ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Исторический аспект становления пожарной безопасности в РФ
1.2. Пожарная безопасность. Основные термины и определения
1.3. Актуальные проблемы пожаробезопасного поведения в современных условиях
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПОЖАРОБЕЗОПАСНОГО ПВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Проблемы формирования пожаробезопасного поведения
обучающегося
2.2. Организация работы по формированию у обучающихся
пожаробезопасного поведения в образовательной организации
2.3. Методические рекомендации преподавателю ОБЖ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в недостаточности изучения темы по формированию у обучающихся пожаробезопасного поведения, на это и будет направлено данное экспериментальное исследование. В данной проблематике прослеживается высокий травматизм и гибель несовершеннолетних детей в огне, их неготовность к правильным и верным действиям в случае возникновения пожара или возгорания. Это подчеркивается недостаточной эффективностью, проводимой педагогами работы с обучающимися. В России и за рубежом можно привести множество примеров пожаров в которых погибли дети. Самая страшная трагедия произошла 5 ноября 1961 года в чувашском селе Эльбарусово. Причиной пожара послужило несоблюдение правил пожарной безопасности в школе. В огне погибли 110 человек, из них 106 - дети.
7 апреля 2003 год в селе Сыдыбыл Вилюйского района Республики Саха (Якутия) произошел в школе, который унес жизни 22 школьников с 5 по 11 классы. Обучающиеся и работники школы поздно заметили пожар на первом этаже и не смогли быстро эвакуироваться. Во время пожара царила давка, паника, растерянные дети метались по этажам и пытались спастись, выпрыгивали в оконные проемы, ломали ноги, руки. Со второго этажа сотрудники с детьми могли спастись только через люк на чердак и по стационарной наружной лестнице, но из-за неправильных действий этого не было сделано. Запасной выход в спортивном зале был закрыт на замок, а на окнах были металлические решетки, поэтому дети были обречены на гибель. Из всех учителей школы, только один учитель смог вывести класс через люк на чердаке, а оттуда по пожарной лестнице, остальные педагоги спасали свои вещи.
19 декабря 2016 года произошел пожар в Лицее "Экономический" №14 (г. Ростов-на-Дону). Жертв в пожаре нет, вовремя руководство вызвало пожарных, но противопожарная система в школе не сработала, пожарный выход на втором этаже оказался закрытым, некоторые школьники с педагогами выпрыгивали из окон с первого этажа.
26 марта 2018 года произошел пожар в торговом центре «Зимняя вишня» (г. Кемерова). Данная трагедия вошла в самых в список, как самая страшная трагедия ХХ1 века. 64 человека погибли, из них дети, которых заперли в зале кинотеатра.
Один из последних пожаров, в результате которого погибли дети, произошел 3 ноября 2018 года в селе Старый Буян в Самарской области. На месте пожара были обнаружены трое погибших детей в возрасте от 2,5 до 8 лет. Таким образом, тема пожаробезопасного поведения в современных условиях является актуальной.
Приобретенные знания, умения и навыки по формированию пожарной безопасности должны закрепляться не только в рамка курса ОБЖ в рамках учебных часов, но и во внеурочное время. Такой формой проведения могут являться следующее: организация классных часов, круглых столов, практикумов, викторин, дидактических игр, открытых встреч, КВН по пожарной безопасности. Данные вид работы должен проводиться в течении всего учебного года, а особенно перед уходом обучающихся на летние каникулы. Здесь необходимо обучающимся напоминать основные правила пожарной безопасности, основные причины и последствия возникновения пожаров и возгораний, а также верные действия при их возникновении.
Непредсказуемые пожароопасные ситуации являются ситуации в которых учувствуют дети. В данных ситуациях очень трудно и сложно предусмотреть поведение и реакцию детей в момент пожара или возгорания. Именно поэтому необходимо проводить воспитательную противопожарную работу с обучающимися в образовательной организации.
Вопросы пожарной безопасности рассматриваются в работах следующих исследователей: Анастасова Л.П., Бородин А.С., Иванова Н.В., Ижевский П.В., Байбородов Л.В., Индюков Ю.В., Василькова Ю.В. и т.д. Тема «Формирование у обучающихся пожаробезопасного поведения» в современных условиях является актуальной, т.к. в литературных источниках невозможно встретить единой методики обучения.
Объект исследования - пожаробезопасное поведение обучающихся.
Предмет исследования - процесс формирования у обучающихся пожаробезопасного поведения в образовательной организации.
Цель исследования заключается в подробном рассмотрении формирования у обучающихся пожаробезопасного поведения в образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть исторический аспект становления пожарной безопасности в РФ.
2. Изучить основные термины и определения пожарной безопасности.
3. Рассмотреть актуальные проблемы пожаробезопасного поведения в современных условиях.
4. Разработать методические рекомендации по обучению обучающихся пожаробезопасному поведению (6 класс).
