ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте 6
1.2. Организация воспитательной работы в дошкольной образовательной
организации по развитию эмпатии у воспитанников 16
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Констатирующий этап. Диагностика проявления эмпатии у
дошкольников 32
2.2. Формирующий этап. Внедрение приемов и методов развития
эмпатии у старших дошкольников в воспитательную работу МДОАУ детский сад «Белочка» ХМАО-Югра города Пыть-Яха 40
2.3. Анализ результатов контрольного этапа исследования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Приоритетная задача Российской Федерации - воспитание нового поколения, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям двадцать первого века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является организация воспитательной работы с детьми. В законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание рассматривается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [80, Ст.2].
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что исследование эмпатии старших дошкольников и возможности ее развития в образовательной организации определяется ее недостаточной изученностью. Между тем представления о развитии эмпатии у старших дошкольников и психолого-педагогические способы ее формирования очень значительны для настоящего психического развития в старшем дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным для развития взаимоотношений с иными людьми, формирования децентрации, нравственных эмоций. В связи с этим вопрос о разработке методов и средств развития эмпатии у старших дошкольников.
Проблема исследования заключается в поиске приемов и методов развития эмпатии у старших дошкольников при организации воспитательной работы ДОУ.
Цель исследования: выявить, теоретически и практически обосновать приемы и методы развития эмпатии у старших дошкольников при организации воспитательной работы ДОУ.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной литературы выявить сущность эмпатии и раскрыть проблему развития эмпатии у старших дошкольников.
2. Раскрыть сущность организации воспитательной работы по развитию эмпатии у старших дошкольников.
3. Выявить уровень развития эмпатии у старших дошкольников.
4. Внедрить в организацию воспитательной работы ДОУ приемы и методы развития эмпатии у старших дошкольников.
5. Провести анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования. Организация воспитательной работы по развитию эмпатии является эффективной, если:
1. Будет изучена психолого-педагогическая литература о сущности понятия «эмпатия» и рассмотрены особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
2. Будут определены уровни развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
3. Будут выявлены и внедрены в воспитательную работу ДОУ приемы и методы развития эмпатии у старших дошкольников.
Объект исследования: развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: приемы и методы развития эмпатии у старших дошкольников при организации воспитательной работы ДОУ.
Степень разработанности проблемы исследования. Анализ специальной литературы и диссертационных исследований, посвящённых организации воспитательной работы в ДОУ и развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, обусловили обращение к разнообразным научным источникам социально-философского, психолог-педагогического характера.
Данная проблема была рассмотрена учеными. (Афонькина Ю.А., Буре Р.С., Волобуева Л.М., Гаврилова Т.П., Давыдова Н.Н., Кошелева А.Д., Урунтаева Г.А., и др.).
Практическая значимость исследования состоит в возможности внедрения результатов исследования образовательную организацию в целях подготовки и реализации мер, направленных на развитие эмпатии у старших дошкольников при организации воспитательной работы ДОУ.
Вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Организация воспитательной работы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста»
Методы исследования: теоретические - анализ научной литературы и нормативных источников, обобщение, систематизация; эмпирические - методы опроса, тестирование, наблюдение.
База исследования: МДОАУ детский сад «Белочка» ХМАО -Югра города Пыть-Яха.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Несмотря на огромную численность изучений, познания об организации воспитательной работы и возможности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста недостаточно исчерпывающие. В данной связи они мало изучены.
Следует отметить, что у ребенка в 6-7 лет эмпатийные способности активно развиваются, проходя через три стадии: сопереживание - сочувствие - деятельная поведенческая эмпатия. У ребенка в этом возрасте возникает импульс к оказанию помощи другим. Отношение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее.
Анализ проблемы развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте показывает, что данный период является благоприятным для развития эмпатии, поскольку у детей активно развивается способность к пониманию переживаний другого человека и проявлению сопереживания. В качестве условий развития эмпатии старших дошкольников выступают: комплексный подход, предполагающий развитие всех компонентов эмпатии; развитие эмоциональной сферы и обогащение эмпатийного опыта детей; развитие умения понимать эмоциональные состояния и переживаний, осознавать собственные переживания, развитие помогающего, содействующего, поведения в ответ на переживания другого на основе использования разных методов и приемов (игры, упражнения и т.д.)
Мы убедились, что воспитательный процесс как любой организационный процесс подчиняется общим правилам и требованиям, предъявляемым наукой менеджмента к организационному процессу. Для того чтобы полноценно организовать воспитание эмпатии у детей старшего дошкольного возраста необходимо четко спланировать данный процесс, определив его цели, задачи, структуру, этапы и методологию, а также привлекаемые для этого ресурсы.
