ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ 10
1.1 Сущность понятия «профессиональная компетентность» и ее содержание в области здоровьесбережения дошкольников 10
1.2. Сущность, специфика и виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 25
1.3 Формирование профессиональной компетентности педагога
дошкольного образования 388
Глава 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГОВ «ДЕТСКИЙ САД № 31» Г. ПЕРВОУРАЛЬСК В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ 42
2.1. Анализ состояния проблемы в практике формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации . 42
2.2. Методическая работа по совершенствованию профессионального
мастерства педагогов «Детский сад № 31» г. Первоуральск в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 60
2.3 Оценка результативности методической работы по
формированию профессиональной компетентности педагога в области здоровьесбережения дошкольников 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 899
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 135
Актуальность исследования. Несмотря на то, что проблема сохранения здоровья детей дошкольного возраста является значимой уже довольно длительное время, на сегодняшний момент она не только не утрачивает своей актуальности, но и является критической. Так, по данным Минздрава РФ (Национального научно-практического центра здоровья детей), количество детей, которых можно считать здоровыми, все еще продолжает снижаться; отмечается увеличение числа детей с патологиями, функциональными нарушениями, хроническими заболеваниями - уже более, чем у 45% дошкольников. Таким образом, несмотря на предпринимаемые усилия положительных результатов зафиксированных по проблеме здоровьесбережения нет, и более того, все еще отмечается тенденция к их ухудшению. Эта направленность по вопросу развития здоровьесбережения имеет негативный характер, поскольку ее количественный аспект (проблемы с сохранением здоровья более чем у 45 %) может перерасти в качественный аспект.
Современные педагоги дошкольного образования фиксируют, что проблема здоровьесбережения напрямую связана с низким уровнем познавательной активности и влияет на способность активно и продуктивно работать в процессе обучения.
Примечательно, что данная проблема признана на государственном уровне в области образования: так, вопросы сохранения здоровья и меры по здоровьесбережению в обязательном порядке отображаются в Законе «Об образовании», Национальной доктрине образования РФ, в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, Федеральной целевой программе развития образования до 2020 года и др.
Однако, несмотря на реализацию федерального законодательства по вопросу здоровьесохранения, до сих пор поиск решения дилеммы сбережения здоровья дошкольника остается актуальным. Таким образом, была выявлена проблема между государственным заказом на сохранение здоровья подрастающего поколения и нерешенностью этой проблемы педагогами дошкольных образовательных организаций. Многие исследователи в качестве причины нерешенности проблемы здоровьесбережения дошкольников видят в низкой профессиональной компетентности педагогов ДОУ именно по данному аспекту, где важную роль играют навыки сохранения собственного здоровья, навыки его сохранения и укрепления. Иными словами, для того, чтобы педагог дошкольного образования смог обеспечить процесс здоровьесбережения на должном уровне, он сам должен владеть навыками сохранения своего здоровья - быть компетентным в данном вопросе не только с теоретической стороны.
В качестве обоснования данной позиции приведем мнения современных исследователей. Так. А.В. Бахметов. А.Г. Маджуга, Н.К. Смирнов полагают, что среди современных педагогов дошкольных учреждений высокий уровень сохранения здоровья отмечен лишь у 38%, а целенаправленная деятельность педагога по вопросу сохранения и укрепления своего здоровья встречается уже гораздо меньше - у 23%.
Интересен также результат оценки проблемы здоровьесбережения педагогов дошкольного образования как компонента профессиональной компетентности, таких исследователей, как Н.П. Абаскаловой, Т.В. Душенина, В.Ф. Базарного, В.З. Коган, Л.М. Митиной, Н.П. Недоспасовой, Л.А. Проскуряковой и др.
По результатам этих исследований, лишь 59 % педагогов дошкольных учреждений опираются на здоровьесберегательный принцип в своей образовательной деятельности; следовательно, 41% педагогов этот принцип в данной профессиональной деятельности не используют.
