ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ
ГРАЖДАН, СТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В ЦЕНТРЕ ЗАНЯТОСТИ 6
1.1 Психологические особенности безработных граждан 6
1.2 Психологический компонент в деятельности центра занятости 17
1.3 Анализ технологий психологического сопровождения безработных
граждан, стоящих на учете в центре занятости 29
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ
ГРАЖДАН, СТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В ЦЕНТРЕ ЗАНЯТОСТИ 45
2.1 Описание организации эмпирического исследования 45
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 55
2.3 Структурно-функциональная модель психологического сопровождения
безработных граждан, стоящих на учете в центре занятости 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека (Кязимов К.Г.).
Потеря работы для большинства людей влечет за собой изменение привычного образа их жизни, пониженную самооценку, тревожность и носит серьезную психологическую травму (Ермолаева С.Г.).
Для людей, потерявших работу, характерен высокий уровень стресса. Появление таких проблем у многих вызывает соматические (инфаркт, инсульт, язва желудка) и психические (неврозы, психопатические реакции) изменения состояния здоровья (Корецкая Е.В.).
Неспособность быстро адаптироваться к изменениям ситуации на рынке труда, неподготовленность к такого рода отношениям - сильные стрессовые факторы.
Специалистам служб занятости необходимо постоянно искать эффективные способы оказания психологической помощи клиентам, чтобы смягчить последствия стресса для человека, потерявшего работу, и помочь ему в кратчайшие сроки реинтегрироваться в рынок труда или адаптироваться в новых условиях иным образом.
Особенно уязвимой для успешной социальной адаптации в ситуации потери работы, является категория граждан предпенсионного возраста, т.к. в преддверии грядущих изменений в области пенсионного законодательства Российской Федерации у данной категории наблюдается повышенная тревожность и страх за свое будущее.
Поэтому наиболее важным направлением психологического сопровождения безработных граждан, стоящих на учете в центре занятости мы считаем социальную адаптацию граждан предпенсионного возраста.
Объект исследования: психологическое сопровождение безработных граждан, стоящих на учете в центре занятости.
Предмет исследования: процесс психологического сопровождения безработных граждан, стоящих на учете в центре занятости.
Цель исследования: разработать структурно-функциональную модель психологического сопровождения безработных граждан, стоящих на учете в центре занятости.
Задачи исследования:
1. изучить психологические особенности безработных граждан, стоящих на учете в центре занятости;
2. проанализировать проблему психологического сопровождения безработных граждан, стоящих на учете в центре занятости;
3. рассмотреть технологии психологического сопровождения
безработных граждан, стоящих на учете в центре занятости, представленных в трудах отечественных и зарубежных ученых;
4. разработать модель психологического сопровождения безработных граждан, стоящих на учете в центре занятости с учетом результатов эмпирического исследования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что различия личностных особенностей и социальной адаптации у мужчин и женщин предпенсионного возраста, стоящих на учете в центре занятости, может лечь в основу разработки структурно-функциональной модели их психологического сопровождения.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
• теория, история и методика социальной работы (Басов Н.Ф., Павленок П.Д., Сафонова Л.В., Чернецкая А.А.);
• теория психологического консультирования, профориентационной и коррекционной работы (Бурлачук Л.Ф., Гольева Г.Ю., Гудкова Е.В., Исмагилова Ф.С., Крыжановская Л.М., Пряжникова Е.Ю., Ридецкая О.Г., Соломин И.Л., Шевцова Т.С.);
• концепция психологического сопровождния безработных в условиях
службы занятости ( Павленков В.А., Сложенникова Л.В., Тартачева Е.А.,
Чукреев П.А., Глуханюк Н.С., Колобкова А.И., Печеркина А.А.);
• положения раскрывающие особенности психологических защитных механизмов и совладающего поведения у безработных (Гычев А.В., Грицкевич Н.К., Кононова М.Е., Корецкая Е.В., Новикова С.С., Шуванов И.Б.);
• положения, раскрывающие механизмы социально-психологической адаптации личности (Акименко А.А., Кривошеев В.Т., Луцко Е.А.).
Методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме, методы прогнозирования, моделирования, обобщения и интерпретации полученных данных); эмпирические (анкетирование, тестирование, опрос); математические методы обработки результатов (методы обобщения результатов исследования, определение количественных и качественных показателей с применением графического представления данных математической статистики).
