ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 14
ГЛАВА 2. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛКОВОДЦЕВ В
ВОСПОМИНАНИЯХ ОЧЕВИДЦЕВ 21
ГЛАВА 3. ОСВЕЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ В СОВЕТСКОЙ И ПОСТСОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 27
ГЛАВА 4. ЛИЧНОСТИ ПОЛКОВОДЦЕВ НА СТРАНИЦАХ УЧЕБНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Современное школьное историческое образование невозможно представить без учебника истории, иллюстративного и картографического материала. Значение учебника многообразно, он выполняет роль не только информативного источника, но и пособия по развитию умений и навыков у обучающихся. Рассмотрение темы, касающейся личностей советских полководцев: Г.К. Жукова, А.М. Василевского и К.К. Рокоссовского на страницах школьных учебников по истории представляется весьма актуальным в свете тех требований, которые предъявляются к предметным результатам освоения школьниками основной образовательной программы по истории на уровне основного общего образования. В силу методической разработки эти личности больше представлены в учебной литературе.
Актуальность темы исследования. Актуальным является необходимость использования в строительстве Вооруженных Сил Российской Федерации лучших традиций отечественного воинства 1. Обучение и воспитание будущих военачальников и полководцев на примере выдающихся личностей и полководцев, среди которых достойное место занимают Г.К. Жуков, А.М. Василевский, К.К. Рокоссовский, следует отнести к «лучшим боевым и героическим традициям» . Кроме того, одной из задач при подготовке к формированию вооруженных сил РФ является военно-патриотическое воспитание. Таким образом, изучая подвиги советских военачальников, мы актуализируем работу военно-патриотического воспитания.
Большую роль в победе в Великой Отечественной войне сыграл советский народ, и победа эта ковалась в тылу. В тылу шили обмундирования, работали на предприятиях, собирали урожай в поле, одним словом: «Все для фронта, все для победы!» . Но кроме усилий, требовалась мощная и боеспособная армия, которая превосходила бы силы врага. Для создания такой армии необходим был высокий уровень знаний военного искусства. Советские полководцы были выходцами из народа, многие из них, начинали свою карьеру в окопах, в боях при Первой Мировой Войне, или же Гражданской войне. Разработанные ими методы ведения боевых действий, а также проведенные боевые операции изучаются во многих военных учебных заведениях мира. О мужестве и полководческом таланте советских военачальников высоко отзывался Дуайт Девид Эйзенхауэр, американский военный и политический деятель: «Как солдат, наблюдавший компанию Красной Армии, я проникся глубочайшим восхищением к мастерству ее руководителей» .
Объект исследования: работы отечественных историков, в которых освещена деятельность советских полководцев, и учебная литература для школ и ВУЗов.
Предмет исследования: изучение деятельности Г.К. Жукова, А.М. Василевского и К.К. Рокоссовского в отечественной научной и учебной литературе.
Хронологические рамки исследования: исследование охватывает период с 1968 г., с момента выхода первой книги Штеменко С. М.
«Генеральный штаб в годы войны» и мемуаров Г.К. Жукова до 2016 г., когда была опубликована работа С. В. Шучалиной и О. В. Тарачевой к 120- летию полководцев «Два Маршала: Жуков и Рокоссовский».
Территориальные рамки исследования: охватывают границы СССР , Российской Федерации, где выходили исторические работы по теме исследования.
Степень изученности темы. Фундаментальным трудом является книга генерала армии М.А. Гареева . В книге дана характеристика и оценка вклада в победу каждого полководца. Частично историографию о полководцах представил в небольшой статье А.А. Ахтамзяна «К историографии Великой Отечественной войны. Новая книга о полководцах победы», в ней автор говорит о трудах, посвященных деятельности военачальников. А.А. Ахтамзян пишет о книге М.А. Гареева и нелестно отзывается о труде Виктора Суворова . В 2016 году в честь стодвадцатилетия маршалов Г.К. Жукова и К.К. Рокоссовского был составлен пресс-клиппинг О.В. Тарачевой и С.В. Шучалиной. Авторы представили широкий подбор публикаций в печатных СМИ и научных статей . На сегодняшний день полный обзор о советских военачальниках в научной и учебной литературе пока не представлено.
