Позвоночные животные Алапаевского района Свердловской области и их изучение во внеурочной деятельности по биологии в школе
|
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА АЛАПАЕСВКОГО РАЙОНА
ИССЛЕДОВАНИЯ 7
ГЛАВА 2. ПОЗВОНОЧНЫЕ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА 9
2.1. Список видов, и их краткая характеристика 9
2.2. Изменение численности видов 41
2.3. Основные меры охраны и воспроизводства фауны 41
ГЛАВА 3.МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ МНОГООБРАЗИЯ МЛЕКОПИТАЮЩИХ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ 43
3.1. Выбор форм и методов проведения занятий 43
3.2. Подготовка учебно-материальной базы 45
3.3. Определение целей занятия 47
3.4. Конструкт урока для проведения занятий по курсу Биология с
обучающимися по теме: «Фауна позвоночных животных Алапавеского района» 48
3.5. Классный час для проведения занятий по курсу Биология с
обучающимися по теме «Фауна позвоночных животных Алапаевского района» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
ИССЛЕДОВАНИЯ 7
ГЛАВА 2. ПОЗВОНОЧНЫЕ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА 9
2.1. Список видов, и их краткая характеристика 9
2.2. Изменение численности видов 41
2.3. Основные меры охраны и воспроизводства фауны 41
ГЛАВА 3.МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ МНОГООБРАЗИЯ МЛЕКОПИТАЮЩИХ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ 43
3.1. Выбор форм и методов проведения занятий 43
3.2. Подготовка учебно-материальной базы 45
3.3. Определение целей занятия 47
3.4. Конструкт урока для проведения занятий по курсу Биология с
обучающимися по теме: «Фауна позвоночных животных Алапавеского района» 48
3.5. Классный час для проведения занятий по курсу Биология с
обучающимися по теме «Фауна позвоночных животных Алапаевского района» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Целью любого образованного общества, является целиком и полностью развитие личности ребенка. И в этом большую роль играет основное общеобразовательное учреждение.
Алапаевский район располагается на Восточном склоне Среднего Урала. Он богат лесами: сосной, елью, берёзами; озёрами, реками и, безусловно же, животными, которые в них обитают [17]. Но на сегодняшний день дети не обращают внимания на то, что их окружает, а именно: красоты и дары природы, так как нас «поглотил» век компьютеризации [17]. Познакомить и научить детей видеть эту красоту, полюбить, и научиться беречь и защищать её - это одна из важных задач учителя биологии, ведь именно на этих уроках порождаются такие ценности, как любовь, забота, и, конечно же, стремление к познанию родного края.
На каждого из нас в большей или меньшей степени оказал влияние родной край, ведь он является одним из первых источником контактных знаний и тех самых безудержных воспоминаний, переживаний, которые запоминаются на всю жизнь.
Актуальность данной работы заключается в том, что изучение раздела «КлассМлекопитающие» на ступени основного общего образования направлено на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях, о живой природе, ее многообразии и распространении; и является обязательным в школьном курсе биологии, что делает актуальным разработку урока и классного часа по изучению млекопитающих на примере родного края, а именно: Алапаевского района.
Работая над данной темой, мы изучили курс биологии 7 класса и выявили то, что на изучение животных родного края, времени не отводится совсем. Поэтому, мы решили потратить один час, который, в рабочих планах, называется «Многообразие животных и их значение в природе и жизни человека» на то, чтобы познакомить учеников с животным миром, с которым они практически незнакомы.
Гипотеза: успешное развитие любознательности обучающихся к животному миру родного края, станет возможным, если грамотно организовать совместную деятельность учителя и школьников на уроках биологии.
Объект исследования: исследовательская деятельность обучающихся в процессе преподавания биологии и во внеурочное время.
Предмет исследования: методическое проектирование исследовательской деятельности обучающихся при изучении фауны Алапаевского района во внеурочной деятельности.
Целью нашей работы является - это разработать урок по теме «Фауна позвоночных животных Алапаевского района» и апробировать данную работу на практике.
