ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УБЕЖДЕНИЙ 7
1.1. Сущность и содержание понятия «убеждение» 7
1.2. Методы и механизм формирования убеждений 15
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ 26
2.1. Сущность и содержание понятия «здоровый образ жизни» 26
2.2. Здоровый образ жизни для будущего педагога 28
2.3. Проблемы формирования здорового образа жизни у обучающихся
педагогических вузов 32
2.4. Организационно-педагогические условия формирования
убеждений в необходимости здорового образа жизни у обучающихся педагогических вузов 38
Выводы по 2 главе 40
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ УБЕЖДЕНИЙ В НЕОБХОДИМОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 42
3.1. Анализ программы по формированию здорового образа жизни,
реализуемой в вузе (на примере ФГБОУ ВО «УрГПУ») 42
3.2. Методические рекомендации по формированию убеждений в
необходимости здорового образа жизни 45
3.2.1. Аннотация 45
3.2.2. Формирование убеждений в необходимости здорового образа
жизни у студентов педагогического ВУЗа через систему профилактического воздействия в процессе обучения 46
3.2.3. Формы и методы работы по формированию убеждений в необходимости ЗОЖ на занятиях со студентами 51
Выводы по 3 главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Формирование здорового образа жизни граждан как задача государственной важности особо актуализируется в современной России. Здоровье в глобальном понимании является залогом прогрессивного развития цивилизации в целом. В России эта проблема в последнее время озвучивается как вопрос национальной безопасности.
В «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года», утверждённой Указом Президента РФ - В.В. Путиным от 12 мая 2009 г. №537, в разделе 6 «Здравоохранение» говорится о том, что «основными направлениями обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации Российская Федерация на среднесрочную перспективу определяет усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентацию на сохранение здоровья человека, совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства, отцовства и детства».
Также Президентом РФ - В.В. Путиным подписан указ №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», в котором правительству России даётся поручение обеспечить к 2018 году «снижение смертности» за счёт «мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан РФ».
Таким образом, основная цель политики государства в соответствии с концепцией развития физической культуры и спорта в РФ, состоит в оздоровлении нации, формировании здорового образа жизни населения, гармоничном развитии физически крепкого поколения, следовательно актуальность проблемы формирования убеждённости в необходимости ведения здорового образа жизни не вызывает сомнения.
Проблема сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни стала не только медицинской, но и педагогической, что нашло отражение в ФГОС основного общего образования, в котором отмечено:
предметные результаты изучения предметной области "Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать: формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни».
Таким образом, формирование убеждения в необходимости здорового образа жизни является важнейшей целью предмета ОБЖ, без чего невозможно повысить уровень культуры и здоровья обучающихся, а результаты работы в этом направлении зависят от эффективности используемых в процессе обучения форм и методов.
Однако, не смотря на актуальность проблемы и усилия, предпринимаемые по ее решению в сфере педагогики, она остаётся чрезвычайно острой, что свидетельствует о недостаточной эффективности педагогического процесса, что является результатом наличия следующих противоречий:
- между объективной необходимостью формирования у студентов убеждённости в здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью форм, методов и средств деятельности, направленной на сохранение здоровья студентов;
- между осознанием социальной значимости здорового образа жизни в профессионально-личностном развитии студентов и уровнем теоретической разработки этой проблемы в психолого-педагогической литературе.
Это позволило определить в качестве объекта исследования учебный процесс формирования убеждений в необходимости здорового образа жизни у студентов педагогического университета.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования убеждений в необходимости здорового образа жизни у студентов педагогического университета.
Цель исследования заключается в разработке методических рекомендаций к рабочей программе по формированию убеждений в необходимости здорового образа жизни у студентов педагогического университета.
Задачи исследования:
1. Провести анализ отечественной психолого-педагогической, методической и специальной литературы по данной проблеме.
2. Изучить сущность, содержание понятий «убеждение», «здоровый образ жизни», проанализировать особенности и проблемы формирования убеждений и здорового образа жизни у обучающихся вуза.
