ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ЭТИКЕТНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования речевых
этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Сущность и основные структурные компоненты понятия «речевой
этикет» 14
1.3. Методы и приемы формирования речевых этикетных умений у детей
старшего дошкольного возраста 20
1.4. Педагогические условия формирования речевых этикетных умений у
детей старшего дошкольного возраста 30
1.5. Анализ ФГОС, примерных образовательных программ и методических пособий по речевому развитию в дошкольных образовательных организациях 34
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ ЭТИКЕТНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика первоначального уровня сформированности речевых
этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста 43
2.2. Описание модели формирования речевых этикетных умений у детей
старшего дошкольного возраста 49
2.3. Описание результатов контрольной диагностики 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 86
Начало XXI века ознаменовалось изменением социально-политической ситуации, что повлекло за собой возникновение новых поведенческих правил и норм жизни. В последнее время роль этикета в нашем обществе как части поведенческой и речевой культуры неизмеримо возрастает. Знание этикета важно, прежде всего, для эффективной коммуникации в деловой и межличностной сферах. Обучение дошкольников правилам речевого этикета помогает им успешнее социализироваться, адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Соблюдение правил поведения и этикетной речи, принятых в обществе, помогает ребенку развивать общение с детьми и взрослыми: настроить на доброжелательное отношение к себе, высказать просьбу, возбудить интерес, выразить радость.
Основу этикетного поведения составляют нравственные нормы и принципы, существующие в обществе, поэтому требуется постоянно обращать внимание детей на то, что и почему хорошо или плохо. Ребенок должен понимать, что поведение - это то, от чего будет зависеть многое в его жизни, потому что культура поведения, помимо прочего, включает знание обычаев, традиций, нравов, привычек и пр.
В современном мире роль этикета как важнейшей составляющей поведенческой культуры человека неизмеримо возрастает: именно этикет создает условия, благоприятные для эффективного общения и комфортного существования людей разного социального положения, различных психологических и возрастных особенностей, политических взглядов и уровня образования. Речевой этикет, таким образом, является словесным выражением уважительного отношения друг к другу и индикатором общей культуры человека.
Речь является не только важнейшим средством общения, но и «визитной карточкой» человека. О человеке судят не только по тому, что он говорит, но и по тому, как он говорит, как доносит до окружающих свои мысли, переживания, впечатления, знания, как умеет разрешить конфликты и убедить собеседника. Речь всегда являлась «мерилом воспитанности» человека. По умениям взаимодействовать с другими детьми педагоги судят об общем культурном уровне его семьи. Следовательно, правилам этикета и культуре общения следует обучать ребенка с раннего возраста.
Этикет является достаточно серьезным личностным достижением в области поведения и общения. Часто случается, что воспитание в семье и в общеобразовательных учреждениях не способствуют формированию социальной потребности в вежливом общении и культурном поведении. В силу этого педагогам дошкольного образования необходимо заботиться о воспитании потребности в этикетном поведении и речи у своих воспитанников с младшего возраста. Это тем более важно, что возраст 5 -6 лет считается сензитивным для восприятия и усвоения речи.
Развитие возможностей дошкольников в речевом этикетном общении предполагает моделирование в дошкольном учреждении различных (индивидуальных, групповых) ситуаций общения, в которых воспитатель ставит определенные задачи развития этикетной речи. Ребенок же усваивает простейшие правила для любой ситуации общения: надо думать, кому, что, где, зачем говоришь; какие могут быть последствия твоей речи. Попутно будет расширяется словарь детей, приумножаться способы выражения замысла и реализоваться условия совершенствования понимания речи. При проведении совместных специальных игр у ребенка появляется возможность и необходимость выбора уместных языковых средств, что формирует умение правильно выражать собственные мысли, намерения и эмоции исходя из постоянно меняющихся ситуаций общения.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения общей культуры детей дошкольного возраста, в частности культуры общения, для успешной социализации детей, т.е. адаптации их к окружающему миру. Вхождение ребенка в современный мир, взаимодействие с ним и усилия по его преобразованию будут тем успешнее, чем лучше он усвоит поведенческую культуру общества.
Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, современные образовательные учреждения с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует развитию этикетных умений.
Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия;
- между требованиями образовательного стандарта и недостаточной готовностью решения этой задачи педагогами дошкольных образовательных учреждений;
- между высокой значимостью этикетных умений для своевременной успешной социализации и недостаточным уровнем сформированности речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста;
- между существующей синзетивностью дошкольного возраста к овладению речевыми этикетными умениями и недостаточной разработанностью научно-методических основ их формирования.