Также и среди руководителей дошкольных образовательных организаций лишь 76% активно внедряют инновационные педагогические технологии, авторские апробированные методики по сохранению здоровья дошкольников (исходя из этого, 24% руководителей не активны в этом вопросе).
Анализ трудов таких исследователей, как Э.В. Працун, Е.А. Панько, Э.М. Казина и др. свидетельствует о том, что проблема здоровьесбережения в дошкольных образовательных организациях заключается, в частности, в формальном подходе педагогов к процессу сохранения здоровья детей. Так, в качестве конкретных примеров бессистемного и формального подхода к здоровьесбережению, исследователи указывают на: отсутствие периодической диагностики состояния здоровья дошкольника, что делает невозможным точную оценку текущего состояния здоровья дошкольника и его прогнозирование, а также недостаток учета психической, эмоциональной и физической готовности дошкольника в процесс проектирования здоровьесберегательной деятельности.
Таким образом, решение проблемы здоровьесбережения дошкольников с учетом всех вышеуказанных факторов видится именно в повышении профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, их личностной позиции к процессу здоровьесбережения и сформированных рефлексивных навыков (самооценки своей деятельности в области сохранения здоровья) и умения учиться (постоянное системное самообразование).
Компонент здоровьесбережения является ключевым в профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, поскольку сфера сбережения здоровья охватывает большой комплекс сформированных умений и навыков: продуктивная организация процесса здоровьесбережения; знание медико-психологических аспектов сбережения здоровья дошкольников; умение использовать актуальные критерии для диагностики состояния здоровья ребенка; умение проектировать и прогнозировать результаты здоровьесберегательной деятельности; внедрение программ по сбережению здоровья дошкольника с учетом их индивидуальных особенностей.
Таким образом, все вышесказанное обусловили выбор темы дипломного исследования: «Формирование профессиональной компетентности педагога в области здоровьесбережения дошкольников».
Объект исследования: процесс формирования профессиональной компетентности педагога.
Предмет исследования: профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения в области здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
Анализ состояния проблемы здоровьесбережения дошкольников позволяет выявить явные противоречия между:
- необходимостью в воспитании здорового подрастающего поколения и недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагогов ДОО в сфере здоровьесбережения;
- потребностью в использовании инновационных педагогических здоровьесберегательных методик и технологий и недостаточным уровнем методического обеспечения педагогов ДОО.
На основе выделенных противоречий, сформулируем проблему дипломного исследования: каковы содержание и средства формирования профессиональной компетентности педагога ДОО в области здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Для решения данной проблемы обозначена цель исследования: на основе изучения теоретического материла, методической литературы и нормативных актов, определить условия, при которых процесс формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного учреждения в условиях применения здоровьесберегающих технологий будет эффективным.
Гипотеза: формирование профессиональной компетентности педагога ДОО в области здоровьесбережения дошкольников будет эффективной, если:
- будет проведен мониторинг исходных возможностей педагогов ДОО для дальнейшего повышения профессиональной компетентности;
- будет использован дифференцированный подход для разработки плана по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО;
- будет использован личностно-ориентированный подход повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО, позволяющий использовать самые актуальные и активные методы и формы обучения в соответствии с поставленными задачами.
Достижение поставленной цели, обеспечивается путем решения следующих задач:
- раскрыть сущность понятия «профессиональная компетентность» в области здоровьесбережения дошкольников на основе анализа научно-исследовательской литературы, современное состояние проблемы в практике формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
- раскрыть сущность, специфику и виды здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО;
- реализовать методическую работу по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов МАДОУ «Детский сад № 31» ГО Первоуральск в соответствии с ФГОС ДО;
- оценить результативность методической работы по формированию профессиональной компетентности педагога в области здоровьесбережения дошкольников.