Для поставленной нами цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить основные образовательные программы и учебные пособия, использующиеся в школе;
2. Разработать полный план урока по теме: «Фауна позвоночных животных Алапаевского района»;
3. На примере местной фауны раскрыть её разнообразие;
4. Развивать познавательный интерес обучающихся;
5. Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы по проведению наблюдений в природе;
6. Воспитывать бережное отношение к природным экосистемам родного края;
7. Способность реализовать освоенные знания об окружающем мире на практике.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ биологической, справочной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Анализ собственной деятельности по методическому проектированию
на тему «Изучение многообразия млекопитающих» и проведению разных видов деятельности школьников на ней.
Новизна работы. Данная работа имеет региональное значение. Для Алапаевского района она проводится впервые. В ней собраны обширные сведения о природе, конкретных биологических объектах, все эти материалы могут оказать неоценимую помощь для учителей биологии.
Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы школьными учителями следующих предметов: «Биология» и «География» при изучении некоторых тем школьной программы. А так же они призваны побудить интерес у учителей-предметников к данной теме, а через них уже способствовать повышению интереса обучающихся к изучению живой природы. В перспективе научить детей наблюдать за природными объектами, обобщать наблюдения и делать выводы, а так же познакомить школьников с основными методами научно-исследовательской работы и дать основные навыки экскурсионной деятельности, и в конечном счете воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе.
Апробация работы. Данные выпускной квалификационной работы были апробированы на базе муниципальной автономной
общеобразовательной школы №67 г. Екатеринбурга. По тематике выпускной квалификационной работы было опубликовано 2 работы, которые посвящены фауне позвоночных животных Алапаевского района, а так же участие в областном конкурсе научно - исследовательских работ студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования Свердловской области «Научный Олимп» по направлению «Гуманитарные науки» (Приложение 2, Рис. 61, 62.).
На базе общеобразовательного учреждения был проведён классный час, в девятых классах школы №67. Целью данного классного часа являлась, познакомить, повторить знания учащихся, с фауной позвоночных животных, а также мерами охраны и защиты (Приложение 2, Рис. 60.).
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа включает 62 страниц основного текста. Состоит из введения, трех глав, восемь подглав, заключения, списка использованной литературы, в работе содержится 3 таблицы и 63 рисунка.
Алапаевский район располагается на Восточном склоне Среднего Урала. Он богат лесами: сосной, елью, берёзами; озёрами, реками и, безусловно же, животными, которые в них обитают [17]. Но на сегодняшний день дети не обращают внимания на то, что их окружает, а именно: красоты и дары природы, так как нас «поглотил» век компьютеризации [17]. Познакомить и научить детей видеть эту красоту, полюбить, и научиться беречь и защищать её - это одна из важных задач учителя биологии, ведь именно на этих уроках порождаются такие ценности, как любовь, забота, и, конечно же, стремление к познанию родного края.
На каждого из нас в большей или меньшей степени оказал влияние родной край, ведь он является одним из первых источником контактных знаний и тех самых безудержных воспоминаний, переживаний, которые запоминаются на всю жизнь.
Актуальность данной работы заключается в том, что изучение раздела «КлассМлекопитающие» на ступени основного общего образования направлено на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях, о живой природе, ее многообразии и распространении; и является обязательным в школьном курсе биологии, что делает актуальным разработку урока и классного часа по изучению млекопитающих на примере родного края, а именно: Алапаевского района.
Работая над данной темой, мы изучили курс биологии 7 класса и выявили то, что на изучение животных родного края, времени не отводится совсем. Поэтому, мы решили потратить один час, который, в рабочих планах, называется «Многообразие животных и их значение в природе и жизни человека» на то, чтобы познакомить учеников с животным миром, с которым они практически незнакомы.
Гипотеза: успешное развитие любознательности обучающихся к животному миру родного края, станет возможным, если грамотно организовать совместную деятельность учителя и школьников на уроках биологии.
Объект исследования: исследовательская деятельность обучающихся в процессе преподавания биологии и во внеурочное время.
Предмет исследования: методическое проектирование исследовательской деятельности обучающихся при изучении фауны Алапаевского района во внеурочной деятельности.
Целью нашей работы является - это разработать урок по теме «Фауна позвоночных животных Алапаевского района» и апробировать данную работу на практике.
