ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ 8
1.1. Проблема использования инновационных средств в обучении
младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 8
1.2. Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья 12
1.3. Анализ УМК по математике для младших школьников 19
1.4. Общие требования к созданию электронных учебных пособий 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ 34
2.1. Изучение качества обучения младших школьников с ограниченными
возможностями здоровья математике 34
2.2. Использование электронного учебного пособия на уроках
математике 48
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 64
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ 8
1.1. Проблема использования инновационных средств в обучении
младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 8
1.2. Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья 12
1.3. Анализ УМК по математике для младших школьников 19
1.4. Общие требования к созданию электронных учебных пособий 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ 34
2.1. Изучение качества обучения младших школьников с ограниченными
возможностями здоровья математике 34
2.2. Использование электронного учебного пособия на уроках
математике 48
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 64
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Активная информатизация общественных процессов является неотъемлемой составляющей развития общества на современном этапе. Формируется новая глобальная информационно-коммуникационная среда, которая получила название «инфосфера».
Этому процессу дана соответствующая оценка в научных и общественных кругах и, как следствие, перед Российским обществом поставлена задача широкого внедрения современных информационных и коммуникационных технологий во всех сферах деятельности.
В первую очередь эта задача относится к сфере образования. Изменения в мире и в стране влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к уровню образования.
На первый план выходят такие требования, как:
1. Умение хорошо ориентироваться в происходящих процессах и быстро адаптироваться в меняющихся условиях.
2. Умение работать в сотрудничестве с другими людьми, относящимися к различным социально-культурным группам.
3. Умение критически мыслить и принимать самостоятельные решения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ без специальных условий обучения [32].
С каждым годом мы сталкиваемся с детьми ограниченными возможности здоровья. Для организации процесса обучения немало важно является организация доступности образовательной среды.
Современная наука выделяет много категории детей (ОВЗ) при этом ни достаточно изучена. Обладает методическими рекомендациями обучение различных категории детей.
Для всего этого мы можем применить современные средства и современные технологии, которые мы реализуем в электроном пособии.
Таким образом, появились противоречия.
На социально-педагогическом уровне противоречие проявляется в том, что потребность общества в подготовке школьников с ограниченными возможностями здоровья к решению широкого спектра профессиональных задач далеко не полно удовлетворяется в период обучения обучающихся в образовательных учреждениях из-за недостаточной активности учителей.
Противоречие на научно-теоретическом уровне проявляется между наличием разнообразных средств, методов обучения математике, разработок по использованию электронных пособий для младших школьников, и недостаточной ясностью применения электронных пособий с ОВЗ для повышения качества обучения обучающихся начальных классов.
На научно-методическом уровне актуализируется противоречие между необходимостью включения в образовательный процесс средств информационных технологий, направленных на успешное усвоение учебного материала, и недостаточной разработанностью организационно - методического обеспечения применения электронных учебных пособий для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математике.
Проблема: как организовать процесс обучения математике детей младшего школьного возраста с ОВЗ использованием электронного учебного пособия?
Цель исследования - выявить и обосновать возможности использования электронного учебного пособия при обучении младших школьников с ОВЗ.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников с ограниченными возможности здоровья с использованием электронного учебного пособия.
Предметом исследования является электронное учебное пособие как средство организации процесса обучения младших школьников с ОВЗ.
Гипотеза исследования: результативность обучения математике у младших школьников с ОВЗ повысится, если в образовательном процессе использовать электронное учебное пособие, которое предполагает учет индивидуального темпа работы детей, определенную последовательность подачи учебного материала и разнообразные формы его изучения.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. проанализировать литературу и Интернет - источники по теме «Организация процесса обучения младших школьников с ОВЗ с использованием ЭУП» с целью формирования круга печатных и электронных изданий, рассматривающих те или иные технологии, используемые в образовательной деятельности.
2. проанализировать нормативные документы с целью выделения требований, предъявляемых к электронному учебному пособию на современном этапе развития образования.
3. спроектировать структуру и реализовать интерфейс электронного учебного пособия по дисциплине «Организация процесса обучения младших школьников с ОВЗ с использованием ЭУП».
4. провести анализ теоретических основ проблемы педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в различных отраслях научных знаний.
5. проанализировать различные инновационные средства обучения.
6. провести поисковую работу с целью выявление эффективности применения электронного учебного пособие, способствующей повышению качества обучения и более эффективного усвоения учебного материала по математике.
База исследования: г. Сухой Лог, МАОУ СОШ № 17.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ, сравнение, обобщение литературы.
