ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ 11
1.1. Понятие и сущность категории «социальное здоровье личности» 12
1.2. Основные факторы, влияющие на здоровьесберегающую среду
общеобразовательной организации 23
1.3. Условия сохранения здоровья обучающихся в образовательной
организации 38
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 51
2.1. Анализ здоровьесберегающих технологий в образовательной
организации 51
2.2. Опытно-поисковая проверка организационно-педагогических условий
сохранения здоровья обучающихся на базе ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации 68
2.3. Методические рекомендации педагогическому коллективу по
совершенствованию условий сохранения здоровья обучающихся 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
В наступившем XXI веке для современной России динамичное поступательное развитие возможно только с решением государством и обществом проблем возрождения физического, духовного и социального здоровья нации.
В сложившейся ситуации необходимо, чтобы коренным образом изменилась психологическая установка у каждого сознательного гражданина страны, для чего требуется сформировать у него осознанное понимание, что здоровье должно стать предметом обязательной заботы каждого человека.
Во всех государственных институтах воспитания и обучения должно формироваться понятие, что престижность здорового образа жизни выгодна не только в целом (для общества), но и экономически - лично для себя.
В государственном масштабе проблема комплексного внедрения физических и духовно-оздоровительных программ должна осуществляться с учетом всех факторов, т.к. она определяется в границах системы «Человек - природа - общество». Эта сфера деятельности как никакая другая является по своей сути уникальной и незаменимой в силу того, что она охватывает и решает такие глубинные процессы жизни общества, как профилактика физических и социальных недугов, укрепление здоровья, сохранение творческой работоспособности и долголетия, организация и воспитание подрастающего поколения.
Резкое ухудшение экологической ситуации в мире, социальные обострения и катаклизмы привели к негативным изменениям состояния здоровья всего населения планеты. Увеличилось не только количество заболеваний, но и значительно расширился их возможный спектр. Особую озабоченность всегда вызывает заболеваемость детей и подростков, как основы будущего любого государства.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. К окончанию школы только 10% выпускников относятся к категории здоровых. Это связано с тем, что для ребенка от 6 до 17 лет эти влияния возникают, в основном, в среде системы образования, которая составляет более 70% времени его бодрствования [6, 49, 33]. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется теми фактами, что сохранение здоровья и, особенно, здоровья детей в общеобразовательных организациях приобретает в настоящее время особую значимость, становится приоритетным направлением в государственной политике России и при этом ухудшение здоровья всех участников образовательной деятельности стало на сегодняшний день не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой [20].
Проблеме сохранения здоровья нации уделено огромное внимание в документах, определяющих государственную политику России в сфере образования:
1. Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека является одним из основополагающих принципов, закрепленных в ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № ФЗ-273 [81].
2. ФГОС определяет образовательное пространство, в рамках которого формируются интеллектуальные, эмоциональные и нравственные составляющие развивающейся личности.
3. Одной из задач подпрограммы 4 «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы является: «Создание современной инфраструктуры неформального образования для формирования у обучающихся социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни» [57].
4. В Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года в рамках выполнения национального проекта «Здоровье» одним из направлений формирования здорового образа жизни является внедрение целой системы государственных и общественных мер, в том числе, по «созданию системы мотивирования руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников» [32, 46].
На сегодняшний день в науке сложились определенные теоретико-методологические и методические предпосылки для разработки проблемы формирования социального здоровья обучающихся общеобразовательных организаций. Исследованы необходимые условия для создания здоровьесберегающей среды и формирования здорового образа жизни обучающихся (М.Я. Виленский, Б.А. Воскресенский, Л.А. Коротаева, А.Ц. Пуни, С.Г. Сериков, А.В. Шувалов и др.).
Методологические основы здоровьесберегающего подхода к организации образовательной деятельности отражены в работах Н.М. Амосова, М.М. Безруких, И.В. Дубровиной, В.П. Казначеева, В.И. Слободчикова, Л.Г. Татарникова, А.Г. Хрипкова и др.