Результаты исследования по двум методикам уровня развития когнитивного компонента и эмоционального компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе показали, что для значительного количества дошкольников характерен средний уровень сформированности эмпатии.
Результаты первой серии диагностических процедур свидетельствуют, что у 26,7% дошкольников был обнаружен высокий уровень, у 46,7% обнаружили средний уровень и низкий уровень понимания эмоционального состояния другого человека был выявлен у 26,7% детей.
После проведения констатирующего этапа используя нами были предложены приемы и методы работы с детьми с помощью которых воспитатель формирует высокий уровень заинтересованности ребенка, учит сопереживать другим и примерять на себя различные эмоциональные маски, что служит непосредственным толчком к развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты контрольного этапа исследования подтверждают, что при реализации организованной воспитательной работе по развитию эмпатии старших дошкольников в специально организованной деятельности, дети 6-7 лет достигают высокого уровня развития действенной эмпатии (53,3%).
По результатам анализа контрольного этапа исследования эмпатийного поведения детей экспериментальной группы качественно изменилась, а именно:
- повысился уровень устойчивости и самостоятельности эмпатийных проявлений детей;
- направленность эмпатийных проявлений дошкольников в ситуациях различной эмоциональной модальности расширилась;
- у всех детей отмечалась адекватность эмпатийных проявлений в соответствующих ситуациях и адекватность эмпатийного поведения; у детей повысилось стремление проявлять сопереживание-сочувствие- содействие по отношению к другим.
- дети демонстрировали способность изменять свое поведение, организовывать деятельность с учетом потребностей и желаний другого ребенка.
В качестве особенностей развития эмпатии у дошкольников были выделены сопереживание, распознавание эмоций, уподобление эмоциональному состоянию другого, симпатия, сочувствие, сравнения себя с положительным литературным героем, моральные оценки собственных действий и поступков сверстников.
Таким образом, организация воспитательной работы по развитию эмпатии у детей дошкольного возраста является чрезвычайно актуальной педагогической проблемой.
Важное значение при организации воспитательной работы с детьми имеет реализация воспитательного содержания учебного материала, целостно влияющего на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы дошкольников. Такие учебные занятия, как окружающий мир, развитие речи, способствуют ознакомлению детей с мотивами и потребностями милосердной личности, формируют чувство требовательности к себе при ощущении чужого страдания, как собственного. Также для детей может быть полезным специально разработанные учебно - воспитательные мероприятия, праздники, посвященные воспитанию исследуемого качества.
Завершая, стоит упомянуть древнеиндийский афоризм, в котором говорится: «Сострадание правит миром». То есть важно, чтобы сердца наши не очерствели, и мы чувствовали боль близких нам людей, особенно когда они от нас зависят.
Конфуций же говорил: «Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством», что означает готовность и решимость милосердного человека помочь и утешить тех, кто в этом нуждается. Поэтому остается достаточно не разработанных аспектов, связанных с организацией воспитательной работы по развитию эмпатии и развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. воспитанием милосердия у детей дошкольного возраста, в дальнейшем потребует глубоких исследований.
Таким образом, можно рекомендовать педагогам использовать в работе с детьми приемы и методы, направленные на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста и комплекс дидактических и сюжетно-ролевых игры, направленных на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Все это позволяет ребенку распознавать чувства и эмоции людей и позволяет в полной мере усваивать информацию о эмоциях.
Данное исследование не является исчерпывающим. В дальнейшем планируется продолжить поиск способов развития эмпатии у детей при организации воспитательной работы в образовательном учреждении.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношения ребенка в детской субкультуре. Воронеж, МОДЭК, 2010. - 416 с.
2. Абрамова Г.С Возрастная психология: Учебное пособие
для студентов вузов. 4-е изд., М., Академия, 2009. - 672 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебное пособие
для студентов вузов. М., Аспект Пресс, 2011. - 384 с.
4. Атаханов Р. и др. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия / М.Г. Бобкова. 1-е изд. М., МГ1П1У, 2007. - 102 с.
5. Ауезова К.Т. Учебно методическое пособие по дисциплине Менеджмент. 1-е изд., Астана, 2011. - 77 с.
6. Безрукова В.С. Педагогика. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения). М., Феникс, 2003. - 384 с.
7. Белинская Е.П. и др. Социальная психология личности /
О.А. Белинская. М., Аспект Пресс, 2011. - 301 с.
