Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование читательской компетенции младших школьников в процессе чтения юмористических произведений

Работа №96671

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы128
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
217
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 13
1.1. Проблема формирования читательской компетенции младших
школьников в психолого-педагогической литературе 13
1.2. Структура читательской компетенции 19
1.3. Особенности произведений юмористической литературы 24
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Читательское развитие младших школьников в системе обучения в
начальной школе 30
2.2. Педагогическая модель формирования читательской компетенции
младших школьников на уроках литературного чтения в процессе чтения юмористических произведений 35
2.3. Анализ учебно-методических комплексов по литературному
чтению в аспекте возможностей организации работы, направленной на формирование читательской компетенции младших школьников в процессе работы над юмористическими произведениями 41
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 47
ГЛАВА 3. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 45
3.1. Диагностика сформированности читательской компетенции
младших школьников на констатирующем этапе исследования 45
3.2. Разработка, описание и апробация модели читательской
компетенции младших школьников 62
3.3. Диагностика сформированности читательской компетенции младших школьников на контрольном этапе исследования 73
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 124


Именно в период дошкольного и младшего школьного возраста у ребенка формируются основы правильной читательской деятельности. В начальной школе цель уроков литературного чтения - сформировать у ребенка младшего школьного возраста умения полноценно воспринимать литературное произведение и работать с ним до чтения, во время чтения и после прочтения.
Актуальность исследования с позиции общества: Определяя актуальность нашего исследования с позиции общества, мы обращаемся к нормативным документам в сфере образования. Так, «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373) (далее - ФГОС НОО) требует, чтобы учитель сформировал у обучающегося основы «умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» (ФГОС начального общего образования, с. 4). Умение учиться, прежде всего, основывается на умении читать и воспринимать текст.
Современное общество имеет потребность в личностном результате освоения образовательных программ. Чтение юмористических произведений развивает такие личностные характеристики младшего школьника, отмеченные в ФГОС НОО, как любознательность, активное и заинтересованное познавание мира, умение учиться, способность к организации собственной деятельности.
С позиции науки: Актуальность нашего исследования с позиции науки определяется современным состоянием педагогической и литературоведческой науки. На наш взгляд, недостаточно разработана методика изучения юмористических произведений в начальной школе и недостаточно оценен нравственный потенциал этих произведений, а также возможности использования их на уроках литературного чтения в качестве средства приобщения к чтению вообще.
С позиции образовательной практики: Актуальность нашего исследования с позиции обусловлена интересом данного жанра для младших школьников. Многие детские писатели в своем творчестве обращаются к юмористическим жанрам, потому что это любимый жанр детей. На это также следует обращать внимание и педагогам. Развитие представлений детей о комическом, о природе юмора повышает интерес к чтению не только юмористических рассказов, но и более серьезной литературы.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что вопросы приобщения младших школьников к чтению освещались в работах Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолова, В.А. Болотова, М.П. Воюшиной, Л.С Выготского, Т.Г. Галактионовой, О.В. Джежелей, Л.В. Занкова, И.Д. Молдавской, O.H. Никифоровой, M.H. Омороковой, З.И. Романовской. H.H. Светловской, Д.Б. Эльконина, О.В. Чидиловой и других. Д.Б. Эльконин рассматривает процесс чтения как средство развития теоретического мышления у младших школьников; Л.В. Занков и З.И. Романовская проанализировали механизмы развития личности ребенка путем организации детского чтения; Р.Н. Бунеев, Т.Г. Галактионова и другие описали особенности чтения как процесса формирования универсальных учебных действий младших школьников. Н.Н. Светловская, согласно своей теории формирования правильного типа читательской деятельности младших школьников, определила, что квалифицированным читатель является тогда, когда умеет ставить цель чтения, знает мир книг и владеет читательскими умениями, позволяющими самостоятельно выбрать нужную книгу и постичь ее содержание.
В соответствии с компетентностным подходом, реализующимся в образовании в последние годы (И.А.Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской и другие), в процессе обучения ребенок должен приобрести вполне конкретные практико-ориентированные знания и развивать определенные качества, владея которыми он сможет стать успешным. Важными для практической реализации компетентностного подхода в практике читательской деятельности является определение ключевых компетенций И.А. Зимней: по ее мнению, ключевыми являются те компетенции, которые обеспечивают развивающее обучение ребенка на уроке и в социуме [Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: ИЦ ПКПС, 2004.].
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования также выдвигается требования, направленные на развитие читательских универсальных умений младших школьников, что подтверждает актуальность темы исследования как важной проблемы обучения и целесообразность формирования основ читательской компетентности в начальной школе.