В трудах Н.К. Смирнова, Л.Д. Соломенко, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и др. рассмотрены вопросы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности. В ряде исследований отражены различные аспекты проблемы влияния социальной среды на здоровье человека (А.Г. Асмолов, В.Г. Бочарова, Л.П Буева, Д.П. Дербенев, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Р.В. Овчарова, М.И. Рожков и др.).
В диссертационных исследованиях Т.П. Васильевой, Н.А. Кузнецовой, И.И. Семёновой, Т.Ф. Ореховой и др. проанализированы подходы различных наук (медицины, социологии, философии, педагогики, психологии) к здоровью, исследовалось влияние школы и семьи на сохранение здоровья школь-ников, оценивалось состояние здоровья детей при различных формах организации образовательной деятельности.
Несмотря на интенсивность исследований, проблема формирования социального здоровья обучающихся в условиях современных общеобразовательных организаций остается актуальной, так как это зависит от условий, созданных в образовательных организациях, от воспитанности обучающихся и их наставников вести здоровый образ жизни.
Исходя из актуальности вышесказанного, вытекает проблема, которая состоит в необходимости обязательного применения технологий здоровьесбережения в любой образовательной организации и постоянного развития системы организационно-педагогические условий сохранения здоровья обучающихся, о чем говорят, в том числе, исследования, проведенные на базе ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации. Выделенная проблема позволила определить тему исследования: «Развитие организационно-педагогических условий сохранения здоровья обучающихся в образовательной организации».
Объект исследования: процесс развития организационно-педагогических условий сохранения здоровья обучающихся в образовательной организации.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательной организации.
Цель исследования: выявить и обосновать организационно- педагогические условия сохранения здоровья обучающихся в образовательной организации на основе здоровьесберегающих технологий, проанализировать их реализацию в ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации и выработать методические рекомендации педколлективу по совершенствованию организационно-педагогических условий сохранения здоровья обучающихся.
В основу выпускной квалификационной работы положена гипотеза, согласно которой результативность работы по сохранению здоровья обучающихся в образовательной организации обеспечивается при соблюдении следующих организационно-педагогических условий [72]:
1. Создание, постоянное развитие и усовершенствование здоровьесберегающих технологий в образовательной организации, к которым относятся:
- здоровьесберегающие образовательные технологии в ходе учебных занятий;
- здоровьесберегающие медицинские технологии;
- здоровьесберегающие технологии административной работы в образовательной организации;
- здоровьесберегающие технологии семейного воспитания.
2. Внедрение в образовательную деятельность образовательной организации «здоровьеформирующих образовательных технологий», включающих психолого-педагогические технологии здоровьесбережения, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих, его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены (сформулированы) следующие задачи исследования:
1) проанализировать историко-педагогические аспекты проблемы социального здоровья личности;
2) обобщить основные факторы и условия, влияющие на здоровьесберегающую среду образовательной организации;
3) проанализировать используемые в образовательных организациях здоровьесберегающие технологии;
4) осуществить опытно-поисковую проверку организационно- педагогических условий сохранения здоровья обучающихся на базе ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации;
5) выработать методические рекомендации педагогическому коллективу по совершенствованию условий сохранения здоровья обучающихся.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической, биологической, социальной литературы, учебно-методических и нормативных документов, сравнительно-сопоставительный, системно-логический анализ, моделирование);
- эмпирические (анкетирование, беседа, самооценка, экспертная оценка, педагогический эксперимент);
- статистические (математическая и статистическая обработка данных).