Также хочется отметить, что освещение информации о личностях полководцев на страницах постсоветских школьных учебников истории во многом остается неразработанным.
Значимость данного исследования нам видеться в том, что возрастает интерес к проблемам воспитания патриотизма на примерах исторических личностей на уроках истории. Результаты исследования могу быть использованы в научной работе по изучению биографий и деятельности советских полководцев. Материалы и выводы работы целесообразно использовать при разработке лекционных курсов, интерактивных уроков и учебно-методических материалов по проблемам отечественной истории. Данная работа содержит методическую разработку урока, проводимого в 10 классе, которая уже была использована в рамках педагогической практики (прил.1,4-5). Урок поможет вызвать интерес у школьников к истории.
Источниковая база исследования:
Источниковой базой исследования стали мемуары советских военачальников, работы современников полководцев, труды отечественных историков советского и современного периодов, посвященные деятельности Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского и А.М. Василевского. а также нормативно-правовые, программно-методические документы по вопросам школьного исторического образования, отечественные школьные и вузовские учебники по истории.
При исследовании вопроса о деятельности полководцев можно определить следующие группы источников:
Исторические источники:
В работе мы использовали опубликованные источники - военные мемуары самих полководцев: Г.К. Жуков «Воспоминания и размышления», К.К. Рокоссовский «Солдатский долг», А.М. Василевский «Дело всей жизни», М.А. Гареев «Маршал Жуков. Величие и уникальность», С.М. Штеменко «Генеральный штаб в годы войны», П.И. Батов «В походах и боях», И.Х. Баграмян «Великого народа сыновья».
Мемуары военных деятелей дают возможность взглянуть на личность их же глазами, как они сами описывали свою жизнь и деятельность.
«Воспоминания и размышления» Г.К. Жукова помогают нам разобраться в жизненном пути маршала. В данном источнике мы увидим не только детство полководца, но и подробное описание каждой битвы, в которой участвовал сам автор. Впервые мемуары были выпущены в 1969 году, спустя 24 года после Великой Отечественной войны. В России мемуары переиздавались 13 раз. Маршал трудился над «Воспоминаниями и размышлениями» около десяти лет. В это время полководец был болен и находился в опале. Его труд подвергся цензуре. Дочь маршала вспоминает: «Когда отец закончил писать мемуары, то Суслов просмотрел их и сказал: «Мы сделали 180 замечаний к вашей рукописи. Она никогда не выйдет, потому что вам не хватит жизни, чтобы исправить наши замечания». Там не была указана руководящая роль партии на таком-то фронте и в таком-то полку и еще много чего другого...» .
К.К. Рокоссовский в своих мемуарах «Солдатский долг» пишет о своей военной деятельности: о семье, какой путь он прошел для получения звания полководца, о сражениях, в которых он участвовал, об отрядах, которыми он руководил, о том, чем он занимался после военной карьеры.
В мемуарах «Дело всей жизни» А.М. Василевского мы можем найти сведения о его семье, подробное описание полководца своей политической карьеры, об участии его в военных операциях, о многочисленных наградах и приобретенных званиях.
Историографические источники:
Труды советских историков:
М.А. Гареев «Маршал Жуков. Величие и уникальность». Автор произведения - советский военный деятель, доктор военных и исторических наук, профессор, венный теоретик. Его книга посвящена анализу полководческого искусства маршала: Георгия Константиновича Жукова . Также о войне и советских полководцах писал С.М. Штеменко «Генеральный штаб в годы войны». Советский военный деятель в своей книге подробно раскрывает о работе Г енерального штаба в военное время, упоминая маршала Жукова . В этом же направлении писал П.И. Батов «В походах и боях». Советский военный деятель в своей книге рассказывает о людях прославленной 65-ой армии, прошедшей с боями от Волги до Одера, главную роль он отводил К.К. Рокоссовскому . Свою оценку военачальникам дал И.Х. Баграмян «Великого народа сыновья». Советский военный деятель в своей книге описывает ход событий Великой Отечественной войны, анализирует деятельность полководцев и дает оценку другим советским военным деятелям, в частности А.М. Василевскому . Стоит отметить работу советского историка Н.Н. Яковлева в книге «Маршал Жуков (Страницы жизни) (1986) помимо биографии полководца, автор описывает личность полководца, отмечает его большую роль в победе Великой Отечественной войны.
