ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ДО 3-Х ЛЕТ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей раннего дошкольного
возраста 10
1.2 Разработка образовательной программы в группе детей раннего
дошкольного возраста 14
1.3 Подготовка педагогов к работе с детьми раннего возраста 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Исходные данные о развитии детей с учетом их индивидуальных
особенностей 29
2.2 Реализация образовательной программы и переподготовки кадров в
группе детей раннего дошкольного возраста 41
2.3 Анализ эффективности реализации образовательной программы и переподготовки кадров в группе детей раннего дошкольного возраста 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 109
Развивающий процесс, который формирует ценностное отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе, обеспечивает нравственную ориентацию на человека как высшую ценность, что повышает уровень дисциплинированности дошкольника, исключая необходимость жесткого дисциплинирования, выражая отказ от прямого принуждения как метода, не дающего позитивных результатов. В этих условиях эффективно формируется положительная «Я-концепция» дошкольника. Личность, осуществляя свободный выбор, наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Свобода личности в выборе самостоятельного поступка не есть ее свобода от социальной ответственности. Напротив, чем выше мера понимания, внутреннего принятия свободы как пережитой и осознанной необходимости, тем прочнее духовный стержень личности, тем полнее раскрывается ее надситуативная активность, гармонизация и гуманизация ее отношений к миру.
Выбор стратегии воспитания дошкольников определяется не только объективными условиями существования государства и общества, но и возможностью образования как части культуры опережать достигнутый уровень развития социума.
ДОУ является первым институтом человека, в котором он начинает развиваться отдельно от семьи. Данный этап является очень важным в жизни человека, т.к. качество воспитания влияет на дальнейшую жизнь. Именно поэтому изучение с целью совершенствования образовательной программы в ДОО является очень актуальным вопросом.
Раннее детство (период от года до трех лет) - это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны. Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Данный период детского развития является сенситивным (наиболее благоприятным) для развития именно этой психической функции, подтверждением тому служит изучение детей, переживших жестокое обращение и мало общавшихся в детстве с другими людьми.
Педагог является ключевой фигурой реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В нынешнем мире, который стремительно меняется, главное профессиональное качество, которое педагог должен все время показывать своим ученикам, представлено умением учиться. Педагог, как и любой другой успешный профессионал, должен обладать готовностью к переменам, мобильностью, способностью к нестандартным трудовым действиям, ответственностью и самостоятельностью в принятии решений. Для обретения таких ценных качеств нужно расширить пространство педагогического творчества. Труд педагога следует избавить от мелочной регламентации, освободить от тотального контроля.
Постоянно меняющаяся социальная и политическая среда сказываются на всех социальных институтах жизни и, в первую очередь, на образовании. На происходящие преобразования в системе дошкольного образования влияет объективная потребность в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом.
Педагогическая общественность осознает, что необходимо внести изменения в работу образовательных учреждений. Основной механизм для таких перемен представлен поиском и освоением инноваций, помогающих учреждений.
Одной из главных целей реформ дошкольного образования является замена традиционных ценностей развития ребенка на ценности развития его личности. Дошкольное образование рассматривают как систему, в которой на центральном месте стоит взаимодействие педагога с детьми. Педагог для ребенка является значимой фигурой, а значит, с дошкольниками должны работать высокопрофессиональные педагоги. Профессионал-педагог хорошо разбирается в общих тенденциях развития образовательного процесса, знает свое место в нем, способен проектировать развивающую педагогическую среду и самого себя. В этой связи развитие профессиональной компетентности педагогов представляется особо значимым. Направленность на подготовку «компетентного педагога» - это тенденция последнего десятилетия, между тем как в ДОО на сегодняшний день работает много педагогов-практиков, имеющих стаж работы более двадцати лет, чья профессиональная подготовка не совсем соответствует нынешнему пониманию профессионально-педагогической компетентности.
У неразвивающегося педагога никогда не получится воспитание творческой созидательной личности. Отсюда именно повышение его компетентности и профессионализма представляется одним из самых важных условий, позволяющих улучшить качество дошкольного образования.
Актуальность проблемы исследования основывается на том, что согласно п. 34 ст. 2 Закона об образовании присмотр и уход за детьми - это комплекс организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Желание субъектов (родителей) - образование, воспитание и развитие. В раннем дошкольном возрасте происходит формирование личности, поскольку характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств и потребностей. Другими словами, на данном этапе происходит формирование всех сторон личности ребенка: интеллектуальной, нравственной, эмоциональной и физической.
