Формирование убеждения в необходимости здорового образа жизни у студентов педагогического вуза
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УБЕЖДЕНИЙ 7
1.1. Сущность и содержание понятия «убеждение» 7
1.2. Методы и механизм формирования убеждений 15
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ 26
2.1. Сущность и содержание понятия «здоровый образ жизни» 26
2.2. Здоровый образ жизни для будущего педагога 28
2.3. Проблемы формирования здорового образа жизни у обучающихся
педагогических вузов 32
2.4. Организационно-педагогические условия формирования
убеждений в необходимости здорового образа жизни у обучающихся педагогических вузов 38
Выводы по 2 главе 40
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ УБЕЖДЕНИЙ В НЕОБХОДИМОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 42
3.1. Анализ программы по формированию здорового образа жизни,
реализуемой в вузе (на примере ФГБОУ ВО «УрГПУ») 42
3.2. Методические рекомендации по формированию убеждений в
необходимости здорового образа жизни 45
3.2.1. Аннотация 45
3.2.2. Формирование убеждений в необходимости здорового образа
жизни у студентов педагогического ВУЗа через систему профилактического воздействия в процессе обучения 46
3.2.3. Формы и методы работы по формированию убеждений в необходимости ЗОЖ на занятиях со студентами 51
Выводы по 3 главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УБЕЖДЕНИЙ 7
1.1. Сущность и содержание понятия «убеждение» 7
1.2. Методы и механизм формирования убеждений 15
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ 26
2.1. Сущность и содержание понятия «здоровый образ жизни» 26
2.2. Здоровый образ жизни для будущего педагога 28
2.3. Проблемы формирования здорового образа жизни у обучающихся
педагогических вузов 32
2.4. Организационно-педагогические условия формирования
убеждений в необходимости здорового образа жизни у обучающихся педагогических вузов 38
Выводы по 2 главе 40
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ УБЕЖДЕНИЙ В НЕОБХОДИМОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 42
3.1. Анализ программы по формированию здорового образа жизни,
реализуемой в вузе (на примере ФГБОУ ВО «УрГПУ») 42
3.2. Методические рекомендации по формированию убеждений в
необходимости здорового образа жизни 45
3.2.1. Аннотация 45
3.2.2. Формирование убеждений в необходимости здорового образа
жизни у студентов педагогического ВУЗа через систему профилактического воздействия в процессе обучения 46
3.2.3. Формы и методы работы по формированию убеждений в необходимости ЗОЖ на занятиях со студентами 51
Выводы по 3 главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Формирование здорового образа жизни граждан как задача государственной важности особо актуализируется в современной России. Здоровье в глобальном понимании является залогом прогрессивного развития цивилизации в целом. В России эта проблема в последнее время озвучивается как вопрос национальной безопасности.
В «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года», утверждённой Указом Президента РФ - В.В. Путиным от 12 мая 2009 г. №537, в разделе 6 «Здравоохранение» говорится о том, что «основными направлениями обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации Российская Федерация на среднесрочную перспективу определяет усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентацию на сохранение здоровья человека, совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства, отцовства и детства».
Также Президентом РФ - В.В. Путиным подписан указ №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», в котором правительству России даётся поручение обеспечить к 2018 году «снижение смертности» за счёт «мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан РФ».
Таким образом, основная цель политики государства в соответствии с концепцией развития физической культуры и спорта в РФ, состоит в оздоровлении нации, формировании здорового образа жизни населения, гармоничном развитии физически крепкого поколения, следовательно актуальность проблемы формирования убеждённости в необходимости ведения здорового образа жизни не вызывает сомнения.
Проблема сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни стала не только медицинской, но и педагогической, что нашло отражение в ФГОС основного общего образования, в котором отмечено:
предметные результаты изучения предметной области "Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать: формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни».
Таким образом, формирование убеждения в необходимости здорового образа жизни является важнейшей целью предмета ОБЖ, без чего невозможно повысить уровень культуры и здоровья обучающихся, а результаты работы в этом направлении зависят от эффективности используемых в процессе обучения форм и методов.
Однако, не смотря на актуальность проблемы и усилия, предпринимаемые по ее решению в сфере педагогики, она остаётся чрезвычайно острой, что свидетельствует о недостаточной эффективности педагогического процесса, что является результатом наличия следующих противоречий:
- между объективной необходимостью формирования у студентов убеждённости в здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью форм, методов и средств деятельности, направленной на сохранение здоровья студентов;
- между осознанием социальной значимости здорового образа жизни в профессионально-личностном развитии студентов и уровнем теоретической разработки этой проблемы в психолого-педагогической литературе.
