ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и содержание учебной мотивации 11
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
учебной мотивации у младших школьников 19
1.3. Общая характеристика педагогических условий развития
учебной мотивации младших школьников 30
Вывод по 1 главе 47
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.... 50
2.1. Диагностика уровня учебной мотивации младших школьников 50
2.2. Разработка и внедрение комплекса педагогических условий по
развитию учебной мотивации младших школьников 66
2.3. Сравнительный анализ результатов развития учебной
мотивации младших школьников 79
Вывод по 2 главе 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 131
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 140
ПРИЛОЖЕНИЕ 18 141
ПРИЛОЖЕНИЕ 19 142
ПРИЛОЖЕНИЕ 20 143
ПРИЛОЖЕНИЕ 21 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 22
Мотивация человека - это залог успешности, а учебная мотивация - это не только залог успешного обучения, но и как фундамент благополучной жизни, ведь от уровня образования зависит и уровень жизни. Поэтому в настоящее время как отечественное, так и зарубежное образование нуждается в совершенствовании и прежде всего это касается педагогических условий для организации учебного процесса.
Актуальность выбранной темы магистерской диссертации обусловлена тем, что в первую очередь педагогу начальных классов необходимо решать вопрос связанный с формированием учебной мотивации обучающихся, так как именно на этой ступени образования учебная деятельность для ребенка является ведущей, а, следовательно в этот период необходимо создать такие предпосылки для формирования учебной мотивации, которые к концу обучения в начальной школе придадут мотивации определенную форму, т.е. сделают её устойчивым личностным образованием школьника.
Советский психолог и педагог А.Н. Леонтьев считал, что: «мотивация является ядром личности и имеет функцию направления деятельности» [40]. Опираясь на данное высказывание, можно сделать вывод о том, что для современного начального образования на первом месте стоит вопрос о развитии личности ребенка младшего школьного возраста, его индивидуальности и возможности самореализации в учебной деятельности.
Актуальность диссертационной работы подтверждается и тем, что главной задачей федерального государственного стандарта, на который перешли практически все образовательные организации, является формирование у школьников приёмов и методов самостоятельного приобретения знаний, активной жизненной позиции и осуществление в единстве идейно-политического, трудового и нравственного воспитания школьников.
Актуальность работы в социальной сфере обусловлена тем, что современное общество выдвигает новые требования к образованию и личностному развитию школьников.
В научном аспекте актуальность диссертационного исследования определена тем, что современная литература освещает большое разнообразие идей, методов и подходов к вопросам обучения младших школьников, однако вопросам целенаправленного развития учебной мотивации младших школьников в соответствии с современными требованиями не уделяется должного внимания.
Актуальность практического исследования обусловлена тем, что младший школьный возраст - это благоприятный период для формирования учебной мотивации, так как этот возраст считается легко поддающимся для восприятия каких-либо изменений.
В психолого-педагогической литературе недостаточно полно освещены вопросы по совершенствованию педагогических условий для развития учебной мотивации младшего школьника, а именно не разработан комплексный подход к организации педагогических условий, способствующих эффективному развитию учебной мотивации учащихся.
Выявленные недостатки обозначали противоречия между:
- потребностями общества в учебной мотивации и низкой эффективностью образовательного процесса по её развитию;
- имеющимся в психолого-педагогической литературе интересом к теоретическому изучению педагогических условий развития учебной мотивации младших школьников и практической не разработанностью возможностей реализации процесса совершенствования педагогических условий для развития учебной мотивации.
Сформулированные противоречия определили проблему диссертационного исследования: каковы педагогические условия, способствующие развитию положительной учебной мотивации у детей младшего школьного возраста?
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и практически реализовать комплекс педагогических условий развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - процесс развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования состоит в том, что уровень учебной мотивации у детей младшего школьного возраста повысится, если в процессе организации и проведения уроков будут реализованы следующие педагогические условия:
- проводятся нетрадиционные формы уроков: уроки - соревнования, театрализованные уроки, компьютерные уроки, уроки взаимообучения обучающихся, уроки с групповыми формами работы, уроки - конкурсы;
- используется занимательный материал: практическая работа,
дидактические игры;
- активизируется познавательная деятельность, развивается креативность и интеллектуальность, а также самостоятельность школьников в достижении успешности в учебной деятельности;
- проводится рефлексия обучающимся через оценку собственной деятельности и общего результата работы на уроке.
