ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА
К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста 6
1.2. Особенности проявления интереса к чтению у младших
школьников 9
1.3. Методы и приемы развития интереса к чтению у младших
школьников 14
1.4. Анализ учебников начального общего образования в аспекте
развития интереса к чтению у младших школьников 16
1.5. Описание опыта учителей-практиков по развитию интереса
к чтению у младших школьников 24
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Диагностика сформированности интереса к чтению у младших
школьников 30
2.2. Программа по литературному образованию, направленная
на развитие интереса к чтению у младших школьников 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 77
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате большого количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняются.
Исследования социологов «Левада-центра» свидетельствуют о том, что в России наблюдаются процессы «кризиса чтения». Результаты международного педагогического исследования PISA-2010 и PISA-2011 говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности младших школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.
Вопросам продвижения чтения уделяется в последнее время значительное внимание. В Национальной программе поддержки и развития чтения, реализация которой идет уже во многих регионах страны на самых разных уровнях, определены две основные цели:
- повышение читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях;
- рост читательской активности (охвата и интенсивности) граждан - субъектов чтения, доведение её до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа.
В Программе указано, что рост читательской активности граждан достигается за счет повышения:
- доступности, качества и разнообразия выпускаемых изданий и их носителей;
- интереса граждан к регулярному чтению, за счёт вовлечения потенциальных читателей в мероприятия по его популяризации;
- доступности и качества возможностей повышения читательской компетентности [48].
Проблема развития интереса к чтению у младших школьников очень актуальна в наше время. Необходимо прививать интерес именно к книге, а не к возможности находить всю информацию в других источниках.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) указано, что предметным результатом при изучении предметной области «Литературное чтение» должно быть: «осознание значимости чтения для личного развития», «успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении», а также «умение самостоятельно выбирать интересующую литературу» [47]. Все эти результаты могут быть достигнуты лишь при сформированном устойчивом интересе обучающегося к чтению. Значит проблема развития интереса к чтению у обучающихся начального общего образования является актуальным социальным заказом, который представлен в нормативных документах.
Большую роль в разработке проблемы развития интереса к чтению у младших школьников сыграли такие ученые как И. А. Зимняя, М. Р. Львов, Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол, И. И.Тихомирова и др.
Объект исследования: процесс развития интереса к чтению у младших школьников.
Предмет исследования: программа по литературному образованию, направленная на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать программу по литературному образованию, направленную на развитие интереса к чтению у младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
- изучить и проанализировать состояние проблемы развития интереса к чтению у младших школьников в педагогической теории и практике;
- проанализировать современные программы и учебные хрестоматии начального общего образования в свете исследуемой проблемы, изучить опыт учителей-практиков;
- осуществить отбор методов и приёмов работы по развитию интереса к чтению у младших школьников;
- выявить критерии и показатели сформированности интереса к чтению у младших школьников;
- на базе начальной диагностики спроектировать программу по литературному образованию, направленную на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Методы исследования:
- методы теоретического анализа: анализ методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ и учебных хрестоматий начального общего образования;
- частные эмпирические методы: опрос, педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса на уроках в начальной школе; анализ продуктов учебной деятельности.
База исследования: г. Екатеринбург, МАОУ СОШ №163, 3 А класс.
Апробация и внедрение результатов исследования. Работа приняла участие в XXI Областном конкурсе научно-исследовательских работ «Научный Олимп».
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и шести приложений.
Развитие интереса к чтению у младших школьников - важная и сложная задача, которая требует рассмотрения и решения.
Под интересом к чтению мы понимаем активное отношение читателя к книге, в результате которого формируется положительное отношение к самой читательской деятельности, заинтересованность конкретными книгами, увлечение самим процессом чтения, а также читательский кругозор обучающегося.
Методисты выделяют большое количество подходов к развитию интереса к чтению у младших школьников: изучение биографических справок о жизни и творчестве писателей; выразительное чтение произведений разных жанров художественной литературы; чтение научно¬популярной литературы о природе; организация внеклассного чтения и др.
