Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМООЦЕНКИ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 5-ГО КЛАССА

Работа №96673

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы127
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
САМООЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. История развития психолого-педагогических идей о сущности
самооценки 9
1.2. Роль и место самооценки в личностном развитии учащихся 19
1.3. Принципы и методы формирования самооценки 27
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ САМООЦЕНКИ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 46
2.1. Возрастные особенности школьников как условия формирования
приемов самооценочной деятельности 46
2.2. Система практических работ и способы формирования самооценки
школьников 53
2.3. Развитие самооценки на уроках педагогического контроля 63
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ 75
3.1. Цели и организация опытного обучения школьников 75
3.2 Результаты опытного обучения 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 99


Актуальность исследования. В условиях высокой конкуренции, необходимости использования в производстве современных технологий изменяются требования к подготовке выпускников общеобразовательной школы. На данный момент в условиях внедрения Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО) одной из важных задач современного урока является развитие у школьников самооценки, то есть умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения, что позволяет достигать качественно новых образовательных результатов. В ФГОС ООО эту составляющую учебной деятельности отражают регулятивные универсальные учебные действия (УУД). На современном этапе приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их решения, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Биология как учебный предмет создает благоприятные условия для развития самооценочной деятельности.
Система контроля и оценивания учебной работы школьника на уроках биологии не может ограничиваться узкой целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения [60].
В.В.Давыдов, Л.В.Берццфаи, А.В.Захарова, И.А.Симоненко в своих работах считают, что часто из целостной структуры учебной деятельности по самым различным причинам «выпадают» именно самоконтроль и самооценка своих действий со стороны обучающегося. Система оценивания выстраивается так, чтобы обучающиеся включались в контрольно¬оценочную деятельность. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки к адекватной самооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты.
Самооценка - это личностная оценка самой себя, своих возможностей, качеств и нахождение места среди других людей. Самооценка центральное ядро личности она является важнейшим регулятором ее поведения. От нее зависит взаимоотношения школьника с окружающими людьми, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка школьника тесно связанна с формированием умения учится и с самооценочной деятельностью на уроках. Самооценка является характеристикой личности, и позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения оценочных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.
Анализ научной, методической и учебной литературы, а также результатов диссертационных исследований позволили выявить следующие противоречия:
- социально-педагогический уровень - между социально- обусловленными требованиями системы образования, выражающимися, в частности, в необходимости формирования мотивационной составляющей к самооценочной деятельности учащихся, и недостаточной направленностью образовательных учреждений и педагогов на выполнение этих требований;
- научно-педагогический уровень - между необходимостью формирования самооценочной деятельности к процессу обучения биологии и недостаточной разработанностью теоретических основ развития самооценки обучающихся на уроках биологии;
- научно-методический уровень - между необходимостью формирования самооценочной деятельности в процессе обучения биологии в 5-ом классе и недостаточной направленностью существующих методик обучения на использование средств, реализующих эти возможности.
Необходимость разрешения указанных противоречий обусловливает актуальность диссертационного исследования, а также определяет его проблему: как и какими средствами, обеспечить формирование самооценочной деятельности учащихся 5-го класса на уроках биологии?
В современных психолого-педагогических работах по исследованию нет единого ответа на проблему развития самооценки, многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги уделяют этой проблеме особое внимание. Это такие выдающиеся люди, как Л.И. Божович, Р. Берне, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Г.И. Катрич, А.И.Липкина, И.А. Слободнюк, А.В.Захарова, С.Л. Рубинштейн, А.Г.Цукерман.
В рамках решения данной проблемы была определена тема исследования: «Формирование приемов самооценки у школьников на уроках биологии 5-го класса».
Объект исследования: формирование самооценочной деятельности учащихся 5-х классов в процессе изучения биологии.