На научно-методическом уровне актуальность данного исследования заключается в необходимости расширения содержания дошкольного образования и воспитания, разработки образовательной работы в группе детей раннего дошкольного возраста.
Таким образом, актуальность выбранной для исследования проблемы подтверждается наличием в настоящее время следующих противоречий между:
- недостаточной разработанностью соответствующих программ, обеспечивающих эффективность данного развития;
- растущей потребностью практики в методическом сопровождении деятельности педагогов ДОО по осуществлению образовательной работы в группе детей раннего дошкольного возраста;
- требованием общества способных осуществлять образовательную работу в группе детей раннего дошкольного возраста невозможностью осуществлять такую подготовку на практике.
С учетом выявленных противоречий была определена тема исследования: планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего дошкольного возраста.
Цель: теоретически обосновать образовательную работу в группе детей раннего дошкольного возраста и экспериментально проверить эффективность планирования и реализации образовательной работы.
На основании выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: каким образом необходимо проводить эффективное планирование и реализацию образовательной работы в группе детей раннего дошкольного возраста.
Объект исследования: образовательный процесс детей раннего возраста.
Предмет исследования: планирование образовательной работы в группе детей раннего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: эффективность образовательной работы в группе детей раннего дошкольного возраста будет выше, если:
- определено содержание, методы и приемы образовательной работы в группе детей раннего дошкольного возраста с учетом индивидуальных особенностей развития детей в познавательном, речевом и физическом развитии.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую характеристику детей раннего дошкольного возраста и разработать совокупность показателей образовательного уровня в группе детей раннего дошкольного возраста;
2) Разработать образовательную программу в группе детей раннего дошкольного возраста с учетом индивидуальных особенностей;
3) Провести опытно-экспериментальную работу по реализации образовательной программы в группе детей раннего дошкольного возраста;
4) Разработать методические рекомендации;
5) Провести методическую подготовку педагогов к работе с детьми раннего возраста.
Теоретической основой исследования являются:
- теории и концепции развития игровой деятельности детей дошкольного возраста (Н.А. Короткова, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.)
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами будут использоваться следующие методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- наблюдение, беседа;
- психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольные этапы;
- качественный и количественный анализы полученных данных.
Экспериментальная база исследования: Дошкольное частное образовательное учреждение «Милт-Плюс» (ДЧОУ «Милт-Плюс).
Организация исследования. Основные этапы исследования.
Первый этап (январь-май 2017 г.) - проводился анализ теоретических основ планирования и реализации образовательной работы в группе детей раннего дошкольного возраста.
Второй этап (июнь-август 2017 г.) - формулировались принципы планирования и реализации образовательной работы в группе детей раннего дошкольного возраста; разрабатывались критерии оценки эффективности планирования и реализации образовательной работы в группе детей раннего дошкольного возраста.
Третий этап (сентябрь 2017 г. - май 2018 г.) - осуществлялся педагогический эксперимент по планированию и реализации образовательной работы в группе детей раннего дошкольного возраста; проектировалась программа, определялись педагогические условия ее реализации, анализировались и обобщались итоги опытно-экспериментальной работы, систематизировались результаты эксперимента. Формулировались выводы исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в поиске нового способа планирования и реализации образовательной работы в группе детей раннего дошкольного возраста, а именно в создании программы планирования и реализации образовательной работы в группе детей раннего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- предложена совокупность показателей образовательного уровня в группе детей раннего дошкольного возраста;
- разработанная программа планирования и реализации образовательной работы в группе детей раннего дошкольного возраста может быть использовано педагогами ДОО для организации образования детей раннего дошкольного возраста.
В рамках ФГОС ДО необходимо создание доверительной атмосферы в общении детей и взрослых, детей между собой, снятие по возможности всех стрессообразующих факторов образовательного процесса. Общение должно быть доброжелательным, ориентированным на ребенка, его интересы и потребности. Взрослый может выступать в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Его задача - побуждать и поддерживать живой интерес детей, развивать самостоятельность, замечать и фиксировать успех, помогать преодолевать неуспех, формировать у каждого ребенка веру в себя и уважение к другим. Дети не должны бояться ошибок, неудач, приобрести опыт эмоций успеха и радости при создании собственного результата. Все время пребывания ребенка в детском саду обусловливается также чередованием видов деятельности, грамотным расположением детей в пространстве, возможностью их свободного перемещения.
ФГОС ДО определяет основные методы работы с детьми дошкольного возраста по формированию различных представлений. Согласно ФГОС ДО, работа с детьми дошкольного возраста должна проводиться только теми методами, которые подходят для данного возраста, т.е. все психолого- педагогические условия формирования представлений должны соответствовать деятельности, приемлемой для данного возраста.