Экспериментальной базой исследования явилось ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит:
- в проведении опытно-поисковой проверки организационно - педагогических условий сохранения здоровья обучающихся и наличия здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательных организациях интернатовского типа, к которым относятся довузовские образовательные учреждения Минобороны России (их уже более 30) и которым не уделяется должного внимания в современных документах и исследованиях;
- в обосновании и разработке сберегающих здоровье обучающихся учебных режимов (распорядок дня ОО, школьное расписание, и т.д.) на основании требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. (такие объемные исследования проводились на основании устаревшего закона РФ от 10.07.92 № 3266-I «Об образовании»);
- в разработке алгоритма составления школьного расписания с максимальным использованием возможностей программы «Microsoft Office Excel», позволяющего контролировать и изменять распределение учебной недельной нагрузки на основании требований СанПиН 2.4.2.2821-10 (ранее такие исследования также проводились на основании устаревших требований СанПиН 2.4.2.1178-02);
- в разработке предложений по интегрированной шкале приемлемости (трудность+утомительность) предметов и на ее основе - шкале определения трудности учебного дня, исходя из требований СанПиН 2.4.2.2821-10.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложены для практической реализации и внедрены в образовательную деятельность модель макета составления школьного расписании, которое составляется на основе разработанного алгоритма составления школьного рас-писания с учетом распределения недельной учебной нагрузки согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 с максимальным использованием возможностей офисной программы Microsoft Office Excel; методические материалы оздоровительно-развивающего содержания структуры урока.
Надежность и достоверность полученных результатов, основных положений и выводов исследования обеспечены достоверностью исходных методологических оснований, междисциплинарным характером изучаемых проблем, сочетанием научно-теоретического и практического подходов, практическим подтверждениям основных положений исследования в результате опытно-поисковой проверки и успешной апробацией их в педагогической работе, математическим анализом полученных данных.
Положения на защиту:
1. Сохранение здоровья обучающихся обеспечивается созданием и внедрением в образовательную деятельность школы комплекса организационно-педагогических условий оздоровительной направленности.
2. Рациональная организация образовательной деятельности построена на использовании разработанной и апробированной технологии составлении и изменения школьного расписания занятий, шкалы приемлемости предметов, шкалы трудности учебного дня.
3. Одним из компонентных организационно-педагогических условий сохранения здоровья при обучении является урок, имеющий в своей структуре оздоровительно-развивающие компоненты.
4. Снятие стрессового состояния, вызванного учебной деятельностью, коррекция произвольного внимания, повышение умственной работоспособности школьников достигается использованием в образовательной деятельности технологии по выработке навыков саморегулирования психоэмоционального состояния.
Структура работы. Выпускная контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы из 89 наименований; содержит 12 приложений. Полный объем работы 148 страниц.
В ходе опытно-поисковой проверки организационно-педагогических условий сохранения здоровья обучающихся, проведенной на базе ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации, задачами которой явился мониторинг организационных механизмов управления образовательным пространством ЕкСВУ, обработка эмпирического материала по всем аспектам исследований, в том числе осуществлялся анализ результатов апробации составленного с максимальным использованием возможностей программы Microsoft Office Excel расписания учебных занятий, установлено, что в широком смысле под формированием социального здоровья несовершеннолетних следует понимать целенаправленную, сознательно регулируемую на всех уровнях общества систему практических, социальных, политических, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических, информационно-технологических, морально-этических мер, обеспечивающих оптимальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства.
Проблему формирования социально-здоровой личности исследуют философия, социология, психология, юриспруденция и другие науки. Наработки многих наук позволили науке педагогике внедрять формирующий, синергетический, антропологический, культурологический, аксиологический, герменевтический, социализирующий, психотерапевтический, гендерно-половой подходы к формированию здорового образа жизни обучающихся, чтобы в образовательных организациях создавать здоровьесберегающую среду.
Основными факторами создания здоровьесберегающей среды в образовательной организации становятся: социально-психологические, социально-педагогические, социально-нормативные, общественно-политические и социально-экономические. Главная задача реализации здоровьесбережения - это такая организация образовательной деятельности на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся не со-провождается нанесением ущерба их здоровью. Наблюдения показывают, что создание условий здоровьесберегающей среды в образовательной организации позволяет обучающихся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Критериями оценки здоровьесберегающей деятельности образователь-ной организации можно считать медико-педагогические, социально-педагогические, организационно-управленческие условия.
