч.ред. Ю.Н. Галагузова; Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург: [б.м.], 2018. - с.95-100.
Базой исследования является Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №30 «Елочка» г. Реж, Свердловской области (далее МАДОУ №30, г. Реж).
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Мы выяснили, что основой творческих способностей детей старшего дошкольного возраста являются процессы творческого воображения и мышления. В нашем исследовании развитие творческих способностей у старших дошкольников является результатом целенаправленного образовательного процесса в творческой деятельности. Это продуктивная деятельность, которая была направлена на получение детьми опыта творческого познания, создания нового, преобразования, использования в новом качестве объектов природы, в процессе творческой деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом и родителями.
В первой главе нашего исследования на основе психолого-педагогической и методической литературы , нами рассматривались проблемы развития творческих способностей старших дошкольников, произведен анализ проблемы развития творческих способностей детей. Мы уточнили смысл таких понятий, как «творчество», «творческие способности», «инновационные технологии». Выявили особенности проявления творческих способностей у старших дошкольников, показали своеобразие подходов к исследуемой проблеме, сформулировали важные характеристики развития творческих способностей.
При постоянной работе над развитием творческих способностей старших дошкольников мы применяли такие инновационные технологии как: технология проектной деятельности, ТРИЗ-технология и технология Интеллект-карт, что явилось положительным результатом познания и усвоения ребенком мира природы. Применение данных технологий необходимо использовать как можно эффективнее в старшем дошкольном возрасте. Также мы выяснили, что успешное развитие творческих способностей дошкольников возможно лишь при создании определенных условий. Такими условиями являются:
использование комплекса инновационных технологий, направленных на развитие креативности и интереса к творческой деятельности дошкольников; разработка модели, с учетом творческой направленности, а также интеграции познавательного и художественно-эстетического развития детей; применение программы по развитию творческих способностей дошкольников средствами природы; создание творческой предметно-пространственной среды; применение приемов и методов для активизации творческой деятельности.
Но создание благоприятных условий в образовательном процессе не всегда дает положительный результат для ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Важно целенаправленно развивать творческие способности в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Творческая деятельность может быть успешно использована в развитии творческих способностей у старших дошкольников.
Во второй главе проведена экспериментальная работа: разработаны критерии и показатели оценивания уровней творческих способностей старших дошкольников, проверялась эффективность методики развития творческого потенциала у детей 6-7 летнего возраста.
Исследование было проведено на базе старшей и подготовительной группы МАДОУ №30 «Елочка».
10 дошкольников составили экспериментальную группу (ЭК);
10 дошкольников составили контрольную группу (КГ).
Были определены этапы развития творческих способностей у детей:
1. Констатирующий этап, целью которого являлось выявление исходного уровня творческих способностей исследуемой группы детей старшего дошкольного возраста;
2. Формирующий этап эксперимента, целью которого являлось
развитие творческих способностей старших дошкольников с внедрением программы по развитию творческих способностей дошкольников с применением инновационных технологий;
3. Контрольный этап, цель которого выяснить влияние эксперимента на уровень развития творческих способностей детей.
Формирующий этап проводился с октября 2017г. по март 2018 года.
На констатирующем этапе для определения исходного уровня сформированности творческих способностей дошкольников использовалась методика на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры», в которой несколько показателей, определяющих уровень сформированности творческих способностей ребенка:
- беглость мышления;
- гибкость мышления;
- оригинальность мышления.
На их основе были разработаны пять уровней, по которым и распределялась вся совокупность творческих работ и введена пятибальная система оценки творческих продуктов детей.
Анализируя полученные на констатирующем этапе результаты мы выяснили, что творческие способности у детей как в контрольной, так и в экспериментальной группах было развито слабо, не было выявлено детей с высоким уровнем развития воображения, рисунки которых отличались бы эмоциональностью, красочностью и оригинальностью, т.е. ни один из воспитанников не относится к четвертому и пятому уровню. Творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста носило характер подражания, в своих идеях они старались воспроизвести то, что видели или слышали, повторить то, что уже наблюдали, т.е. воображение носило воспроизводящий характер. Для развития творческих способностей старших дошкольников был необходим показ способов творческой деятельности. Следовательно, стало необходимым провести специальную работу, направленную на развитие творческого воображения и творческих способностей старших дошкольников. С этой целью на формирующем этапе, согласно разработанной программе по развитию творческих способностей старших дошкольников, нами были использованы занятия с применением инновационных технологий, позволяющих достичь более высокого уровня развития творческих способностей в процессе ознакомления детей с миром природы. На констатирующем этапе была проведена заключительная диагностика с использованием той же методики, на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры». Проанализировав результаты диагностического исследования, мы выявили, что показатели творческих способностей ЭГ значительно повысилось на два, три уровня. При этом уже ни один из воспитанников не относился к первому, второму или третьему уровню развития творческих способностей.
