Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста

Работа №96661

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы изучения особенностей
развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста
1.1. Общая характеристика эмоционально-волевой сферы младших
школьников 6
1.2. Психологические особенности социальной адаптации младших
школьников 15
1.3. Эмоционально-волевая сфера при разном уровне социальной
адаптации 25
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционально-волевой сферы при
разном уровне социальной адаптации
2.1 Методы и организация исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников при разном уровне социальной адаптации... 36
Приложение 1 61
Приложение 2 63
Приложение 3 65
Приложение 4 66
Список литературы 68

Адаптация в начальной школе для любого ребёнка - это особый и сложный период в его жизни. В это время познается новая социальную роль - ученик, осваивает новый вид деятельности - учебный, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники и учителя.
Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и соответственно влечет за собой изменения старых стереотипов взаимоотношений и поведения с окружающими, а также необходимость освоения новых требований и норм. Учебная деятельность требует от ученика нормативных достижений, школьная жизнь его ставит в ситуацию зависимости от оценок и мнения учителя, которые отражаются на системе его межличностных отношений. Новая социальная ситуация предъявляет высокие требования к эмоционально-волевой сфере ребёнка и ограничивает возможности непосредственного эмоционального реагирования.
Закономерным является именно тот факт, что ситуация школьного обучения имеет для ребёнка стрессогенный характер и его ставит перед необходимостью приспосабливаться к её требованиям.
Эмоционально-волевая сфера играет огромную роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими, и в социальной адаптации учащихся в школе и в не ее.
В тех случаях, когда важные потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие. Оно проявляется в ожидании постоянного неуспеха в школе, а также плохого отношения к себе со стороны одноклассников и педагогов, в боязни школы, нежелании посещать ее.
Начало обучения в школе считается одним из наиболее значимых факторов, которые воздействуют на эмоционально - волевые свойства детей учащихся в начальной школе. В процессе адаптации довольно часто встречаются негативные психологические проявления в поведении детей. Среди причин, усугубляющих рост негативных проявлений, обычно называются трудности, связанные со сменой социального положения детей, а так же связанные с приспособлением к учебной деятельности.
«Эмоционально волевая сфера личности включает в себя два тесно взаимосвязанных понятия, одним из которых являются человеческие эмоции и чувства, а другим - воля. Это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств». Развитие устойчивой волевой сферы и сильной эмоциональной стороны детей важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет в младшем школьном возрасте, поскольку все стороны учебной деятельности школьников сопровождаются определенными волевыми усилиями и эмоциями. Изучением эмоционально-волевой сферы занимались такие отечественные педагоги и психологи, как: Е.И. Рогов, И.М. Сеченов, А.Ц. Пуни, а так же практики: Л.И. Рыбак, Е.С. Бендер, Е.Н. Иванова.
Современная психология считает, что изучение эмоционально-волевой сферы у детей было и остается актуальным в наше время. На современном этапе данная проблема исследования отражена в таких нормативно-правовых источниках, как: «Конвенция о правах ребенка», ст. 29: «Государства- участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования также гласит о необходимости «учета индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей.
Цель исследования - изучить особенности эмоционально-волевого сферы детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - эмоционально-волевая сфера.
Предмет исследования - особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста при разном уровне социальной адаптации.
Гипотеза исследования:
Существует взаимосвязь между особенностями эмоционально-волевой сферы и уровнем социальной адаптации у младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические исследования:
3. Методы обработки данных: качественный и количественный анализ. Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить особенности эмоционально-волевой сферы младших
школьников;
3. Выявить особенности эмоционально-волевой сферы младших
школьников при разном уровне социальной адаптации;
В нашем исследовании использовались следующие методики: тестирование, контент-анализ, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Аксенова, О.Е. Синдром школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста / О.Е. Аксенова. - СПб.: Изд-во СПб.ун-та, 2003. - 496 с.
2. Арбузова, Е.С. Адаптация первоклассника к школе как психолого-педагогическая проблема / Е.С. Арбузова, А.В. Цветков // Вопросы гуманитарных наук. - 2008. - № 2 (35). - С. 265-267.
3. Баданина, Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход / Л.П. Баданина // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 12. - С. 59-62.
4. Басова, Е.Д. Воспитательная работа классного руководителя: системный подход / Е.Д. Басова // Воспитание школьников. - 2009. -№ 8. - С. 48-54.
5. Безруких, М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе / М.М. Безруких // Управление начальной школой. - 2011. - № 8. - С. 24-31.
6. Беккер, И.Л. Современные особенности социальной адаптации младших школьников / И.Л. Беккер, Е.А. Мельникова // Известия Пензенского гос. педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2008. - № 2. - С. 41-45.
7. Благинин, А.А. Психолого-педагогические характеристики личности учащихся с различным уровнем школьной адаптации / А.А. Благинин, И.И. Мамайчук, И.П. Истомина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - № 2. - С. 163¬166.
8. Богуцкая, Т.В. Компенсация негативных влияний микросреды на младших школьников:автореф.дис. канд. пед. наук / Т.В. Богуцкая. -Барнаул, 2001. -20 с.
