Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №96604

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2018
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие «мотивация учебной деятельности». Ее основные
направления исследования 6
1.2. Характеристика особенностей мотивации учебной деятельности
младших школьников 19
1.3. Психолого-педагогические условия создания ситуации успеха в
учебной деятельности младших школьников 32
Выводы по главе 1 47
ГЛАВА 2.ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ
СИТУАЦИИ УСПЕХА В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 49
2.1. Описание методов и результатов исследования 49
2.2. Разработка технологических операций создания ситуаций успеха
на уроке как условий для мотивации младших школьников 55
2.3. Модель формирования ситуации успеха во внеурочной
деятельности 60
Выводы по 2 главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 81

Формирование мотивации учения является одной из важнейших проблем современной школы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из базовых требований к результатам обучающихся , освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Проблемами развития мотивации учения в младшем школьном возрасте занимались такие ученые, ка А.Н. Леонтьев, Л.И.Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина и другие. Анализ литературы и практические исследования показали, что для начальной школы в настоящее время наиболее распространенным является тип мотивации учения, не связанный с интересом к знаниям, потребностью в их изучении. В системе мотивов младшего школьника преобладают социальные мотивы , а мотивы, связанные с знаниями и способами их приобретения практически отсутствуют.
В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой разного усвоения у учеников материала , одинакового по объему и содержанию при достаточном уровне развития интеллектуальных способностей учащихся. Одной из причин этой проблемы, является разный уровень сформированности учебной мотивации. Так как, ведущей деятельностью первоклассников является игра, то многие дети придя в школу не имеют позиции «ученика» из-за так называемой «утомлённостью учёбой»». У таких детей часто наблюдается скрытый негативизм к учёбе или по их собственному мнению они слишком много знают, и им не интересно учиться. Это, бесспорно требует существенного изменения в организации учебного процесса.
Актуальность настоящего исследования, кроме того определяется и состоянием современного начального образования, где накоплен богатый практический опыт в обучении и развитии ребёнка. Но представляется необходимым выделить и обосновать именно тот материал, который будет способствовать развитию учебной мотивации младшего школьника.
Таким образом, правоверно утверждать, что проблема формирования и развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте является актуальной.
Проблема исследования заключается в выявлении и исследовании структурных компонентов учебной мотивации младшего школьника, определение психолого-педагогических факторов её формирования.
Объект исследования - организация ситуации успеха в педагогическом процессе.
Предмет исследования - создание ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе, влияющих на формирование познавательного интереса у младших школьников.
Цель исследования заключается в определении педагогических возможностей ситуации успеха в процессе воспитания у младших школьников положительного отношения к обучению.
Гипотезой данного исследования является формирование положительной мотивации к обучению будет эффективнее, если в комплекс факторов способствующих данному процессу будет входить ситуация успеха на уроке.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Определить психолого-педагогические аспекты формирования учебной мотивации.
2. Рассмотреть психолого-педагогические условия создания ситуации успеха у младших школьников.
3. способствовать повышению мотивации младших школьников.
4. Проверить эффективность влияния комплекса приемов по созданию ситуации успеха на положительное отношение к учебной деятельности.
В ходе констатирующего эксперимента были проанализированы данные анкетирования школьников первых - четвертых классов Средней общеобразовательной школы №33 города Березовский, Свердловской области.
Достоверность результатов исследования подтверждается математической обработкой результатов, построением графиков, анализом данных опроса младших школьников, где велась исследовательская работа.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Положительное отношение к учению рассматривается как интегративное личностное образование, характеризующееся устойчивым положительным эмоциональным состоянием учащегося, субъектной готовностью включиться в учебную деятельность на уровне своих потенциальных возможностей, осознанным отношением к результатам своего учебного труда.
2. Эффективным средством воспитания у школьников положительного отношения к учению является организуемая педагогом ситуация успеха, которая мотивирует желание влиться в учебный процесс, принять в нем посильное участие.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с теоретическим анализом проблемы и разработанной моделью исследования мотивации учения в младшем школьном возрасте в единстве ее компонентов, выдвинутая нами гипотеза получила свое эмпирическое подтверждение. Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы:
1. Мотивация учения - это система побудителей учебной деятельности, обеспечивающая ее эффективное выполнение.
2. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации и создания ситуации успеха обуславливают множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, методов изучения. Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности, мотивация изучается в самых разных аспектах.
3. Динамичность мотивационной сферы младшего школьника представляет больше возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для учения.
4. Для того чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к учебной деятельности и ее содержательная мотивация, нужно саму учебную деятельность строить особым образом, т.е. систематически и целенаправленно ориентировать школьников на активное мотивированное овладение знаниями и способами деятельности, через создание на уроках и внеурочной деятельности ситуаций успеха.
5. Психологическим механизмом формирования учебной мотивации является механизм превращения цели в мотив. Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, приобретает самостоятельную силу, т.е сама становится мотивом.
