ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ОНР ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО УРОВНЕЙ 6
1.1. Определение понятия «подготовка к обучению грамоте» 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 11
1.3. Характеристика готовности к обучению грамоте обучающихся первых
классов с ОНР II и III уровней 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСХОДНОГО СОСТОЯНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 25
2.1. Принципы и организация логопедического обследования детей младшего
школьного возраста с ОНР второго и третьего уровней 25
2.2. Анализ данных обследования моторной сферы детей младшего
школьного возраста с ОНР второго и третьего уровней 27
2.3. Результаты обследования звукопроизношения, фонематического
восприятия, фонематического слуха детей младшего школьного возраста с ОНР второго и третьего уровней 38
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ОНР ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО УРОВНЕЙ 45
3.1. Анализ научно-методической литературы по подготовке к обучению грамоте обучающихся первых классов с ОНР второго и третьего уровней ... 45
3.2. Организация и содержание работы по подготовке к обучению грамоте
обучающихся первых классов с ОНР второго и третьего уровней 50
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результата 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
Актуальность исследования. Чтение и письмо являются сложными и необходимыми в жизни человека навыками. В методической и научной литературе присутствует множество исследований, направленных на изучение проблемы подготовки обучающихся первых классов к овладению грамотой, чтением и письмом. Несмотря на значительное число исследований проблеме исследования готовности к обучению грамоте посвящены лишь эпизодические направления. Таким образом, проблема изучения состояния, содержания и структуры формирования готовности детей с ОНР к овладению чтением и письмом является актуальной для современной логопедии.
Исследованиям в области подготовки детей к обучению грамоте, в частности детей с ОНР посвящены работу Н.В. Новгородцевой, Л.Е. Журовой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Г.А. Каше и др. Несмотря на то, что детям с ОНР оказывается логопедическая помощь до поступления в школу, к них наблюдаются трудности в процессе освоения грамоты при обучении в начальной школе. В целом детей с ОНР относят к группе риска с связи с возникновением у них нарушений чтения и письма при освоении грамоты. Причинами таких нарушения являются нарушения устной речи, а также особенности в развитии психических познавательных процессов, нарушения общей и мелкой моторики, нарушения фонематического восприятия и слуха, нарушения чувства ритма. В связи с этим важно как можно более ранее начало систематической, последовательной, целенаправленной работы, направленной на преодоление данных нарушений, что будет способствовать успешному обучению грамоте.
Кроме этого, следует отметить, что в первых классах одновременно обучаются дети со 2 и 3 уровнями ОНР. Такие дети значительно отличаются по состоянию своей речи. В коррекционной работе актуальной проблемой является построение работы с учетом уровня речевого недоразвития.
Таким образом, можно отметить, что процесс обучения детей с ОНР грамоте может осуществляться на основе определенного уровня готовности, включающего общую и специальную психологическую подготовку, формирование умственных и физических качеств у детей младшего школьного возраста. В связи с этим для обучения детей грамоте необходим достаточно высокий уровень общего развития младшего школьника, сформированного мотива учения, адекватность поведения,
сформированность речевых и учебных навыков.
Анализ литературы и практики позволил сформулировать противоречие: с одной стороны, вопросы подготовки к обучению грамоте с обучающимися первых классов с ОНР второго и третьего уровней изучались разными учеными и отражены в литературе, доказана эффективность различных средств и методик, значимость решения данной проблемы подчеркивается многими исследователями, с другой стороны, анализ практики позволил констатировать, что педагоги нуждаются в методических рекомендациях, в которых были бы описаны методы и приемы, условия подготовки к обучению грамоте с обучающимися первых классов с ОНР второго и третьего уровней, кроме этого не описана система работы по обучению грамоте с обучающимися первых классов с нарушениями речи.
Проблема - подготовка к обучению грамоте с обучающимися первых классов с ОНР второго и третьего уровней.
Объект исследования: уровень готовности к обучению грамоте обучающихся первых классов с ОНР второго и третьего уровней
Предмет исследования: содержание работы по подготовке к обучению грамоте с обучающимися первых классов с ОНР второго и третьего уровней
Гипотеза. Вероятно, что у детей младшего школьного возраста с ОНР второго и третьего уровней наблюдается несформированность моторной сферы, фонематического слуха, восприятия, нарушено звукопроизношение, что оказывает значительное влияние на освоение грамоты. Возможно, что специально организованная логопедическая работа при подготовке к обучению грамоте с применением различных методов и средств и совместной работой с учителями предметниками повысит уровень подготовленности детей с ОНР к обучению грамоте.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать работу по подготовке обучающихся первых классов с ОНР второго и третьего уровней к обучению грамоте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по вопросам подготовки к обучению грамоте обучающихся первых классов с ОНР второго и третьего уровней, рассмотреть психолого-педагогические особенности детей с ОНР;
2. Организовать и провести констатирующий эксперимент сформированности моторной сферы, звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия детей, проанализировать его результаты.
3. Провести экспериментальное обучение, направленное на подготовку к обучению грамоте детей первых классов с ОНР.
Теоретико-методологическая основа исследования. Психолого-педагогические особенности детей с ОНР анализировались в работах таких ученых, как Л. Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, С.Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Н.М. Трубникова и др. Проблеме подготовки к обучению грамоте посвящены исследования Л.Е. Журовой, Н.В. Нижегородцевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше и др.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
2.Эмпирические: анализ документов, анкетирование, обработка
результатов, количественный и качественный анализ данных.