Работы современных историков:
В первой половине 1990-х работы о советских полководцах писали без оглядки на мнения властей, однако рекомендациям все же следовали, например, с какой позиции представлять описание Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского и А.М. Василевского. Были выявлены негативные оценки со стороны исследователей. Например, Г.К. Жукова обвиняли в том, что погибло много солдат. Также рассматривалась проблема взаимоотношений Сталина и Г.К. Жукова.
Одним из историков, изучающих советских полководцев, является А.В. Исаев в своем труде «Мифы и правда о маршале Жукове» начинает рассказ с того, что за основу написания своего труда брал подлинные оперативные документы с личной подписью Г.К. Жукова. Исследователь отмечает, что «Жуков знал, как нужно воевать» . Полководец лучше, чем его коллеги командовал армией, поэтому была такая эффективность боевых действий с его участием. Историк пишет, что: «Жуков не был полководцем, который не проиграл ни одного сражения» . Он мог «вытащить» других из кризисного положения, уровнять ситуацию исхода военных действий с врагами. Г.К. Жуков владел военным искусством в совершенстве, знал точку выбора между вынужденной обороной и моментом наступления . Более подробно биографию Г.К. Жукова изучил Б.В. Соколов - историк и публицист, в своей книге «Неизвестный Жуков - портрет без ретуши в зеркале эпохи», рассказывает о маршале без присущего описанию великого полководца «ретуши и хрестоматийного глянца» . Автор указывает на тяжелое детство будущего маршала. В целом, Б.В. Соколов хочет показать жизнь Г.К. Жукова в реальных рамках, со всеми светлыми и темными сторонами жизни полководца, как простого человека из обычной семьи, который добился больших успехов в своей жизни: «Георгий Константинович не обладал солидным образованием, ни общим, ни военным. Зато обладал незаурядной волей, и это качество помогло ему стать самым выдающимся из советских маршалов. Выходец из бедной крестьянской семьи сделался министром обороны, членом высшего политического руководства страны, четырежды Героем Советского Союза, кавалером двух орденов Победы и множества других советских и иностранных орденов и медалей»
Уже упомянутый нами историк, Б.В. Соколов в своем труде «Рокоссовский» выражает свое отношение к полководцу Великой Отечественной войны. Он описывает К.К. Рокоссовского так: «Рокоссовский как мог, стремился уменьшить потери, но это не всегда получалось» . Здесь автор употребляет к тактике ведения военных действий маршала словосочетание «культурно воевать», данное стремление маршала к наименьшим потерям Б.В. Соколов оценивает неоднозначно. С одной стороны, полководец очень сильно рисковал, потому что нужно было выполнять установки Верховного главнокомандующего, который мог в любой момент отдать под трибунал за невыполнение указаний. К.К. Рокоссовский очень сильно рисковал. С другой стороны, исследователь ценит данную черту характера маршала, который не был бездушным человеком. В рамках изучения биографии полководца работал историк К.Б. Константинов в произведении «Рокоссовский. Командующий Парадом победы» повествуя о будущем маршале, большую часть описания отдает жизни К. К. Рокоссовского для того, чтобы разобраться, каким человеком был будущий полководец, в какой семье он рос. Автор отмечает успехи К.К. Рокоссовского: «Пройдя вместе с эскадроном через жестокие испытания первой мировой войны, К.К. Рокоссовский уже буквально сроднился с армией. И она приняла его в свои ряды. Если в августе 1914 г. он пришел зачисляться в полк зеленым юнцом, то к осени 1917 г. это был уже закаленный в сражениях опытный боец. В своем эскадроне он был уже практически ветераном и пользовался большим авторитетом» . Он пишет о признании Константина Константиновича в армии благодаря его успехам в военных действиях. В следующих главах К.Б. Константинов подробно излагает военную карьеру полководца, обо всех его сражениях, об участии в операциях, подчеркивая ответственность и талант маршала.
