ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УМЕНИЯ
ПРИНИМАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ 6
1.1. Трактование понятия «принятие решения» в литературных
источниках 6
1.2. Факторы, влияющие на процесс принятия решения
в опасной ситуации 12
1.3. Исследование процесса формирования умений 18
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УМЕНИЯ ПРИНИМАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ
В ОПАСНОЙ СИТУАЦИИ 25
2.1. Разработка модели формирования у обучающихся умений
принимать индивидуальные решения в опасных ситуациях 25
2.2. Методические рекомендации по формированию у обучающихся
умения принимать индивидуальные решения в опасных ситуациях 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
С необходимостью принимать решения мы вынуждены сталкиваться постоянно как в профессиональной, так и в личной жизни. Это не всегда дается нам легко, поскольку во многих случаях мы не можем предвидеть последствий нашего решения. К тому же от таких решений может зависеть очень многое: наш профессиональный успех, благополучие близких или наше личное благосостояние.
Актуальность исследования определяется наличием большого количества опасных ситуаций в современном мире, а так же способностью человека грамотно справляться с ними посредством принятия индивидуального обоснованного решения. От решения, которое примет человек в опасной ситуации зависит дальнейшее развитие событий, состояние его здоровья, сама жизнь.
Каждый человек, оказавшись в опасной ситуации, поведет себя по - своему, это зависит от многих факторов: тип характера и темперамента, жизненный опыт, знания и умения и другое. Однако, вне зависимости от данных факторов, в любой опасной ситуации рано или поздно человек сталкивается с жизненно важным выбором, который определяет дальнейшее развитие событий в его жизни и жизни людей, которые в данную минуту находятся рядом с ним.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) одним из предметных результатов изучения предмета основы безопасности жизнедеятельности определяет умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей [27].
В школах на уроках ОБЖ учениками изучается большое количество опасных ситуаций, а так же четкая последовательность действий в той или иной ситуации. Процесс проверки знаний позволяет ученику заранее подготовиться к ответу на поставленный на уроке вопрос, учитель выделяет время для размышления, однако в опасной ситуации этого времени у ученика не будет. Решение он должен принять быстро и правильно одновременно.
Проведя анализ литературных источников, мы пришли к выводу, что на данный момент общедоступных, четко сформулированных методик по данной теме, которыми мог бы воспользоваться учитель основ безопасности жизнедеятельности, не имеется.
Именно поэтому возникает острая необходимость разработки методических рекомендаций по формированию у обучающихся умения принимать индивидуальные решения в опасных ситуациях.
Противоречие заключается в том, что с одной стороны, умение принимать индивидуальное обоснованное решение в опасных ситуациях важно для жизни и здоровья человека, а с другой, по принятию решений в опасных ситуациях разработано недостаточно методических материалов для формирования данного умения у обучающихся на уроках ОБЖ.
Проблема исследования: каковы пути формирования у обучающихся умения принимать индивидуальные решения в опасных ситуациях?
Объект исследования: формирование у обучающихся умения принимать индивидуальные решения в опасных ситуациях.
Предмет исследования: модель формирования у обучающихся умения принимать индивидуальные решения в опасных ситуациях.
Цель исследования: разработать модель и, на ее основе, представить рекомендации учителю ОБЖ по формированию у обучающихся умения принимать индивидуальные решения в опасных ситуациях.
Гипотеза исследования: предполагается, что применение разработанных рекомендаций позволит сформировать у обучающихся умения принимать индивидуальные решения в опасных ситуациях.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по формированию умений принимать обоснованные решения в опасных ситуациях.
2. Разработать модель формирования у обучающихся умения принимать индивидуальные решения в опасной ситуации.
3. Разработать рекомендации по формированию умения у обучающихся принимать индивидуальные решения в опасной ситуации.
Методологическая основа исследования: анализ научно - методической литературы по проблеме формирования у обучающихся умения принимать индивидуальные решения в опасных ситуациях.
Актуальность исследования определяется наличием большого количества опасных ситуаций в современном мире, а так же способностью человека грамотно справляться с ними посредством принятия индивидуального обоснованного решения. От решения, которое примет человек в опасной ситуации зависит дальнейшее развитие событий, состояние его здоровья, сама жизнь.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) и среднего полного общего образования (ФГОС СПОО) предметными результатами изучения ОБЖ определяют: умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей, умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения.
Однако, на данный момент общедоступных, четко сформулированных методик по данной теме, которыми мог бы воспользоваться учитель ОБЖ, не имеется. Именно поэтому возникает острая необходимость разработки методических рекомендаций по формированию у обучающихся умения принимать индивидуальные решения в опасных ситуациях.
