ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ДОСТИЖЕНИЕ
ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 8
1.2. Предметные результаты как критерии освоения учащимися
образовательных программ 19
1.3. Содержание работы по достижению предметных результатов
младшими школьниками на уроках русского языка 28
1.4. Анализ учебно-методических комплексов по русскому языку для
начальной школы в аспекте достижения предметных результатов младшими школьниками 38
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 50
2.1. Диагностика умений младших школьников на уроках русского
языка 50
2.2. Комплекс упражнений по достижению предметных результатов
младшими школьниками на уроках русского языка 56
2.3. Диагностика умений младших школьников на уроках русского языка
по результатам опытно-поисковой работы 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ДОСТИЖЕНИЕ
ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 8
1.2. Предметные результаты как критерии освоения учащимися
образовательных программ 19
1.3. Содержание работы по достижению предметных результатов
младшими школьниками на уроках русского языка 28
1.4. Анализ учебно-методических комплексов по русскому языку для
начальной школы в аспекте достижения предметных результатов младшими школьниками 38
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 50
2.1. Диагностика умений младших школьников на уроках русского
языка 50
2.2. Комплекс упражнений по достижению предметных результатов
младшими школьниками на уроках русского языка 56
2.3. Диагностика умений младших школьников на уроках русского языка
по результатам опытно-поисковой работы 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
На сегодняшний день общество диктует потребность в создании условий для раскрытия образовательного потенциала личности.
В постоянно изменяющемся мире, где в образование внедряются качественно новые технологии, грамотность и красота речи остаются неизменными константами в фундаменте образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения устанавливает во всех общеобразовательных организациях три основные группы результатов - личностные, метапредметные и предметные. Планирование педагогом результатов освоения предметных программ начального общего образования становится популярной формой развития способности и готовности учащихся реализовывать предметные знания, умения и обобщенные способы учебных действий в общеобразовательных школах [68].
Русский язык, как учебный предмет, занимает особое место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Одна из важнейших задач уроков русского языка - развитие у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей, и от того, как построено предложение, зависит точность передачи и адекватность восприятия информации.
В свою очередь, современная наука уделяет много внимания развитию личности в образовании, в лице ученых: И.Б. Котовой, С.А. Смирнова, Е.Н. Шиянова [38].
В качестве результатов освоения основной образовательной программы по русскому языку, Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет следующие показатели, представленные в данной работе: • овладение обучающимися первоначальными представлениями о нормах родного и русского литературного языка (грамматических, лексических, орфоэпических, словообразовательных) и правилах речевого этикета;
• овладение обучающимися учебными действиями с языковыми единицами,
а также умение использовать данные знания для решения коммуникативных, практических и познавательных задач [68].
Однако, не все категории детей способны освоить учебный материал в полной мере и показать высокие предметные результаты из-за сложности предлагаемых упражнений в учебно-методических комплексах.
По статистическим данным, лишь 55% обучающихся в полной мере осваивают тот объем норм, предлагаемый различными УМК, и, лишь 50% обучающихся в полной мере осваивают нормы лексики и словообразования. Это говорит о необходимости разработки разного уровня упражнений, подходящих обучающимся разных категорий [18, с. 260].
Актуальность данного исследования заключается в развивающем характере современной системы обучения, которая направлена на индивидуальное развитие и формирование таких качеств личности, как положительное и осознанное отношение к обучению, коммуникативные способности, способности к самостоятельной познавательной деятельности.
Овладение коммуникативными умениями и предметными знаниями, формирование познавательной деятельности, объединяются в единый процесс, который направлен на достижение предметных результатов младшими школьниками разных категорий на уроках русского языка.
Актуальность темы исследования заключается в том, что сущность современного образования по Федеральному государственному образовательному стандарту сосредоточена на достижении младшими школьниками разных категорий предметных результатов, что является одной из значимых проблем обучения русскому языку.
Таким образом, возникает проблема: каковы педагогические условия достижения предметных результатов младшими школьниками на уроках русского языка.
Возникает противоречие между теоретическим обоснованием 4 формирования учебной деятельности и недостаточно уделенному вниманию педагогическим условиям достижения предметных результатов разных категорий детей.
