Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эпоха Наполеоновских войн в исторической памяти Британии

Работа №96668

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы176
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ 20
ИСТОРИОГРАФИЯ БРИТАНСКОГО ОБРАЗА ЭПОХИ НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙН
1.1 Работы, посвященные образу эпохи в британской 20
исторической памяти
1.2 Образ Наполеоновских войн в литературе Британии: 27
история изучения
1.3 Освещение историками образа эпохи Наполеоновских 38
войн в британской живописи и популярной культуре
ГЛАВА 2. ОБРАЗЫ ЭПОХИ НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙН В 45
БРИТАНСКОМ ИСКУССТВЕ
2.1 Отражение сюжетов Наполеоновской эпохи в 45
произведениях живописи и карикатурного жанра
2.2 Наполеон и его эпоха в памятниках скульптуры и 65
архитектуры
ГЛАВА 3. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭПОХИ НАПОЛЕОНОВСКИХ 99
ВОЙН В ЛИТЕРАТУРЕ И ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
БРИТАНИИ
3.1 Научная и художественная литература об эпохе 99
Наполеоновских войн
3.2 Эпоха Наполеоновских войн и периодическая печать 123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 148
ПРИЛОЖЕНИЯ 166


Европейский континент «подарил» миру огромное количество войн, память о которых жива и по сей день. Именно с войнами так или иначе связаны идеи создания единого европейского пространства, политической, правовой и экономической интеграции европейских государств (проект Единой Европы Наполеона, интеграционные процессы после Второй мировой войны, увенчавшиеся созданием Евросоюза). Важным партнером является Европа и для России, что находит подтверждение в официальных документах.
Так, в главе IV «Региональные приоритеты внешней политики Российской Федерации» Концепции внешней политики России говорится о том, что «стратегической задачей ... является формирование общего экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана на основе гармонизации и сопряжения процессов европейской и евразийской интеграции, что позволит не допустить появления разделительных линий на европейском континенте».
В деле расширения и углубления интеграции России и Европы важную роль играет не только сближение в торгово-экономической и внешнеполитической областях, но и сотрудничество в сфере науки, образования и культуры. Особое место при этом занимает отношение к общему историческому прошлому: событиям, участниками которых были представители различных европейских государств. Память об этих событиях может как сплотить разные страны, помогая им найти точки соприкосновения, совместные успехи, общую опасность, так и разделить их, демонстрируя глубинные противоречия, разность интересов, порой полярные оценки событий и являя пример жестокости одних по отношению к другим.
Одним из таких общеевропейских событий, память о котором живет по сей день, стал масштабный конфликт начала XIX в. - эпоха Наполеоновских войн. Британия была одной из ключевых стран-участниц этого конфликта и сохранила о нем свои представления. Эти представления являются неотъемлемой составляющей британской исторической памяти. В условиях процесса европейской интеграции представляется интересным, какой образ эпохи Наполеоновских войн, в которой принимала активное участие и Россия, существует в Британии. Особенно важным это представляется в связи с тем, что в свое время Наполеон предпринял попытку создания единой Европы.
И в России, и в Британии образы эпохи Наполеоновских войн все чаще используются в образовательном пространстве и политическом дискурсе. К ним обращаются деятели искусства и науки, политические лидеры и представители СМИ, при этом часто попадая в ловушку стереотипов и заблуждений . Наполеоновская эпоха дает возможность для сравнения ныне живущих людей с выдающимися людьми того времени, проведения исторических параллелей. В художественном и мультимедийном пространстве, формирующих массовые представления о событиях прошлого и исторических деятелях, эпоха Наполеоновских войн - непременная тема.
Вместе с тем, несмотря на значимость событий эпохи, постоянное обращение к тем или иным ее сюжетам, обобщающего исследования, посвященного британской памяти о Наполеоновских войнах нами не выявлено. Таким образом, данная магистерская работа призвана заполнить отмеченный историографический пробел.
В школьных учебниках история эпохи - это традиционная тема, изучение которой регламентируется нормативными документами (в России - это Примерные и Рабочие программы по истории, историко-культурный стандарт, в Британии - образовательный стандарт по истории (Национальный учебный план - National Curriculum), опубликованный в 2013 г.) .
Таким образом, изучение темы «Эпоха Наполеоновских войн в исторической памяти Британии» является актуальным.
С историей эпохи Наполеоновских войн большинство людей знакомится на школьных уроках истории. Как изучается эта тема в условиях обновления исторического образования в России? В историко-культурном стандарте подчеркивается необходимость отхода от доминирования традиционной установки на политическую историю к изучению социокультурных факторов и повседневной человеческой жизни. Важное место при этом уделяется личности в истории. В этом плане эпоха Наполеоновских войн представляет благодатную почву для изучения в связи с обилием интересных и выдающихся личностей.
В историко-культурном стандарте «Эпоха 1812 г.» обозначена как отдельная тема раздела «Российская империя в XIX - начале XX вв.». В ней как «важнейшее событие российской и мировой истории XIX в.» рассматривается Отечественная война 1812 г.; особое место уделяется и заграничным походам русской армии. Для России значение этой эпохи подчеркнуто во фразе: «После победы в Отечественной войне 1812 года Россия окончательно стала ведущим игроком на европейской арене» . В проекте Концепции нового учебно-методического комплекса по Всеобщей истории в разделе «страны Европы в первой половине XIX века» есть дидактическая единица «Европа в эпоху наполеоновских войн, 1799-1815 годы». В ее рамках разбирается возникновение, расцвет и крушение наполеоновской империи, наполеоновские войны, их характер, последствия и итоги. Таким образом, в проекте Концепции предложены хронологические рамки эпохи, а также обозначен круг вопросов, на изучение которых предполагается обратить внимание .