Анализ результатов проведенного нами исследования с целью выявления творческих способностей старших дошкольников показал, что уровень творческого развития в экспериментальной группе, после внедрения развивающей программы, по сравнению с контрольной группой детей, показал положительную динамику, что свидетельствует об эффективности применения данной развивающей образовательной программы. По завершении формирующего этапа исследования у детей возросла оригинальность выполнения задания. Дети научились творчески подходить к выполнению задания, придумывать и рисовать достаточно оригинальные, необычные, красочные рисунки, проявлять гибкость мышления и богатое воображение. Рисунки детей стали зрелищными, образы и детали рисунков тщательно проработаны. Применение развивающей программы в работе с детьми дает положительную динамику и в участии детьми вместе с родителями в творческих проектах. У них повысился интерес к созданию и оформлению творческих работ, направленных на ознакомление детей с миром природы. Результатом служит проведение выставок, творческих проектов с участием дошкольников и их родителей. Позитивные сдвиги в творческой деятельности свидетельствуют о возможности применения в образовательном процессе целенаправленного обучения, значительно уровень развития творческих способностей старших дошкольников.
Таким образом, проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую в исследовании гипотезу о том, что развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой будет осуществляться более успешно при использовании инновационных образовательных технологий.
Исследование на тему: «Инновационные технологии развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой» не претендует на окончательное решение проблемы. Дальнейшие научные поиски в изучении проблемы детского творчества в образовательной деятельности мы видим в дополнительных исследованиях определенных групп воспитуемых, по уровню развития творческих способностей, при использовании ситуации свободного выбора, при формировании творческой активности, углублении исследования процесса развития творческих способностей в образовательной деятельности и дальнейшем внедрении дополнительной программы по развитию творческих способностей дошкольников .
В первой главе нашего исследования на основе психолого-педагогической и методической литературы , нами рассматривались проблемы развития творческих способностей старших дошкольников, произведен анализ проблемы развития творческих способностей детей. Мы уточнили смысл таких понятий, как «творчество», «творческие способности», «инновационные технологии». Выявили особенности проявления творческих способностей у старших дошкольников, показали своеобразие подходов к исследуемой проблеме, сформулировали важные характеристики развития творческих способностей.
При постоянной работе над развитием творческих способностей старших дошкольников мы применяли такие инновационные технологии как: технология проектной деятельности, ТРИЗ-технология и технология Интеллект-карт, что явилось положительным результатом познания и усвоения ребенком мира природы. Применение данных технологий необходимо использовать как можно эффективнее в старшем дошкольном возрасте. Также мы выяснили, что успешное развитие творческих способностей дошкольников возможно лишь при создании определенных условий. Такими условиями являются:
использование комплекса инновационных технологий, направленных на развитие креативности и интереса к творческой деятельности дошкольников; разработка модели, с учетом творческой направленности, а также интеграции познавательного и художественно-эстетического развития детей; применение программы по развитию творческих способностей дошкольников средствами природы; создание творческой предметно-пространственной среды; применение приемов и методов для активизации творческой деятельности.
Но создание благоприятных условий в образовательном процессе не всегда дает положительный результат для ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Важно целенаправленно развивать творческие способности в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Творческая деятельность может быть успешно использована в развитии творческих способностей у старших дошкольников.
Во второй главе проведена экспериментальная работа: разработаны критерии и показатели оценивания уровней творческих способностей старших дошкольников, проверялась эффективность методики развития творческого потенциала у детей 6-7 летнего возраста.
Исследование было проведено на базе старшей и подготовительной группы МАДОУ №30 «Елочка».
10 дошкольников составили экспериментальную группу (ЭК);
10 дошкольников составили контрольную группу (КГ).
