Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие мелкой моторики пальцев рук как одно из условий коррекции произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

Работа №96518

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы124
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Взаимосвязь в развитии мелкой моторики пальцев рук и
произносительной стороны речи 9
1.2. Клинико - психолого - педагогическая характеристика детей
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 12
1.3. Особенности развития мелкой моторики пальцев рук и
произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 15
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 21
2.1. Характеристика базы исследования и контингента детей,
задействованных в экспериментальном исследовании 21
2.2. Методы и методики, направленные на исследование особенностей развития мелкой моторики пальцев рук и произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 25
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования,
направленного на выявление особенностей развития мелкой моторики пальцев рук и произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 28
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ
ДИЗАРТРИЕЙ 43
3.1. Организация логопедической работы по развитию мелкой
моторики пальцев рук в рамках коррекционной работы над произносительной стороной речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной 43
дизартрией
3.2. Содержание логопедической работы по развитию мелкой моторики
пальцев рук в рамках коррекционной работы над произносительной стороной речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 48
3.3. Анализ эффективности проведенной логопедической работы по
развитию мелкой моторики пальцев рук в рамках коррекционной работы над произносительной стороной речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 110


Актуальность исследования. Согласно «Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования» определяются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, среди которых выделяются [49, с. 28 - 29]: хорошее владение устной речью, овладение предпосылками к грамотности, развитость крупной и мелкой моторики, владение основными движениями, способность контролировать свои движения и управлять ими. У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушается не только устная речь, но также отмечается неречевая симптоматика, включающая нарушение компонентов психической и моторной сфер [11]. В свою очередь, у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией наблюдаются характерные особенности в развитии речи (нарушения в развитии артикуляционной моторики, звукопроизношения, просодической стороны речи, недоразвитие фонематических процессов и лексико - грамматической стороны речи и так далее), общей (нарушение координации, общая моторная неловкость, неточность движений, недостаточный объем движений и так далее) и мелкой (тремор, низкая способность к переключаемости, синкинезии, замедленный темп движений, задержка в развитии готовности руки к письму и так далее) моторики, которые оказывают неблагоприятное воздействие на способность к обучаемости, социализацию и развитие ребенка в целом. Таким образом, проблема речевого и моторного развития детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией имеет важное значение для логопедической работы. В частности, такие ученые, как В. М. Бехтерев, Т. В. Верясова, М. М. Кольцова, О. И. Крупенчук, Н. И. Кузьмина, Е. М. Мастюкова, И. П. Павлов, У. Г. Пенфилд, Т. Б. Филичева, говорят о том, что развитие мелкой моторики пальцев рук и дифференцированных движений рук оказывают значительное влияние на развитие артикуляторного компонента произносительной стороны речи. Данное положение позволяет рассматривать проблему изучения взаимосвязи в развитии мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики в рамках логопедической работы по коррекции звукопроизношения, как компонента произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования - взаимосвязь в развитии мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения, как компонента произносительной стороны речи с использованием взаимосвязи в развитии мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования - разработка и апробация содержания логопедической работы по коррекции звукопроизношения, как компонента произносительной стороны речи с использованием взаимосвязи в развитии мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Гипотеза исследования - использование взаимосвязи в развитии артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук в рамках работы по комплексу упражнений «Сказка о счастливом язычке» повышает эффективность логопедической работы, направленной на коррекцию звукопроизношения, как компонента произносительной стороноы речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Задачи:
- изучить и проанализировать теоретическую базу по проблеме исследования;
- подобрать методы и методики диагностики особенностей развития артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией;
- исследовать особенности развития артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией;
- разработать содержание логопедической работы, направленной на коррекцию звукопроизношения, как компонента произносительной стороны речи с использованием взаимосвязи в развитии мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией;
- апробировать и проанализировать эффективность содержания логопедической работы, направленной на коррекцию звукопроизношения, как компонента произносительной стороны речи с использованием взаимосвязи в развитии мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Методы исследования:
- теоретические (анализ педагогической, психологической, медицинской и методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (наблюдение, организация и проведение экспериментального исследования);
- методы обработки полученных результатов (качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования).
