ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 6
1.1. Психолингвистические основы словообразования у детей
дошкольного возраста 6
1.2. Особенности овладения словообразованием детьми
дошкольного возраста 12
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей
дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 24
2.1 Методика и организация эмпирического исследования сформированности словообразования у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 24
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования сформированности словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 26
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 35
3.1. Цели, задачи и принципы работы по формированию словообразования у детей дошкольного возраста с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии 35
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
словообразования у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 37
3.3. Анализ результатов экспериментального исследования по
формированию словообразования у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 78
Изучение проблемы словообразования как основы для формирования грамматического строя речи имеет достаточно глубокие корни в отечественной науке, ей посвящены научные труды многих исследователей (А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Е. А. Земская, С. Н. Цейтлин, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева и др.). Большинство психолингвистических исследований признает тесную взаимосвязь словообразования с когнитивным и коммуникативным развитием ребенка, что позволяет рассматривать их в онтогенетическом единстве. В процессе своего развития ребенок вынужден обозначать те явления и события, с которыми он сталкивается.
Исследователи, изучающие дизартрию, отмечают у детей системные нарушения речи, прежде всего, нарушения лексико-грамматического строя речи. В частности, своеобразие овладения словообразованием у детей проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в отношении общей картины речевого развития.
Актуальность изучения этих вопросов связана с важностью словообразования не только для речевого развития ребенка, но и для развития высших психических функций. Кроме того актуальной является необходимость совершенствования традиционных методов и приемов, а также поиска новых путей развития словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Объектом исследования является словообразование у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - формирование словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель исследования - составление и реализация комплекса мероприятий по формированию словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Задачи исследования:
1. Анализ методической и психолого-педагогической литературы по изучению словообразования у детей дошкольного возраста: нормально развивающихся и с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
2. Планирование, организация, проведение и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента.
3. Составление, реализация комплекса мероприятий по
формированию словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и анализ его результатов.
4. Оформление выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями.
Гипотеза - коррекционная работа по формированию навыков словообразования у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии будет эффективнее при внедрении в образовательный процесс специально составленного коррекционно-развивающего комплекса мероприятий.
База исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад компенсирующего вида № 244 по адресу: 620098, Свердловская область, г. Екатеринбург,
ул. Коммунистическая, 6а.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Словообразование у детей дошкольного возраста является процессом важным и сложным, его необходимо развивать. Развитие словообразования связано с детским словотворчеством, возникающим уже в возрасте двух лет, и наиболее активно протекающего в период среднего и старшего дошкольного возраста. Без нормального становления процесса словообразования затруднено развитие аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, что напрямую влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребенка.
Формирование словообразования является одной из важных составляющих развития речи ребенка. По мере развития навыков словообразования ребенок учится делать определенные выводы и обобщения, наблюдая за окружающей действительностью, а затем подчиняет собственную речь данным правилам. Однако у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии возникают затруднения при самостоятельном овладении словообразованием, связано это со структурой дефекта у детей. У них наблюдаются нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти и внимания.
Целью исследования было составление и реализация комплекса мероприятий по формированию словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач. Была проанализирована методическая и психолого-педагогическая литература по проблеме изучения словообразования у детей дошкольного возраста: нормально развивающихся и с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. На основе выполненного анализа была выявлена необходимость экспериментального изучения особенностей формирования словообразования у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
При решении следующей задачи - планирование, организация, проведение и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента, была отобрана группа детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии возраста 5-6 лет в количестве 15 человек. Анализ экспериментального изучения особенностей формирования словообразования показал, что дети более успешно справляются с заданиями на ориентировку в звуковом составе и образование имен существительных, затруднение вызывают задания с ориентировкой в звуковом составе и образованием имен прилагательных и глаголов. Однако, у всех детей был выявлен недостаточный уровень сформированности навыков словообразования. Опираясь на полученные данные, была выявлена необходимость составления коррекционно¬развивающего комплекса мероприятий для формирования словообразования у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Следующей задачей данного исследования стали составление, реализация комплекса мероприятий по формированию словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и анализ его результатов. Предложенный комплекс мероприятий предусматривает индивидуальную и групповую работу с детьми на занятиях с использованием преимущественно игровых упражнений. Данный комплекс мероприятий был соотнесен с тематическим планированием лексических тем и требованиями программы. Работа направлена на формирование словообразования.
В качестве критериев эффективности проведенной работы используются методы статистической обработки количественных показателей результатов сравнительных этапов экспериментального исследования (констатирующего и контрольного).
Анализ результатов проведенного исследования позволил прийти к выводу, что на контрольном этапе для детей экспериментальной группы характерна положительная динамика. В результате реализации комплекса мероприятий у всех детей повысился уровень сформированности навыков словообразования, дети значительно лучше стали ориентироваться в звуковом составе слов, практически не осталось трудностей при самостоятельном образовании имен существительных, образование же имен прилагательных
и глаголов еще требует дальнейшей логопедической работы, однако и на данном этапе наблюдается положительная динамика.
Качественный и количественный анализ результатов исследования свидетельствует о том, что формирование навыков словообразования у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии возможно в условиях специально организованного психолого-педагогического и логопедического воздействия.
Данные выводы свидетельствуют, что при создании специальных условий и использовании составленного коррекционно-развивающего комплекса мероприятий наряду с другими методами учебно-воспитательного процесса формирование навыков словообразования у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии будет более успешным.
Заключительной задачей исследования было оформление выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями, что и было успешно выполнено.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что задачи исследования решены в полном объеме, поставленная цель достигнута. Материалы ВКР могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций (воспитателями, дефектологами, логопедами); студентами, обучающимися по направлению подготовки специальное (дефектологическое) образование.
1. Агранович, З. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст] / З. Агранович. - М. : Детство- Пресс, 2004. - 98 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Сфера, 2006. - 144 с.
3. Арутюнова, Н. Д. О понятии системы словообразования [Текст] / Н. Д. Арутюнова // Филологические науки. - 1960. - №2. - С.43-51.
4. Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя речи [Текст] / А. Г. Арушанова. - М. : «Мозаика-Синтез», 2004. - 290 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2006. - 319 с.
6. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова и др. - СПб. : Детство-пресс, 2001. - 167 с.
7. Барковская, Л. Е. Формирование навыков словообразования у
дошкольников [Электронный ресурс] // Формирование процессов словообразования у дошкольников с использованием произведений устного народного творчества. 2011. URL: https://nsportal.ru/detskiy-
sad/logopediya/2011/11/05/formirovanie-navykov-slovoobrazovaniya-u- doshkolnikov (дата обращения: 27.01.2018)
8. Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст] / А. И. Богомолова. - М. : Библиополис, 2004, - 158 с.
9. Большакова, С. Е. Формируем слоговую структуру слова [Текст] / С. Е. Большакова. - М. : Сфера, 2007. - 115 с.
10. Бородин, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Бородин. - М. : Каро, 2004. -89 с.
11. Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания [Текст] / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. - СПб. : Каро, 2002. - 56 с.
12. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст]: учебник для студентов
дефектологического факультета педагогических вузов / Л. С. Волковой, С. Н. Шаховская. - М. : Владос, 2011. - 528 с.
13. Волошина, Н. А. Состояние словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. А. Волошина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 13. - С. 6-10.
14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев.- М. : Сфера, 2001. - 194 с.
15. Гуровец, Г. В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии [Текст] / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Логопед. - 2004. - №8. - С. 9-11.
...