СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 8
1.1 Понятие психологически комфортной и безопасной среды в
психолого-педагогической литературе 8
1.2 Возможные угрозы и риски к созданию психологически комфортной и безопасной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении 17
1.3 Теоретическое обоснование проектирования психологически безопасной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 25
2.1 Этапы, методы и методики исследования 25
2.2 Характеристика выборки, анализ констатирующего эксперимента 26
2.3 Программа формирования психологически комфортной и
безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения 33
2.4 Анализ формирования психологически комфортной и безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения
2.5 Рекомендации по формированию психологически комфортной и безопасной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 115
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 8
1.1 Понятие психологически комфортной и безопасной среды в
психолого-педагогической литературе 8
1.2 Возможные угрозы и риски к созданию психологически комфортной и безопасной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении 17
1.3 Теоретическое обоснование проектирования психологически безопасной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 25
2.1 Этапы, методы и методики исследования 25
2.2 Характеристика выборки, анализ констатирующего эксперимента 26
2.3 Программа формирования психологически комфортной и
безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения 33
2.4 Анализ формирования психологически комфортной и безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения
2.5 Рекомендации по формированию психологически комфортной и безопасной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 115
Актуальность: в современных критериях развития мирового общества здоровье человека изучается не лишь как принципиальный личный и социальный ресурс, также как ведущий показатель цивилизованности и прогресса общества, признак гармонического развития и удобной среды для личного самовыражения людей. В следствие этого закономерно, что Индекс человеческого становления, принятый Организацией Объединенных Наций, определяет здоровье одним из собственных компонентов.
В последние годы в законодательстве прослеживаются конкретные изменения: в сфере образования установлены современные государственные стандарты; в области медицины законодательство приводится в максимальное соответствие с международными законными общепринятыми мерками, это становится ведущим направлением деятельности Всемирной организации здравоохранения. Хорошо известна зависимость состояния здоровья человека от многих факторов. Американский ученый Роббинс так систематизирует условия, которые оказывают большое влияние на здоровье: состояние окружающей среды (20-21%); образ жизни (51-52% влияния), объем и качество медицинской помощи (8-9%), биологические факторы (19-20%). Данные статистические данные свидетельствуют о приоритете социальных воздействий на здоровье человека и являются доказательством мысли об ответственности страны и общества за здоровье, а кроме того о присутствии противоречия между безупречным и настоящим правом человека на здоровье.
В образовательной науке получены сведения, что первые десять лет жизни человека является начальной стадией, которое описывает предстоящее состояние физической и психологической сфер его жизнедеятельности. Время пребывания воспитанников в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) является значительным для формирования их здоровья, выявления творческого потенциала, интенсивного развития возможностей. Исследовательскими работами научных работников подтверждено, что всецело повышать состояние здоровья детей может развивающая среда.
Трудность исследования заключается в поиске путей и методов предоставления неопасной и психологически удобной образовательной среды в образовательной организации, а кроме того здоровьесберегающей среды образовательных учреждений в целях развития, поддержания и накопления здоровья дошкольников и значимость решения трудности в обстоятельствах обеспокоенности всемирного общества здоровьем возрастающего поколения.
Цель исследования - на теоретическом уровне доказать и экспериментально провести проверку дидактических основ формирования безопасной и психологически комфортной развивающей среды в образовательной организации.
Объект исследования - безопасность детей в образовательном учреждении.
Предмет исследования - проектирование и внедрение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.
Гипотеза исследования - реализация модели проектирования и внедрения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях учебного заведения способствует сохранению психического здоровья и развитию личности ребенка.
Подтверждение выдвинутой гипотезы подразумевает решение в рамках выпускной квалификационной работы следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты проектирования безопасной и психологически комфортной развивающей среды как условие обеспечения безопасности жизни детей в образовательном учреждении.
2. Исследовать понятие психологически комфортной и безопасной развивающей среды в образовательном учреждении.
3. Рассмотреть вероятные угрозы и опасности к созданию психологически комфортной и безопасной развивающей среды как условие обеспечения безопасности жизни детей в образовательном учреждении.
4. Теоретически обосновать проектирование психологически комфортной и безопасной развивающей среды в образовательном учреждении.
5. Разработать проект психологически комфортной и безопасной развивающей среды в условиях образовательного учреждения.