Российский историк В.О. Дайнес в своей книге «Василевский» дает подробное описание жизни военачальника, которое сформировано на основе его мемуаров. Описывая весь жизненный путь полководца, Владимир Дайнес с восхищением пишет об Александре Василевском: «Маршал Василевский также проявил недюжинный талант полководца, мастера подготовки, планирования и проведения стратегических и фронтовых операций» . Историк оценивает не только профессиональные качества военного, но и приводит замечательные характеристики человека, достойного уважения. Однозначно, исследователь указывает на большой вклад полководца в победу . Положительную оценку мы видим в статье «Полководцы великой победы». А.Д. Борщов прежде всего выделяет у А.М. Василевского высокий уровень профессионализма, умение и талант командовать войсками.
Прозорливость, стратегическое мышление, слаженность, глубокие знания и ясность мышления, такие качества личности определяет автор у
военачальника. Также отмечает его успешные операции, выделяя Сталинградскую битву . Следующее высказывание исследователя демонстрирует нам его отношение к полководцу: «На всех занимаемых должностях А.М. Василевский проявил себя по-настоящему выдающимся полководцем».
В настоящее время многие историки пишут о полководцах. В их работах мы видим интерес к данной теме. Однако не все историки имеют традиционные взгляды и дают положительную оценку советских военачальников, некоторые исследователи пересматривают заслуги и значение выдающихся личностей. Большинство историков отмечают, что огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли маршалы: Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский и А.М. Василевский.
Учебники и учебные пособия:
Важными для нас источниками являются учебные пособия по истории, предназначенные для обучающихся 9-х, 10-х и 11-х классов, так как именно в этих классах школьники знакомятся с периодом Великой Отечественной войны, связанной с именами известных советских военачальников. На втором этапе нашего исследования мы использовали для анализа учебники высших учебных заведений, книги, освещающие деятельность великих полководцев. Для исследования были взяты учебники, выпущенные за период к. 90-х гг. XX в. до настоящего времени.
Цель работы: дать оценку деятельности советских военачальников на страницах научной и учебной литературы.
Достижение поставленной цели требует решения ряда задач:
1) рассмотреть теории формирования личности;
2) пизучить основные оценки деятельности военачальников историками советского периода;
3) проанализировать оценки личностей советских полководцев историками постсоветского периода;
4) выявить интерпретацию роли маршалов в Великой Отечественной войне на страницах школьных и вузовских учебников.
Методы исследования:
-общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция.
-специально-исторические методы: герменевтический анализ
(переосмысление смыслового контекста источника, интерпретация исходных документов), сравнительно-исторический метод (то есть выделение в явлениях различного порядка признаков, их сравнение, сопоставление), историко-биографический метод (направлен на описание, реконструкцию и анализ обстоятельств жизни, результатов деятельности, психологического портрета исторических личностей), количественный метод (анализ оценок советских полководец и составление диаграмм).
Основываясь на принципе историзма, мы проанализировали историографические традиции, сложившиеся в отечественной науке в разные исторические периоды, с точки зрения их особенностей.
Нарративный метод позволил интерпретировать эволюцию оценок деятельности советских полководцев отечественными историками. Обобщение научных трудов и учебной литературы, их описание основаны на принципах данного метода.
Методология, связанная с основными положениями теорий изучения личности. Для того чтобы изучить собственные представления о себе, воспользуемся гуманистической теорией А. Маслоу и К. Роджерса. С помощью данного подхода мы можем определить идеи, ценности и цели советских военачальников . Когнитивная теория Брунера, Ж. Пиаже, Зибардо и Дж. Келли позволяет раскрыть то, что повлияло на действия великих полководцев.
Г. Оллпорт, предложивший для социально-психологической науки, новую теорию, которая получила название «теории черт». В ее основе лежит неэкспериментальный метод исследования, согласно которому нужно анализировать написанные тексты и отзывы о личности, чтобы составить представление о человеке. Эта теория необходима для включения в социальный портрет оценки деятельности великих полководцев от представителей трех социальных групп: самих полководцев, народа и историков, изучающих деятельность маршалов .