Также противоречие между степенью методического обеспечения достижения детьми предметных результатов обучения в разных видах деятельности и недостаточной обеспеченностью включения в данный процесс педагогических условий.
Определение темы исследования «Педагогические условия достижения младшими школьниками предметных результатов на уроках русского языка» позволило сформулировать объект и предмет исследования.
Цель работы: теоретически обосновать педагогические условия достижения предметных результатов младшими школьниками на уроках русского языка и разработать комплекс упражнений для достижения предметных результатов младшими школьниками на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс достижения предметных образовательных результатов младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: педагогические условия достижения предметных результатов младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: достижение предметных результатов будет осуществляться более успешно, если в качестве педагогических условий, будет разработан и применён на практике комплекс упражнений с дифференцированным подбором заданий на уроках русского языка, направленных на достижение предметных результатов младшими школьниками в соответствии с выделенными во ФГОС НОО предметными результатами:
• овладение обучающимися первоначальными представлениями о
нормах родного и русского литературного языка (грамматических, лексических, орфоэпических, словообразовательных) и правилах речевого этикета (на примере словообразовательных норм по теме «Состав слова»
• овладение обучающимися учебными действиями с языковыми
единицами, а также умение использовать данные знания для решения коммуникативных, практических и познавательных задач (на примере текста, предложения, словосочетания).
Элементы новизны:
1. Разработана критериально-диагностическая база и комплекс заданий для оценивания предметных результатов на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть предметные результаты как критерии освоения учащимися образовательных программ.
3. Изучить содержание работы по достижению предметных результатов младшими школьниками на уроках русского языка.
4. Проанализировать учебно-методические комплексы по русскому языку для начальной школы в аспекте достижения предметных результатов младшими школьниками.
5. Провести диагностику предметных результатов младших школьников на уроках русского языка.
6. Разработать комплекс упражнений для повышения уровня предметных результатов младших школьников на уроках русского языка.
7. Провести диагностику предметных результатов младших школьников на уроках русского языка по результатам опытно-поисковой работы.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, сравнение литературы.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, диагностирование, проектирование.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Верхняя Пышма, 3 «Е» класс.
Апробация работы:
1. Печинская, К. А. Анализ понятия «педагогические условия» [Текст] / К. А. Печинская, М. Л. Кусова // Материалы II междун. научн.-практ. конф. 16 октября 2018 г. «Шаг в науку» / Чечен. гос. пед. ун-т ; сост. Ц. А. Калманова [и др.]. - Грозный [б. и.], 2018. С. 192-198.
2. Печинская, К. А. Предметные результаты как критерии освоения обучающимися образовательных программ [Текст] / К. А. Печинская, М. Л. Кусова // Материалы XIX Междунар. студент. научн.-практ. конф. 26 октября 2018 г. «Гуманитарные науки. Современное состояние и перспективы развития» - Екатеринбург : Издательский центр «Импрув», 2018.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В постоянно изменяющемся мире, где в образование внедряются качественно новые технологии, грамотность и красота речи остаются неизменными константами в фундаменте образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения устанавливает во всех общеобразовательных организациях три основные группы результатов - личностные, метапредметные и предметные. Планирование педагогом результатов освоения предметных программ начального общего образования становится популярной формой развития способности и готовности учащихся реализовывать предметные знания, умения и обобщенные способы учебных действий в общеобразовательных школах [68].
Русский язык, как учебный предмет, занимает особое место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Одна из важнейших задач уроков русского языка - развитие у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей, и от того, как построено предложение, зависит точность передачи и адекватность восприятия информации.
В свою очередь, современная наука уделяет много внимания развитию личности в образовании, в лице ученых: И.Б. Котовой, С.А. Смирнова, Е.Н. Шиянова [38].
В качестве результатов освоения основной образовательной программы по русскому языку, Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет следующие показатели, представленные в данной работе: • овладение обучающимися первоначальными представлениями о нормах родного и русского литературного языка (грамматических, лексических, орфоэпических, словообразовательных) и правилах речевого этикета;
• овладение обучающимися учебными действиями с языковыми единицами,
а также умение использовать данные знания для решения коммуникативных, практических и познавательных задач [68].