Для решения поставленных задач, использовались следующие методики и методы исследования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, тестирование, опрос, беседа, наблюдения, теоретические (анализ и синтез при обобщении научных материалов по проблеме исследования, классификация, проектирование, моделирование, обобщение, систематизация результатов исследования, экспертная оценка); эмпирические (анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент), метод математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
Методики исследования:
1. Опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин).
2. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).
3. Диагностика уровня эмоционального выгорания личности В.В. Бойко.
Основа опытно - экспериментальной работы - Частный детский сад - «Страна улыбок» г. Екатеринбург, Свердловской области. Участие в исследовании приняли 50 человек: 15 детей (возраст от 4 до 6 лет) - 8 мальчиков, 7 девочек, группа №3 «Звездочки, 15 родителей - 10 матерей и 5 отцов, 4 воспитателя.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) Теоретическое значение проведенного нами исследования заключается в том, что приобретенные в нем показатели дают возможность найти решение трудности формирования психологически удобной и неопасной развивающей среды на современном шаге развития дошкольного образования.
2) Практическое значение исследования определяется тем, что приобретенные показатели опыта могут быть применены в организации работы современных дошкольных образовательных учреждениях.
В последние годы в законодательстве прослеживаются конкретные изменения: в сфере образования установлены современные государственные стандарты; в области медицины законодательство приводится в максимальное соответствие с международными законными общепринятыми мерками, это становится ведущим направлением деятельности Всемирной организации здравоохранения. Хорошо известна зависимость состояния здоровья человека от многих факторов. Американский ученый Роббинс так систематизирует условия, которые оказывают большое влияние на здоровье: состояние окружающей среды (20-21%); образ жизни (51-52% влияния), объем и качество медицинской помощи (8-9%), биологические факторы (19-20%). Данные статистические данные свидетельствуют о приоритете социальных воздействий на здоровье человека и являются доказательством мысли об ответственности страны и общества за здоровье, а кроме того о присутствии противоречия между безупречным и настоящим правом человека на здоровье.
В образовательной науке получены сведения, что первые десять лет жизни человека является начальной стадией, которое описывает предстоящее состояние физической и психологической сфер его жизнедеятельности. Время пребывания воспитанников в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) является значительным для формирования их здоровья, выявления творческого потенциала, интенсивного развития возможностей. Исследовательскими работами научных работников подтверждено, что всецело повышать состояние здоровья детей может развивающая среда.
Трудность исследования заключается в поиске путей и методов предоставления неопасной и психологически удобной образовательной среды в образовательной организации, а кроме того здоровьесберегающей среды образовательных учреждений в целях развития, поддержания и накопления здоровья дошкольников и значимость решения трудности в обстоятельствах обеспокоенности всемирного общества здоровьем возрастающего поколения.
Цель исследования - на теоретическом уровне доказать и экспериментально провести проверку дидактических основ формирования безопасной и психологически комфортной развивающей среды в образовательной организации.
Объект исследования - безопасность детей в образовательном учреждении.
Предмет исследования - проектирование и внедрение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.
Гипотеза исследования - реализация модели проектирования и внедрения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях учебного заведения способствует сохранению психического здоровья и развитию личности ребенка.
Подтверждение выдвинутой гипотезы подразумевает решение в рамках выпускной квалификационной работы следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты проектирования безопасной и психологически комфортной развивающей среды как условие обеспечения безопасности жизни детей в образовательном учреждении.
2. Исследовать понятие психологически комфортной и безопасной развивающей среды в образовательном учреждении.
3. Рассмотреть вероятные угрозы и опасности к созданию психологически комфортной и безопасной развивающей среды как условие обеспечения безопасности жизни детей в образовательном учреждении.
4. Теоретически обосновать проектирование психологически комфортной и безопасной развивающей среды в образовательном учреждении.
5. Разработать проект психологически комфортной и безопасной развивающей среды в условиях образовательного учреждения.
Для решения поставленных задач, использовались следующие методики и методы исследования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, тестирование, опрос, беседа, наблюдения, теоретические (анализ и синтез при обобщении научных материалов по проблеме исследования, классификация, проектирование, моделирование, обобщение, систематизация результатов исследования, экспертная оценка); эмпирические (анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент), метод математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
Методики исследования:
1. Опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин).
2. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).
3. Диагностика уровня эмоционального выгорания личности В.В. Бойко.