3. Провести анализ реализуемых учебных программ по формированию здорового образа жизни у обучающихся педагогического вуза (на примере ФГБОУ ВО «УрГПУ»).
4. Разработать методические рекомендации по формированию убеждений в необходимости здорового образа жизни у обучающихся педагогического университета.
Гипотеза исследования: формирование убеждений в необходимости здорового образа жизни у обучающихся будет осуществляться более эффективно, если будут созданы педагогические условия для успешного формирования убеждений в необходимости здорового образа жизни у студентов педагогического университета.
Методологической и теоретической основой исследования является комплексный подход, включающий в себя фундаментальные положения философии, психологии и педагогики о сущности человека; общенаучные принципы системности, детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, субъективного и объективного, социального и биологического; методологические подходы: аксиологический, антропологический,
деятельностный; идеи гуманизации педагогического процесса и личностно - ориентированного образования.
Особое место в процессе развития социально-активной, гармоничной личности принадлежит сохранению и укреплению его здоровья и созданию условий для здорового образа жизни. Крепкое здоровье и убеждённость в его необходимости являются важнейшим условием готовности студентов к будущей педагогической деятельности. Здоровье для человека, а тем более для будущего педагога должно стать жизненно-необходимой ценностью.
Формирование убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни остаётся одной из актуальных проблем современного общества. В каждой образовательной организации должны быть разработаны как учебные, так и профилактические программы, направленные на формирование у обучающихся ответственного отношения к собственному здоровью, убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни.
Процесс формирования готовности студентов педагогического вуза к восприятию и освоению здорового образа жизни должен рассматриваться как один из базовых компонентов их профессиональной подготовки.
В процессе подготовки студентов педагогического университета к профессиональной деятельности необходимо ориентироваться на конечный результат в виде модели выпускника вуза, представляющей собой основы для решения профессиональных задач, одна из которых выражается установкой на здоровый образ жизни как профессионально значимое свойство личности.
Цель нашей работы заключалась в разработке методических рекомендаций к рабочей программе по формированию убеждений в необходимости здорового образа жизни у студентов педагогического университета. Предлагаемые нами формы и методы работы предназначены для преподавателей при планировании, организации и проведении занятий. Материалы работы также могут быть использованы в процессе методической подготовки студентов и во время их педагогической практики.
Основная задача при проведении учебной и профилактической работы, направленной на формирование убеждений в необходимости здорового образа жизни - ориентировать их на самовоспитание. Также важным при этом является выработка системы нравственных ценностей, идеалов и навыков культуры здорового образа жизни, привитие стойкого иммунитета к негативным влияниям среды, обучение тому, как оказать сопротивление, как научиться говорить «нет» и как отказаться от нежелательной дружбы.
Данные направления работы крайне важны, так как именно ценностные ориентации и установки во многом определяют характер деятельности, специфику интересов, убеждённость и модели поведения студентов как в учебное время, так и вне стен образовательной организации.
1. Агаджанян H.A. Здоровье студентов: Монография.- М.: РУДН, 1997.
2. Александров O.A. Комплексная программа здоровья. М.: Медицина, 1988.- 96с.
3. Алёшина Л.И Формирование здорового образа
жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. 13.00.01. Дис.канд.пед.наук. -Волгоград, ВГПУ, 1998 .-214с.
4. Аммонашвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья.- М.: Педагогика, 1990.- с.228.
5. Ананьев В.А. Психогигиенические и психопрофилактические основы здорового образа жизни//ЗОЖ: Сб.науч.тр./Ленингр. ун-т усовер. врачей. - Ленинград, 1988.- С.85-112.
6. Артюхов, И.П. Динамическое исследование состояния здоровья студентов КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого за период 2011-2013 гг. / И.П. Артюхов, Е.А. Манухина, Д.С. Каскаева //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). №6(26). С. 101-108.