Выявленные несоответствия определили актуальность проблемы исследования, которая заключается в разработке теоретически обоснованной модели формирования речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста и определении педагогических условий, обеспечивающих ее эффективную реализацию. Названная проблема обусловила выбор темы: «Педагогические условия формирования речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования - разработка, апробация и доказательство эффективности модели формирования речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста.
В задачи исследования входит:
1. изучить и провести анализ психолого -педагогической и методической литературы по теме;
2. выявить психолого-педагогические особенности развития этикетного общения со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста;
3. разработать модель формирования речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста;
4. определить педагогические условия успешной реализации модели формирования речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования является процесс формирования речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели формирования речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при создании следующих условий:
- при использовании специально созданной модели формирования речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста;
- при включении в модель структурных блоков, посредством которых будет осуществляться работа с детьми старшего дошкольного возраста, работа с родителями, а также преобразование речевой развивающей среды;
- при соблюдении педагогических условий, способствующих формированию речевых этикетных умений совместно с поведенческими умениями, обязательно в практической деятельности;
- при привлечении к работе родителей для соблюдения единства требований к поведению и этикетной речи в ДОО и дома.
Апробация и внедрение результатов исследования происходило на конференциях Всероссийского уровня, содержание которых отражено в следующих публикациях:
1. Бабинова, Е. Н. Между «нужно» и «нельзя»: формирование речевых этикетных умений у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Н. Бабинова, Н. В. Багичева // Филологическое образование в период детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Содержание филологического образования в период детства», Екатеринбург, 15-16 апреля 2016 г.; отв. ред. Плаксина Е.Б. / Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2016. - С. 5-7 (формат А5).
2. Бабинова, Е. Н. Этикетная речь старшего дошкольника в общественном месте [Текст] / Е. Н. Бабинова //Студенческий вестник»: научный журнал. № 10(30). Часть 1. - М., Изд. «Интернаука», 2018. - 92 с.
Практическая значимость исследования: разработанная нами модель формирования речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста наряду с использованием определённых педагогических условий может применяться педагогами в ДОО с целью наиболее эффективного формирования речевых этикетных умений у дошкольников.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» города Верхняя Пышма.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Речь является основным средством общения, но не только общения. Речь - это средство управления поведением людей, регуляции собственного поведения, а этикетная речь - основное средство социализации подрастающего человека. Необходимо вести целенаправленную работу по формированию речевых этикетных умений на протяжении всего периода воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Воспитатель в это время является главным демонстратором и образцом этикетного поведения. Однако воспитатель не сможет без участия родителей формировать этикетную речь и воспитать вежливого человека. В силу этого основным условием успешного формирования речевых этикетных умений является совместная работа семьи и образовательного учреждения.
Требования, которые предъявляет современное общество к человеку, весьма и весьма высоки. Даже о профессиональных качествах человека судят не только по тому, насколько человек образован, но и по тому, насколько он воспитан. Современный человек должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать ее для карьеры и личной жизни. Знание этикетных правил речи в этом плане могут оказать неоценимую услугу. Однако, как удалось нам выяснить, не всегда знания о должном поведении реализуются ребенком в повседневной жизни. И дело здесь не только в незначительном опыте самих детей, сколько в примере окружающих их взрослых людей.
Наше исследование показало, что работа с детьми не только по формированию навыков речевого этикетного поведения, но и по другим направлениям является творческим процессом всего коллектива ДОО и семьи дошкольника. Необходимость специального обучения через подобранные информационные источники носит социально полезный характер.
Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем фактом, что в последствие отсутствие опыта этикетного общения дошкольника будет иметь отражение в последующем опыте общения уже в старшем возрасте. Дефицит воспитанности, добра, культуры общения может привести к возникновению негативных форм поведения школьников, конфликтам в общении со сверстниками и старшими.
Целью формирующего этапа опытно-поисковой работы являлось создание модели формирования речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста, которая включает в себя 3 обширных блока: «Работа с детьми», «Работа с родителями» и «Среда». Мы предположили, что результаты нашей работы будут зависеть от поведения окружающих, поэтому весь персонал образовательной организации прошел некую «переподготовку», которая заключалась в проведении бесед и консультаций на этические темы с педагогами и рабочим персоналом ДОО, знакомстве сотрудников с содержанием исследования, рекомендациях по использованию ими разнообразных этикетных формул в различных ситуациях - на улице, дома, в общественном месте.
Особенностью нашей модели является тесная взаимосвязь работы с детьми и работы с родителями. Это принципиальное условие реализации нашей модели. Во-первых, это поможет соблюдать единство требований создание соответствующей предметно-развивающей среды для успешного развития этикетных умений у детей и совместную работу с родителями, реализуется при соблюдении заявленных в гипотезе педагогических условий. Во-вторых, это повысит и общий культурный уровень семьи, что в свою очередь, опять-таки благоприятно скажется на формировании этикетных умений ребенка.
