Модель психолого - педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к обучению в школе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретике - методологическое обоснование психолого - педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к обучению к школе 6
1.1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к
обучению в школе 17
1.3 Анализ моделей психолого - педагогического сопровождения старших дошкольников в период подготовки к обучению в школе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психолого-педагогического сопровождения подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению 42
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Анализ результатов исследования 48
2.3. Модель психолого-педагогического сопровождения старших
дошкольников при подготовке к школе 68
Заключение 75
Список литературы 78
Приложения
Глава 1. Теоретике - методологическое обоснование психолого - педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к обучению к школе 6
1.1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к
обучению в школе 17
1.3 Анализ моделей психолого - педагогического сопровождения старших дошкольников в период подготовки к обучению в школе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психолого-педагогического сопровождения подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению 42
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Анализ результатов исследования 48
2.3. Модель психолого-педагогического сопровождения старших
дошкольников при подготовке к школе 68
Заключение 75
Список литературы 78
Приложения
На современном этапе очень важной задачей обучения и воспитания подрастающего поколения является его качество.
Очень важным аспектом на столь нелегком пути становится работа с детьми дошкольного возраста по вопросам подготовки их к обучению в школе.
На этом пути для психолога и других специалистов образовательной сферы дошкольников очень важно понимание того как и каким образом производить эффективную диагностику формирования личности и общего психического развития ребенка, а так же во время выявить особенности психического недоразвития и разработать качественную программу их снижения и полной ликвидации.
На каждом этапе психологическая диагностика психического развития должна стать основным мероприятием исследования и формирования личности ребенка в условиях дошкольного учреждения.
Значительная часть современных психологов полагает, что специалисты за полгода или год должны определять готовность ребенка к систематическому обучению в школе, при этом при обнаружении нарушений у специалистов останется время для коррекционной работы.
Современная психология выделяет в структуре готовности к школьному образованию такие компоненты:
- личностная готовность;
- интеллектуальная готовность;
- социально-психологическая готовность;
- эмоционально-волевая готовность.
Готовность к школьному обучению есть категория комплексная, ее изучение связано с анализом целого ряда факторов, в связи, с чем достаточно актуальной проблемой является определение готовности ребенка к обучению в школе и определение основных характеристик в норме готовности.
Для эффективной подготовки ребенка к обучению в школе разрабатывают специальные модели, программы - это многокомпонентные документы, которые предназначены для того, чтобы обеспечить всестороннюю подготовку ребенка к обучению в школе.
В связи с этим, анализ таких программ представляет наибольшую актуальность по нескольким причинам - это с одной стороны необходимость движения к новым механизмам подготовки дошкольников к обучению в школе, но с другой возможность формирования инновационных технологий работы на базе уже существующих материалов.
Объект исследования - психолого - педагогическое сопровождение дошкольников в период подготовки к обучению в школе.
Предмет исследования - модель психолого - педагогического сопровождения готовности ребенка к школьному обучению.
Цель исследования - разработать модели психолого - педагогической готовности к школьному обучению.
Гипотеза - модели психолого-педагогической готовности к школьному обучению выступают наиболее эффективным механизмом подготовки ребенка к обучению в школе, так как это многокомпонентные программы работы с дошкольниками.
Для достижения такой цели и доказательства существующей гипотезы были определены следующие задачи исследовательской деятельности:
1. описать возрастные особенности старших дошкольников;
2. проанализировать механизмы готовности дошкольников к обучению в школе;
3. проанализировать модели психолого - педагогического
сопровождения готовности ребенка к школьному обучению;
4. разработать авторскую модель психолого - психологического сопровождения старших дошкольников к обучению в школе, предназначенную для родителей;
5. разработать систему рекомендаций по внедрению модели в систему дополнительного образования и в систему общего дошкольного образования.
Методы исследования - теоретический анализ литературных и периодических источников по проблеме исследования, анализ, синтез, структурирование, описание, моделирование, планирование.
Теоретическая значимость исследования - результаты исследовательской деятельности могут стать источником информации для воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей младших классов, школ и студий дополнительного образования, родителей и другое.
Практическая значимость - исследования состоит в том, что нами разработана и апробирована модель психолого - педагогического сопровождения дошкольников при подготовки к школе.
Структура исследования - содержит введение, две главы, заключение и список литературы.
Очень важным аспектом на столь нелегком пути становится работа с детьми дошкольного возраста по вопросам подготовки их к обучению в школе.
На этом пути для психолога и других специалистов образовательной сферы дошкольников очень важно понимание того как и каким образом производить эффективную диагностику формирования личности и общего психического развития ребенка, а так же во время выявить особенности психического недоразвития и разработать качественную программу их снижения и полной ликвидации.