Методологическая основа исследования, включает следующие положения:
- о взаимосвязи в развитии речи и моторной сферы ребенка
(Т. В. Верясова, М. М. Кольцова, О. И. Крупенчук, Е. М. Мастюкова,
У. Г. Пенфилд);
- о симптоматике и структуре речевого дефекта у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией (Е. Ф. Архипова, Л. С. Волкова,
Г. В. Гуровец, Л. B. Лопатина, О. Г. Приходько, E. H. Серебрякова,
Е. Ф. Соботович,Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина);
- о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса (Т. А. Власова, В. В. Коркунов, В. И. Лубовский, Ж. И. Шиф).
Научная новизна исследования:
- определено и уточнено содержание понятий «мелкая моторика пальцев рук» и «произносительная сторона речи»;
- выявлена взаимосвязь в развитии мелкой моторики и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией;
- определены направления, разработано и обосновано содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения, как компонента произносительной стороны речи, с задействованием одновременной работы артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией;
Теоретическая значимость исследования:
- исследована проблема особенностей в развитии мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией;
- исследована проблема особенностей в развитии артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией;
- установлено, что для успешного развития артикуляционной моторики необходима систематическая работа с использованием упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук и одновременная работа пальцев рук с артикуляционной моторикой.
Практическая значимость исследования:
- обосновано, разработано и апробировано содержание комплекса упражнений «Сказка о счастливом язычке» для проведения логопедической работы по коррекции звукопроизношения, как компонента произносительной стороны речи, с задействованием одновременной работы артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией;
- в комплексе упражнений «Сказка о счастливом язычке» задействованы современные, интересные и безопасные для детей тренажеры (силиконовый муляж полости рта, тканевая варежка «Язычок»), что позволяет максимально заинтересовать и замотивировать детей на выполнение упражнений;
- материалы исследования могут быть применены в работе логопедов, дефектологов, воспитателей, дошкольных педагогов и в домашних условиях - родителями.
База исследования:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 572 «Теремок»,
г. Екатеринбург. В экспериментальном исследовании были задействованы 15 детей в возрасте 5-6 лет из старшей группы компенсирующей направленности (Группа № 6).
Структура научно - исследовательской работы:
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, выводы по каждой главе, заключение, список источников и литературы (64), приложения (7).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе научного исследования была проанализирована научно - методическая литература в соответствии с темой исследования, реализованы констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента, проанализированы полученные результаты. В процессе анализа были изучены различные подходы к определениям понятий «мелкая моторика пальцев рук» и «произносительная сторона речи» и сформулированы наиболее точные, включающие все важные компоненты, определения данных понятий, также рассмотрены компоненты изучаемых феноменов в данном исследовании, и проанализирована значимость взаимосвязи данных феноменов. Изучено влияние развития мелкой моторики пальцев рук и дифференцированных движений рук на развитие артикуляторного компонента произносительной стороны речи.
Псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной формой детской дизартрии. При псевдобульбарной форме дизартрии у детей выявляются нарушения на уровне общей, мелкой моторики и особенности в развитии произносительной стороны речи. Поэтому, детям с псевдобульбарной формой дизартрии, в зависимости от степени речевых нарушений, необходима систематическая логопедическая помощь. В данном исследовании рассмотрено использование взаимосвязи в развитии артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук в логопедической работе по коррекции звукопроизношения, как компонента произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования показали, что у детей экспериментальной группы отмечаются характерные особенности развития общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, мимики, просодической стороны речи и звукопроизношения, которые соотносятся с клиническими проявлениями дизартрических расстройств в соответствии с клинико - психолого - педагогической характеристикой детей с псевдобульбарной дизартрией. Результаты проведенных диагностических процедур подтвердили взаимосвязь в развитии артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук, которая показывает, что в большинстве случаев (у 12 из 15 детей экспериментальной группы) разрыв в баллах между оценкой уровня развития мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики не превышает 2-х баллов. Также было выявлено соотношение в нарушении развития артикуляционной моторики и нарушении звукопроизношения (при укороченной подъязычной связке детям недоступно произношение шипящих и соноров; повышенный тонус в спинке языка приводит к смягчению согласных, замене на мягкие согласные, слабость кончика языка приводит к нарушению произношения переднеязычных звуков; также на нарушение звукопроизношения влияет возрастная смена зубов - отсутствие передних зубов может приводить к межзубному произношению, замене свистяших на шипящие и так далее). На основе полученных результатов, была определена необходимость в комплексном развитии артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук в рамках коррекционной работы над произносительной стороной речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
На формирующем этапе экспериментального исследования проводилась апробация содержания работы по комплексу упражнений «Сказка о счастливом язычке». Содержание коррекционной работы включало 4 направления: знакомство с органами артикуляции с использованием муляжа полости рта; артикуляционно - пальчиковая гимнастика; отработка правильного звукопроизношения; игры на понимание артикуляционных поз с использованием муляжа полости рта и варежки «Язычок». На первых этапах работа проводится в форме ознакомительной сказки «Сказка о счастливом язычке».