Структура работы - работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
В рамках данной работы нами была поставлена цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать работу по подготовке обучающихся первых классов с ОНР второго и третьего уровней к обучению грамоте.
Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали теоретические и практические задачи.
В ходе теоретического анализа мы установили, что подготовка к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Дети с ОНР 2 и 3 уровней имеют специфические речевые нарушения, а также индивидуально-психологические особенности, заключающиеся в нарушении восприятия, памяти, внимания. Дети с общим недоразвитием речи не подготовлены к овладению звуковым и морфологическим анализом слова. Поэтому обучение грамоте таких детей не может протекать так, как в массовой школе.
При обучении грамоте детей с недоразвитием речи следует учитывать ряд условий, среди которых можно выделить: обучение чтению и письму ведется только на правильно произносимых звуках и словах, темп прохождения всех звуков речи и букв более медленный, чем в массовой школе, большое вниманий отводится развитию навыка быстро ориентироваться в звукобуквенном составе слова, необходимо, чтобы весь словарный материал, который используется в процессе обучения грамоте, был знаком учащимся.
Далее в работе нами был организован и проведен констатирующий эксперимент сформированности моторной сферы, звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия детей.
Проведенная диагностика показала, что у детей имеются нарушения общей моторики, мелкой моторики, у детей наблюдаются нарушения в звукопроизношении, фонематическом восприятии и слухе. Учитывая полученные нами результаты нами было проведено экспериментальное обучение, направленное на подготовку к обучению грамоте детей первых классов с ОНР. Работу мы проводили при учете общедидактических и специфических принципов. Нами были организованы и проведены индивидуальные и групповые занятия.
Направления работы:
- Работа по развитию моторной сферы;
- Работа по развитию фонематического слуха;
- Работа по развитию фонематического восприятия;
- Коррекция звукопроизношения.
Нами были организованы и проведены индивидуальные и групповые занятия. Для преподавателей ИЗО, труда, учителя физкультуры дополнительно были составлены методические рекомендации по развитию мелкой моторики руки.
Для развития мелкой моторики рук учителям была предоставлена информация по индивидуально-психологическим особенностям каждого ребёнка. Индивидуальное планирование коррекционной работы было разработано с учетом методических рекомендаций и данных констатирующего эксперимента. На занятиях, которые мы проводили с детьми были использованы занимательные игры для развития мелкой моторики. Также в работу включены упражнения и игры на развитие памяти, внимания, мышления. Работа по коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия проходит параллельно с коррекцией звукопроизношения. В процессе занятия используются сюрпризные моменты в целях мотивации, игровые моменты для усиления работоспособности детей, поощрения стимулирующего характера.
Повторно проведенная диагностика показала, что имеются качественные изменения в моторной сфере, в развитии фонематического слуха и восприятия, в развитии звукопроизношения. Тесное взаимодействие логопеда и учителей-предметников способствовало коррекции речи детей с ОНР 2 и 3 уровней. В ходе исследования мы выявили взаимосвязи и взаимообусловленность развития речевой и двигательной сферы, имеется тесное функциональное единство между речевой системой и двигательной системой организма детей. У детей произошло развитие кинетических процессов, кинестетической организации движений. Развитие произошло в показателях фонематического слуха и восприятия. Дети стали лучше определять звуковую структуру слова. Проведенная нами работа показала, что целенаправленная, систематическая работа в направлении коррекции общей моторики, мелкой моторики, фонематического слуха и восприятия, звукопроизношения, активное взаимодействие с учителями-предметниками способствует подготовке к обучению грамоте детей с ОНР.
Цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Абушаева З. М. Особенности обучения письму и чтению детей в
условиях билингвального образования [Электронный ресурс] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. - С. 135-136. - URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9672/ (дата обращения:
20.03.2019).
2. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям [Текст] / З. Е. Агранович. - СПб. : Детство-Пресс, 2004. - 147 с.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева. - М. : Академия, 2000. - 130 с.
4. Андрусишина, Л. Е. Психологические характеристики
общефункциональных механизмов речи у старших дошкольников с ОНР [Текст] / Л. Е. Андрусишина // Теория и практика современной логопедии. - 2007. - № 4. - С. 18-23.
5. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е. А. Аркин. - М. : Просвещение, 1968. - 340 с.
6. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Академия, 2006. - 220 с.
7. Ахутина, Т. В. Исследование речевого мышления в психолингвистике [Текст] / Т. В. Ахутина. - М. : Наука, 1985. - 240 с.
8. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] / Л .О. Бадалян. - М. : Академия, 2000. - 150 с.
9. Бурачевская, О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития.- 2016.- № 2, - С. 95-97.
10. Бурачевская О. В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного
возраста с нарушениями речи [Электронный ресурс] // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. - №2. URL:
https://www.moluch.ru/th/1/archive/34/1048 (дата обращения:
20.03.2019).
11. Валасина, А. В. Не считай ворон. Развитие речи. Знакомство с фразеологизмами [Текст] / А. В. Валасина. - М. : Карапуз, 2007. - 16 с.
12. Веракса, Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Н. Е. Веракса. - М. : Мозаика синтез, 2014. - 450 с.
13. Визель, Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Т. Г. Визель. - М. : Астрель, 2005. - 128 с.
14. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М.: Астрель, 2005. - 460 с.
15. Выготский, Л. С. Развитие устной речи [Текст] / Л. С. Выготский // Детская речь. - 1996. - № 1. - С. 51-55.
...