Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Балладные традиции в поэме М. Ю. Лермонтова «Боярин Орша»: методика жанрового анализа

Работа №96560

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы48
Год сдачи2018
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ з
ГЛАВА 1. ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА БАЛЛАДЫ 8
1.1. Баллада как фольклорный жанр 8
1.2. Русская литературная баллада и романтическое мироощущение
ГЛАВА 2. БАЛЛАДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ЖАНРОВОЙ
СТРУКТУРЕ ПОЭМЫ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА АНАЛИЗ «БОЯРИН ОРША»
2.1. Специфика конфликта и системы образов в лермонтовской 18 поэме
2.2. Характеры персонажей в поэме «Боярин Орша» 24
2.3. Художественное решение Лермонтовым проблемы «чудесного»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45


О творчестве М.Ю. Лермонтова на сегодняшний день написано немало научных трудов, посвященных различным аспектам творчества поэта.
Поэме «Боярин Орша» исследована не так тщательно, как другие, более популярные произведения Лермонтова, в частности, до сих пор не вполне прояснен вопрос о фольклорных корнях ее сюжета.
Проблема своеобразия лермонтовского фольклоризма приобрела самостоятельное значение в 1890 годы, хотя и ранее лермонтоведы пытались ее поставить и решить. Так, С. Н. Дурылин пишет о том, что Лермонтов до двенадцати лет жил в простой черноземной деревне, вследствие чего его сознание напиталось тем, чем славилась всякая русская деревня: выразительной и яркой русской речью и песней, поэзией народных обычаев [Дурылин 1944: 16-15].
Большое внимание вопросу специфики лермонтовского фольклоризма уделил П. А. Висковатов. В своей монографии «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество» он, в частности, особо выделил раннюю поэму «Боярин Орша»: «...занятия Лермонтова историей и стариной России внушили ему написать поэму из русской жизни, в которой действующим лицом является боярин времен Иоанна Грозного, личность которого всегда занимала поэта. Поэма эта - “Боярин Орша” - написанная около 1835 года. Набело для печати она переписана позднее, и на этой рукописи выставлен 1836 год. Она тоже испытала несколько видоизменений. Конец её Лермонтов переделывал несколько раз» [Висковатов 1987: 43].
Н. М. Мендельсон также склонен объяснять тяготение Лермонтова к народной поэзии биографическими причинами. В поэме «Боярин Орша» он находит точки соприкосновения с фольклором и историей России: «В этой поэме мало черт народно-бытовых и исторических, и Лермонтов впоследствии смело мог переносить из неё целые строфы в “Мцыри”, но в общем замысле её чувствуется нечто от народных песен о Ваньке-ключнике, а в первых стихах мы встречаем и Грозного, осыпающего милостями любимого боярина, дающего ему “с руки своей кольцо, наследие царей”, и упоминание об опричнике, “огорчившем” Оршу» [Мендельсон 1914: 178], -
С биографическим подходом к решению проблемы лермонтовского фольклоризма не согласен М. К. Азадовский. Признавая некоторое значение ряда обычно упоминаемых исследователями моментов, он заявляет: «Однако подобные факты не могут объяснить всего явления в целом и вскрыть подлинные причины повышенного интереса Лермонтова к народной поэзии и фольклорным темам. Причины, конечно, глубже; их следует искать в общественной позиции Лермонтова, в его общественных связях и симпатиях, в его понимании задач литературы, — короче, в определенном общественном миросозерцании Лермонтова, которое выработалось у него довольно рано» [Азадовский 1941: 227].
Важную роль в становлении миросозерцания Лермонтова сыграла эпоха, время, в которое жил поэт. Социальные потрясения, общественные волнения делали актуальными вопросы народности, проблему роли фольклора в русской культуре. Обращение к устному народному творчеству помогало найти художественное решение проблемы историзма и народности: «Вопросы о правах человечества, о правах народности и самостоятельного ее развития всегда занимали юного поэта» [Висковатов 1987: 205].
Однако роль фольклора в лермонтовском творчестве всегда оставалась менее ярко выраженной, чем у таких его современников, как Пушкин или Гоголь, на что обратил внимание В. Э. Вацуро: «Фольклор входил как одна из образующих в общую систему лермонтовского творчества, но никогда не был в ней определяющим. Пользуясь неточным, но обиходным обозначением, можно сказать, что Лермонтов принадлежит к «книжным», а не к «фольклорным» поэтам, в том смысле, что его творчество — в отличие, например, от творчества Кольцова или даже Дельвига — не было в целом ориентировано на народную поэзию; будучи по преимуществу романтическим, с его резко выраженным субъективно-личностным началом, оно оказывалось менее доступным проникновению фольклорного элемента, нежели, скажем, творчество Пушкина или Гоголя. Обращение Лермонтова к фольклору в разные периоды его эволюции было обусловлено более или менее конкретным идеологическим и литературным заданием и локализовалось в сравнительно не-большом круге произведений» [Вацуро 2008].