Однако, не все категории детей способны освоить учебный материал в полной мере и показать высокие предметные результаты из-за сложности предлагаемых упражнений в учебно-методических комплексах.
По статистическим данным, лишь 55% обучающихся в полной мере осваивают тот объем норм, предлагаемый различными УМК, и, лишь 50% обучающихся в полной мере осваивают нормы лексики и словообразования. Это говорит о необходимости разработки разного уровня упражнений, подходящих обучающимся разных категорий [18, с. 260].
Актуальность данного исследования заключается в развивающем характере современной системы обучения, которая направлена на индивидуальное развитие и формирование таких качеств личности, как положительное и осознанное отношение к обучению, коммуникативные способности, способности к самостоятельной познавательной деятельности.
Овладение коммуникативными умениями и предметными знаниями, формирование познавательной деятельности, объединяются в единый процесс, который направлен на достижение предметных результатов младшими школьниками разных категорий на уроках русского языка.
Актуальность темы исследования заключается в том, что сущность современного образования по Федеральному государственному образовательному стандарту сосредоточена на достижении младшими школьниками разных категорий предметных результатов, что является одной из значимых проблем обучения русскому языку.
Таким образом, возникает проблема: каковы педагогические условия достижения предметных результатов младшими школьниками на уроках русского языка.
Возникает противоречие между теоретическим обоснованием 4 формирования учебной деятельности и недостаточно уделенному вниманию педагогическим условиям достижения предметных результатов разных категорий детей.
Также противоречие между степенью методического обеспечения достижения детьми предметных результатов обучения в разных видах деятельности и недостаточной обеспеченностью включения в данный процесс педагогических условий.
Определение темы исследования «Педагогические условия достижения младшими школьниками предметных результатов на уроках русского языка» позволило сформулировать объект и предмет исследования.
Цель работы: теоретически обосновать педагогические условия достижения предметных результатов младшими школьниками на уроках русского языка и разработать комплекс упражнений для достижения предметных результатов младшими школьниками на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс достижения предметных образовательных результатов младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: педагогические условия достижения предметных результатов младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: достижение предметных результатов будет осуществляться более успешно, если в качестве педагогических условий, будет разработан и применён на практике комплекс упражнений с дифференцированным подбором заданий на уроках русского языка, направленных на достижение предметных результатов младшими школьниками в соответствии с выделенными во ФГОС НОО предметными результатами:
• овладение обучающимися первоначальными представлениями о
нормах родного и русского литературного языка (грамматических, лексических, орфоэпических, словообразовательных) и правилах речевого этикета (на примере словообразовательных норм по теме «Состав слова»
• овладение обучающимися учебными действиями с языковыми
единицами, а также умение использовать данные знания для решения коммуникативных, практических и познавательных задач (на примере текста, предложения, словосочетания).
Элементы новизны:
1. Разработана критериально-диагностическая база и комплекс заданий для оценивания предметных результатов на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть предметные результаты как критерии освоения учащимися образовательных программ.
3. Изучить содержание работы по достижению предметных результатов младшими школьниками на уроках русского языка.
4. Проанализировать учебно-методические комплексы по русскому языку для начальной школы в аспекте достижения предметных результатов младшими школьниками.
5. Провести диагностику предметных результатов младших школьников на уроках русского языка.
6. Разработать комплекс упражнений для повышения уровня предметных результатов младших школьников на уроках русского языка.
7. Провести диагностику предметных результатов младших школьников на уроках русского языка по результатам опытно-поисковой работы.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, сравнение литературы.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, диагностирование, проектирование.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Верхняя Пышма, 3 «Е» класс.
Апробация работы:
1. Печинская, К. А. Анализ понятия «педагогические условия» [Текст] / К. А. Печинская, М. Л. Кусова // Материалы II междун. научн.-практ. конф. 16 октября 2018 г. «Шаг в науку» / Чечен. гос. пед. ун-т ; сост. Ц. А. Калманова [и др.]. - Грозный [б. и.], 2018. С. 192-198.