Задачи исследования:
^Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить сущность и содержание учебной мотивации младших школьников.
3. Обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие учебной мотивации младших школьников.
4. Разработать и реализовать на практике модель развития учебной мотивации, включающей в себя комплекс педагогических условий по развитию учебной мотивации младших школьников.
5. Доказать эффективность реализации разработанной модели в процессе проведения занятий у детей младшего школьного возраста.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили:
- работы известных ученых в области психологии и педагогики (А. Джона, П.П. Блонского, Л.И. Божович, В.И. Вернадского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, А.Г. Маслоу, А.М. Матюшкина, С.Л. Рубинштейна и др.);
- труды в области изучения сущности и содержания учебной мотивации (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.В. Карпова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова, П.М. Якобсона, а также зарубежных ученых Б. Вайнера, Д. Брунера, Т. Новацкого, К. Томашевского, Х. Хекхаузена).
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач в данной диссертационной работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, философской и научной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: анкетирование, тестирование и наблюдение;
- статистические: качественный и количественный анализ,
статистическая обработка данных, идентификация и прогнозирование результатов, полученных в процессе диагностического и экспериментального этапов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования, а также апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на базе муниципального образовательного учреждения Свердловской области средней общеобразовательной школы имени К.Н. Новикова города Качканара.
Исследование проводилось в три этапа в течение двух лет:
На первом этапе (2017 год) осуществлялось теоретическое осмысление проблемы, анализ психолого-педагогической литературы, а также состояние изученности и актуальности данной проблемы в теории и практики. На данном этапе был сформулирован научный аппарат и выбрана база, на основе которой будет проведено исследование.
На втором этапе (2017-2018 года) было уточнено понятие «учебная мотивация младших школьников» и его содержание и структура. Определены педагогические условия развития учебной мотивации и особенности мотивации младших школьников, были выбраны современные педагогические технологии для развития учебной мотивации и показатели уровня развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста. На данном этапе были определены методики исследования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
На третьем этапе (2018 год) проводилась опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности выделенных педагогических условий, осуществлялась качественная и количественная обработка экспериментальных данных и обобщались результаты исследования.
В течение всего периода публиковались материалы исследования в журналах и сборниках научно-практических конференций, формулировались выводы и перспективы дальнейшего исследования данной проблемы.
Научная новизна результатов проведенного исследования состоит в том, что:
1. Разработана структурная модель развития учебной мотивации, позволяющая раскрыть структуру, составляющие и педагогические условия развития учебной мотивации. Полученные результаты о структурной модели развития учебной мотивации позволяют убедительно объяснить о необходимости совершенствования педагогических условий для повышения учебной мотивации и успешности детей младшего школьного возраста.
2. Выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие развитие положительной учебной мотивации младших школьников, включающие в себя использование нетрадиционных форм проведения уроков и включение в учебную деятельность занимательного материала.
Теоретическая значимость полученных результатов исследования заключается в уточнении теоретических основ развития учебной мотивации младших школьников: сущности, содержания и основных особенностей учебной мотивации младших школьников, возможностей современных педагогических условий в этом развитии, а также в определении структурной модели формирования учебной мотивации младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны, апробированы и внедрены:
- эффективные педагогические условия, обеспечивающие развитие положительной учебной мотивации у детей младшего школьного возраста, по следующим направлениям: активизация познавательной деятельности, развитие креативности и интеллектуальности, а также развитие самостоятельности школьников в достижении успешности в учебной деятельности;
- нетрадиционные формы организации обучения русскому языку и математике, включенные в планирование процесса формирования положительной учебной мотивации младших школьников;
- занимательный материал по активизации учебной мотивации младших школьников на уроках русского языка и математики;
- рефлексия обучающимися через оценку собственной деятельности и общего результата работы на уроке.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечиваются общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции работы, корректным использованием комплекса апробированных методов, соответствующие объекту, предмету и задачам диссертационного исследования, целенаправленной опытно-экспериментальной работой, включающей в себя создание структурной модели развития учебной мотивации и разработки комплекса педагогических условий по развитию учебной мотивации младших школьников.
По результатам исследования автором было опубликовано две статьи:
1. Научная статья на тему «Развитие учебной мотивации младших школьников» / Традиции и инновации в педагогическом образовании. Сборник научных трудов; научный редактор Ю.Н. Галагузова. Екатеринбург, 2018.
