Глава 1. Современные представления об элективных курсах и особенностях их изучения в школе 5
1.1. Понятие «элективный курс» и особенности его использования 5
1.2. Классификация элективных курсов 6
1.3. Место элективных курсов на уроках биологии в школе 7
Глава 2. Особенности содержания элективного курса по почвоведению в
школе 12
2.1. Современные представления о почве 12
2.2. Почвенные свойства 14
2.3. Почвенные режимы и процессы 22
2.4. Почвообразовательные процессы 25
2.5. Классификация почв 27
2.6. Методы изучения свойств почв 30
2.7. Проблемы охраны и воспроизводства почв 32
2.8. Картографический анализ почв 34
Глава 3. Методическое проектирование элективного курса 38
Заключение 44
Список источников и литературы 46
Приложения 54
В последнее время ведётся активная разработка элективных курсов. Однако курсов с почвоведческим содержанием относительно не много. Это связано с небольшим объёмом информации о почве в традиционных биологических и географических курсах. В современной школе детальное изучение почв как основного компонента биосферы способствует, во-первых, более глубокому пониманию и конкретизации изучаемых материалов, во- вторых, обогащению обучающихся новыми биологическими и географическими знаниями и закреплению их в практической деятельности, в-третьих, формированию естественнонаучной картины мира, мировоззрения и профессиональной ориентации.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания обучающихся на уроках биологии.
Предмет исследования: дидактические условия организации
элективного курса «Теоретические и практические аспекты современного почвоведения» в школе на уроках биологии.
Цель: теоретически обосновать и разработать содержание элективного курса «Теоретические и практические аспекты современного почвоведения» в школьном курсе биологии.
Задачи:
1. Проанализировать нормативную, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Изучить современные тенденции внедрения элективных курсов в школе.
3. Охарактеризовать основные методы обучения с точки зрения эффективности внедрения элективных курсов по биологии в школе.
4. Рассмотреть теоретические и практические аспекты современного почвоведения.
5. Разработать программу и содержание элективного курса «Теоретические и практические аспекты современного почвоведения».
Научная новизна работы. Данная выпускная квалификационная работа является продуктом многолетних исследований почв и особенностей их изучения в школе. Анализ литературных данных и публикаций последних лет [18, 22, 25, 41, 42, 43, 44, 50, 53, 54, 55, 56] показал: элективный курс, представленный в работе, имеет аналоги, однако от прочих его отличает:
1. употребление современной почвоведческой терминологии;
2. представление почвы как неотъемлемого компонента биосферы;
3. использование межпредметных связей.
Практическая значимость исследования. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в работе школьных учителей в курсе биологии и географии при изучении отдельных тем школьной программы. Вдобавок они могут побудить интерес у учителей- предметников к данной теме. А почвоведческая вовлечённость учителя, в свой черёд, будет споспешествовать повышению интереса обучающихся к изучению почв. Это позволит учителям и обучающимся активизировать проектно-исследовательскую деятельность, в ходе которой будет осуществляться непосредственное знакомство с окружающей природной средой, приобретаться навыки научного эксперимента, развиваться наблюдательность, формироваться познавательный интерес к изучению такого значимого объекта природы как почва.
Апробация работы. Материалы выпускной квалификационной работы были внедрены на базе МАОУ СОШ № 46. По тематике выпускной квалификационной работы опубликована научная статья [27], освещающая необходимость рассмотрения влияния почв на здоровье человека через изучение экологических функций почв.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 53 страницах основного текста и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и литературы, включающего 56 источников. Приложения: в работе содержится 1 таблица и 11 рисунков.
На основании анализа психолого-педагогической, методической литературы, а так же обобщения опыта учителей и методистов и на основании своих наблюдений в процессе создания и внедрения элективного курса «Теоретические и практические основы современного почвоведения» на уроках биологии можно сделать следующие выводы.
Пытаясь идти в ногу со временем, школа претерпевает серьёзные изменения. Сегодня важно дать обучающемуся не столько конкретных предметных знаний и отдельных навыков в такой дисциплине как биология, сколько сформировать целостное представление о естественнонаучной картине мира, снабдить универсальными учебными действиями, которые помогут ему самосовершенствоваться и развиваться в стремительно изменяющемся обществе.
