Организация воспитательной работы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте 6
1.2. Организация воспитательной работы в дошкольной образовательной
организации по развитию эмпатии у воспитанников 16
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Констатирующий этап. Диагностика проявления эмпатии у
дошкольников 32
2.2. Формирующий этап. Внедрение приемов и методов развития
эмпатии у старших дошкольников в воспитательную работу МДОАУ детский сад «Белочка» ХМАО-Югра города Пыть-Яха 40
2.3. Анализ результатов контрольного этапа исследования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте 6
1.2. Организация воспитательной работы в дошкольной образовательной
организации по развитию эмпатии у воспитанников 16
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Констатирующий этап. Диагностика проявления эмпатии у
дошкольников 32
2.2. Формирующий этап. Внедрение приемов и методов развития
эмпатии у старших дошкольников в воспитательную работу МДОАУ детский сад «Белочка» ХМАО-Югра города Пыть-Яха 40
2.3. Анализ результатов контрольного этапа исследования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Приоритетная задача Российской Федерации - воспитание нового поколения, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям двадцать первого века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является организация воспитательной работы с детьми. В законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание рассматривается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [80, Ст.2].
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что исследование эмпатии старших дошкольников и возможности ее развития в образовательной организации определяется ее недостаточной изученностью. Между тем представления о развитии эмпатии у старших дошкольников и психолого-педагогические способы ее формирования очень значительны для настоящего психического развития в старшем дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным для развития взаимоотношений с иными людьми, формирования децентрации, нравственных эмоций. В связи с этим вопрос о разработке методов и средств развития эмпатии у старших дошкольников.
Проблема исследования заключается в поиске приемов и методов развития эмпатии у старших дошкольников при организации воспитательной работы ДОУ.
Цель исследования: выявить, теоретически и практически обосновать приемы и методы развития эмпатии у старших дошкольников при организации воспитательной работы ДОУ.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной литературы выявить сущность эмпатии и раскрыть проблему развития эмпатии у старших дошкольников.
2. Раскрыть сущность организации воспитательной работы по развитию эмпатии у старших дошкольников.
3. Выявить уровень развития эмпатии у старших дошкольников.
4. Внедрить в организацию воспитательной работы ДОУ приемы и методы развития эмпатии у старших дошкольников.
5. Провести анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования. Организация воспитательной работы по развитию эмпатии является эффективной, если:
1. Будет изучена психолого-педагогическая литература о сущности понятия «эмпатия» и рассмотрены особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
2. Будут определены уровни развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
3. Будут выявлены и внедрены в воспитательную работу ДОУ приемы и методы развития эмпатии у старших дошкольников.
Объект исследования: развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: приемы и методы развития эмпатии у старших дошкольников при организации воспитательной работы ДОУ.
Степень разработанности проблемы исследования. Анализ специальной литературы и диссертационных исследований, посвящённых организации воспитательной работы в ДОУ и развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, обусловили обращение к разнообразным научным источникам социально-философского, психолог-педагогического характера.
Данная проблема была рассмотрена учеными. (Афонькина Ю.А., Буре Р.С., Волобуева Л.М., Гаврилова Т.П., Давыдова Н.Н., Кошелева А.Д., Урунтаева Г.А., и др.).
Практическая значимость исследования состоит в возможности внедрения результатов исследования образовательную организацию в целях подготовки и реализации мер, направленных на развитие эмпатии у старших дошкольников при организации воспитательной работы ДОУ.
Вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Организация воспитательной работы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста»
Методы исследования: теоретические - анализ научной литературы и нормативных источников, обобщение, систематизация; эмпирические - методы опроса, тестирование, наблюдение.
База исследования: МДОАУ детский сад «Белочка» ХМАО -Югра города Пыть-Яха.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что исследование эмпатии старших дошкольников и возможности ее развития в образовательной организации определяется ее недостаточной изученностью. Между тем представления о развитии эмпатии у старших дошкольников и психолого-педагогические способы ее формирования очень значительны для настоящего психического развития в старшем дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным для развития взаимоотношений с иными людьми, формирования децентрации, нравственных эмоций. В связи с этим вопрос о разработке методов и средств развития эмпатии у старших дошкольников.