Основным в нашей модели мы определили блок «Работа с детьми», содержащий 5 модулей, соответствующих умениям, на которые, как показало первичное диагностирование, необходимо обратить особое внимание:
- модуль «Знакомство детей и их родителей с историей и видами этикета»;
- модуль «Знакомство детей с речевыми этикетными формулами»;
- модуль «Знакомство с правилами поведения, в том числе речевого, в общественных местах»;
- модуль «Знакомство с гостевым этикетом, искусством комплимента и благодарности»;
- модуль «Формирование хороших манер при общении с окружающими».
Однако было бы неверным считать только этот блок основным. Дело в том, что второй блок «Работа с родителями» был органично вплетен в содержание первого блока.
Эффективность процесса формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста определяется условиями:
1. формировать умения речевого этикета совместно с поведенческими, обязательно в практической деятельности;
2. привлекать к работе родителей, чтобы соблюдать единство требований к поведению и этикетной речи и в ДОО, и дома.
Работа проводилась в три этапа. На первом, подготовительном, этапе изучались теоретические подходы к решению поставленной проблемы, определялись педагогические условия и методические формы работы с детьми дошкольного возраста (специальные занятия, работа с воспитанниками в повседневной жизни, организация педагогических ситуаций). На втором, констатирующем, этапе осуществлялась опытно - поисковая работа по выявлению первоначального уровня развития умений речевого этикета у исследуемой группы старших дошкольников. На третьем, формирующем, этапе разрабатывалась и реализовывалась модель, направленный на совершенствование речевых этикетных умений у старших дошкольников, куда вошла также работа с семьей. Причем круг этикетных ситуаций был существенно расширен. У детей отрабатывались умения вести себя за пределами образовательного учреждения, в общественных местах.
Как отдельный модуль, было включено знакомство с гостевым этикетом, в силу того что это достаточно типовая этикетная ситуация для всех детей. Мы включили в содержание этого модуля умения, связанные с выражением комплимента и благодарности, умения вести беседу в гостях.
В итоге были отобраны беседы, игры, занятия и упражнения, позволяющие, на наш взгляд, сформировать следующие этикетные умения: умение устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств; умение использовать вариативные формулы приветствия, прощания, благодарности, просьбы; умение понимать и выражать свое настроение с помощью слов и понимать эмоциональное настроение собеседника, причем как знакомого, так и незнакомого; умение вести себя в общении в соответствии с нормами речевого этикета в различных ситуациях в пределах ДОО и в различных общественных местах; умение общаться с окружающими, демонстрируя при этом хорошие манеры.
В настоящем исследовании приняло участие 15 воспитанников старшей группы дошкольного образовательного учреждения.
Констатирующий этап опытно-поискового исследования показал средний уровень знаний дошкольников правил этикетной речи.
После проведения формирующего этапа опытно-поискового исследования результаты были зафиксированы выше предыдущих по усвоению умений и навыков речевого этикета дошкольников в группе. Это говорит о том, что при ежедневных упражнениях культура поведения, этикетные формулы и правила этикетного общения закрепляются и используются в лучшей степени.
Предложенные детям занятия и этические беседы несли и детям, и их родителям большую информацию, способствуя становлению у них внутренней позиции и выводя их на новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Дети учились анализировать свое поведение и поведение своих сверстников, наблюдая каждодневное поведение взрослых, размышляя о правильных и неправильных поступках, создавая представление о самих себе, о моральных нормах, этических эталонах. Через полученные знания они по-новому организовывали свое поведение. Было видно, что дети искренне старались, так же, как и их большинство родителей.
Контрольная диагностика показала, что гипотеза нашего исследования подтвердилась, модель формирования речевых этикетных умений доказала свою эффективность и может при соблюдении обозначенных условий использоваться в практике дошкольного воспитания и образования.
1) Алексеева, М. М. Теория и методика развития речи детей: Учебное пособие для вузов [Текст] / Алексеева М. М., Макарова В. Н., Яшина В. И. - М. : Академия, 2009.- 80 с.
2) Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / Андреев В.И. - Казань. : Издательство КГУ, 1988. - 238 с.
3) Арушанова, А. А. Развитие диалогического общения. Речь и речевое общение детей [Текст] / Арушанова А. А. - М. : Мозаика-Синтез, Серия: Истоки, 2014. - 35 с.
4) Безгина, О. Ю. Речевой этикет дошкольников [Текст] / Безгина О. Ю. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 57 с.
5) Безгина, О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей [Текст] / Безгина О. Ю. - М. : Мозаика - Синтез, 2004. - 64 с.
