ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИЗУЧЕНИЯ ИНТОНАЦИОННЫХ СРЕДСТВ РЕЧИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В
МЛАДШИХ КЛАССАХ 7
1.1. Характеристика основных интонационных средств речевого
высказывания 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи 14
1.3. Развитие интонационных средств речи у детей в норме 20
1.4. Становления интонационных средств речи у детей с тяжелыми
нарушениями речи 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ИНТОНАЦИОННЫХ СРЕДСТВ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 29
2.1. Организация, принципы и методика логопедического обследования младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 29
2.2. Результаты обследования неречевых функций у младших
школьников с тяжелыми нарушениями речи 33
2.3. Результаты обследования речевых функций у младших
школьников с тяжелыми нарушениями речи 38
2.4. Анализ результатов обследования интонационных средств речи
у обучающихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи 42
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ
ИНТОНАЦИОННЫХ СРЕДСТВ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ .. 50
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы
по коррекции тяжелых нарушений речи у обучающихся младших классов 50
3.2. Содержание логопедической работы по развитию
интонационных средств речи у обучающихся экспериментальной группы 52
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
Актуальность исследования: Псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной речевой патологией среди детей младшего школьного возраста (Л. В. Лопатина). Нарушение просодики - одни из ведущих дефектов при псевдобульбарной дизартрии. Эти дефекты возникают в результате органического поражения центральной и периферической нервной системы. Нарушение звукопроизношения и просодики влекут за собой комплекс вторичных нарушений, что обуславливает необходимость комплексной диагностики и коррекции. Многие ученые указывают на системный характер нарушений при дизартрии (А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, А. В. Ястребова).
Интонационные средства делают речь четкой, выразительной. Влияют на понимание речи в целом. При просодических нарушениях у детей возникают трудности в коммуникации, что ведет за собой снижение потребности в общении и нарушению социальных связей. Тема коррекции и развития интонационных средств речи актуальна, потому что просодические нарушения являются стойкими и трудно корригируемыми. Поэтому работу по развитию интонационных средств речи необходимо начинать в дошкольном учреждении и продолжать в начальных классах. (Е. Ф. Архипова, Е. Э. Артемова, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова и др.).
На основании актуальности данной проблемы была определена тема исследования «Развитие интонационных соседств речи у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в младших классах».
Цель: определение уровня сформированности интонационных средств речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией, определение основных направлений и содержания логопедической работы по развитию интонационных средств речи у обучающихся данной категории, разработка и апробация коррекционной программы и проверка ее эффективности .
Для достижения цели исследования нами были определены следующие задачи:
1) Изучение и анализ теоретической и методической литературы по проблеме нарушения интонационных средств речи у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
2) Планирование, разработка, организация и анализ констатирующего этапа эксперимента, направленного на исследование основных компонентов интонационных средств речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
3) Подбор методов логопедической работы по коррекции интонационных средств речи стороны речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
4) Реализация формирующего этапа эксперимента по развитию интонационных средств речи у обучающихся начальной школы с псевдобульбарной дизартрией и проверка его эффективности.
5) Оформление выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - интонационные средства речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и пути их формирования.
Предмет исследования - процесс формирования интонационных средств речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Гипотеза: предполагаем, что развитие интонационных средств речи будет проходить успешнее, если включить задания, направленные на их формирование в каждое логопедическое занятие и в структуру уроков по литературному чтению.
Методологическая основа исследования:
- психофизиологические основы формирования и развития речи, представленные в работах: Л. С. Выготского, П. К. Анохина, А. Р. Лурии, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна.
- общеметодические принципы дефектологии и логопедии описанные: П. Я. Гальпериным, Р. Е. Левиной, Л. А. Зайцевой, Е. М. Мастюковой, С. Л. Волковой, Т. Б. Филичевой и др.
- специальные принципы разработанные: Е. Ф. Архиповой,
С. Е. Алмазовой, Е. Э. Артемовой, Л. В. Лопатиной, Р. Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, Л. А. Поздняковой и др.
Методы исследования:
Теоретические: обзор научно-методической, психолого¬
педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ учебных пособий и методических материалов; качественный и количественный анализ полученных результатов.
Эмпирические: проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапа эксперименты.
База исследования и контингент испытуемых: г. Екатеринбург, ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №11, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». Обучающиеся младших классов в возрасте 7 -9 лет имеющие логопедическое заключение «ОНР III уровня, псевдобульбарная дизартрия».
Практическая значимость исследования:
Игры, методики, конспекты, раздаточный материал для обследования интонационной стороны речи подобранный и разработанный нами может использоваться учителями-логопедами для обследования и коррекции интонационных средств речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Структура и объем исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 56 источников, приложений. Общий объем работы 72 страниц машинописного текста.