Методы исследования, используемые в работе:
- теоретические: анализ, систематизация и сравнение педагогического опыта по проблеме отраженного в научно-педагогических источниках;
- практические: качественный анализ экспериментальных данных (диагностирование, анкетирование, проектирование) на каждом из этапов исследования.
Элементы новизны исследования:
- определены педагогические условия способствующие формированию здоровьесберегающей профессиональной компетентности педагога ДОУ.
- подобраны оптимальные диагностические средства формирования профессиональной компетентности педагога в вопросах здоровьесбережения.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что разработанные нами диагностические методики могут быть использованы в практике других дошкольных образовательных организаций. Результаты исследования могут быть использованы другими педагогами в своей образовательной деятельности.
Базой исследования является филиал МАДОУ «Детский сад № 31» ГО Первоуральск.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования отражены в двух публикациях: в рамках проведения IV Международной конференции «Традиции и инновации в педагогическом образовании», УрГПУ г. Екатеринбург (апрель 2018 год) и на Международной научно-практической конференции «Проблемы внедрения результатов инновационных разработок», г.Екатеринбург (сентябрь 2018 год).
Структура выпускной квалификационной работы логична, состоит из 136 листов, включает: введение, две главы, заключение, список литературы (54 источника вместе с Интернет ресурсами), 17 приложений. Текст дополнен иллюстрациями таблиц.
В ходе исследования, посвященного процессу формирования профессиональной компетентности педагога ДОО в области здоровьесбережения дошкольников, решались как теоретические, так и практические задачи.
Для решения первой задачи мы проанализировали нормативно-правовые акты; научную-педагогическую литературу; практический педагогический опыт по данной проблеме. Даны определения основным понятиям, определена сущность и специфика здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО, рассмотрены различные виды здоровьесберегающих педагогических технологий и изучены условия формирования профессиональной компетенции педагога.
Теоретическое исследование показало, что профессиональная компетентность - это единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности и характеристика его профессионализма (В. А. Сластенин).
Здоровьесберегающая компетентность - это интегративная профессионально-личностная характеристика, определяющая готовность и способность педагога квалифицированно осуществлять и сознательно перестраивать деятельность по здоровьесбережению всех субъектов образовательного процесса в личностном и профессиональном аспектах на основе знаний, умений, опыта, совершенствования профессионально значимых качеств личности (И.Р. Рыбина) [42].
Совершенствованию здоровьесберегающей компетентности педагогов дошкольного образования способствуют систематизированная методическая работа и способность педагога самостоятельно приобретать новые знания и умения в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья и использовать их в практической деятельности.
Для решения второй задачи исследования: выделены показатели уровня здоровьесберегающей компетентности педагогов, на основе которых определены результаты констатирующего эксперимента.
Констатирующий эксперимент проведен на базе МАДОУ «Детский сад № 31» ГО Первоуральск. По результатам мониторинга выявлена проблема: недостаточный уровень сформированности здоровьесберегающей компетентности педагогов «ДОУ № 31» по теоретическому и практическому компонентам в сфере здоровьесбережения дошкольников. Основу коллектива составляют педагоги со средним уровнем здоровьесберегающей компетентности (50%). Также выявлен стабильно высокий уровень часто болеющих детей (свыше 30%), поэтому деятельность педагогов в области здоровьесбережения детей требует усовершенствования.
В ходе исследования состояния педагогических условий повышения здоровьесберегающей компетентности педагогов «ДОУ № 31» выявлено, что в образовательном процессе чаще используются традиционные формы методической работы, а современные активные методы обучения недостаточно отражены, от чего страдает качество непосредственно образовательной деятельности педагога в дошкольном учреждении. По результатам комплексного исследования, на формирующем этапе эксперимента, для разрешения проблем, выявленных в работе педагогического коллектива МАДОУ «Детский сад № 31», разработаны и апробированы: модель формирующего эксперимента и проект «Совершенствование педагогических условий» - как важный фактор повышения здоровьесберегающей компетентности педагогов.
