Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О МЕЖКЛЕТОЧНЫХ КОНТАКТАХ В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Работа №96619

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы138
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Классификация и строение межклеточных контактов 7
1.1. Плазматическая мембрана клетки 7
1.2. Характеристика межклеточных контактов 13
Глава 2. Анализ темы межклеточных контактов в учебниках по биологии
рекомендованных ФГОС 26
Глава 3. Учебно-методические разработки на тему межклеточные контакты
34
3.1. Программа элективного курса 34
3.2. Конспекты уроков элективного курса 37
Заключение 108
Список литературы 113
Приложение 117


Вопрос о связях и взаимодействиях клеток внутри организма возник еще с момента создания клеточной теории Маттиасом Шлейденом и Теодором Шванном в 1839 году. Основные положения клеточной теории, сформулированные Шванном и Шлейденом, заключаются в том, что клетка является структурной функциональной единицей живого. Позднее в 1855 году Рудольф Вирхов расширил клеточную теорию положением о том, что клетка происходит от клетки. Согласно современным представлениям, клеточная теория содержит следующие положения:
1. Клетка является элементарной единицей живого, вне клетки нет жизни.
2. Клетка представляет собой единую систему, она включает в себя ряд регулярно взаимосвязанных элементов, представляющих собой целостное образование, состоящее из сопряженных функциональных единиц - органоидов.
3. Клетки всех организмов гомологичны.
4. Клетка происходит только путем деления материнской клетки после удвоения ее генетического материала.
5. Многоклеточный организм представляет собой сложную систему из множества клеток, Объединенных и интегрированных в системы тканей, и органов, связанных друг с другом.
6. Клетки многоклеточных организмов являются тотипотентными.
Клетку изучает наука цитология и одним из направлений цитологических исследований является изучение межклеточных контактов. Клетки постоянно поддерживают связь друг с другом. Соседние клетки во многих тканях соединены специальными каналами, так что вещества с относительно небольшой молекулярной массой могут напрямую переходить от клетки к клетке. С помощью таких межклеточных контактов достигается слаженная работа многих клеток. Кроме того, клетки могут обмениваться сигналами на расстоянии, синтезируя специальные химические вещества.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать методические материалы о межклеточных контактах для классов с углубленным изучением биологии в школе.
Для реализации цели выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить по литературным источникам разнообразие и строение межклеточных контактов.
2. Проанализировать школьные учебники по биологии с 5 по 9 класс согласно ФГОС по теме межклеточных контактов.
3. Разработать элективный курс «Межклеточные контакты» для обучающихся 10 класса с углубленным изучением биологии в школе.
4. Создать сайт «Межклеточные контакты», содержащий сведения о строении и функциях межклеточных контактов, а также материалы проверки знаний обучающихся.
Объект выпускной квалификационной работы - межклеточные контакты.
Предмет выпускной квалификационной работы - изучение межклеточных контактов в классах с углубленным изучением биологии в школе.
На первом этапе создания выпускной квалификационной работы мы изучили литературные источники на тему межклеточных контактов. На втором этапе работы мы выяснили как реализуется изучение межклеточных контактов в школьном курсе биологии, для этого мы проанализировали учебники с 5 по 9 класс, рекомендованные Федеральным Государственным Стандартом (ФГОС).
В результате анализа учебников выяснилось, что на долю межклеточных взаимодействий в школьном курсе биологии представлено ограниченное количество времени, а в некоторых учебных пособиях вовсе нет упоминаний о межклеточных взаимодействиях.
Мы пришли к выводу о том, что, несмотря на ограниченное количество времени, отведенное на изучение биологии в школе, стоит шире раскрыть тематику межклеточных контактов, с целью того, чтобы каждый обучающийся смог для себя понять, насколько многообразен и специфичен уровень клеточной организации.
Мы разработали элективный курс, который является частью курса цитологии. Реализация данного элективного курса подразумевает, что обучающийся овладеет углубленными знаниями о клетке и получит представление о связи и взаимодействии клеток внутри организма.
Составленный курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 5, 6, 8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся, умение дискутировать и отстаивать свою точку зрения, а также на реализацию творческих талантов обучающихся. Программа составлена на основе требований базисного учебного плана и является дополнением к нему, рассчитана на 14 часов в год (час в неделю). Данный курс предусматривает изучение наиболее важных и сложных вопросов программы биологии. Он рассчитан на учащихся старшей ступени обучения и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения.