2. Печинская, К. А. Предметные результаты как критерии освоения обучающимися образовательных программ [Текст] / К. А. Печинская, М. Л. Кусова // Материалы XIX Междунар. студент. научн.-практ. конф. 26 октября 2018 г. «Гуманитарные науки. Современное состояние и перспективы развития» - Екатеринбург : Издательский центр «Импрув», 2018.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Достижение предметных результатов младшими школьниками является актуальной проблемой современного образования.
Младший школьный возраст - это возраст 6-7 до 9-11 лет. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в данный возрастной период закладывается фундамент личности, нравственные и этические эталоны, формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность.
Полноценное проживание младшего школьного возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка.
Также, одной из особенностей младшего школьного является то, что ребёнок приобретает новый статус - обучающийся. Важно помнить, что участниками образовательного процесса являются дети разных категорий, в частности, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Детьми с ограниченными возможностями здоровья, являются дети, имеющие врожденные и (или) приобретенные нарушения в психическом, психофизиологическом или физическом здоровье, нуждающиеся в комплексном решении существующих у них проблем.
В данной работе под определением «предметные результаты» понимается овладение и освоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, в рамках учебного предмета в виде приобретения знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта решения проблем.
Под определением «условия», понимается система переменных социальных, природных, внешних и внутренних воздействий, которые влияют на психическое, физическое и нравственное развитие человека, а также на его обучение и воспитание, поведение и формирование личности.
В свою очередь, педагогические условия - это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений.
В качестве результатов освоения основной образовательной программы по русскому языку, Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет следующие показатели, представленные в данной работе:
• овладение обучающимися первоначальными представлениями о нормах родного и русского литературного языка (грамматических, лексических, орфоэпических, словообразовательных) и правилах речевого этикета;
• овладение обучающимися учебными действиями с языковыми единицами, а также умение использовать данные знания для решения коммуникативных, практических и познавательных задач (овладение лексическими нормами).
Также, для исследования были выбраны такие предметные результаты, как первоначальные представления о словообразовательных нормах русского языка (состав слова), учебные действия с языковыми единицами (текст, предложение, словосочетание).
В состав исследуемых предметных результатов входят следующие компоненты:
• определение темы и типа текста;
• определение вида предложения по интонации и цели высказывания;
• определения в предложении обращения;
• нахождение в слове основы и окончания, выделение составных частей слова (корня, приставки, суффикса);
• чтение и составление схем слов (составные части слова);
• выделение в предложении подлежащего и сказуемого, отличие второстепенных членов предложения от главных;
• выделение словосочетания из предложения.
При анализе УМК «Школа России», было выявлено, что УМК «Школа России» в большей степени ориентирован на такие предметные результаты, как овладение первоначальными представлениями о словообразовательных нормах русского языка (состав слова), поскольку заданиям на овладение данными предметным результатам уделено большее внимание авторов.
При изучении заданий, направленных на овладение учебными действиями с языковыми единицами (текст, предложение, словосочетание) младшими школьниками, было выявлено, что заданий разработано недостаточно и некоторые темы освещены не в полной мере.
В результате анализа учебника 3 класса учебно-методического комплекса «Школа 2100», было выявлено, что авторы учебника уделили большее внимание овладению младшими школьниками таких предметных результатов, как позитивное отношение к правильной письменной и устной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
В учебнике представлен богатый спектр заданий на работу с орфограммами и пунктуацией.
Проанализировав учебник 3 класса по УМК «Перспектива», был сделан, что авторами уделено большее внимание овладению младшими школьниками такими предметными результатами, как первоначальные представления о словообразовательных нормах русского языка (состав слова). Это обусловлено тем, что в данном учебнике разработан богатый перечень заданий на овладение данными предметными результатами.
В процессе изучения педагогических условий достижения предметных результатов младшими школьниками, была проведена первичная диагностика овладения обучающимися первоначальными представлениями о словообразовательных нормах русского языка (состав слова) и учебными действиями с языковыми единицами (текст, предложение, словосочетание), которая осуществлялась на базе Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Верхняя Пышма.