Предмет исследования: методические условия, позволяющие формировать приемы самооценочной деятельности у школьников на уроках биологии 5-го класса
Цель исследования: выявить методические условия, позволяющие формировать приемы самооценочной деятельности у учащихся 5-го класса в процессе изучения биологии.
Гипотеза исследования: формирование приемов самооценочной деятельности у учащихся будет эффективным, если в процессе изучения биологии будут реализованы следующие методические условия:
- разработаны критерии, по которым учащиеся могут самостоятельно оценивать свою деятельность на уроках биологии;
- разработаны и внедрены в учебный процесс комплекс методов, направленных на формирование приемов самооценочной деятельности в соответствии с возрастными характеристиками школьников;
- на каждом уроке биологии формируются приемы самооценочной деятельности, а также проводится своевременная коррекция;
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования и опыт педагогов- практиков по вопросу формирования самооценки.
2. Провести диагностику уровня сформированности действий самооценки у учащихся на уроках биологии.
3. Обосновать комплекс методических условий, обеспечивающих формирование приемов самооценки, учащихся на уроках биологии.
4. В процессе опытного обучения школьников доказать эффективность методических разработок.
Методы исследования:
1. Метод анализа педагогической психологической литературы;
2. Опытно-поисковая работа по внедрению совокупности условий, направленных на формирование самооценочной деятельности учащихся на уроках биологии;
3. Наблюдения за учащимися в ходе учебных занятий;
4. Метод количественной обработки полученных экспериментальных данных.
Методологическая база исследования: Подход к изучению
самосознания А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, И.С. Кона, В.С. Мерлина; концепция формирования целенаправленной учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе (Т.К. Селевко, Л.В. Занков).
Написание диссертационного исследования проводилось в несколько этапов:
1. Теоретико-поисковый этап. Изучалась и анализировалась психолого¬педагогическая литература по вопросам формирования самооценки у учащихся младших классов.
2. Методический этап. Выявлялись первоначальные уровни сформированности действий самооценки у детей среднего школьного возраста на уроках биологии.
3. Экспериментальный этап. Внедрялась совокупность условий, методов и приемов, направленных на формирование самооценки у детей младшего школьного возраста на уроках биологии.
4. Аналитический этап. Систематизировались и уточнялись данные опытно-экспериментальной работы, делались выводы и оформлялись результаты.
Научная новизна: на основе анализа литературы сформулированы методические условия, позволяющие целенаправленно формировать у школьников приёмы самооценки. Показана возможность применения методических условий в опыте других педагогов, что доказывает их верифицируемость.
Практическая значимость: результатами исследования смогут воспользоваться учителя биологии и других естественнонаучных дисциплин для применения приемов самооценочной деятельности на уроках биологии.
На защиту выносятся следующие положения исследования:
1. Обучение школьников приёмам самооценки соответствует общей характеристике образовательных результатов и связано с формированием у них регулятивных универсальных учебных действий.
2. Формирование приёмов самооценки у школьников на уроках биологии будет эффективным, если: разработать критерии, на основе которых учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность; применять комплекс методов, направленных на формирование приемов самооценочной деятельности в соответствии с возрастными характеристиками школьников и систематически осуществлять коррекционную помощь.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем 129 страниц, 5 рисунков, 8 таблиц.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на методических семинарах в МАОУ-СОШ №141 г. Екатеринбург и были представлены в двух публикациях:
1. Омелькова Л.И. Оценка обучающихся результатов своей
деятельности на уроках// Урал: история, природа, культура: Материалы Межрегиональной молодёжной научно-практической конференции, проходящей в рамках Большого географического фестиваля «Моя Земля», 21 марта 2017 г., Екатеринбург. (с. 153)
2. Омелькова Л.И. Формирование и диагностика самооценки у
школьников // Урал: история, природа, культура: Материалы
Межрегиональной молодёжной научно-практической конференции, 20-21 марта 2018 г., Екатеринбург. (с. 154)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из особенностей содержания современного образования является не только знания ученика, но и формирования универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных сферах деятельности, которые обеспечивают способность к организации учеником самостоятельной учебной деятельности.