5. Изучить предпосылки по формированию пожаробезопасного поведения обучающихся.
6. Организовать работу по формированию у обучающихся пожаробезопасного поведения в образовательной организации.
7. Разработать методические рекомендации преподавателю ОБЖ в образовательной организации.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, проведение тестирования, анализ результатов экспериментального исследования.
Теоретические аспекты данного исследования были рассмотрены такими авторами, как: Анастасова Л.П., Бородин А.С., Иванова Н.В., Ижевский П.В., Байбородов Л.В., Индюков Ю.В., Василькова Ю.В., Гончаров А.Н., Даниленко А.С., Пилипенко В.Ф., Емельянчик В.К., Капитонова, М.Е., Жеребцов В.И., Зекиев Э. В., Кабиров Т. Р., Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П., Лихачев Б.Т., Репин Ю. В., Сидоркин В. А., Соломин В.П., Шорыгина Т.А. и т.д.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования, могут быть внедрены в работу педагога ОБЖ в образовательные организации Свердловской области.
База исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №9, среди учащихся 6-го класса. В исследовании приняли участие 24 обучающихся, из них 14 мальчиков и 10 девочек.
Структура работы. ВКР состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении описана актуальность исследования, определены цели исследования, задачи исследования, объект исследования, предмет исследования, методы исследования, описаны практическая значимость, теоретическая значимость исследования, указана база исследования, структура работы.
В первой главе описан исторический аспект становления пожарной безопасности в РФ, даны основные термины и определения, входящих в тему исследования, раскрыты актуальные проблемы пожаробезопасного поведения в современных условиях.
Во второй главе раскрыты проблемы формирования пожаробезопасного поведения обучающегося. Описана организация работы по формированию у обучающихся пожаробезопасного поведения в образовательной организации. Исследование проводилось на базе МБОУСОШ № 9, среди учащихся 6-го класса. В исследовании приняли участие 24 обучающихся, из них 14 мальчиков и 10 девочек. Результаты проанализированы с количественной и качественной стороны. На основе результатов были описаны методические рекомендации преподавателю ОБЖ.
В заключении указаны основные выводы по теме исследования.
Список литературы состоит из 50 источников.
В приложениях описана тестовая методика по теме "Безопасность школьников при пожаре в образовательном учреждении", Протокол исследования обучающихся по теме «Безопасность школьников при пожаре в образовательном учреждении», описаны методические рекомендации учителю ОБЖ.
Актуальность исследования заключается в недостаточности изучения темы по формированию у обучающихся пожаробезопасного поведения. Проблема пожаров, прежде всего, обусловлена высоким травматизмом и гибелью несовершеннолетних детей в огне, их неготовностью к адекватным действиям в опасных ситуациях, при пожаре. Это подчеркивает не достаточную эффективность проводимой взрослыми разъяснительной работы с детьми. В России и за рубежом можно привести множество примеров пожаров в которых погибли дети. Самая страшная трагедия произошла 5 ноября 1961 года в чувашском селе Эльбарусово. Причиной пожара послужило несоблюдение правил пожарной безопасности в школе. В огне погибли 110 человек, из них 106 - дети.
7 апреля 2003 год в селе Сыдыбыл Вилюйского района Республики Саха (Якутия) произошел в школе, который унес жизни 22 школьников с 5 по 11 классы. Обучающиеся и работники школы поздно заметили пожар на первом этаже и не смогли быстро эвакуироваться. Во время пожара царила давка, паника, растерянные дети метались по этажам и пытались спастись, выпрыгивали в оконные проемы, ломали ноги, руки. Со второго этажа сотрудники с детьми могли спастись только через люк на чердак и по стационарной наружной лестнице, но из-за неправильных действий этого не было сделано. Запасной выход в спортивном зале был закрыт на замок, а на окнах были металлические решетки, поэтому дети были обречены на гибель. Из всех учителей школы, только один учитель смог вывести класс через люк на чердаке, а оттуда по пожарной лестнице, остальные педагоги спасали свои вещи.
19 декабря 2016 года произошел пожар в Лицее "Экономический" №14 (г. Ростов-на-Дону). Жертв в пожаре нет, вовремя руководство вызвало пожарных, но противопожарная система в школе не сработала, пожарный выход на втором этаже оказался закрытым, некоторые школьники с педагогами выпрыгивали из окон с первого этажа.
26 марта 2018 года произошел пожар в торговом центре «Зимняя вишня» (г. Кемерова). Данная трагедия вошла в самых в список, как самая страшная трагедия ХХ1 века. 64 человека погибли, из них дети, которых заперли в зале кинотеатра.
Один из последних пожаров, в результате которого погибли дети, произошел 3 ноября 2018 года в селе Старый Буян в Самарской области. На месте пожара были обнаружены трое погибших детей в возрасте от 2,5 до 8 лет. Таким образом, тема пожаробезопасного поведения в современных условиях является актуальной.