На каждом этапе психологическая диагностика психического развития должна стать основным мероприятием исследования и формирования личности ребенка в условиях дошкольного учреждения.
Значительная часть современных психологов полагает, что специалисты за полгода или год должны определять готовность ребенка к систематическому обучению в школе, при этом при обнаружении нарушений у специалистов останется время для коррекционной работы.
Современная психология выделяет в структуре готовности к школьному образованию такие компоненты:
- личностная готовность;
- интеллектуальная готовность;
- социально-психологическая готовность;
- эмоционально-волевая готовность.
Готовность к школьному обучению есть категория комплексная, ее изучение связано с анализом целого ряда факторов, в связи, с чем достаточно актуальной проблемой является определение готовности ребенка к обучению в школе и определение основных характеристик в норме готовности.
Для эффективной подготовки ребенка к обучению в школе разрабатывают специальные модели, программы - это многокомпонентные документы, которые предназначены для того, чтобы обеспечить всестороннюю подготовку ребенка к обучению в школе.
В связи с этим, анализ таких программ представляет наибольшую актуальность по нескольким причинам - это с одной стороны необходимость движения к новым механизмам подготовки дошкольников к обучению в школе, но с другой возможность формирования инновационных технологий работы на базе уже существующих материалов.
Объект исследования - психолого - педагогическое сопровождение дошкольников в период подготовки к обучению в школе.
Предмет исследования - модель психолого - педагогического сопровождения готовности ребенка к школьному обучению.
Цель исследования - разработать модели психолого - педагогической готовности к школьному обучению.
Гипотеза - модели психолого-педагогической готовности к школьному обучению выступают наиболее эффективным механизмом подготовки ребенка к обучению в школе, так как это многокомпонентные программы работы с дошкольниками.
Для достижения такой цели и доказательства существующей гипотезы были определены следующие задачи исследовательской деятельности:
1. описать возрастные особенности старших дошкольников;
2. проанализировать механизмы готовности дошкольников к обучению в школе;
3. проанализировать модели психолого - педагогического
сопровождения готовности ребенка к школьному обучению;
4. разработать авторскую модель психолого - психологического сопровождения старших дошкольников к обучению в школе, предназначенную для родителей;
5. разработать систему рекомендаций по внедрению модели в систему дополнительного образования и в систему общего дошкольного образования.
Методы исследования - теоретический анализ литературных и периодических источников по проблеме исследования, анализ, синтез, структурирование, описание, моделирование, планирование.
Теоретическая значимость исследования - результаты исследовательской деятельности могут стать источником информации для воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей младших классов, школ и студий дополнительного образования, родителей и другое.
Практическая значимость - исследования состоит в том, что нами разработана и апробирована модель психолого - педагогического сопровождения дошкольников при подготовки к школе.
Структура исследования - содержит введение, две главы, заключение и список литературы.
Проблема готовности ребенка к обучению в школе рассматривается множеством ученых, как психологов, так и педагогов. Это связано с тем, что от того насколько ребенок готов к обучению в школе зависит весь период его школьного детства, а затем и переход в возраст подростничества.
Готовность к школе определяется целым рядом характеристик, которые условно можно разделить на:
- личностную готовность;
- социально-психологическую готовность;
- эмоциональную и волевую готовность;
- интеллектуальную готовность.
Основные компоненты готовности к обучению содержат ряд подпунктов, которые нуждаются в диагностическом обследовании школьным психологом.
Начало такого обследования необходимо осуществлять с анализа документации и других материалов, которые были предоставлены на ребенка дошкольным учреждением.
И только потом начинать применять методики для исследования, при этом методики должны быть максимально пригодны для диагностирования детей данного возраста понятны ребенку и легко им принимаемыми.
Необходимо обязательно учитывать желания самого ребенка, уважать его личность.
Данный период жизни человека ученые называют кризисом семи лет, он характеризуется окончанием старого периода жизни и появлением нового неизведанного интереса.
В этом возрасте понижается стрессоустойчивость, появляются негативные черты характера, которые требуют коррекции.
Готовность к школе есть система множества элементов при этом выпадение из них одного влечет за собой нарушение адаптации ребенка к школе, например появление тревожности или демонстративной особенности характера.
Одним из наиболее серьезных вопросов психологии развития является проблема начала систематического обучения, начиная с шести лет. При этом очень важно понимать, что обучать детей с этого возраста можно, хотя следует учитывать, что дети в этом возрасте еще не достаточно развиты, а значит, все программы обучения и физической подготовки должны быть направлены на их психологическое и физическое развитие.
Для этого педагоги должны обладать специальными знаниями, а так же опытом работы с такими детьми.
Итак, психологическая готовность детей к школе есть проблема их будущего, а так же необходимости коррекционной работы в случае неготовности, при этом диагностика такой характеристики обязательна, так как готовность ребенка к школе представляет собой залог их успешного будущего.