Основа опытно - экспериментальной работы - Частный детский сад - «Страна улыбок» г. Екатеринбург, Свердловской области. Участие в исследовании приняли 50 человек: 15 детей (возраст от 4 до 6 лет) - 8 мальчиков, 7 девочек, группа №3 «Звездочки, 15 родителей - 10 матерей и 5 отцов, 4 воспитателя.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) Теоретическое значение проведенного нами исследования заключается в том, что приобретенные в нем показатели дают возможность найти решение трудности формирования психологически удобной и неопасной развивающей среды на современном шаге развития дошкольного образования.
2) Практическое значение исследования определяется тем, что приобретенные показатели опыта могут быть применены в организации работы современных дошкольных образовательных учреждениях.
Проведенное изучение разрешило сделать надлежащие выводы:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлено недостающее абстрактное обоснование и экспериментальная разработанность дидактических основ формирования комфортной и неопасной развивающей среды ДОУ и обусловило актуальность работы. Исследование трудности формирования комфортной и надежной развивающей среды дошкольников говорит о том состоянии психологического самочувствия дошкольников, которое настоятельно просит внимания со стороны образовательного учреждения и родителей (опекунов). Установлено, что, не обращая внимание на присутствие в Государственном образовательном стандарте требований к формированию самочувствия дошкольников, организация работы в данной направленности располагается на недостаточном уровне.
Необходимо использование в общеобразовательных учебных заведениях передового педагогического опыта.
2. Создавая психологически комфортную и безопасную развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении, мы обеспечиваем формирование условий для личностного развития ребенка, благоприятного эмоционального межличностного взаимодействия, открытых доверительных отношений, а также сохранение и укрепление психического здоровья субъектов образовательного процесса. В связи с этим, психологическую комфортность и безопасность следует рассматривать как важнейший ресурс, способный направить вектор развивающей среды образовательного учреждения на дальнейшее развитие и обеспечить формирование состояния психологической защищенности субъектов учебно-воспитательного процесса, а также обеспечивать минимизацию неблагоприятного воздействия на детей факторов окружающей среды.
3. Психологическая комфортность и безопасность развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения становится показателем качества образования. Показателем психологической комфортности и безопасности маленького человека в природной и социальной среде рассматривается сегодня его приспособляемость к этой среде. Быстрыми темпами развития характеризуется ранний возраст, а это, в свою очередь, связано с его высокой чувствительностью ко многим воздействиям окружающей среды. В случае, если насущные потребности ребенка неправильно распознаны или неадекватно удовлетворены взрослыми, то среда, в которой живет ребенок, становится для его развития психологически небезопасной. В раннем возрасте очень важна для ребенка занимаемая взрослым позиция, от которой зависит, насколько будет благополучен в своём развитии малыш.
4. Исследование состояния физического здоровья проводили путем профилактических осмотров медицинскими работниками, а состояние психической, социальной и морально -духовной составляющей здоровья путем тестирования по методике Филипса, опросникам. Родители руководствуются представлениями, что дети в основном должны доверять родителям, уважать их больше, чем других, считать родителей образцом мудрости, но без чрезмерной привязанности. Отметим, что родители, которые принимали участие в нашем исследовании, заняты профессиональной деятельностью. В связи с этим, их достаточно оптимальные представления о семейной роли и отношение к детям можно объяснить тем, что в реальной жизни они много усилий тратят на профессиональное становление и пытаются более позитивно осветить свое отношение к семье и родительско-детским отношениям.
5. В ходе эксперимента становится ясно, что для формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды необходима соответствующая учебно-методическая подготовка педагогов и сотрудников ДОУ в рамках повышения их квалификации по проблемам сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников, ознакомление с современными образовательными технологиями и методиками формирования психологически комфортной и безопасной развивающей среды. Требуется обновление содержания и форм работы с родителями воспитанников по созданию в ДОУ психологически комфортной и безопасной развивающей среды (родительские конференции, собрания, круглые столы). Кроме того, в дошкольных образовательных учреждениях необходима установка нового оборудования, связанного с театральной деятельностью воспитанников, пополнение спортивной базы и обустройство территорий.
6. По результатам экспериментальной работы во время формирующего этапа исследования стало ясно, что показатели состояния физического, социального, психического и нравственно-духовного здоровья дошкольников имеют положительную динамику.