Необходимо отметить, что недавно в России отмечался крупный юбилей - 200 лет победы в Отечественной войне 1812 г., в связи с чем проводилось большое количество торжественных мероприятий, конференций, выставок, реконструкций военных баталий и т.д. В 2013-2014 гг. отмечались юбилеи заграничных походов русской армии .
2015 г. ознаменовался такими юбилейными датами, как сражения периода «Ста дней»: при Катр-бра (16 июня 1815 г.), Линьи (16 июня), Вавре (18-19 июня) и знаменитая битва при Ватерлоо (18 июня), в честь двухсотой годовщины которой в Бельгии была организована масштабная реконструкция, собравшая около 5 тысяч участников из разных стран Европы, в т. ч. из Британии. Это событие широко освещалось в прессе . Британские СМИ, высоко оценивая сражение при Ватерлоо, писали о нем следующее: «Величайшая победа британской армии под руководством ее величайшего полководца, приведшая к поколению мира в Европе и на столетие обеспечившая Великобритании свободу от войн на континенте» . Российские СМИ об этом событии также подготовили обзоры и фотоотчеты . Канал «Россия 24» взял интервью у участников реконструкции из разных стран, были среди них и российские реконструкторы .
Интерес к истории эпохи со стороны государства и общественности должен, по нашему мнению, находить отклик среди исследователей. В связи с этим мы считаем обращение к образу эпохи Наполеоновских войн в исторической памяти Британии обоснованным.
Проблема: как формируется историческая память об эпохе Наполеоновских войн (на примере Британии)?
Объектом исследования является историческая память Британии.
Предметом - формирование и функционирование образов эпохи Наполеоновских войн в исторической памяти британцев.
Цель исследования - выявить особенности отражения и трансформации образов эпохи Наполеоновских войн в Британии.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
• Обобщить историю изучения образов эпохи Наполеоновских войн в исторической памяти Британии;
• Выявить истоки формирования памяти о Наполеоновских войнах в Британии на основе изучения периодики, произведений литературы и живописи, памятников;
• Определить факторы, влиявшие на трансформацию образов эпохи Наполеоновских войн в сознании британцев;
• Проанализировать роль событий эпохи Наполеоновских войн в генезисе национального самосознания британцев;
• Разработать методическое обеспечение изучения эпохи Наполеоновских войн в учебных заведениях.
Хронологические рамки исследования охватывают, с одной стороны, события первой четверти XIX в., т.е. собственно эпоху Наполеоновских войн (мы рассматриваем ее с провозглашения Наполеона императором 18 мая 1804 г. и до подписания второго Парижского мира 20 ноября 1815 г.) , с другой - последующий период формирования и трансформации образов эпохи (начало XIX - начало XX вв.). Таким образом, исследуя трансформацию образов, мы ограничиваемся началом Первой мировой войны, которая открывает новый период - «Короткого XX века» . Выбор двойных хронологических рамок исследования обусловлен спецификой темы, в которой рассматривается трансформация образов на протяжении столетия. Территориальные рамки ограничиваются территорией Британии как одной из самых активных стран - участниц событий эпохи Наполеоновских войн . В то же время рамки расширяются до театра ведения боевых действий эпохи.
Источниковая база. Автор анализирует источники на основе типо-видовой классификации. В работе используются 3 типа источников:
• вещественные источники (памятники скульптуры и архитектуры, воздвигнутые в честь знаменательных для Великобритании событий эпохи Наполеоновских войн );
• письменные источники, которые представлены следующими видами:
• историографические источники (работы британских историков, посвященные истории эпохи Наполеоновских войн) ;
• нормативно-правовые акты (британский Национальный образовательный стандарт и другие нормативные документы );
• периодическая печать, освещавшая основные события британской истории ;
• литературные источники, которые оказывали значительное влияние на читающую публику в Британии XIX в. ;
• изобразительные источники (произведения живописи, в которых нашло отражение противостояние Великобритании и Франции ).
Большая часть изобразительных источников анализировалась на основе их репродукций на сайтах таких музеев, как Британский музей (Лондон), Национальная портретная галерея (Лондон), Музей национальной армии (Лондон), Национальная галерея Виктории (Мельбурн, Австралия), Фонд Королевской коллекции (Лондон), а также на сайте благотворительной организации «Art UK», призванной сделать доступными для общественности картины, находящиеся в собственности Соединенного Королевства.
Сведения о памятниках скульптуры и архитектуры были собраны из периодических изданий, таких как «Старый и новый Лондон», «Обзор Лондона» и «Архитектурные путеводители Певснера». «Старый и новый Лондон» под редакцией Эдварда Уолфорда представляет собой повествование об истории, людях и местах столицы, вышедшее в нескольких частях в 1878 г. «Обзор Лондона» - это исследовательский проект по созданию всеобъемлющего архитектурного обзора бывшего Лондонского графства (1889-1965), основанный в 1894 г. и продолжающийся по сей день. Первоначально издававшийся на благотворительные средства, он позднее стал выпускаться Советом Лондонского графства, а затем Королевской комиссией исторических памятников Англии и, наконец, архитектурной школой при Университетском колледже Лондона. В каждом выпуске «Обзора» содержится информация о районе: общая история (как контекст для архитектуры) и последовательное описание заметных улиц и отдельных зданий. Оба издания сопровождаются иллюстрациями. «Архитектурные путеводители Певснера» - серия путеводителей по архитектуре Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии, началом которых стали выпуски «Зданий Англии» в середине прошлого века. «Путеводители» представляют собой большую и подробную справочную работу, предназначенную как для специалистов, так и для широкой аудитории, включающую архитектурную историю и стили различных местностей, а также детальное описание отдельных зданий и серию иллюстраций.
