Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие интереса к чтению у младших школьников

Работа №96550

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА
К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста 6
1.2. Особенности проявления интереса к чтению у младших
школьников 9
1.3. Методы и приемы развития интереса к чтению у младших
школьников 14
1.4. Анализ учебников начального общего образования в аспекте
развития интереса к чтению у младших школьников 16
1.5. Описание опыта учителей-практиков по развитию интереса
к чтению у младших школьников 24
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Диагностика сформированности интереса к чтению у младших
школьников 30
2.2. Программа по литературному образованию, направленная
на развитие интереса к чтению у младших школьников 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 77


Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате большого количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняются.
Исследования социологов «Левада-центра» свидетельствуют о том, что в России наблюдаются процессы «кризиса чтения». Результаты международного педагогического исследования PISA-2010 и PISA-2011 говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности младших школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.
Вопросам продвижения чтения уделяется в последнее время значительное внимание. В Национальной программе поддержки и развития чтения, реализация которой идет уже во многих регионах страны на самых разных уровнях, определены две основные цели:
- повышение читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях;
- рост читательской активности (охвата и интенсивности) граждан - субъектов чтения, доведение её до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа.
В Программе указано, что рост читательской активности граждан достигается за счет повышения:
- доступности, качества и разнообразия выпускаемых изданий и их носителей;
- интереса граждан к регулярному чтению, за счёт вовлечения потенциальных читателей в мероприятия по его популяризации;
- доступности и качества возможностей повышения читательской компетентности [48].
Проблема развития интереса к чтению у младших школьников очень актуальна в наше время. Необходимо прививать интерес именно к книге, а не к возможности находить всю информацию в других источниках.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) указано, что предметным результатом при изучении предметной области «Литературное чтение» должно быть: «осознание значимости чтения для личного развития», «успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении», а также «умение самостоятельно выбирать интересующую литературу» [47]. Все эти результаты могут быть достигнуты лишь при сформированном устойчивом интересе обучающегося к чтению. Значит проблема развития интереса к чтению у обучающихся начального общего образования является актуальным социальным заказом, который представлен в нормативных документах.
Большую роль в разработке проблемы развития интереса к чтению у младших школьников сыграли такие ученые как И. А. Зимняя, М. Р. Львов, Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол, И. И.Тихомирова и др.
Объект исследования: процесс развития интереса к чтению у младших школьников.
Предмет исследования: программа по литературному образованию, направленная на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать программу по литературному образованию, направленную на развитие интереса к чтению у младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
- изучить и проанализировать состояние проблемы развития интереса к чтению у младших школьников в педагогической теории и практике;
- проанализировать современные программы и учебные хрестоматии начального общего образования в свете исследуемой проблемы, изучить опыт учителей-практиков;
- осуществить отбор методов и приёмов работы по развитию интереса к чтению у младших школьников;
- выявить критерии и показатели сформированности интереса к чтению у младших школьников;
- на базе начальной диагностики спроектировать программу по литературному образованию, направленную на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Методы исследования:
- методы теоретического анализа: анализ методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ и учебных хрестоматий начального общего образования;
- частные эмпирические методы: опрос, педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса на уроках в начальной школе; анализ продуктов учебной деятельности.
База исследования: г. Екатеринбург, МАОУ СОШ №163, 3 А класс.
Апробация и внедрение результатов исследования. Работа приняла участие в XXI Областном конкурсе научно-исследовательских работ «Научный Олимп».
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и шести приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие интереса к чтению у младших школьников - важная и сложная задача, которая требует рассмотрения и решения.
Под интересом к чтению мы понимаем активное отношение читателя к книге, в результате которого формируется положительное отношение к самой читательской деятельности, заинтересованность конкретными книгами, увлечение самим процессом чтения, а также читательский кругозор обучающегося.
Методисты выделяют большое количество подходов к развитию интереса к чтению у младших школьников: изучение биографических справок о жизни и творчестве писателей; выразительное чтение произведений разных жанров художественной литературы; чтение научно¬популярной литературы о природе; организация внеклассного чтения и др.
В рамках изучения вопроса о развитии интереса к чтению у младших школьников мы обратились к анализу методического аппарата учебных хрестоматий для начальной школы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру для 3 класса.
Анализ учебных хрестоматий показал, что в учебниках УМК «Перспектива» предлагается большее количество заданий, которые направлены на развитие интереса к чтению, чем в УМК «Школа России». Материал учебников данного УМК основан на авторских литературных произведениях и произведениях естественнонаучного характера.
При изучении вопроса о развитии интереса к чтению мы обратились к опыту учителей-практиков, который описан в публикациях периодической печати (журналы «Начальная школа плюс До и После», «Начальная школа»). Анализ опыта практикующих педагогов показал, что учителя активно используют следующие типы заданий для развития интереса к чтению: решение кроссворда или нахождение ответа на загадку в тексте произведения; задания на проверку внимательности по содержанию прочитанного произведения; использование нестандартных типов уроков и форм работы на уроке литературного чтения; активная работа с иллюстрациями к произведению; сравнение фрагмента из книги и фрагмента из мультфильма, снятого по данному произведению и др.
Нами была проведена диагностика сформированности интереса к чтению у младших школьников. На основании полученных результатов, можно сделать вывод, что у большинства обучающихся 3 класса преобладает средний уровень сформированности интереса к чтению.
По данным проведенной диагностики 85% обучающихся читают несколько раз в неделю. Допускают ошибки в назывании автора любимой книги, но осознают важность и нужность чтения, высказывают определенные предпочтения в чтении. 15% опрошенных не любят читать, у них нет предпочтений в чтении, нет любимых книг, и они считают, что без книг человек вполне может прожить.
Опираясь на анализ литературы по проблеме исследования, опыт учителей-практиков, результаты диагностики мы разработали программу литературного образования, направленную на развитие интереса к чтению обучающихся 3 класса. При планировании тем мы учитывали следующее: представленные произведения не должны быть программными; произведения должны быть различных жанров и стилей, а также должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников.
Опираясь на объект и предмет данного исследования, можно сделать вывод, что задачи исследования решены.
В своей дальнейшей работе по проблеме исследования мы предполагаем внедрить предложенную программу в образовательный процесс и проверить ее эффективность.