Основное внимание в курсе уделено изучению вопросов курса цитологии, так как материал по этому разделу изучается в неполном объеме, а в 7, 9 классах не изучается вовсе. В ходе обучения, учащиеся добывают необходимый материал из учебных книг и дополнительной литературы и используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, рисунков, творческих работ. В процессе изучения курса предусматривается выполнение практических работ. Закрепление изученного материала идет через составленные схемы, рисунки, таблицы и контрольное тестирование. При всей информативности этих занятий они не требуют сложного оборудования и могут быть полезны при организации исследовательской работы.
Результаты выпускной квалификационной работы представлены на Межрегиональной молодёжной научно-практической конференции: «Урал: история, природа, культура» 2018 г. По итогам имеется публикация в сборнике «Урал: история, природа, культура» 2018 г. Базовый урок элективного курса по межклеточным контактам апробирован при прохождении преддипломной практики в МАОУ СОШ 67, в 8 б классе, в феврале 2019 года.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Клетки в любое время сохраняют связь друг с другом. Близкие клетки во многих тканях соединены особыми каналами, поэтому вещества с относительно малой молекулярной массой могут перемещаться из клетки в клетку. В результате взаимодействия таких контактов достигается гармоничное взаимодействие многих клеток. Кроме этого, клетки могут обмениваться сигналами, синтезируя особенные химические вещества. Молекулы данных веществ могут очень быстро разрушаться и поглощаться клетками по соседству, и тогда сигнал будет воспринят только близко расположенными клетками. Все межклеточные контакты можно разделить на три группы:
1. замыкающие межклеточные контакты;
2. адгезионные межклеточные контакты;
3. проводящие межклеточные контакты.
Замыкающие контакты в свою очередь подразделяются на:
а) рыхлые (простые) - соединения клеток с помощью пальцевидных вдвиганий и выдвиганий соседних цитомембран клеток, так же на плотные замыкающие контакты, которые представляют собой соприкосновение би липидных слоев мембран соседних клеток.
б) адгезионные межклеточные соединения возможны между актиновыми филаментами клеток и внеклеточным матриксом. Большую роль в таких соединениях играют трансмембранные белки из семейства интегринов. Адгезионные контакты делятся на точечные контакты, которые образуются на малом участке цитомембран соседних клеток. Адгезионные пояски, где контакт окружает клетку по всему ее периметру в виде пояса, а также на десмосомы, которые представляют собой локальные точечные структуры межклеточного контакта. Располагаясь подобно защелкам, соединяют клетки
различных тканей, но прежде всего встречаются в эпителиях. Служат местом прикрепления промежуточных филаментов, образуя структурный каркас цитоплазмы, тем самым объединяя и филаменты соседних клеток образовывают непрерывную сеть. Так же существуют такие контакты как полудесмосомы, от десмосом они отличаются тем, что являются половинкой точечной десмосомы и скрепляют эпителиальные клетки и базальную мембрану.
в) проводящие межклеточные контакты подразделяются на синапсы и нексусы. Синапсы обеспечивают передачу потенциала нервного импульса одной клетки, на нервный импульс другой клетки. Нексусы в свою очередь образуются на небольшом по площади участке и являются передатчиками ионов и молекул от клетки к клетке. Поддержание такой ионной связи между клетками зависит от энергии, получаемой при окислительном фосфолировании.
На основе изученного материала, хочется отметить, что межклеточные контакты играют чрезвычайно высокую роль, поскольку они представляют собой целостную систему взаимодействия всех структур живого многоклеточного организма, человеческого в том числе. Изучение межклеточных взаимодействий в школьном курсе биологии в связи с их значением неимоверно важно. Вышеизложенное подчеркивает необходимость обстоятельного рассмотрения вопроса о более подробном рассмотрении межклеточных контактов в школьном курсе биологии.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были рассмотрены и изучены теоретические основы по теме межклеточных контактов, вторым этапом создания выступил анализ школьных учебников с 5 по 9 класс согласно ФГОС.
В ходе анализа школьных учебников рекомендованных ФГОС, мы пришли к выводу о том что, межклеточные контакты в школьном курсе биологии изучаются незначительно и встречаются в единицах учебных пособий поэтому мы пришли к выводу о разработке элективного курса для обучающихся 10 класса в школах с углубленным изучением биологии длительностью 14 часов (1 час в неделю), Элективный курс, представляет собой изучение межклеточных контактов и углубленное изучение клетки. Составленный курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 5, 6, 8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся, умение дискутировать и отстаивать свою точку зрения, а также на реализацию творческих талантов обучающихся.
