Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативно-речевых умений у младших школьников на уроках русского языка

Работа №96591

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
239
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 6
1.1. Общение. Речь как способ общения 6
1.2. Содержание работы по формированию коммуникативно-речевых
умений младших школьников 14
1.3. Методы и приемы формирования коммуникативно-речевых умений
младших школьников на уроках русского языка 20
1.4. Анализ учебников русского языка в аспекте формирования
коммуникативно-речевых умений младших школьников 26
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА 34
2.1. Выявление уровня сформированности коммуникативно-речевых
умений третьеклассников 34
2.2. Комплекс заданий для уроков русского языка, направленный
на формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 59


Коммуникативные умения являются одними из важнейших умений современной личности. Они позволяют эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных видах деятельности.
Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений в младшем школьном обусловлена тем, что степень сформированности данных умений влияет на результативность обучения детей, а также на процесс их социализации и развития личности. По мнению Л.С. Выготского, общение является главным условием личностного развития и воспитания детей [7].
Основным способом коммуникации является речь, поэтому формирование коммуникативно-речевых умений обучающихся - одна из приоритетных задач школы. В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС НОО) сформулированы требования к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, к которым относятся «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально¬нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий» [57].
Основы формирования коммуникативных умений младших школьников рассматриваются в трудах И.М. Михайловой, М.И. Лисиной, Л.Р. Мунировой, Р.С. Немова, Ю.М. Жукова. В работах Е.А. Архиповой,
O. А. Веселковой, Н.В. Клюевой, Т.А. Ладыженской, Л.И. Лежневой и
P. В. Овчаровой выявлена сущность коммуникативных умений младших школьников, их структура. Различные аспекты методики развития коммуникативно-речевых умений отражены в трудах В.И. Капинос, М.Р. Львова, Е.И. Никитиной, Т.А. Ладыженской, Е.В. Архиповой, С.К. Тивиковой и др.
В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает все более четкую коммуникативно-речевую направленность, реализация которой требует синтеза языкового образования и речевого развития в едином процессе, систематического использования на уроках русского языкаметодов и приемов обучения коммуникативногохарактера. В то же время анализ учебно-методических комплексов по русскому языку для начальной школы показывает, чтов них недостаточно учебных заданий, которые способствовали бы развитию коммуникативно-речевых умений обучающихся.
Таким образом, актуальность поиска эффективных способов формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников при обучении их русскому языку определяется не только направленностью современного образования на становление личности обучающихся, в том числе и в коммуникативном аспекте, но и несовершенством методического обеспечения процесса обучения русскому языку в начальной школе, недостаточным вниманием к коммуникативной функции языковых единиц, изучаемых школьниками на уроках русского языка.
Цель исследования - разработать и теоретически обосновать комплекс зданий для уроков русского языка, направленный на формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативно - речевых умений у младших школьников в условиях обучения.
Предмет исследования- комплекс зданий для уроков русского языка, направленный на формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Уточнить содержание понятия «коммуникативно-речевые умения» применительно к речи детей младшего школьного возраста; охарактеризовать содержание и методы работы по формированию коммуникативно-речевых умений младших школьников на уроках русского языка.
2. Проанализировать учебники по русскому языку для начальной школы в аспекте формирования коммуникативно-речевых умений обучающихся.
3. Подобрать диагностический инструментарий для выявления у младших школьников уровня сформированности коммуникативно-речевых умений и провести диагностику.
4. Разработать комплекс зданий для уроков русского языка, направленный на формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ научной литературы; эмпирические - наблюдение, опрос.
База исследования: обучающиеся 3 класса МБОУ Гимназия №5 г. Екатеринбурга.
Структура ВКР. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста является на современном этапе реформирования начального общего образования одной из важнейших задач, которые отражены в требованиях ФГОС НОО.
Под коммуникативно-речевыми умениями понимается способность младшего школьника правильно использовать словесные средства для эффективного взаимодействия между участниками общения (Г.С. Демидчик). Существует множество подходов к классификации коммуникативно-речевых умений. В нашем исследовании мы опирались на классификацию Т.А. Ладыженской. Ученый выделяет такие виды умений, как: умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение собирать материал к высказыванию, умение систематизировать материал. Также, необходимым коммуникативно-речевым умением младших школьников является инициативность и активность ребенка в общении с другими людьми (сверстники, взрослые), использование различных языковых форм, а также использование невербального общения (жесты, мимика).
Нами были рассмотрены основные методы и приемы педагогической работы для развития коммуникативно-речевых умений младших школьников. Проанализированные методы, взаимодействуя между собой в процессе обучения, будучи взаимозависимыми, образуют целостную систему, выступая как звенья единого процесса обучения. Границы между методами условны, но каждый из них сохраняет свою специфику и характеризуется особой деятельностью учителя и обучающихся.
Анализ учебников показал, что каждый из рассмотренных учебно-методических комплексов уделяет большое внимание речевому развитию. Авторы учебников реализуют основные принципы обучения, что активизирует мыслительную, познавательно-языковую и коммуникативно-речевую деятельность обучающихся.
Для диагностики уровня сформированности коммуникативно-речевых умений второклассников были использованы такие методики, как наблюдение и «Речевая ситуация».
В диагностике приняли участие 32 обучающихся третьего класса. Результаты диагностики показали: 10 обучающихся (31%) в классе показали высокий уровень сформированности коммуникативно-речевых умений; 19 обучающихся (59%) - средний уровень; 3 обучающихся (9%) - низкий уровень.
Для эффективного формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников на уроках русского языка нами был разработан комплекс заданий. Данный комплекс основан на выделенных параметрах коммуникативно-речевых умений, в его состав входят наиболее эффективные методы и приемы: организация учебного диалога, проблемных речевых ситуаций, использование творческих заданий, пословиц, упражнение с фразеологизмами, поэтические игры. Все это усиливает практическую направленность обучения русскому языку, активизирует и формирует коммуникативно-речевые умения второклассников, повышает интерес к родному языку, культуре общения, способствует развитию языкового мышления.