2. Научная статья на тему «Рекомендации по повышению уровня учебной мотивации детей младшего школьного возраста» /Всероссийский сетевой педагогический журнал «Современный урок»; главный ред. В. В. Кожин. 2018. - https://www.1urok.ru/.
Положения, выносимые на защиту:
1. Современные педагогические условия, нетрадиционные формы уроков, а также использование занимательного материала способствуют развитию учебной мотивации младших школьников.
2. Самостоятельная творческая работа учащихся и их рефлексия через оценку собственной деятельности и деятельности общего результата работы на уроке - необходимая составляющая процесса формирования учебной мотивации младших школьников в процессе обучения.
3. Критериями и показателями динамики формирования учебной мотивация младших школьников в процессе обучения служат такие, как: высокий уровень заинтересованности предметом, активное участие в процессе урока, и, как правило, положительные отметки во время всего процесса обучения.
Структура и объем диссертационной работы: магистерская диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литература и приложений, содержит таблицы и рисунки.
Вопросам, касающимся темы «учебная мотивация», посвящены работы многих отечественных психологов и педагогов, например проблеме разработки концепций, методик и технологий формирования учебной мотивации посвящены работы В.Г. Асеева, О.С. Гребенюка, А.К. Марковой, М.В. Матюхиной, A.M. Матюшкина, Н.Ф. Талызиной, А.Т. Цветковой, и др., а вопрос о формировании мотивации учения изучался А.К. Марковой, В.И. Василевским, Г.И. Щукиной, Ю.Н. Кулюткиным, B.C. Ильиным, Р.А. Ждановой, Г.С. Сухобской и др. Этой и другой проблеме связанной с учебной мотивацией посвящены масштабные исследования, в итоге которых получены важные для общества результаты, но вопрос о формировании положительной учебной мотивации остается актуальным и на сегодняшний день.
В данной диссертационной работе рабочим определением было взято определение учебной мотивации как процесса, который образуется непосредственно самим обучающимся в период учебной деятельности, состоящий из личностных мотивов обучающегося, его целей и установок. Данный процесс запускает, направляет и поддерживает проявленные усилия обучающегося, которые были направленны на выполнение учебной деятельности.
На основании полученной информации и для реализации опытно - исследовательской работы была разработана структурная модель учебной мотивации. Данная модель заключается в том, что при формировании учебной мотивации необходимо опираться не только на учебную деятельность и образовательную программу, но и учитывать особенности личности, особенно возрастные особенности и потребности детей младшего школьного возраста, а также педагогические условия и возможности, при которых учебная мотивация будет не только сохранятся у ребенка на протяжении всего периода обучения, но и будет развиваться. Также в данную модель входит учет системы факторов, обуславливающих поведение младших школьников, одной из его специфичных черт которых является чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. При формировании положительной учебной мотивации младших школьников необходимо также учитывать и характеристику процесса, который поддерживает поведенческую активность обучающегося на протяжении урока и всего образовательного пути.
Полноценное проживание младшего школьного возраста и позитивные приобретения на данном возрастном этапе являются необходимым основанием для дальнейшего развития ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.
Базой исследования темы диссертационной работы была взята МОУ СОШ им К.Н. Новикова города Качканара. Исследование проводилось в течение двух лет (2016-2017 и 2017-2018 учебные года) на 1 «а» и 3 «б» классах в 2016 - 2017 учебном году и на 2 «а» и 4 «б» в 2017 - 2018 учебном году. Общее количество испытуемых составило 49 человек, возрастной диапазон 7-8 лет и 10-11 лет.
В соответствии с гипотезой и задачами данной магистерской диссертации, был разработан план педагогического эксперимента, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На основании предложенных рекомендаций и проведения формирующего этапа исследования нами была разработана модель развития учебной мотивации, которая включает в себя комплекс педагогических условий по развитию учебной мотивации младших школьников. Данная модель состоит из четырех компонентов: целевого - основополагающий компонент, мотивационного, содержательного и результативного.
Модель развития учебной мотивации младших школьников включает в себя комплекс диагностических методик, с помощью которых можно судить об уровнях развития учебной мотивации обучающихся.