6) Белобрыкина, О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Белобрыкина О. А. - Ярославль. : Академия развития, 2008. - 240 с.
7) Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Божович Л.И. - СПб. : Питер, 2008. - 55 с.
8) Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет [Текст] / Буре Р.С. - М.: Мозаика-Синтез, Серия: Библиотека программы «От рождения до школ», 2014. - 68 с.
9) Бурменская, Г.А. Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка [Текст] / Бурменская Г.А., Запорожец А.С., Эльконин Д.Д., Выготский Л.С., Леонтьев А.А. /Ред.: Бурменская Г.А., Сост.: Бурменская Г.А., - М. : МПСИ, 2005. - 78 с.
10) Бычкова, С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей иметодистов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Бычкова С. С. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2003. - 85 с.
11) Васильева, М. А. Программа обучения и воспитания в детском саду [Текст] / Васильева М. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 29 с.
12) Васильева-Гангнус, Л. И. Азбука вежливости [Текст] / Васильева- Гангнус Л. И. - М. : Нигма, 2014. - 91 с.
13) Гольдин, В. Е. Речь и этикет [Текст] / Гольдин В. Е. - М. : Просвещение, 2012. - 38 с.
14) Дмитриева, Н.М. Все правила поведения для воспитанных девочек и мальчиков [Текст] / Дмитриева Н.М. - М. : Астрель, Сова, 2009. - 147 с.
15) Ивачева Ю. В. Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице [Электронный ресурс] // Пособие для воспитателей. URL: http ://www. maam.ru/ detskij sad/konsultacija-dlja-pedagogov- igry-po-vospitaniyu-kultury-povedenija-detei-doshkolnogo-vozrasta-na-ulice-v- ramkah-provedenija-ned.html (дата обращения 10.09.2018).
16) Ильяшенко, М. В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве. Учебно-методическое пособие [Текст] / Ильяшенко М. В., Ушакова О. С. - М. : Елец, 2003. - 33 с.
17) Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / Козлова С. А. - М. : 1998. - 51 с.
18) Купина Н. А., Богуславская М. Д., Азбука поведения: Речевой
этикет в стихах, рассказах и картинках. - Свердловск. : Уральский
университет, 1991. - 26 с.
19) Купина, Н. А. Азбука поведения: речевой этикет в стихах, рассказах и картинках [Текст] / Купина Н. А., худож. М. Д. Богуславская. - Свердловск. : Издательство Уральского университета, 1991. - 37 с.
20) Курочкина, И. Н. Этикет для детей и взрослых, Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Курочкина И. Н. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 46 с.
21) Ладыженская, Н. В. Детская риторика в рассказах и рисунках для 2-го класса [Текст] / Ладыженская Н. В., Ладыженская Т.А., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. - М. : Ювента, Баласс, С-инфо. Серия: Образовательная система «Школа 2100», 2000. - 27 с.
22) Ладыженская, Т. А. Детская риторика 1 класс. Методические рекомендации [Текст] / Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В., Никольская Р. И., Сорокина Г. И. - М. : Баласс, С-инфо. Серия Образовательная система «Школа 2100», 2004. - 74 с.
23) Макаренко А. С. Сочинения в 7 томах [Текст] Макаренко А. С. - Т.4, - М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР , 1985. - 113 с.
24) Мещерякова, С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста [Текст] / Мещерякова С.Ю., Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. - М. : Мозаика-Синтез, Серия: Первые шаги, 2007. - 91 с.
25) Найн, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований [Текст] / Найн А.Я. - М. : Баласс, Педагогика, 1995. № 5. 49 с.
26) Полякова М. В. «Речевой этикет дошкольника» [Электронный ресурс] // Учебно - методическое пособие по развитию речи (старшая группа). URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/10/09/rechevoy- etiket-doshkolnika(дата обращения 24.09.2018).
27) Сластенин, В. А. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. / Под ред. В.А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
28) Соколова, О. А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Соколова О. А. - СПб. : Питер, 2013. - 53 с.
29) Стернин, И. А. Русский речевой этикет (учебное издание) [Текст] / Стернин И. А. - М. : Воронеж, 1996. - 145 с.
30) Формановская, Н. И. Вы сказали: Здравствуйте! [Текст] / Формановская Н. И. - М. : Знание, 1989. - 93 с.
31) Юрченко В.А. Консультация для родителей по развитию речи
«Культура общения» [Электронный ресурс] // Пособие для воспитателей. URL: https ://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlj a-roditelei-po-razvitiyu-
rechi-kultura-obschenija.html (дата обращения 10.09.2018).
32) Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к
творческому решению воспитательных задач: диссертация доктора педагогических наук. Челябинск, 1992. 403 с. [Электронный ресурс] URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01008042474(дата обращения 10.09.2018).