Это позволило определить в качестве объекта исследования учебный процесс формирования убеждений в необходимости здорового образа жизни у студентов педагогического университета.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования убеждений в необходимости здорового образа жизни у студентов педагогического университета.
Цель исследования заключается в разработке методических рекомендаций к рабочей программе по формированию убеждений в необходимости здорового образа жизни у студентов педагогического университета.
Задачи исследования:
1. Провести анализ отечественной психолого-педагогической, методической и специальной литературы по данной проблеме.
2. Изучить сущность, содержание понятий «убеждение», «здоровый образ жизни», проанализировать особенности и проблемы формирования убеждений и здорового образа жизни у обучающихся вуза.
3. Провести анализ реализуемых учебных программ по формированию здорового образа жизни у обучающихся педагогического вуза (на примере ФГБОУ ВО «УрГПУ»).
4. Разработать методические рекомендации по формированию убеждений в необходимости здорового образа жизни у обучающихся педагогического университета.
Гипотеза исследования: формирование убеждений в необходимости здорового образа жизни у обучающихся будет осуществляться более эффективно, если будут созданы педагогические условия для успешного формирования убеждений в необходимости здорового образа жизни у студентов педагогического университета.
Методологической и теоретической основой исследования является комплексный подход, включающий в себя фундаментальные положения философии, психологии и педагогики о сущности человека; общенаучные принципы системности, детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, субъективного и объективного, социального и биологического; методологические подходы: аксиологический, антропологический,
деятельностный; идеи гуманизации педагогического процесса и личностно - ориентированного образования.
В «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года», утверждённой Указом Президента РФ - В.В. Путиным от 12 мая 2009 г. №537, в разделе 6 «Здравоохранение» говорится о том, что «основными направлениями обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации Российская Федерация на среднесрочную перспективу определяет усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентацию на сохранение здоровья человека, совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства, отцовства и детства».
Также Президентом РФ - В.В. Путиным подписан указ №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», в котором правительству России даётся поручение обеспечить к 2018 году «снижение смертности» за счёт «мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан РФ».
Таким образом, основная цель политики государства в соответствии с концепцией развития физической культуры и спорта в РФ, состоит в оздоровлении нации, формировании здорового образа жизни населения, гармоничном развитии физически крепкого поколения, следовательно актуальность проблемы формирования убеждённости в необходимости ведения здорового образа жизни не вызывает сомнения.
Проблема сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни стала не только медицинской, но и педагогической, что нашло отражение в ФГОС основного общего образования, в котором отмечено:
предметные результаты изучения предметной области "Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать: формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни».
Таким образом, формирование убеждения в необходимости здорового образа жизни является важнейшей целью предмета ОБЖ, без чего невозможно повысить уровень культуры и здоровья обучающихся, а результаты работы в этом направлении зависят от эффективности используемых в процессе обучения форм и методов.
Однако, не смотря на актуальность проблемы и усилия, предпринимаемые по ее решению в сфере педагогики, она остаётся чрезвычайно острой, что свидетельствует о недостаточной эффективности педагогического процесса, что является результатом наличия следующих противоречий:
- между объективной необходимостью формирования у студентов убеждённости в здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью форм, методов и средств деятельности, направленной на сохранение здоровья студентов;
- между осознанием социальной значимости здорового образа жизни в профессионально-личностном развитии студентов и уровнем теоретической разработки этой проблемы в психолого-педагогической литературе.
Это позволило определить в качестве объекта исследования учебный процесс формирования убеждений в необходимости здорового образа жизни у студентов педагогического университета.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования убеждений в необходимости здорового образа жизни у студентов педагогического университета.
Цель исследования заключается в разработке методических рекомендаций к рабочей программе по формированию убеждений в необходимости здорового образа жизни у студентов педагогического университета.
Задачи исследования:
1. Провести анализ отечественной психолого-педагогической, методической и специальной литературы по данной проблеме.
2. Изучить сущность, содержание понятий «убеждение», «здоровый образ жизни», проанализировать особенности и проблемы формирования убеждений и здорового образа жизни у обучающихся вуза.
3. Провести анализ реализуемых учебных программ по формированию здорового образа жизни у обучающихся педагогического вуза (на примере ФГБОУ ВО «УрГПУ»).
4. Разработать методические рекомендации по формированию убеждений в необходимости здорового образа жизни у обучающихся педагогического университета.
Гипотеза исследования: формирование убеждений в необходимости здорового образа жизни у обучающихся будет осуществляться более эффективно, если будут созданы педагогические условия для успешного формирования убеждений в необходимости здорового образа жизни у студентов педагогического университета.
