Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы изучения особенностей
развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста
1.1. Общая характеристика эмоционально-волевой сферы младших
школьников 6
1.2. Психологические особенности социальной адаптации младших
школьников 15
1.3. Эмоционально-волевая сфера при разном уровне социальной
адаптации 25
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционально-волевой сферы при
разном уровне социальной адаптации
2.1 Методы и организация исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников при разном уровне социальной адаптации... 36
Приложение 1 61
Приложение 2 63
Приложение 3 65
Приложение 4 66
Список литературы 68
Глава 1. Теоретико-методические основы изучения особенностей
развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста
1.1. Общая характеристика эмоционально-волевой сферы младших
школьников 6
1.2. Психологические особенности социальной адаптации младших
школьников 15
1.3. Эмоционально-волевая сфера при разном уровне социальной
адаптации 25
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционально-волевой сферы при
разном уровне социальной адаптации
2.1 Методы и организация исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников при разном уровне социальной адаптации... 36
Приложение 1 61
Приложение 2 63
Приложение 3 65
Приложение 4 66
Список литературы 68
Адаптация в начальной школе для любого ребёнка - это особый и сложный период в его жизни. В это время познается новая социальную роль - ученик, осваивает новый вид деятельности - учебный, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники и учителя.
Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и соответственно влечет за собой изменения старых стереотипов взаимоотношений и поведения с окружающими, а также необходимость освоения новых требований и норм. Учебная деятельность требует от ученика нормативных достижений, школьная жизнь его ставит в ситуацию зависимости от оценок и мнения учителя, которые отражаются на системе его межличностных отношений. Новая социальная ситуация предъявляет высокие требования к эмоционально-волевой сфере ребёнка и ограничивает возможности непосредственного эмоционального реагирования.
Закономерным является именно тот факт, что ситуация школьного обучения имеет для ребёнка стрессогенный характер и его ставит перед необходимостью приспосабливаться к её требованиям.
Эмоционально-волевая сфера играет огромную роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими, и в социальной адаптации учащихся в школе и в не ее.
В тех случаях, когда важные потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие. Оно проявляется в ожидании постоянного неуспеха в школе, а также плохого отношения к себе со стороны одноклассников и педагогов, в боязни школы, нежелании посещать ее.
Начало обучения в школе считается одним из наиболее значимых факторов, которые воздействуют на эмоционально - волевые свойства детей учащихся в начальной школе. В процессе адаптации довольно часто встречаются негативные психологические проявления в поведении детей. Среди причин, усугубляющих рост негативных проявлений, обычно называются трудности, связанные со сменой социального положения детей, а так же связанные с приспособлением к учебной деятельности.
«Эмоционально волевая сфера личности включает в себя два тесно взаимосвязанных понятия, одним из которых являются человеческие эмоции и чувства, а другим - воля. Это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств». Развитие устойчивой волевой сферы и сильной эмоциональной стороны детей важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет в младшем школьном возрасте, поскольку все стороны учебной деятельности школьников сопровождаются определенными волевыми усилиями и эмоциями. Изучением эмоционально-волевой сферы занимались такие отечественные педагоги и психологи, как: Е.И. Рогов, И.М. Сеченов, А.Ц. Пуни, а так же практики: Л.И. Рыбак, Е.С. Бендер, Е.Н. Иванова.
Современная психология считает, что изучение эмоционально-волевой сферы у детей было и остается актуальным в наше время. На современном этапе данная проблема исследования отражена в таких нормативно-правовых источниках, как: «Конвенция о правах ребенка», ст. 29: «Государства- участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования также гласит о необходимости «учета индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей.
Цель исследования - изучить особенности эмоционально-волевого сферы детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - эмоционально-волевая сфера.
Предмет исследования - особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста при разном уровне социальной адаптации.