С произведениями архитектуры, являющимися по совместительству объектами городской инфраструктуры, удалось познакомиться благодаря Интернет-ресурсам различных государственных структур: веб-сайт мэра Лондона (https://www.london.gov.uk/), административно-территориального образования Сити (https://www.cityoflondon.gov.uk/), городского Совета Эдинбурга (http://www.edinburgh. gov.uk/), британской компании «Network Rail», являющейся владельцем и оператором железнодорожной инфраструктуры Великобритании (https://www.networkrail.co.uk/). К примеру, на сайте компании «Network Rail» не только содержится информация о маршрутах поездов, времени работы касс, наличии различных средств обслуживания, парковке, магазинах и кафе на территории вокзалов, но и дается историческая справка по различным станциям, которая содержит иллюстрацию, хронологию событий, пояснения к некоторым из событий и интересные факты.
Для анализа произведений художественной литературы были выбраны издания XIX в., максимально приближенные к дате первой публикации.
Материалы периодической печати были собраны из онлайн-архивов цифровых библиотек («HathiTrust’s», https: //www.hathitrust. org/), архивов газет (https://newspaperarchive.com/), конкретных газет и журналов (например, журнала «Гардиан» https://www.theguardian.com, сатирического журнала «Панч» https: //www.punch.co.uk/index). Так, цифровая библиотека
«HathiTrust’s» сотрудничает с академическими и исследовательскими институтами, предлагая многомиллионную коллекцию оцифрованных документов. На сайте современного журнала «Гардиан» предлагаются тематические архивные выпуски ранее не связанных газеты «Обсервер» и журнала «Манчестер Гардиан», в том числе по эпохе Наполеоновских войн. На сайте журнала «Панч» можно воспользоваться поиском архивных карикатур по ключевым словам.
В целом, источниковая база исследования является репрезентативной и позволит проследить путь от формирования до последующих трансформаций образов эпохи Наполеоновских войн в исторической памяти Британии.
Степень изученности темы.
Под прицел исследователей тема попала лишь в 2000-х гг., благодаря разработке концепции «исторической памяти». Работы исследователей, опирающихся на новые методологические концепции, мы можем разделить на 4 группы: посвященные образу эпохи в исторической памяти, литературе, живописи и популярной культуре. Это деление условно, оно отражает лишь разницу в источниках, лежащих в основе тех или иных исследований. Здесь мы дадим лишь краткий обзор литературы по теме, т.к. более подробно историография исследуется в отдельной главе.
Исследователи обращаются к образу эпохи Наполеоновских войн, как одной из самых ярких страниц европейской истории, и пытаются выявить в ней события, которые могут быть отнесены к общеевропейским местам памяти. Особая роль в этом принадлежит немецким авторам. Среди таких работ стоит особо выделить трехтомник «Европейские места памяти» (2012 г.), авторы которого попытались выделить места, способствующие европейской консолидации. Одним из событий стала битва под Лейпцигом, которая как общеевропейское место памяти рассматривалось в статье Катрин Келлер «Битва народов под Лейпцигом». Проанализировав образ события в памяти разных народов, автор отметила, что в Британии память о Лейпциге заслоняют Трафальгар и Ватерлоо .
Это направление исследований продолжают участники конференции Майнцского университета «Наполеоновские войны в европейской памяти». Они относят к европейским местам памяти «Русскую кампанию Великой армии и ее провал в 1812 г., битву под Лейпцигом в 1813 г. и битву при Ватерлоо в 1815 г.». Европейский образ сражения при Ватерлоо исследуется в статье «Славное падение? Поражение героя и наполеоновский миф во французской культуре памяти» Ханса-Ульриха Тамера .
Из английских авторов, применивших концепцию исторической памяти к эпохе Наполеоновских войн, можно назвать Алана Форреста, который в своей работе «Ватерлоо» (2015) рассмотрел образ битвы в британской, французской, немецкой и голландской национальной памяти, особое внимание уделив британскому образу сражения .
Филологи обращаются к рассмотрению образа Наполеона и его эпохи в литературе, в частности в работах современной английской писательницы Дженет Уинтерсон (М. Асенсио Аростегуи, Т.М. Хацкевич, Е.В. Тега). Действие романа «Страсть» разворачивается после Французской революции в период между взлетом и падением Наполеона. Главные герои - французский армейский повар Анри и венецианка Вилланель. Исследователи изучают роль эпохи Наполеоновских войн, как исторической канвы для романа (М. Асенсио Аростегуи ), образ Наполеона (Е.В. Тега ) и его образ как «иного / другого» в произведении (Т.М. Хацкевич) . В целом, авторы в произведении современной писательницы-постмодернистки видят переосмысление образа Наполеона. Подчеркивается противоречивость самого образа французского императора, многочисленные клише (такие, как маленькие рост). Наполеон представляется жестоким эгоистичным человеком, который для удовлетворения своих желаний ни перед чем не останавливается и готов приносить необоснованные жертвы в угоду своим целям. Сама эпоха используется, как канва для интересующих автора ситуаций и проблем.