9. Болховитин, С.М. Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня / С.М. Болховитин, А.А. Огородников // Начальная школа. - 2008. - № 2. - С. 50-52.
10. Вайнер, М.Э. Школьная адаптация и развитие личности младших школьников // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: матер. 3-й Всерос. научно-практич. конф. / Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2004. -С. 79-81.
11. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций / Ю.В. Василькова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 362 с.
12. Венецкая, А.Б. Формирование культуры общения младших школьников / А.Б. Венецкая // Начальная школа. - 2009. - № 2. - С. 52-58.
13. Воронцов, А. Педагогические условия реализации адаптационного периода в первом классе школ развивающего обучения /А.Воронцов // Начальная школа.-2008.-№ 13. - С. 32-35.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. -480 с.
15. Герц, Е. Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов / Е.Н. Герц, Е. А. Кутузова // Завуч начальной школы. - 2008. - № 4. -С. 59¬66.
16. Гусева, Н.А. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе современной школы: автореф. дис. . канд. пед. наук / Н.А. Гусева. -Брянск, 1994. - 19 с.
17. Джанерьян, С.Т. Психология эмоций и воли / С.Т. Джанерьян. - Ростов-на-Дону: Свет, 2016. - 545 с.
18. Ермакова, И. Адаптация первоклассников к школе / И. Ермакова, О. Даниленко // Народное образование. - 2008. - № 5. - С. 157-165.
19. Заваденко, Н.Н. Школьная дезадаптация: психоневрологические и нейропсихолгические исследования / Г.Г. Заваденко // Вопросы психологии. - 1999. - № 4. - С. 21-28.
20. Калин, В.К.Психология воли. Сборник научных трудов памяти В.К. Калина / В.К. Калин. - Симферополь: ГТУ, 2011.- 456 с.
21. Колосова, С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.
22. Костышина, О.Н. Творческая самореализация младшего
школьника / О.Н. Костышина // Начальная школа. -2008. -№ 1. - С. 23-26.
23. Красавский, Н.А. Базисные эмоции // Актуальные проблемы современной филологии: сборник научных работ / Отв. редактор Е.Н. Егина. Волгоград, 2012. -С. 47-51.
24. Кузьмина, А.А. Комплексная оценка течения адаптации первоклассников к школе на современном этапе / А.А. Кузьмина, Т.Е. Таранушенко // 2006. - № 2. - С. 10-14.
25. Купцов, И.И. Современный подход к значимости воли в психическом и духовном мире человека / И.И. Купцов // Прикладная юридическая психология. -2010. -№ 2. -С. 146-151.
26. Кутейникова, Е.Е. Педагогическая поддержка социализации младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Е. Кутейникова. - Санкт-Петербург, 2012. -23 с.
27. Лазарева, О.Н. Воспитание ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников / О.Н. Лазарева // Начальная школа. - 2007. - № 10. - С. 102-105.
28. Литвиненко, Н.В. Адаптация школьников в критические период развития как предмет психолого-педагогического исследования / Н.В. Литвиненко // Вестник Оренбургского гос. ун-та. - 2006. - № 2. - С. 54-58.
29. Литвиненко, Н.В. Факторы социально-психологической адаптации школьников в период кризиса 7 лет / Н.В. Литвиненко // Известия ВГПУ. - 2007. - № 1. - С. 35-39.
30. Лямина, Е.М. Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению: (подпрограмма к Образовательной программе школы) / Е.М. Лямина // Завуч начальной школы.- 2007. -№ 6. - С. 74-87.
31. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2007.- 563 с.
32. Маркина, Н.В. Психология индивидуальности: методические указания / Н.В. Маркина, Н.А. Нохрина. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. - 18 с.
33. Нуркова, В.В. Общая психология / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - М.: Юрайт, 2012. - 575 с.
34. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. Л.И. Скворцова. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 с.
35. Ольшанская, Н.А. Техника педагогического общения. Практикум для учителей и классных руководителей / Н.А. Ольшанская. - М.: Учитель, 2005. - 432 с.
36. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - Воронеж: МОДЭК, 2000. - 304 с.
37. Редлих, С.М. Проблема успешности процесса адаптации учащегося в образовательном пространстве школы / С.М. Редлих, Р.Е. Пономарев // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 10. - С. 117¬119.
38. Сабодах, Р.В. Проблема адаптации детей к обучению в школе / Р.В. Сабодах // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С. 66-68.
39. Семенака, С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе / С.И. Скменака. - М.: АРКТИ, 2012. - 72 с.
40. Симонова, Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации / Г.И. Симонова // Педагогика. - 2006. - № 9. - С. 36-39.
41. Смирнова, Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 2008. -№1. - С. 47-51.
42. Сокинина, А.А. Особенности эмоционального развития младших школьников / А.А. Сокинина // Воспитание и обучения. - 2013. - № 6. - С. 50-52.
43. Соколова, Н.Г. Система психолого-педагогического
сопровождения адаптации первоклассников к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.ohansk-mmcit.narod.ru.- Дата доступа: 01.10.2018.
44. Субботина, Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Г. Субботина. -Кемерово, 2002. - 22 с.
45. Турабаева, М.Н. Учебная мотивация младших школьников / М.Е. Турабаева // NovaInfo. - 2017. - № 58-2. - С. 1-5.
46. ФГОС начального общего образования, Утвержден приказом
Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 // Информационный портал: Министерство образования и науки РФ. - Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/documents/922.- Дата доступа: 01.10.2018.
47. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.
48. Цукерман, Г.А. Психологическое обследование младших школьников / Г.А. Цукерман. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с.
49. Цыба, Н.В. Система адаптации первоклассников как педагогическая технология / Н.В. Цыба // Завуч начальной школы. - 2012. - № 5. - С. 68-88.
50. Чаркова, Ф.В. Обучение общению / Ф.В. Чаркова // Начальная школа. -2008. - № 6. - С. 38-39.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