ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 9
1.1 Развитие устной речи у детей в норме 9
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 24
1.3 Характеристика речи дошкольников старшего возраста с легкой степенью
псевдобульбарной дизартрии 35
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ ....51
2.1 Принципы, организация и методика логопедического обследования детей
старшего дошкольного возраста 51
2.2 Анализ результатов логопедического обследования дошкольников
старшего возраста 52
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 62
3.1 Теоретическое обоснование использования коррекционного
логопедического моделирования в работе 62
3.2 Организация и содержание логопедической работы при коррекции нарушения речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией легкой
степени 65
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94
Актуальность проблемы. На современном этапе развития дошкольного образования лиц с нарушениями речи особую актуальность приобретают задачи по коррекции речевого развития дошкольников с целью формирования социально адаптированной личности, что отражается в трудах Л. С. Волковой, Е. М. Мастюковой [41], О. В. Правдиной, Г. В. Чиркиной [66]. Актуальность проблемы связана с возрастанием количества детей с таким нарушением, запросами родителей к диагностическим и коррекционным материалам.
Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно - педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии, сказкотерапии и др.
Владение родным языком является фундаментом для развития личности человека и закладывается в дошкольном возрасте, и рассматривается как основа обучения. Но не всегда дети могут легко овладеть родным языком в виду наличия отклонений. Одним из таких нарушений является дизартрия, которая представляет собой нарушение произносительной стороны речи. При таком нарушении у ребенка идет нарушение иннервации речевого аппарата, что влечет за собой расстройство артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи. И все это в совокупности приводит к тому, что ребенок теряет членораздельность и внятность в своей речи.
Причина появления дизартрии это поражение центральной и периферической нервной системы, что ведет к нарушению звукопроизносительной и просодической стороны речи. В результате у ребенка начинает развиваться комплекс речевых и неречевых нарушений. По статистике, среди дошкольников, около 7% детей имеют проблему дизартрии - речевой патологии. И данная проблема ежегодно обостряется.
В логопедии дизартрию считают наиболее распространенной формой нарушения устной речи, по частоте проявления она уступает лишь дислалии, опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области психиатрии и неврологии.
Симптоматика, этиология, механизмы псевдобульбарной дизартрии, в специальной отечественной и зарубежной литературе достаточно полно освещены таким авторами, как, О. А. Токарева, Р. Е. Левина, Е. Ф. Соботович, Р. И. Мартынова, М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Архипова, Л. В. Мелехова, О. В. Правдина, А. Р. Лурия.
Клиническое, логопедическое и психологическое исследования дошкольников с дизартрией показывают, что эта категория детей очень неоднородна с учетом психических, двигательных и речевых нарушений.
Речевая патология у дошкольников в форме дизартрии проявляется в разной степени и зависит от уровня поражения нервной системы.
Одни авторы, (Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова) относят к дизартрии все нарушения артикуляции, речевого дыхания и фонации, формирующиеся в результате поражения различных уровней центральной нервной системы ребенка. Они утверждают, в зависимости от поражения нервной системы у ребенка, проявление дизартрии будет неодинаковым. Одной такой формой является псевдобульбарная дизартрия легкой степени.
Другие авторы, (К. А. Семенова, М. Я. Смуглин) включают в разряд дизартрии только те формы речевых нарушений, при которых недостатки звукопроизносительной стороны речи обусловлены парезами и параличами артикуляционных мышц.
Псевдобульбарная дизартрия легкой формы представляет собой речевую патологию, возникающую вследствие невыраженного микроорганического поражения коры головного мозга и выражающуюся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы. При такой форме дизартрии у ребенка наблюдается невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажения и замены звуков, [2] нарушения слоговой структуры слова и др.
Легкая форма псевдобульбарной дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет. Дети, имеющие такую патологию, нуждаются в усиленной и индивидуальной логопедической помощи и коррекции. Для диагностирования данной форму речевой патологии необходимо знать ее симптомы.
Основной особенностью псевдобульбарной дизартрии у детей является ее смешанный характер в комплексе различных клинических синдромов. Это связанно с тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг ребенка повреждение чаще имеет более распространенный характер, и тем, что поражение одних мозговых структур, необходимых для управления двигательных механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать функционирование других. Этот фактор определяет частое сочетание дизартрии у детей с другими речевыми расстройствами (задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, заиканием)[34]. Из этого следует, что дизартрия является одним из наиболее сложных и тяжелых речевых нарушений.
Степень разработанности проблемы исследования. Изучение легкой степени псевдобульбарной дизартрии является предметом исследования медицинских, лингвистических и педагогических дисциплин (Т. А. Власова, Г. М. Дульнев, В. Г. Петрова, В. В. Коркунов, Ж. И. Шиф, А. С. Белкин).