Были определены этапы развития творческих способностей у детей:
1. Констатирующий этап, целью которого являлось выявление исходного уровня творческих способностей исследуемой группы детей старшего дошкольного возраста;
2. Формирующий этап эксперимента, целью которого являлось
развитие творческих способностей старших дошкольников с внедрением программы по развитию творческих способностей дошкольников с применением инновационных технологий;
3. Контрольный этап, цель которого выяснить влияние эксперимента на уровень развития творческих способностей детей.
Формирующий этап проводился с октября 2017г. по март 2018 года.
На констатирующем этапе для определения исходного уровня сформированности творческих способностей дошкольников использовалась методика на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры», в которой несколько показателей, определяющих уровень сформированности творческих способностей ребенка:
- беглость мышления;
- гибкость мышления;
- оригинальность мышления.
На их основе были разработаны пять уровней, по которым и распределялась вся совокупность творческих работ и введена пятибальная система оценки творческих продуктов детей.
Анализируя полученные на констатирующем этапе результаты мы выяснили, что творческие способности у детей как в контрольной, так и в экспериментальной группах было развито слабо, не было выявлено детей с высоким уровнем развития воображения, рисунки которых отличались бы эмоциональностью, красочностью и оригинальностью, т.е. ни один из воспитанников не относится к четвертому и пятому уровню. Творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста носило характер подражания, в своих идеях они старались воспроизвести то, что видели или слышали, повторить то, что уже наблюдали, т.е. воображение носило воспроизводящий характер. Для развития творческих способностей старших дошкольников был необходим показ способов творческой деятельности. Следовательно, стало необходимым провести специальную работу, направленную на развитие творческого воображения и творческих способностей старших дошкольников. С этой целью на формирующем этапе, согласно разработанной программе по развитию творческих способностей старших дошкольников, нами были использованы занятия с применением инновационных технологий, позволяющих достичь более высокого уровня развития творческих способностей в процессе ознакомления детей с миром природы. На констатирующем этапе была проведена заключительная диагностика с использованием той же методики, на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры». Проанализировав результаты диагностического исследования, мы выявили, что показатели творческих способностей ЭГ значительно повысилось на два, три уровня. При этом уже ни один из воспитанников не относился к первому, второму или третьему уровню развития творческих способностей.
Анализ результатов проведенного нами исследования с целью выявления творческих способностей старших дошкольников показал, что уровень творческого развития в экспериментальной группе, после внедрения развивающей программы, по сравнению с контрольной группой детей, показал положительную динамику, что свидетельствует об эффективности применения данной развивающей образовательной программы. По завершении формирующего этапа исследования у детей возросла оригинальность выполнения задания. Дети научились творчески подходить к выполнению задания, придумывать и рисовать достаточно оригинальные, необычные, красочные рисунки, проявлять гибкость мышления и богатое воображение. Рисунки детей стали зрелищными, образы и детали рисунков тщательно проработаны. Применение развивающей программы в работе с детьми дает положительную динамику и в участии детьми вместе с родителями в творческих проектах. У них повысился интерес к созданию и оформлению творческих работ, направленных на ознакомление детей с миром природы. Результатом служит проведение выставок, творческих проектов с участием дошкольников и их родителей. Позитивные сдвиги в творческой деятельности свидетельствуют о возможности применения в образовательном процессе целенаправленного обучения, значительно уровень развития творческих способностей старших дошкольников.
Таким образом, проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую в исследовании гипотезу о том, что развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой будет осуществляться более успешно при использовании инновационных образовательных технологий.
Исследование на тему: «Инновационные технологии развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой» не претендует на окончательное решение проблемы. Дальнейшие научные поиски в изучении проблемы детского творчества в образовательной деятельности мы видим в дополнительных исследованиях определенных групп воспитуемых, по уровню развития творческих способностей, при использовании ситуации свободного выбора, при формировании творческой активности, углублении исследования процесса развития творческих способностей в образовательной деятельности и дальнейшем внедрении дополнительной программы по развитию творческих способностей дошкольников .
Подобные работы
- Интеграция как условие развития познавательных способностей детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях (Нижневартовский Государственный Университет)
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Умственное воспитание детей старшего дошкольного возрастав процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Педагогические условия формирования экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019 - Игровые технологии экологического развития детей младшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Экологическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения (Кубанский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023