М. П. Штокмар, посвятивший проблеме лермонтовского фольклоризма большую специальную работу, в результате тщательного анализа образной, стилевой структуры лермонтовских текстов приходит к следующему выводу: «Лермонтов стоит вне исторически сложившейся традиции подражаний фольклору в русской литературе того времени <...>Развивая свой сюжет, Лермонтов не аранжирует готовые или переделанные отрывки из народной поэзии, а сам создает даже те части своего произведения, которые могли бы быть успешно поддержаны поэтическими цитатами. Он не имитирует форм народной речи: такая имитация, проводимая сознательно, быть может так же, как и у его предшественников, недалеко ушла бы от “веночков из цветочков”. Лермонтов решается от себя (курсив авт. - А. С.) заговорить на языке фольклора, и именно потому, что он не заботится о характерности той или иной языковой формы, его речь естественна, лишена позирования и преувеличений» [Штокмар 1941: 344-345].
Общепризнан интерес Лермонтова к народной лирике. Однако, и другие фольклорные жанры находились в поле его зрения. Так, В. Э Вацуро отметил особую значимость для поэта жанра баллады: «Осн. средоточием Ф. в творчестве позднего Л. становится баллада. Ряд баллад кон. 30-х - нач. 40-х гг. находит довольно близкие сюжетные аналогии в песнях и балладах гребенских казаков (“Дары Терека”, “Казачья колыбельная песня”, “Сон”, “Спор”); в то же время они отражают и сложное воздействие лит. традиции, возникая как бы на грани двух худож. сфер. В них ассимилированы черты фольклорной поэтики и особое место принадлежит сказовой форме; последняя заимствуется, однако, не из классич. фольклора (песенного или былинного), а из «младших форм» типа сказа, солдатской песни, городского романса (“Свиданье”). Л. упрощает строфику, охотно пользуясь куплетной формой (“Дары Терека”, “Свиданье”, “Спор”) или двустишиями (“Листок”, «Соседка»), прибегает к простейшим синтаксич. конструкциям, к бедной, с т.з. лит. норм даже примитивной, рифме. По аналогии с фольклорными образцами он создает близкие их природе лит. символы, эпитеты, сравнения. Часто эти средства служат обрисовке определенного типа рассказчика, близкого нар. (солдатской) среде, демократичного по мироощущению, строю чувств и способу их выражения. В поэтике зрелого Л. фольклорные элементы не обособляются, а выступают как одна из образующих целостной системы: можно говорить об их органич. усвоении, хотя в целом они не являются доминирующими» [Вацуро 1981: 598].
Интерес поэта к балладной традиции обнаруживается уже в ранних произведениях. В частности, тот же В. Э. Вацуро отмечает, что мотив из народной баллады о Ваньке-ключнике играет сюжетообразующую роль в поэме «Боярин Орша» [Вацуро 1981: 598].
В работе «Сюжет “Боярина Орши”» В. Э. Вацуро развивает мысль, заложенную в «Лермонтовской энциклопедии» и более подробно аргументирует свою мысль о связи поэмы Лермонтова с сюжетами народных баллад типа «Ванюша-ключник» и «Молодец и королевна». Фольклорная баллада с ярко выраженным национальным колоритом», по мнению исследователя, наряду с байроническим поэмным принципом, является основой сюжетостроения ранней лермонтовской поэмы [Вацуро 2008]. Однако специальный анализ роли балладной традиции в раннем произведении Лермонтова до сих пор не предпринимался. Отсюда - актуальность избранной нами темы, обусловленная необходимостью углубления нашего представления о характере творческой эволюции Лермонтова, роли в ней освоения фольклорных традиций.
Объектом исследования является поэма М.Ю. Лермонтова «Боярин Орша».
Предмет исследования - художественная роль балладной традиции в лермонтовской поэме.
В своей работе мы опираемся на сравнительно-исторический метод исследования.
Методологическую базу работы составили труды теоретического и историко-литературного характера, в которых анализируется жанровая специфика баллады (С. И. Ермоленко, О. Ф. Тумилевич, А. В. Кулагина, Д. М. Балашов и др.), а также труды ведущих отечественных лермонтоведов.
Мы ставим перед собой цель: выявить художественную роль балладной традиции в реализации творческого замысла Лермонтова.