Проблема исследования заключается в поиске приемов и методов развития эмпатии у старших дошкольников при организации воспитательной работы ДОУ.
Цель исследования: выявить, теоретически и практически обосновать приемы и методы развития эмпатии у старших дошкольников при организации воспитательной работы ДОУ.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной литературы выявить сущность эмпатии и раскрыть проблему развития эмпатии у старших дошкольников.
2. Раскрыть сущность организации воспитательной работы по развитию эмпатии у старших дошкольников.
3. Выявить уровень развития эмпатии у старших дошкольников.
4. Внедрить в организацию воспитательной работы ДОУ приемы и методы развития эмпатии у старших дошкольников.
5. Провести анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования. Организация воспитательной работы по развитию эмпатии является эффективной, если:
1. Будет изучена психолого-педагогическая литература о сущности понятия «эмпатия» и рассмотрены особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
2. Будут определены уровни развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
3. Будут выявлены и внедрены в воспитательную работу ДОУ приемы и методы развития эмпатии у старших дошкольников.
Объект исследования: развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: приемы и методы развития эмпатии у старших дошкольников при организации воспитательной работы ДОУ.
Степень разработанности проблемы исследования. Анализ специальной литературы и диссертационных исследований, посвящённых организации воспитательной работы в ДОУ и развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, обусловили обращение к разнообразным научным источникам социально-философского, психолог-педагогического характера.
Данная проблема была рассмотрена учеными. (Афонькина Ю.А., Буре Р.С., Волобуева Л.М., Гаврилова Т.П., Давыдова Н.Н., Кошелева А.Д., Урунтаева Г.А., и др.).
Практическая значимость исследования состоит в возможности внедрения результатов исследования образовательную организацию в целях подготовки и реализации мер, направленных на развитие эмпатии у старших дошкольников при организации воспитательной работы ДОУ.
Вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Организация воспитательной работы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста»
Методы исследования: теоретические - анализ научной литературы и нормативных источников, обобщение, систематизация; эмпирические - методы опроса, тестирование, наблюдение.
База исследования: МДОАУ детский сад «Белочка» ХМАО -Югра города Пыть-Яха.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Несмотря на огромную численность изучений, познания об организации воспитательной работы и возможности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста недостаточно исчерпывающие. В данной связи они мало изучены.
Следует отметить, что у ребенка в 6-7 лет эмпатийные способности активно развиваются, проходя через три стадии: сопереживание - сочувствие - деятельная поведенческая эмпатия. У ребенка в этом возрасте возникает импульс к оказанию помощи другим. Отношение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее.
Анализ проблемы развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте показывает, что данный период является благоприятным для развития эмпатии, поскольку у детей активно развивается способность к пониманию переживаний другого человека и проявлению сопереживания. В качестве условий развития эмпатии старших дошкольников выступают: комплексный подход, предполагающий развитие всех компонентов эмпатии; развитие эмоциональной сферы и обогащение эмпатийного опыта детей; развитие умения понимать эмоциональные состояния и переживаний, осознавать собственные переживания, развитие помогающего, содействующего, поведения в ответ на переживания другого на основе использования разных методов и приемов (игры, упражнения и т.д.)
Мы убедились, что воспитательный процесс как любой организационный процесс подчиняется общим правилам и требованиям, предъявляемым наукой менеджмента к организационному процессу. Для того чтобы полноценно организовать воспитание эмпатии у детей старшего дошкольного возраста необходимо четко спланировать данный процесс, определив его цели, задачи, структуру, этапы и методологию, а также привлекаемые для этого ресурсы.
Результаты исследования по двум методикам уровня развития когнитивного компонента и эмоционального компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе показали, что для значительного количества дошкольников характерен средний уровень сформированности эмпатии.
Результаты первой серии диагностических процедур свидетельствуют, что у 26,7% дошкольников был обнаружен высокий уровень, у 46,7% обнаружили средний уровень и низкий уровень понимания эмоционального состояния другого человека был выявлен у 26,7% детей.