Цель элективного курса: Обобщение, закрепление и углубление знаний по разделу цитология в средней и старшей школе.
Задачи курса:
1. Расширение и углубление знаний по некоторым вопросам курса биологии.
2. Обеспечение условий для нахождения необходимого материала по изучаемой теме.
3. Формирование умений отбора необходимого материала и составление схем, таблиц и рисунков.
4. Развитие навыков исследовательской деятельности и умений предоставлять результаты исследований.
5. Развитие коммуникативной активности учащихся.
6. Содействие профессиональной ориентации учащихся.
Программа составлена на основе требований базисного учебного плана и является дополнением к нему. Данный курс предусматривает изучение наиболее важных и сложных вопросов программы курса цитологии. Он рассчитан на учащихся старшей ступени обучения и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. Основное внимание в курсе уделено изучению вопросов курса цитологии, так как материал по этому разделу изучается в неполном объеме, а в 7, 9 классах не изучается вовсе. В ходе обучения, учащиеся добывают необходимый материал из учебных книг и дополнительной литературы и используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, рисунков, творческих работ. В процессе изучения курса предусматривается выполнение практических работ. Закрепление изученного материала идет через составленные схемы, рисунки, таблицы и контрольное тестирование. При всей информативности этих занятий они не требуют сложного оборудования и могут быть полезны при организации исследовательской работы.
Формы обучения курса: лекционно-семинарская система занятий, дидактическая игра, самостоятельная работа с учебной литературой и интернет-ресурсами, подготовка докладов и презентаций, защита творческий проектов.
А также в дополнение к элективному курсы мы создали наглядно образный сайт с множеством иллюстраций и познавательных тренажеров. Считаем, что представленный сайт даст обучающимся глубокое представление о клетке, мембране и межклеточных контактах в целом, а интересные практикумы помогут разобраться на каком уровне усвоен теоретический материал.Применение элективного курса и сайта возможно на уроках биологии при изучении раздела клетка, а также как самостоятельный обучающий компонент, сайт будет интересен и полезен не только обучающимся, но и их родителям, он наполнен доступной для восприятия интересной и разнообразной информацией.
Межклеточные контакты являются неотъемлемой частью взаимодействия живых клеток многоклеточных организмов. Взаимодействие клеток осуществляется посредством их соединения. Существуют разные механизмы клеточных взаимодействий, которые помогают клеткам работать в единой системе и поддерживать взаимодействие всех клеток в организме, осуществляя процессы обмена информацией и обогащать клетки жизненно важными веществами.Межклеточные контакты играют важную роль в жизни каждого человека, но мы либо о них не знаем, либо нам не рассказывают, где можно подчерпнуть для себя информацию оспецифичных соединениях на клеточном уровне организации всего живого, поэтому представленная информация и сделанные выводы актуальны в любое время.


1. Брюхин Г.В. Основы клинической цитологии. Учебно-методическое пособие. Челябинск: типография "Абрис-принт", 2012. 30 - 33 с.
2. Верещагина В. А. Цитология. М.: изд.-во "Академия", 2012. 135 с.
3. Викторов В.П., Никишов А.И. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: гуманитарный издательский центр «Владос», 2012. 256 с.
4. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: издательский центр «Вентана - Граф», 2015. 320 с.
5. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: изд.-во «Дрофа»,
2011. 255 с.
6. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: издательский центр «Вентана - Граф», 2015. 336 с.
7. Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Биология: Введение в общую биологию и экологию. Учебник для общеобразовательных учреждений. 9 класс. М.: изд.-во «Дрофа», 2002. 305 с.
8. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Д. Биология: Человек. 8 класс. М.: изд.- во «Дрофа», 2016. 40-60 с.
9. Капальди Р., "Динамическая модель клеточных мембран", М.: изд.-во "Мир", 1977. 185-186 с.
10. Конев С. В., Мажуль В. М. Межклеточные контакты. Минск, 2011. 32 с.
11. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. Учебник для общеобразовательных учреждений. 7 класс. М.: изд.-во «Дрофа», 2012. 302 с.
12. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: изд.-во «Дрофа», 2011. 278 с.
13. Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные: 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: гуманитарный издательский центр «Владос», 2012. 264 с.
14. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: издательский центр «Вентана - Граф», 2014. 272 с.
15. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: изд.-во «Дрофа», 2013. 158 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