Теоретическая и практическая значимость исследования:
На основании полученных эмпирических данных была разработана модель психологического сопровождения безработных граждан, стоящих на учете в центре занятости, и разработана программа социальной адаптации безработных граждан предпенсионного возраста стоящих на учете в центре занятости.
Неспособность быстро адаптироваться к изменениям ситуации на рынке труда, неподготовленность к такого рода отношениям для граждан предпенсионного возраста - сильные стрессовые факторы.
Специалистам служб занятости необходимо постоянно искать эффективные способы оказания психологической помощи клиентам, чтобы смягчить последствия стресса для человека, потерявшего работу, и помочь ему в кратчайшие сроки реинтегрироваться в рынок труда или адаптироваться в новых условиях иным образом.
Психологическое сопровождение в центре занятости осуществляется в трех направлениях: профессиональная ориентация, психологическая поддержка и социальная адаптация, что позволит оказывать многостороннюю психологическую помощь людям, оказавшимся в ситуации поиска работы.
Важным направлением психологического сопровождения безработных граждан мы считаем социальную адаптацию, т.к. адаптивная личность может оптимально для себя приспособиться к условиям функционирования в изменяющейся среде и дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию.
Анализ научных исследований показал, что критериями адаптивной личности являются: адекватная самооценка, низкий уровень тревожности, высокий уровень коммуникативных способностей, моральная нормативность, мотивация к труду.
На основании полученных эмпирических данных была разработана модель психологического сопровождения безработных граждан, стоящих на учете в центре занятости, и разработана программа социальной адаптации безработных граждан предпенсионного возраста.
1. Закон Российский Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости
населения в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 11.02.2018).
2. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 12.06.2018).
3. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27
сентября 1996 г. № 1 "Об утверждении Положения о профессиональной
ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 04.03.2018).
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.01. 2013 г. № 3 "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда". [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 04.03.2018).
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.01. 2013 г. №4 «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан» [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 04.03.2018).
6. Приказ Минтруда России от 23.08.2013 N 380н (ред. от 27.09.2017) "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования".
[Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 09.06.2018).
7. Приказ Минтруда России от 12.01.2017 N 17 "Об утверждении единых требований к деятельности органов службы занятости" [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 04.03.2018).
8. Приказ Департамента по труду и занятости населения Свердловской области от 26.07. 2013 № 262 «Об утверждении Административного регламента Департамента по труду и занятости населения Свердловской области предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда» [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 10.06.2018).
9. Приказ Департамента по труду и занятости населения Свердловской области от 23.08.2013 № 297 «Об утверждении Административного регламента Департамента по труду и занятости населения Свердловской области предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан». [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 10.06.2018).
10. Приказ Департамента по труду и занятости населения Свердловской области от 20.01.2014 № 17 «О внесении изменений в Административный регламент Департамента по труду и занятости населения Свердловской области предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования». [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 10.06.2018).
11. Абдрахманова И.К. Формирование адаптивности безработных граждан к условиям рынка труда // Концепт. 2015. Спецвыпуск №1. С. 1-6.
12. Агафонов В.Г., Тартачева Е.А., Коржавина Н.А. Организационно - содержательное обеспечение профессиональной ориентации граждан государственными учреждениями службы занятости населения Свердловской области. Екатеринбург: Департамент по труду и занятости населения Свердловской области. 2017. 140 с.
13. Акименко А.К. Понятие адаптации, ее критериях и механизмах адаптационного процесса // Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: ИЦ «Наука», 2011. Выпуск 3. С. 5-18
14. Басов Н.Ф., Социальная работа: учеб. пособие для бакалавров, 3-е изд. перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. 352 с.
15. Белашева И.В., Ершова Д.А., Есаян М.Л., Технологии формирования модели безопасного поведения: учеб. пособие (курс лекций). Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. 165 с.
16. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. СПб.:Питер, 2006. 351 с.
17. Глуханюк Н.С., Колобкова А.И., Печеркина А.А. Психология
безработицы: Результаты исследований. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос.
проф.пед. ун-та, 2003. 86 с.
18. Гольева Г.Ю. Психологическое консультирование. Учебное пособие. Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2016. 112с.
19. Гудкова Е.В. Основы консультирования: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. 125 с.