Структура работы: работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В изучении личностей советских военачальников мы применили в совокупности три концепции. А. Маслоу и К. Роджерс предоставили уникальный подход изучения личности - гуманистический, основанный на теоретическом самоанализе. Согласно данному подходу, анализируя мемуары, мы выяснили в какой социальной обстановке и семье жили советские полководцы. Г.К. Жуков - юноша из бедной семьи, с раннего детства оказывал большую помощь родителям, учился хорошо, потому что знания ему давались легко. После учебы работал, но занимался самостоятельно обучением после работы, что говорит о его стремлении развиваться как личности. Затем он был призван в армию, собственно, с этого периода жизни начинается его военная карьера . Все эти моменты прописаны в мемуарах Георгия Константиновича. Трудолюбивый и целеустремленный юноша, так он начал свои первые шаги на пути к великой славе. Прославился он благодаря своему искусству возглавлять армию и проводить успешные военные операции. Современники признают талант Жукова, как полководца. М.А. Гареев отмечает заслуженность звания героя Жуковым Георгием Константиновичем . Одаренность, самобытность военной личности, гениальность, такие черты приводятся для характеристики Жукова. Целеустремленность личности выделяет С.М. Штеменко . «Теория черт» Г. Оллпорта раскрывает каждую особенность характера полководца. А.В. Исаев обнаружил в личности Жукова способность оказать помощь в такой мере, которая позволила бы изменить шаткое положение в военном действии. Б.В. Соколов говорит о присущей личности Жукова воли . В. Суворов хочет показать нам отрицательную черту маршала, говоря о его лживости в описании военной обстановки . Но, тем не менее социальный портрет Жукова представляет собой «мощную» личность, способную добиться всех целей.
Аналогично, применяя те же теории, в одинаковой последовательности собирается характеристика Константина Константиновича Рокоссовского. В мемуарах он начинает описывать реальные события предвоенные, затем переходит к своей карьере военачальника и описанию битв. Умение командовать армией, упорность, разумность, мужество, храбрость, огромную работоспособность и заботу о подчиненных, выделяет маршал А.М. Василевский . П.И. Батов указывает на рациональность использования труда подчиненных, решительность и стремление к наименьшим поражениям в бою в характере личности Рокоссовского . Немногословность маршала, его молчаливость, не мешала быть ответственным за всех своих офицеров и рядовых. К.Б. Константинов, описывая детство военачальника, выделяет его упорство и стремление к достижению целей.
А.М. Василевский происходил из семьи, в которой отец был священником, воспитанием в основном занималась мать. О.А. Ржешевский и
В.В. Суходеев испытывают счастье от разговора с великим военачальником. Глубокие раздумья, своеобразные взгляды на события, вот на какие достоинства указывают современники маршала . В современном мире Василевского называют «сыном великого народа». Говорят о предначертанной судьбе полководца, который добьется славных побед.
Каждый военачальник отличается своими чертами характера и особенностями поведения, но в глазах современников все они великие полководцы. Писатели и историки двадцать первого века хранят в памяти деятельность маршалов и их великие победы над врагом для создания светлого будущего народа. Если мы возьмем представления людей из разных времен, все они сходятся во мнении о величии Георгия Константиновича Жукова, Константина Константиновича Рокоссовского и Александра Михайловича Василевского, об их огромном вкладе в историю общества.
При анализе учебников разработанных, по рабочим программам и образовательным стандартам, мы видим изменение содержания рассматриваемого нами вопроса в плане освещения обязательного образовательного минимума рассматриваемых нами вопросов, целей и задач, поставленных разработчиками перед авторами учебных пособий и учителями, которые будут их реализовывать.
Проанализировав учебные пособия, содержащие деятельность советских полководцев: Г.К. Жукова, А.М. Малиновского и К.К. Рокоссовского, мы можем прийти к выводу, что освещение данного вопроса постоянно изменялось в плане объема освещенных вопросов. Каждое новое учебное пособие, включавшее в себя тему Великой Отечественной войны, включало новые данные о советских полководцах.
