Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ПОЧВОВЕДЕНИЯ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ

Работа №96588

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Современные представления об элективных курсах и особенностях их изучения в школе 5
1.1. Понятие «элективный курс» и особенности его использования 5
1.2. Классификация элективных курсов 6
1.3. Место элективных курсов на уроках биологии в школе 7
Глава 2. Особенности содержания элективного курса по почвоведению в
школе 12
2.1. Современные представления о почве 12
2.2. Почвенные свойства 14
2.3. Почвенные режимы и процессы 22
2.4. Почвообразовательные процессы 25
2.5. Классификация почв 27
2.6. Методы изучения свойств почв 30
2.7. Проблемы охраны и воспроизводства почв 32
2.8. Картографический анализ почв 34
Глава 3. Методическое проектирование элективного курса 38
Заключение 44
Список источников и литературы 46
Приложения 54

В последнее время ведётся активная разработка элективных курсов. Однако курсов с почвоведческим содержанием относительно не много. Это связано с небольшим объёмом информации о почве в традиционных биологических и географических курсах. В современной школе детальное изучение почв как основного компонента биосферы способствует, во-первых, более глубокому пониманию и конкретизации изучаемых материалов, во- вторых, обогащению обучающихся новыми биологическими и географическими знаниями и закреплению их в практической деятельности, в-третьих, формированию естественнонаучной картины мира, мировоззрения и профессиональной ориентации.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания обучающихся на уроках биологии.
Предмет исследования: дидактические условия организации
элективного курса «Теоретические и практические аспекты современного почвоведения» в школе на уроках биологии.
Цель: теоретически обосновать и разработать содержание элективного курса «Теоретические и практические аспекты современного почвоведения» в школьном курсе биологии.
Задачи:
1. Проанализировать нормативную, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Изучить современные тенденции внедрения элективных курсов в школе.
3. Охарактеризовать основные методы обучения с точки зрения эффективности внедрения элективных курсов по биологии в школе.
4. Рассмотреть теоретические и практические аспекты современного почвоведения.
5. Разработать программу и содержание элективного курса «Теоретические и практические аспекты современного почвоведения».
Научная новизна работы. Данная выпускная квалификационная работа является продуктом многолетних исследований почв и особенностей их изучения в школе. Анализ литературных данных и публикаций последних лет [18, 22, 25, 41, 42, 43, 44, 50, 53, 54, 55, 56] показал: элективный курс, представленный в работе, имеет аналоги, однако от прочих его отличает:
1. употребление современной почвоведческой терминологии;
2. представление почвы как неотъемлемого компонента биосферы;
3. использование межпредметных связей.
Практическая значимость исследования. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в работе школьных учителей в курсе биологии и географии при изучении отдельных тем школьной программы. Вдобавок они могут побудить интерес у учителей- предметников к данной теме. А почвоведческая вовлечённость учителя, в свой черёд, будет споспешествовать повышению интереса обучающихся к изучению почв. Это позволит учителям и обучающимся активизировать проектно-исследовательскую деятельность, в ходе которой будет осуществляться непосредственное знакомство с окружающей природной средой, приобретаться навыки научного эксперимента, развиваться наблюдательность, формироваться познавательный интерес к изучению такого значимого объекта природы как почва.
Апробация работы. Материалы выпускной квалификационной работы были внедрены на базе МАОУ СОШ № 46. По тематике выпускной квалификационной работы опубликована научная статья [27], освещающая необходимость рассмотрения влияния почв на здоровье человека через изучение экологических функций почв.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 53 страницах основного текста и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и литературы, включающего 56 источников. Приложения: в работе содержится 1 таблица и 11 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании анализа психолого-педагогической, методической литературы, а так же обобщения опыта учителей и методистов и на основании своих наблюдений в процессе создания и внедрения элективного курса «Теоретические и практические основы современного почвоведения» на уроках биологии можно сделать следующие выводы.
Пытаясь идти в ногу со временем, школа претерпевает серьёзные изменения. Сегодня важно дать обучающемуся не столько конкретных предметных знаний и отдельных навыков в такой дисциплине как биология, сколько сформировать целостное представление о естественнонаучной картине мира, снабдить универсальными учебными действиями, которые помогут ему самосовершенствоваться и развиваться в стремительно изменяющемся обществе.
Элективный курс является одним из эффективных и интересных способов организовать учебную деятельность обучающихся в рамках предмета. Изучение почвоведения таким образом стимулирует у обучающихся мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы; складывается представление о методах научного исследования. Посредством погружения в элективный курс происходит становление современного человека. Исходя из этого, использование элективного курса «Теоретические и практические аспекты современного почвоведения» рекомендуется как на уроках биологии, так и во внеурочной деятельности обучающихся.
Данная работа является логическим обобщением большого объема собранных материалов и ряда исследовательских и курсовых работ. Также имеется подтверждение значимости написанных теоретических разработок в виде частичной апробации в школе во время педагогической практики [Приложение 10, 11, 12], а также в виде публикации научной статьи [27], освещающей необходимость рассмотрения влияния почв на здоровье человека через изучение экологических функций почв.
Можно сделать вывод, что поставленные цель и задачи выполнены, а именно:
1. Проанализирована нормативная, психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования.
2. Изучены современные тенденции внедрения элективных курсов в школе.
3. Охарактеризованы основные методы обучения с точки зрения эффективности внедрения элективных курсов по биологии в школе.
4. Рассмотрены теоретические и практические аспекты современного почвоведения.
5. Разработана программа и содержание элективного курса «Теоретические и практические аспекты современного почвоведения».