В ходе реализации поставленных целей и задач проекта, проведена методическая работа с кадрами, строившаяся на диагностической основе, дифференцированно, с учетом уровня профессиональной компетентности педагогов, их запросов.
Достигнуты следующие результаты:
- выстроена эффективная система методической работы по обновлению содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по повышению уровня здоровьесберегающей компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО;
- расширение практики использования активных методов обучения педагогов «ДОУ № 31»;
- расширение практики использования инновационных здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы;
- значительное повышение уровня здоровьесберегающей компетентности педагогов: уменьшение количества педагогов с низким уровнем профессиональной компетентности, увеличение числа педагогов с высоким уровнем профессиональной компетентности, как по теоретическому компоненту, так и по практическому компоненту, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Проведенное исследование доказало, что повышение здоровьесберегающей компетентности педагогов происходит успешно при реализации эффективно организованной системы методической работы, цель которой - организовать ее с максимальной пользой для каждого педагога в соответствии с его запросами, целенаправленно используя методические возможности дошкольного учреждения.
Нами установлено и экспериментально проверено, что повышение здоровьесберегающей компетентности педагогов возможно при:
- осуществлении мониторинга, позволяющего оценивать их стартовые возможности в работе по повышению профессиональной компетентности;
- разработке на основе дифференцированного подхода плана повышения профессиональной компетентности воспитателей;
- организации обучения педагогов на основе исходного уровня их компетентности, личностно-ориентированного подхода, включающего оптимальный выбор форм и методов обучения в соответствии с задачами и содержанием учебного материала применении активных методов в методической работе для повышения профессиональной компетентности педагогов;
- применении активных методов образования в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогов.
Компетентность работы педагога определяется высокими конечными результатами - повышением его педагогической и валеологической культуры, содействие в просвещении дошкольников по укреплению и сбережению здоровья, осознанному отношению ребенка к своей жизни и жизни близких. Только такой педагог может быть максимально эффективным для системы дошкольного образования.
Выполненное нами исследование по изучению педагогических условий, обеспечивающих формирование у педагога профессиональной компетентности в области здоровьесбережения дошкольников выполненное на базе МАДОУ «Детский сад № 31» города Первоуральск вносит определенный вклад в совершенствование системы повышения компетентности специалистов дошкольных учреждений.
1. Абакумова, Ю. Г. Здоровьесберегающая компетентность будущего педагога: структурные компоненты, содержание, уровни сформированности [Текст] / Ю. Г. Абакумова // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей Международной научно - практической конференции (г. Киров). Ч. 2. - Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - С. 90-93.
2. Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ. [Текст] / Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец. - СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г. - 112 с.
3. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) [Текст] / В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 34-38.
4. Бикеева, Т.В. Здоровьесберегающая компетентность педагога в аспекте требований «Профессионального стандарта педагога» // Молодой ученый. - 2015. - № 5 (139) - С. 468-470.
5. Белкин А.С. Педагогическая компетентность [Текст]: учеб. пособ. /
А. С. Белкин, В. В. Нестеров. - Екатеринбург : Центр «Учебная книга», 2003. - 204 с.
6. Бубнова Л.М. Готовность к профессиональной деятельности в педагогике [Электронный ресурс] // Инновационный Центр Развития Образования и Науки. URL:http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id= 13734(дата обращения: 23.08.2018).
7. Васякина А.С., Шепилова Н.А. Профессиональная готовность педагогов ДОО к инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-3 URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13734(дата обращения: 17.07.2018).
8. Вашечкина, О.В. Развитие профессиональной компетентности педагога в контексте здоровьесозидающего подхода к образованию [Текст] / О. В. Вашечкина. // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 1 (21). - С. 18 - 22.
9. Введенский, В.Н. Эволюционное развитие профессионального образования [Текст] / В. Н. Введенский. // Педагогика. - 2015. - №3. - С. 61 - 66.