8. Бех И.Д. Психологические основы нравственного развития личности: автореф. дис. ... д-ра. психолог. наук: Киев, 2009. - 42 с.
9. Большунова, Л.Н. Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности: автореф. дис. ... канд. психолог. наук. Новосибирск, 2010. - 24 с.
10. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М., Педагогика, 2010. - 186 с.
11. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. СПб, Питер, 2002. - 440 с.
12. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе. Вопросы психологии. 5-е изд., М., Педагогика, 2010. - 48 с.
13. Волобуева Л. М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление ДОУ. 2006. № 6. С. 70 -78.
14. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. СПб, Союз,2006.- 224 с.
15. Выготский Л.С. и др. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 4. Детская психология. Под ред. Б.Д. Эльконина. М., Педагогика, 2014. - 432 с.
16. Гаврилова, Т.П. Сопереживание и сочувствие // Дошкольное воспитание. 2005. № 2. С. 26 - 35.
17. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М., Знание, 2009. -125 с.
18. Гаврилова, Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тез. докл. Краснодар: Кубан, 2015. - 179 с.
19. Гайворонская, Т.А. Развитие эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб, Союз, 2009. - 25 с.
20. Гайворонская Т.А. и др. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие / В.А. Деркунская / М., Центр педагогического образования, 2014. - 144 с.
21. Гладкова, Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования // Ребенок в детском саду. 2016. №4. С. 41 - 47.
22. Гиппенрейтер, Ю.Б. и др. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии /Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова / 2013. №4. С. 61 - 68.
23. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика
с основами методик воспитания и обучения. СПб, Питер, 2013. - 464 с.
24. Гущина У.В. Развитие эмпатии у дошкольников 5-6 лет // Научно - методический электронный журнал Концепт. 2015. № 10. С. 256-260.
25. Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования. // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2010. № 8. 387 с.
26. Долгова В.И. и др, Эмпатия / Монография / Е.В. Мельник / М., Перо, 2014. - 185 с.
27. Ежкова Н.С. Дошкольное образование и мир детских эмоций:
теоретико-методические основы взаимовлияния. Тула, ТГПУ
им. Л.Н. Толстого, 2014. - 156 с.
28. Ежкова Н.С. Приобщение дошкольников к ценностям: теория и методика. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2016. - 119 с.
29. Жарова Д. В., Формирование эмпатии в дошкольном возрасте // Научно-методический электронный журнал. Концеп, 2014. Т. 20. С. 1621¬1625.
30. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М., Педагогика,2017.- 263 с.
31. Запорожец А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии.
2004. № 6. С. 25-27.
32. Запорожец А.В. и др. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / Д.Б. Эльконин / СПб, Питер,2013.- 214 с.
33. Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В. Опыт оказания психолого- педагогической помощи средствами рефлексивно-деятельностного подхода: случай Дениса Г. // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 2. С. 142-156.
34. Зарецкий Ю.В. и др. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов // Психологическая наука и образование / В.К. Зарецкий, И.Ю. Кулагина / 2014. Т. 19. № 1. С. 99-110.
35. Золотарева А.В. Управление образовательной организацией. М., Юрайт, 2018. - 286 с.
36. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребёнка в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие. Череповец, ЧГУ, 2008. 178 с.
37. Изотова Е. И. Феноменология эмоционального развития современных дошкольников // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 29. С. 8.
38. Изотова Е.И., и др. Эмоциональная сфера ребёнка. Теория
и практика / Е.В. Никифорова / Прага, Академия, 2004. - 172 с.
39. Карабанова О.А. и др. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Д. Методические рекомендации /Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. / М., Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с.
40. Клименкова Е.Н. Развитие ментализации и эмпатии в онтогенезе: обзор эмпирических исследований // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 126-137.
41. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / Т.А. Куликова / М., Академия, 2012. - 416 с.
42. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие
для студентов средних педагогических учебных заведений / Т.А. Куликова / 4-е изд. М., Академия, 2002. - 416 с.
43. Коробкова В. Е. Изучение возможностей развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф. Чита, Молодой ученый, 2013. С. 96 -102.
44. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Просвещение, 2000. - 176 с.
45. Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста: тесты, игры, упражнения. Ростов -н-Д, Феникс, 2012. - 299 с.
46. Крившенко Л.П. Педагогика / М.Е. Вайндорф / М., Проспект, 2004. - 432 с.
47. Куражева Ю.Н. Цветик-семицветен программа психолого -
педагогических занятий для дошкольников. СПб, Сфера, 2016. 193 с.
48. Леонтьев А.А. Психология общения. М., Смысл,2007.- 486 с.