Необходимость создания и развития условий сохранения здоровья обучающихся в образовательной организации проанализирована на примере здоровьесберегающих технологий. В частности: здоровьесберегающих технологий административной работы в образовательной организации; здоровьесберегающих медицинских технологий; здоровьесберегающих образовательных технологий, реализуемых в ходе учебных занятий и, наконец, здоровьесберегающих технологий семейного воспитания.
Степень внедрения этих технологий проанализирована на примере ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации.
Опытно-поисковая проверка организационно-педагогических условий внедрения здоровьесберегающих технологий на базе ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации позволила сформулировать ряд рекомендаций педагогическому коллективу:
1. Дальнейшее внедрение и своевременное использование здоровьесберегающих технологий административной работы в вопросах развития и совершенствования материально-технической базы и поддержания ее в надлежащем состоянии.
2. Разработка Программы ЕкСВУ по сохранению и укреплению здоровья суворовцев - документа, регламентирующего комплексную работу училища по здоровьесбережению воспитанников - с целью координации работы всех служб и подразделений училища в вопросах обеспечения здоровьесберегающей внутренней среды
3. Корректировка распорядка дня ЕкСВУ с целью создания условий для составления расписания учебных со 100% соответствием требованиям Сан- ПиНов, для чего заменить перерыв после 4 часа учебных занятий продолжи-тельностью 95 мин на перерыв после 3 часа учебных занятий продолжительностью 30-35 мин, что позволит проводить уроки 5-6 часом с большей продуктивностью и освободить 1 час от уроков по «сложным» предметам.
4. Проведение конференции (педсовета), посвященной распространения передового педагогического опыта по внедрению здоровьесберегающих технологий при организации содержания образовательной деятельности.
5. Продолжить системное внедрение здоровьесберегающих технологий в ходе реализации учебных занятий и, особенно, инновационных.
6. Создание особых условий в образовательной организации для профилактики таких заболеваний, как нарушение осанки, уплощенные стопы, возрастные артропатии, плоскостопие, близорукость, заболевания носоглотки.
7. Разработка Методических рекомендаций по режиму питания суворовцев в период проведения каникул и тесное сотрудничество с родителями (законными представителями) по их соблюдению.
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - Кемерово, 1981. - 198 с.
2. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г.Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2014.
3. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. - М.: Академия, 2001. - 592 с.
4. Арутюнова Е. М. Российская идентичность в представлениях московских студентов// Социологические исследования № 8, 2007. - 15 с.
5. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. - М., 2004.
6. Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей// журнал «Magister», 1999. - № 3. - с. 31.
7. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ Под ред. Д.А.Леонтьева, М.: Смысл, 1997. - 67-91с.
8. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования// Валеология. 2012. - № 1.
9. Вартанян Е.В. Социокультурные основы профессиональной идентичности студентов ведомственных и юридических вузов России: проблемы теоретического осмысления. - Краснодар, 2014.
10. Васильева О.С., Филатова Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. - М.: Академия, 2001. - 237 с.
11. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология. 2011. - № 4.
12. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий обучения на здоровье школьников/ Под ред. А. Г. Хрипковой. - М., 1997.
13. Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном
процессе// Валеология. 2012. - № 4.
14. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).
15. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. - М., 2000. - 505 с.
16. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы//Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. № 2.- М., 1995. - 16-46 с.
17. Горшков М.К. От любви до ненависти и обратно//Российская газета. 3 ноября 2017 г. № 250.
18. Грошева Т.И. Здоровье, которое всегда с тобой. - Мозырь, 2012.
19. Гурвич И.Н. Социальное здоровье [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://deviantology. spb.ru/old/ru/publications/Gurvich social health. pdf.