В то же время необходимо отметить, что степень разработанности проблемы формирования читательской компетенции в целом является недостаточной, требуют уточнения педагогических условий формирования данного феномена по отношению к младшим школьникам в процессе работы над юмористическими произведениями на уроках литературного чтения.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена главным противоречием: необходимостью качественного изменения процесса и результатов обучения младших школьников чтению в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и отсутствием научно-обоснованных педагогических условий формирования читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения в процессе работы над юмористическими произведениями.
Выявленные несоответствия определили актуальность определения содержания педагогических условий формирования читательской компетенции младших школьников при работе с юмористическими произведениями.
Проблема исследования: определение условий и путей формирования читательской компетенции младших школьников при работе с юмористическими произведениями на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и опытно-поисковым путем проверить эффективность модели формирования читательской компетенции младших школьников при работе с юмористическими произведениями Н.Н. Носова на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования читательской компетенции младших школьников при работе с юмористическими произведениями.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективную реализацию педагогической модели формирования читательской компетенции младших школьников при работе с юмористическими произведениями на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование читательской компетенции младших школьников в урочной и внеурочной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих условиях:
- будет произведен отбор используемых в исследовании понятий в соответствии с особенностями возрастного развития учащихся начальной школы;
- формирование читательской компетенции будет ориентировано на развитие определенных качеств личности, необходимых для успешного осуществления читательской деятельности, а именно: интереса обучающихся к чтению и литературе, доступной их восприятию; знания ими круга детского чтения; умения выполнять необходимые читательские действия в работе с книгой с целью формирования потребности в чтению; наличия у них читательской самостоятельности, качественного навыка чтения и читательского кругозора;
- основу общей читательской компетенции будут составлять частные компетенции: познавательная, ценностно-смысловая и коммуникативная;
- будет использоваться разработанная в ходе исследования модель формирования читательской компетенции младших школьников при работе с юмористическими произведениями на уроках литературного чтения;
- в структуру модели будут включены компоненты, направленные на работу с учащимися в рамках уроков литературного чтения и во внеурочное время (когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационный и деятельностный), работу с родителями и создание специальной образовательной среды (как системы образовательных воздействия на личность младшего школьника).
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературоведческой, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить уровень разработанности проблемы использования детской юмористической литературы в практике формирования у младших школьников читательской компетенции.
3. Рассмотреть возможности современных УМК по литературному чтению для организации процесса формирования читательской компетенции у младших школьников средствами юмористических произведений.
4. Обосновать психолого-педагогические условия, способствующие формирования читательской компетенции младших школьников средствами юмористических произведений.
5. Разработать, апробировать и проверить эффективность педагогической модели формирования читательской компетенции у младших школьников средствами юмористических произведений на уроках литературного чтения и во внеучебной деятельности.
Методы исследования:
- теоретический (анализ, синтез, обобщение);
- эмпирический (наблюдение, беседа с детьми, беседа с родителями);
- констатирующий и контрольный срезы (обработка и апробация анкет, тестов, заданий).
Методологическую основу исследования составляет обобщение основных положений теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); положения о развитии мотивации в учебной деятельности (И.А. Зимняя, В.Г. Казанская), положения о критериальных свойствах компетентности и компетенций (А.Г. Асмолов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Е.С. Полат, А.В. Хуторской), теория формирования типа правильной читательской деятельности и читательской самостоятельности младших школьников (Т.С. Пиче-оол, Н.Н. Светловская); идеи литературного образования и развития личности младших школьников (В.Г. Горецкий, О.В. Джежелей, М.Р. Львов, Г.М. Первова и другие) и нормативных материалов на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Теоретическая новизна заключается в том, что в ходе исследования были выявлены основные особенности формирования у младших школьников читательской компетенции при работе с юмористическими произведениями на уроках литературного чтения, а также определены теоретические основы решения данной проблемы. В теоретической части работы проведен анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по вопросам формирования у младших школьников читательской компетенции на уроках литературного чтения. Уточнены понятия «читательская компетентность» и «читательская компетенция», рассмотрены возможности современных УМК по литературному чтению для организации процесса формирования читательской компетенции младших школьников средствами юмористических произведений, а также создана педагогическая модель формирования читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения и во внеучебной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробировании модели формирования читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения и во внеучебной деятельности, которая внедрена в практику работы учителей начальных классов МАОУ СОШ № 1409 г. Москвы.
Элементы новизны:
1) анализ и синтез понятий «читательская компетентность» и «читательская компетенция»;
2) модифицированная диагностика, направленная на выявление уровня сформированности читательской компетенции у младших школьников;
3) созданная и апробированная педагогическая модель формирования читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения и во внеучебной деятельности;
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - средняя образовательная школа № 1409 г. Москвы.