1. Аннушкин, В. И. История русской риторики. Риторические труды (1815 - 1825)[Текст] /В. И. Аннушкин, Я.В. Толмачев. // История русской риторики. - Флинта, 2016. - 780 с.
2. Архипова, Е. В. Об уровне развития речи в начальной школе [Текст] / Е. В. Архипова // Начальная школа. - 2000. - №4. - С. 35-39.
3. Архипова, Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников [Текст] // Русский язык в школе. - 2005. - №4. -C. 22-27.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С. В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
5. Бушуева, Г. М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников [Текст] : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Г. М. Бушуева. - Калининград, 2003. - 206 с.
6. Воробьёва, В. И. Сочинения по картинам в начальных классах [Текст]/ В. И. Воробьёва, С. К. Тивикова. - Тверь : Родничок, 2002. - 220 с.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь[Текст] / Л. С. Выготский. -М.: Лабиринт, 1996. - 414 с.
8. Гамезо, М. В. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития [Текст]/ М. В. Гамезо, В. Герасимова, Л. М. Орлова. -М.: Альфа, 1994. - 251 с.
9. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [Текст]: Учебник / О.Я. Гойхман, Т. М. Надеина. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 207 с.
10. Демидчик, Г. С. Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников средствами служебных частей речи [Текст]: работа к.п.н. /Г. С. Демидчик. - Казань, 2011. - С. 8.
11. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2014. - 197 с.
12. Жесткова, Е. А. Формирование речевых умений младших школьников при создании сочинения-описания [Текст] / Е. А. Жесткова, К.Н. Стрижева // Молодой ученый. - 2014. - №21.1. - С. 173-176.
13. Жукова, Н. С. Логопедия [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Лабиринт, 2003. - 317 с.
14. Зимняя, И. А. Психология обучения неродному языку [Текст] / И.А. Зимняя. - М., 1989. 219 с.
15. Золотова, О. И. Развитие коммуникативной компетентности учащихся в урочное и внеурочное время [Электронный ресурс] / О.И. Золотова. - URL :http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98670034 (дата обращения: 13.04.2018).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