20. Гурьев А.В. Формирование условий сохранения здоровья учащихся и учителей в общеобразовательном учреждении/ А.В. Гурьев// - Москва: МИГУ, журнал «Преподаватель XXI век», 2010. - №3, т1. - с. 51-54.
21. Декларация прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года).
22. Дмитриев А.А. Оздоровительная направленность обучения как один из важнейших принципов педагогической валеологии/ Проблемы педагогической валеологии. Сборник научных трудов под ред. проф. Колбанова В.В.- Санкт-Петербург, 2011.
23. Дьюи Дж. Демократия и образование/ Пер. с англ. - М., 2000.
24. Запесоцкий А.С. дети эпохи перемен: их ценности и
выборы//Социологические исследования №12, 2006. - 98-104 с.
25. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно¬воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа. 2013.
26. Здоровьесберегающее образование: теоретические и прикладные аспекты: сб. ст./ Перм. гос. пед. ун-т [и др.]. - Пермь: Кн. мир; - Звезда, 2012.
27. Здоровьесберегающие технологии в практике медицинской сестры детского дошкольного учреждения и школы./ Под ред. З.Е.Сопиной. -
Раменское: МОМК № 2, - 2007. - 350 с.
28. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»// Практика административной работы в школе. 2012.
29. Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО [Электронный ресурс].:http://edu. perm. ru/poipkro/val/n-issldey.htm.
30. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). - М.: Издательский центр «МарТ» - Ростов-на-Дону 2005.
31. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
32. Концепции развития здравоохранения до 2020 года. - разработана на основании распоряжения Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.».
33. Короткевич М., Короткевич А. Школа как фактор сохранения здоровья учащихся/ М.Короткевич, А.Короткевич// журнал «Учитель», 2003. - № 1. - с. 30.
34. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М., 2000.
35. Куган Б.А. Управление здоровьесбережением в образовании./ Вестник ЮУрГУ, № 26, - 2007.
36. Кузнецова Л.М. Современные особенности здоровья детей и подростков и их взаимосвязь с проблемами образования// Перемены. 2012.
37. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья
школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2011.
38. Лай В.А. Школа действия : Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры/ авторизированный пер. с нем. Е.Пашуканиса. - СПб.: Изд-во «Школа и жизнь», 1914. - 213 с.
39. Лебедева Н.Т. Профилактическая культура для детей : Пособие для педагогов и воспитателей. - Минск, 2004. - 190 с.
40. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы, -М.: Смысл, 1999.
- 423 с.
41. Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения»/Под ред. М.М.Безруких и В.Д.Сонькина. - М.: Триада- фарм, 2012.
42. Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки суворовцев Екатеринбургского суворовского военного училища. - 2017, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //eksvu. mil. ru/ Ob uchilische/Dokumenty/Lokalnye-normativnye-akty/Obrazovatelnaya-deyatelnost.
43. Молодежь. Инновации. Будущее//Тезисы Межрегиональной науч¬но-практической конференции студентов и молодых ученых Юга России. 26¬27 сент. 2007 г. - Ростов-на-Дону, 2007.
44. Мудрик А.В. Воспитание// Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. - М., 1993.
45. Наумова Т.В., Кожевникова А.В. Педагогические условия здоровьесбережения младших школьников в условиях класса-комплекта сельской малочисленной школы// Молодой ученый. - 2015. - № 17.
46. Национальной проект «Здоровье». - разработан и утвержден
Министерством здравоохранения и социального развития РФ 21.12.2005 г.
47. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2009 году. Г осударственный доклад. - М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2010. - 456 с.
48. О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи (инструктивное письмо Министерство образования Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. № 3).
49. Онищенко Г.Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков/ Г.Г. Онищенко// журнал «Гигиена и санита¬рия», 2001. - № 5. - с. 10.
50. Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников: Вып.2: классные часы, тематические мероприятия, игры /авт.- сост. - Волгоград: Учитель, 2009. - 143 с.