Вызывает интерес исследователей-филологов и образ герцога Веллингтона в документально-художественной биографии, созданной английским писателем Р. Олдингтоном. О.Л. Гиль отмечает наличие «веллингтонской легенды», искреннюю увлеченность и эмоциональность автора жизнеописания наряду с привлечением «разнородных данных» .
Британский исследователь английской поэзии Саймон Бэйнбридж в своих трудах обосновывает влияние поэзии на формирование образов эпохи Наполеоновских войн в Британии. Среди его работ можно назвать следующие: «Наполеон и английский романтизм (1995)», «Британская поэзия и Революционные и Наполеоновские войны» (2003), «Вордсворт, война и Ватерлоо» (2015) др.
Значение стихотворения Ч. Вольфа о похоронах героя Наполеоновских войн Дж. Мура в памяти англоязычных стран рассматривалось в статье Кэтрин Робсон «Запоминание и увековечение: “Погребение сэра Джона Мура после Коруньи”». Автор отметила особый рост славы о генерале Джоне Муре в Британии после Первой мировой войны и в результате массового запоминания стихотворения. Исследователь связала феномен популярности драматичного произведения с практикой создания мемориалов воинам .
Определенный вклад в изучение репрезентации образов эпохи Наполеоновских войн в британской литературе внес немецкий исследователь Ларс Петерс, который в своей диссертации «Романтика войны. Память о революционных и Наполеоновских войнах в Великобритании и Ирландии 1815-1945», написанной в рамках проекта «Нации, границы, идентичности» (2005-2008 гг.), предложил периодизацию литературной коммеморации
Наполеоновской эпохи . На основе значительного объема источников (534 англоязычных романа) он выделил 3 периода коммеморации (коммуникативная, культурная и коллективная память).
В целом, современных исследователей, обращающихся к анализу английской литературы XIX и XX вв., интересуют такие аспекты, как влияние контекста эпохи на формирование личности героев, их поступки, влияние тематики Наполеоновских войн на формирование национального самосознания англичан.
К образу эпохи в живописи обращаются отечественные искусствоведы и историки. Образу Наполеоновской эпохи в батальной и портретной живописи России и Европы конца XVIII - начала XX вв. была посвящена докторская диссертация искусствоведа О.В. Шереметьева. Исследователь связал актуализацию тех или иных аспектов эпохи Наполеоновских войн в живописи европейских государств, в т. ч. Великобритании, с проблемами формировавшегося национального самосознания народов, их исторической памяти . О.В. Шереметьеву удалось проанализировать значительный пласт изобразительных источников, выявить особенности трансформации образов эпохи в батальной и портретной живописи конца XVIII - начала XX вв., обозначить наиболее популярные сюжеты и персоналии эпохи
Наполеоновских войн.
Анализу британских карикатур об эпохе Наполеоновских войн посвятил несколько статей историк А.А. Орлов. В работе «Англия есть отечество карикатуры и пародии». Специфика отражения эпохи революционных и наполеоновских войн в английской карикатуре конца XVIII - начала XIX вв.» (2014 г.) он отметил комичность образа Наполеона, что объяснил явным социальным заказом .
Работы, посвященные отражению образов Наполеоновской эпохи в популярной культуре и мультимедийном пространстве Британии, только начинают появляться. Британский ученый М. Пэрис, исследуя образ войн в британской популярной культуре и художественной литературе на основе широкого спектра романов, комиксов, игр и фильмов, обосновал преимущественное внимание британцев именно к военной составляющей эпохи Наполеоновских войн .
В.М. Железняк обратилась к образу эпохи в современном британском образовательном пространстве, в т. ч. в медиапространстве. Проанализировав фильмы, видеоигры и рекламную продукцию, автор пришла к выводу о различии подходов к оценке образа в разных сегментах медиапространства: «В то время как фильмы и реклама иронизируют над Наполеоном, видеоигры его героизируют, позволяют игроку почувствовать себя великим полководцем» .
В целом, в работах российских и зарубежных исследователей, освещаются, главным образом, такие аспекты, как образ самого Наполеона, герцога Веллингтона, кампании 1812 года, сражения при Ватерлоо в исторической памяти, художественной литературе и мультимедийном пространстве Великобритании. Вклад современной историографии в том, что разработан широкий круг источников, предложены периодизации коммеморации Наполеоновской эпохи в литературе и живописи. При этом, в работах ученых не находят достаточного отражения такие вопросы, как британский образ военных действий, в которых не участвовала Великобритания (за исключением противостояния России и Франции в 1812 г., которое вызывает интерес в связи с началом отступления Великой армии), выдающихся деятелей эпохи (помимо Наполеона), вклада других стран- участниц антифранцузских коалиций в разгром наполеоновской Франции.
Принципы исследования: принцип историзма (исторические явления рассматриваются в развитии и в связи с обусловившими их факторами); принцип целостного (системного) подхода (рассмотрение объекта как системы взаимодействующих элементов).