наблюдение, беседа, диагностирование, проектирование.
Теоретическая основа исследования.
При написании диссертационной работы использовались достижения, и труды Выгодского Л.С. Во главе проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья посвящали свои труды многие ученые, как в России, так и за рубежом. Этим вопросом занимались С. Рубинштейн, Л. Выгодский, Т. Егорова, В. Лебединский, и мн. др.
При проведении исследования большую роль сыграли также труды следующих авторов: Бабанский Ю.К., Бабкина Н.В., Борякова Н.Ю., Долинер Л.И., Дубровин И.В., Кононова Н.Г., Коняева Н.П., Крижановская Л.М., Кукушкин В.С., Неретина Т.Г., Пугачев А.С., Романович О.А., Стребелева Е.А.
Этапы исследования.
Первый этап (поисковый, теоретический): осмысление выбранной темы. Изучение психолого-педагогических источников литературы, выявление проблемы, выявление цели, предмета, объекта, задач исследования, формирование гипотезы.
Второй этап (экспериментальный): определение теоретические исследования проблемы (метод оценок, анализ результатов деятельности), уточнение объекта, предмета, гипотезы, задач, разработка уроков и их проведение, экспериментальная проверка возможности использования электронного учебного пособия как инновационного средства младших школьников.
Третий этап (обобщающий): обработка полученных результатов с использованием диаграмм, проверка гипотезы. Подготовка к оформлению диссертации.
Научная новизна - работа заключается в том, что обоснованы возможности использования электронного учебного пособия по математике в процессе изучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость - заключается в разработке и внедрении в учебный процесс электронного учебного пособия по математике, использование которого помогает учащимся с ограниченными возможностями более эффективно усвоить изучаемый материал и повысить результативность обучения.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования внедрены в практику учебной работы муниципальной автономной средней общеобразовательной школы № 17 г. Сухой Лог.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Для повышения качества обучения на уроках математики у младших школьников с ОВЗ целесообразно в процессе обучения использовать электронное учебное пособие.
2. Включение инновационных средств обучения в виде электронного учебного пособия на различных этапах урока позволит повысить качество обучения обучающихся и способствует более эффективному усваиванию учебного материала.
Структура работы - состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений.
Этому процессу дана соответствующая оценка в научных и общественных кругах и, как следствие, перед Российским обществом поставлена задача широкого внедрения современных информационных и коммуникационных технологий во всех сферах деятельности.
В первую очередь эта задача относится к сфере образования. Изменения в мире и в стране влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к уровню образования.
На первый план выходят такие требования, как:
1. Умение хорошо ориентироваться в происходящих процессах и быстро адаптироваться в меняющихся условиях.
2. Умение работать в сотрудничестве с другими людьми, относящимися к различным социально-культурным группам.
3. Умение критически мыслить и принимать самостоятельные решения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ без специальных условий обучения [32].
С каждым годом мы сталкиваемся с детьми ограниченными возможности здоровья. Для организации процесса обучения немало важно является организация доступности образовательной среды.
Современная наука выделяет много категории детей (ОВЗ) при этом ни достаточно изучена. Обладает методическими рекомендациями обучение различных категории детей.
Для всего этого мы можем применить современные средства и современные технологии, которые мы реализуем в электроном пособии.
Таким образом, появились противоречия.
На социально-педагогическом уровне противоречие проявляется в том, что потребность общества в подготовке школьников с ограниченными возможностями здоровья к решению широкого спектра профессиональных задач далеко не полно удовлетворяется в период обучения обучающихся в образовательных учреждениях из-за недостаточной активности учителей.
Противоречие на научно-теоретическом уровне проявляется между наличием разнообразных средств, методов обучения математике, разработок по использованию электронных пособий для младших школьников, и недостаточной ясностью применения электронных пособий с ОВЗ для повышения качества обучения обучающихся начальных классов.
На научно-методическом уровне актуализируется противоречие между необходимостью включения в образовательный процесс средств информационных технологий, направленных на успешное усвоение учебного материала, и недостаточной разработанностью организационно - методического обеспечения применения электронных учебных пособий для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математике.
Проблема: как организовать процесс обучения математике детей младшего школьного возраста с ОВЗ использованием электронного учебного пособия?
Цель исследования - выявить и обосновать возможности использования электронного учебного пособия при обучении младших школьников с ОВЗ.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников с ограниченными возможности здоровья с использованием электронного учебного пособия.