51. Петров А.В. Ценностный мир молодежи Кубани. По результатам социологического исследования. - Краснодар, 2007.
52. Положение о Совете родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Екатеринбургского суворовского военного училища. - 2015, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eksvu.mil.ru/ Ob uchilische/Dokumenty/Lokalnye-normativnye-akty/Obrazovatelnaya-deyatelnost.
53. Попова И.П. Социально-психологическое самочувствие и проблемы адаптации обучающихся суворовского военного училища/ Сборник материалов IV Всероссийской открытой НПК ДОУ Министерства обороны Российской Федерации «Образование элитного качества: стратегия, содержание, технологии». - Ставрополь, - 2015. - 805-810 с.
54. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
55. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821¬10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
56. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45 « Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
57. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».
58. Пояснительная записка к Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования. - МНО РФ. Москва, 2011.
59. Приказ Минздрава РФ от 04.04.2003 г. №139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»// Официальные документы в образовании, 2003. - № 26.
60. Приказ Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30.06.92 № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».
61. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года№ 1312 «Об утверждении федерального базисного учебногоплана и примерных учебных планов для образовательных учрежденийРоссийской Федерации, реализующих программы общего образования».
62. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2004 г. № 352 «Об утверждении наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации».
63. Применение здоровьесберегающих технологий в школе [Электронный ресурс].http://www. specialschool.ru/health.
64. Проект «Школа здоровья»/ Под общ. ред. И.В.Кузнецовой. - М., 2011.
65. Сазонкин Е.Н. Методическое пособие «Составление расписания учебных занятий с максимальным использованием возможностей программы Microsoft Office Excel», - 2014.
66. Сазонкин Е.Н. Роль современных образовательных технологий в профессиональном развитии педагога./Сборник УрГПУ - 2018.
67. Сазонкин Е.Н. Соблюдение гигиенических требований к режиму образовательной деятельности/ Сборник научных трудов IX Всероссийской научно-практической конференции «Физиологические, педагогические и экологические проблемы здоровья и здорового образа жизни», г. Екатеринбург, УрГПУ, - 2016, 469 с.
68. Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя [Электронный ресурс]. URL:http://sv-sidorov.ucoz.com.
69. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011.
70. Сироткин Л.1О. Теория и практика формирования социально-устойчивой личности учащегося. - Казань, 1993. - 323 с.
71. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы/ М.: АРКТИ, 2013
72. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе// М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.
73. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/ - М.: АРКТИ, 2014.
74. Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-
sad/raznoe/2017/02/15/sotsialnoe-zdorove.
75. Стегний В.Н. Осознание личностью своего социального будущего. Пермь, 2007.
76. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка, - М.: «Академия», 2001. - 368 с.
77. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения, Министерство здравоохранения - Изд-во «Медицина», ВОЗ, Женева, 1968.
78. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании. - М.: Собр. Соч., 1983, - т.2, 431 с.
79. Ушинский К.Д. Пед. соч.: в 6 т. т. 5. - М., 1990.
80. Федеральный государственный образовательный стандарт основно-го общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897. - М. : Просвещение, 2010.-31 с.
81. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
82. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
83. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 5.3.2004 г. № 1089.
84. Филонов Г.Н. Воспитательный процесс: методология и специфика исследования// Педагогика. 2000. № 9.
85. Халемский Г.А. Школа - территория здоровья// Педагогика. 2011.
86. Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути. (Опыт социологического исследования). - СПб, 2004.
87. Чумаков Б.Н. Валеология. Курс лекций. - М.: Педагогическое общество России, 1994. - 185 с.
88. Шацкий СТ. Работа для будущего. - М.: Педагогические сочинения в 4-х т., 1968. - т.2, 476 с.
89. Швец Е.П., Микерова Г.Ж. Применение здоровьесберегающих технологий в семейном воспитании младших школьников/ Педагогика XXI век, - 2017.