10. Введенский, В.Н. Высшее профессиональное образование в условиях необратимой глобализации [Текст] / В. Н. Введенский. // Alma Mater. - 2013, № 2. - С. 35 - 38.
11. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной
компетентности педагога [Электронный ресурс] // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. URL:http://portalus.ru/modules/shkola/(дата обращения: 15.09.2018).
12. Генике, Е.А. Профессиональная компетентность педагога [Текст] / Е.А. Генике. - М. : Сентябрь, 2008. - 176 с. - (Биб-ка ж. «Директор школы». - 2008. - № 5).
13. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы: 2- изд. перер. и доп. [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А., Кандыбович, С. Л. Кандыбович. - Минск : изд-во БГУ, 1998 - С. 201.
14. Дружилов, С. А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становления профессионализма человека [Текст] / С.А. Дружилов // Психологические исследования : электрон. науч. журн. - 2012. - № 1 (21). - С. 2.
15. Дахин, А. Н. Моделирование образовательной компетентности [Текст] / А. Н. Дахин //Вестник педагогических инноваций. - 2007. - № 1. - С.84-100.
16. Зеер, Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2002. - №2 (14). - С. 31.
17. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. Примерные планы и конспекты занятий [Текст] / Под ред. Т.С. Яковлевой. -
М. : Школьная пресса, 2006.
18. Зверева, В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей [Текст] / А. И. Зверева, Н.В. Немова - М. : Перспектива, 1998. - 108 с.
19. Иванов, Д. И. Компетенции учителя [Текст] / Д. И. Иванов // Воспитание. Образование. Педагогика : Биб-ка «Первого сентября». - 2008. - № 16. - С 22.
20. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий [Текст] : учебно-метод. пособие / Д.А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. - М. : АПКиППРО, 2008. - С. 67.
21. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года : Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393 [Текст] - М. : Норма-М, 2002. - 28 с.
22. Краевский, В. В. Методология педагогического исследования [Текст] / В. В. Краевский. - Самара, 1994. - 165 с.
23. Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка. Справочное издание [Текст] / С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
24. Кузнецова, Н.Л., Панова, Л.Х., Яфаева, В.Г. Формирование
профессиональной компетенции педагогов в сфере здоровьесбережения дошкольников : Методическое пособие. - Уфа : ИРО РБ, 2013. - 72 с.
25. Кругликов, В. Н. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности [Текст] / В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю.А. Шаранов. - СПб. : Наука, 2014. - 189 с.
26. Карабаева С.И. Модель совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагогов в процессе методической работы в дошкольном учреждении // Современные проблемы науки и образования Электронный научный журнал Выпуск журнала № 1, 2014. URL :https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11941(дата обращения :
15.09.2018).
27. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов [Текст] / Л.П. Крысин. - 3-е изд., доп. - М. : Русский язык, 2005. - 1210 с.
28. Колесникова, М.Г. Практикум [Текст] : учебно-метод. пос. к учебному курсу «Здоровый образ жизни» / М. Г. Колесникова. - 2-е изд., доп. - СПб : СПб АППО, 2006. - 106 с.
29. Лебедев, В.В. Структурирование компетенций - перспективное направление в решении проблем образования [Текст] / В.В. Лебедев // Школьные технологии. - 2007. - №2. - С.97-103.
30. Майер, А А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования [Текст] / А. А. Майер // Управление ДОУ. -2007. - №1. - С.8-14.
31. Мамакина, И.А. Актуализация здоровьесберегающей
компетенции в профессиональной компетентности специалиста по физической культуре [Текст] / И.А. Мамакина, О.И. Донина // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2012. - №1 (18). - С. 220-223.
32. Методические рекомендации по интерактивным методам обучения [Электронный ресурс] URL : http:ZZwww.pgtu.ruZumo.pgtu.ru(дата обращения: 23.10.2018).