Полиморфность нарушения звукопроизношения, слабая замыкательная функция коры головного мозга у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и короткие сроки коррекции затрудняют процесс формирования у них условно-рефлекторных связей, и как следствие, контроль за собственной речью у детей данной категорией практически отсутствует. Постановка звука, автоматизация и дифференциация его в речи растягиваются на длительные сроки. Поставленные в такие сложные условия, мы вынуждены, находить наиболее эффективные пути коррекции звукопроизношения у детей-дизартриков.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность работы по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.[70]
Объект исследования: моторика, звукопроизношение, просодика, фонематические процессы и лексико-грамматическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования: содержание работы по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
2. Подобрать методики логопедического обследования старших дошкольников, провести логопедическое обследование старших дошкольников с дизартрией и проанализировать полученные результаты.
3. Изучить, обобщить и теоретически обосновать содержание логопедической работы по коррекции нарушений речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, экспериментально проверить ее эффективность.
Методологическими основами исследования явились общие положения о единстве родного языка, о ведущей роли в психическом развитии человека и гуманизации учебного процесса, о комплексном, системном и функционально-семантическом подходе к обследованию имеющихся отклонений в развитии.
Методы исследования были выбраны с учетом цели настоящего исследования: в процессе исследования использовались методы анализа и обобщения литературных источников, эксперимент, наблюдение, изучения педагогической и медицинской документации ребенка; констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент. Для констатирующего эксперимента были использованы методические рекомендации Н. М. Трубниковой [57] и альбом В. С. Володиной.
Организация и этапы исследования. Базой исследования явился МБДОУ № 219 г. Екатеринбурга.
Экспериментом было охвачено 10 детей в возрасте 6 - 6,5 лет с заключением ПМПК: «ОНР III уровня, легкая степень псевдобульбарной дизартрии».
Исследование проводилось в течение трех месяцев, с 15 января по 4 апреля 2018 года, в три этапа.
На первом этапе осуществлялся подбор, изучение и анализ научной литературы, отражающей проблему научного исследования, и основных понятий в рамках темы; подбирались методики констатирующего эксперимента.
Второй этап включал в себя проведение констатирующего эксперимента, анализ полученных данных, разработку, уточнение и апробацию программы экспериментального индивидуального и группового обучения.
На третьем этапе проводилось коррекционное обучение в форме подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми изучаемой категории, посещающих детский сад, обобщались и анализировались полученные данные, оценивалась эффективность проведенной работы.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и пяти приложений.
Дизартрия относится к числу главных речевых нарушений среди дошкольников. Её проявлением становится ограниченная подвижность органов периферического речевого аппарата, что приводит к нарушениям в тембре и звукопроизношении голоса.
Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы.
У детей с легкой формой псевдобульбарной дизартрии наблюдаются нарушения моторной сферы, что влечёт за собой нарушение фонетической стороны речи (звукопроизношения, искажения, смешения, замены, пропуски, недифференциация звуков и просодики), которое имеет множественный характер.
Дошкольники с псевдобульбарной дизартрией легкой степени в силу отставания в развитии доречевого и речевого периодов не в полной мере овладевают языковой и речевой нормами. У них наблюдаются антропофонические (различные виды искажений) и фонологические дефекты (замены, смешения, пропуски).
На фоне отставания в развитии речи у дошкольников наблюдаются нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
Знание вышеизложенных особенностей дошкольников с псевдобульбарной дизартрией позволяет наиболее точно поставить логопедическое заключение, эффективно спланировать коррекционную работу, разработать логопедические модели на основе инновационных технологий и подготовить детей данной категории к усвоению школьных навыков.
Обследование состояния речи позволяет сформулировать правильное заключение и, соответственно, подобрать наиболее оптимальную систему коррекционных мер, направленных на устранение недостатков речи.
По результатам констатирующего эксперимента выяснилось, что у десяти обследуемых детей - общее недоразвитие речи III уровня, обусловленное псевдобульбарной дизартрией легкой степени.
Нами была проведена логопедическая работа по коррекции нарушений речи у дошкольников с дизартрией на материале коррекционных логопедических моделей.
Их целью является: коррекция нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Достижение цели нашего обучения включает решение следующих задач:
- совершенствование новых навыков в области речевой деятельности;
- совершенствование опыта, устранение стереотипов общения;
- развитие интереса к речевой деятельности;
- развитие способности адекватно и полно воспринимать и оценивать свою деятельность и деятельность других.