Для достижения данной цели нам следует решить следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретическую литературу, посвященную жанровой специфике баллады;
2. Проанализировать своеобразие конфликта, системы образов, характеров, хронотопа в поэме «Боярин Орша» в их соотнесенности с балладной традицией;
3. Проанализировать своеобразие художественного решения проблемы «чудесного» в лермонтовской поэме.
Целью и задачами определяется структура работы, состоящая из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования её материалов в школьной практике преподавания литературы, как в обычных классах, так и в классах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам.
В реализации художественного замысла лермонтовской поэмы «Боярин Орша» важную роль играет опора на традиции народной баллады.
Художественный мир поэмы строится на постоянном сопряжении двух аспектов: обыденного социально-бытового и высшего, являющегося средоточием сил, управляющих бытием мира и жизнью людей. Связь между ними прослеживается благодаря широко используемым образам- символам, позволяющим создать в поэме атмосферу чудесного. Образы-символы, как правило, уходят корнями в фольклор. Они имеют природный характер (образы грозы, птиц, животных и т.д.). Важное значение для решения проблемы чудесного играет и временная организация сюжета поэмы: как правило, этапные в жизни героев события происходят ночью, или в сумерки: в фольклорной традиции это время носит переходный характер между дневным и ночным состоянием мира, когда границы между разными его аспектами становятся проницаемыми, и следовательно, становится возможным проникновение в обыденную реальность сил потусторонних, иррациональных. Образы-символы помогают Лермонтову ввести в поэму мотив предчувствий, предзнаменований, характерный для народной баллады.
В то же время, решение проблемы чудесного в поэме отличается от народной баллады: чудесное понимается не столько как иррациональное, сколько как исключительное, необычное, поразительное. В качестве исключительного в поэме представлены переживания героев, достигающие сверхъестественного накала: любовь, ненависть, жажда свободы, желание мести. Герои готовы пожертвовать и своей, и чужой жизнью ради достижения желаемого. В то же время неукротимая сила характеров Арсения и Орши соответствует балладной традиции.
Внешнее проявление конфликта в поэме Лермонтова и по расстановке действующих лиц (знатный боярин, провинившийся раб, страдающая женщина), и по своей многоаспектности (социальные, бытовые, нравственные противоречия) явно соотносится с народной балладой «Князь Волхонский и Ваня-ключник». В балладном духе решен и глубинный уровень конфликта: фактически, нарушив все мыслимые запреты, Арсений вступает в столкновение с высшими силами, направляющими жизнь человека, и одновременно сковывающими его свободу. Однако Лермонтов насыщает балладный конфликт новым содержанием: он вводит в поэму мотив своеволия человеческой личности и обнаруживает трагические последствия ее проявления.
Этим обусловлена внутренняя сложность характеров в поэме. Герои лишены балладной этической определенности. В поэме только один персонаж может быть определен как балладная жертва - безымянная дочь Орши. Ни Орша, ни Арсений не могут быть однозначно определены ни как губители, ни как жертвы. Убивший свою дочь и обрекший Арсения на заточение в монастырской тюрьме Орша одновременно проявляет себя в сюжете как отважный воин, герой, патриот, носитель ясных представлений о сословной чести. Арсений, способный на страстную любовь, неудержимо стремящийся к обретению свободы, не только отстаивает свое право на достоинство, уважение, не зависимое от сословной принадлежности. В своем стремлении достичь желаемого он не признает никаких препятствий и оказывается готовым совершить преступление: вступает в сговор с шайкой разбойников, во время войны переходит на сторону врага и становится изменником, предателем.
Оба героя оказываются по отношению друг к другу одновременно и губителями. Не только Орша губит жизнь Арсения и его возлюбленной.
Арсений тоже разрушает душевный покой Орши, становится невольным виновником убийства стариком единственной горячо любимой дочери, навсегда отягчившим душу боярина неискупляемым прегрешением.
Таким образом, создавая характеры своих героев, Лермонтов отходит от традиции народной баллады. Персонажи его поэмы оказываются внутренне противоречивыми, благодаря чему конфликт получает и психологическое наполнение. Характеры раскрываются не только в действиях, поступках, что характерно для баллады, но и в обширных монологах и диалогах. Данная композиционная форма не чужда балладе: монологи и диалоги включались в ее структуру довольно часто. Но у Лермонтова высказывания героев получают статус исповеди, тем самым значительно усиливается их роль в раскрытии внутреннего мира героев, их переживаний. Действие поэмы насыщается психологическим содержанием, не свойственным народной балладе.
Мы полагаем, что опора на традиции народной баллады позволила Лермонтову достичь высокой степени драматизма и динамичности сюжета в поэме, придать конфликту трагический характер. В то же время, заметно стремление поэта насытить сюжет психологическим содержанием, что отличает его произведение от традиционной народной баллады.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