Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Работа №96607

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость4845 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Понятие «неуспеваемость» в психолого -педагогической
литературе 8
1.2. Основные причины неуспеваемости младших школьников 13
1.3. Подходы к предупреждению и преодолению неуспеваемости в
процессе обучения 19
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 33
2.1. Планируемые результаты освоения младшими школьниками
образовательной программы по русскому языку 33
2.2. Анализ опыта работы по предупреждению и преодолению
неуспеваемости младших школьников по русскому языку 37
Выводы по главе 2 40
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 41
3.1. Выявление пробелов младших школьников в освоении
программы по русскому языку 41
3.2. Система работы по предупреждению неуспеваемости младших
школьников по русскому языку 47
Выводы по главе 3 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 6

На данный момент в школьном образовании наблюдается тенденция снижения уровня успеваемости младших школьников [39]. Одним из путей устранения неуспеваемости является ее преодоление. Задача преодоления неуспеваемости - одна из самых острых задач, стоящих перед современной общеобразовательной школой. Такая проблема существует на разных этапах обучения, однако важно проводить профилактические действия в начальных классах для предотвращения развития неуспеваемости в будущем, поэтому важным шагом в работе с обучающимися является своевременная диагностика освоения материала и планирование работы по предупреждению неуспеваемости.
Проблемой повышения успеваемости обучающихся в школе занималось большое количество исследователей и педагогов: Ю. К. Бабанский [8], В.В. Давыдов [20], В. К. Дьяченко [22], В. С. Цетлин [57], З. А. Абасов [1], Л.С. Славина [50] и др. В частности, в своих работах педагоги-исследователи отмечают, что коррекционно-развивающая работа должна проводиться на основе диагностики способностей и индивидуальных особенностей обучающихся.
Если борьбе с неуспеваемостью в школе уделяется время, то предупреждением неуспеваемости часто пренебрегают в пользу освоения нового материала из-за недостатка времени на предметных занятиях. Так как часто часов, выделенных на освоение материала, не хватает, по результатам итоговых диагностик растет число обучающихся с отставаниями.
Для эффективной организации образовательного процесса необходимо добиваться оптимального сочетания классических и информационно-технологических приемов и методов обучения, выбираемых с учетом развития пространственных представлений, способностей к аналитической деятельности и других индивидуально-психологических особенностей обучающихся.
Противоречие заключается в том, что, несмотря на работу по сглаживанию разрыва в усвоении знаний между обучающимися, проблема организации работы по предупреждению неуспеваемости на момент проведения исследовательской работы решена не в полной мере.
На данный момент актуальной является проблема организации работы по устранению разрыва в усвоении знаний между обучающимися с разным уровнем знаний в условиях ограниченного времени и разработки методик, помогающим преподавателям эффективно предупреждать неуспеваемость среди младших школьников по русскому языку.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить в опытном обучении педагогические условия предупреждения неуспеваемости младших школьников по русскому языку.
Объект исследования: процесс освоения младшими школьниками образовательной программы по русскому языку.
Предмет исследования: педагогические условия предупреждения неуспеваемости младших школьников по русскому языку.
Гипотеза исследования: система работы по предупреждению неуспеваемости младших школьников по русскому языку будет эффективна и обеспечит всем обучающимся необходимый для продолжения образования уровень освоения программы при следующих условиях:
1) систематическая работа по выявлению слабоуспевающих обучающихся, пробелов в усвоении ими образовательной программы по русскому языку и определению причин их отставания;
2) дифференциация обучения русскому языку посредством дифференцированных по уровню сложности заданий для разных по успеваемости групп обучающихся для восполнения пробелов в усвоении программы отдельными обучающимися;
3) целенаправленная работа по повышению у обучающихся уровня мотивации изучения русского языка, построенная на использовании в системе факультативных занятий по русскому языку таких приемов обучения, как игра и приемы ТРИЗ.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и дать анализ степени ее разработанности;
2. Проанализировать методические рекомендации по предупреждению и преодолению неуспеваемости младших школьников по русскому языку;
3. Подобрать диагностические задания и провести диагностику уровня успеваемости младших школьников по русскому языку;
4. С учетом результатов диагностики спроектировать систему работы по предупреждению неуспеваемости младших школьников по русскому языку и оценить ее эффективность в опытном обучении.