Коррекционная логопедическая работа планировалась в ходе подгрупповых занятий по преодолению общего недоразвития речи с коррекцией произносительной стороны речи и просодики - устраняя симптомы дизартрии, с учетом особенностей и закономерностей в развитии детей с нарушениями речи этого вида. Коррекционная работа для детей с дизартрией и ОНР велась в рамках логопедических моделей по определенным направлениям - в виде нормализации тонуса мышц, развития движений органов артикуляционного аппарата, общей моторики, особенно движений пальцев рук, развития дыхательной функции, коррекции фонетической стороны речи.
Проводилась работа с упражнениями по развитию фонематического восприятия, разными приемами по постановке звуков, их дифференциации и автоматизации, формированием физических характеристик голоса, компонентов интонационных конструкций высказывания и интонации.
По данным исследований Е. Ф. Соботович и Л. В. Лопатиной и др. ведущее нарушение в случае дизартрии заключается в нарушении произносительной стороны речи. У множества детей выявляется при этом несформированность в лексико-грамматическом строе речи, фонематических процессов, что является вторичным нарушением, следствием расстройств звуковой стороны в своей речи.
Наша логопедическая работа включала в себя следующие этапы:
1. Подготовительный этап.
2. Постановка звука (индивидуальные занятия).
3. Автоматизация полученного звука в речи.
4. Дифференциация смешиваемых звуков.
Каждый реализуемый этап логопедической модели включал решение следующих задач:
1. Подготовительный этап
- развитие общей моторики;
- развитие пальчиковой моторики;
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие мимической моторики:
- развитие речевого дыхания:
- формирование интонационной выразительности речи;
- развитие фонематического слуха, фонематических
представлений;
- развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
Подготовительный этап содержал 10 коррекционных логопедических моделей. Целью данных коррекционных моделей было подготовить органы артикуляции к основному этапу работы (к автоматизации и дифференциации звуков).
2. Постановка звука (индивидуальные занятия).
3. Автоматизация полученного звука в речи
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование интонационной выразительности речи;
- работа над поставленным звуком;
- звук в словах, стихах, скороговорках, чистоговорках;
- звук в словосочетаниях, предложениях, связной речи;
- развитие слоговой структуры слова;
- развитие фонематического слуха, анализа, синтеза.
4. Дифференциация смешиваемых звуков
- уточнение артикуляции каждого звука;
- уточнение акустических характеристик смешиваемых звуков;
- дифференциация звуков.
На основании анализа проведенной работы с целью коррекции нарушений речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии можно говорить об эффективности подобранной формы работы. У детей наблюдается положительная динамика не только в состоянии звукопроизношения, но и при обследовании моторной сферы, а также лексико-грамматического строя речи. Продолжая работу по предлагаемому плану можно значительно улучшить речевые показатели детей и вывести их в относительную норму к моменту их поступления в школу.
Таким образом, поставленные нами цели и задачи были реализованы в процессе исследования.
1. Анищенкова, Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей [Текст] : / Е. С. Анищенкова. - М. : Астрель ; 2006. - 158 с.
2. Архипова, Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии Текст] :/ Е.Ф. Архипова. - М. : Астрель ; 1997. - 242 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель ; 2008. - 319 с.
4. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] : учебное пособие для студентов пед. вузов / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ: Астрель ; 2007. - 224 с.
5. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т. В Александровна. - СПб. : Детство-пресс, 2005. - 48 с.
6. Бабина, Г. В. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия») [Текст] : учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес ; под ред. Г. В. Бабиной. - М. : Прометей ; 2012. - 104 с.
7. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] :/ В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение ; 1964. - 90 с.
8. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] : / Е. Н. Винарская. - М. : Просвещение ; 1989. - 160 с.
9. Верясова, Т. В. Коррекционно-развивающая система формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией [Текст] : дис. .. .канд. пед. наук :/ Верясова Т. В. - Екатеринбург, 1999. -235 с. РГБ ОД, 61:00-13/557-9.
10. Воронова, А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет [Текст] : / А. Е. Воронова. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 144 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] : / А. Н. Гвоздев. - М. : ЛПН РСФСР, 1961. - 471 с.
12. Дзюба, О. В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : дис. ...канд. пед. наук 13.00.07 / Дзюба О. В. Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова. 2009. - 201с.
13. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии [Текст] : / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Речь, 2005. - 340 с.
14. Грабенко, Т. М. Волшебная страна внутри нас [Текст] : / Т.М.
Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М. : Речь, 2005. - 120 с.
15. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования [Текст] : метод. пособие / О. Е. Грибова. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
16. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Текст] : метод. пособие / Г. Г Голубева. - СПб. : Союз, 2000. - 64 с.
...