Гипотеза исследования:
Существует взаимосвязь между особенностями эмоционально-волевой сферы и уровнем социальной адаптации у младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические исследования:
3. Методы обработки данных: качественный и количественный анализ. Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить особенности эмоционально-волевой сферы младших
школьников;
3. Выявить особенности эмоционально-волевой сферы младших
школьников при разном уровне социальной адаптации;
В нашем исследовании использовались следующие методики: тестирование, контент-анализ, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и соответственно влечет за собой изменения старых стереотипов взаимоотношений и поведения с окружающими, а также необходимость освоения новых требований и норм. Учебная деятельность требует от ученика нормативных достижений, школьная жизнь его ставит в ситуацию зависимости от оценок и мнения учителя, которые отражаются на системе его межличностных отношений. Новая социальная ситуация предъявляет высокие требования к эмоционально-волевой сфере ребёнка и ограничивает возможности непосредственного эмоционального реагирования.
Закономерным является именно тот факт, что ситуация школьного обучения имеет для ребёнка стрессогенный характер и его ставит перед необходимостью приспосабливаться к её требованиям.
Эмоционально-волевая сфера играет огромную роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими, и в социальной адаптации учащихся в школе и в не ее.
В тех случаях, когда важные потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие. Оно проявляется в ожидании постоянного неуспеха в школе, а также плохого отношения к себе со стороны одноклассников и педагогов, в боязни школы, нежелании посещать ее.
Начало обучения в школе считается одним из наиболее значимых факторов, которые воздействуют на эмоционально - волевые свойства детей учащихся в начальной школе. В процессе адаптации довольно часто встречаются негативные психологические проявления в поведении детей. Среди причин, усугубляющих рост негативных проявлений, обычно называются трудности, связанные со сменой социального положения детей, а так же связанные с приспособлением к учебной деятельности.
«Эмоционально волевая сфера личности включает в себя два тесно взаимосвязанных понятия, одним из которых являются человеческие эмоции и чувства, а другим - воля. Это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств». Развитие устойчивой волевой сферы и сильной эмоциональной стороны детей важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет в младшем школьном возрасте, поскольку все стороны учебной деятельности школьников сопровождаются определенными волевыми усилиями и эмоциями. Изучением эмоционально-волевой сферы занимались такие отечественные педагоги и психологи, как: Е.И. Рогов, И.М. Сеченов, А.Ц. Пуни, а так же практики: Л.И. Рыбак, Е.С. Бендер, Е.Н. Иванова.
Современная психология считает, что изучение эмоционально-волевой сферы у детей было и остается актуальным в наше время. На современном этапе данная проблема исследования отражена в таких нормативно-правовых источниках, как: «Конвенция о правах ребенка», ст. 29: «Государства- участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования также гласит о необходимости «учета индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей.
Цель исследования - изучить особенности эмоционально-волевого сферы детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - эмоционально-волевая сфера.
Предмет исследования - особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста при разном уровне социальной адаптации.
Гипотеза исследования:
Существует взаимосвязь между особенностями эмоционально-волевой сферы и уровнем социальной адаптации у младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические исследования:
3. Методы обработки данных: качественный и количественный анализ. Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить особенности эмоционально-волевой сферы младших
школьников;
3. Выявить особенности эмоционально-волевой сферы младших
школьников при разном уровне социальной адаптации;
В нашем исследовании использовались следующие методики: тестирование, контент-анализ, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Подобные работы
- Особенности эмоционально-волевой сферы у младших школьников с ОНР 2 уровня (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2019 - Особенности эмоционально-волевой сферы у младших школьников с нарушениями речи (Психолого-педагогическая диагностика, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития средствами арт-технологий в процессе психолого-педагогической реабилитации
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего
школьного возраста с задержкой психического развития средствами арт-
технологий в процессе психолого-педагогической реабилитации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Исследование эмоциональных реакций детей младшего школьного возраста (Ленинградский Государственный Университет им. А.С. Пушкина)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Психокоррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством креативных технологий
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного
возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая программа коррекции тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