В ходе нашей работы нами изучена литература по проблеме формирования у обучающихся умения принимать индивидуальные решения в опасной ситуации. Мы пришли к выводу о том, что принятие решения это не стихийный процесс, а имеющий свою структуру, этапность, начиная с определения проблемы и заканчивая реализацией принятого решения. На процесс принятия решения в опасной ситуации оказывают личностные (психические процессы, психические состояния, психические свойства) и ситуационные (ограниченность времени, жизненные ценности человека, предшествующий опыт) факторы. Огромное значение в процессе принятия того или иного решения играет саморегуляция.
Выделены составляющие данного умения, которые необходимо сформировать у обучающихся: умение определять проблему, умение ставить цели, умение определять альтернативные варианты решения, умение принимать решение, умение обосновывать принятое решение, умение анализировать полученный результат.
Выделены три этапа формирования умений у обучающихся (по Гальперину Г. Я.): 1. наличие предметных ориентиров; 2. речевые действия учащегося; 3. мыслительные операции учащегося.
Разработана модель формирования у обучающихся умения принимать индивидуальные решения в опасной ситуации, на основе которой разработаны методические рекомендации по формированию данного умения. Формирование у обучающихся умения принимать индивидуальные решения в опасных ситуациях по разработанной нами модели предположительно будет протекать успешно по следующим причинам:
1. Модель разработана на основе научных работ известных психологов и докторов педагогических наук (Матиас Нёльке, Соломин В.П.);
2. Практические методы распределены и адаптированы с учетом возрастных особенностей обучающихся;
3. Модель последовательно учитывает этапы принятия решения;
4. модель выполняет принцип освоения материала от простого к сложному (материал распределен на части и разделен по классам).
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены.
Выдвинутая гипотеза о том, что применение разработанных рекомендаций позволит сформировать у обучающихся умения принимать индивидуальные решения в опасных ситуациях, доказана.
В ходе дальнейших исследований предполагается: более глубокое изучение данной темы, разработки систем опасных ситуаций для каждого класса по формированию умения у обучающихся принимать индивидуальные решения, а так же разработки методических рекомендаций проведения внеклассных и внешкольных мероприятий по формированию данного умения.
1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 225с.
2. Блинова-Сычкарь И.В., Миликова А.В. Понятие «Принятие решения» в уголовном судопроизводстве// Вестник Волгоградского государственного университета, 2007. - №10. С. 103-108.
3. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. М.: Эксмо, 2008. 672 с.
4. Гафнер В.В. Информационная безопасность. ГОУ ВПО
«Урал.гос.пед.ун-т». Екатеринбург, 2009. 196 с.
5. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - Новосибирск, 2010. 836 с.
6. Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. 100 с.
7. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. Спб: Питер, 2001. 752 с.
8. Индина Т. А. Регуляторные и личностные детерминанты принятия решений : на материале политического голосования : дис. канд. психол. наук : 19.00.01. Москва, 2007. 203 с.
9. Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. 356 с.
10. Касавин И.Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+»: «Реабилитация», 2009. 1248 с.
11. Коваленко, С. В. Психологические детерминанты развития
межличностных отношений в подростковом возрасте / С. В. Коваленко // Психология обучения. 2007. № 9. С. 64 -72.
12. Кожеурова Н.С. Философия. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2002. 319с.
13. Кулагин О.А.Принятие решений в организациях. Спб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001. 148 с.
14. Ламакин Г. Н. Основы менеджмента в электроэнергетике. Тверь: ТГТУ, 2006. 208 с.
15. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций. М.: 2008. 192с.
16. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Олма-пресс, 2003. 672 с.
17. Нагорная В. А. Педагогические условия формирования саморегуляции у обучающихся старших классов общеобразовательной школы: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Курган, 1999. 175 с.
18. Нельке М. Учимся принимать решения. Быстро, точно, правильно. М.: ОМЕГА-Л, 2006. 127 с.
19. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- 4¬е изд., доп. М.: Ити Технологии, 2003. 939 с.
20. Практикум по общей психологии / Под ред. Н. Г. Валинуровой. Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011. 129 с.
21. Ременников В.Б. Управленческие решения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии . 2-е изд. (1946г.) СПб.: 2002. 720 с.
23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1989. 328с.
24. Соломин В. П., Шатровой О.В. Психологическая безопасность. М.: Дрофа, 2008. 288 с.
25. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.
26. Элементарные начала общей теории права: учеб.пособие для вузов / под общей ред. Червонюка В.И. М.: КолосС, 2003. 544 с.
27. Практические навыки психической саморегуляции [Электронный ресурс].иРЕ:http:// е1йагшш.гн(дата обращения: 24. 05.2014).
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 13.05.2014).
29. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: ййр://минобрнауки.рф (дата обращения: 13.05.2014).
30. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. URL: йИрУ/минобрнауки.рф (дата обращения: 13.05.2014).
31. Формирование личности безопасного типа на первой ступени образования [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru (дата обращения: 27.05.2014).