В теоретико-методологическую базу исследования были заложены личностно-ориентированный (И. С. Якиманская [65]), и личностно-деятельностный (И. А. Зимняя [26]) подходы в обучении, концепция игровой деятельности (Д. Б. Эльконин [62]) на занятиях.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс методов исследования, который включает в себя такие теоретические методы, как анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, анализ базовых понятий исследования; а также такие эмпирические методы, как сбор и накопление данных об учащихся (изучение продуктов деятельности обучающихся), диагностика и контроль (тестирование, диктант), опытное обучение по разработанной программе, обработка итоговых данных.
Элементы новизны исследования заключаются в разработке системы предупреждения неуспеваемости младших школьников по русскому языку, включающей игры и элементы ТРИЗ. Разработанная система направлена на организацию активной учебно-познавательной деятельности и повышение успеваемости обучающихся.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и шести приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования (П.П. Блонский, А.М. Гельмонт, В. Оконь, В.С. Цетлин) было установлено, что неуспеваемость складывается из ряда отставаний и, чтобы предупредить неуспеваемость, важно диагностировать отставание и предотвращать его.
Были изучены методические рекомендации и педагогический опыт по предупреждению и преодолению неуспеваемости, в процессе которого было установлено, что существуют три основных подхода к преодолению неуспеваемости: дифференцированный, индивидуальный и личностный.
Для проверки выдвинутой гипотезы была проведена опытно - исследовательская работа на базе третьего класса общеобразовательной школы. Диагностика на констатирующем этапе работы позволила выявить пробелы младших школьников в освоении тем по русскому языку и применении изученных правил. Для определения причин слабой успеваемости был проведен тест на выявление уровня учебной мотивации, было установлено, что слабоуспевающие ученики характеризуются низким уровнем мотивации.
С учетом результатов диагностики была спроектирована система работы по предупреждению неуспеваемости младших школьников по русскому языку, включающая в себя два направления: дифференцированную работу на уроках с целью закрыть пробелы в освоении знаний и использование элементов ТРИЗ и игровой деятельности на дополнительных занятиях.
В конце опытно-исследовательской работы была проведена повторная диагностика знаний и умений обучающихся по русскому языку, которая выявила, что повысилась успеваемость не только слабоуспевающих обучающихся, но и младших школьников со средней успеваемостью, что подтверждает эффективность разработанной системы мер по предупреждению неуспеваемости обучающихся по русскому языку.



1. Абасов, З. А. Эта вечная проблема неуспеваемости [Текст] / З.А. Абасов // Директор школы. - 1998. - №3. - С. 22.
2. Адылова, Т. Б. Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы [Текст] // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 13-14.
3. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М. : Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
4. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. Об оценках [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М. : Амрита-Русь, 2012. - 368 с.
5. Антропова, М. В. Дифференциация обучения: Педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка [Текст] / Антропова М. В., Манке Г. Г., Кузнецова Л. М., Бородкина Г. В. - Педагогика, 1992. - №9-10. - с. 38-40.
6. Ахмедова О. В. Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://open-lesson.net/113/(дата обращения: 15.07.2018).
7. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно -воспитательного процесса: (методические основы) [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1982. - 192 с
8. Бабанский, Ю. К. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников [Текст] / Ю. К. Бабанский. - Ростов-на-Дону, 1972. - 523 с.
9. Бардин, К. В. Если ваш ребёнок не хочет учиться [Текст] / К.В. Бардин. - М. : Знание, 1980. - С.24-25.
10. Блонский, П. П. Школьная успеваемость [Текст] / П. П. Блонский // Избранные педагогические произведения - М. : Просвещение, 2001. - С. 527¬568.
11. Брокова И. В. Совершенствование способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка как условие их интеллектуального развития [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii- yazyk/2014/11/09/sovershenstvovanie-sposobov-prakticheskoy-deyatelnosti(дата обращения 02.10.2018).
12. Бударный, А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества [Текст] : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.01 / А.А. Бударный. - М. : Просвещение, 2005. - 521 с.