Методы исследования:
При разработке методологии исследования мы опирались на работы И.Д. Ковальченко, В.И. Загвязинского и Р. Атаханова, использовали учебник по источниковедению новейшей истории России под редакцией А.К. Соколова . В исследовании активно использовались общенаучные (анализ - при изучении отдельных частей источников, синтез - при рассмотрении их как единого целого, аналогия - при сопоставлении разных способов передачи образов, обобщение - при выделении общих черт репрезентации образов эпохи, индукция - при формулировании выводов по параграфам и главам), специально-исторические (нарративный - при описании исторических фактов, историко-генетический - при изучении генезиса (зарождения и развития) национального самосознания британцев, выявлении особенностей и закономерностей репрезентации образа эпохи Наполеоновских войн в исторической памяти Британии, историко-сравнительный - при сопоставлении образов эпохи в живописи, литературе, периодике) и методы педагогического исследования (изучение документов - при рассмотрении нормативно-правовой базы современного российского и английского исторического образования).
Методология.
В рамках исследования мы касаемся востребованной сегодня концепции «исторической памяти», апеллирующей к субъективной стороне познания. Под исторической памятью при этом мы будем понимать символическую репрезентацию исторического прошлого. Согласимся с Л.П. Репиной, что «историческая память - не только один из главных каналов передачи опыта и сведений о прошлом, но и важнейшая составляющая самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом» . К проблемам «исторической» и «коллективной памяти» стали обращаться с 1950-х гг. в связи с выходом работы французского философа и социолога М. Хальбвакса «La Memoire collective». В своих работах ученый проводил различие между коллективной и исторической памятью . Исследователь отмечал: «Если же она [историческая наука] стремится сохранить тот образ прошлого, который, возможно, еще присутствует в сегодняшней коллективной памяти, она удерживает из него лишь то, что по-прежнему интересует наше общество» .
Под пристальное внимание исследователей идеи Хальбвакса попали на рубеже XX-XXI вв., главной причиной чего стало, вероятно, «резкое ускорение к концу ХХ в. процессов глобализации, и появление в этой связи острой потребности "в уточнении национальных и других групповых идентичностей"» . Значительное место в исследовании вопросов памяти заняли работы историков П. Нора и Я. Ассмана . П. Нора, автор концепции «мест памяти», характеризовал память следующим образом: «Память укоренена в конкретном, в пространстве, жесте, образе и объекте... Память всегда подозрительна для истории, истинная миссия которой состоит в том, чтобы разрушить и вытеснить её». Ассман разделял «культурную память», сохраняющую наиболее значимое прошлое в виде мифов, и «коммуникативную память», связанную с воспоминаниями о событиях недавнего прошлого. Концепция «исторической памяти» позволила нам обратиться к образу Наполеоновской эпохи и проследить его основные черты в представлениях британцев.
В работе 3 части: введение, основная часть и заключение. Основная часть состоит из трех глав: Современная российская и зарубежная историография британского образа эпохи Наполеоновских войн, Образы эпохи Наполеоновских войн в британском искусстве и Репрезентация эпохи Наполеоновских войн в литературе и периодической печати Британии.
Элементы новизны:
• обобщена история изучения образов эпохи Наполеоновских войн в исторической памяти Британии;
• получены сведения об истоках формирования памяти о Наполеоновских войнах в Британии;
• выявлены факторы, определявшие трансформацию образов эпохи Наполеоновских войн в сознании британцев;
• определена роль событий эпохи Наполеоновских войн в генезисе национального самосознания британцев;
• предложено методическое обеспечение изучения эпохи Наполеоновских войн в учебных заведениях.
Научная значимость исследования состоит в попытке органичного использования различных направлений современной исторической науки для обогащения полученных результатов. Выявленный механизм трансформации образов можно применить для анализа образов других событий и личностей.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы другими исследователями в рамках интересующих их проблем, а также при разработке и чтении каких-либо курсов, уроков и т.п. Материалы, полученные в ходе работы над исследованием, к примеру, могут быть применены на школьных уроках истории по темам «Отечественная война 1812 г.», «Наполеоновские войны», а также на уроках искусства и МХК.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эпоха Наполеоновских войн - уникальный исторический феномен, для многих стран-участниц, в том числе для Британии, ставший этапом на пути национального строительства. Ее образы использовались для подъема патриотического духа и пробуждения национальных чувств. Сюжеты эпохи нашли отражение в многообразии произведений литературы и живописи, памятников скульптуры и архитектуры, трудах историков и материалах периодической печати.
К образу эпохи Наполеоновских войн в исторической памяти Великобритании обращаются российские и зарубежные историки, филологи, искусствоведы. В их работах освещаются, главным образом, такие аспекты, как образ самого Наполеона, кампании 1812 года, сражения при Ватерлоо в исторической памяти, художественной литературе и мультимедийном пространстве Великобритании. Современные зарубежные исследователи, занимающиеся разработкой концепции «мест памяти», пытаются применить ее для эпохи Наполеоновских войн и определить роль битвы при Ватерлоо, как общеевропейского места памяти. В то же время и филологи, и искусствоведы в своих исследованиях так или иначе выходят на проблематику исторической памяти. Они подчеркивают роль Наполеоновской эпохи, как важной вехи на пути формирования национального самосознания европейских народов (в частности миф об англичанах, как о нации, которую выковала война).
Вклад современной историографии в том, что разработан широкий круг источников, предложены периодизации коммеморации Наполеоновской эпохи в литературе и живописи. При этом, в работах ученых не находят достаточного отражения такие вопросы, как британский образ военных действий, в которых не участвовала Великобритания (за исключением противостояния России и Франции в 1812 г., которое вызывает интерес в связи с началом отступления Великой армии), выдающихся деятелей эпохи (помимо Наполеона и герцога Веллингтона), вклада других стран-участниц антифранцузских коалиций в разгром наполеоновской Франции. Представляется, что постепенно авторы перейдут к изучению и этих вопросов.