После проведения первичной диагностики овладения обучающимися первоначальными представлениями о словообразовательных нормах русского языка (состав слова) и учебными действиями с языковыми единицами (текст, предложение, словосочетание), по разработанным критериям, было выявлено, что большинство обучающихся находятся на среднем уровне освоения норм, но часть обучающихся (20% и 10%) не смогли справиться с предложенными упражнениями вообще.
При анализе полученных данных была поставлена цель: разработать комплекс упражнений, ориентированный на овладение такими предметными результатами, как первоначальные представлениям о словообразовательных нормах русского языка (состав слова) и учебные действия с языковыми единицами (текст, предложение, словосочетание) обучающимися 3 класса, исходя из их индивидуальных особенностей.
В ходе исследования было выделено семь критериев овладения умениями.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами (текст, предложение, словосочетание):
• определение темы и типа текста;
• определение вида предложения по интонации и цели высказывания;
• определения в предложении обращения;
• выделение в предложении подлежащего и сказуемого, отличие второстепенных членов предложения от главных;
• выделение словосочетания из предложения.
Овладение первоначальными представлениями о словообразовательных нормах русского языка (состав слова):
• нахождение в слове основы и окончания, выделение составных частей слова (корня, приставки, суффикса);
• чтение и составление схем слов (составные части слова);
Выбор упражнений осуществляется с учётом выбранных критериев.
По представленным критериям (7 критериев) разработано по 3 упражнения с тремя уровнями сложности (высокий, средний, низкий), которые выполняли обучающиеся на уроках русского языка.
После проведения повторной диагностики было выявлено, что обучающиеся повысили свой уровень овладения первоначальными представлениями о словообразовательных нормах русского языка (состав слова) и учебных действиях с языковыми единицами (текст, предложение, словосочетание). Те обучающиеся, которые не смогли освоить упражнения низкого уровня, после прохождения медико-педагогической комиссии, были переведены на специальную адаптированную образовательную программу 8 вида.
С помощью представленного комплекса упражнений у детей младшего школьного возраста повышается уровень предметных результатов. Так как при разработке комплекса упражнений были учтены индивидуальные психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, и учтены сензитивные периоды, которые запускают процесс освоения данного материала.
Представленный комплекс упражнений может быть использован педагогами начальных классов и родителями с целью повышения уровня предметных результатов обучающихся.
Младший школьный возраст - это возраст 6-7 до 9-11 лет. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в данный возрастной период закладывается фундамент личности, нравственные и этические эталоны, формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность.
Полноценное проживание младшего школьного возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка.
Также, одной из особенностей младшего школьного является то, что ребёнок приобретает новый статус - обучающийся. Важно помнить, что участниками образовательного процесса являются дети разных категорий, в частности, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Детьми с ограниченными возможностями здоровья, являются дети, имеющие врожденные и (или) приобретенные нарушения в психическом, психофизиологическом или физическом здоровье, нуждающиеся в комплексном решении существующих у них проблем.
В данной работе под определением «предметные результаты» понимается овладение и освоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, в рамках учебного предмета в виде приобретения знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта решения проблем.
Под определением «условия», понимается система переменных социальных, природных, внешних и внутренних воздействий, которые влияют на психическое, физическое и нравственное развитие человека, а также на его обучение и воспитание, поведение и формирование личности.
В свою очередь, педагогические условия - это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений.
В качестве результатов освоения основной образовательной программы по русскому языку, Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет следующие показатели, представленные в данной работе:
• овладение обучающимися первоначальными представлениями о нормах родного и русского литературного языка (грамматических, лексических, орфоэпических, словообразовательных) и правилах речевого этикета;
• овладение обучающимися учебными действиями с языковыми единицами, а также умение использовать данные знания для решения коммуникативных, практических и познавательных задач (овладение лексическими нормами).
Также, для исследования были выбраны такие предметные результаты, как первоначальные представления о словообразовательных нормах русского языка (состав слова), учебные действия с языковыми единицами (текст, предложение, словосочетание).
В состав исследуемых предметных результатов входят следующие компоненты:
• определение темы и типа текста;
• определение вида предложения по интонации и цели высказывания;
• определения в предложении обращения;
• нахождение в слове основы и окончания, выделение составных частей слова (корня, приставки, суффикса);
• чтение и составление схем слов (составные части слова);
• выделение в предложении подлежащего и сказуемого, отличие второстепенных членов предложения от главных;
• выделение словосочетания из предложения.