13. Валиулин, И. К. Теоретические основы активизации процесса обучения в дидактическом наследии М. А. Данилова [Текст] : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.01 / И. К. Валиулин. - Казань, 1983. - 348 с.
14. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А. Л. Венгер, А. Г. Цукерман. - М. : Издательство Владос-пресс, 2004.
- 534 с.
15. Ветрова, О. М. Система заданий с использованием модели «Элемент
— имя признака — значение признака» (ЭИЗ) на уроках физики / Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014 - с. 149-156.
16. Гельмонт, А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [Текст] / А.М. Гельмонт. - М. : Просвещение, 2004. - 326 с.
17. Гильбух, Ю. З. Психодиагностика в школе [Текст] / Ю. З. Гильбух - М. : Знание, 1989. - 256 с.
18. Гульянц С. М. Сущность личностно-ориентированного подхода в
обучении с точки зрения современных образовательных концепций [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-lichnostno-orientirovannogo-podhoda- v-obuchenii-s-tochki-zreniya-sovremennyh-obrazovatelnyh-kontseptsiy (дата
обращения: 07.11.2018).
19. Гусева В. А. ТРИЗ как средство развития творческого воображения детей / В. А. Гусева - Псков: Логос, 2016 - 163 с. 
20. Давыдов, В. В. Виды общения в обучении: (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов) / В. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1972. - 424 с.
21. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И.В.Дубровина, М. К. Акимова. - М. : Просвещение, 1991. - 336 с.
22. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении [Текст] / В. К. Дьяченко - М. : Просвещение, 1991. - 191 с.
23. Жесткова Е. Б. Применение методов прикладного анализа поведения
в школе для эффективной работы педагогов, психологов и учителей дефектологов [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.dpomos.ru/curs/912157/#card(дата обращения: 15.08.2018).
24. Заводских К. В. Морфологический анализ ТРИЗ [Электронный
ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-
sad/matematika/2018/01/28/morfologicheskiy-a_ (дата обращения: 17.07.2018).
25. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды : [объективные закономерности обучения и развития младших школьников] / Л.В. Занков. - М. : Педагогика, 1990. - 424 с.
26. Зимняя И. А. Личностно-деятельностный подход к обучению русскому языку как иностранному [Электронный ресурс] URL: http://psychlib.ru/mgppu/ZOsv-01/ZLD-244.HTM#(дата обращения: 19.09.2018).
27. Калмыкова, Э. И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога [Текст] / Э.И. Калмыкова. - М. : Знание, 1982. - 338 с.
28. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2-х частях / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М. : Просвещение, 2018. - 330 с.
29. Корзун, А. В. Педагогическая проблема: есть ли проблема? / А.В.Корзун // Сборник статей и творческих работ педагогов и учащихся дошкольного отделения МГПК №2. - Минск: 2003. - 32 c.
30. Карпуткина Е. В. Учебный проект на тему «British schools» https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/09/19/uchebnyy-proekt-na-temu-british- schools(дата обращения: 20.07.2018)
31. Критерии и нормы оценки знаний ООП ООО ФГОС [Электронный
ресурс] - Режим доступа:
https ://edu.tatar.ru/upload/storage/org1473/files/%D0%9E%D0%9E%D0%9F%20 %D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1.pdf
32. Коротов, В. М. Самостоятельность учащихся на уроке / В.М. Коротов // Сов. педагогика. - 1990. - №6. - с.11-15.
33. Кумарина, Г. Ф. Индивидуализация обучения слабоуспевающих школьников [Текст] / Г.Ф. Кумарина // Сов. педагогика. 1987. - №2. - с. 117.
34. Ложникова, Н. А. Педагогическая игра как способ и средство формирования профессиональных умений // Ползуновский вестник. - 2005. - №3 - с. 96-99.
35. Лусканова Н. Г. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.
Лускановой [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://psylist.net/praktikum/00173.htm(дата обращения: 03.08.2018).
36. Маркова, А. К. Виды отношений школьников к учению [Текст] / А.К. Маркова // Сов. Педагогика. - 1984. - 23 с.