7. Организация театральной работы с дошкольниками позволила решить ряд установленных задач, касающихся художественно-эстетического и умственного становления, воспитания ребят, формирования у них интонационной выразительности речи. Привлечение в театрализованную работу, малыши становятся расскованными, увеличивают собственную творческую и познавательную энергичность. В итоге у ребенка благополучно складываются психические процессы и произвольность поведения.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлено недостающее абстрактное обоснование и экспериментальная разработанность дидактических основ формирования комфортной и неопасной развивающей среды ДОУ и обусловило актуальность работы. Исследование трудности формирования комфортной и надежной развивающей среды дошкольников говорит о том состоянии психологического самочувствия дошкольников, которое настоятельно просит внимания со стороны образовательного учреждения и родителей (опекунов). Установлено, что, не обращая внимание на присутствие в Государственном образовательном стандарте требований к формированию самочувствия дошкольников, организация работы в данной направленности располагается на недостаточном уровне.
Необходимо использование в общеобразовательных учебных заведениях передового педагогического опыта.
2. Создавая психологически комфортную и безопасную развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении, мы обеспечиваем формирование условий для личностного развития ребенка, благоприятного эмоционального межличностного взаимодействия, открытых доверительных отношений, а также сохранение и укрепление психического здоровья субъектов образовательного процесса. В связи с этим, психологическую комфортность и безопасность следует рассматривать как важнейший ресурс, способный направить вектор развивающей среды образовательного учреждения на дальнейшее развитие и обеспечить формирование состояния психологической защищенности субъектов учебно-воспитательного процесса, а также обеспечивать минимизацию неблагоприятного воздействия на детей факторов окружающей среды.
3. Психологическая комфортность и безопасность развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения становится показателем качества образования. Показателем психологической комфортности и безопасности маленького человека в природной и социальной среде рассматривается сегодня его приспособляемость к этой среде. Быстрыми темпами развития характеризуется ранний возраст, а это, в свою очередь, связано с его высокой чувствительностью ко многим воздействиям окружающей среды. В случае, если насущные потребности ребенка неправильно распознаны или неадекватно удовлетворены взрослыми, то среда, в которой живет ребенок, становится для его развития психологически небезопасной. В раннем возрасте очень важна для ребенка занимаемая взрослым позиция, от которой зависит, насколько будет благополучен в своём развитии малыш.
4. Исследование состояния физического здоровья проводили путем профилактических осмотров медицинскими работниками, а состояние психической, социальной и морально -духовной составляющей здоровья путем тестирования по методике Филипса, опросникам. Родители руководствуются представлениями, что дети в основном должны доверять родителям, уважать их больше, чем других, считать родителей образцом мудрости, но без чрезмерной привязанности. Отметим, что родители, которые принимали участие в нашем исследовании, заняты профессиональной деятельностью. В связи с этим, их достаточно оптимальные представления о семейной роли и отношение к детям можно объяснить тем, что в реальной жизни они много усилий тратят на профессиональное становление и пытаются более позитивно осветить свое отношение к семье и родительско-детским отношениям.
5. В ходе эксперимента становится ясно, что для формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды необходима соответствующая учебно-методическая подготовка педагогов и сотрудников ДОУ в рамках повышения их квалификации по проблемам сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников, ознакомление с современными образовательными технологиями и методиками формирования психологически комфортной и безопасной развивающей среды. Требуется обновление содержания и форм работы с родителями воспитанников по созданию в ДОУ психологически комфортной и безопасной развивающей среды (родительские конференции, собрания, круглые столы). Кроме того, в дошкольных образовательных учреждениях необходима установка нового оборудования, связанного с театральной деятельностью воспитанников, пополнение спортивной базы и обустройство территорий.
6. По результатам экспериментальной работы во время формирующего этапа исследования стало ясно, что показатели состояния физического, социального, психического и нравственно-духовного здоровья дошкольников имеют положительную динамику.
7. Организация театральной работы с дошкольниками позволила решить ряд установленных задач, касающихся художественно-эстетического и умственного становления, воспитания ребят, формирования у них интонационной выразительности речи. Привлечение в театрализованную работу, малыши становятся расскованными, увеличивают собственную творческую и познавательную энергичность. В итоге у ребенка благополучно складываются психические процессы и произвольность поведения.
Подобные работы
- Проектирование безопасной и психологически комфортной образовательной среды дошкольной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - Проектирование безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПРАКТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ СРЕДЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020 - Создание психологически безопасной образовательной среды в условиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические условия повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2017 - Обеспечение психологически безопасной образовательной среды в условиях дистанционного образования (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