По результатам формирующего этапа был проведен контрольный этап экспериментального исследования с целью проверки эффективности разработанного и реализованного комплекса упражнений. Результаты контрольного этапа экспериментального исследования показали, что у детей экспериментальной группы наблюдается положительная динамика в развитии исследуемых компонентов. Результаты контрольного этапа, в сравнении с констатирующим этапом экспериментального исследования, показывают увеличение итогового балла на 1 - 6 баллов в зависимости от индивидуальных результатов каждого ребенка экспериментальной группы. Также у большинства детей экспериментальной группы отмечаются качественные изменения в развитии исследуемых компонентов, в частности, в развитии мелкой моторики рук и артикуляционной моторики, а также у всех детей экспериментальной группы отмечается положительная динамика в коррекции звукопроизношения, наблюдается повышенный интерес к муляжу полости рта и варежке «Язычок»; дети охотно идут на занятия, с нетерпением ждут игр с использованием данных пособий; дети с желанием изучили строение полости рта; ранее недоступные для понимания упражнения, такие как «Грибок», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Гармошка», были успешно отработаны детьми; использование комплекса положительно повлияло на качество выполнения детьми артикуляционных статических и динамических упражнений; дети освоили сопряженные движения кистей рук и органов артикуляции; у всех детей наблюдается положительная динамика в вызывании и автоматизации звуков речи; дети проявляют интерес к занятиям, с желанием выполняют логопедические задания; после успешной автоматизации необходимого звука у детей наблюдалось повышенный интерес и желание отработать полученные навыки в игре «Загадки язычка»; промежуточный мониторинг также показал положительную динамику развития мелкой моторики (улучшение способность к переключению, кинетической и кинестетической основы движений).
Таким образом, систематическое использование в работе логопеда по коррекции звукопроизношения, как компонента произносительной стороны речи, комплекса упражнений, основанного на взаимосвязи в развитии мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией, повышает эффективность логопедической работы в целом.
В результате исследования раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, поставленные цель и задачи достигнуты, гипотеза доказана.


1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : ACT ; Астрель,
2008. - 254 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2007. - 331 с.
3. Бабина, Г. В. Практикум по логопедии: Дизартрия [Текст] / Г. В. Бабина, И. Р. Белякова, Е. Идес. - М. : Прометей, 2012. - 379 с.
4. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] : учебник для ВУЗов. 2-е изд., перераб. / Л. О. Бадалян. - М. : Просвещение, 1987. - 317 с.
5. Балина Е. В. Использование специальных тренажеров в развитии мелкой моторики слабовидящих дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 519-521. — URL https://moluch.ru/archive/118/32774/ (дата обращения: 31.10.2018).
6. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия. [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
7. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
8. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М. : Наука, 1990. - 496 с.
9. Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление. Сборник упражнений [Текст] / С. Е. Большакова. - М. : Сфера, 2007. - 575 с.
10. Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой [Текст] / Р. Г. Бушлякова. - СПб. : Детство-Пресс, 2011. - 240 с.
11. Вартапетова, Г. М. Нейропсихологические механизмы нарушений письма у учащихся первого класса с дизартрией [Электронный ресурс] / Г. М. Вартапетова, Е. С. Максимова // Научно - методический электронный журнал «Концепт». № S8. 2016. URL https://cyberleninka.ru/articl e/v/neyropsihologicheskie-mehanizmy-narusheniy-pisma-u-uchaschihsya-pervogo- klassa-s-dizartriey (дата обращения: 13. 10. 2018)
12. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н. Е. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 452 с.
13. Верясова, Т. В. Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса [Текст] : учебное пособие / Т. В. Верясова. - Екатеринбург. : Верхнепышминская типография, 2000. - 35 с.
14. Визель, Т. Г. Детская речь: норма и патология [Текст] / Т. Г. Визель. - Самара, 1996. - 52 с.
15. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : ACT ; Астрель,
2009. - 141 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