Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мотив странничества в лирике С. Есенина: материалы к изучению в школе

Работа №96502

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Феномен и мотив странничества в мировой культуре
1.1. Феномен странничества в мировой культуре
1.2. Истоки феномена странничества в русской культуре
1.3. Феномен странничества как явление христианской культуры
1.4. Странник и странничество в русской литературе
1.5. Теория мотива
Глава 2. Мотив странничества в творчестве А. С. Есенина
1.1. Раннее творчество Сергея Есенина. Первый сборник стихотворений «Радуница» (1916 г.)
1.2. Мотив странничества в творчестве Сергея Есенина 1917-1923 гг.
1.3. Мотив странничества в творчестве Сергея Есенина в последние годы жизни поэта (1924-1925 гг.)
Заключение

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) в селе Константиновке Рязанской губернии и уезда в семье крестьянина Александра Никитича Есенина и крестьянки Татьяны Федоровны, урожденной Титовой. Первые три года жизни он провел в доме бабушки - Аграфены Панкратьевны Есениной, после (с 1899 г. по 1900 г.) - в доме деда Федора Андреевича Титова. В 1904 г. Сергей Есенин поступил в Константиновскую земскую школу, где проучился пять лет (вместо положенных четырех). После окончания в 1909 г. родители Есенина определили его в церковно-приходскую школу в селе Спас-Клепики. Здесь он начинает свой творческий путь.
Судьба Сергея Есенина - блистательное подтверждение того, что на поэта возлагается священная миссия: быть совестью народа, летописцем народной души и в то же время ее врачевателем. В его стихах и поэмах есть и беспощадный нравственный счет к своим ошибкам и заблуждениям, и кричащие противоречия, отражающие объективные противоречия самой действительности, равно как и субъективные взгляды самого поэта. Он не уходит, не отстраняется от самых жгучих, самых животрепещущих, самых сложных социально-классовых, политических, моральных, нравственных, этических проблем, которые встали перед Родиной поэта, перед его народом.
На протяжении всего творчества С. Есенина звучит мотив странничества в разных его вариациях: с самых ранних произведений в сборнике стихотворений поэта «Радуница», где героем является паломник, юродивый или пришедший на землю Иисус до поздней лирики, где лирическим героем становится биографический автор, скитающийся, «таскающийся» по чужим землям в надежде вернуться на родную землю.
Актуальность темы моей Выпускной квалификационный работы обусловлена тем, что мотив странничества является одним из устойчивых мотивов мировой литературы. Мотив странничества занимает важное место в творчестве С. Есенина, заметно трансформируется от ранних стихотворений к более позднему творчеству. Изучение материала позволяет проследить характер лирического героя и особенности поэтического мира Есенина (начиная от первых стихотворений, датированных 1909 г. и заканчивая самыми поздними произведениями поэта 1925 г.), варьирование мотива странничества и его трансформацию. Несмотря на то, что исследователи уже обращались именно к этому мотиву в лирике С. Есенина, материал трансформации и варьирования все ещё не до конца изучен.
Немаловажным является практический аспект использования данной работы в школе на уроках литературы в 10-11 классах для углубления понимания лирического героя С.А. Есенина учащимися. Многие мотивы творчества поэта перекликаются с устойчивым мотивом странничества, дополняя его: мотив дороги, одиночества, евангельские мотивы, тема предназначения поэта и поэзии, а в позднем творчестве - тема матери и мотив возвращения домой. Варьирование и трансформация мотива странничества в творчестве Есенина позволяет проследить не только развитие творческой индивидуальности, но и изменение мировоззрения поэта в течение его жизни, влияние автобиографических и исторических событий на судьбу и творчество.
Предмет исследования: творчество С. А. Есенина.
Объект исследования: варьирование и трансформация мотива странничества в лирике С. А. Есенина.
Целью данной Выпускной квалификационной исследование мотива странничества в творчестве Сергея Александровича Есенина и его трансформация.
Из цели курсовой работы вытекают следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по теории мотива;
2. Изучить научную литературу, посвящённую феномену странничества в мировой и русской культуре и литературе; а также в лирике Есенина;
3. Проанализировать стихотворения С.Есенина, в которых появляются образы странников и звучит мотив странничества; определить семантику и функции мотива;
4. Проследить за трансформацией образа странника и мотива странничества в лирике С. Есенина.
Методологической базой данной Выпускной квалификационной работы стали работы по изучению феномена странничества С.М. Соловьева, который первым обратился к рассмотрению феномена странничества в русской культуре, Д.Ю. Дорофеева, изучающего данный феномен в различных культурных традициях, что позволяет создать базу для сравнительного анализа данного феномена в разных культурах, а так же Б.П. Вышеславщева и Н.А. Бердяева, философски осмысливших феномен странничества как одну из особенностей менталитета русского народа и др.
Обращаясь к трудам по теории мотива нельзя не сказать о таких исследователях, как А.Н. Веселовский, давший наиболее полное определение мотива как литературоведческого термина, В.Я. Проппа, полемизируещего с ним в своих работах, Б.В Томашевкого, Б.М. Гаспарова, а так же И.В. Силантьева, давшего досканальный обзор практически всех точек зрения на теорию мотива, в том числе и в современном литературоведении и др.