Исследование, проведенное в рамках написания выпускной квалификационной работы, было направлено на изучение становления, развития и значимости интонационных средств речи у обучающихся младших классов с псевдобульбарной дизартрией. В процессе проведения исследования была достигнута поставленная нами цель: определен уровень сформированности интонационных средств речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией, определены основные направления и содержания логопедической работы по развитию интонационных средств речи у обучающихся младших классов с псевдобульбарной дизартрией, разработана, апробирована коррекционная программа. Доказана
эффективность.
Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач:
- Изучены и проанализированы источники теоретической и методической литературы по проблеме исследования;
- Разработан, организован и проанализирован констатирующий этапа эксперимента;
- Подобраны методы логопедической работы по развитию интонационных средств речи стороны речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией;
- Проведен и проанализирован формирующий этапа эксперимента;
- Оформлена выпускная квалификационная работа.
На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме становления и развития интонационных средств речи был сделан вывод о необходимости комплексной, поэтапной и долгосрочной работы по развитию интонационных средств речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Для определения уровня развития интонационных средств речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией нами был проведен констатирующий этап эксперимента. В результате обработки данных нами были получены данные о наличии органического поражения центральной и периферической нервной системы, которое обуславливает нарушения моторной сферы, звукопоризношении и просодики. Недоразвитие интонационных средств речи приводит к нарушению внятности и как следствие к снижению потребности в коммуникации.
Исходя из логопедических заключений, результатов констатирующего этапа эксперимента, индивидуальных особенностей, обучающихся нами, были подобраны, проанализированы и структурированы методы логопедической работы по развитию интонационных средств речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией. С января по май 2019 года на базе ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №11» была апробирована коррекционная программа. Для чистоты эксперимента все испытуемые были разделены на 2 группы. Экспериментальная группа (5 обучающихся) и контрольная группа (5 обучающихся). Занятия по развитию интонационных средств речи проводились только с обучающимися экспериментальной группы.
Для оценки эффективности проведенной коррекционной работы был проведен контрольный этап эксперимента. Испытуемые экспериментальной и контрольной группы были обследованы. Исходя из сравнительного анализа данных полученных на констатирующем и контрольных этапах можно сделать вывод об эффективности проведенной логопедической работы, направленной на развитие интонационных средств речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией. Включение заданий и упражнений, направленных на развитие интонационных средств речи повышает эффективность коррекционной работы. Средние баллы испытуемых экспериментальной группы повысились примерно в полтора раза, в то время как у контрольной только на 0,5. Повышение среднего балла у контрольной группы можно связать с тем, что обучающиеся посещали уроки литературного чтения. Это указывает на необходимость продолжения работы по развитию интонационных средств речи для достижения больших успехов.
Исследование показало необходимость комплексной, поэтапной и долговременной работы по формированию интонационных средств речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией. Гипотеза выпускной квалификационной работы доказана, цель достигнута, задачи решены.
1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей [Текст] / Е. С. Алмазова. - М. : Просвещение, 1991. - 150 с.
2. Анохин, П. К. Очерки физиологии функциональных систем [Текст] / П. К. Анохин. - М. : Медицина, 1998. - 225 с.
3. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у
дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] : автореф. Дис ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Е. Э. Артемова ; Пед. академия последипломного
образования. - Москва, 2003. - 27 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ: Астрель, 2008. - 256 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2007. - 331 с.
6. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О. С. Ахманова. - М. : Советская энциклопедия, 1968. - 606 с.
7. Бабина, Г. В. Состояние интонационной стороны речи у младших школьников с дизартрией [Текст] / Г. В. Бабина. - СПб. : 2003. 180 с.
8. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
9. Бондарко, Л. В. Звуковой строй современного русского языка [Текст] / Л. В. Бондарко. - М. : Просвещение, 1977. - 176 с.
10. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи [Текст] / Е. А. Брызгунова. - М. : Просвещение, 1981. - 281 с.
11. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика [Текст] / Т. В. Буденная. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 64 с.
12. Вахтина, Н. Ю. Становление интонационной системы в раннем
детском возрасте [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.12.19 / Н. Ю.
Вахтина. - Санкт-Петербург, 2000. - 318 с.
13. Винарская, Е. Н. Возрастная фонетика [Текст] / Е. Н. Винарская.
- М. : Астрель, 2005. - 207 с.
14. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова,
С. Н. Шаховская. -М. : ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
15. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1998. - 430 с.
...