Результатом указанных принципов и требований к психолого- педагогическим подходам по формированию познавательного развития является создание развивающей образовательной среды: которая будет обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание детей; высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей и всего общества; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; комфортную обстановку в дошкольном учреждении по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам
Согласно современной образовательной стратегии, дошкольные работники должны быть ориентированы на освоение компетенций, которые востребованы современной практикой. Для создания необходимых условий для достижения современного качества дошкольного образования детей раннего возраста требуется разработка технологий, изменяющих внутреннюю позицию воспитателя, его ценностно-смысловое определение как необходимое условие для принятия и развития новых педагогических идей. Из-за необходимости обновления и повышения качества дошкольного образования, внедрения различных моделей требуется обновить функционал воспитателя детей раннего дошкольного возраста.
Методическое сопровождение педагогов в ДОО направлено на развитие его профессиональных компетентностей. Профессиональная компетентность педагога является способностью эффективно выполнять свою профессиональную педагогическую деятельность, которая определяется требованиями должности и базируется на фундаментальном научном образовании, эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность подразумевает владение профессионально значимыми установками, теоретическими знаниями, личностными качествами и профессиональными умениями, и навыками.
В результате проведения констатирующего этапа исследования нами сделаны следующие выводы:
- по речевому развитию дети исследуемой группы нуждаются в незначительной помощи в виде подсказок, такие дети обычно участвуют в общении по инициативе взрослого, редко используют невербальные средства общения, понимают инструкции взрослого только после неоднократных повторений, самостоятельно могут выполнить не более 50% заданий;
- между группами на констатирующем этапе исследования наблюдаются небольшие различия по социально-коммуникативному развитию: в группе детей экспериментальной группы наблюдается более негативный эмоциональный фон поведения; более низкий уровень познавательной и игровой деятельности; более негативные взаимоотношения со взрослыми и детьми; более негативные реакции на изменения привычной ситуации;
- проведенное обследование позволило выявить уровень сформированности познавательного развития у детей раннего дошкольного возраста, которое в обеих группах оказалось на среднем уровне;
- результаты по методике «Гигиенические навыки» в обеих группах вновь находятся в обеих группах на одинаковом уровне, при этом данный уровень находится на уровне средний и ниже.
Далее нами была проведена реализация образовательной программы и переподготовки кадров в группе детей раннего дошкольного возраста.
В результате проведения контрольного этапа исследования после реализации образовательной программы и переподготовки кадров в группе детей раннего дошкольного возраста нами доказана эффективность проведенной работы. Следовательно, гипотеза нашего исследования о том, что эффективность планирования и реализации образовательной работы в группе детей раннего дошкольного возраста будет выше, если: определено содержание, методы и приемы образовательной работы в группе детей раннего дошкольного возраста с учетом индивидуальных особенностей развития детей в познавательном, речевом и физическом развитии - доказана, цель достигнута, задачи решены.
1. Акулова, Е.И. Познаем логические отношения: дидактические игры для дошкольников [Текст] / Е. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - 189 с
2. Антоненко, Т.Е. Приемы занимательности на уроках математики [Текст] // Начальная школа. - 2012.- №5 - С. 22-48
3. Аттестация педагогов системы дошкольного образования: первая и высшая квалификационные категории. Методические рекомендации [Текст] / Тимофеева Л. Л., Бережнова О. В., Капунова Т. М. и др. - М. : Педагогическое общество России, 2012. - 112 с
4. Багнетова, Е.А. Профессиональные риски педагогической среды
[Текст] / Е.А. Багнетова, Е.Р. Шарифуллина //Фундаментальные
исследования. - 2013. - № 1-1. - С. 27-31
5. Белкина, В.Н. Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов [Текст] / В.Н. Белкина, Н.А. Тимофеева // Ярославский педагогический вестник -2014 - № 4 - Том II
6. Березина, Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования [Текст] / Т.Н.Березина // AlmaMater: Вестник высшей школы. - 2009. - № 8. - С. 11-37
7. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей [Текст] / Н.Ю. Борякова. - М. : Астрель, 2008. - 128 с
8. Бурмистрова, Е.В. Детская возрастная психология [Текст] / Е.В. Бурмистрова // Вестник практической психологии образования. - 2014. - №4. - С. 41-44
9. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей [Текст] / Л.Н. Вахрушева. - М. : Форум, 2012. - 192 с.
10. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании : Проблемы интеграции [Текст] / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М. : Логос, 2009. - 336 с
11. Виненко, В.Г. Общие основы педагогики. Учебное пособие [Текст] / В.Г. Виненко. - М. : «Дашков и К°», 2010. - 300с
12. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский/ М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2012. - 278 с
13. Газман, О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст] / О.С. Газман // Не классическое воспитание. - М. : УВЦ Инноватор. 2009
14. Герасина, Е.В. Детская психология [Текст] / Е.В. Герасина. - М. : Владос, 2010
15. Горюнова, Т.М. Развитие детей раннего возраста. Анализ программ дошкольного образования [Текст] / Т.М. Горюнова. - М. : ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
16. Гурин, В.Е. Основы умственного воспитания дошкольников: восприятие, мышление, развитие [Текст] / В.Е. Гурин, О.Ю. Солопанова/ Краснодар : 1-я типография, 2009. -140 с
17. Добринская, Е.Л. Свободное время и развитие личности [Текст] / Е.Л. Добринская, Э.И. Соколов. - Спб. : Наука, 2008. - 167 с.
18. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. В 2-х т. Т. 2. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н.С. Ежкова. - М. : ВЛАДОС, 2012. - 49 с.
19. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя [Текст] / В.И. Загвязинский. - М. : Педагогика, 2007. - 285 с.
20. Занков, Л.В. Обучение и развитие [Текст] / Л.В. Занков. — М. : Элита, 2012. - 233 с
21. Засорина, Л.Н. Речевое развитие детей 2-8 лет: Методики: Учебно-игровые материалы [Текст] / Л.Н. Засорина. - СПб. : ИПЦ КАРО, 2013. - 144 с.
22. Земцова, О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 2-3 лет: Учебное пособие [Текст] / О.Н. Земцова. - СПб. : Азбука-Аттикус, Махаон, 2013. - 128 с.
23. Ишмуратова, Е.М. Развитие познавательных функций у детей раннего возраста в различных видах продуктивной деятельности [Текст] / Е.М. Ишмуратова. - М. : Академический Проект, 2014. - 250 с
24. Калашникова, М.Б. Психологическая компетентность педагога как основа гуманизации образовательного процесса [Текст] / М.Б. Калашникова, О.В. Хомякова // Психология обучения. - 2008. - № 7. - С. 9¬16
25. Калмыкова, З.И. Психологические принципы развивающего обучения [Текст] / З.И. Калмыкова. - М. : 1-я типография, 2009. - 174 с.
26. Карепова, Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы [Текст] / Т.Г. Карепова. - Волгоград : Учитель, 2010. - 170 с
27. Киркина, Е.Н., Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности [Текст] / Е.Н. Киркина, Н.В. Лисакова // Science Time. - 2014. - № 10. - С. 190-207
28. Краевский, В.В. Методология педагогики: Пособие для
педагогов-исследователей [Текст] / В.В. Краевский. - Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та, 2012. - 244 с
29. Крашенинников, Е.Е. Диалектическое обучение [Текст] / Е.Е. Крашенинников // Педагогические технологии. - 2010. - № 6. - С. 79-89.
30. Круглова, Н.Ф. Психологическая диагностика дошкольника [Текст] / Н.Ф. Круглова. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2007. - 238 с
31. Кузнецова, Е.Б. Влияние новых форм методической работы на повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ [Текст] / Е.Б. Кузнецова, С.М. Волкова // Управление ДОУ. - 2009. - № 7
32. Кузнецова, Е.А. Методическое пространство развития профессиональной деятельности педагога [Текст] / Е.А. Кузнецова // Управление ДОУ. - 2013. - № 7. - С. 81-86
33. Куприянов, Б. В. Шесть граней ролевой игры [Текст] / Б.В. Куприянов // Народное образование. - 2010. - №2. - С. 48-57.
34. Кутузова, И. Повышение квалификации педагогов ДОУ в современном педагогическом пространстве [Текст] / И. Кутузова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №9
35. Лаврова, Г.Н. Социально-личностное развитие детей
дошкольного возраста: коррекционно-развивающая работа в ДОУ
компенсирующего вида [Текст] / Г.Н. Лаврова. - М. : Владос, 2014. - 223 с.
36. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребёнка [Текст] / А.Н. Кравцова. - М. : Аспект-Пресс, 2011. - 281 с.
37. Лернер, И.Н. Процесс обучения и его закономерности [Текст] / И.Н. Лернер. - М. : Наука, 2000. - 209 с.
38. Леонова, Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты [Текст] / Н.Н. Леонова. - СПб. : Детство-Пресс, 2016. - 320 с.
39. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 [Текст] / О.Э. Литвинова. - СПб. : Детство-Пресс, 2016. - 128 с.
40. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И. Лисина. - М. : Прогресс, 2014. - 316 с.
41. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская / Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М. : Просвещение, 2007. - 265 с
42. Майер, А.А. Детско-взрослое сообщество: развитие взрослых и детей [Текст] / А.А. Майер, Е.Д. Файзуллаева. - М. : Творческий центр Сфера, 2015. - 128 с.
43. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается [Текст] / под ред., Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского. - М. : НИИ теории образования и педагогики РАО, 2012 - 240 с.
44. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры [Текст] / Н.Я. Михайленко. - М. : Дошкольное воспитание, 2010. - 233 с
45. Михайленко, Л.Л. Повышение профессионального уровня педагогов в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Л.Л. Михайленко // Методист. - 2010. - №5. - С. 63-67
46. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 437 с.
47. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев / под ред. А.А. Бодалева. - М. : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с. [Электронный ресурс]. URL: http://myakushkin.ru/ru/biblioteka/39/konczepcziya-otnoshenij-vn-myasishheva-i- teoriya-psixicheskoj-adaptaczii-lichnosti.html(дата обращения: 10.09.2018)
48. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии [Текст] / Р.С. Немов - М. : Педагогика, 2015. - 190 с.
49. Никифорова, А.И. Компетентность родителей в воспитании самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.И. Никифорова, М.И. Дедюкина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 6. - С. 60-62
50. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. — М. : Элита, 2014. - 287 с.
51. Павлова, А.В. Ребенок третьего года жизни: штрихи к портрету [Текст] / А.В. Павлова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - №1. - С. 50-54
52. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А.П. Панфилова / М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 271 с.
53. Печора, К.А. Развитие внимания и памяти в раннем возрасте [Текст] / К.А. Печора // Дошкольное воспитание. - 2014. - №11. - С. 79-83
54. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебн. пособ.для студентов [Текст] / П.И. Пидкасистый. - М. : Наука, 2011. - 342 с
55. Подольская, Е.И. Физическое развитие детей 2-7 лет: сюжетно-ролевые занятия [Текст] / Е.И. Подольская. - М. : Советский спорт, 2013. - 246 с.
56. Репинцева, Г.И. Игра - ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: методическое пособие [Текст] / Г.И. Репинцева. - М. : ФОРУМ, 2008. - 248 с
57. Сиденко, А. П. Игровой подход в обучении [Текст] / А.П. Сиденко // Народное образование. - 2011. - №8 - С. 56-71.
58. Смоленцева, А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей: Уч.-метод. Пособие [Текст] / А.А. Смоленцева. - СПб. : Детство-Пресс, 2013. - 112 с
59. Сопко, Г.И. Формирование компетентности педагога в области здоровьесбережения [Текст] / Г.И. Сопко, М.В. Пазыркина // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1105-1107
60. Станкевич, П.В. Обновление системы естественнонаучного педагогического образования как результат стандартизации высшего профессионального образования [Текст] / П.В. Станкевич // Наука и школа. - 2009. - № 1. - С. 3-5
61. Старош, А.Ю. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста [Текст] / А.Ю. Старош // Школьный логопед. - 2014. - №1. - С. 49-53
62. Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать: учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей [Текст] / Ю.Г. Тамберг. - СПб. : Речь, 2005 - 177 с.
63. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной структуре образования: коллектив. моногр. [Текст] / Е.В. Коротаева и др.; Центр развития науч. сотрудничества; под ред. Е.В.Коротаевой. - Новосибирск : ЦРНС, 2010. - 172 с.
64. Толкачева, Г.Н. Развитие профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза [Текст] / Г.Н. Толкачева //Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. В 2 частях. - ч.2. - М. : МАНПО. - Ярославль. - 2013. - С.463-471
65. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2013. - 249 с
66. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М. : Эксмо-Пресс, 2013. -311 с
67. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г
68. Харламов, И.В. Педагогика [Текст] / И.В. Харламов. - М. : Высшая школа, 2008. - 209 с
69. Хуторской, А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования [Текст] / А.В. Хуторской, Л.Н. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / под ред. А.А.Орлова. Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. - Вып. 1. - С. 117-137
70. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : «Педагогика», 2009. - 289 с.
71. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Академия, 2004. - 149 с.
72. Яковлева, И.А. Развитие речевой активности у детей третьего года жизни на занятиях в развивающем центре [Текст] / И.А. Яковлева // Детский сад от А до Я. - 2014. - №4. - С. 77-81