Структура магистерской диссертации определена логикой и последовательностью решения задач исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы составил 79 страниц основного текста. Работа дополнена 11 приложениями. Список использованной литературы включает в себя 128 наименований источников на русском языке.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Читательская компетенция младших школьников характеризуется совокупностью знаний, умений, навыков, обеспечивающих процесс чтения как вида речевой деятельности: восприятие, понимание, прогнозирование, интерпретацию, извлечение смысла информации, оценку прочитанного текста, диалог с автором, а также готовностью использовать полученную информацию в собственном личном опыте. Читательская компетенция проявляется в ценностном отношении к чтению; наличии читательского кругозора и литературоведческих представлений; знании круга чтения; умении выполнять необходимые читательские действия в работе с произведением с целью формирования и развития потребности в чтении; продуктивных способов чтения.
2. Структура читательской компетенции младших школьников представляет собой совокупность компетенций и соответствующих им функций (образовательной, развивающей, коммуникативной, информационной, гедонистической и социальной).
3. Формирование читательской компетенции у младших школьников, соответствующее федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, достигается путем отбора педагогических условий и разработки модели мероприятий.
4. Процесс формирования читательской компетенции младших школьников характеризуется этапностью (организационный, деятельностный, результативный), логичностью (путем разработки комплекса уроков и внеурочных занятий и внедрения их в учебный процесс), единством целей, содержания, форм и методов (концепция занятий).
5. Педагогическая модель формирования читательской компетенции младших школьников реализуется в ходе процессуального, организационного и методического сопровождения процесса литературного чтения в начальных классах путем повышения результативности совместной деятельности учителя и ученика и выработки педагогических условий результативности читательской деятельности.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были отражены в публикациях:
1. Лугина А.А., Томилова С.Д. Организация работы с младшими школьниками над произведениями юмористического жанра // сборник материалов традиционной IX международной научной конференции «Жубановские чтения» 30 ноября 2017 года, Актобе, ноябрь 2017 г. / Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова, Актобе, 2017. - С.280-284.
2. Лугина А.А. Формирование основ читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения// Развивающая речевая среда в образовательной организации: проблемы, технологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Екатеринбург 26-28 апреля 2018 г. / ГАОУ ДПО СО «Институт регионального образования»; науч. ред. Юшкова Н.А. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018. С. 170-195.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование читательской компетенции младших школьников является актуальной проблемой современного образования. Документы ФГОС предполагают компетентностный подход к образовательному процессу, в том числе и к формированию читательских умений (компетенций). От того, в какой мере они будут сформированы в начальной школе, зависит успешность обучения ученика в средней школе. Только в начальной школе формирование читательских компетенций является целью обучения и одновременно средством обучения по остальным дисциплинам, т.е. используется в качестве метапредметных компетенций (умений). Все это позволяет говорить о том, что в практике формирования учебно-познавательные компетенций чтению принадлежит ведущая роль: основная часть учебного материала по другим дисциплинам изложена с помощью текстов, которые учащиеся осваивают при чтении учебника или на экране компьютера. Именно поэтому в качестве особого раздела в документах ФГОС НОО выделен раздел «2.2. Чтение. Работа с текстом», который предполагает формирование метапредметных читательских компетенций, например, информационных и учебно-познавательных. Предполагается формирование у младших школьников умений в области работы с информацией: поиск, понимание, анализ, преобразование, интерпретация, наконец, оценка информации. Система работы над данными метапредметными читательскими компетенциями позволяет в целом формированию у младших школьников структуры учебной и читательской деятельности. Все это является основой личностного развития младшего школьника, но не только. В аспекте личностного развития важная задача принадлежит ценностно-смысловым и общекультурным компетенциям. В этой связи роль чтения в целом и читательских компетенций в частности чрезвычайно велика. Практика формирования ценностно-смысловых компетенций во многом осуществляется с помощью чтения: именно тексты
художественной литературы транслируют ценностные ориентиры, моральные и нравственные нормы в виде образной системы литературных произведений, общекультурные социальные ценности. Наконец, отметим особую роль чтения в деле формирования коммуникативных умений: часто именно литературные тексты предоставляют ребенку образцы коммуникативного поведения, корпоративной культуры.