В результате экспериментальной работы по созданию ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников произошли позитивные изменения по трем критериям:
• Сформированность общего уровня школьной мотивации
• Изменения в содержании мотивации учебной деятельности школьников ( динамика развития учебно-познавательных мотивов)
• Сформированность целеполагания.



1. Алябушева, Г. В. Развитие познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 [Текст] / Г. В. Алябушева. - Москва : МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011. - 21 с.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В. Г. Асеев. - М. : Прогресс, 2006. - 267 с.
3. Бариляк, И. А. Особенности мотивации учебной деятельности детей школьного возраста, обучающихся в новых социально-экономических условиях : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 [Текст] / И. А. Бариляк. - СПб., 2002. - 19 с.
4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? [Текст] М.: Просвещение , 1991-196 с.
5. Бирюков, С. М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников [Текст] / С. М. Бирюков // Начальная школа. - 1999. - № 10. - С. 23-43.
6. Бланк, Т. В. Формирование положительной мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьников [Текст] / Т. В. Бланк // Начальное обучение и воспитание: научно-мметодический журнал. - 2009. - № 16. - С. 2-9.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - Воронеж: Модэк, 2008. - 563 с.
8. Бугрименко, А. Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза [Текст] / А. Г. Бугрименко // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4 . - 51-60.
9. Быкова, Е. А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте [Текст] / Е.А. Быкова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2014. - № 3. - С. 84-92.
10. Выгодина, М. В. Мотивация как фактор успешной учебной деятельности младшего школьника [Текст] // Творчество субъекта познания, общения и деятельности / Под ред. В. С. Агапова, М. М. Мишиной, М. И. Плугиной. - М., 2015. - С. 119-124.
11. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 1136 с.
12. Гани, С. В. Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости [Текст] / С. В. Гани и В. А. Гани // Актуальные вопросы современной науки. - 2009. - № 8. - С. 67-72.
13. Герасимова, А. С. Психолого -педагогические условия становления и развития учебной мотивации студентов [Текст] / А. С. Герасимова // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 4. - С. 224-230.
14. Горская, Н. Е. Теоретические подходы к исследованию структуры мотивации личности [Текст] / Н. Е. Горская // Вестник Иркутского гос. технического ун-та. - 2015. - № 1. - С. 217-221.
15. Горчакова, Е.Б. Исследование мотивационной сферы личности с позиций системного подхода [Текст] / Е.Б. Соловьева // Труды Дальневосточного гос. техн. ун-та. - 2003. - № 135. - С. 111-114.
16. Грекова, В.А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы [Текст] / В.А. Грекова // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2010. - № 6-3. - С. 46-52.
17. Гринько, А. И. Проблемы стимулирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся [Текст] / А. И. Гринько // Родная школа. - 2013. - № 5. - С. 72-75.
18. Домрачева, С.А. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников [Текст] / С.А. Домрачева, Д.С. Кононова // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. - 2016. - № 9. - С. 86-90.
19. Дубровина, И. В. Младший школьник : развитие познавательных способностей [Текст] / И. В. Дубровина. - М. : Просвещение, 2003. - 148 с.
20. Елфимова, Н. В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников [Текст] / Н. В. Елфимова. - М. : Изд- во МГУ, 1991. - 108 с.
21. Жаворонкова, Ю. М. Мотивация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста / Ю. М. Жаворонкова, И. А. Кильмасова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - № 2. - С. 18-22.
22. Залевский, Ф. С. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Ф. С. Залевский // Завуч начальной школы. - 2009. - № 1. - С. 70-72.
23. Иванова, О. Ю. Психологические причины неуспеваемости школьников [Текст] / О. Ю. Иванова // Вестник Российского нового университета. - 2006. - № 10. - С. 81-85.
24. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002 - 512 с.
25. Ильин, Е. П. Психология для педагогов [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2012. - 640 с.
26. Истратова, О. Н. Справочник психолога начальной школы [Текст] / О. Н. Истратова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 448 с.
27. Казорина, А. А. Формирование учебной мотивации младших школьников [Текст] / А. А. Казорина, Л. Л. Парфенова. - Барнаул, АлтГПА, 2013. - 403 с.
28. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Е. Н. Каменская. - М. : Феникс, 2008. - 206 с.
29. Каримова, Т. С. Педагогическое общение : стили и модели [Текст] / Т. С. Каримова // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. - 2009. - № 3 (50). - С. 102-108.
30. Комарова, Л. Ю. Особенности стилей педагогической деятельности, педагогического общения и направленности учителей общеобразовательных школ в работе с детьми [Текст] / Л. Ю. Комарова // Актуальные проблемы психологического знания. - 2009. - № 4. - С. 32-37.
31. Коротаева, Е. В. О ситуации успеха в учебной деятельности
[Текст] / Е. В. Коротаева // Русский язык в школе. - 2003. - № 1. - С. 30-34.