При анализе УМК «Школа России», было выявлено, что УМК «Школа России» в большей степени ориентирован на такие предметные результаты, как овладение первоначальными представлениями о словообразовательных нормах русского языка (состав слова), поскольку заданиям на овладение данными предметным результатам уделено большее внимание авторов.
При изучении заданий, направленных на овладение учебными действиями с языковыми единицами (текст, предложение, словосочетание) младшими школьниками, было выявлено, что заданий разработано недостаточно и некоторые темы освещены не в полной мере.
В результате анализа учебника 3 класса учебно-методического комплекса «Школа 2100», было выявлено, что авторы учебника уделили большее внимание овладению младшими школьниками таких предметных результатов, как позитивное отношение к правильной письменной и устной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
В учебнике представлен богатый спектр заданий на работу с орфограммами и пунктуацией.
Проанализировав учебник 3 класса по УМК «Перспектива», был сделан, что авторами уделено большее внимание овладению младшими школьниками такими предметными результатами, как первоначальные представления о словообразовательных нормах русского языка (состав слова). Это обусловлено тем, что в данном учебнике разработан богатый перечень заданий на овладение данными предметными результатами.
В процессе изучения педагогических условий достижения предметных результатов младшими школьниками, была проведена первичная диагностика овладения обучающимися первоначальными представлениями о словообразовательных нормах русского языка (состав слова) и учебными действиями с языковыми единицами (текст, предложение, словосочетание), которая осуществлялась на базе Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Верхняя Пышма.
После проведения первичной диагностики овладения обучающимися первоначальными представлениями о словообразовательных нормах русского языка (состав слова) и учебными действиями с языковыми единицами (текст, предложение, словосочетание), по разработанным критериям, было выявлено, что большинство обучающихся находятся на среднем уровне освоения норм, но часть обучающихся (20% и 10%) не смогли справиться с предложенными упражнениями вообще.
При анализе полученных данных была поставлена цель: разработать комплекс упражнений, ориентированный на овладение такими предметными результатами, как первоначальные представлениям о словообразовательных нормах русского языка (состав слова) и учебные действия с языковыми единицами (текст, предложение, словосочетание) обучающимися 3 класса, исходя из их индивидуальных особенностей.
В ходе исследования было выделено семь критериев овладения умениями.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами (текст, предложение, словосочетание):
• определение темы и типа текста;
• определение вида предложения по интонации и цели высказывания;
• определения в предложении обращения;
• выделение в предложении подлежащего и сказуемого, отличие второстепенных членов предложения от главных;
• выделение словосочетания из предложения.
Овладение первоначальными представлениями о словообразовательных нормах русского языка (состав слова):
• нахождение в слове основы и окончания, выделение составных частей слова (корня, приставки, суффикса);
• чтение и составление схем слов (составные части слова);
Выбор упражнений осуществляется с учётом выбранных критериев.
По представленным критериям (7 критериев) разработано по 3 упражнения с тремя уровнями сложности (высокий, средний, низкий), которые выполняли обучающиеся на уроках русского языка.
После проведения повторной диагностики было выявлено, что обучающиеся повысили свой уровень овладения первоначальными представлениями о словообразовательных нормах русского языка (состав слова) и учебных действиях с языковыми единицами (текст, предложение, словосочетание). Те обучающиеся, которые не смогли освоить упражнения низкого уровня, после прохождения медико-педагогической комиссии, были переведены на специальную адаптированную образовательную программу 8 вида.
С помощью представленного комплекса упражнений у детей младшего школьного возраста повышается уровень предметных результатов. Так как при разработке комплекса упражнений были учтены индивидуальные психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, и учтены сензитивные периоды, которые запускают процесс освоения данного материала.
Представленный комплекс упражнений может быть использован педагогами начальных классов и родителями с целью повышения уровня предметных результатов обучающихся.
Подобные работы
- Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка (Педагогика. Психология, Сыктывкарский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - Формирование письменной речи младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лингвокульторологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках русского языка в начальной школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЛАГОЛОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



