ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВА С ОНР III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Закономерности формирования фонематических процессов у
детей в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 13
1.3. Проявления недоразвития фонематического слуха и
фонематического восприятия у дошкольников с ОНР III уровня 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 21
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента 21
2.2. Результаты обследования моторной сферы 22
2.3. Результаты обследования звукопроизношения 30
2.4. Результаты обследования фонематического слуха 34
2.5. Результаты обследования фонематического восприятия 39
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 43
3.1. Анализ научно-методической литературы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи III
уровня 43
3.2. Содержание логопедической работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей
экспериментальной группы с общим недоразвитием речи III уровня.... 47
3.3. Контрольный этап и анализ полученных данных 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 109
Общее недоразвитие речи, как сложная речевая патология изучается в Теоретическихи, а так же в практических аспектах в отечественной литературе (Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Е. В. Новиков, Г. В. Чиркина, Г. А. Каше, Т. Б. Филичева и другие). В их работах уделяется большое внимание формированию и развитию фонематических процессов, а именно фонематического слуха и фонематического восприятия.
Г. В. Чиркина поясняет, что своевременная логопедическая работа по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия, поможет предотвратить появления артикуляционно - фонематической дисграфии [41].
В настоящее время большой процент посещающих специализированные логопедические группы, составляют дети с общим недоразвитием речи III уровня. И одной из наиболее значимых задач воспитателей и логопедов в работе с данной категорией детей, является работа по развитию фонематических процессов, а именно фонематического слуха и фонематического восприятия. Так как именно эти процессы являются основой для формирования правильного звукопроизношения, навыков звукового анализа и синтеза и в дальнейшем быстрому и правильному овладению чтения и письма.
Нарушение фонематического восприятия может затруднять овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи, так как все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены [35].
Поэтому своевременное выявление недостаточного уровня формирования фонематического восприятия и фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, поможет избежать серьезных нарушений.
Тема исследования: «Система работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня».
Объект: уровень сформированности фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет: содержание работы по преодолению недоразвития
фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель: на основе теоретических и экспериментальных данных
спланировать содержание логопедической работы по коррекции выявленных нарушений фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по указанной проблеме;
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать результаты;
3. Спланировать содержание коррекционной работы и провести обучающий эксперимент.
4. Оценить эффективность коррекционной работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников с ОНР III уровня.
Методологической основой исследования явились положения:
— о психофизиологических механизмах формирования звукопроизношения в норме и патологии (Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, 3. А. Репина);
— о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева);
— о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л. С. Выготский, A. A. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.);
— о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова).
Для реализации поставленных задач исследования использовались следующие методы: теоретическое изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической литературы по проблеме исследования, обобщение материала, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
Работа проводилась на базе двух учреждений: детский психологический центр «Обыкновенное чудо», города Екатеринбурга и логопункт МБДОУ «Детский сад №452 компенсирующего вида», города Екартинбурга.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, и приложения.
Проблема изучения системной работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, является актуальной на сегодняшний день.
Целью данной работы являлось на основе теоретических и экспериментальных данных спланировать содержание логопедической работы по коррекции выявленных нарушений фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Данная цель была достигнутой, благодаря решению поставленных задач, а именно:
- изучить научно - методическую литературу по указанной проблеме;
- провести констатирующий эксперимент и проанализировать результаты;
- спланировать содержание коррекционной работы и провести обучающий эксперимент.
- оценить эффективность коррекционной работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников с ОНР III уровня.
Анализ литературных данных показал, что речь, является сложной системой и включается в себя звукопроизношение, фонематический слух, фонематическое восприятия. Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие, являются основополагающим звеном для овладения чтения, письма и правильным звукопроизношением. Так же, помимо этого, одну из значимых ролей играет развитая моторика, так как двигательные и речевые зоны находятся рядом.
Экспериментальное изучение было проведено на базе двух учреждение, которые находятся в городе Екатеринбург. Детский психологический центр «Обыкновенное чудо» и «Детский сад №452 компенсирующего вида». При исследовании было задействовано 10 детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Анализ нарушения речи проводился с учетом общедидактических принципов: наглядности, индивидуального подхода, деятельностного
подхода. Специфические принципы: принцип развития, связи речи с другими сторонами психического развития, принцип развития.
Процедура обследования была сделанная с опорой на учебно-методическое пособие «Структура и содержание речевой карты" Н. М. Трубниковой.
В результате обследования у всех обучающихся были выявлены нарушения в развитии мелкой моторики, артикуляционной, общей, в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия. а так же нарушения в звукопроизношении.
На основе полученных данных, в ходе констатирующего эксперимента на каждого ребенка был составлен индивидуальный план коррекционной работы. Реализация работы проводилась в течении восьми недель. Работа проводилась, как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях. По итогам обучающего эксперимента был проведен контрольный этап эксперимента, который выявил положительную динамику у испытуемых.
Обучающиеся стали наиболее уверенно выполнять предложные пробы, у них заметны изменения в развитии мелкой, общей, артикуляционной моторики. За это время были поставлены и автоматизированные звуки, что способствует развитию звукопроизношения.
Уровень развития фонематического слуха стал значительней выше. На данном этапе работа по его развитию незакончена, поэтому необходимо продолжать работу в этом же направлении.
Так же уровень фонематического восприятия стал лучше. Дети научились выделять гласные звуки в слове, определять первый и последний звук в слове.
Дальнейшая работа будет направлена на составление перспективно-тематического плана в системе занятий по коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] /
Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 319 с.
2. Балабанова, В. М. Диагностика нарушений речи у детей и
организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В. М. Балабанова, Л. В. Лопатина, Р. И. Лалаева, И. А. Чистович. - СПб. : Детство-Пресс, 2001. - 37 с
3. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] / В.И. Бельтюков. - М. : Педагогика, 1977. - 46 с.
4. Бельтюкова, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюкова. - М. : Просвещение, 1964. - 91с.
5. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е. Н Винарская. - М. : Просвещение, 1987. - 165с.
6. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова. — М. : ВЛАДОС, 2008. — 680 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Л. С. Волкова. - 5-е изд., перераб. и доп. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 703 с.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь: психологические
исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М. -Л. : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1934. - 324 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Гвоздев. - М. : Просвещение, 1980. - 480 с.
10. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя [Текст] / А. Гвоздев. - М. : Просвещение, 1980. - 210 с.
11. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи. Современные тенденции специальной педагогики и психологии [Тест] / А. М. Горчакова. - Самара, СГПУ, 2003 - 83 с.
12. Дурова, Н. В. Формирование фонематического слуха детей. [Текст] / Н. В. Дурова. - М. : Просвещение, 1996. - 23 с.
13. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И Жинкин. — М. : Академия педагогических наук, 1958. - 98 с.
14. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М. : Эксмо, 2011. - 228 с.
15. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. - М. : Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2010. - 279 с.
...