33. Мещеряков, Б., Зинченко, В. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб. : Прайм- ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
34. Николаева, Е. И. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада [Текст] : метод. пособие / Е.И. Николаева,
В.И. Федорук, Е. Ю. Захарина. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015. - 240 с.
35. Новиков, А. М. Методологические основания исследования стиля в высшем образовании [Текст] / А.М. Новиков, В. Н. Введенский // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2013. - № 6. - С. 78 - 87.
36. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (в ред. от ноября 2017) [Текст] // Российская газета от 30 ноября 2013 г.
37. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н [Текст] // Российская газета от 18 декабря 2013 г.
38. Працун, Э. В. Здоровьесберегающая компетентность педагога - важное условие сохранения и укрепления здоровья участников воспитательно-образовательного процесса [Текст] / Э.В. Працун // Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование : учебно-методический комплекс. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. - С. 499-516.
39. Панкова Г.В. Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС ДО и ПС (Профстандарта). // Научно¬методический электронный журнал «Концепт» / Г. В. Панкова, М. М. Лузан, М. А. Сергеева - 2016. - Т. 10. - С. 231-235. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2016/56854.htm(дата обращения : 23.10.2018).
40. Рене, Д. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках [Текст] / Д. Рене. - М. : Академии Наук СССР, 1953. Серия : Классики науки. - 655 с.
41. Рыбина, И.Р. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся на уроке : дис. канд. пед. наук : 13.00.01. [Текст] / И. Р. Рыбина. Орёл, 2011. - 199 с. Библиогр. : с. 164¬177.
42. Рыбина, И.Р. Сущность понятия «здоровьесберегающая компетентность» [Текст] / И.Р. Рыбина // Ученые записки Орловского государственного университета, 2015. - №3 (66). - С. 258-262.
43. Сластенин, В.А. и др. Педагогика : учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.
B. А. Сластенина. - М. : Академия, 2002. - 576 с.
44. Сальникова, Т.Г. Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ. ФГОС. Серия : Методический кабинет. [Текст] / Т.Г. Сальникова - М. : Детство-Пресс, 2017. - 219 с.
45. Современное российское профессиональное образование : словарь-справочник [Текст] / авт.- сост. В.И. Блинов, И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков. - М. : ФИРО, 2010. - 19 с.
46. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современном ДОО [Текст] / Н. К. Смирнов. - М. : АПК и ПРО, 2002. - 121с.
47. Сафаргалина, Э.И. Виды здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ. Дошкольное образование : опыт, проблемы, перспективы развития : сб. мат. VII-ой междунар. науч.-практ. конф., выпуск 4 (7) [Текст] / Э. И. Сафаргалина. - М. : ЦНС «Интерактив плюс», 2015 г. - 173 с.
48. Соломенникова, О.А. Профессиональная компетентность воспитателя дошкольного образовательного учреждения [Текст] / О.А. Соломенникова // Педагогическое образование и наука.- 207. - №3. -C. 4-5.
49. Тихомирова, Л.Ф Теоретико-методические основы
здоровьесберегающей педагогики [Текст] / Под ред. проф. М. И. Рожкова. - Ярославль, 2004. - 240 с.
50. Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний : учеб. [Текст] / Е.Е. Тен. - М. : Мастерство, 2012. - 256 с.
51. Фельдштейн, Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в XXI веке [Текст] / Д. И. Фельдштейн. // Педагогика. - 2013. № 1. - С. 3-16.
52. Федеральная целевая программа развития образования на 2016¬2020 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р [Текст] // Российская газета от 27 января 2014.
53. Хозяинов, Г. И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения [Текст] / Г. И. Хозяинов.- М : Физическая культура, 2006. - 224 с.
54. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты : доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО [Электронный ресурс] // Центр «Эйдос» - 2002. URL : http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm(дата обращения : 20.10.2018).