Возвращаясь к проблеме исследования - как формируется историческая память об эпохе Наполеоновских войн (на примере Британии), - можно отметить следующее. На формирование памяти о Наполеоновских войнах в Британии оказывали воздействие художественные образы, создаваемые писателями, художниками, скульпторами и архитекторами, научные исторические труды и используемые в периодической печати и карикатурах сюжеты, часто также недостоверные или преувеличенно-гротескные. Значительное влияние оказывала государственная политика, выразившаяся в мерах по увековечению памяти конкретных лиц и событий, праздновании юбилеев и др. Память об эпохе Наполеоновских войн формировалась постепенно, начиная с тех времен, когда еще не утихли выстрелы на полях сражений. Образы эпохи, как глина в руках скульптора, были подвержены умелому воздействию тех, кто был в этом заинтересован.
Говоря об истоках формирования памяти о Наполеоновских войнах обратимся к искусству и периодической печати Британии. Живопись о Наполеоновских войнах находилась под влиянием господствовавших в то или иное время художественных направлений. Так, в первой трети XIX в. романтизм с его культом сильной личности нашел отражение в создании многочисленных величественных портретов, восхваляющих главных героев Наполеоновских войн - адмирала Г. Нельсона, генералов герцога Веллингтона, Т. Пиктона, Дж. Мура и других (часто в трагические моменты битвы), а также членов британской королевской династии, европейских монархов-союзников по коалициям и известных предводителей союзнических армий . С приходом реализма акцент был сделан на драматизм и трагизм войны, изображение боли и страданий. Героями полотен стали не только выдающиеся полководцы, но и простые солдаты и эпизоды их армейского быта (приготовление похлебки, сон под шинелями, переходы войск ).
В скульптурах позднего классицизма (1810-1820-е гг.), выполненных по государственному заказу разными скульпторами (Ф. Чантри, Дж. Адамс, С. Гэхэган, Х. Хоппер) , чувствуется явное античное влияние, которое выражается в изображении героев мифологии и истории Древнего Рима и Греции, классических одежд, символов (таких, как лавровый венок, щит, шлем). Они гармонично вплетаются в сюжеты с героями Наполеоновских войн, таким образом уподобляя их победы достижениям классической древности и ее легендарным героям. Колонны и обелиски в античном стиле появлялись на протяжении всего XIX в. В то время как памятники первой половины века были торжественными и пышными, во второй половине XIX - начале XX в. они становятся более сдержанными, менее помпезными, скульптуры имеют портретное сходство, строится множество объектов инфраструктуры, название которых связано с Наполеоновскими войнами. В этом проявился реализм с его изображением действительности в типичных чертах.
Произведения скульптуры и архитектуры призваны были возвеличить памятные битвы и национальных лидеров, приведших Британию к победе над неприятелем. В стране было воздвигнуто множество колонн, обелисков, триумфальных арок и статуй; многие улицы, мосты, вокзалы, площади и учебные заведения получили названия в честь Нельсона и Веллингтона, Трафальгара и Ватерлоо . Названные таким образом общественные места и объекты инфраструктуры, а вместе с ними и бессмертные образы памятных сражений и полководцев стали неотъемлемой частью жизни населения Британских островов.
В произведениях британской литературы на протяжении XIX в. смещались акценты в восприятии эпохи Наполеоновских войн. Так, если в первой трети века внимание уделялось в основном виднейшим британским полководцам (были написаны восхвалявшие их поэмы, издавались многочисленные воспоминания современников ), авторы создавали демонический образ неприятеля, используя по отношению к Наполеону эпитеты «сатана», «пожиратель», «человек крови» и т.д., то в произведениях второй половины XIX - начала XX вв. появились более реалистичные оценки событий, «сатана» превратился в Наполеона, внимание стало уделяться судьбе простого человека, а эпоха Наполеоновских войн стала историческим фоном сюжет.
В качестве факторов, влиявших на трансформацию образов эпохи Наполеоновских войн, могут быть названы следующие: смена
художественных направлений в искусстве как средстве трансляции образов, выход значимых научных работ и художественных произведений (которые заставляют иначе посмотреть на события, способствуют их переосмыслению), приход к власти нового правителя, события внутренней политики, изменение внешнеполитического курса и события международной политики (ввиду того, что сама эпоха - феномен международных отношений).
События эпохи Наполеоновских войн внесли значительный вклад в формирование национального самосознания британцев. Именно война выковала британскую нацию. Символом ее объединения стала битва при Ватерлоо: «Победу при Ватерлоо часто называют печью, в которой было окончательно выковано превращение англичан, шотландцев, валлийцев и ирландцев в одну нацию, называемую британцы» . Образы эпохи Наполеоновских войн стали общенациональным явлением. Такие личности, как адмирал Горацио Нельсон, герцог Веллингтон (ирландского происхождения), генерал Джон Мур (шотландского происхождения) и ряд других полководцев, стали общенациональными лидерами. Памятники в их честь были воздвигнуты в разных частях Британских островов.