20. Гычев А.В., Грицкевич Н.К., Кононова М.Е. Особенности психологических защитных механизмов и совладающего поведения у безработных (гендерный аспект) // Вестник ТГПУ. 2010. №2. С.98-101.
21. Дудина М.М., Семенова С.Л. Технологии трудоустройства. Екатеринбург: Изд-во: Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015.180 с.
22. Ермолаева С.Г.Рынок труда: учеб. пособие. Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 2015. 108 с.
23. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. 479 с.
24. Исмагилова, Ф. С.Профессиональное консультирование: учеб. пособ. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2011. 210 с.
25. Корецкая Е.В. Проблема саморегуляции активности безработных в ситуации потери работы // Ученые записки: электронный журнал Курского государственного университета. 2012. №1(21). [Электронный ресурс]: Ученые записки: электронный журнал Курского государственного университета. URL: http://www.scientific-notes.ru/ (Дата обращения: 18.01.2018).
26. Кривошеев В.Т. Социально-профессиональная адаптации безработных. Учебное пособие. Саратов: ПМУЦ, 2003.139 с.
27. Крищенко Е.П. Гендерные особенности ценностных ориентаций
и смысложизненных стратегий безработных юношей и девушек
// Психология обучения. 2015. №8. С.115-123
28. Крыжановская Л.М. Методы психологической коррекции личности: учеб. для вузов (бакалавриат). М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. 239 с.
29. Кязимов К.Г. Регулирование рынка труда и занятости населения:монография. М., Берлин: Директ-Медиа. 2017. 203 с.
30. Лупандин В.И. Математические методы в психологии: учеб пособ. 4-е изд., перераб., Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. 196 с.
31. Луцко Е.А. К вопросу об определении критериев и факторов эффективности адаптации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12.Социология. 2008. №1. С. 205-209.
32. Маратканова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение безработных
в процессе их профессионального обучения: Автореф. дис. к.пс.н.,
Екатеринбург, 2006. 24 с.
33. Новикова С.С., Шуванов И.Б. Стратегии копинг-поведения и жизнестойкость безработных в зависимости от стажа безработицы // Education Science and Psychology. 2016. №3 (40). С.3-7.
34. Овчарова Е.В. Психологические особенности безработных в зависимости
от стажа безработицы // Вестник ЯрГУ им. П.Г.Демидова. Серия гуманитарные науки. 2012. №4/1(22/1). С. 103-107.
35. Оганян К.М., Манько Ю.М. Социальные проблемы занятости: учеб. пособие. СПб: ООО «Веда». 2009. 312 с.
36. Павленков, В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. М.: Изд-во МГУ, 2004. 368с.
37. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учеб.
пособие, 10-е изд., испр. и доп. М: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К», 2015. 592 с.
38. Пантелеева В.В., Арбузенко О.И. Психология кризисных состояний личности: учеб. пособие. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2011. 194 с.
39. Пряжникова Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 496 с.
40. Ридецкая О.Г. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности: хрестоматия. М.: Изд. центр ЕАОИ, 201. 806 с.
41. Рофе А.И.Экономика труда : учебник. М.: КНОРУС, 2010. 400 с.
42. Сафонова Л.В. Психология социальной работы: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2012.256 с.
43. Сложенникова Л.В. Информационная деятельность, психологическая поддержка и социальная адаптация безработных как стратегический ориентир государственной политики на рынке труда // Вестник Ярославскогогосударственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2012. №4(22). С. 85
44. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс- диагностики и профессионального консультирования. СПб: Речь. 2006. 171 с.
45. Сунцова Я.С., Кожевникова О.В., Диагностика профессионального становления личности: учеб.-метод. пособ., часть 3. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2012. 144 с.
46. Сунцова Я.С.Диагностика профессионального самоопределения:
учеб.-метод. пособ., Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. 112 с.
47. Тартачева Е.А. Предоставление государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан. Департамент по труду и занятости населения Свердловской области. Екатеринбург. 2016.104 с.
48. Чернецкая А.А. Технология социальной работы: Учебник. Ростов н/Д: «Феникс», 2006.400 с.
49. Чукреев П.А., Корытова Е.В. Занятость населения и её регулирование: учеб. пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. 212 с.
50. Шевцова Т.С. Основы психологического консультирования: учебное пособие. Тюмень: Издательство тюменского государственного университета, 2014. 328 с.