37. Маркова, А. К. Доступность учебного материала как один из факторов снижения перегрузки школьников [Текст] / А.К. Маркова // Вопр. психологии. - 1982. - 78 с.
38. Маттес, Г. О. роли психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников [Текст] / Г. Маттес // Вопр. психологии. - 1984. - №4. - С. 152¬154.
39. Милицына С. К. Диагностика школьной неуспеваемости [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/185/47391/(дата обращения: 16.10.2018)
40. Милованова М. В. Интегрированные программы поддерживающего
обучения для мигрантов в рамках школьной образовательной среды [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https ://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannye -programmy- podderzhivayuschego-obucheniya-dlya-migrantov-v-ramkah-shkolnoy- obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 04.09.2018).
41. Митрофанская А. П. Методы обучения: эффективные и
неэффективные [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/library/2014/12/27/effektivnye-i-neeffektivnye-tekhnologii (дата
обращения: 10.07.2018).
42. Нестеренко В. В. Сущность и задания личностно-ориентированного подхода в образовании [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8002(дата обращения: 25.10.2018).
43. Оконь, В. Введение в общую дидактику / пер. с польск. [Текст] / В. Оконь - М. : Педагогика, 1990. - 381 с.
44. Планируемые результаты освоения обучающимися программ по учебным предметам системы учебников «Школа России» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=30888(дата обращения 03.10.2018).
45. Платонов К. К. Личностный подход как принцип психологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/ZOsv- 01/ZLD-244.HTM#(дата обращения 17.09.2018).
46. Примерная основная образовательная программа начального общего
образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://xn--
80abucjiibhv9a.xn-- p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1 %82%D1%8B/922/%D1 %84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/8262/poop_noo_reest r.pdf (дата обращения 15.09.2018).
47. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25714(дата обращения 19.09.2018).
48. Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» // Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. - М.: Просвещение, 1987. - 431 с.
49. Скоморохова, М. И. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников / М. И. Скоморохова, С.П.Леонюк. // Начальная школа. - 2009. - № 4. - с. 16-21.
50. Славина, С. С. Индивидуальный поход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам [Текст] / С.С. Славина. - М. : Просвещение, 1986. - 217 с.
51. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах : Теория и практика обучения : Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по специальности «Педагогика и методика нач. обучения» [Текст] / М.С.Соловейчик и др. - М. : Academia, 2000. - 383 с.
52. Тамбовцева Г. П. Влияние учебно-игровой деятельности на мотивацию учебной деятельности младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sibac.info/archive/guman/5(20).pdf(дата обращения: 18.11.2018).
53. Тупицына Н. М. Технология организации групповой работы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-- p1ai/%D1%81 %D1 %82%D0%B0%D 1%82%D1 %8C%D0%B8/579384/ (дата обращения 10.10.2018).
54. Фурса С. М. Психологические проблемы детей из семей мигрантов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/115/30744/(дата обращения: 03.09.2018).
55. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 07.09.2018)
56. Хрусталева, Н. М. Адаптация выходцев из бывшего СССР. Взгляд психолога / Н.С. Хрусталева. - М. : Диаспоры, 1999. - № 2-3. - с. 10.
57. Цетлин, В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение [Текст] / В.С. Цетлин. - М. : Педагогика, 1977. - 243 с.
58. Чечко М. Б. Дифференцированный подход на уроках русского языка
и литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/01/19/raznoe(дата
обращения 15.10.2018).
59. Шаталов, В. Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка [Текст] / В. Ф. Шаталов - М.: Педагогика, 1980. - 134 с.
60. Шевченко Н. М. Значение принципа наглядности в обучении [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/raznoe/2016/12/22/individualnyy-podhod-v-obuchenii-mladshih- shkolnikov(дата обращения 14.10.2018).
61. Щамгина Н. Г. Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка в начальной школе [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--
p1ai/%D1 %81 %D1 %82%D0%B0%D 1%82%D1 %8C%D0%B8/572074/ (дата обращения 19.10.2018).
62. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин - М. : Педагогика, 1978. - 360 с.
63. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д. Б. Эльконин - М. : Просвещение, 1999. - 224 с.
64. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в
современной школе. - М. : Сентябрь, 1999. - 96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