Было отмечено, что проведенный комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня учебной мотивации у большинства младших школьников исследуемых классов показал положительные результаты, а проведенный комплекс занятий повышает учебную мотивацию, познавательный интерес, способствует созданию благоприятного эмоционального климата и налаживанию взаимоотношений в классе. Разнообразие педагогических условий, в том числе и использование занимательного материала, оказалось достаточно эффективным средством развития учебной мотивации младших школьников.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что положительную, устойчивую мотивацию к учебной деятельности обучающихся начальной школы можно сформировать и развить при соблюдении в учебном процессе следующих педагогических условий:
- проводятся нетрадиционные формы уроков: уроки - соревнования, театрализованные уроки, компьютерные уроки, уроки взаимообучения обучающихся, уроки с групповыми формами работы, уроки - конкурсы;
- используется занимательный материал: практическая работа, дидактические игры;
- активизация познавательной деятельности, развитие креативности и интеллектуальности, а также развитие самостоятельности школьников в достижении успешности в учебной деятельности;
- проводится рефлексия обучающимися через оценку собственной деятельности и общего результата работы на уроке.
1. Алфеева, Е.В. Изучение мотивов учения и отношения младших
школьников к учебной деятельности [Текст] / Е.В. Алфеева // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология,
психофизиология, психология и медицина. - 2014. - № 1 (32). - С. 59-62.
2. Архиреева, Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста [Текст] / Т.В. Архиреева // Культурно-историческая психология. 2015. - Т. 11. - №2. - С. 38-47.
3. Апиш, Ф.Н. Психолого - дидактические основы развития учебной мотивации [Текст] / Ф.Н. Апиш. - М. : МГОУ, 2003 - 180 с.
4. Белова, Е. Мотивация учения: традиционные ценности и современные ориентиры [Текст] / Е. Белова // Директор школы. - 2006. - №1. - С. 37-41.
5. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский. - М. : Институт практической психологии, 1997. - 575 с.
6. Божович, Л. И. Избранные психологические труды [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. — 351 с.
7. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. - М. : «Педагогика», 2010. - 352 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М. : «Педагогика», 1986. - 321 с.
9. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: уч. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб. : Питер, 2006. - 310 с.
10. Братчикова, Ю.В. Особенности учебной мотивации младших школьников [Текст] / Ю.В. Братчикова // Личность в современном мире, сборник научных статей Всероссийской научно - практической конференции. Уральский государственный педагогический университет; Институт психологии; Ответственный редактор Н.С. Белоусова. - 2014. - С. 67-70.
11. Бывшева, М.В. Мотивация к учению у младшего школьника: истоки субъектности [Текст] / М.В. Бывшева // Начальная школа плюс До и После. - 2014.- №1. - С. 14-19
12. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст]: пр. пособие / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М. : Владос, 2007. — 160 с.
13. Веретенникова, Л.К. Развитие творческого потенциала современного школьника [Текст] / Л.К. Веретенникова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2010. - № 1. - С. 15-24.
14. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии [Текст] / Л.С. Выготский // Собрание сочинений в 6-ти т. Т.4.- М. : Педагогика, 1984. - С. 244-256
15. Галкина, В.М. Формирование и развитие мотивации учения младших школьников [Текст] / В.М. Галкина // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - №5(35). - С. 96-99.
16.. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я. Гальперин. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. 150 с.
17. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М. : Педагогическое общество России, 2003 - 512 с.
18. Гани, С.В. Учебная мотивация младших школьников с разным
уровнем успеваемости [Текст] / С.В. Гани // Актуальные вопросы
современной науки. - 2009. - №8. - С. 67-72.
19. Гинзбург М.Р. Определение мотивов учения у первоклассников [Электронный ресурс] // Определение мотивов учения у первоклассников (по методике М.Р. Гинзубрг) URL:ййр://душпа8шт44.ги/1Ьшш/Метод%20 Гинсбурга.рйГ (дата обращения: 12.03.2017г.).
20. Годфруа, Ж. «Что такое психология?», Т. 1 [Текст] / Ж. Годфруа. - М. : Мир, 2011. - 496 с.
21. Головей, Л.А Практикум по возрастной психологии [Текст] / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - М. : Речь, 2005. - 668 с.
22. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] / М.Т. Громкова. - М. : Юнити-дана, 2003. - 415 с.
23. Гугучкина, Е. Е. Нестандартные уроки в начальной школе [Текст] / Е.Е. Гугучкина. - М. : Учитель, 2001. - 389 с.
24. Гуткина, Н.И. Динамика учебной мотивации от второго к третьему классу [Текст] / Н.И. Гуткина // Вестник практической психологии образования. - 2006. - № 4 (9). - С. 46—50.
25. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. — М. : «Педагогика», 1986. - 240 с.
26. Долгова, В.И. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам [Текст] / В.И. Долгова, В.А. Ткаченко // Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции// Наука и бизнес: пути развития. 2012. No7(13). С. 17-22.
27. Елфимова, Н.В. Исследование структуры мотивационного компонента деятельности [Текст] / Н.В. Елфимова // Вопросы психологии. 1988 №4. С. 82-87.
28. Задунова, Е.В. Формирование учебной мотивации младших школьников [Текст] / Е.В. Задунова // Начальная школа. - 2007. - № 2. - С. 20-21.
29. Зайцев, Г. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент [Текст] / Г. Зайцев, С. Файбушевич. — СПб. : Питер, 2008. — 248 с.
30. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - Москва: ВЛАДОС, 2004. - С. 217-230.
31. Зубрилин, А.А. Дидактические принципы использования занимательности в обучении [Текст] / А. А. Зубрилин // Информатика и образование. - 2012 - № 10 - С. 76-78.
32. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2013 - 364 с.
33. Ильина, Т.А. Педагогика [Текст] / Т.А. Ильина. - М. : Просвещение, 1984. - 496 с.
34. Киселева, Ю.В. Дидактические условия и этапы формирования учебной деятельности младших школьников [Текст] / Ю.В. Киселева // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - №1. - С. 259-262.
35. Киселева, Ю.В. Функции учебной деятельности младших школьников [Текст] / Ю.В. Киселева //Педагогическое образование на Алтае. - 2012. - № 2. - С. 417-422.
36. Константинова, Н.И. Динамика развития учебной мотивации школьников в современной начальной школе [Текст] / Н.И. Константинова // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №1. - С. 73-77.
37. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст]: учебное пособие 4-е изд. / И.Ю. Кулагина. - М. : Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. - 418 с.
38. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М. : Педагогика, 2009. - 176 с.
39. Кулагина, И.Ю. Условия развития учебной мотивации в начальных классах. [Текст] / И.Ю. Кулагина // Психология обучения. - 2011. - № 2. - С. 13-23.
40. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 378 с.
41. Макеева, Е.А. Формирование мотивации учения у младших школьников [Текст] / Е.А. Макеева //Модернизация образования: проблемы и перспективы. Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. 2015. - С. 391-397.
42. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников [Текст] / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. - М. : Просвещение, 1983. - 220 с.
43. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст] / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - Москва, 1990. - 212 с.
44. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]: пособие для учителя / А.К. Маркова. - М. : Просвещение, 1983. - 96 с.
45. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст]: книга для учителя / А.К. Маркова. - М. : Просвещение,1990. - 104 с.
46. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. - М. : 2013. - 204 с.
47. Матюхина, М.В. Особенности мотивации учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина // Вопросы психологии. 1985 №1. С. 43-49.
48. Матюхина М. В. Экспериментальная ситуация на определение
круга мотивов - чтение рассказа, ответ на вопросы [Электронный ресурс] // Диагностика и формирование мотивации учения у младших школьников URL: https://psihologia.biz/korrektsionnaya-psihologiya_826/diagnostika-
formirovanie-motivatsii-ucheniya.html (дата обращения: 03.02.2017г.).
49. Михайлова, О.В. Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса [Текст] / О.В. Михайлова // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 12. - С. 48-50.
50. Мищенко, Л.В. Учебная мотивация младших школьников в системном исследовании их индивидуальности с позиций пола и гендера [Текст] / Л.В. Мищенко // Психология обучения. - 2013. - № 3. - С. 4-28.
51. Мокеева Л.Н. Анкета «Оцените уровень своей деятельности по созданию условий для мотивации работы учащихся на уроке» [Электронный ресурс] // Анкеты и карты для учителя URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/03/18/ankety-i-karty-dlya-uchitelya (дата обращения: 25.02.2017г.).
52. Моргун, В. Ф. Психологические проблемы мотивации учения. [Текст] / В.Ф. Моргун // Вопросы психологии, 1976, № 6, с. 54—63.
53. Моргун, В. Ф. Психологические условия воспитания познавательного отношения учащихся к познавательному предмету [Текст]: Автореф. канд. дис. / В.Ф. Моргун. — М., 1979. — 22 с.