В то же время очевидной была и региональная специфика отбора сюжетов и героев, которую лучше всего удалось проследить на основе изучения памятников скульптуры и архитектуры. В памяти о Наполеоновских войнах в каждой исторической области Британии культивируются свои герои, внесшие значительный вклад в разгром Франции. В Шотландии это офицер Ч. Эварт, полководцы Дж. Мур и К. Кэмпбелл, в Уэльсе - Т. Пиктон, У. Пэджет, в Ирландии - генералы Х. Гоф, Г.Л. Коул, национальный лидер Д. О’Коннел. Отторжение «английских героев» в большей степени наблюдалось в Ирландии, что было обусловлено предшествующим ходом развития. Веллингтон, которому в Ирландии было посвящено несколько улиц и памятников, имел ирландское происхождение, кроме того, во время его премьерства был принят известный Билль об эмансипации католиков, расширивший политические права ирландцев.
Многие произведения искусства Британии были созданы по явному государственному заказу с целью превознести победителей Наполеона и в перспективе сохранить эти победоносные образы для потомков. Соответственно, художники и скульпторы не могли не создать возвышенный образ событий, устраивающий британские высшие круги и руководство страны. Целенаправленная политика памяти проявилась не только в государственных заказах по созданию величественных произведений искусства, но и в праздновании юбилеев сражений (в частности, ежегодное торжество в честь победы над Наполеоном при Ватерлоо), организации комитетов по увековечению памяти героев Наполеоновских войн (например, созданный в 1838 г. Комитет по увековечению памяти Нельсона).
В то же время значительная часть населения Британских островов находилась под большим влиянием образов, создаваемых в периодической печати, многочисленных карикатурах. В тех же карикатурах часто присутствует собирательный образ британца (персонаж Джон Буль - краснолицый хитрый толстяк, патриот), события и личности изображаются в иносказательном и преувеличенном виде, высмеиваются и неприятельские, и свои недостатки.
В XIX в. в рамках политики баланса сил и противостояния Англии и Франции обращение к образам эпохи Наполеоновских войн было очень актуальным. Победы Британии во время Наполеоновских войн стали доказательством ее силы и могущества, веским доводом в пользу добрососедских с ней отношений и предостережением для давних противников.
Тем не менее интерес к сюжетам эпохи все-таки не был устойчивым и неизмененным на протяжении всего XIX в. В связи с этим хотелось бы в очередной раз обратиться к статье Л. Петерса, который на основе изучения романов о Революционных и Наполеоновских войнах составил диаграмму, иллюстрирующую темпы их выхода. По данным немецкого исследователя, меньше всего романов было написано в период с 1851 по 1855 гг. и с 1876 по 1880 гг. Чем это можно объяснить?
Если мы обратим внимание на то, какие события происходили в это время на международной арене, то в данных хронологических рамках вспомним, прежде всего, Крымскую войну и Русско-турецкую войну 1877-1878 гг. Это эпизоды русско-турецких отношений, в которых, однако, явным был интерес европейских государств, в том числе Британии (в Крымской войне против России участвовала коалиция государств, включая Британскую империю; в Берлинском конгрессе 1878 г. по итогам Русско-турецкой войны в связи с пересмотром Сан-Стефанского мира Британия также принимала участие). Таким образом, в эти периоды главным противником для Соединенного королевства была Россия, соответственно, образы Наполеоновских войн, связанные с противостоянием коалиции государств и наполеоновской Франции, не были востребованы, ведь в то время Россия и Британия были союзниками по антифранцузским коалициям.
Проделанный нами анализ британских карикатур подтверждает это предположение. В обозначенные периоды появлялось гораздо меньше сатирических изображений сюжетов эпохи Наполеоновских войн, тогда как образы «русского медведя» и «русской зимы» выходили на первый план. Памятники скульптуры, созданные в честь павших в боях с Россией в 1854-1856 гг. воинов, также свидетельствуют о переключении интереса с событий начала XIX в. на конфликт 50-х гг.
В то же время в некоторые периоды интерес к истории эпохи особенно оживлялся. Так, в начале XX в. интерес к событиям Наполеоновских войн вырос в связи с их столетним юбилеем. На годы Первой мировой войны пришлись юбилеи кампании периода «Ста дней», в частности сражения при Ватерлоо, образы которых, несмотря на противостояние с Тройственным союзом, были востребованы. Казалось бы, главным неприятелем стала Г ермания, а Франция являлась союзником Британии, значит образ Наполеона, как врага должен был уйти в тень. Тем не менее, в полной мере этого не произошло. Вероятно, этот факт был связан с необходимостью консолидации британской нации в условиях мировой войны. Образы эпохи Наполеоновских войн, как крупномасштабного военного конфликта, и врага, казавшегося непобедимым, но в итоге полностью разгромленным Британией, оказались весьма кстати.
Образы эпохи Наполеоновских войн в руках государства и общественности стали инструментом, который использовался в разных целях в зависимости от меняющейся политической обстановки. Эти образы всплывали в форме исторических параллелей, намеков, предостережений, причин объяснения событий и явлений, оправданий неудач и обоснования успехов. Так, пример непомерных амбиций Наполеона I и его падения с вершин славы был очень уместен в реалиях имперских устремлений Наполеона III. И британская пресса с удовольствием обращалась к этим сюжетам в разнообразных его вариациях. Ссылка возглавлявшего бурские войска генерала П.А. Кронье на о. Святой Елены живо актуализировала в памяти британцев образ французского императора, томившегося там в заключении на закате своих дней.
Для исторической памяти Британии эпоха Наполеоновских войн стала временем блестящих побед, доказательством таланта и мудрости полководцев и мощи британского оружия. Ключевыми событиями эпохи, являвшимися по совместительству этапами разгрома Наполеона, были сражение при Трафальгаре, война на Пиренейском полуострове и битва при Ватерлоо. События войны 1812 г. в России или действия союзников в Европе находили отклик, но все-таки были далеки в территориальном плане и менее значимы в плане последствий. Британия одна стала восприниматься как спасительница Европы от тирании Наполеона. Именно благодаря ее стараниям в Европе установился долгожданный мир; она принесла порядок и законность.