Большинство учебников акцентируют свое внимание на личности Г.К. Жукова, так например, в учебнике А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной представлена достаточно подробная характеристика деятельности маршала, в учебнике помещены его воспоминания. Василевский и Рокоссовский упоминаются, но не так подробно освещены их боевые заслуги. В равной степени о советских военачальниках информация изложена в учебниках:
О.В. Волобуева, В.В. Журавлева и др.; Д.Д. Данилова и Д.В. Лисейцева; А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, А.В. Пыжжикова; Н.В. Загладина, С.Т. Минакова, С.И. Козленко; В.С. Измозика, В.Н. Журавлева,
С.Н. Рудника. Все перечисленные учебники предназначены для 9-го класса, они содержат и портреты советских маршалов. Что касается учебников 10 -х и 11-х классов, то здесь не так подробно освещены битвы и операции, в которых принимали участие советские полководцы. Так в учебнике Л. Н. Алексашкина и А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, отсутствует упоминание о Василевском. Описание Г.К. Жукова наиболее подробно представлено в учебнике для 11-х классов С.И. Козленко, С.Т. Минакова, Ю.А. Петрова. В учебном пособии содержится и биография маршала, и изображение, а также отрывок из воспоминаний (прил.11, рис. 12). Если в учебниках для 9-х классов оценивается роль полководцев, то в учебниках для 10-11-х классов уже не так подробно и четко можно проследить оценку авторов. В учебной литературе высших учебных заведений авторы перечисляют основные операции и битвы, в которых участвовали советские военачальники. Иллюстрации в большинстве учебников отсутствуют. В основном, авторы дают оценку личности Жукова, И.Н. Кузнецов и П.С. Самыгин отмечаю полководческий талант маршала. Подробно ход битв, операции в вузовских учебниках не освещен, это связано с тем, что студентам необходимо освоить большой объем информации, поэтому авторы сжато дают материал. Еще одной причиной является то, что данная тема представлена достаточно подробно в школьных учебниках. Между тем, проанализировав учебники, можно найти общие и совершенно разные характеристики деятельности советских полководцев (прил. I, табл.1).
В учебниках, изданных в 2000-е годы, появляются новые рубрики, направленные на развитие у обучающихся определенных умений и навыков. Это же делает учебник более структурированными и интересным. Также учебники со временем стали наполняться не только текстовым, но и иллюстративным материалом, который играет важную роль при изучении истории, в особенности, картографические данные. Немаловажным, по нашему мнению, является и изменение самого содержания освещаемого материала в учебниках. Появляются все более новые сведения, авторами делается попытка рассмотреть одну проблему с различных сторон.
Авторами были применены и различные подходы при освещении материала, среди которых можно выделить два направления - освещение деятельности советских военачальников через описание хода военных действий и второе направление, тоже включает описание хода военных действий, но привлекается еще и биографическая справка. Второе направление распространено среди школьных учебников. Однако общим во всех учебниках стало рассмотрение деятельности Г.К. Жукова, А.М. Василевского и К.К. Рокоссовского в рамках Великой Отечественной войны, поскольку именно военная деятельность позволила полководцам оставить след в истории.
Таким образом, мы наблюдаем тенденции к изменению функции учебника в современном образовательном пространстве и попытке авторов учебной литературы дать более подробную информацию, но структурировано и лаконично, при этом визуализировав ее и представив к ней задания, направленные не только на развитие памяти, но и других умений и умственных процессов у обучающихся.
В ходе исследования нами составлены две диаграммы на основе статистических данных, представленных в трудах историков и энциклопедиях , где отражена библиография. Первая диаграмма (прил.6, рис.1) отражает упоминания о советских полководцах в учебной литературе. Наглядно мы видим, что в большинстве учебников говорится о маршале Г.К. Жукове, чуть менее о А.М. Василевском и К.К. Рокоссовском, это связано с тем, что Г.К. Жуков стал первым маршалом Советского Союза и с ним связано большинство самых громких побед в войне. Он был единственным человеком, удостоенным четырежды звания Героя Советского Союза. Во второй диаграмме, посвященной научной литературе (прил.6, рис.2) мы наблюдаем похожую картину, про Г.К. Жукова написано множество научных работ, нежели про остальных полководцев. Причиной тому является не только участие маршала в величайших сражениях, но и противоречивость личности полководца и вопросы в его биографии, вызывающие споры среди историков до сих пор: жизнь Г.К. Жукова в послевоенное время, когда он попал в опалу И.В. Сталин; конфликт с Первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым. Интерес историков к личности К.К. Рокоссовского обусловлен тем, что многие исследователи считают его самым одаренным маршалом, оценки его личности не менялись в зависимости от смены партийного руководства. Кроме того, в его жизни тоже есть вопросы, заставляющие историков углубиться в его биографию: в 1930-е г. К.К. Рокоссовский был под следствием, но был реабилитирован, в послевоенное время был назначен министром обороны Польши. Изучая личность А.М. Василевского, историки обращают внимание на то, что при И.В. Сталине карьера полководца шла в гору, большую часть своей службы маршал провел в Генштабе, но его военные успехи волнуют историков не меньше, чем довоенная деятельность. Таким образом, стоит сказать, что жизнь и деятельность маршалов с каждым годом «обрастают» все большими легендами и фактами, много работ издается в юбилейные годы.
