Глава 1. Организация физической подготовки средствами лыжной 7 подготовки у курсантов образовательных учреждений МВД РФ
1.1. Инвентарь для учебных занятий по лыжной подготовке 7
1.2. Способы передвижения на лыжах 10
1.3.Организация проведения тренировочных занятий взводом, ротой 25
Глава 2. Возрастные и психофизиологические особенности курсантов образовательных учреждений МВД РФ 35
2.1. Понятийный аппарат курсанта 35
2.2. Формирование профессионально-значимых качеств у
курсантов образовательных учреждений системы МВД РФ средствами лыжной подготовки 39
Глава 3. Методика обучения способам передвижения на лыжах в снежное и бесснежное время с помощью имитационных
упражнений 47
3.1. Организация и методы исследования 47
3.2. Обучение лыжным ходам с помощью имитационных
упражнений 54
3.3. Основные результаты исследования и их обсуждение
64 Заключение 67
Список литературы 69
Приложение 73
Актуальность темы исследования. В современной России существует потребность в здоровом человеке и особенно актуально это для специфических сфер деятельности. В настоящее время в связи с политической обстановкой в стране растет уровень требований к профессионализму сотрудников ОВД, деятельность которых направлена на поддержание конституционного порядка, обеспечение безопасности личности и государства, а также в потребности общества в офицерах, которые по состоянию здоровья и уровню компетентности должны соответствовать современному развитию общества в связи с изменениями требований к качеству физической подготовленности сотрудников правоохранительных органов в современных условиях. Об этом свидетельствуют положения Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3 - ФЗ «О полиции» (глава 5), где речь идёт о работоспособности сотрудников, основу которой составляют крепкое здоровье и хорошее физическое развитие [33].
Также следует отметить, что физическая подготовка имеет большое значение в деятельности сотрудников ОВД и в учебно-воспитательном процессе курсантов образовательных учреждений МВД в период их обучения, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с экстремальными ситуациями, предъявляющими высокие требования к физической подготовленности сотрудников, их личностным, морально-волевым качествам [12,24].
В связи с этим одной из задач образовательных учреждений МВД РФ является развитие у курсантов способности к активной правоохранительной деятельности, а также слаженности. На учебных занятиях по физической подготовке, в частности лыжной подготовке одной из задач преподавателя является формирование высоких морально-волевых качеств, которые помогают сотруднику переносить все тяготы и лишения службы, а также упорство, смелость, выдержка и самообладание, как составляющая качества коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки. При проведении занятий по лыжной подготовке личность курсанта развивается как физически, так и морально [27].
Целью лыжной подготовки является формирование физической и морально-психологической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-боевых задач, умелому и законному применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий, а также обеспечение высокой результативности в процессе служебной деятельности. Ее результатом будет укрепление здоровья, достижение необходимых двигательных навыков и приобретение специальных знаний и умений в области лыжной подготовки [13].
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в результате исследования особенностей профессиональной деятельности сотрудников МВД России, проведения педагогического эксперимента обоснованы и разработаны содержание и методика физического совершенствования курсантов средствами лыжной подготовки.
Практическая значимость состоит в реализации методики по физическому совершенствованию курсантов образовательных учреждений МВД России средствами лыжной подготовки, что обеспечивает физическую готовность обучающихся к дальнейшей службе в ОВД МВД России [19].
Объект исследования- учебный процесс по физическому совершенствованию курсантов образовательных учреждений МВД РФ средствами лыжной подготовки.
Предмет исследования- лыжная подготовка как средство физического совершенствования курсантов образовательных учреждений МВД РФ.
Гипотезой исследования выдвинуто предположение о том, что в условиях постоянно возрастающих требований к уровню физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России физическое совершенствование возможно за счет оптимизации образовательного процесса, обогащения и усиления содержания курса лыжной подготовки, повышения эффективности его методического и организационного обеспечения.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании методики физического совершенствования курсантов образовательных учреждений МВД средствами лыжной подготовки, разработка и оценка ее эффективности.
Задачи исследования:
-изучить особенности физической подготовленности курсантов образовательных учреждений МВД России с учетом современных требований.
-ознакомить с порядком проведения занятий по лыжной подготовке в соответствии с наставлением по физической подготовке МВД России.
-разработать методику физического совершенствования курсантов средствами лыжной подготовки.
-определить эффективность разработанной методики физического совершенствования курсантов Института МВД РФ.
Элементы научной новизны исследования:
-обобщены сведения о физическом совершенствовании курсантов
-обобщены сведения о лыжной подготовке как средстве физического совершенствования
-разработана методика о физическом совершенствовании курсантов средствами лыжной подготовки
Методологическую основу исследования составляли концептуальные положения философских, психологических и педагогических теорий о природной, социальной и культурной сущности человека; общетеоретические положения о единстве теории и практики процессов обучения, воспитания, развития; системный и функциональный подходы.
Для реализации цели и задач исследования был использован комплекс методов: изучение и анализ литературных источников, нормативных
документов по исследуемой проблеме; системный подход, проблемное обучение и обобщение экспериментального материала; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; анкетирование, тестирование, экспертная оценка и методы математической обработки полученных данных.
Положения, выносимые на защиту:
1. Под физическим совершенствованием курсантов понимается
процесс развития физических качеств и способностей с учетом их профессиональной деятельности. Физическое совершенствование является важнейшим компонентом профессионального мастерства,
предусматривающих формирование профессионально-значимых качеств и служебно-прикладных навыков.
2. Лыжная подготовка является одним из средств физического совершенствования курсантов, относящиеся к упражнениям, требующим выносливости в циклических движениях.