1. Анилова, Л. В. Практика по почвоведению: учебное пособие / Л. В.
Анилова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург: ОГУ, 2012. - 120 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259187 (дата обращения: 23.01.2019).
2. Апарин. Б. Ф. Почвоведение. - М.: Академия, 2012. - 272 с.
3. Ахромеев Л. М., Долганова М. В. К вопросу изучения почв в школе // Географическое образование: интеграция школы и вуза. Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2016. С. 18-21.
4. Белобров В. П., Замотаев И.В., Овечкин С.В. География почв с основами почвоведения. - М.: Академия, 2012. - 384 с.
5. Блинова, С. В. Методика преподавания естествознания: отдельные
вопросы: учебное пособие / С.В. Блинова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. - 60 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8353-1591-8; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278821 (дата обращения: 26.12.2018).
6. Вальков В. Ф. Почвоведение [Текст]: учеб. для студентов вузов / В. Ф. Вальков, К. Ш. Казеев, С. И. Колесников. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов н/Д: Март, 2006. - 496 с.
7. Вальков В. Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Почвоведение. - М.: Юрайт, 2012. - 528 с.
8. Геннадиев А. Н., Глазовская М.А.. География почв с основами почвоведения. - М.: Высшая школа, 2008. - 464 с.
9. Гигиенические требования к почве // URL:
https://knowledge.allbest.ru/agriculture/2c0b65625b3bc78a4d43b89421206c37_0.html (дата обращения: 28.01.2019).
10. Горбылева А. И. Почвоведение с основами геологии: Учеб. пособие для студентов агроном. спец. с.-х. вузов / И. А. Горбылева, Д. М. Андреева, В.Б.Воробьев, Е. И. Петровский; Под ред. А. И. Горбылева. - Минск: Новое знание, 2002. - 480с.
11. Добровольский В. В. Практикум по географии почв с основами почвоведения: Учеб. пособие для студентов вузов. - Москва: Владос, 2001. - 144с.
12. Добровольский Г. В. География почв [Текст]: учеб. для студентов вузов по спец. 013000 Почвоведение / Г. В. Добровольский, И. С. Урусевская. - 3-е изд. - М.: Изд- во Моск. ун-та: Наука, 2006. - 460 с.
13. Добровольский Г. В. Экология почв. Учение об экологических функциях почв [Текст]: учеб. для студентов вузов по спец. и направлениям 013000 (020701) и 510700 (020700) «Почвоведение» / Г. В. Добровольский, Е. Д. Никитин. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2006. - 364 с.
14. Добровольский Г. В., Никитин Е.Д. Сохранение почв как незаменимого компонента биосферы. - М.: Наука, 2000. - 179 с.
15. Добровольский. В. В. Избранные труды. Том 2. Геохимия почв и ландшафтов. - М.: Научный мир, 2009. - 758 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