Сегодня специфика формирования читательских компетенций у младших школьников состоит также и в том, что компетентностная парадигма современного образования требует широкого использования возможностей современной образовательной среды. Именно на это нацеливают последние исследования и достижения методической науки: модели читательского развития читателей всех возрастных категорий, педагогические модели формирования читателей школьного возраста, методические подходы к современной практике формирования читателей младшего школьного возраста. В этом смысле формирование у младших школьников предметных читательских компетенций позволяет организовывать образовательное пространство: учебным материалом уроков литературного чтения являются тексты детских художественных произведений. В литературной хрестоматии, как правило, бывает представлено всего лишь несколько текстов, тогда как основная масса произведений детских писателей, безусловно, остается за пределами учебника. Это дает хорошие дидактические, методические и социально-культурные возможности для организации читательского общения младших школьников на широкой основе: в рамках внеклассных и внешкольных мероприятий, в условиях детской библиотеки, как школьной, так и районной или городской.
Во время исследования было организовано опытное обучение младших школьников на основе современных методических подходов, предложенных современными исследователями в области детского чтения (В.А.Бородина, Н.Н.Светловская, О.В.Чиндилова и другие). Нами была разработана программа опытного обучения второклассников на примере знакомства и чтения произведений известного отечественного детского писателя Н. Н. Носова. Мы предполагали, что органичное соединение читательской деятельности учащихся 2 класса на уроках литературного чтения по учебной хрестоматии, внеклассной работы с рассказами Н.Н.Носова за рамками урока, например, чтение их после уроков, в группе продленного дня, и самостоятельной читательской деятельности с произведениями Н.Н. Носова дома, в кругу семьи, может оказать влияние на уровень сформированности читательских компетенций младших школьников. Результаты опытного обучения убедили нас в правомочности наших предположений. Гипотеза нашего исследования была доказана. Цели работы достигнуты.



1. Ахапкина, Я. Э. Причины и механизмы речевых сбоев на письме (на материале учебно-научных текстов носителей русского языка) [Текст] / Я. Э. Ахапкина // Вопросы образования. - 2013. - № 3. - С.65-91.
2. Ахметова, С.М., Тышевич, Д.С. Изучение юмористических произведений на уроках литературного чтения в 1-м классе (Образовательная система «Школа 2100») [Текст] / С.М. Ахметова., Д.С. Тышевич // Начальная школа плюс до и после. - 2009. № 5. - С.45-48.
3. Бегак, Б. Дети смеются: Очерки о юморе в детской литературе [Текст] / Б. Бегак. - М. : Дет. лит., 1979. -223 с.
4. Белинский, В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. [Текст] / В.Г. Белинский. — М. : Худож. лит., 1978. — Т. 3. — С.62-63.
5. Борев, Ю.Б. Комическое [Текст] / Ю.Б. Борев. - М. : Искусство, 1970. - 270 с.
6. Борев, Ю.Б. Трагическое и комическое в действительности и искусстве. Стенограмма публичной лекции. [Текст] / Ю.Б. Борев. - М. : Знание, 1955. - 32 с.
7. Борисова, С. В. Формирование стратегий смыслового чтения текстовой информации у младших школьников (на материале немецкого языка) [Текст]: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / С.В. Борисова. М. : 2012. - 23 с.
8. Бородина, В. А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты [Текст]: автореф. дис. на соискание ученой степени доктора педагогических наук, - Санкт-Петербург, 2007.
9. Брыгина, А.В. Лингвистические принципы адаптирования художественного текста [Текст]: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / А.В. Брыгина; Московский гос. ун-т. - М. : 2004. - 22 с.
10. Васильева, Г.Н. Оптимизация процесса обучения чтению младших школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: автореф дис. канд. пед наук: 13.00.02 / Г. Н. Васильева; Московский гос. ун-т - М. : 2004. - 18 с.
11. Васюченко, И. Игра и тайна: Сказки XX века [Текст] / И. Васюченко // Дет. лит. -1994. -№ 4. - С.3-9.
12. Васюченко, И. Научить смеяться: Тема юмора и сатиры в детской литературе [Текст] / И. Васюченко // Дет. лит. - 1989,- № 8. - С. 16-21.
13. Вдовкина, С. Юмор как средство борьбы с дурными привычками детей [Текст] / С. Вдовкина // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 5. - С.24¬28.
14. Виноградов, Г.С. Детская сатирическая лирика. Детские тайные языки [Текст] / Русский школьный фольклор / Г.С. Виноградов, А.Ф. Белоусов.- М. : Ладомир, 1998. - С.656- 742.
15. Виноградова, В.Н. Словообразовательные средства иронии [Текст] / В.Н. Виноградова // Русский язык в школе. - 1987. - № 3. - С.75-80.
16. Возрастные особенности младших подростков [Текст] / Под ред. Д. Б. Эльконина. - М. : 1967. - 360 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