Организация обучения на основе внутренней мотивации учащихся обязательно основана на обеспечении саморегуляции в процессе личностного развития, которое в свою очередь тесно связанно с самооцениванием универсальных учебных действий (УУД).
Самооценка позволяет контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев строить свое поведение в соответствии с социальными нормами. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. От нее зависит взаимоотношения школьника с окружающими людьми, требовательность к себе и самооценивание школьника на уроках.
В соответствии с задачами и целью исследования получены следующие основные результаты:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, показал, что проблема развития самооценочной деятельности отношения к процессу обучения биологии остается актуальной. Между тем, методика его развития в настоящее время не имеет чёткого научного обоснования и специальной разработки. Требуются новые методики обучения с учётом специфических особенностей различных тем школьного курса биологии.
2. Проверка диагностики уровня сформированности самооценивания учащихся показало, что учащимся сложнее самооценивать себя без выделенных ранее критериев, а также сложнее всего самооценивать свою деятельность.
3. Разработан и научно обоснован комплекс методических условий для формирования самооценочной деятельности на уроках биологии. В соответствии с разработанной модель самооценочной деятельности школьников.
4. Разработана и апробирована критериальная система самооценки учащихся, то есть, определены критерии, по которым учащиеся сами могут себя оценить по конкретной теме на каждом уроке биологии;
5. На аналитическом этапе подтверждена результативность разработанной и теоретически обоснованной методики развития самооценочной деятельности школьников 5-х классов на уроках биологии.
Таким образом, организация самооценочной деятельности с использованием критериальной системы оценивания самооценки, показала высокую эффективность в формировании самооценки учащихся 5-х классов на уроке биологии.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
2. Авдеева Л.И. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа: Автореферат канд. психол. наук. М., 2005.
3. Алексашина И.Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.:
практ. работы и их проведение: кн. для учителя / И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко, Н.И. Орещенко. - М.: Просвещение, 2005. - 174 с.: ил. -
(Лабиринт).
4. Алентьева Е.И., Курбангалиева Ю.Ю., Дубченкова Н.О. Формирование адекватной самооценки у младших школьников. - Астрахань: Гуманитарные исследования, 2014. № 4 (52). С. 113-118.
5. Амахина Ю.В. Методические рекомендации по проведению лабораторных работ к учебнику С. Б. Данилова, А. И. Владимирской, Н. И. Романовой «Биология». 10 и 11 классы: базовый уровень / Ю. В. Амахина. - М.: Русское слово - учебник, 2014. - 40 с. - (Инновационная школа).
6. Ананьев Б. Г. Психология педагогической деятельности // Труды государственного института мозга им. В.М. Бехтерева. М., 1935. Т.4. 146с. Т2
7. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова, Фак. психологии. — Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. — 339 с. : черт. — Парал. тит. л. англ.
8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания — СПб.: Питер, 2001. — 288 с. — (Серия «Мастера психологии).
9. Арбузова Е. Н. Теория и методика обучения биологии в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н.
Арбузова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 319 с. — (Серия: Университеты России).
10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / Р. Бернс. - Москва : Прогресс, 1986. - 420 с.
11. Биология. 5 класс: учебник для общеобразоват.организаций / И.Н Пономорева, И.В Николаев, О.А.Корнилова; под редакцией И.Н. Пономоревой. - М. : Вентана-Граф, 2015.-128 с. : ил.
12. Биология 5 класс: поурочные разработки у УМКИ. Н Пономоревой / В.М.Константинова - 3-е изд.,2014. - 128 с.
13. Биология: 6 класс: поурочные разработки/И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 128 с.
14. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов пед. вузов / сост. И. В. Дубровина [и др.]. - М., М., 2007. - С. 43-46
15. Большая российская энциклопедия - [электронный ресурс] - Режим доступа: https://bigenc.ru/
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