Предметом исследования является электронное учебное пособие как средство организации процесса обучения младших школьников с ОВЗ.
Гипотеза исследования: результативность обучения математике у младших школьников с ОВЗ повысится, если в образовательном процессе использовать электронное учебное пособие, которое предполагает учет индивидуального темпа работы детей, определенную последовательность подачи учебного материала и разнообразные формы его изучения.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. проанализировать литературу и Интернет - источники по теме «Организация процесса обучения младших школьников с ОВЗ с использованием ЭУП» с целью формирования круга печатных и электронных изданий, рассматривающих те или иные технологии, используемые в образовательной деятельности.
2. проанализировать нормативные документы с целью выделения требований, предъявляемых к электронному учебному пособию на современном этапе развития образования.
3. спроектировать структуру и реализовать интерфейс электронного учебного пособия по дисциплине «Организация процесса обучения младших школьников с ОВЗ с использованием ЭУП».
4. провести анализ теоретических основ проблемы педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в различных отраслях научных знаний.
5. проанализировать различные инновационные средства обучения.
6. провести поисковую работу с целью выявление эффективности применения электронного учебного пособие, способствующей повышению качества обучения и более эффективного усвоения учебного материала по математике.
База исследования: г. Сухой Лог, МАОУ СОШ № 17.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ, сравнение, обобщение литературы.
наблюдение, беседа, диагностирование, проектирование.
Теоретическая основа исследования.
При написании диссертационной работы использовались достижения, и труды Выгодского Л.С. Во главе проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья посвящали свои труды многие ученые, как в России, так и за рубежом. Этим вопросом занимались С. Рубинштейн, Л. Выгодский, Т. Егорова, В. Лебединский, и мн. др.
При проведении исследования большую роль сыграли также труды следующих авторов: Бабанский Ю.К., Бабкина Н.В., Борякова Н.Ю., Долинер Л.И., Дубровин И.В., Кононова Н.Г., Коняева Н.П., Крижановская Л.М., Кукушкин В.С., Неретина Т.Г., Пугачев А.С., Романович О.А., Стребелева Е.А.
Этапы исследования.
Первый этап (поисковый, теоретический): осмысление выбранной темы. Изучение психолого-педагогических источников литературы, выявление проблемы, выявление цели, предмета, объекта, задач исследования, формирование гипотезы.
Второй этап (экспериментальный): определение теоретические исследования проблемы (метод оценок, анализ результатов деятельности), уточнение объекта, предмета, гипотезы, задач, разработка уроков и их проведение, экспериментальная проверка возможности использования электронного учебного пособия как инновационного средства младших школьников.
Третий этап (обобщающий): обработка полученных результатов с использованием диаграмм, проверка гипотезы. Подготовка к оформлению диссертации.
Научная новизна - работа заключается в том, что обоснованы возможности использования электронного учебного пособия по математике в процессе изучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость - заключается в разработке и внедрении в учебный процесс электронного учебного пособия по математике, использование которого помогает учащимся с ограниченными возможностями более эффективно усвоить изучаемый материал и повысить результативность обучения.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования внедрены в практику учебной работы муниципальной автономной средней общеобразовательной школы № 17 г. Сухой Лог.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Для повышения качества обучения на уроках математики у младших школьников с ОВЗ целесообразно в процессе обучения использовать электронное учебное пособие.
2. Включение инновационных средств обучения в виде электронного учебного пособия на различных этапах урока позволит повысить качество обучения обучающихся и способствует более эффективному усваиванию учебного материала.
Структура работы - состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений.
В рамках выполнения магистерской диссертации были проанализированы научные труды, методическая литература и интернет- источники. Рассмотрены нормативные документы с целью выделения требований, предъявляемых к электронному учебному пособию на современном этапе развития образования.
Были изучены особенности электронных учебных пособий, подобран и структурирован материал по теме «математика для начальной школы» осуществлена программная реализация электронного учебного пособия средствами языка HTML.
В результате исследования были разработаны:
- структура электронного учебного пособия;
- элементы графического интерфейса;
- вид главного окна пособия;
- инструкции для преподавателя и обучаемого.
Электронное учебное пособие построено таким образом, чтобы учащийся смог самостоятельно изучить предложенные темы, на практике применить умения.
Проведенный анализ научно-методической литературы по проблеме использования инновационных средств обучения младших школьников позволил выявить противоречия на социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровне, которые определили проблему исследования, цель, задачи, объект и предмет исследования, гипотезу, задачи. Для реализации всех аспектов, мы не только опирались на фундаментальные аспекты научной литературы, но и провели исследование.