54. Мураль, И.П. Возможности мотивации учебной деятельности младших школьников [Текст] / И.П. Мураль // Начальная школа. - 2009. - №12. - С. 11-13.
54. Мыльников, Д. Мотивация и проблемы в обучении [Текст] / Д. Мыльников // Народное образование - 2002 -№9 -С123 -130.
56 Нагорнова, А.Ю. Основы педагогики и психологии младшего школьника [Текст] / А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 329 с.
57. Осипова, И. Формирование учебной мотивации школьников [Текст] / И. Осипова //Лучшие страницы педагогической прессы - 2004 - №1.С - 76.
58. Павлов, С. Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / С. Н. Павлов. — Магнитогорск, 1999 — 23 с.
59. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст]: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. - М. :ВЛАДОС - ПРЕСС, 2006. - 365 с.
60. Реана, А.А. Психология ребёнка. От рождения до 11 лет. Методики и тесты [Текст] / А.А. Реана. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 349 с.
61. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир (отрывки из неопубликованной рукописи) [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Вопросы философии. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М. : 1969 С. 370.
62. Самусева, Г.В. Педагогическое сопровождение становления позиции
субъекта учебной деятельности младшего школьника: диссертация
кандидата педагогических наук [Текст] / Г.В.Самусева. - Воронеж, 2009. - 182 с.
63. Сверчков, А. В. Организационно-педагогические условия
формирования профессионально- педагогической культуры будущих спортивных педагогов [Текст] / Сверчков А. В. // Молодой ученый. —
2009. — № 4. — С. 279-282.
64. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст] / В.С. Селиванов. - М. : «Академия», 2002. - 336 с.
65. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] // Академик, 2000 - 2017. URL: http://termin.bposd.ru/publ/motivacija.
66. Скороходова, Н.Ю. Психология ведения урока [Текст] / Н.Ю. Скороходова. - СПб. : Речь, 2002. - 148 с.
67. Собинова, Л.А. Факторы развития мотивации учебной деятельности [Текст] / Л.А. Собинова // Современные исследования социальных проблем. -
2010. - № 4. - С. 197-201.
68. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. [Текст] / А.И. Сорокина - М. : Просвещение, 1982 - 96 с.
69. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н.Ф. Талызина - М. : Академия - 2001. - 288 с.
70. Тутушкина, М.К. Практическая психология для педагогов и родителей [Текст] / М.К. Тутушкина. - СПб. : Изд-во «Дидактика Плюс»,
2000. - 368 с.
71. Уткин, Э. А. Мотивационный менеджмент [Текст]: учебник / Э. А. Уткин. — М. : ЭКМОС, 2007. — 235 с.
72. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения [Текст] / Х. Хекхаузен. - СПб. : Речь, 2001. - 240 с.
73. Хомченко, М.С. Развитие учебной мотивации младших школьников [Текст] М.С. Хомченко // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов IV Международной конференции (Екатеринбург, 21 апреля 2018 г.) / науч. ред. Ю. Н. Галагузова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. м.], 2018. - 432 с. С.278 -283
74. Шагивалеева, Г.Р. Изучение мотивации учебной деятельности младших школьников [Текст] / Г.Р. Шагивалеева // Международный журнал экспериментального образования. 2014.-№6-1.-С. 104-105.
75. Шевырева, Т.П. Формирование положительной мотивации учащихся в начальной школе [Текст] / Т.П. Шевырева // Творческое наследие А.С. Посникова и современность. 2015. -№9. -С. 177-181.
76. Шпика, И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников [Текст] / И. В. Шпика. // Начальная школа. - 2007 - №2. - С.18 - 19.
77. Шуба, М.Ю. Занимательные задания в обучении математике [Текст] / М.Ю. Шуба. - М. : Просвещение, 1994 - 222 с.
78. Эксакусто, Т.В. Справочник психолога начальной школы [Текст] / Т.В. Эксакусто, О.Н. Истратова. - Ростов н/Д, 2003. - 156 с.
79. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной психологии. - М. : ИПП, 2006. - 304 с.
80. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д.Б. Эльконин — М. : ИПП, 1974. - 309 с.
81. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации [Текст] / П.М. Якобсон. - Воронеж: МОДЭК; Москва: Институт практической психологии, 1998. - 304 с.
82. Ярошевский, М. Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества [Текст] / М.Г. Ярошевский // Проблемы научного творчества в современной психологии. - М. : Наука, 1971, с. 204-224.