Для поставленной нами цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить основные образовательные программы и учебные пособия, использующиеся в школе;
2. Разработать полный план урока по теме: «Фауна позвоночных животных Алапаевского района»;
3. На примере местной фауны раскрыть её разнообразие;
4. Развивать познавательный интерес обучающихся;
5. Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы по проведению наблюдений в природе;
6. Воспитывать бережное отношение к природным экосистемам родного края;
7. Способность реализовать освоенные знания об окружающем мире на практике.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ биологической, справочной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Анализ собственной деятельности по методическому проектированию
на тему «Изучение многообразия млекопитающих» и проведению разных видов деятельности школьников на ней.
Новизна работы. Данная работа имеет региональное значение. Для Алапаевского района она проводится впервые. В ней собраны обширные сведения о природе, конкретных биологических объектах, все эти материалы могут оказать неоценимую помощь для учителей биологии.
Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы школьными учителями следующих предметов: «Биология» и «География» при изучении некоторых тем школьной программы. А так же они призваны побудить интерес у учителей-предметников к данной теме, а через них уже способствовать повышению интереса обучающихся к изучению живой природы. В перспективе научить детей наблюдать за природными объектами, обобщать наблюдения и делать выводы, а так же познакомить школьников с основными методами научно-исследовательской работы и дать основные навыки экскурсионной деятельности, и в конечном счете воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе.
Апробация работы. Данные выпускной квалификационной работы были апробированы на базе муниципальной автономной
общеобразовательной школы №67 г. Екатеринбурга. По тематике выпускной квалификационной работы было опубликовано 2 работы, которые посвящены фауне позвоночных животных Алапаевского района, а так же участие в областном конкурсе научно - исследовательских работ студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования Свердловской области «Научный Олимп» по направлению «Гуманитарные науки» (Приложение 2, Рис. 61, 62.).
На базе общеобразовательного учреждения был проведён классный час, в девятых классах школы №67. Целью данного классного часа являлась, познакомить, повторить знания учащихся, с фауной позвоночных животных, а также мерами охраны и защиты (Приложение 2, Рис. 60.).
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа включает 62 страниц основного текста. Состоит из введения, трех глав, восемь подглав, заключения, списка использованной литературы, в работе содержится 3 таблицы и 63 рисунка.
Основной целью нашей работы являлось изучить фауну позвоночных животных Алапавеского района Свердловской области и применить полученные знания на уроках биологии в школе. К поставленной цели, мы выделили 7 основных задач, которые стали основой для написания выпускной квалификационной работы.
В ходе проделанной работы, мы смогли: дать общую характеристику Алапаевского района; охарактеризовать видовой состав позвоночных животных Алапаевского района Свердловской области. Благодаря литературным источникам смогли изучить весь видовой состав; выявить животных, которые были занесены в Красную книгу Среднего Урала; разработать конструкт урока и классного часа, в которых раскрывается всё многообразие животного мира Алапаевского района Свердловской области.
Данная работа была полностью апробирована на уроках биологии в 7 классе МАОУ СОШ №67 г. Екатеринбурга Свердловской области, на межрегиональной молодёжной научно - практической конференции: «Урал: природа, история, культура», а так же участие в областном конкурсе научно - исследовательских работ студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования Свердловской области «Научный Олимп» по направлению «Гуманитарные науки» (Приложение 2, Рис. 60, 61, 62).
В ходе проделанной работы, мы смогли: дать общую характеристику Алапаевского района; охарактеризовать видовой состав позвоночных животных Алапаевского района Свердловской области. Благодаря литературным источникам смогли изучить весь видовой состав; выявить животных, которые были занесены в Красную книгу Среднего Урала; разработать конструкт урока и классного часа, в которых раскрывается всё многообразие животного мира Алапаевского района Свердловской области.
Данная работа была полностью апробирована на уроках биологии в 7 классе МАОУ СОШ №67 г. Екатеринбурга Свердловской области, на межрегиональной молодёжной научно - практической конференции: «Урал: природа, история, культура», а так же участие в областном конкурсе научно - исследовательских работ студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования Свердловской области «Научный Олимп» по направлению «Гуманитарные науки» (Приложение 2, Рис. 60, 61, 62).