В - первой главе «Теоретические основы обучения младших школьников математике посредством электронного учебного пособия» раскрываются понятия: Ограниченные возможности здоровья, образовательный процесс, электронное учебное пособия, информатизация образования. Формулируются проблемы использования инновационных средств обучения младших школьников в психолого -педагогической литературе; выявляются факторы ограничивающие использования инновационных средств в образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья, проведен анализ учебно-методических комплексов по математике и рассматривается электронное учебное пособия, как одно из инновационных средств обучения младших школьников математике.
Во второй главе «Методические основы обучения младших школьников посредством электронного учебного пособия» изучается качество обучения младших школьников математике, описывается реализация электронного учебного пособия, подбираются критерии математической деятельности для детей с ОВЗ.
Для определения результативности разработки был проведен сравнительный анализ, направленный на проверку эффективности использования информационных технологий в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования - создание и апробация электронного учебного пособия по математике в начальной школе для повышения качества обучения младших школьников за счет использования в учебном процессе электронных образовательных ресурсов. Контрольное исследование позволило оценить эффективность применения на практике электронного учебного пособия, способствующую повышению качества обучения и более успешному усваиванию пройденного материала.
Исследование показало, что количество детей с более низким уровнем знаний - сократилось, а количество детей, с высоким уровнем знаний - повысилось.
Апробированное электронное учебное пособие подтверждает результативность применения ее на уроках математике и имеет практическую значимость, которая заключается в разработке и внедрении в практику электронного учебного пособия, использование которой позволяет обеспечить более успешное усваивание материала по предмету математика и способствует повышению качества обучения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Были изучены особенности электронных учебных пособий, подобран и структурирован материал по теме «математика для начальной школы» осуществлена программная реализация электронного учебного пособия средствами языка HTML.
В результате исследования были разработаны:
- структура электронного учебного пособия;
- элементы графического интерфейса;
- вид главного окна пособия;
- инструкции для преподавателя и обучаемого.
Электронное учебное пособие построено таким образом, чтобы учащийся смог самостоятельно изучить предложенные темы, на практике применить умения.
Проведенный анализ научно-методической литературы по проблеме использования инновационных средств обучения младших школьников позволил выявить противоречия на социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровне, которые определили проблему исследования, цель, задачи, объект и предмет исследования, гипотезу, задачи. Для реализации всех аспектов, мы не только опирались на фундаментальные аспекты научной литературы, но и провели исследование.
В - первой главе «Теоретические основы обучения младших школьников математике посредством электронного учебного пособия» раскрываются понятия: Ограниченные возможности здоровья, образовательный процесс, электронное учебное пособия, информатизация образования. Формулируются проблемы использования инновационных средств обучения младших школьников в психолого -педагогической литературе; выявляются факторы ограничивающие использования инновационных средств в образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья, проведен анализ учебно-методических комплексов по математике и рассматривается электронное учебное пособия, как одно из инновационных средств обучения младших школьников математике.
Во второй главе «Методические основы обучения младших школьников посредством электронного учебного пособия» изучается качество обучения младших школьников математике, описывается реализация электронного учебного пособия, подбираются критерии математической деятельности для детей с ОВЗ.
Для определения результативности разработки был проведен сравнительный анализ, направленный на проверку эффективности использования информационных технологий в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования - создание и апробация электронного учебного пособия по математике в начальной школе для повышения качества обучения младших школьников за счет использования в учебном процессе электронных образовательных ресурсов. Контрольное исследование позволило оценить эффективность применения на практике электронного учебного пособия, способствующую повышению качества обучения и более успешному усваиванию пройденного материала.
Исследование показало, что количество детей с более низким уровнем знаний - сократилось, а количество детей, с высоким уровнем знаний - повысилось.
Апробированное электронное учебное пособие подтверждает результативность применения ее на уроках математике и имеет практическую значимость, которая заключается в разработке и внедрении в практику электронного учебного пособия, использование которой позволяет обеспечить более успешное усваивание материала по предмету математика и способствует повышению качества обучения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Подобные работы
- Специфика прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СИТУАЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ К ЗДОРОВЬЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2024 - Результативное использование информационных технологий в обучении детей с нарушениями в развитии (Российский новый университет)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - Психологопедагогические аспекты работы с младшими школьниками с ограниченными
возможностями здоровья
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы прогностической компетентности в психологии
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020