7. Артюхов, И.П. Методические подходы к оценке факторов риска здоровья населения / И.П. Артюхов, С.А. Сульдин, Н.П. Протасова // Сибирское медицинское обозрение. 2012. №6 (78). С. 80-85.
8. Артюхов, И.П. Воспитание молодого специалиста важнейшая, неотъемлемая часть высшего медицинского учебного заведения / И.П. Артюхов, П.А. Самотесов // Сибирское медицинское обозрение. 2008. T. 54, №6. С. 102-105.
9. Барышева Н.В., Виноградова П.А., Жолдак В.И. Физическая культура и здоровый образ жизни. Учеб. пособие.- СамараД997.- с.256.
10. Бехтерев В. Личность и условия её развития и здоровья. 2-е изд.- СПб.: Изд-во К.Л. Риккера, 1905.- 43с.
11. Борисов М.М., Виленский М.Я. Психолого-педагогические
аспекты формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи //Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПиДа: курс лекций. М., 1990.-С. 30-42.
12. Брехман И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека //Вопросы философии.-1982.-№2.- С.52-53.
13. Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. - 2-е изд. -М.: ФиС, 1990. - 208с.
14. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, 2007. - 125с.
15. Брехман И.И.// Валеология: Диагностика, средства и
профилактика обеспечения здоровья. - Владивосток, 1995. - 40-49 с.
16. Бречек, А Педиатрия рискованного поведения / А. Бречек // Каждый день. - 2007. - 16 ноября. - С. 4-9.
17. Вайнер Э.Н. Валеология. Учебник для Вузов.2-е изд., испр. М: Флинта, Наука,2002. - 416с.
18. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Основы здорового образа жизни студентов. Учеб. пособие. М: МНЗПУД995. - 96с.
19. Вульфович A.C. Подготовка будущих учителей к воспитанию у
учащихся направленности на здоровый образ жизни. 13.00.01.
Дис.канд.пед.наук. Волгоград, ВГПУ, 2000. - 217с.
20. Воскресенский Б.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодёжи. М.: Знание,1987. — 39с.
21. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред.
В.В.Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.- 480с.
22. Глинянова И.Ю. Формирование у студентов педагогического вуза основ готовности к валеологической работе со школьниками. 13.00.01. Дис. кан.пед.наук. Волгоград: ВГПУ, 1995. - 259с.
23. Гундаров И.А., Полееский В.А. Актуальные вопросы практической валеологии. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья.- СПб.: Наука,1993.- 256с.
24. Горчак С.И. К вопросу о дефениции здорового образа жизни //ЗОЖ: социально-философские и медико-биологические проблемы К., 1991.- с. 19-39.
25. Горячев В. Здоровье категория педагогическая. // Народное образование. - 1999. - № 9 . - С. 219-232.
26. Даутов Ю.Ю., Уракова Т.Ю., Ожева Р.Ш., Хакунов Р.Н., Тхакушинов Р.А. Научные основы здоровья и здорового образа жизни // Новые технологии. Майкоп, 2007.— № 3.— С. 67-69.
27. Дудченко Э.Ф. Проблема формирования валеологического сознания и поведения./ Сб. научных статей. Мурманск, МГПУ, 1999. - С. 21¬25.
28. Еременко В.А. Образ жизни и здоровье человека //Философские вопросы медицины и биологии.- К., 1985.Вып.17.- С.54.
29. Ивахненко Г.А. Здоровье московских студентов: анализ
самосохранительного поведения // Социологические исследования. 2006. №
5. С. 78-81.
30. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002.- 512с.
31. Ирхин В.Н., Кащенко В.П.: Здоровье учителя и учащихся - приоритетная ценность//Педагогика,- 1997.-№3.- С.73-76.
32. Зайцев В.П. Комплексная программа здоровья студентов: Учеб. пособие. Белгород: Изд-во БелГТАСМ,2000. - 78с.
33. Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И.В. Журавлева. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2012.
34. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние.- СПб: Питер,2000.- 448с.