3. Специально разработанная и экспериментально подтвержденная методика позволяют повысить результативность педагогического процесса и физическую подготовленность курсантов в соответствии с требованиями закона «О полиции» и «Наставления по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2001)».
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР изложена на 61 странице, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 56 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами, иллюстрирован рисунками.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в работе раскрыты сущность, содержание и особенности лыжной подготовки курсантов и слушателей, позволившие определить педагогические пути ее совершенствования в образовательных учреждениях МВД России; определены профессионально-физические качества, формируемые у курсантов и слушателей в процессе лыжной подготовки и педагогические возможности их развития; экспериментально выявлено, каким должно быть соотношение средств тренировки в циклах разной продолжительности и как осуществлять контроль за величиной тренировочных нагрузок; проведен анализ результатов, полученных в процессе тренировочных занятий со слушателями в экспериментальной и контрольной группах; разработана частная методика преподавания курса «Лыжная подготовка», которая может быть использована преподавателями вузов МВД России для повышения эффективности занятий с курсантами и слушателями и их оценки с применением рекомендованных критериев и уровней. бобщены результаты диссертационного исследования, сформулированы основные выводы, предложения, рекомендации по совершенствованию педагогического обеспечения лыжной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России.
Результаты проведенного исследования подтвердили предположения выдвинутой гипотезы и позволили сделать общие выводы:
1. Лыжная подготовка направлена на развитие у курсантов и слушателей таких физических качеств как: выносливость, сила, быстрота, ловкость, а также формирование личностных качеств навыков и умений, необходимых для успешного решения оперативно-служебных задач.
2. Важным этапом педагогического процесса совершенствования лыжной подготовки курсантов и слушателей является экспериментальная работа, которая осуществлялась по конкретной методике и предполагала разработку и апробацию программы совершенствования лыжной подготовки обучающихся образовательных учреждений МВД России
3. В итоге педагогического экспериментального исследования, направленного на совершенствование лыжной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, получены следующие результаты; обобщена специфика содержания и организация современной системы лыжной подготовки курсантов и слушателей; разработана и апробирована авторская программа лыжной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, обеспечивающих эффективное развитие профессионально — физических качеств у обучающихся; выявлены критерии оценки уровня лыжной подготовленности обучающихся и проверена на практике их эффективность; экспериментально подтверждены теоретические положения, оказывающие действенное влияние на формирование и развитие профессионально-физических качеств у обучающихся образовательных учреждений МВД России; предложена и апробирована методика обучения по предмету лыжная подготовка у курсантов образовательных учреждений планирования и реализации физических нагрузок на обучающихся в процессе лыжной подготовки; разработана методика преподавания лыжной подготовки в образовательных учреждений МВД России с использованием современных педагогических технологий. Для управления процессом лыжной подготовки слушателей и курсантов наиболее эффективным является системный подход, который реализуется при перспективном увеличении и интенсивности тренировочных нагрузок, соответствующих индивидуальным возможностям и уровню подготовленности обучающихся. Организацией основой управления подготовкой слушателей служит оптимальное сочетание средств и методов специальной занятия на каждом этапе подготовки.
1. Аграновский, М.А. Лыжный спорт [Текст] /М. А. Аграновский - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 368 с.
2. Аксельрод, Л.А. Физическая культура и спорт [Текст]/Л.А. Аскерольд-М.,1997.
3. Антонова, О.Н. Лыжная подготовка [Текст]/ О. Н. Антонова - М., 1999.
4. Баталов, А.Г. Краткий курс дисциплины «Лыжный спорт» [Текст]. - Учебное пособие/ А.Г. Баталов А.Г.-М., 2001.
5. Беликов, П.А. Организация физической подготовки в органах внутренних дел [Текст]/И.А. Латкова.- М.: Академия МВД России, 1995. - 92 с.
6. Беликов, П.А. Лыжная подготовка: Учебно-методические материалы [Текст]/П.А. Беликов.- М.: Академия управления МВД России, 1998. -67 с.
7. Беликов, П.А. Методика развития выносливости: Методические материалы [Текст]/ П.А.Беликов.-М.: Академия управления МВД России,
1998. - 30 с.
8. Беликов, П.А. Боевая и физическая подготовка: Методические материалы [Текст]/ П.А. Беликов.-М.: Академия управления МВД России,
1999. 82 с.
9. Беликов, П.А. Рабочая программа дисциплины физическая культура [Текст]/П.А. Беликов, Ю.Н. Назаров.-М.: Академия управления МВД России, 2001. - 14 с.
10. Беликов, П.А. Огневая и физическая подготовка: Методические материалы [Текст]/П.А.Беликов, Ю.Н. Назаров.-М.: Академия управления МВД России, 2002. - 112 с.
11. Беликов, П.А. Система физической подготовки в органах
внутренних дел. Методические материалы [Текст]/П.А. Беликов, Ю.Н. Назаров.- М.: Академия управления МВД России, 2004. - 118 с.
12. Беликов, П.А. Организация физической подготовки в органах дел [Текст]/И.А. Латкова.- М.: Академия МВД России, 1995. - 92 с.
13. Беликов, П.А. Лыжная подготовка: Учебно-методические
материалы [Текст]/П.А. Беликов.- М.: Академия управления МВД России,
1998. -67 с.
14. Беликов, П.А. Методика развития выносливости: Методические материалы [Текст]/ П.А.Беликов.-М.: Академия управления МВД России, 1998. - 30 с.
15. Беликов, П.А. Боевая и физическая подготовка: Методические материалы [Текст]/ П.А. Беликов.-М.: Академия управления МВД России,
1999. 82 с.
...