I. Источники
1.1. Исторические источники:
1. Баграмян, И. Х. Великого народа сыновья [Текст] / И. Х. Баграмян. - М. : Воениздат, 1984. - 350 с.
2. Батов, П. И. В походах и боях [Текст] / П. И. Батов. - М. : Воениздат, 1974. - 231 с.
3. Василевский, А. М. Дело всей жизни [Текст] / А. М. Василевский. - М.: Политиздат, 1978. - 552 с.
4. Жуков, Г. К. Воспоминания и размышления [Текст] / Г. К. Жуков. В 2-х т. Т. 1. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 384 с.
5. Рокоссовский, К. К. Солдатский долг [Текст] / К. К. Рокоссовский. - М.: Воениздат, 1998. - 367 с.
6. Штеменко, С. М. Генеральный штаб в годы войны [Текст] / Литературная запись Г. А. Сомова. - М. : Воениздат, 1968. - 421 с.
I.2. Историографические источники:
1. Ахтамзян, А. А. К историографии Великой Отечественной войны. Новая книга о полководцах победы [Текст] // Вестник РУДН. - 2005. - № 1. - С. 12-25.
2. Всё для фронта! Всё для победы! // Великая Отечественная война 1941 -1945. Энциклопедия [Текст] / под ред. М. М. Козлова. - М. : Советская энциклопедия, 1985. - С. 832.
3. Гареев, М. А. Маршал Жуков [Текст] / М. А. Гареев.- М. : Академия военных наук, 2010. - 257 с.
4. Гареев, М. А. Полководцы победы и их военное наследие. [Текст] / М. А. Гареев. - М. :. ИНСАН, 2004. - 476 с.
5. Два Маршала: Жуков и Рокоссовский: пресс-клиппинг к 120-летию полководцев [Текст] / сост. О. В. Тарачева, С. В. Шучалина; Юношеская б-ка Республики Коми. - Сыктывкар, 2016. - 63 с.
6. Дайнес, В. О. Василевский [Текст] / В. О. Дайнес. - М. : Вече, 2012. - 185 с.
7. Исаев, А. В. Антисуворов. Большая ложь маленького человечка. [Текст] / А. В. Исаев. - М. : Яуза, 2004. - 352 с.
8. Исаев, А. В. Мифы и правда о маршале Жукове [Текст] / А. В. Исаев. - М. : Эксмо, 2010. - 81 с.
9. История [Текст] / сост. П. С. Самыгин [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 478 с.
10. История России: конспект лекций [Текст]: пособие для подготовки к экзаменам для студентов вузов / В. Н. Шевелев. - Ростов н/Д : Феникс,
2012. - 250 с.
11. Константинов, К. Б. Рокоссовский. Командующий Парадом победы [Текст] / К. Б. Константинов. -М. : Эксмо, 2010. - 175 с.
12. Кавалеры ордена «Победа» [Текст] / сост. В. Н. Лобов [и др.]. - М. : Московское военно-историческое общество: Логос, 2000. - 400 с.
13. Маслоу, А. Самоактуализация [Текст] / А. Маслоу // Психология личности: Тексты. - М. : Издательство МГУ, 1982. - 425 с.
14. Соколов, Б. В. Неизвестный Жуков - портрет без ретуши в зеркале эпохи [Текст] / Б. В. Соколов. - М. : Родиола-плюс, 2000. - 608 с.
15. Соколов, Б. В. Рокоссовский [Текст] / Б. В. Соколов. - М. : Молодая гвардия, 2010. - 261 с.
...