Исследования, посвящённые творчеству С.А. Есенина, безусловно, оказались самыми важными для понимания художественного своеобразия лирика поэта. В ходе работы мы обращались к таким исследователям, как Н.Л. Лейдерман, писавший в своей монографии о важном для данной работы центральном лирическом персонаже ранней лирики Есенина и Ю.Л. Прокушев, обращавшийся к истокам мотива странничества в раннем творчестве поэта. Что немаловажно оба исследователя видели во многих произведениях Есенина меты автобиографизма. Н.И. Шубникова-Гусева в своем пособии дает краткий обзор жизни и творчества поэта с методологической основой. Биографический аспект так же является немаловажным для нас, поэтому мы обращались к таким исследователям, как И.Н. Розанов и И.А. Белоусова и автобиографии самого поэта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В разные творческие периоды странник осмысляется С. Есениным по-разному. От стихотворения к стихотворению, от более ранних к последним можно отметить градацию образа героя-странника: богомолец, калик, юродивый - Иисус Христос - паломник - бродяга, скиталец - философское осмысление странничества.
В ранние годы, до 1916 г., поэт обращается к религиозным, евангельским мотивам странничества. В сборнике «Радуница» он часто использует в своих стихотворениях образы религиозных странников («Пойду в скуфье смиренным иноком...») и юродивых («По дороге идут богомолки», «Калики»), находящихся в благочестивом богоискании, а также Иисуса Христа, идущего «пытать людей в любви».
Как пишет Н.Л. Лейдерман, «Центральный лирический персонаж первого сборника Есенина «Радуница» (1915) - Инок» [Лейдерман, 2007: 23], которому свойственно «поведение, в основе своей восходящее к поведению юродивого, т.е. Божьего избранника, говорящего напрямую с богом» [Жданов, 1995: 6], по мнению поэта Ивана Жданова. Но он выделяет только одну грань образа, тогда как «на самом деле, образ Инока в есенинском исполнении далек от однозначно идеализированного изображения, душа Инока - это клубок амбивалентных настроений и чувствований. С одной стороны, он выступает носителем ролевых канонических мотивов: религиозного экстаза, аскетической отрешенности от всего земного, мистического печалования по поводу неизбежного ухода» [Лейдерман, 2007: 23], «однако, самый главный субъект религиозного чувства есенинского Инока - это родная земля с ее полями и лесами, деревня с ее повседневным обиходом» [Лейдерман, 2007: 23].
В период социальных перемен, в 1917-1923 гг., С.А. Есенин редко обращается к мотиву странничества. Но, с другой стороны, именно в этот период происходят основные изменения в мировоззрении поэта, а, следовательно, и в мотивах творчества Есенина. Если в первые годы этого периода (1917-1918 гг.) в стихотворениях еще появляются евангельские образы, например, Марии Магдалины («В лунном кружеве украдкой...»), то позже мотив странничества начинает свою очевидную трансформацию, переплетается с мотивом дороги, разлуки, неприкаянности, одиночества, ненужности, отщепенства, он получается свое воплощение в образах скитальцев, бродяг и забулдыг. В конце периода также начинают проскальзывают автобиографические меты.
В этот же период С.А. Есенин начинает задумывать о предназначении поэта, о том, что он может оставить после себя («О Русь, взмахни крылами...», «Там, где вечно дремлет тайна.»), в этих мыслях можно просмотреть, развивающееся в позднем творчестве философское осмысление мотива странничества.
В позднем творчестве поэта (1924-1924 гг.) получают свое развитие мотивы одиночества, бесприютности, непонимания. Главным героем становится скиталец, бродяга без родного угла. В самых поздних стихотворениях Есенин придерживается убеждения, что человек - странник и гость на земле, будь то странник-богомолец, бродяга или просто утративший все связи с прошлым человек.
К этому периоду мотив странничества в религиозном, богомольном аспекте практически исчезает из произведений С.А. Есенина. Странничество, как феномен православного духа выходит из творческого мира поэта.
Странствующим героем есенинской лирики позднего периода становится уже не паломник или юродивый, ищущий истину в Боге, а, чаще всего, биографический лирический герой, оставивший родную землю, скитающийся по миру и пытающийся вернуться в свои края.
Именно это варьирование странника от богомольца до бродяги и скитальца внутри своего феномена определяет трансформацию мотива и лирического героя в стихотворениях поэта.
Более того, основные произведения позднего периода созданы Есениным в период пребывания им за границей: в Западной Европе и Америке, в восточных странах - Азербайджане, Грузии, а также на Кавказе.
Именно поэтому часто в стихотворениях появляется мотив усталости от бродяжничества, угасание «бродяжьего» духа. Важно для этого периода упоминание дома не как недостижимого объекта, а как места завершения жизненных скитаний.
Меняется даже отношение поэта к странникам-богомольцам. Если раньше это было почитание и уважение, и даже в «Каликах» по-юношески добрая насмешка, то в творчестве последних лет аскетичный образ монахов вызывает у Есенина насмешку и жалость: «Тех, которым ничего не надо, / Только можно в мире пожалеть.» («Золото холодное луны...» (I, 183))
Несмотря на то, что в большинстве стихотворений проявляются меты автобиографизма и странник становится все менее абстрактным, на первый план выходит не конкретные путешествия лирического героя или биографического автора, а новое - философское осмысление странничества как временного присутствия человека на земле.
Поэтому в позднем творчестве в совокупности с мотивом странничества появляются мотивы окончания жизни, неминуемого рока. Поэт в образе лирического героя начинает анализировать свой жизненный путь, свое литературное творчество, вновь обращается к теме предназначения поэта («Быть поэтом - это значит то же.»).
На каждом из рассмотренных этапов осуществляется вариативность образа странника: он то богомолец, ищущий духовное знание в своих хождениях, то неприкаянный бродяга без дома и цели. Несмотря на это, очевидно, происходит трансформация мотива странничества и образа странника от светлого религиозного богомольства до бесцельного бродяжничества и скитальчества с семантикой злого рока и фатальности.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