После проведения констатирующего этапа используя нами были предложены приемы и методы работы с детьми с помощью которых воспитатель формирует высокий уровень заинтересованности ребенка, учит сопереживать другим и примерять на себя различные эмоциональные маски, что служит непосредственным толчком к развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты контрольного этапа исследования подтверждают, что при реализации организованной воспитательной работе по развитию эмпатии старших дошкольников в специально организованной деятельности, дети 6-7 лет достигают высокого уровня развития действенной эмпатии (53,3%).
По результатам анализа контрольного этапа исследования эмпатийного поведения детей экспериментальной группы качественно изменилась, а именно:
- повысился уровень устойчивости и самостоятельности эмпатийных проявлений детей;
- направленность эмпатийных проявлений дошкольников в ситуациях различной эмоциональной модальности расширилась;
- у всех детей отмечалась адекватность эмпатийных проявлений в соответствующих ситуациях и адекватность эмпатийного поведения; у детей повысилось стремление проявлять сопереживание-сочувствие- содействие по отношению к другим.
- дети демонстрировали способность изменять свое поведение, организовывать деятельность с учетом потребностей и желаний другого ребенка.
В качестве особенностей развития эмпатии у дошкольников были выделены сопереживание, распознавание эмоций, уподобление эмоциональному состоянию другого, симпатия, сочувствие, сравнения себя с положительным литературным героем, моральные оценки собственных действий и поступков сверстников.
Таким образом, организация воспитательной работы по развитию эмпатии у детей дошкольного возраста является чрезвычайно актуальной педагогической проблемой.
Важное значение при организации воспитательной работы с детьми имеет реализация воспитательного содержания учебного материала, целостно влияющего на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы дошкольников. Такие учебные занятия, как окружающий мир, развитие речи, способствуют ознакомлению детей с мотивами и потребностями милосердной личности, формируют чувство требовательности к себе при ощущении чужого страдания, как собственного. Также для детей может быть полезным специально разработанные учебно - воспитательные мероприятия, праздники, посвященные воспитанию исследуемого качества.
Завершая, стоит упомянуть древнеиндийский афоризм, в котором говорится: «Сострадание правит миром». То есть важно, чтобы сердца наши не очерствели, и мы чувствовали боль близких нам людей, особенно когда они от нас зависят.
Конфуций же говорил: «Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством», что означает готовность и решимость милосердного человека помочь и утешить тех, кто в этом нуждается. Поэтому остается достаточно не разработанных аспектов, связанных с организацией воспитательной работы по развитию эмпатии и развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. воспитанием милосердия у детей дошкольного возраста, в дальнейшем потребует глубоких исследований.
Таким образом, можно рекомендовать педагогам использовать в работе с детьми приемы и методы, направленные на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста и комплекс дидактических и сюжетно-ролевых игры, направленных на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Все это позволяет ребенку распознавать чувства и эмоции людей и позволяет в полной мере усваивать информацию о эмоциях.
Данное исследование не является исчерпывающим. В дальнейшем планируется продолжить поиск способов развития эмпатии у детей при организации воспитательной работы в образовательном учреждении.
Следует отметить, что у ребенка в 6-7 лет эмпатийные способности активно развиваются, проходя через три стадии: сопереживание - сочувствие - деятельная поведенческая эмпатия. У ребенка в этом возрасте возникает импульс к оказанию помощи другим. Отношение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее.
Анализ проблемы развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте показывает, что данный период является благоприятным для развития эмпатии, поскольку у детей активно развивается способность к пониманию переживаний другого человека и проявлению сопереживания. В качестве условий развития эмпатии старших дошкольников выступают: комплексный подход, предполагающий развитие всех компонентов эмпатии; развитие эмоциональной сферы и обогащение эмпатийного опыта детей; развитие умения понимать эмоциональные состояния и переживаний, осознавать собственные переживания, развитие помогающего, содействующего, поведения в ответ на переживания другого на основе использования разных методов и приемов (игры, упражнения и т.д.)
