Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социальной компетенции у дошкольников в образовательной организации

Работа №96557

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы105
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования социальной компетенции
детей дошкольного возраста в образовательной организации 6
1.1. Социальная компетенция детей дошкольного возраста 6
1.2. Психолого-педагогические условия формирования социальной
компетенции детей дошкольного возраста 14
1.3. Анализ моделей формирования социальной компетенции детей
дошкольного возраста 22
Выводы по I главе 30
ГЛАВА 2. Модель формирования социальной компетенции у дошкольников в
образовательной организации 32
2.1. Описание методов и организации исследования 32
2.2. Описание результатов эмпирического исследования и модели
формирования социальной компетенции у дошкольников в образовательной организации 34
Выводы по II главе 74
Заключение 75
Список литературы 77
Приложения

Социальная компетентность ребенка - это определенный уровень его адаптации к социальным предписаниям, которые предъявляет ему общество. Исходя из определения, возникает противоречие между общественной необходимостью формирования социальной компетенции у каждого члена общества, начиная с раннего детства и недостаточной разработанностью организационно-содержательных и методических аспектов по теме формирования социальной компетенции в дошкольных учреждениях.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена объективной необходимостью совершенствования социальной компетенции детей дошкольного возраста, недостаточной разработанностью проблемы социальной компетенции на методическом уровне, неготовностью родителей сотрудничать с образовательным учреждением в воспитательном процессе.
Объект исследования - социальная компетенция детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования социальной компетенции детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ.
Цель исследования - разработать модель формирования социальной компетенции детей дошкольного возраста в образовательной организации.
Гипотеза - мы предполагаем, что разработанная и апробированная авторская психолого-педагогическая модель будет способствовать формированию социальной компетенции у дошкольников в образовательной организации.
Исходя из цели, объекта, предмета нашего исследования, определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования социальной компетентности у дошкольников в образовательной организации.
2. Выявить особенности социальной компетентности детей дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать модель формирования социальной компетентности у дошкольников в образовательной организации.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
• Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация научных представлений по теме исследования.
• Методы сбора эмпирической информации: наблюдение, анкетный опрос, беседа, методы количественного анализа данных, в том числе и методы математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение №393 - детский сад.
В исследовании приняли участие 53 человека - 24 ребенка (4-5 лет), 24 родителя, 5 сотрудников ДОУ в качестве экспертов.
Научно-исследовательская работа проходила в период с 2017 по 2018 год и состояла из трех этапов.
Первый этап (2017г.) - теоретический анализ научной литературы по теме исследования, формулировка проблемы, поиск основных направлений исследований, определение объекта, предмета исследования, его гипотезы, цели и задач.
Второй этап (2018г.) - поиск методов и форм работы с детьми, подбор и адаптация программы, методов и методик диагностики; проведение методик, анкетирования, наблюдения.
Третий этап (2018г.) - систематизация, обобщение и теоретическое осмысление полученных данных, оформление магистерской диссертации.
Научная новизна исследования:
• установлено, что модель формирования социальной компетенции у детей дошкольного возраста в образовательной организации, является эффективным средством освоения социальных взаимоотношений через активное взаимодействие;
• создана модель формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста в образовательной организации.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации теоретических представлений о социальной компетенции и способах ее формирования; выявлены особенности социальной компетенции у дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что нами разработана и апробирована модель формирования социальной компетенции у дошкольников в образовательной организации.
Эффективность программы подтверждена эмпирически, что позволяет успешно применять разработки в психолого-педагогическом процессе.
Материалы исследования могут быть использованы в деятельности педагогов, психологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании анализа научной литературы мы выяснили, что понятие социальной компетенции трактуется как характеристика личности, которая владеет механизмами гармонизации процесса осознания социальных проблем и ценностных ориентаций на общественное благо. Социальная компетенция дошкольника предполагает знания, умения, навыки, достаточных для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду.
Быть социально компетентным для ребенка значит уметь согласовывать свои биологические ритмы (активность, сон, аппетит, состояние, настроение, работоспособность) с социальными ритмами (чувством ответственности, понимания необходимости чего-либо, обязанностями и правами). Формирование данных компонентов напрямую зависит от взрослого и его умения организовать общение с ребенком, заинтересовать, помочь сориентироваться в системе ценностей, принятых в обществе.
Наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими - со взрослыми и сверстниками, потому что благодаря этому, его развитие происходит с наибольшим успехом. В связи, с чем становится актуальным вопрос освоения педагогами игровых технологий и активное их применение в образовательном процессе.
В ходе своих теоретических изысканий мы пришли к выводу, что сформированная социальная компетентность есть результат успешной адаптации личности к условиям общества и целенаправленной работы всех взрослых членов этого социума по социализации ребенка. По итогам сказанного мы полагаем, что формирование социальной компетенции дошкольника становится возможным как в процессе специально организованной учебно-воспитательной деятельности, так и в совместной с социумом расширенной и углубленной деятельности по созданию единой образовательной среды.
После проведения исследования мы получили результаты, которые свидетельствуют о невысоком уровне социальной компетенции дошкольников, о слабых представлениях о себе и собственных возможностях, и затруднении способов разрешения возникшей ситуации. На основании этого мы предложили модель формирования социальной компетенции. Данная модель направлена на достижение нового качества образования в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на развитие социальной компетенции у дошкольников, обеспечение методическим материалом педагогов, информирование и привлечение родителей. Продукты данной модели могут использовать любые образовательные организации. Апробация модели дала возможность внедрения ее в образовательную среду в ДОУ с целью формирования социальной компетенции.
После апробации модели у показателей наблюдается положительная динамика, дети в группе стали принимать в игру тех детей, у которых были отрицательные показатели.
У дошкольников после апробации модели сформировались навыки самоорганизации, самоконтроля, неконфликтного взаимодействия, адекватного отношения к себе и другому человеку.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном изучении социальных компетенций и способов ее формирования у детей дошкольного возраста. В перспективе было бы интересно распространить эту модель в ДОУ и на другие группы, а также предложить эту модель и другим ДОУ.
Считаем, что цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена.



