ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста 6
1.2. Лингвистические особенности совершенствования интонационной
выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения 11
1.3. Методы и приемы совершенствования интонационной
выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения 18
1.4. Анализ учебников по литературному чтению в аспекте
совершенствования интонационной выразительности речи младших школьников 25
1.5. Описание опыта учителей-практиков в аспекте совершенствования
интонационной выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения 29
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 35
2.1. Диагностика сформированности интонационной выразительности
речи младших школьников 35
2.2. Комплекс заданий, направленный на совершенствование
интонационной выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 82
Культура звучащей речи - один из важнейших показателей интеллектуального и нравственного развития человека. Важным компонентом устной речи является интонационная выразительность. Ранее она не привлекала внимание учителей-практиков, так как речевые задачи в литературном образовании решались комплексно. Существовало мнение, что внимание необходимо уделять письменной речи, а устная речь развивается «сама собой». Безусловно, существует связь между двумя видами речи, и письменная речь оказывает влияние на устную. Но, как известно, структура звучащей речи (и диалогической, и монологической) иная, отличная от письменной, фиксированной. И подход к обучению этим двум разновидностям речи должен быть разным.
С середины XIX века лингвисты стали говорить об интонации как о необходимом грамматическом средстве оформления предложения (А.И. Пешковский, А.А. Шахматов и др.). Л.А. Горбушина, О.В. Кубасова, М.Р. Львов, М.А. Рыбникова, М.А. Соловейчик рассматривают выразительное чтение как одно из видов эстетической деятельности обучающихся, направленное на формирование у младшего школьника умения воспроизводить текст правильно, осмысленно и эмоционально.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать комплекс заданий, направленный на совершенствование интонационной выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс совершенствования интонационной выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: комплекс заданий, направленный на совершенствование интонационной выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
- изучить и проанализировать состояние проблемы совершенствования интонационной выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения в педагогической теории и практике;
- проанализировать современные программы и учебные хрестоматии по литературному чтению в свете исследуемой проблемы, изучить опыт учителей-практиков;
- осуществить отбор методов и приёмов работы по совершенствованию интонационной выразительности речи младших школьников в литературном образовании;
- выявить критерии и показатели сформированности интонационной выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения;
- на базе начальной диагностики спроектировать комплекс заданий, направленный на совершенствование интонационной выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования:
- методы теоретического анализа: анализ методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ и учебных хрестоматий начального общего образования;
- частные эмпирические методы: опрос, педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса на уроках в начальной школе; анализ продуктов учебной деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Работа приняла участие в XXI Областном конкурсе научно-исследовательских работ студентов «Научный Олимп», награждена дипломом III степени.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и десяти приложений.
Совершенствование интонационной выразительности речи младших школьников не выделяется как самостоятельное направление в педагогической деятельности по литературному образованию, преимущественно реализуется в структуре урока литературного чтения. В целом, изучаемый на уроках литературного чтения художественный материал имеет явно выраженные возможности для совершенствования интонационной выразительности речи обучающихся, но требует применения эффективных методов и приемов, которые в методической литературе достаточно полно и разнообразно описаны. Однако, использование того или иного метода, приема должно ориентироваться на базу, представленную в учебниках по литературному чтению.
Целевые ориентиры литературного образования УМК «Школа России» и «Перспектива» тесно связаны и направлены на совершенствование читательских, текстовых умений, коммуникативных качеств младшего школьника на уроках литературного чтения. В целом, анализ учебников показал, что в ОП предусмотрена работа по совершенствованию интонационной выразительности речи обучающихся.
Проанализировав опыт учителей-практиков, можно сделать вывод о том, что педагоги совершенствуют интонационную выразительность речи младших школьников на уроках литературного чтения, применяя разнообразные методы и приемы, используя не только дидактический материал, но и информационно-коммуникационные технологии.
Опираясь на данные, полученные при теоретическом анализе и диагностике сформированности интонационной выразительности речи у младших школьников, мы пришли к выводу о необходимости разработки комплекса заданий, направленного на повышение уровня сформированности интонационной выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Артёмов, В. Я. Психология речевой интонации [Текст] /
В. Я. Артемов - М. : МГПИИЯ, 1976. - 87 с.
3. Бабич, Н. Д. Основы культуры речи [Текст] / Н. Д. Бабич. - Львов : Мир, 1990. - 280 с.
4. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русский речи [Текст] / Е. А. Брызгунова. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1977. - 281 с.
5. Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения [Текст] : книга для учителя / Б. А. Буяльский - М. : Просвещение, 1986. - 176 с.
6. Василенко, А. В. Квест как педагогическая технология. История
возникновения квест-технологии // Предметник: международный
педагогический журнал. Серия. Образование и воспитание. Теория и практика [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.predmetnik.ru/conference notes/69 (дата обращения: 15.02.2019).
7. Васильева, А. Н. Основы культуры речи [Текст] /
A. Н. Васильева. - М. : Русский язык, 1990. - 247 с.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Под ред.
B. В. Давыдова. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
9. Галактионова, Т. Г., Казакова, Е. И. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю [Текст] : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т. Г. Галактионова, Е. И. Казакова и др. - М. : Просвещение, 2011. - 88 с.
10. Головин, Б. Н. Основы культуры речи [Текст] / Б. Н. Головин. - М. : Высшая школа, 2008. - 320 с.
11. Горбушина, Л. А. Обучение выразительному чтению младших школьников [Текст] : пособие для учителей / Л. А. Горбушина - М. : Просвещение, 1981. - 160 с.
12. Горбушина, Л. А. Выразительное чтение и рассказывание учителя [Текст] / Л. А. Горбушина - М. : Просвещение, 1983. -144 с.
13. Давыдов, В. В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования [Текст] /
B. В. Давыдов // Вопросы психологии. - 1963. - №4. - С. 3-15.
14. Дмитриева, Е. Д. Выразительное чтение [Текст] / Е. Д. Дмитриева - М. : Просвещение, 1975. - 144 с.
15. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. - изд. второе, доп., испр., и перераб. - М. : Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
...