В рамках данного исследования нами была реализована диагностическая программа и проведена формирующая работа. Нам удалось установить:
1. все дети готовы к школе, они обладают знаниями о систематическом обучении и готовы к нему. В связи с этим, не проводилось особенной работы по формированию мотивации учения;
2 Особенную важность при составлении упражнений, направленных на подготовку ребенка к школе, имеет их систематичность и широкий охват факторов воздействия;
3. в процессе работы очень важно учитывать состав группы и ее подготовку. Заметим, что представленная в исследовании группа обладала высоким потенциалом.
Огромную роль в подготовки ребенка к обучению в школе играют его родители, так как именно они выступают неким связующим звеном между обществом и самим ребенком. Чем раньше родители займутся вопросом подготовки ребенка к систематическому школьному обучению, тем больше времени у них будет для того, чтобы не только адаптировать ребенка, но и привыкнуть к новой роли самому.
Важно построить вместе с ребенком мотивацию учения, сформировать необходимый багаж знаний, а самое главное - сформировать положительное отношение ребенка к школе, учителям и одноклассникам.
Гипотеза исследования доказана, помимо этого, необходимо отметить, что активное исследование данного вопроса необходимо продолжать, так как все более меняющийся мир требует и новых знаний, умений и навыков не только от детей, но и от родителей, педагогов и всех, кто, так или иначе, взаимодействует со старшим дошкольником в сложный для него период жизни.
Готовность к школе определяется целым рядом характеристик, которые условно можно разделить на:
- личностную готовность;
- социально-психологическую готовность;
- эмоциональную и волевую готовность;
- интеллектуальную готовность.
Основные компоненты готовности к обучению содержат ряд подпунктов, которые нуждаются в диагностическом обследовании школьным психологом.
Начало такого обследования необходимо осуществлять с анализа документации и других материалов, которые были предоставлены на ребенка дошкольным учреждением.
И только потом начинать применять методики для исследования, при этом методики должны быть максимально пригодны для диагностирования детей данного возраста понятны ребенку и легко им принимаемыми.
Необходимо обязательно учитывать желания самого ребенка, уважать его личность.
Данный период жизни человека ученые называют кризисом семи лет, он характеризуется окончанием старого периода жизни и появлением нового неизведанного интереса.
В этом возрасте понижается стрессоустойчивость, появляются негативные черты характера, которые требуют коррекции.
Готовность к школе есть система множества элементов при этом выпадение из них одного влечет за собой нарушение адаптации ребенка к школе, например появление тревожности или демонстративной особенности характера.
Одним из наиболее серьезных вопросов психологии развития является проблема начала систематического обучения, начиная с шести лет. При этом очень важно понимать, что обучать детей с этого возраста можно, хотя следует учитывать, что дети в этом возрасте еще не достаточно развиты, а значит, все программы обучения и физической подготовки должны быть направлены на их психологическое и физическое развитие.
Для этого педагоги должны обладать специальными знаниями, а так же опытом работы с такими детьми.
Итак, психологическая готовность детей к школе есть проблема их будущего, а так же необходимости коррекционной работы в случае неготовности, при этом диагностика такой характеристики обязательна, так как готовность ребенка к школе представляет собой залог их успешного будущего.
В рамках данного исследования нами была реализована диагностическая программа и проведена формирующая работа. Нам удалось установить:
1. все дети готовы к школе, они обладают знаниями о систематическом обучении и готовы к нему. В связи с этим, не проводилось особенной работы по формированию мотивации учения;
2 Особенную важность при составлении упражнений, направленных на подготовку ребенка к школе, имеет их систематичность и широкий охват факторов воздействия;
3. в процессе работы очень важно учитывать состав группы и ее подготовку. Заметим, что представленная в исследовании группа обладала высоким потенциалом.
Огромную роль в подготовки ребенка к обучению в школе играют его родители, так как именно они выступают неким связующим звеном между обществом и самим ребенком. Чем раньше родители займутся вопросом подготовки ребенка к систематическому школьному обучению, тем больше времени у них будет для того, чтобы не только адаптировать ребенка, но и привыкнуть к новой роли самому.
Важно построить вместе с ребенком мотивацию учения, сформировать необходимый багаж знаний, а самое главное - сформировать положительное отношение ребенка к школе, учителям и одноклассникам.
Гипотеза исследования доказана, помимо этого, необходимо отметить, что активное исследование данного вопроса необходимо продолжать, так как все более меняющийся мир требует и новых знаний, умений и навыков не только от детей, но и от родителей, педагогов и всех, кто, так или иначе, взаимодействует со старшим дошкольником в сложный для него период жизни.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников в период подготовки к школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе развития коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ,
СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2024 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2023 - Формирование межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе психолого-педагогического сопровождения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2021