1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Белановская, О. В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников [Текст] / О. В. Белановская - Минск, 2004. - 233 с.
3. Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста [Текст] / О. А. Белобрыкина // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 31- 38.
4. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев - М., 2003. - 238 с.
5. Бурлачук, Л. Ф., Морозов, С. М., Справочник по психодиагностики [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов - С-Пб., 2003. - 283 с.
6. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / С. С. Бычкова - М., 2003. - 208 с.
7. Волков, Б. С. Возрастная психология [Текст] / Б. С. Волков - М., 2005. - 301 с.
8. Воронова, А. П., Защиринская, О. В., Шипицына, Л. М. Азбука общения [Текст] / А. П. Воронова, Защиринская О. В., Шипицина Л. М. - С-Пб., 2004. - 216 с.
9. Детская практическая психология [Текст] / Под ред. проф. Марцинковской Т. Д. - М. : Гардарики, 2001. - 255 с.
10. Диагностика в детском саду [Текст] / под ред. Е. А. Ничипорюк. Г. Д. Посевиной. - Ростов - на - Дону, 2003. - 286 с.
11. Калинина, Н. В. Психологическое сопровождение развития социальной компетентности школьников: Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. [Электрон. версия печ. публикации] / Н.В.Калинина. - Самара,2006 // vak.ed.gov.ru/announcements/psiholog/KalininaNV.doc
12. Калинина, Р. Р. Психолого - педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Р. Р. Калинина - С-Пб., 2003. - 265 с.
13. Калинина, Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника [Текст] / Р. Р. Калинина - С-Пб., 2003. - 230 с.
14. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я. Л. Коломинский - Минск, 2000. - 304 с.
15. Кольцова И. Н., Прима, Е. В., Филиппова, Л. В., Развитие социальной уверенности у дошкольников [Текст] / И. Н. Кольцова, Е. В. Прима, Е. В. Филиппова - М., 2003. - 202 с.
16. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду [Текст] : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. - М., 2008. - 267 с.
17. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / - М., 2003. - 287 с.
18. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т. Д. Марцинковская - М., 2007. - 308 с.
19. Межличностные отношения ребёнка от рождения до 7 лет [Текст] / под ред. Е. О. Смирновой - Москва-Воронеж, 2003. - 204 с.
20. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина - М., 2003. - 321 с.
21. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина - М., 2003. - 289 с.
22. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений 3-е изд. [Текст] / Р. С. Немов - М.: Владос, 2003. - 608 с.
23. Основы психологии: Практикум [Текст] / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 576 с.
24. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников [Текст] / учебно-методическое пособие под ред. О. В. Дыбиной - М., 2010. - 240 с.
25. Педагогический Энциклопедический Словарь / Гл. Ред. Б.М. Бим- Бад [Текст] - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
26. Педагогическое взаимодействие с детским садом [Текст] / методическое пособие под ред. Н. В. Микляевой. - М., 2013. - 246 с.
27. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 272 с.
28. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие [Текст] / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб., 2002. - 175 с.
29. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие [Текст] / Под. ред. Д. Я. Райгородского, Альманах психологических тестов - Самара : КСП, 2008. - 672с.
30. Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей [Текст] / под ред. А.А. Реана. - СПб., 2004. - 264 с.
31. Пушкарева, Т. Г. Содержание, структура социальной компетентности и ее диагностика [Электронный ресурс] / Т. Г. Пушкарева, Ю.
A. Трифонова. - Режим доступа : http: //human.snauka.ru/2012/11/1903
32. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Учебное пособие. - М., 2006. - 279 с.
33. Романюта, В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться [Текст] /
B. Н. Романюта - М., 2002. - 194 с.
34. Семенака, С. И. Уроки добра [Текст] / С. И. Семенака - М., 2002. - 195 с.
35. Сидоров, К. Р. Самооценка в психологии [Текст] / К. Р. Сидоров // Мир психологии. - 2006. - №2. - С. 224 - 23.
36. Смирнова, Е., Холмогорова, В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений // Д/в-№4, №8, №9, 2003.
37. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, Т. А. Репина,. М. : Педагогика, 2008. - 232с.
38. Учурова, С. А. Групповая работа как способ развития социальной компетентности учащихся: Автореферат дисс. ... канд.пед. наук. / С. А. Учурова. - Екатеринбург, 2007. - 24 с.
39. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе социально-личностного развития [Текст] / учебно¬методическое пособие под ред. Н. Ю. Майданкиной. - Ульяновск, 2012. - 274 с.
40. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин - М. : Смысл, 2003. - 365 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