Элективный курс является одним из эффективных и интересных способов организовать учебную деятельность обучающихся в рамках предмета. Изучение почвоведения таким образом стимулирует у обучающихся мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы; складывается представление о методах научного исследования. Посредством погружения в элективный курс происходит становление современного человека. Исходя из этого, использование элективного курса «Теоретические и практические аспекты современного почвоведения» рекомендуется как на уроках биологии, так и во внеурочной деятельности обучающихся.
Данная работа является логическим обобщением большого объема собранных материалов и ряда исследовательских и курсовых работ. Также имеется подтверждение значимости написанных теоретических разработок в виде частичной апробации в школе во время педагогической практики [Приложение 10, 11, 12], а также в виде публикации научной статьи [27], освещающей необходимость рассмотрения влияния почв на здоровье человека через изучение экологических функций почв.
Можно сделать вывод, что поставленные цель и задачи выполнены, а именно:
1. Проанализирована нормативная, психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования.
2. Изучены современные тенденции внедрения элективных курсов в школе.
3. Охарактеризованы основные методы обучения с точки зрения эффективности внедрения элективных курсов по биологии в школе.
4. Рассмотрены теоретические и практические аспекты современного почвоведения.
5. Разработана программа и содержание элективного курса «Теоретические и практические аспекты современного почвоведения».
1. Анилова, Л. В. Практика по почвоведению: учебное пособие / Л. В.
Анилова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург: ОГУ, 2012. - 120 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259187 (дата обращения: 23.01.2019).
2. Апарин. Б. Ф. Почвоведение. - М.: Академия, 2012. - 272 с.
3. Ахромеев Л. М., Долганова М. В. К вопросу изучения почв в школе // Географическое образование: интеграция школы и вуза. Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2016. С. 18-21.
4. Белобров В. П., Замотаев И.В., Овечкин С.В. География почв с основами почвоведения. - М.: Академия, 2012. - 384 с.
5. Блинова, С. В. Методика преподавания естествознания: отдельные
вопросы: учебное пособие / С.В. Блинова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. - 60 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8353-1591-8; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278821 (дата обращения: 26.12.2018).
6. Вальков В. Ф. Почвоведение [Текст]: учеб. для студентов вузов / В. Ф. Вальков, К. Ш. Казеев, С. И. Колесников. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов н/Д: Март, 2006. - 496 с.
7. Вальков В. Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Почвоведение. - М.: Юрайт, 2012. - 528 с.
8. Геннадиев А. Н., Глазовская М.А.. География почв с основами почвоведения. - М.: Высшая школа, 2008. - 464 с.
9. Гигиенические требования к почве // URL:
https://knowledge.allbest.ru/agriculture/2c0b65625b3bc78a4d43b89421206c37_0.html (дата обращения: 28.01.2019).
10. Горбылева А. И. Почвоведение с основами геологии: Учеб. пособие для студентов агроном. спец. с.-х. вузов / И. А. Горбылева, Д. М. Андреева, В.Б.Воробьев, Е. И. Петровский; Под ред. А. И. Горбылева. - Минск: Новое знание, 2002. - 480с.
11. Добровольский В. В. Практикум по географии почв с основами почвоведения: Учеб. пособие для студентов вузов. - Москва: Владос, 2001. - 144с.
12. Добровольский Г. В. География почв [Текст]: учеб. для студентов вузов по спец. 013000 Почвоведение / Г. В. Добровольский, И. С. Урусевская. - 3-е изд. - М.: Изд- во Моск. ун-та: Наука, 2006. - 460 с.
13. Добровольский Г. В. Экология почв. Учение об экологических функциях почв [Текст]: учеб. для студентов вузов по спец. и направлениям 013000 (020701) и 510700 (020700) «Почвоведение» / Г. В. Добровольский, Е. Д. Никитин. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2006. - 364 с.
14. Добровольский Г. В., Никитин Е.Д. Сохранение почв как незаменимого компонента биосферы. - М.: Наука, 2000. - 179 с.
15. Добровольский. В. В. Избранные труды. Том 2. Геохимия почв и ландшафтов. - М.: Научный мир, 2009. - 758 с.
...