Методологической и теоретической основой исследования является комплексный подход, включающий в себя фундаментальные положения философии, психологии и педагогики о сущности человека; общенаучные принципы системности, детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, субъективного и объективного, социального и биологического; методологические подходы: аксиологический, антропологический,
деятельностный; идеи гуманизации педагогического процесса и личностно - ориентированного образования.
Особое место в процессе развития социально-активной, гармоничной личности принадлежит сохранению и укреплению его здоровья и созданию условий для здорового образа жизни. Крепкое здоровье и убеждённость в его необходимости являются важнейшим условием готовности студентов к будущей педагогической деятельности. Здоровье для человека, а тем более для будущего педагога должно стать жизненно-необходимой ценностью.
Формирование убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни остаётся одной из актуальных проблем современного общества. В каждой образовательной организации должны быть разработаны как учебные, так и профилактические программы, направленные на формирование у обучающихся ответственного отношения к собственному здоровью, убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни.
Процесс формирования готовности студентов педагогического вуза к восприятию и освоению здорового образа жизни должен рассматриваться как один из базовых компонентов их профессиональной подготовки.
В процессе подготовки студентов педагогического университета к профессиональной деятельности необходимо ориентироваться на конечный результат в виде модели выпускника вуза, представляющей собой основы для решения профессиональных задач, одна из которых выражается установкой на здоровый образ жизни как профессионально значимое свойство личности.
Цель нашей работы заключалась в разработке методических рекомендаций к рабочей программе по формированию убеждений в необходимости здорового образа жизни у студентов педагогического университета. Предлагаемые нами формы и методы работы предназначены для преподавателей при планировании, организации и проведении занятий. Материалы работы также могут быть использованы в процессе методической подготовки студентов и во время их педагогической практики.
Основная задача при проведении учебной и профилактической работы, направленной на формирование убеждений в необходимости здорового образа жизни - ориентировать их на самовоспитание. Также важным при этом является выработка системы нравственных ценностей, идеалов и навыков культуры здорового образа жизни, привитие стойкого иммунитета к негативным влияниям среды, обучение тому, как оказать сопротивление, как научиться говорить «нет» и как отказаться от нежелательной дружбы.
Данные направления работы крайне важны, так как именно ценностные ориентации и установки во многом определяют характер деятельности, специфику интересов, убеждённость и модели поведения студентов как в учебное время, так и вне стен образовательной организации.
Формирование убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни остаётся одной из актуальных проблем современного общества. В каждой образовательной организации должны быть разработаны как учебные, так и профилактические программы, направленные на формирование у обучающихся ответственного отношения к собственному здоровью, убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни.
Процесс формирования готовности студентов педагогического вуза к восприятию и освоению здорового образа жизни должен рассматриваться как один из базовых компонентов их профессиональной подготовки.
В процессе подготовки студентов педагогического университета к профессиональной деятельности необходимо ориентироваться на конечный результат в виде модели выпускника вуза, представляющей собой основы для решения профессиональных задач, одна из которых выражается установкой на здоровый образ жизни как профессионально значимое свойство личности.
Цель нашей работы заключалась в разработке методических рекомендаций к рабочей программе по формированию убеждений в необходимости здорового образа жизни у студентов педагогического университета. Предлагаемые нами формы и методы работы предназначены для преподавателей при планировании, организации и проведении занятий. Материалы работы также могут быть использованы в процессе методической подготовки студентов и во время их педагогической практики.
Основная задача при проведении учебной и профилактической работы, направленной на формирование убеждений в необходимости здорового образа жизни - ориентировать их на самовоспитание. Также важным при этом является выработка системы нравственных ценностей, идеалов и навыков культуры здорового образа жизни, привитие стойкого иммунитета к негативным влияниям среды, обучение тому, как оказать сопротивление, как научиться говорить «нет» и как отказаться от нежелательной дружбы.
Данные направления работы крайне важны, так как именно ценностные ориентации и установки во многом определяют характер деятельности, специфику интересов, убеждённость и модели поведения студентов как в учебное время, так и вне стен образовательной организации.
Подобные работы
- Психологические условия формирования здорового образа жизни у студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у подрастающего поколения
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ШКОЛЬНИКОВ 14-15 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Главы к дипломным работам, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 2450 р. Год сдачи: 2016 - Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках биологии и химии
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Диссертация , физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - Формирование здорового образа жизни курсантов учебных заведений МВД средствами физической культуры и спорта
Диссертации (РГБ), физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2024