В рамках изучения вопроса о развитии интереса к чтению у младших школьников мы обратились к анализу методического аппарата учебных хрестоматий для начальной школы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру для 3 класса.
Анализ учебных хрестоматий показал, что в учебниках УМК «Перспектива» предлагается большее количество заданий, которые направлены на развитие интереса к чтению, чем в УМК «Школа России». Материал учебников данного УМК основан на авторских литературных произведениях и произведениях естественнонаучного характера.
При изучении вопроса о развитии интереса к чтению мы обратились к опыту учителей-практиков, который описан в публикациях периодической печати (журналы «Начальная школа плюс До и После», «Начальная школа»). Анализ опыта практикующих педагогов показал, что учителя активно используют следующие типы заданий для развития интереса к чтению: решение кроссворда или нахождение ответа на загадку в тексте произведения; задания на проверку внимательности по содержанию прочитанного произведения; использование нестандартных типов уроков и форм работы на уроке литературного чтения; активная работа с иллюстрациями к произведению; сравнение фрагмента из книги и фрагмента из мультфильма, снятого по данному произведению и др.
Нами была проведена диагностика сформированности интереса к чтению у младших школьников. На основании полученных результатов, можно сделать вывод, что у большинства обучающихся 3 класса преобладает средний уровень сформированности интереса к чтению.
По данным проведенной диагностики 85% обучающихся читают несколько раз в неделю. Допускают ошибки в назывании автора любимой книги, но осознают важность и нужность чтения, высказывают определенные предпочтения в чтении. 15% опрошенных не любят читать, у них нет предпочтений в чтении, нет любимых книг, и они считают, что без книг человек вполне может прожить.
Опираясь на анализ литературы по проблеме исследования, опыт учителей-практиков, результаты диагностики мы разработали программу литературного образования, направленную на развитие интереса к чтению обучающихся 3 класса. При планировании тем мы учитывали следующее: представленные произведения не должны быть программными; произведения должны быть различных жанров и стилей, а также должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников.
Опираясь на объект и предмет данного исследования, можно сделать вывод, что задачи исследования решены.
В своей дальнейшей работе по проблеме исследования мы предполагаем внедрить предложенную программу в образовательный процесс и проверить ее эффективность.
1. Богданова О.Ю., Теория и методика обучения литературе: Учеб. для студ. пед. вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов / под. ред. О.Ю. Богдановой. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 400 с.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь / под ред. Г. Н. Шелогуровой. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.
B. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
4. Габрийчук С.Н. Развитие интереса к чтению как педагогическая проблема // Педагогический журнал «Познание». 2016. С. 1-12.
5. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. / Т.Г. Галактионова. СПб., 2008 430 с.
6. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова и др. М.: Просвещение, 2011. 88 с.
7. Гончарова Е.Л., Дмитриева Д.В. Бездумное чтение у младших школьников: кто виноват и что делать? // Школьная библиотека. 2009. №9-10. С. 62-70.
8. Джежелей О.В. Литературное образование младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности. Программа «Чтение и литература» // Начальная школа. 1994. № 9. С. 98-103.
9. Евтюшкин С.В. Изучение учебного предмета «Чтение» как фактор социализации младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. /
C. В. Евтюшкин. Пенза, 2006. 164 с.
10. Жукова И.Г. Педагогическая система развития читательского интереса младших школьников средствами этнопедагогики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / И.Г. Жукова. Саратов, 2004. 206 с.
11. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.
12. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа плюс До и После». 2007. №08. С. 35-43.
13. Икрамова С.А. Выразительное чтение и его роль в развитии речи школьников начальных классов: на примере школ Республики Таджикистан: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. / С. А. Икрамова. Душанбе, 2010. 160 с.
14. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. 159 с.
15. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. 159 с.
...