Проблема пожаров, прежде всего, обусловлена высоким травматизмом и гибелью несовершеннолетних детей в огне, их неготовностью к адекватным действиям в опасных ситуациях, при пожаре. Это подчеркивает не достаточную эффективность проводимой взрослыми разъяснительной работы с детьми. Данная проблематика рассматривалась в работах следующих авторов: Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В., Байбородов Л.В., Индюков Ю.В., Василькова Ю.В., Гончаров А.Н., Даниленко А.С., Пилипенко В.Ф., Емельянчик В.К., Капитонова, М.Е., Жеребцов В.И., Зекиев Э. В., Кабиров Т. Р., Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П., Лихачев Б.Т., Репин Ю. В., Сидоркин В. А., Соломин В.П., Шорыгина Т.А. и т.д.
Пожарное дело в России за последние время претерпело значительные изменения. Несмотря на большие успехи, которые достигло МЧС в вопросах по предупреждению и тушению пожаров в полной мере не могут полностью удовлетворить потребности сегодняшнего дня.
Образовательная организация должна объединять обучающихся и педагогический состав, придавать обучению системный и социальный характер, оказывать наиболее глубокое влияние на детей. Таким образом, привитие обучающимся навыков пожаробезопасного поведения должен стать нормой школьной жизни. Раздел по пожарной безопасности должен изучаться со всей серьезностью наравне с другими предметами.
В рамках Главы 2 было проведено тестирование навыков и умений подготовки школьников к безопасному поведению при пожаре в образовательном учреждении. Исследование проводилось на базе МБОУСОШ № 9, среди учащихся 6-го класса. В исследовании приняли участие 24 ученика, из них 14 мальчиков и 10 девочек.
Исходя из результатов диагностики следует отметить, что в основном учащиеся не владеют знаниями о том, как вести себя, если случится пожар, в образовательном учреждении, об этом свидетельствуют представленные результаты теста.
Таким образом, исходя из анализа рисунка можно сделать следующие выводы: вопрос № 1 не вызвал затруднений. На данный вопрос ответили 79 % обучающихся, и только 21 % обучающихся ответили неверно; вопрос № 2 вызвал затруднения. В данном вопросе большая часть обучающихся неверно установила последовательность (32%), а верно определили последовательность - 26 % обучающихся; в вопросе № 3 правильно смогли установить последовательность - 2 % обучающихся, неверно определили последовательность - 48%; вопрос № 4 вызвал затруднения. 59 % обучающихся дали неверный ответ и только 18 % обучающихся дали правильный ответ; в вопросе № 5 обучающиеся дали больше правильных ответов (42%) и только 37% обучающихся дали неверный ответ; в вопросе № 6 обучающиеся дали больше правильных ответов (54%) и только 21% обучающихся дали неверный ответ; в вопросе № 7 обучающиеся дали больше правильных ответов (50%) и только 29% обучающихся дали неверный ответ; в вопросе № 8 обучающиеся дали больше неправильных ответов (50%) и только 21% обучающихся дали верный ответ. Данный вопрос вызвал затруднения; в вопросе № 9 обучающиеся дали больше неправильных ответов (63%) и только 12% обучающихся дали верный ответ. Данный вопрос вызвал самые большие затруднения; в вопросе № 10 обучающиеся дали больше неправильных ответов (46%) и только 25% обучающихся дали верный ответ.
Так, большая часть обучающихся показала низкий и средний уровни сформированности навыков и умений по пожарной безопасности. Обобщив материалы теста, можно сделать вывод: познавательный интерес у учащихся к вопросу безопасного поведения в пожарной безопасности в основном низкий и средний, что подтверждает недостатки организационно - педагогических условий работы по указанной проблеме.
На основе результатов эксперимента разработаны методические рекомендации учителю ОБЖ по формированию навыков и умений по пожарной безопасности.
В первую очередь у учеников нужно формировать пожаробезопасную деятельность, а не алгоритм действий при пожаре, направленный на его устранение. Школьнику необходимо объяснить, что при обнаружении очага пожара требуется незамедлительно покинуть горящее помещение и доложить о случившемся взрослым. Нет нужды обучать младшего школьника навыкам тушения пожара, так как проводить пожарные работы это компетенция специально обученных людей.
Считаем, что наиболее логичное и рациональное обучение школьников пожарной безопасности заключается в том, чтобы обучающиеся могли как можно скорее и быстрее покинуть задымлённое или горящие помещение. Нет необходимости обучать детей самостоятельно устранять источник пожара, также нет необходимости учить детей прятаться во время пожарной ситуации. Самым главным в этом деле на наш взгляд является фактор времени, дети должны в короткий временной промежуток оперативно покинуть горящие здание.
Таким образом, по окончании раздела по пожарной безопасности обучающиеся должны уяснить требования правил пожарной безопасности в различных зданиях и ситуация, в том числе и в образовательном учреждении, где они обучаются.