Очень популярным был образ трагической смерти Дж. Мура в битве при Ла-Корунье в Испании и Т. Пиктона при Ватерлоо. При этом именно образ сражения при Ватерлоо стал одним из самых востребованных образов эпохи. Сам герцог Веллингтон активно участвовал в создании его как великой победы над превосходящими силами противника. В повседневный оборот британцев как влияние эпохи прочно вошли цитаты того времени (прежде всего, фраза Г. Нельсона «Англия ожидает, что каждый выполнит свой долг», многократно приводившаяся и на памятниках, и в периодической печати). Постепенно ужасы войн с Наполеоном уходили на второй план, в тень современных конфликтов (например, Крымской войны, Англо-бурских войн), но сохранился образ Наполеоновских войн как победоносного шествия Британии.



1. Источники
1.1. Историографические источники
1. Alison A. Eugene, Marlborough, Frederick, Napoleon, and Wellington // Blackwood's Edinburgh Magazine. - 1847. - Vol. LXI. - P. 34-49.
2. Alison A. History of Europe from the Commencement of the French Revolu¬tion in 1789 to the Restoration of the Bourbons in 1815. Vol. 1. - N. Y. : New World press, 1843. - 494 p.
3. Alison A. The Year of Revolutions // Blackwood's Edinburgh Magazine. - 1849. - Vol. LXV. - P. 1-19.
4. Carlyle T. On Heroes, Hero-worship, & the Heroic in History : Six Lectures ; Reported, with Emendations and Additions. - L. : Levey, Robson and Frank¬lin, 1841. - 393 p.
5. Napier W.F.P. History of the war in the Peninsula and the south of France, from the year 1807 to the year 1814. - N. Y. : D. & J. Sadlier, 1873. - 824 p.
6. Wilkinson S. From Cromwell to Wellington: twelve soldiers. - L. : Lawrence and Bullen ltd, 1899. - 560 p.
1.2. Исторические источники. Нормативные документы
1. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы : проект. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 94 с.
2. Рабочие программы. История. 10-11 классы. Базовый уровень : учебно¬методическое пособие / А.В. Митрофанова, А.Ф. Киселев, В.П. Попов, А.В. Игнатов ; сост. Л.Н. Желобанова. - М. : Дрофа, 2013. - 398 с.
3. Историко-культурный стандарт. URL: https://минобрнауки.рф/docu-
ments/3483/file/2325/13.07.01 -Проект Историко¬культурного стандарта. pdf.
4. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.).
URL: http://www.mid.ru/foreign policy/news/-/asset publisher/cKNon-
kJE02Bw/content/id/2542248.
5. Проект Концепции нового учебно-методического комплекса по Всеобщей истории. URL: http://iks.gaugn.ru/conceptghistory.pdf.
6. History programmes of study: key stage 3 National curriculum in England.
URL: https: //www.gov.uk/ government/uploads/system/uploads/attach-
ment data/file/239075/SECONDARY national curriculum - Historv.pdf'
1.3. Изобразительные источники
7. Военная галерея 1812 г. URL:
http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/buildings/l ocations/room/B10 F2 H 197/?lng=ru.
8. Aquatint with hand-colouring titled 'The Retreat of the French Grand Army
from Moscow Intercepted by the Russian Cossacks' by John Augustus Atkin¬son (1775-1833) English artist, engraver and water-colourist. Dated 1813. URL: https: //www. gettyimages. com/detail/news-photo/aquatint-with-hand-
colouring-titled-the-retreat-of-the-news-photo/869808966#/aquatint-with- handcolouring-titled-the-retreat-of-the-french-grand-picture-id869808966.
9. Arthur Wellesley, 1st Duke of Wellington (1769-1852) 1814-15. URL: https://www.royalcollection.org.uk/collection/405147/arthur-wellesley-1 st- duke-of-wellington-1769-1852.
10. Battle of Waterloo. URL: http://www.britishmuseum.org/research/collec- tion online/collection object details/collection image gallery.aspx?as- setId=462886001&objectId=3000200&partId=1.
11. Battle of Waterloo by Matthew Dubourg. URL:
http://www.grandmary.co.uk/collections/search/portrait/mw73913/Battle-of- Waterloo?LinkID=mp 16857&role=art&rNo=1.
12. Bonaparte's flight in disguise, from his ruined Grand Army in Russia 1812.
URL: http://www.britishmuseum.org/research/collection online/collec-
tion obj ect details.aspx?obj ectId=3451023&partId=1 &peo- ple=126570&peoA=126570-2-60&page=2.
13. Captain Samuel Hood Linzee (1773-1820). Martin Archer Shee (1769-1850). National Maritime Museum. URL: https://artuk.org/discover/artworks/cap- tain-samuel-hood-linzee-17731820-175593/search/actor: shee-martin-archer- 17691850/page/3.
14. Colonel Denis Davidoff, Surnamed The Black Captain. URL:
http://www.britishmuseum.org/research/collection online/collection ob¬ject details.aspx?objectId=3748020&partId=1&peo- ple=126570&peoA=126570-2-60&page=2.
15. Ernest Crofts. 1847-1911. URL: https ://artuk. org/discover/art-
works/search/actor: crofts-ernest-18471911.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