35. Казин Э.М.,Федоров А.И., Панина Т.С.,Заруба H.A. Социальные и педагогические аспекты сохранения здоровья субъектов образовательного процесса //Мир образования Образование в мире. -2001.-№1 -С.146-162.
36. Казначеев В.П. Этюды интегральной медицины и валеологии. СПб., 1997.— С. 116.
37. Квасов С.Е., Изуткин Д.А. Факторы образа жизни и здоровье студентов за период их обучения в вузе. // Сов. Здравохранение. 1990. - №11.- С.26-30.
38. Киреева Т.А. Профессиональная подготовка студентов как один из этапов непрерывного валеологического образования //Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. СПб. 1992. -С.69-72.
39. Ковалев А. Г. Психология личности. — М.: просвещение,
1970. — с 60.
40. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М.: Наука,
1975. — с 158.
41. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.: распоряжение Правительства Российской Федерации № 2765-р от 29 декабря 2014 г. // Собрание законодательства РФ.— 12.01.2015.— № 2.— Ст. 541.
42. Крючкова В.А., Сандлер М.В. . Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни. В помощь лектору. М.: Знание, 1985,С.37.
43. Кульменева, Л. Г. Школа здорового образ жизни / Л.Г.
Кульменева //- 2007. - №3. - С. 42-47.
44. Купчинов, Р. И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи / Р. И. Купчинов. -Минск : УП «ИВЦ Минфина», 2004. - 211с.
45. Лебедченко С.Ю. Формирование культуры здоровья будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. 13.00.08. Дис.кан.пед.наук. -Волгоград, ВГПУ,2000, 266с.
46. Леви В.Л. Искусство быть другим. - СПб.: Питер,1993.-327с.
47. Лисицын Ю.П., Сахно A.B. Здоровье человека социальная ценность. — М.: Мысль, 1998.-270 с.
48. Ляхович A.B. Научные основы формирования здоровья студенческой молодёжи. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. докт.мед.наук. - М.,1998. 47с.
49. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. Учеб. пособие. М.: АСАДЕМА, 2001.-320с.
50. Мелешкова Н.А. Формирование здорового образа жизни студентов вуза в процессе физического воспитания: канд.пед. наук. - Нальчик, 2005. - 234 с.
51. Немов Р.С. Психология. - М.: Владос, 2001.-427с.
52. Уткина Л.И. К вопросу о валеологической культуре педагога./ Здоровье и образование./ Педагогические проблемы валеологии. СПб, 1997. - С.142-143.
53. Петрова О.В. Психолого-педагогические аспекты формирования культуры здорового образа жизни студентов // Вестник Брянского государственного университета. Брянск, 2013.— № 1.— С. 196-200.
54. Петровский А.В. Общая психология Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1976. — с 113.
55. Покровская М.И. Воспитание здоровых привычек. СПб.: Типография П.П.Сойкина, 1901.- с.64.
56. Попов C.B. Валеология в школе и дома (о физическом благополучие школьников). С-Пб: «Союз», 1998. - 256с.
57. Попов, А.А. Факторы, влияющие на организацию здорового образа жизни студентов в условиях творческого вуза / А. А. Попов // Мир науки, культуры, образования: науч. журн. - 2011. - N 2. - С. 167.
58. Полетаева Н.М. Валеологическая воспитательная система образовательного учреждения.- СПб.: Познание,2001.- 190с.
59. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -423с.
60. Рыбачук H.A. Педагогическая технология здоровьесбережения студентов. //Педагогика. 2003. - № 4. - С.70-73.
61. Сивас, Н.В. Инновационная деятельность по формированию ЗОЖ в образовательном учреждении // Ученые записки. 2011. № 4(74). С. 166-170.
Соковня-Семёнова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М.: «АСАДЕМА». 1999.
63. Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Сов. Здравоохранение.- 1981.- №5.-С.6.
64. Фёдоров В.В. Проблемы оздоровления студенческой молодёжи в
контексте вузовского образования. /В сб.: Здоровье и физические
упражнения.- Тюмень: ТГУ, 2000. С.218-223.