49. Леонтьев, А.Н. Психология игры. М., Смысл, 2010. - 426 с.
50. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. М., Слово,2017- 486 с.
51. Маханева М.Д. Ребенок в детском саду сочувствие // Дошкольное воспитание. 2015. № 8. С. 26-35.
52. Немов Р.С. Психологический словарь. М., Владос, 2007. - 560 с.
53. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб, Питер, 2013. - 486 с.
54. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста // образовательный портал СЛОВО «https://www.portal- slovo.ru/pre_school_education/36728.php?ELEMENT_ID=36728&SHOWALL_1=1» (дата обращения: 08.09.2018).
55. Общение дошкольника со сверстниками // Центр Адалин
«http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301114.shtml»(дата обращения: 11.08.2018).
56. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003. - 32 с.
57. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., Оникс,2018.-1376 с.
58. Петрова Е.А., ГоленковА.В., Шелева С.В. Психология.
Социальное образование XXI века. М., Квант Медиа, 2016. - 440с.
59. Петровский В.А. Психология воспитания. СПБ: Питер,1995. - 296 с.
60. Пиаже Ж. Основные проблемы генетической психологии //
Вопросы психологии. 1956. - № 3. - С. 56 - 87.
61. Погосов, Н. М. Погружени в сказку. М., Академия,
2014.- 102 с.
62. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х т. Т.1. Теоретическая
педагогика. М., Юрайт, 2013. -777 с.
63. Поздняков А.Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: Учебное пособие. Саратов, Наука, 2009. - 143 с.
64. Пономарева, М.А. Эмпатия, теория, диагностика, развитие: монография. Минск, Бестпринт, 2006. - 76 с.
65. Понятие стратегического планирования // socioline.ru
«http://socioline.ru/_seminar/exams/mans/man_2_q2.php» (дата обращения:
10.08.2018).
66. Прогнозирование и планирование// libraryno
«http://libraryno.ru/3-2-prognozirovanie-i-planirovanie-orgupravl/» (дата
обращения: 2.07.2018).
67. Психология художественного восприятия // Библиотекарь. Ру портал «http://www.bibliotekar.ru/estetika-2/30.htm»(дата обращения: 25.07.2018).
68. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций: сборник, под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984. С. 235-238.
69. Сластенин, В.А., Исаева И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., Академия, 2012. - 576 с.
70. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., Логос,2011.- 106 с.
71. Состав и структура содержания воспитания // ote4estvo «http://www.ote4estvo.ru/pedagogika-v-tablicah/93699-sostav-i-struktura- soderzhaniya-vospitaniya.html»(дата обращения: 7.07.2018).
72. Стрелкова Л.П. Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-Яй. М., Интерпракс 1995. - 40 с.
73. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., Просвещение,2011.- 186 с.
74. Сущность функций организации // Uamconsult.com
экономический nортал«http://www.uamconsult.com/book_405_chapter
_63_%C2%A7_1._SUSHHNOST_FUNK%D0%A1IJJ_ORGANIZA%D0%A1 II.h tml» (дата обращения: 23.07.2018).
75. Турвандян С.В. Исследование психического воздействия
процессе общения // Студенческий научный форум - 2014. 2014. №VI
Международная студенческая научная конференция. С. 13 - 16.
76. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М., Флинта, 2013. - 256 с.
77. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. М., Просвещение, 2016. -111 с.
78. Урунтаева Г.А. и др. Практикум по дошкольной психологии / Ю.А. Афонькина. М., Академия, 2008. - 304 с.
79. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах. М., Педагогика, 1974. - 441с.
80. Федеральный закон об образовании в российской федерации "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" от 21.12.12 № 273-ФЗ // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 2015 г. Ст. 2.
81. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: учебное пособие. М., Международная педагогическая академия,2012.- 368 с.
82. Холмогорова А.Б. Значение культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского для разработки современных моделей социального познания и методов психотерапии // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 58-92.
83. Щетинина В.В., Трушина Н.А., Шестопалова И.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения сотрудничать на занятии // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 6. Часть II. Форум, 2008. С. 201-208.
84. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студентов высш. учеб. Заведений. М., Академия, 4 изд. 2007. - 194 с.
85. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., Владос, 2009. - 358 с.
86. Эришвили Н.Д. Маркетинг. М., Юнити-Дана 2001. - 623с
87. Юнг, К.Г. Психология характера. СПб, Питер, 2003. - 736 с.
88. Юсупов, И.М. Психология эмпатии: теоретич. и прикладн. аспекты: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб, 2015. - 252 с.