1. Богданова О.Ю., Теория и методика обучения литературе: Учеб. для студ. пед. вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов / под. ред. О.Ю. Богдановой. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 400 с.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь / под ред. Г. Н. Шелогуровой. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.
B. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
4. Габрийчук С.Н. Развитие интереса к чтению как педагогическая проблема // Педагогический журнал «Познание». 2016. С. 1-12.
5. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. / Т.Г. Галактионова. СПб., 2008 430 с.
6. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова и др. М.: Просвещение, 2011. 88 с.
7. Гончарова Е.Л., Дмитриева Д.В. Бездумное чтение у младших школьников: кто виноват и что делать? // Школьная библиотека. 2009. №9-10. С. 62-70.
8. Джежелей О.В. Литературное образование младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности. Программа «Чтение и литература» // Начальная школа. 1994. № 9. С. 98-103.
9. Евтюшкин С.В. Изучение учебного предмета «Чтение» как фактор социализации младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. /
C. В. Евтюшкин. Пенза, 2006. 164 с.
10. Жукова И.Г. Педагогическая система развития читательского интереса младших школьников средствами этнопедагогики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / И.Г. Жукова. Саратов, 2004. 206 с.
11. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.
12. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа плюс До и После». 2007. №08. С. 35-43.
13. Икрамова С.А. Выразительное чтение и его роль в развитии речи школьников начальных классов: на примере школ Республики Таджикистан: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. / С. А. Икрамова. Душанбе, 2010. 160 с.
14. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. 159 с.
15. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. 159 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