32. Кухтерина, Г. В. Психолого-педагогическая диагностика
младших школьников [Текст] / Г. В. Кухтерина, Е.А. Кукуев. - Тюмень : Изд- во Тюменского гос. ун-та, 2014. - 180 с.
33. Макаров, В. А. Особенности структуры учебной мотивации подростков [Текст] / В. А. Макаров // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2008. - № 1. - С. 63-67.
34. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова. - М. : Просвещение, 1983. - 296 с.
35. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. - М. : Педагогика, 2008. - 144 с.
36. Мизинова, Я.Г. Теоретические аспекты понятия мотива в психологии [Текст] / Я.Г. Мизинова // Среднее профессиональное образование. - 2012. -№ 11. - С. 45-47.
37. Мураль, И. П. Возможности мотивации учебной деятельности младших школьников [Текст] / И. П. Мураль // Начальная школа. - 2009. - №
12. - С. 11-13.
38. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
39. Осипова, И. Формирование учебной мотивации школьников [Текст] / И. Осипова // Воспитание школьников. - 2003. - № 8. - С. 33-36.
40. Осипян, И. Ю. Педагогическое общение и его стили [Текст] / И. Ю. Осипян // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2016. - № 1 (7). - С. 26-30.
41. Пирмагомедова, Э. А. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на ее развитие [Текст] /
Э. А. Пирмагомедова, А. Т. Нагиева, Г. К. Сулейманова. - 2015. - № 2. - С. 110-112.
42. Плетнева, А. А. Особенности учебной мотивации младшего школьника [Текст] / А. А. Плетнева // Новая наука: От идеи к результату. -
2016. - № 3-2. - С. 159-162.
43. Плетнева, А.А. Особенности учебной мотивации младшего школьника [Текст] / А.А. Плетнева // Новая наука: от идеи к результату. - 2016. - № 3-2. - С. 159-162.
44. Реан, А. А. Психология и педагогика [Текст] / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Разум. - СПб. : Питер, 2000. - 432 с.
45. Рюмина, Т. В. Эмоционально-чувственные факторы в формировании мотивации учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 [Текст] / Т.В. Рюмина. - Новосибирск, 2002. - 21 с.
46. Савченко, А. Я. Мотивационный компонент урока [Текст] / А. Я. Савченко // Начальная школа. - 1990. - № 5. - С. 4-8.
47. Сапронов, И. А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника [Текст] / И. А. Сапронов // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 3. - С. 185-188.
48. Сергеева, Б. В. Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / Б. В. Сергеева, Т. К. Габелия // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. - М., 2016. - С. 9-12.
49. Соколова, Е. Т. Влияние мотивационных конфликтов и когнитивной недифференцированности на устойчивость самооценки [Текст] / Е. Т. Соколова, Е. О. Федотова // Вестник МГУ. - 1986. - № 1. - С. 85-88.
50. Соловьева, В.А. Мотивационная сфера в исследованиях личности [Текст] / В.А. Соловьева // Вестник Костромского гос. ун-та. - 2008. - № 2. - С. 59-63.
51. Ткаченко, Л. М. Моделирование процессов формирования учебной мотивации подростков [Текст] / Л. М. Ткаченко // Концепт. - 2015. - № 2. - С. 63-67.
52. Троицкая, Г.Ю. Мотивация учения как фактор успешности учебной деятельности [Текст] / Г.Ю. Троицкая // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2015. -№ 2. - С. 206-208.
53. Трошина, Е. А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста /[Текст] Е. А. Трошина// Вестник ЛГУ. - 2012. - № 2. - С. 89-94.
54. Фатуллаева, А. Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки младших школьников [Текст] / А. Т. Фатуллаева // Вопросы психологии. - 2010. - № 5. - С. 112-116.
55. Фурманов, И. А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе [Текст] / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Е. М. Амелишко. - Мн. : Технология, 2000. - 100 с.
56. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / пер. с англ.. - М. : Смысл, 2003. - 860 с.
57. Шагивалеева, Г.Р. Изучение мотивации учебной деятельности младших школьников [Текст] / Г.Р. Шагиева, С.Ф. Хазиева // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6. - С. 104-105.
58. Шаповалова, О. Е. Изучение отношения младших школьников к обучению [Текст] / О. Е. Шаповалова // Начальная школа. - 2010. - № 1. - С. 22-28.
59. Шушкова, Е. С. Стиль общения учителя и учащегося как фактор социального статуса младшего школьника [Текст] / Е. С. Шушкова // Вестник современной науки. - 2015. - № 6. - С. 95-98.
60. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 2008. - 325 с
61. Юрченко, Е. В. Стили педагогического общения [Текст] / Е. В. Юрченко, И. К. Костенко // Вологдинские чтения. - 2009. - № 1. - С. 40-42.
62. Яковлева, М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников [Текст] / М. В. Яковлева // Концепт. - 2015. - Т. 10. - С. 151-155.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