Мы убедились, что воспитательный процесс как любой организационный процесс подчиняется общим правилам и требованиям, предъявляемым наукой менеджмента к организационному процессу. Для того чтобы полноценно организовать воспитание эмпатии у детей старшего дошкольного возраста необходимо четко спланировать данный процесс, определив его цели, задачи, структуру, этапы и методологию, а также привлекаемые для этого ресурсы.
Результаты исследования по двум методикам уровня развития когнитивного компонента и эмоционального компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе показали, что для значительного количества дошкольников характерен средний уровень сформированности эмпатии.
Результаты первой серии диагностических процедур свидетельствуют, что у 26,7% дошкольников был обнаружен высокий уровень, у 46,7% обнаружили средний уровень и низкий уровень понимания эмоционального состояния другого человека был выявлен у 26,7% детей.
После проведения констатирующего этапа используя нами были предложены приемы и методы работы с детьми с помощью которых воспитатель формирует высокий уровень заинтересованности ребенка, учит сопереживать другим и примерять на себя различные эмоциональные маски, что служит непосредственным толчком к развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты контрольного этапа исследования подтверждают, что при реализации организованной воспитательной работе по развитию эмпатии старших дошкольников в специально организованной деятельности, дети 6-7 лет достигают высокого уровня развития действенной эмпатии (53,3%).
По результатам анализа контрольного этапа исследования эмпатийного поведения детей экспериментальной группы качественно изменилась, а именно:
- повысился уровень устойчивости и самостоятельности эмпатийных проявлений детей;
- направленность эмпатийных проявлений дошкольников в ситуациях различной эмоциональной модальности расширилась;
- у всех детей отмечалась адекватность эмпатийных проявлений в соответствующих ситуациях и адекватность эмпатийного поведения; у детей повысилось стремление проявлять сопереживание-сочувствие- содействие по отношению к другим.
- дети демонстрировали способность изменять свое поведение, организовывать деятельность с учетом потребностей и желаний другого ребенка.
В качестве особенностей развития эмпатии у дошкольников были выделены сопереживание, распознавание эмоций, уподобление эмоциональному состоянию другого, симпатия, сочувствие, сравнения себя с положительным литературным героем, моральные оценки собственных действий и поступков сверстников.
Таким образом, организация воспитательной работы по развитию эмпатии у детей дошкольного возраста является чрезвычайно актуальной педагогической проблемой.
Важное значение при организации воспитательной работы с детьми имеет реализация воспитательного содержания учебного материала, целостно влияющего на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы дошкольников. Такие учебные занятия, как окружающий мир, развитие речи, способствуют ознакомлению детей с мотивами и потребностями милосердной личности, формируют чувство требовательности к себе при ощущении чужого страдания, как собственного. Также для детей может быть полезным специально разработанные учебно - воспитательные мероприятия, праздники, посвященные воспитанию исследуемого качества.
Завершая, стоит упомянуть древнеиндийский афоризм, в котором говорится: «Сострадание правит миром». То есть важно, чтобы сердца наши не очерствели, и мы чувствовали боль близких нам людей, особенно когда они от нас зависят.
Конфуций же говорил: «Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством», что означает готовность и решимость милосердного человека помочь и утешить тех, кто в этом нуждается. Поэтому остается достаточно не разработанных аспектов, связанных с организацией воспитательной работы по развитию эмпатии и развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. воспитанием милосердия у детей дошкольного возраста, в дальнейшем потребует глубоких исследований.
Таким образом, можно рекомендовать педагогам использовать в работе с детьми приемы и методы, направленные на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста и комплекс дидактических и сюжетно-ролевых игры, направленных на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Все это позволяет ребенку распознавать чувства и эмоции людей и позволяет в полной мере усваивать информацию о эмоциях.
Данное исследование не является исчерпывающим. В дальнейшем планируется продолжить поиск способов развития эмпатии у детей при организации воспитательной работы в образовательном учреждении.
Подобные работы
- Развитие эмпатии детей дошкольного возраста (Кемеровский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2024 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2021 - Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018



